Научная статья на тему 'Психологические проблемы адаптации студентов первого курса к условиям вуза'

Психологические проблемы адаптации студентов первого курса к условиям вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1070
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО КУРСА / FIRST-YEAR STUDENTS / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / PSYCHOLOGICAL PROBLEMS / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / MOTIVATION FOR LEARNING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Анна Николаевна, Дулина Галина Сергеевна, Петунова Светлана Александровна

В статье рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса к условиям вуза. Освещаются результаты эмпирического исследования психологических проблем адаптации первокурсников в вузе, их мотивации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Захарова Анна Николаевна, Дулина Галина Сергеевна, Петунова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO UNIVERSITY CONDITIONS

The article is devoted of the problem of psychological and pedagogical support of adaptation of first-year students to the university environment. The authors analyze the results of empirical study of psychological problems of adaptation of first-year students, their motivation for learning.

Текст научной работы на тему «Психологические проблемы адаптации студентов первого курса к условиям вуза»

4. Слободчиков В.И. Психология человека // В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. -М.: Пресс, 1995. - 384 с.

5. Симонов П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. - М.: Наука, 1981. - 214 с.

6. Фоминых Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение девиктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.С. Фоминых. - Оренбург, 2012. - 30 с.

7. Фельдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования / Д.И. Фельдштейн // Проблемы современного образования. - 2010. - №6. - С. 10-20.

8. Bandura A. Self-efficacy / A. Bandura // Encyclopedia of human behavior / Ed. by V.S. Ramachaudran. -New York: Academic Press. - 1994. - Vol. 4. - P. 71-81.

9. Moscovoci S. On social representation / S. Moscovoci // Social Cognition: Perspectives on everyday life / ed. J.P. Forgas. - London: Academic Press, 1981. - 311 p.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Захарова Анна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат психологических наук, доцент Дулина Галина Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары);

кандидат психологических наук, доцент Петунова Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УСЛОВИЯМ

ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса к условиям вуза. Освещаются результаты эмпирического исследования психологических проблем адаптации первокурсников в вузе, их мотивации обучения.

Ключевые слова. студенты первого курса, адаптация, психологические проблемы, психолого-педагогическое сопровождение, мотивация обучения.

Annotation. The article is devoted of the problem of psychological and pedagogical support of adaptation of first-year students to the university environment. The authors analyze the results of empirical study of psychological problems of adaptation of first-year students, their motivation for learning.

Keywords: first-year students, adaptation, psychological problems, psychological and pedagogical support, motivation for learning.

Введение. В настоящее время необходимость психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в высшем образовательном учреждении не вызывает сомнений. Одним из важных направлений организации социально-психологических условий для успешного обучения обучающихся в условиях высшего учебного заведения - психологическое содействие адаптации студентов первого курса. Успешность адаптации студентов к образовательной среде вуза является фундаментом дальнейшего развития студента как человека и будущего специалиста, способствует становлению личностной конкурентоспособности [2, 28], духовно-нравственной сферы [11], что определяет особый научный интерес к изучению различных психологических проблем адаптации первокурсников.

Изложение основного материала статьи. Адаптация студента - это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации [14].

Именно в первый год обучения студент в наибольшей степени нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, поддержке процесса его адаптации. Анализ научных источников показывает наличие разных точек зрения на значимость и взаимозависимость различных видов и типов адаптации студентов к условиям вуза. Е.В. Осипчукова выделяет три типа адаптации: физиологическую, социальную и биологическую [17]. А.А. Зайцев, Г.В. Бугова [15] акцентируют внимание на психофизиологических факторах адаптации, предлагая методы психофизиологического подхода для профилактики дезадаптации студентов-первокурсников. Л.А. Александрова, Д.А. Димитриев, Н.В. Хураськина также связывают адаптацию студентов к учебной среде с психофизиологическими факторами, например. с уровнем здоровья, индексом гигиенического беспокойства, индексом физического состояния как интегрального критерия, отражающего уровень функциональной готовности систем организма к воздействию факторов окружающей среды [1].

Л.К. Гришанов, Д.В. Цуркан, выделяют такие компоненты адаптации как к адаптация к условиям вуза и адаптация к избранной профессии, предполагая их взаимозависимость [9]. С.В. Васильева в адаптации студента к вузу рассматривает два основных аспекта: адаптация в сфере ведущей деятельности (обучения в вузе) и адаптация в сфере общения и новых социальных условиях. При этом данный процесс сопровождается и изменениями в структуре личностных свойств (адаптации к себе в новых условиях) [7].

В социальной адаптации студентов-первокурсников Л.С. Елгина разделяет социально-психологическую адаптацию, под которой понимает приспособление индивида к группе, взаимоотношений в ней, выработку собственного стиля поведения и социально-профессиональную адаптацию как вхождение в специальность и общество, т.е. овладение нормами и функциями будущей профессиональной и социальной деятельности [14].

Обсуждаемым вопросом также являются сроки адаптации студентов к условиям вуза. Так например, И.Н. Симаева выделяет следующие сроки адаптации студентов: физиологическая адаптация к учебному процессу (около 2 недель), психологическая адаптация (длится до 2 месяцев), социально- психологическая адаптация, продолжающаяся в течение трех лет) [21]. По мнению М.В. Булановой-Топорковой, адаптация

студентов к учебному процессу заканчивается уже в конце 2-го - началу 3-го учебного семестра [5].

Учеными выделяются три основных блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в системе высшей школы: социологический, психологический и педагогический [3]. Психологический блок раскрывается через индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, статусное и социометрическое положение в группе. К социологическим факторам относят социально-демографические характеристики, в том числе возраст студента, материальное и социальное положение его семьи, уровень образовательного учреждения, которое он закончил. Педагогический блок факторов - раскрывает уровень психолого-педагогического мастерства преподавателей, организацию образовательного пространства вуза, материально-техническую обеспеченность учебного процесса и т.д. [3].

Психологические особенности адаптации студентов связаны с тем, что обучение на первом курсе вуза является новой стадией жизненного цикла. Часто поступление в вуз связано со сменой места жительства и влечет за собой разрушение уже сложившейся старой социальной сети и дефициту социальной поддержки [26]. Студенты-первокурсники начинают общаться с новыми людьми, устанавливать новые социальные контакты. Даже если поступление в вуз не связано с переездом, это событие влечет за собой смену социальной роли, предъявляющего к студенту новые требования, новые задачи. При этом студентам приходится справляться с интенсивными нагрузками, связанными с обучением. Все это может вызвать эмоциональную дезадаптацию, спровоцировать эмоциональные расстройства и даже стать причиной суицида. Многие психические заболевания манифестируют именно в этот период, так как такие перемены в жизни являются стрессогенными и требуют больших психических затрат [13, 24]. Причем помощь в период адаптации необходима не только тем студентам, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми в учебном заведении нормами, но и те кому успешное обучение дается за счет высоких психологических затрат, связанных с истощением личностных и психофизиологических ресурсов, излишней требовательностью к себе, низкой самооценкой и т.д. [4].

Одна из наиболее новых работ в данной области, выполненная в Чувашском госуниверситете, посвящена комплексному психологическому сопровождению адаптации первокурсников в образовательной среде вуза [18]. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первокурсников - это система психолого-педагогической деятельности представителей вуза (кураторов, преподавателей, психологической службы, студентов старших курсов), направленная на создание социально-психологических условий для эффективного обучения и психологического развития студентов в образовательном пространстве вуза, имеющая комплексный и целостный характер и учитывающая целый ряд компонентов [10, 19, 25]. Данное направление психолого-педагогического сопровождения студентов вуза должно основываться на современных акмеологических технологиях [12], сохранении психологического здоровья [27].

В ФГОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» разработана и принята Программа адаптации первокурсников. Основная цель программы - преодоление трудностей адаптации первокурсниками в условиях вузовского социума, методы и способы работы с ними в течение первого года обучения в университете, организация деятельности студенческой группы, оказание психологической и иной помощи. Поскольку в адаптации студентов первого курса важное место занимает психолого-педагогическая работа кураторов, в ФГОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» проводится дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Психологическое и организационное сопровождение адаптации первокурсников в образовательной среде» для кураторов студенческих групп первого курса.

Проблема построения системы психологической адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза представляет собой одну из наиболее значимых прикладных проблем для системы образования. В связи с этим актуальным представляется изучение психологических особенностей адаптации студентов на начальных этапах обучения в ВУЗе, разработка психолого-педагогического сопровождения данного процесса, выявление наиболее часто встречающихся проблем, стоящих перед студентами-первокурсниками.

Целью данного исследования являлось изучение проблем адаптации студентов - первокурсников вуза.

Исследование проводились на базе одного из вузов г. Чебоксары (Чувашская республика, РФ). В исследовании приняли участие 66 студентов первого курса вуза экономической специальности в возрасте 1718 лет (17,7±0,46). Из них - 46 девушек, 20 юношей.

На основе анализа научных источников [8, 20, 22, 26] была составлена анкета, направленная на выявление наиболее типичных и выраженных затруднений у студентов, приступивших к обучению на первом курсе.

На основе проведенного анкетирования из анализа ответов студентов, выяснилось (см. Табл.1), что к числу основных и наиболее часто встречающихся проблем, возникающих у первокурсников, можно отнести недостаток свободного времени (отметили 26 человек, т.е. 39,4% опрошенных), перегруженность учебными занятиями (25 человек, 37,9%). Далее по частоте встречаемости указываются проблемы, связанные с отсутствием привычного круга общения (27,3%) и сложности в привыкании к новой обстановке, новым людям (19,7%). У меньшего количества студентов вызывают затруднения недостаточный уровень довузовской подготовки (12,1%), неумение организовать себя (9,1%) и нехватка материальных средств (3%).

Таблица 1

Проблемы, возникающие у студентов-первокурсников, (в %)

Причины %

1. Недостаток свободного времени 39,4

2. Перегруженность учебными занятиями 37,9

3. Отсутствие привычного круга общения 27,3

4. Сложности в привыкании к новой обстановке, новым людям 19,7

5. Недостаточный уровень довузовской подготовки 12,1

6. Неумение организовать себя 9,1

7. Нехватка материальных средств 3,0

Какие же возникают трудности в учебном процессе у недавних школьников, только что изменивших условия и формы обучения, систему взаимодействия между обучающими и обучающимися с «учителя-школьник» на «преподаватели - студент»? На наш взгляд, данные затруднения можно рассматривать как когнитивные аспекты адаптации.

Таблица 2

Трудности студентов в учебной деятельности (в %)

Варианты ответов %

1. Организация самостоятельной работы 34,8

2. Овладение конкретными приемами учебной деятельности 31,8

3. Аналитическая обработка информации 22,7

4. Публичные выступления и в целом построение грамотной и аргументированной речи 19,7

5. Ориентация в информационной среде вуза 12,6

По данным исследования, студентами экономической специальности чаще всего указывались трудности, связанными с организацией самостоятельной работы (34,8%) и овладением конкретными приемами учебной деятельности (31,8%). Далее по значимости - затруднения в умениях аналитической обработки информации (22,7%). Публичные выступления и в целом построение грамотной и аргументированной речи тяжело дается для 19,7% опрошенных. Указали проблемные зоны обучения в ориентации в информационной среде ВУЗа только 10,6% респондентов.

Аффективные аспекты адаптации студентов первого курса позволил изучить анализ ответов на вопрос: «С каким чувствами Вы идете в университет?». Студенты ответили следующим образом: большая часть студентов идут с радостью (40,9% опрошенных), у некоторых бывает по- разному (36,4%), но есть и первокурсники, желающие остаться дома (22,7%).

Согласно данным анализа результатов ответов на вопрос «Влияет ли участие в ВУЗовских мероприятиях на адаптацию студентов?», многие испытуемые считают, что участие в ВУЗовских мероприятиях влияет на адаптацию студентов, дает возможность познакомиться и завести новых друзей (48,5% студентов). 40,9% опрошенных указывают, что все зависит от самого студента и можно успешно влиться в коллектив и без участия в каких-либо мероприятиях, 7 человек (10,6%) полагают, что это ни на что не влияет.

Мотивационные аспекты адаптации студентов первого курса позволили рассмотреть результаты проведенного тестирования по методике изучения мотивации обучения в ВУЗе [16].

Таблица 3

Сравнительные данные по методике изучения мотивации обучения в ВУЗе Т.И. Ильиной, в %

Виды мотивации %

Приобретение знаний 56

Овладение профессии 23,4

Получение диплома 20,6

Было выявлено, что у большинства опрошенных основной мотивацией обучения в вузе является приобретение знаний (57,6% испытуемых). На втором месте - мотив овладения профессией, он присутствует у 22,4% опрошенных студентов. Данные студенты стремятся овладеть профессиональными знаниями и сформировать в процессе учебы в вузе профессионально важные качества.

Среди участников исследования достаточно весома часть студентов первого курса, которые поступили в вуз с мотивацией получения диплома (18,2%). Таким испытуемым важно приобрести диплом при формальном усвоении знаний, при отсутствии изменений в мотивационной сфере, возможно в будущем у них возникновение затруднений в учебной деятельности, потеря интереса к учебной деятельности.

Следует отметить, что клинико-психологические аспекты проблемы адаптации студентов к условиям образовательной среды вуза в настоящее время в научных публикациях раскрыты менее всего. Поэтому в ходе настоящего исследования была использована также методика «Уровень невротизации и психопатизации» [23]. Опираясь на данные полученные в ходе исследования, можно сказать, что 81,82% студентов имеют низкий уровень невротизации. Значит, они отличаются эмоциональной устойчивостью, положительным фоном основных переживаний, проявляющемся в спокойствии и оптимизме. Им свойственны положительное отношение к осуществлению своих планов, желаний, что создает чувство уверенности в себе, инициативность, они достаточно уверенно чувствуют себя в группе, проявляют легкость в общении со студентами в своей студенческой группе и преподавателями.

Таблица 4

Уровень невротизации и психопатизации студентов, в %

Уровень

Шкала Высокий уровень Низкий уровень

% чел % чел

Невротизация 18,18 12 81,82 54

Психопатизация 28,79 19 71,21 47

18,18% студентов имеют высокий уровень невротизации. У данных испытуемых наблюдается тревожность, беспокойство, растерянность, раздражительность, также они не выражают инициативу в

достижении своих желаний, что может приводить к затрудненности в межличностных взаимодействиях, переживаниям личных недостатков, социальной робости в условиях вуза и, соответственно, трудностях в адаптации.

Результаты методики показали, что у большинства испытуемых (71,21% студентов) низкий уровень психопатизации. Это говорит об их осмотрительности, уступчивости, ориентированности на мнение окружающих, приверженности общепринятых правил и норм поведения в вузе.

У 28,79% опрошенных выявился высокий уровень психопатизации, что может проявляться в том, что данные студенты могут относиться к однокурсникам холодно, напористо, легко выходя за рамки общепринятых норм и морали, что зачастую приводит к непредсказуемости, их неожиданному поведению и созданию конфликтных ситуаций.

Выводы. Таким образом, к числу основных и наиболее часто встречающихся проблем адаптации, возникающих у первокурсников, можно отнести затруднения, связанные с организацией самостоятельной работы и усвоением новых приемов учебной работы, которые ведут за собой недостаток свободного времени и перегруженность учебными занятиями. Социально-психологические проблемы включения в новую сферу общения, проблемы коммуникации свойственны почти 20 % первокурсникам. Возможно, что некоторые возникающие проблемы связаны с недостаточной мотивированностью части недавних школьников, их внешней, а не внутренней мотивацией, преобладающим мотивом получения диплома. У части студентов был выявлен высокий уровень невротизации и психопатизации, что может создать клинико-психологические предпосылки к нарушению успешной адаптации в вузе.

Результаты исследования нашли свое применение в практике работы кураторов первого курса, психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников вуза.

Литература:

1. Александрова Л.А., Димитриев Д.А., Хураськина Н.В. Особенности адаптации студентов педвуза к учебной среде: методология исследования, результаты, перспективы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2009. № 1. С. 60-63.

2. Александров А.Ю., Захарова А.Н., Николаев Е.Л. Формирование личностной конкурентоспособности будущего профессионала в условиях классического университета // Проблемы современного педагогического образования. Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 51. - Ч. 5. - С. 480-486.

3. Артюхова Т.Ю. Адаптационные возможности как показатель психологического здоровья участников образовательного процесса // СПЖ. 2005. №22. С. 49-53

4. Бирюкова М.В. Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №88. С. 158-162.

5. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

6. Варнавская Н.В., Дулина Г.С. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса к условиям вуза как фактор качества образования // Качество и инновации в XXI веке: материалы XIV Междунар. науч. - практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та. 2016. С. 46-54

7. Васильева С.В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.humanpsy.ru/vasilieva/different-high-schools (дата обращения: 04.12.2015).

8. Воронцова А.А. Адаптация первокурсников к обучению в вузе средствами учебной деятельности: опыт внедрения программы «Учись учиться» в институте педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №1-2. С. 87-89.

9. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - 1990. - №3 - С. 29-41.

10. Гунина Е.В., Дубровина Д.О., Вишневская М.Н. Влияние самостоятельной работы на развитие профессионального самоопределения у студентов вуза // https://elibrary.ru/item.asp?id=29459768 Перспективы науки. 2017. № 3 (90). С. 109-112.

11. Дулина Г.С. Социально-психологическая среда образовательного учреждения как институт становления нравственности и духовности обучающейся молодежи // Актуальные проблемы качества образования в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования. Материалы учеб.-метод. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. С. 117-122.

12. Дулина Г.С., Захарова А.Н. Акмеологические технологии в системе психологического сопровождения управленческого опыта в системе образования // Акмеология. 2014. № 81-2. С. 74-75.

13. Евдокимова Я.Г. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов младших курсов // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 71-81.

14. Елгина Л.С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник БГУ. 2010. №5. С. 162-166

15. Зайцев А. А., Бугова Г. В. К вопросу оптимизации адаптации студентов к процессу обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Серия «Психолого-педагогические науки». 2009. № 4. С. 31-36.

16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000.

17. Осипчукова Е.В. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу технического вуза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukapedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-adaptatsii-studentov-kobrazovatelnomu-protsessu-tehnicheskogo-vuza (дата обращения: 4.02.2017)

18. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников в образовательной среде вуза: учеб. пособие / А.Ю. Александров, Н.В. Григорьева, Е.Л. Николаев и др. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. 236 с.

19. Резник С.Д., Черниковская М.В., Носова Е.В. Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в университете: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 36 - 41.

20. Рогалева Г.И. Адаптация первокурсников в вузовском образовательном пространстве // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2011. № 5. С. 221-225.

21. Симаева И. Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 129 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Судакова Т.Г., Полатиди К.О. Первокурсники в социальном коллективе вуза: проблемы адаптации // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(38). - Новосибирск: СибАК, 2014.

23. Уровень невротизации и психопатизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://р8у1аЬлп1Ъ/Уровень_невротизации_и_психопатизации (дата обращения: 4.02.2017).

24. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Петрова Г.А. Социальная поддержка и психическое здоровье // Психология: современные на правления междисциплинарных исследований: материалы науч. конф., посвящ. памяти А. В. Брушлинского / РФФИ, Ин-т психологии РАН. М., 2003.

25. Шиканова А.Н., Таланова Т.В. К вопросу о формировании общепрофессиональных компетенций при подготовке лингвистов-переводчиков на младших курсах // Язык и языковое образование в современном мире: сб. материалов Межд. научно-практ. конф. Под ред. Е.Е. Беловой. 2016. С. 249-252.

26. Шолохова Г.П., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестник ОГУ. 2014. №3 (164). С.103-107.

27. Nikolaev E.L., Zakharova A.N., Emelianova M.V. Mental health in changing societies: context of cultural discourse // Theory and reality - Image of a man in the social science. Ostrava, 2015. С. 109-113.

28. Aleksandrov A.Yu., Zakharova A.N., Nikolaev E.L. New Challenges in Engineering Education: Personal Advancement for Better Marketability of Future Professionals // Proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). 20-24 September 2015, Florence, Italy. P. 452-455.

Психология

УДК: 159.923.2

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Кобзева Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

ФЕНОМЕН ИДЕНТИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье представлены теоретические подходы к изучению идентичности. Указана роль социализации в формировании и развитие идентичности личности. Выделены основные характеристики идентичности. Показано соотношение индивидуальной и групповой идентичности. Рассмотрена роль социума в формировании и развитии идентичности.

Ключевые слова: идентичность, индивидуальная идентичность, групповая идентичность, социализация, развитие, личность, социум.

Annotation. The article presents theoretical approaches to the study of identity. The role of socialization in the formation and development of personal identity is indicated. The main characteristics of identity are highlighted. The correlation of individual identity and group identity is shown. The role of society in the formation and development of identity is considered.

Keywords: identity, personal identity, group identity, socialization, development, personality, society.

Введение. Проблема идентичности в течение длительного времени не рассматривалась в психологии как самостоятельная, но являлась составной частью большинства исследований в области общей психологии и психологии развития. Первым пристальное внимание на феномен идентичности обращает У. Джеймс, указывая на то, что личность человека составляет общую сумму всего того, что он может назвать своим: физические и душевные качества, его дом, жена, дети, репутация и т.д. [4]. Однако систематические исследования идентичности как психологического феномена начались только в начале ХХ века. С этого времени феномен идентичности начинает воспринимается как атрибут психической жизни человека, необходимая ее составляющая, основа большинства фундаментальных психологических исследований.

Феномен идентичности формируется и развивается в течение всей жизни человека и зависит от множества факторов. Жизнь в социуме заставляет человека не только взаимодействовать с ним, но и приспосабливаться к нему на протяжении всей своей жизнедеятельности, чтобы стать неотделимой его частью. Это непрерывный процесс самоотождествления и формирования своего Я в условиях глобализации общества и неподдельного интереса к индивидуальности. Идентичность позволяет человеку создавать собственные конструкты, которые позволяют ему быстро и безболезненно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.

Изложение основного материала статьи. Идентичность является одним из условий развития личности, социальных систем и отношений, выступает значимым явлением психической жизни человека и связана с проблемой психического благополучия.

В современных условиях феномен идентичности — это способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта, а также поддержание собственной уникальности и субъектности в постоянно меняющемся внешнем мире [6].

Изучая психологию подводников и военный невроз, Э. Эриксон первым целенаправленно начал исследовать феномен идентичности. Предпосылками возникновения интереса к этой проблеме послужили дискуссии эго-психологов об анализе строения личности (развитие и адаптация личности, автономия, особенности функционирования «я», взаимодействия «я» и влечений), а также учение А. Фрейд о защитных механизмах. Формирование идентичности Э. Эриксон описывает как развивающуюся конфигурацию, которая складывается в детстве путем последовательных «я-синтезов» и перекристаллизации [10]. Конфигурация включает в себя конституционную предрасположенность, особенности либидных потребностей, предпочитаемые способности, важные идентификации, действенные защитные механизмы, успешные сублимации и осуществляющиеся роли. Таким образом, Э. Эриксон указывает на то, что идентичность — это тождественность человека самому себе. Хотя необходимо отметить, что формирование идентичности — это процесс одновременного наблюдения и отражения, происходящий на всех уровнях психической деятельности, с помощью которого индивид оценивает себя как с позиций других (считает, что другие оценивают его сравнивая с собой), так и оценивая суждения других о нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.