УДК 378
Ю. В. Жегульская
ФАКТОРЫ УЧЕБНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ)
В статье представлены результаты эмпирического исследования объективных и субъективных факторов, определяющих процесс адаптации студентов на начальном этапе обучения в условиях вуза культуры и искусств.
Ключевые слова: обучение в вузе, студент, учебная адаптация, факторы адаптации.
Уи. V. Zhegulskaya
FACTORS OF LEARNING ADAPTATION OF THE FIRST-YEAR STUDENTS (AS IN KEMEROVO STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS)
The article gives the empirical research results of objective and subjective factors, defining the students' adaptation process at the beginning phase of their studying in conditions of the institute of culture and arts.
Keywords: studying at the institute, student, learning adaptation, factors of adaptation.
Проблема адаптации человека к природной и социальной реальности является предметом изучения многих естественных и общественных наук, изучающих жизнедеятельность человека во всех формах ее проявления. По мнению Г. И. Царего-родцева, адаптация может быть отнесена к таким общенаучным понятиям, которые возникают на «стыках», «точках соприкосновения» наук (как и само понятие «адаптация», возникшее первоначально в биологии) и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук [1, с. 6-7].
В работах физиологов адаптация понимается как процесс перестройки разнообразных функций и систем организма, направленный на поддержание внутреннего гомеостаза [2, с. 17]. Так, В. И. Медведев определяет адаптацию как «системный ответ организма на длительное и многократное воздействие внешней среды, направленный на такое изменение структуры
гомеостатического регулирования, которое обеспечивает его жизнь и деятельность путем формирования адекватного внешнему фактору первичного ответа и минимальной реакции платы» [3, с. 63]. С позиции социологии и психологии сущность адаптации не устраняет биологических и физиологических форм приспособления, а видоизменяет их от природного приспособления «индивид - природная среда» к социальному приспособлению «личность - социальная среда» [4, с. 12-13]. Отсюда социальную адаптацию в первом приближении можно определить как процесс и результат установления относительного взаимного соответствия между потребностями личности и требованиями социальной среды
| [5, с. 20].
Необходимость в социальной адаптации актуализируется в условиях существенного изменения деятельности человека, трансформаций в его социальном окружении. С началом обучения в вузе
первокурсник сталкивается с новыми условиями деятельности и социальной среды, эффективность приспособления к которым в значительной мере определяет успешность его учебной деятельности и дальнейшее личностное развитие. С. А. Гапонова отмечает, что для большинства студентов первого курса совершенно новые для них условия жизни (ломка сложившегося динамического стереотипа в учебной деятельности, приспособление к другим условиям быта) - процесс болезненный [6]. В. В. Лагерев определяет адаптацию студентов к обучению в вузе как «интенсивный и динамичный, многосторонний и комплексный процесс жизнедеятельности, в ходе которого индивид на основе соответствующих приспособительных реакций вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения тех требований, которые предъявляются ему в ходе обучения и воспитания в высшей школе» [7, с. 5].
В работах [6, 8, 9, 10] выделены характерные особенности, отличающие вузовское обучение от школьного, которые представлены как факторы адаптации первокурсника, являющиеся одновременно причинами «отсева» из вуза: психолого-педагогические особенности, связанные в большей степени с содержанием и условиями организации учебно-воспитательного процесса в вузе; социально-психологические особенности, отражающие в основном необходимость приспособления студентов к новым видам социальных отношений. К исходным субъективным факторам, негативно влияющим на процесс адаптации и лежащим в основе типичных затруднений студентов начальных курсов, относят: недостаточный уровень фактической подготовленности по программе средней школы, несформированные навыки учебной работы, слабость волевой регуляции, пассивную роль в овладении избранной специальностью, невысокий уровень культуры, социальную инфантильность, не-
достаточную выраженность установки на приобретение профессии, случайность сделанного профессионального и жизненного выбора, неуверенность в собственных силах, сомнение в возможности успешного обучения в вузе как результат осознания студентами рассмотренных выше факторов [7].
В ноябре 2010 г. лабораторией социально-психологической адаптации студентов Кемеровского государственного университета культуры и искусств было проведено комплексное исследование особенностей адаптации студентов 1 курса в образовательном пространстве университета. В данном исследовании приняли участие 248 первокурсников всех специальностей/направлений подготовки дневного отделения (77 % от числа зачисленных студентов на первый курс университета при очной форме обучения). В данной статье представлены результаты изучения некоторых факторов, определяющих процесс адаптации студента в вузе.
К моменту проведения исследования студенты 1 курса имели некоторый опыт обучения в университете, в соответствии с которым при анкетировании им было предложено оценить собственную дидактическую подготовленность (табл. 1), сложность учебной нагрузки (табл. 2) по тем учебным дисциплинам, которые они изучали в течение первых трех месяцев обучения.
Субъективная оценка первокурсниками фактической подготовленности по программе средней школы или другой формы довузовской подготовки показывает, что большинство студентов считают свой уровень дидактической подготовленности достаточным для обучения в университете. В сравнении специальностей/направлений подготовки отмечается, что практически все первокурсники групп «Графический дизайн», «Декоративно-прикладное искусство», «Хореографическое искусство»
считают себя хорошо подготовленными к обучению в университете, что объясняется их предшествующим обучением в системе среднего профессионального образования. Наиболее критическая оценка собственной дидактической подготовленности к обучению в вузе зарегистрирована у студентов группы «Балетмейстер-преподаватель»-102: из 13 первокурсников группы 6 человек отметили свою школьную подготовку как недостаточную, несоответствующую требованиям вуза.
Дидактическая подг<
там мне сложно учиться», «Мне тяжело, но терпимо», «Нагрузка на пределе моих возможностей», «Мне очень сложно, я не справляюсь» и др.) и дифференциация по пяти группам тяжести и напряженности учебной нагрузки.
Несмотря на то, что большая часть студентов 1 курса определила сложность учебной нагрузки как незначительную и среднюю, обращает на себя внимание тот факт, что более трети первокурсников считают предъявляемую учебную нагрузку
Таблица 1
»вленность студентов
Параметры довузовской подготовки Студенты 1 курса
КемГУКИ* 248 чел. ИИБТ (23 чел.) ИВИ (41 чел.) ИМ (40 чел.) ИСКТ (41 чел.) ИТ (40 чел.) ИХ (44 чел.) СГИ (19 чел.)
Достаточная 203 81,9 % 18 37 31 33 34 34 16
Недо статочная 45 18,1 % 5 4 9 8 6 10 3
* В таблицах и рисунках используются сокращения: КемГУКИ - ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», ИБИТ - Институт информационных и библиотечных технологий, ИВИ - Институт визуальных искусств, ИМ - Институт музыки, ИСКТ - Институт социально-культурных технологий, ИТ - Институт театра, ИХ - Институт хореографии, СГИ - социально-гуманитарный институт.
Таблица 2
Сложность учебной нагрузки
Параметры учебной нагрузки Студенты 1 курса
КемГУКИ 248 чел. ИИБТ (23 чел.) ИВИ (41 чел.) ИМ (40 чел.) ИСКТ (41 чел.) ИТ (40 чел.) ИХ (44 чел.) СГИ (19 чел.)
Незначительная 20 8,1 % 3 2 4 4 4 2 1
Средняя 128 51,6 % 14 21 19 21 22 19 12
Высокая 92 37,1 % 4 18 12 16 14 23 5
Очень высокая 7 2,8 % 2 0 5 0 0 0 0
Запредельная 1 0,4 % 0 0 0 0 0 0 1
Для анализа субъективной оценки сложности учебной нагрузки проводилась интерпретация вариантов ответов студентов («Я легко справляюсь», «В целом справляюсь», «По отдельным предме-
высокой. С одной стороны, учебная деятельность для студентов, безусловно, является нелегким трудом и соответственно выступает фактором адаптации к условиям обучения в вузе. С другой стороны,
именно эта часть студентов при сохранении у них трудностей в овладении учебно-профессиональной деятельностью имеет высокие риски формирования отклоняющего поведения, социальной дезадаптации, отчисления.
Анализ причин основных трудностей в учебе, которые испытывают первокурсники, позволяет заключить, что студенты сталкиваются с комплексом факторов как субъективных (зависящих главным образом от самих студентов), так и объективных (в большей степени зависящих от внешних обстоятельств), к числу последних можно отнести содержание и организацию учебной деятельности в вузе. Среди объективных факторов (рис. 1) первокурсники отмечают неравномерное распределение учебной нагрузки в течение недели (30 % студентов указали данную причину трудностей в обучении), различие требований и критериев оценки у разных преподавателей (данный фактор является актуальным для 17 % студентов первого курса), недостаток учебной литературы (как затруднение успешного обучения выделяют 10 % первокурсников). С некоторой долей условности в данную группу факторов можно отнести такие указанные студентами затруднения, как: большой объем заданий при подготовке к семинарам, практическим занятиям (19 % студентов) и сложность в понимании лекций преподавателей ввиду непонятного научного языка, избытка информации (10 % первокурсников).
Необходимо отметить, что среди всех объективных факторов адаптации к учебному процессу неравномерность распределения учебной нагрузки в течение недели наиболее часто отмечали студенты групп «Режиссура любительского театра», «Теория и история народной художественной культуры», «Социально-культурный сервис и туризм», «Постановка и продюсси-рование культурно-досуговых программ».
На различие требований, критериев оценки у разных преподавателей указывала значительная часть первокурсников групп «Референт-аналитик информационных ресурсов», «Педагогика детско-юношеского досуга». Большой объем заданий при подготовке к семинарам, практическим занятиям как фактор, вызывающий значительные затруднения в учебе, выделили студенты групп «Графический дизайн», «Музыкальное образование», «Оркестр народных инструментов»; для первокурсников группы «Балетмейстер-преподаватель»-102 основной трудностью обучения в университете является сложность понимания лекций.
Изучение факторов адаптации студентов к учебной деятельности показало, что общим субъективным затруднением успешной учебной деятельности для первокурсников является личная неорганизованность. Такие факторы, как отсутствие навыков самостоятельной работы, неготовность к активной работе на занятиях, неумение выступать на семинарских занятиях для студентов разных специальностей/направлений подготовки, имеют неодинаковое значение (рис. 2).
Для 25 % студентов первого курса личная неорганизованность является важной причиной имеющихся затруднений в учебной деятельности. По мнению первокурсников группы «Режиссура театрализованных представлений и праздников», данный фактор для них является практически единственным барьером успешного обучения. 15 % респондентов отметили, как значимую причину трудностей вузовского обучения, неумение выступать на семинарских занятиях, что в значительной мере затрудняет их адаптацию к учебной деятельности ввиду ориентированности на пассивное восприятие материала, несфор-мированности умений четко и ясно излагать свои мысли, аргументированно отстаивать свою позицию. Для первокурсников института музыки, по их мнению, именно
неумение выступать на семинарских занятиях является ведущем фактором учебной адаптации. Данное обстоятельство следует учитывать преподавателям, работающим со студентами первого курса, поскольку для эффективной реализации семинарских занятий требуется пропедевтическая работа по обучению студентов подготовке к занятию и работе в ходе семинара.
том обучения в университете, не в полной мере имеет представление о сущности, формах, компонентах (соответственно и навыках) самостоятельной работы студента как основы вузовского образования. Недостаточно критично относятся студенты и к оценке такого умения, как конспектирование лекций, лишь 3 % первокурсников указали, что испытывают сложности
18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
ИИБТ
ИСКТ
Неравномерное распределение учебной нагрузки Недостаток учебной литературы
Различие требований у разных преподавателей I Большой объем заданий
Сложность в понимании лекций
Рис. 1. Объективные факторы учебной адаптации студентов
18 16 14 12 10
6 4 2
I I I I I Г
ИИБТ ИВИ ИМ ИТ СГИ ИСКТ их
Личная
неорганизованность
I Отсутствие навыков самостоятельной работы
Неготовность к активной работе на занятиях
I Неумение выступать на семинарских занятиях
8
0
Рис. 2. Субъективные факторы учебной адаптации студентов
Несмотря на то, что отсутствие навыков самостоятельной работы как фактор, препятствующий их успешному вхождению в вузовское обучение, отметило незначительное число студентов (7 %), стоит предположить, что большинство первокурсников, обладая незначительным опы-
при ведении записей на лекционных занятиях.
Особое значение в учебной деятельности студента имеет самостоятельный поиск знаний, эффективность которого во многом определяется заинтересованностью студента в достижении результата.
Поэтому представляется целесообразным выявление причин выбора специальности/ направления подготовки и мотивов учебной деятельности первокурсников. Наиболее распространенные ответы студентов, объясняющие их профессиональный выбор, представлены в таблице 3 (респондентам предоставлялась возможность выбора одного и более вариантов ответа, поэтому суммарное значение факторов превышает число студентов, принимавших участие в исследовании, а сумма процентных соотношений факторов превышает 100). Для большинства первокурсников ведущим фактором выбора специальности/направления подготовки в КемГУКИ являлся интерес к профессии, особенно значим данный фактор для студентов институтов
театра, хореографии, визуальных искусств. Как основную движущую силу выбора специальности/направления, интерес к профессии отметили все первокурсники групп «Актер драматического театра», «Хореографическое искусство», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Фототворчество». Тогда как, по мнению студентов первого курса группы «Технолог автоматизированных информационных ресурсов», при выборе специальности обучения они руководствовались желанием получить высшее образование, а не интересом к данной профессии. Побуждение обретения высшего образования, как обоснованный мотив учебной деятельности, зарегистрирован во всех группах студентов первого курса.
Таблица 3
Факторы выбора специальности/направления подготовки
Студенты 1 курса
КемГУКИ 248 чел. ИИБТ (23 чел.) ИВИ (41 чел.) ИМ (40 чел.) ИСКТ (41 чел.) ИТ (40 чел.) ИХ (44 чел.) СГИ (19 чел.)
Интерес к профессии 171 69,0 % 8 32 22 22 38 39 10
Желание получить высшее образование 146 58,9 % 18 17 20 20 15 26 10
Довузовское обучение, близкое к дан- 77 31,1 % 2 16 13 12 12 22 0
ной специальности
Наилучшие способности именно в этой области 68 27,4 % 5 17 6 7 12 19 2
Бесплатное обучение 51 20,8 % 9 7 10 14 2 3 6
Совет друзей, знакомых 27 10,9 % 4 2 6 5 3 2 5
Авторитет вуза 20 8,1 % 2 1 3 3 3 7 1
Случайность 21 8,5 % 5 2 4 4 2 0 4
Престиж профессии 19 7,7 % 5 7 1 1 3 1 1
Желание родителей 8 3,2 % 1 4 1 1 0 0 1
Третьей по частоте причиной, определившей обучение респондентов в КемГУКИ по конкретной специальности/направлению подготовки, является довузовское обучение, близкое к выбранной специальности. Данный фактор имеет особое значение (первое и второе место в рейтинге факторов выбора специальности) для студентов институтов хореографии, визуальных искусств, музыки, театра, но практически не играет роли для первокурсников институтов социально-гуманитарного, информационных и библиотечных технологий. Для всех студентов наименьшее значение при определении профессионального пути имели семейные традиции, желание родителей. Наличие определенного числа неаргументированных выборов профессии, вуза объясняется естественным фактором случайности (в основном совпадением сданных абитуриентом Единых государственных экзаменов с перечнем вступительных испытаний по специальности/ направлению подготовки в КемГУКИ).
Изучение мотивов учебной деятельности первокурсников позволяет заключить, что студенты «творческих» специальностей имеют более сформированные мотивы, нацеленные на конечный результат обучения в вузе («стать высококвалифицированным специалистом», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «получить диплом» и др.), тогда как студенты «нетворческих» специальностей отличаются установками, в большей мере ориентированными на процессуальную сторону обучения («успешно учиться», «быть готовым к очередным занятиям», «выполнять требования преподавателей», «постоянно получать стипендию» и др.). Указанные различия можно объяснить большей социальной зрелостью студентов «творческих» специальностей и наличием отмеченного выше четко оформленного интереса к профессии: у них имеется практика учебной, профессиональной творческой деятельности, опыт обучения
в системе среднего профессионального образования, и соответственно они более старшего возраста (разница в 2-3 года в студенческом возрасте является весомой). Общим мотивом, имеющим выраженное среднее значение для всех первокурсников, является установка на достижение уважения со стороны преподавателей, что указывает на то, что педагоги, являясь носителями норм, ценностей, знаков культуры, выполняют важную роль агентов социализации и социальной адаптации студентов в образовательном пространстве университета.
Характер межличностных отношений первокурсников внутри своей учебной группы является существенным моментом их социальной адаптации. Данные о субъективной оценке первокурсниками особенностей их взаимоотношений в студенческой группе, полученные посредством анкетирования, представлены на рисунке 3.
Итак, 80 % первокурсников оценивают свои отношения со студентами учебной группы как дружеские, конфликтные отношения внутри учебной группы выделяет лишь 3 % респондентов. Наибольшее число конфликтных взаимоотношений наблюдалось в группе «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (3 чел.); определили свои отношения с однокурсниками как конфликтные по 1 студенту в группах «Актер драматического театра», «Режиссура любительского театра», «Социальная педагогика», «Балетмейстер-преподаватель»- 101, «Балетмейстер-препо-даватель»-102.
Таким образом, представленные результаты изучения лишь некоторых факторов учебной адаптации студентов позволяют заключить, что адаптация первокурсников к учебной деятельности в условиях КемГУКИ не может быть сведена к воздействию какого-либо одного фактора. Обнаруживается ряд факторов, воздействие которых приводит к однонаправленным и разнонаправленным реакциям. Между деятельностью обучающихся в услови-
40 35 30 25 20 15 10 5 0
Дружеские Нейтральные Деловые Конфликтные
ИБИТ
иви
им
ИТ
СГИ
искт
их
Рис. 3. Особенности взаимоотношений первокурсников в учебной группе
ях школы и студентов в условиях вуза имеются существенные количественные и качественные различия, которые представляют собой факторы адаптации, воздействующие на личность студента как непосредственно, так и опосредованно, преломляясь через субъективную картину мира, формируя многие образцы действий и поведенческие установки.
Так как при зачислении абитуриента в вуз в основном учитываются сведения о результатах его обучения на предыдущих этапах, то информа-
ция об особенностях личности новых студентов, их интересах, мотивах выбора профессии становится малозначимой. Игнорирование этой информации в учебно-воспитательном процессе может увеличивать период вхождения студента в вузовское обучение. Успешность обучения студентов в вузе, с одной стороны, отражает степень адаптированности к соответствующим условиям, с другой стороны, сама адаптация служит предпосылкой успешного обучения в вузе, дальнейшего личностного развития студента.
Литература
1. Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г. И. Царегодцева. - М.: Мысль, 1975. - 277 с.
2. Дикая Л. Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - С 17-41.
3. Медведев В. И. Адаптация человека. - СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003. - 584 с.
4. Пакулина С. А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития: дис. ... канд. психол. наук. - Челябинск, 2004. - 164 с.
5. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - СПб.: Речь, 2006. - 356 с.
6. Гапонова С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 3. - С. 131-135.
7. Лагерев В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор. информ. / НИИВО. - М.: НИИВО, 1991. -Вып. 3. - 48 с.
8. Беляев А. Что мешает студенту учиться // Высшее образование в России. - 1998. - № 3. -С.64-67.
9. Подойницына И. И. Адаптация студентов в новой социокультурной среде как предмет образовательного дискурса // Социальные проблемы. - 2008. - № 2: http://socprob.ru/2008/ adaptatsiya-studentov-v-novoy-sotsiokulturnoy-srede-kak-predmet-obrazovatelnogo-diskursa.html (дата обращения: 15.05.2011).
10. Жиркова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как условие социально-психологической адаптации студентов // Наука и образование. - 2008. -№ 2.- С. 10-13.
УДК 378
Н. Л. Хижняк
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОДАРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ: НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
В статье рассматриваются научно-методические основания оценки конкурентоспособности образовательных учреждений сферы культуры и искусства (детская школа искусств - училище - вуз) в рамках маркетингового подхода. Особое внимание уделяется проблемам выявления художественной одаренности личности как сегмента маркетинга образовательных учреждений художественного профиля. Художественная одаренность личности ребенка и развитие его таланта определяются как специфические отличительные особенности маркетинговой деятельности образовательных учреждений сферы культуры и искусства.
Ключевые слова: конкурентоспособность, маркетинг образовательных учреждений сферы культуры и искусства, образовательные учреждения сферы культуры и искусства, система подготовки кадров для сферы культуры и искусств, система управления деятельностью образовательных учреждений (детская школа искусств - училище - вуз) сферы культуры и искусства, талант, художественная одаренность.
N. L. Khizhnyak
ARTISTICALLY GIFTED PERSON: SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL BASEMENT FOR CULTURE AND ART EDUCATIONAL INSTITUTIONS COMPETITIVENESS ASSESSMENT
The article discusses scientific and methodological basement for culture and art educational institutions competitiveness assessment (children's art school-college-higher educational institution) within marketing approach. Special attention is paid to revealing an artistically gifted person as a part of marketing strategy of art profile educational institutions. A child's artistically gifted personality and developing the talent are defined as specific peculiarities of culture and art educational institutions' activity.
Keywords: competitiveness, culture and art educational institutions marketing, culture and art educational institutions, system of staff training for culture and art sphere, system of managing the activity of culture and art educational institutions (children's art school-college-higher educational institution), talent, artistic gift.