РАЗДЕЛ I
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 578(045)
Буянова Ирина Борисовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, Ьц]anvul@rambler.ru, Саранск
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Buyanova Irina Borisovna
Candidate of Pedagogics, senior lecturer of Department of pedagogics preschool and elementary education of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsev'eva, bujanvuJ(a),rambler, ru, Saransk
TECHNOLOGIES SOCIAL AND CULTURAL AD APTATIONS OF STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS OF PEDAGOGICAL INSTITUTE
Современное состояние нашего общества, процессы, происходящие в политической, экономической и духовной жизни страны требуют переосмысления содержания сферы образования и социальной политики. Одной из важнейших задач профессионального образования в России в наши дни является социокультурная адаптация будущих учителей.
Изучение опыта работы вузов свидетельствует о том, что существует проблема определения адекватного содержания деятельности, направленной на ускорение процесса адаптации студентов к условиям вуза. Мероприятия, имеющие своей целью приобщение первокурсников к вузовской жизни, как правило, единичны. Кроме того, отсутствует комплексность в решении задач социокультурной адаптации студентов, не всегда соответствуют задачам методы, формы и организация работы. Вследствие этого возникла необходимость решения вопросов, связанных с поисками новых, эффективно действующих технологий социокультурной адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме, с разработкой современных моделей педагогических и социальных служб, воспитательных систем, методик социально-педагогической работы.
Известно, что начало обучения в высшем учебном заведении хронологически совпадает с новой стадией психологического развития человека, активным формированием его социальной зрелости, интенсивным нравственным и интеллектуальным развитием, моделированием образователь-
Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 г.г. по теме: Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании» (№ 02.740.11.0427).
И. Б. Буянов а
ного и жизненного пути, выработкой оценочного отношения к условиям собственной жизнедеятельности. Это создает благоприятные условия для формирования у молодежи в этот период не только профессиональных знаний и умений, но и качеств, необходимых для эффективной социокультурной адаптации.
В то же время начало обучения на новой образовательной ступени, иные условия жизни и учебы, в которые без предварительной, подготовки входит первокурсник, достаточно противоречивы. С одной стороны, новые обстоятельства жизни, смена обстановки, новая социальная роль приводят к переживаниям духовного подъема, повышенного интереса, радости. С другой стороны, эти же обстоятельства определяют трудности, барьеры, вызывающие растерянность, неудовлетворенность, порой даже стресс у студентов. Так, проблема обучения выпускников сельских школ в вузе обусловлена большими материальными расходами на перемещение из родного села в вузовские центры, продолжительным отрывом юношей и девушек от родителей, друзей, невозможностью совмещать учебу с работой, иметь привычные жизненные условия, нарушением регулярности питания, утратой ощущения безопасности и т. д. Массовый приток молодежи в вузовские центры требует повышенного внимания администрации образовательных учреждений к проблемам негородских студентов, а от профессорско-преподавательского состава - соответствующей компетентности в вопросах управления адаптацией этого контингента к обучению в вузе.
В этой связи представляется важным специальное изучение психолого-педагогических оснований социокультурной адаптации современного студента, а также определение педагогических условий эффективности данного процесса.
Анализ литературы свидетельствует о том, что к рассматриваемой проблеме обращены исследования во многих областях научного знания и изучению подвержены различные ее аспекты.
Философское осмысление и интерпретация понятия «социальная адаптация» представлены в научных трудах Н. А. Батурина, М. А. Береби-на, В. Ю. Верещагина, И. Д. Калайкова, М. В. Рома, Г. И. Царегородцева, Л. Л. Шпак и др.
Социально-психологические аспекты адаптации были предметом исследования таких ученых, как А. А. Бодалев, Г. А. Балл, Л. П. Гримак, Я. Л. Коломенский, А.Н. Леонтьев, А. А. Налчаджан, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В.Я. Яблонко и др.
Проблема социальной, социально-психологической, профессиональной адаптации молодежи получила освещение в трудах Д. А. Андреевой, Л. Н. Буевой, Т. Г. Дичева, В. М. Дугинца, И. Д. Калайкова, И. К. Кряжевой, И. А. Милославовой, В. С. Олейникова, Л. М. Растовой, К. О. Сантросяна, В. Т. Хорошко, Е. В. Шороховой и др. Изучению вопросов профессионального самоопределения личности, готовности к трудовой деятельности, профессиональному становлению посвящены работы С. Д. Артемова, А. Н. Бо-
рискина, Н. А. Ермоленко, Н. А. Свиридова, Е. В. Таранова и др. Однако эти работы были выполнены в иных социально-экономических и психолого-педагогических условиях, когда не стоял вопрос о рыночных отношениях. В новых экономических и социально-политических условиях, в связи с углублением процессов десоциализации социально незащищенных категорий молодежи остро встал вопрос об адаптации студентов к новым реалиям обучения, что справедливо отмечают А. А. Зленко, А. П. Исаев, Б. К. Кишиев, Т. В. Ковалева, С. Е. Костоусов, В. Г. Попов, В. С. Соловьев и др.
В настоящее время учеными (Б. 3. Вульфов, Л. А. Гордон, Г. В. Залев-ский, В.Т. Лисовский, М. В. Ромм, Г. Н. Филонов, Т. Ф. Яркина и др.) исследуется сущность социально-адаптационного процесса, обосновывается статус категории «социальная адаптация», изучаются механизмы.
Обосновывают значимость целенаправленного педагогического управления процессом адаптации, предлагают пути и средства повышения ее эффективности М. С. Дмитриева, Н. М. Киселев, Л. В. Коробова, Л. Ю. Логунова, Т. Г. Стефаненко и др.
Необходимости педагогической реабилитации с целью оказания помощи дезадаптированной молодежи, активной адаптации молодых людей уделяют внимание Б. А. Бараш, А. Я. Горкунова, Л. И. Краева, А. В. Кущак, Т. В. Солоди лова, О. П. Степанова и др.
Термин «социальная адаптация студентов» используется чрезвычайно широко и трактуется многозначно. Ученые (Д. А. Андреева, В. Г. Асеев, Р. Р. Бибрих, В. С. Викторова, Н. Ф. Головатый, М. И. Дьяченко, Л. А. Кан-дыбович, В.Г1. Кондратова, Т. К. Кончанин, С. А. Ларионова, Л. А. Мо-лодцова, К. О. Сантросян, В. Т. Хорошко и др.) сходятся во мнении, что: во-первых, процесс адаптации к вузу влияет на профессиональное становление специалиста; во-вторых, протекание процесса адаптации в большей степени зависит от личностных качеств человека, которые в свою очередь изменяются в нем.
Социокультурную адаптацию студенческой молодежи мы понимаем как процесс взаимодействия личности и вузовской среды, в ходе которого достигается соответствие потребностей, мотивов, интересов, знаний, умений, ценностного отношения, направленности на профессию, качеств будущего специалиста, сформированных на предыдущих этапах обучения, воспитания, саморазвития условиям образовательной среды.
Весь комплекс факторов, влияющих на процесс адаптации студентов к условиям вуза нам, вслед за А. В. Мирошниковой, В. В. Глотовой [2], О. В. Полянок [3] представляется возможным условно разделить, на две группы: 1. Социальные факторы (факторы, влияющие вне вуза; факторы, влияющие в системе вуза, связанные с условиями обучения и проживания). 2. Индивидуально-личностные факторы (индивидуально-типологические особенности личности студента; интеллектуальное развитие; особенности мотивационной сферы; система ценностей; профессионально-важные качества и профессиональная ментальность; нравственная и социальная зрелость; социальная роль).
//. Б. Буя нов а
Предложенная классификация подтверждает положение о том, что адаптация студентов - комплексный, динамичный процесс, обусловленный взаимодействием педагогических, психологических, социальных и биологических факторов. У каждого студента имеется строго индивидуальный барьер психологической адаптации к внешним воздействиям, выражающийся в стремлении к достижению равновесия между психологическими и социальными потребностями.
Изучение проблемы вызывает необходимость разработки критериев успешной социокультурной адаптации студента к новым условиям. На основании анализа работ В. Н. Грибова [1], М. С. Яницкого [4] нами были определены четыре группы критериев, позволяющих оценить уровни адап-тированности молодежи к обучению в вузе: освоение социокультурной среды (наличие социальных и профессиональных знаний; свободная ориентация в социокультурной среде; осознанный и свободный выбор форм деятельности); удовлетворенность условиями вузовского обучения (удовлетворенность учебно-воспитательной работой, проводимой в вузе; отношение к членству в студенческой группе; отношение к учебе и профессии; удовлетворенность условиями проживания); активность в учебе и жизнедеятельности в вузе (усвоение правил и норм вузовской жизни; активность в учебной деятельности; активность во внеучебной деятельности; посещение библиотек; поведение в учебной группе, характер общения с сокурсниками); результативность обучения в вузе (успешность собственно учебной деятельности; оценка сокурсниками; перспективы повышения статуса). Предлагаемые критерии выступили для нас в качестве ориентиров результативности процесса социокультурной адаптации студенчества.
Теоретическим путем была выявлена специфика социокультурной адаптации студентов-выпускников сельских школ, обусловленная необходимостью освоения ими новой социокультурной среды. Установлено, что в жизни студента, окончившего сельскую школу, сосуществуют четыре основные составляющие адаптационного процесса, определяющие социокультурную направленность его развития: вуз как место учебной деятельности и как среда общения; общежитие как среда жизнедеятельности и общения; город как социокультурная среда; место, откуда приехал студент, родной (родительский) дом, включающий значимое прошлое иногороднего студента, группы его социализации (семью, друзей) и влияющий на его взаимоотношения с новым жизненным пространством. Наиболее существенными являются две основные системы: 1) вуз как место учебной деятельности и как среда общения; 2) вневузовские связи (прежде всего взаимосвязи в студенческом общежитии). Общежитие становится доминирующим фактором в жизни студентов-выпускников сельских школ, поскольку в сочетании с другими условиями оно предоставляет необходимые возможности для постоянного социального взаимодействия и формирования социальных норм и ожиданий.
Изучение современного состояния системы высшего образования, а также проведенное нами исследование позволили выявить основные трудности (не-
достаток индивидуальных контактов с преподавателями, отсутствие систематического контроля за ходом учебы, отсутствие навыков самостоятельной работы, проживание вне дома, бытовые трудности) адаптации первокурсников к вузовской образовательной среде. Кроме того, были обнаружены противоречия между существующими формами и методами организации учебно-воспитательного процесса и возрастающими требованиями молодежи по оказанию ей необходимой помощи по адаптации к новым условиям.
Разрешение данных противоречий мы видим в создании структурно-функциональной модели социокультурной адаптации студентов к условиям педагогического вуза. Основными компонентами модели стали: цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, результат деятельности педагогического вуза. Главным системообразующим компонентом разработанной нами модели является цель - создание оптимальных условий социокультурной адаптации студентов в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза. Для успешной реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- диагностика особенностей адаптации студентов к вузовским условиям;
- планирование учебно-воспитательной работы вуза по социокультурной адаптации первокурсников к условиям педагогического вуза;
- учебно-методическое обеспечение процесса социокультурной адаптации будущих учителей;
- организация взаимодействия студента с его внешней адаптирующей средой.
Следующим компонентом разработанной нами структурно-функцио-нальной модели социокультурной адаптации студентов к условиям педагогического вуза являются принципы научности, культуросообразности, систематичности, целостности, сотрудничества, связи теории с практикой, сознательности, активности, самостоятельности и др.
Приоритетными направлениями деятельности педагогического вуза по адаптации первокурсников стали образовательная, правовая, психологическая и валеологическая поддержка студентов, помощь в их трудоустройстве, материальная помощь, информационное обеспечение, организация быта и досуга.
Роль адаптации молодежи к обучению в вузе заключается в сокращении случаев отсева из вуза, росте удовлетворенности молодого человека, отсутствии правонарушений среди студентов, стремлении реализовать себя в дальнейшем в профессиональной деятельности по основной или дополнительной педагогической специальности.
Первый этап (общий срез) педагогического эксперимента проводился нами на базе МГПИ им. М. Е. Евсевьева, где участвовали студенты 1, 2, и 3 курсов факультета педагогического и художественного образования. Его целью была диагностика степени адаптации будущих специалистов к условиям обучения в вузе.
Анализ экспериментальных данных выявил мотивы учебной деятельности и мотивы выбора профессии, наличие трудностей в обучении, уровень
освоения социокультурной среды, степень удовлетворенности студентов условиями вузовского обучения, степень социальной активности личности, уровень результативности обучения в вузе. Мы установили, что большинство обучающихся недостаточно приспособлены к условиям жизни в студенческой среде. Особенно остро процесс адаптации протекает на 1-2 курсе и закапчивается к 3 курсу (оставшиеся 10% студентов адаптируются к концу 3-го курса).
В ходе изучения указанных выше аспектов нам удалось выделить пять типов деятельности и поведения студентов в сфере обучения, характеризующих уровень их адаптации к вузовской социокультурной среде: 1) высокий (социально-адаптационно сверхактивные); 2) вышесредний (соци-ально-адагпационно активные); 3) средний (социально-адаптационно неактивные); 4) нижесредний (социально-адаптационно пассивные); 5) низкий (социально'-адаптационно дезориентированные).
Второй этап проводился на базе 1 курса факультета педагогического и художественного образования МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Его целью было определение уровня социокультурной адаптации студентов-первокурсников на основе выделенных ранее показателей. Для проведения эксперимента нами были определены две группы: экспериментальная и контрольная.
Констатирующий эксперимент включал исследование выделенных ранее критериев адаптации и был представлен результатами анализа наблюдений, анкетирования, опросов и диагностической деятельности (контент-анализ продуктов деятельности, итоги зачетно-экзаменационных сессий).
Анализ данных, полученных в ходе эксперимента, подтвердил результаты общего среза и выявил, что более 75% студентов экспериментальной и контрольной групп имеют средний и нижесредний уровни адаптации.
Формирующий эксперимент предполагал создание условий для адаптации студентов, а также повышение эффективности внеучебной работы, развитие творческого, научного потенциала будущих специалистов. Конкретизацией данной деятельности явилась разработанная нами программа по адаптации студентов к условиям педагогического вуза, основными задачами которой явились помощь студентам в адаптации их к вузовской жизни; создание условий для раскрытия физического, творческого и научного потенциала личности студента. В основу программы легло изучение интересов и проблем студентов, являющихся выпускниками сельских школ.
В рамках данного направления была разработана и внедрена программа факультативного курса «Социокультурная адаптация студента», цель которого - помощь первокурснику в адаптации к условиям вуза. В изучаемых темах очерчен круг актуальных для начинающего студента проблем. Программа включает лекционные и семинарские занятия. В структурном плане темы распределены по степени их значимости в процессе адаптации студента-первокурсника к условиям учебы и жизнедеятельности в вузе: 1. Студент как субъект жизнедеятельности. 2. Бюджет времени студента и его планирование. 3. Здоровый образ жизни современного студента. 4. Ор-
ганизация быта студентов в условиях общежития. 5. Бюджет материальных средств студента и его планирование. 6. Культура поведения, общения и внешнего вида студента. 7. Организация внеучебной работы студентов в вузе. 8. Социально-педагогическая поддержка студентов. 9. Культура современного города и человек. Рекреационные ресурсы городской среды.
Мы обращались к технологиям, подразумевающим использование различных методов работы. Студенты участвовали в дискуссиях, решали педагогические задачи, проигрывали предложенные социопсихолого-педагоги-ческие ситуации, принимали участие в ролевых и деловых играх, тренингах, экскурсиях, выполняли творческие задания, как устные, так и письменные, задания для самостоятельной работы, тесты различного характера.
По результатам анкетирования студентов экспериментальной группы с целью выявления их отношения к предлагаемому курсу занятиям дана положительная оценка. Проведенное исследование показало, что более чем для 90% опрошенных студентов сама постановка вопроса о социокультурной адаптации первокурсников является весьма актуальной, особенно в первом семестре. Общий анализ полученных результатов показал, что наряду с освоением студентами определенного программой объема теоретических знаний и практических умений у 98% респондентов наблюдается устойчивый интерес к дальнейшему обучению. 76% студентов-выпускников сельских школ отметили, что знания, полученные ими в процессе изучения данного курса, представляют практическую ценность и способствуют социально-бытовой, социокультурной, социально-психологической адаптации личности к условиям вузовского обучения.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в результате реализации программы по адаптации студентов-выпускников сельских школ к условиям педагогического вуза, ожидалось, что каждый из них проявит высокую результативность обучения в вузе; будет активным в учебе и жизнедеятельности в вузе; получит удовлетворение от условий вузовского обучения; высоко оценит свой уровень социального самочувствия и процесс адаптации к вузу как безболезненный и комфортный.
На заключительном этапе эксперимента обрабатывались результаты опытно-экспериментальной работы, и проводился итоговый срез, в котором фиксировались и сопоставлялись данные но критериям адаптации. Основными показателями социокультурной адаптированности студентов выступали следующие уровни: I - высокий, II - вышесредний, III - средний, IV - нижесредний, V - низкий. Полученные данные позволяют говорить о том, что в плане адаптации к новой жизненной ситуации студенты экспериментальной группы оказались на порядок выше, чем студенты контрольной группы.
В целом результаты диагностики участников эксперимента свидетельствуют о.позитивной динамике интересующих нас показателей.
Экспериментальная проверка эффективности разработанной программы по адаптации студентов показала, что их адаптационный потенциал высок
И. Б. Буя нова
и в достаточной мере управляем, что привело к ускорению процесса социокультурной адаптации студентов. Об эффективности говорят такие цифры: 73,9% студентов экспериментальной группы успешно освоились в студенческой среде. Низкий уровень социокультурной адаптации показали лишь 5,7% будущих специалистов.
Проведенное нами исследование показало, что социокультурная адапта-, ция студентов сопряжена с федеральной и региональной молодежной политикой исполнительной власти. Однако большинство субъектов студенческого социума, институтов социализации молодежи в настоящее время действуют разрозненно, что приводит к снижению эффективности их деятельности, к низкому уровню разрешаемости студенческих проблем.
В данном случае мы видим противоречие связей между механизмами социализации и саморазвития студентов в вузовской среде, которое не всегда направлено на творческую самореализацию будущих педагогов, затрудняет приобретение собственного продуктивного опыта.
Результаты экспериментальной работы доказали также перспективность предложенной нами технологии по адаптации студентов к условиям педагогического вуза, в связи с чем можно констатировать, что в настоящее время основная масса студенчества нуждается в специализированной помощи и поддержке.
Библиографический список
1. Грибов, В. Н. Адаптация молодежи малого сибирского города к условиям обучения в вузе [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / В. Н. Грибов - Тюмень, 1999. -180 с.
2. Мирошникова, А. В. Факторы социальной адаптации студентов в вузе [Текст] / А. В. Мирошникова, В. В. Глотова // Вестн. Воронеж, техн. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки: сб. статей. Вып. 9.1. - Воронеж, 2002. - С. 42-46.
3. Полянок, О. В. Психологические особенности адаптации студентов педагогических специальностей [Текст]: дисс. ... канд. психол. наук / О. В. Полянок. -Казань, 2002.-207 с.
4. Яницкий, М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности [Текст]: дисс. ... канд. психол. наук / М. С. Яницкий -Кемерово, 1995. - 147 с.