Научная статья на тему 'Организация учебного процесса в институте визуальных искусств КемГУКИ в условиях перехода на ФГОС ВПО третьего поколения'

Организация учебного процесса в институте визуальных искусств КемГУКИ в условиях перехода на ФГОС ВПО третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный процесс (УП) / организация учебного процесса / Институт визуальных искусств (ИВИ) / SWOT-анализ / ФГОС ВПО / направления подготовки / бакалавриат / основная образовательная программа (ООП) / кредитно-модульная система / модуль / learning process (LP) / Visual Arts Institute (VAI) / basic educational program (BEP) / the organization of educational process / SWOT-analysis / the GEF HPE / training courses / bachelorship / credit-modular system / Module

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Kazarina Tatiana Yurievna

Дается анализ организации учебного процесса в Институте визуальных искусств Кемеровского государственного университета культуры и искусств в период перехода на подготовку бакалавров по художественно-творческим направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Kazarina Tatiana Yurievna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives the analysis of the educational process at Visual Arts Institute in Kemerovo State University of Culture and Arts at the period of transition for the training of bachelors in creative art directions.

Текст научной работы на тему «Организация учебного процесса в институте визуальных искусств КемГУКИ в условиях перехода на ФГОС ВПО третьего поколения»

Результатом совместных усилий всего профессорско-преподавательского состава, временных творческих коллективов по проектированию основных образовательных программ, консультационной, экспертной, редакторской групп в короткие сроки выполнен основной объем подготовительных работ, позволяющих КемГУКИ в новом учебном году осуществлять набор на 21 направление подготовки по программе бакалавриата, одну программу специалитета, 4 магистерские програм-

мы. В ближайшем будущем коллективу предстоит серьезная работа по реализации разработанных образовательных программ, освоению актуальных образовательных технологий, формированию надежного информационного и учебно-методического обеспечения образовательной деятельности на базе современных информационно-коммуникационных технологий, практической реализации приоритетов компетентностного подхода в учебно-педагогической практике.

УДК 378

Т. Ю. Казарина

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ИНСТИТУТЕ

ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ КЕМГУКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Дается анализ организации учебного процесса в Институте визуальных искусств Кемеровского государственного университета культуры и искусств в период перехода на подготовку бакалавров по художественно-творческим направлениям.

Ключевые слова: учебный процесс (УП), организация учебного процесса, Институт визуальных искусств (ИВИ), SWOT-анализ, ФГОС ВПО, направления подготовки; бакалавриат, основная образовательная программа (ООП), кредитно-модульная система, модуль.

T. Y. Kazarina

ORGANAZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT VISUAL ARTS

INSTITUTE IN KEMGUKI IN THE TRANSITION TO THE GEF HPE

The article gives the analysis of the educational process at Visual Arts Institute in Kemerovo State University of Culture and Arts at the period of transition for the training of bachelors in creative art directions.

Keywords: learning process (LP), the organization of educational process, Visual Arts Institute (VAI), SWOT-analysis, the GEF HPE, training courses, Bachelorship, basic educational program (BEP), credit-modular system, module.

В новой структуре Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) Институт визуальных искусств (ИВИ) является учебным институтом. Учебный процесс в институте организуется в соответствии с требова-

ниями Федерального закона «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ГОС ВПО, Устава КемГУКИ и Положения об организации учебного про-цесса.Институтвизуальныхискусствсоздан

на базе факультета визуальных искусств, в его структуре три выпускающие кафедры: кафедра дизайна, кафедра фотовидео-творчества, кафедра декоративно-прикладного искусства.

Выделим специальности, по которым осуществляется подготовка специалистов в настоящее время в ИВИ, и обозначим направления подготовки бакалавров, по которым начнется подготовка со следующего учебного года.

учных публикациях А. С. Малин, В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун, С. В. Коршунов, И. Б. Котлобовский, О. П. Мелехова, С. Е. Родионова, И. Г. Телешова и др. [1, 2, 3, 4].

Учебный процесс (УП) - конкретный вид целостного педагогического процесса, который реализует цели образования, воспитания и общего развития личности в специфических организационных формах обучения.

Таблица 1

Номенклатура специальностей/направлений подготовки, реализуемых в ИВИ

Выпускающая кафедра Специальности/направления подготовки

ГОС ВПО ФГОС ВПО

Кафедра дизайна 070601 Дизайн Специализация - Графический дизайн. Квалификация - дизайнер (графический дизайн) (6 лет). Форма обучения - очная 072500 Дизайн Профиль - Графический дизайн. Квалификация - бакалавр (4 года). Форма обучения - очная

Кафедра фотовидео- творчества 071301 Народное художественное творчество Специализация - Фототворчество. Квалификация - художественный руководитель любительской фотостудии, преподаватель (5 лет). Специализация - Кино-, видеотворчество. Квалификация - художественный руководитель любительской видеостудии, преподаватель (5 лет). Форма обучения - очная, заочная 071500 Народная художественная культура Профиль - Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества. Квалификация - бакалавр (4 года). Форма обучения - очная, заочная

Кафедра декоративно-прикладного искусства 070801 Декоративно-прикладное искусство Специализация - Художественная керамика. Квалификация - художник декоративно-прикладного искусства (6 лет). Форма обучения - очная 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Профиль - Художественная керамика. Квалификация - бакалавр (4 года). Форма обучения - очная

Вопросам организации учебного про- Учебный процесс включает в себя

четыре основные стадии:

цесса в условиях перехода на реализацию

• подготовка и организация учебно-ФГОС ВПО уделяют внимание в своих на- го процесса-

• ход учебного процесса и управление им;

• государственная аттестация по специальностям (направлениям подготовки);

• анализ профессиональной деятельности выпускников с целью корректировки их подготовки.

В настоящее время в высшем профессиональном образовании реализуются два основных принципа организации учебного процесса: линейный (традиционный) и нелинейный (модульный или кредитно-модульный с использованием зачетных единиц). Сравним их:

Линейный образовательный процесс

Учебный предмет 1

Учебный предмет ...

Учебный предмет п

Аттестация за полугодие Аттестация за год

основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов ЕСТ Б как единиц измерения учебной нагрузки студента.

Модуль - часть образовательной программы, учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к целям и результатам освоения образовательной программы. Каждый модуль представляет собой совокупность учебных дисциплин, практик, форм контроля, методическое обеспечение и т. п., ответственных за формирование определенной компетенции (компетенций) [2].

Нелинейный образовательный процесс

Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3

Мод; /ль 4 Модуль 5

Мод /ль ...

Модуль п Модуль т Модуль X Модуль у

Аттестация

Рис. 1. Принципы организации учебного процесса

Что характерно для традиционной семестровой линейной системы? В случае ее реализации жизнь студента делится на два неравных отрезка: период спокойного (порой весьма вольготного) существования в течение полугода, а затем короткий период безудержных авралов в ходе экзаменационной сессии.

Конечно, реализация новых стандартов высшего профессионального образования требует и инновационных форм организации учебного процесса. В этой связи модульная (кредитно-модульная) система является инновационной по отношению к линейной системе. Модульная система в настоящее время «обкатана» и активно внедряется вузами России.

Кредитно-модульная система - это модель организации учебного процесса,

Что дает модульное обучение? С позиции обучающегося (студента) - это возможность получения образования с минимальными затратами, в удобной форме, в удобное время, в своем темпе. С позиции обучающего (преподавателя) - высвобождение времени для тьюторской работы. С позиции учебного заведения - возможность обучения большего количества обучающихся теми же силами преподавателей и на той же учебной базе [1].

Модульная система, позволяя вводить дополнительные точки контроля качества знаний, нацелена на сглаживание столь неравномерного распределения усилий и стремится к тому, чтобы студенты напрягались в течение всего времени обучения, а не два раза в год. Конечно, сама по себе «нарезка» учебного года на модули не ре-

шает задачи содержания образования. Поэтому она должна сопрягаться с введением других инструментов, обеспечивающих равномерные и интенсивные усилия студентов, и, прежде всего, с введением накопительной системы оценки знаний.

Следует сказать об основных организационных условиях введения модульной системы: создание современной учебно-методической и материально-технической базы для обеспечения внедрения современных обучающих технологий; наличие жесткой учебной дисциплины, как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей и администрации вуза, а также высокая мотивация первых к обучению, а вторых к самосовершенствованию и самообучению.

Модульная система потребует соблюдения определенных этапов для ее реализации: разработка «модульных» рабочих учебных планов; разработка технологических карт по всем дисциплинам; учет «модульности» при планировании нагрузки профессорско-преподавательского состава (1111С); накопительная система оценивания; модульный формат учебных программ; рейтинг студентов. И еще один важный момент, о котором нельзя забывать: модульное построение основной образовательной программы (ООП) должно быть закреплено в соответствующих нормативных документах вуза [1].

В ИВИ в дальнейшем продолжится реализация линейного принципа организации учебного процесса. И это связано со спецификой художественно-творческих специальностей института. Модульная система организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц по художественным направлениям подготовки «Дизайн» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» будет затруднена, так как деление на модули предусмотрено только по нескольким дисциплинам учебных планов. Кроме того, характер

преподавания многих дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов требует организации учебного процесса с использованием регулярных натурных постановок, непрерывающегося процесса рисования и живописания, проектирования, коллективного просмотра и анализа учебных и творческих работ. И в этом заключается специфика организации учебного процесса в ИВИ. В этом случае будет затруднена модульная система организации учебного процесса с набором кредитов (зачетных единиц). По направлению подготовки «Народная художественная культура» по профилю «Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества» модульная система может быть применена при соблюдении условий, о которых уже говорилось. Но в любом случае модульная система является основой для перехода на систему зачетных единиц.

Выделим основные элементы учебного процесса, без которых невозможна его эффективная организация в новых условиях перехода на уровневое образование: наличие ФГОС ВПО; разработка ООП по направлениям подготовки; рабочие учебные планы и график учебного процесса по направлениям подготовки бакалавров; расписание учебных занятий; кадровое обеспечение учебного процесса; материально-техническое обеспечение учебного процесса; аудиторный фонд; учебно-методическое обеспечение; нормативная документация, регламентирующая все процедурные моменты, возникающие при организации учебного процесса.

Для того чтобы понять наши внутренние возможности и оценить внешние воздействия на организацию учебного процесса в условиях перехода на реализацию ФГОС ВПО, была применена технология SWOT-анализа. И это позволило систематизировать всю имеющуюся информацию по организации учебного процесса в ИВИ,

увидеть ясную картину «поля боя», попытаться принять взвешенные решения, касающиеся дальнейшего развития.

SWOT-анализ - это технология для определения сильных и слабых сторон определенной проблемы (в данном случае - организации учебного процесса, сложившейся на сегодняшний день), а также возможностей и угроз, исходящих из ее ближайшего окружения (внешней среды).

SWOT-анализ включает следующие составляющие: сильные стороны (Strengths) - преимущества; слабые стороны (Weaknesses) - недостатки; возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества; угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение.

Внутренние характеристики SWOT-

анализа - это преимущества и недостатки, которые можно контролировать и корректировать при организации УП. Выделим основные из них.

Сильные стороны, выявленные в результате SWOT-анализа:

Творческий характер УП (взаимодействие учебных и творческих задач). Следует сказать, что в соответствии с ФГОС ВПО творческая и научно-исследовательская работа становится составной частью образовательного процесса по всем трем направлениям подготовки ИВИ. Разделом учебной практики является художественно-творческая работа студентов, поэтому в рабочих программах практик и дисциплин будет обозначено участие

Таблица 2

SWOT-анализ состояния учебного процесса ИВИ

Сильные стороны (Strengths): Слабые стороны (Weaknesses):

• Творческий характер УП. • Низкий процент ППС ИВИ с ученой

• Прикладная (технологическая) направлен- • степенью (15,2 %).

ность УП. • Слабая компьютерная грамотность ППС

и • Традиции в организации УП. (кафедра ДНИ).

S = я • Реализация проектных технологий, техноло- • Недостаточная методическая грамот-

U & гии портфолио в УП. ность определенной части ППС.

Н ^ д • Высокий процент ППС - членов творческих • Слабое техническое оснащение УП

Й Союзов России (39,4 %). (80,2 % износа компьютерного оборудо-

• Высокий процент ППС с государственными вания).

почетными званиями (39,4 %). • Недостаточность локальных актов (поло-

• Обеспеченность УП учебно-методическими жений, инструкций), регламентирующих

материалами. УП в условиях реализации ФГОС ВПО

• Разработка ООП по трем направлениям под-

готовки бакалавров

Возможности (Opportunities): Угрозы (Threats):

• Стимулирование учебной деятельности сту- • Наличие конкурентов (ОУ) на рынке

<и дентов (стипендии Президента РФ, Губер- образовательных услуг.

S Я а натора КО, Кузбассэнерго, премии, муници- • Уменьшение конкурса на специальности

= д пальные, субсидии). (направления подготовки) ИВИ.

и • Участие социальных партнеров в организа- • Отсутствие ПрООП УМО

ции УП. (по направлениям «Декоративно-

• Наличие ФГОС ВПО для разработки ООП прикладное искусство и народные

по всем направлениям подготовки и организа- промыслы», «Дизайн»)

ция УП в новых условиях

студентов в выставках, конкурсах, фестивалях, конференциях.

Прикладная (технологическая) направленность УП. Проявляется по всем специальностям (направлениям подготовки): технологии графического дизайна, фототехнологии, видеотехнологии, технологии декоративно-прикладного искусства являются главной составляющей содержания учебного процесса.

Реализация проектных технологий, технологии портфолио в УП. Важно сохранить традиции выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР) проектного (творческого) характера. Так, например, УМО МГУКИ рекомендует в ПрООП сделать ВКР теоретической, но сложившийся богатый опыт подготовки специалистов доказывает, что именно творческий проект позволяет полностью оценить возможности выпускника.

Традиции в организации УП в ИВИ. В связи с переходом на уровневую систему образования следует сохранить положительный опыт взаимодействия коллективов кафедр, учебно-методического управления университета и дирекции ИВИ по организации учебного процесса. Организация учебного процесса в Институте визуальных искусств будет связана с «параллельной» реализацией образовательных программ ГОС ВПО и основных образовательных программ ФГОС ВПО еще на протяжении пяти с половиной лет. В 2015 году мы будем выпускать специалистов и делать первый выпуск бакалавров, а это потребует согласованности действий и подготовленности всех элементов УП.

Высокий процент ППС - членов творческих союзов России. 39,4 % ППС - члены Союза художников, дизайнеров, архитекторов, журналистов России. Более 50 % преподавателей являются лауреатами и дипломантами международных и всероссийских профессиональных конкурсов.

Высокий процент ППС с государственными почетными званиями. 39,4 % ППС кафедр ИВИ имеют государственные почетные звания, в том числе звания «Заслуженный работник культуры РФ» и «Заслуженный художник РФ». В ФГОС ВПО записано следующее: «К преподавателям с учеными степенями и/или учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, дипломы лауреатов и степеней международных и всероссийских конкурсов, патенты на промышленные образцы, являющиеся членами Союза художников России, Союза дизайнеров Российской Федерации, Союза архитекторов, а также других российских и международных творческих союзов соответствующего профиля, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере». По данной позиции мы имеем преимущество, об этом говорят данные SWOT-анализа.

Слабые стороны, выявленные в результате SWOT-анализа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий процент ППС с ученой степенью. Только 15,2 % ППС трех выпускающих кафедр имеют ученые степени кандидатов и докторов наук.

Слабое техническое и материальное оснащение УП. 80,2 % - степень износа компьютерного оборудования ИВИ. Следует сказать о минимально необходимом для реализации ООП бакалавриата перечне материально-технического обеспечения по направлениям подготовки ИВИ в соответствии с ФГОС ВПО: специально оборудованные кабинеты академического рисунка, академической живописи, скульптуры и пластического моделирования; производственные мастерские; специализированные компьютерные классы; лаборатории по профессиональной подготовке; проектные мастерские по всем видам дизайна; специализированные компьютерные классы; производственные мастерские; студии фото- и светотехники, печати

и полиграфии; лаборатории черчения и моделирования; аудитории, оборудованные проекционным оборудованием, компьютерами, светотехническими и акустическими устройствами; учебные аудитории для поточных лекций, групповых и индивидуальных занятий; компьютерный класс; оборудование для кино-, фото-, видеосъемки; видеотека, фильмотека.

Недостаточность локальных актов (положений), регламентирующих УП в условиях реализации ФГОС ВПО. Возникает необходимость разработки положения об организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС ВПО с учетом специфики ИВИ.

Внешние характеристики SWOT-анализа - возможности и угрозы, неподвластные влиянию ОУ Но и эти характеристики важно учитывать при организации учебного процесса.

Обозначим возможности, выявленные в результате SWOT-анализа:

Стимулирование учебной деятельности студентов на протяжении всех лет обучения: стипендии Президента РФ, Губернатора КО, Кузбассэнерго, муниципальные, субсидии, премии и др.

Участие социальных партнеров в организации УП. Реализация компетент-ностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов будут предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. К образовательному процессу будут привлечены не менее 5 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий, учреждений и творческих союзов. Контакты с работодателями, партнерами происходят уже сейчас в условиях реали-

зации ГОС ВПО, это фундамент для дальнейшего взаимодействия с ними не только на практике, но и в учебном процессе.

Обозначим угрозы, выявленные в результате SWOT-анализа:

Наличие конкурентов на рынке образовательных услуг. В настоящее время ими являются: филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) в г. Кемерово, Кемеровское областное художественное училище, частные фотошколы.

Уменьшение конкурса на специальности (направления подготовки) ИВИ. Это связано с демографической ситуацией и снижением общего количества выпускников в последние годы.

Отсутствие ПрООП УМО. Примерные ООП УМО Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова (МГХПА им. Строганова) по направлениям подготовки «Дизайн» и «Декоративно-прикладное искусство» представляют собой «укороченный» вариант только с обозначением профилей подготовки, а примерная ООП УМО Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ) по «Народной художественной культуре» представляет собой «сырой» вариант.

Таким образом, данные SWOT-анализа позволяют структурировать имеющуюся информацию об организации УП, по-новому взглянуть на текущую ситуацию, определить последующие действия ИВИ в организации учебного процесса: сбалансировать расписание, совершенствовать кадровый потенциал, оптимизировать аудиторный фонд, доработать ООП, учебно-методическое обеспечение, материально-техническую базу.

Анализ ФГОС ВПО трех направлений подготовки по основным позициям выявил и проблемные зоны новых стандартов, когда нет совпадений по некоторым позициям (см. табл. 3). Это негативно скажется на организации учебного процесса в новых условиях.

Таблица 3

Анализ основных позиций ФГОС ВПО по направлениям подготовки ИВИ

Виды профессиональной деятельности бакалавров Компетенции общекультурные (ОК), профессиональные (ПК) Максимальная недельная аудиторная нагрузка Занятия лекционного типа Интерактивные формы

ДПИ и народные промыслы

художественная; проектная; производственно- технологическая; организационно-управленческая; педагогическая 14 (15) ОК/ 5ПК 42 акад. часа в неделю Лекции -не более 40 % ауд. занятий Не менее 20 % ауд. занятий

Дизайн

художественная, проектная; информационно- технологическая; организационно-управленческая; педагогическая 16 ОК/ 6 ПК 36 акад. часов в неделю Лекции -не более 40 % ауд. занятий Не менее 20 % ауд. занятий

Народная художественная культура

педагогическая; художественно-творческая; методическая; организационно-управленческая; культурно-просветительная 16 ОК/ 27 ПК 36 акад. часов в неделю Лекции -не более 90 % ауд. занятий Не менее 3 % ауд. занятий

Основные условия организации учебного процесса при реализации ФГОС ВПО

Системный подход в организации УП. Взаимодействие всех подразделений вуза для эффективной организации учебного процесса.

Синхронизация учебных планов и сбалансированность дисциплин учебного плана. Была сделана попытка синхронизировать учебные планы, сбалансировать дисциплины для равномерного распределения нагрузки обучающихся в течение всего периода обучения по базовой части социального, гуманитарного и экономического цикла учебного плана по трем направлениям подготовки и по дисциплинам общепрофессионального и профессионального циклов по двум направлениям подготовки, и это удалось в определенной степени. В рабочих учеб-

ных планах по направлениям подготовки «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Народная художественная культура» (профиль «Руководство студией кино-, фото-, видеотворчества») продумана синхронизация дисциплин, по которым студенты будут обучаться в одни сроки и получать один объем образовательных услуг: 1 курс -история, иностранный язык, русский язык и культура речи; история искусств, академический рисунок, академическая живопись, проектирование, пропедевтика; 2 курс - философия, иностранный язык; история искусств, академический рисунок, академическая живопись, академическая скульптура и пластическое моделирование, проектирование; 3 курс - культурология; академический рисунок, академическая живопись, проектирование, основы произ-

водственного мастерства; 4 курс - правоведение/авторское право; академический рисунок, академическая живопись, проектирование, основы производственного мастерства, методика преподавания специальных дисциплин.

В организации учебного процесса синхронизация дисциплин учебного плана дает возможность оптимизировать использование аудиторного фонда и кадрового потенциала.

Мобильность реагирования на требуемые изменения ООП. В соответствии с ФГОС ВПО высшие учебные заведения будут обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. В дальнейшем для обучающихся возможен переход на формирование и разработку индивидуальных образовательных программ.

Регламентация учебного процесса. Локальные акты (положения, инструкции) регламентируют и конкретизируют все механизмы организации УП любой модели (системы).

Контроль качества реализации ООП. Выстроив систему организации учебного процесса, важно контролировать ход этого процесса. Для этого необходимо систематически проводить мониторинг учебного процесса и своевременную его корректировку.

Рейтинг преподавателей и студентов. Бально-рейтинговая система, положенная в основу преподавания учебных дисциплин в условиях уровневого образования, позволит использовать ее результаты для установления рейтинга студентов. Рейтинговая система должна предусматривать поощрение студентов за систематическую работу в семестре обеспечением возможности получения семестровой оценки без сдачи экзаменов или зачетов. Рейтинг преподавателя может складываться из четырех параметров, которые оцениваются студентами по удобной пятибалльной шкале. В числе этих параметров: систематичность изложения материала, ясность изложения материала, контакт преподавателя с аудиторией, доступность преподавателя во внеучебное время.

Эффективность деятельности кураторов. В условиях реализации ФГОС ВПО возможен переход к институту тьюторов.

Компьютеризация УП. Использование в образовательном процессе электронных ресурсов становится обязательным, о чем говорится в ФГОС ВПО.

Стимулирование деятельности участников УП. Развитие системы вознаграждений и санкций как в отношении студентов, привязанных к формальным показателям их успеваемости, так и в отношении преподавателей.

Литература

1. Малин А. С. Планирование и организация учебного процесса в инновационном вузе // Экономика образования. - 2008. - № 4. - С. 4-31.

2. Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц (БСТ^) при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов / Б. А. Сазонов, Е. В. Караваева, Н. И. Максимов. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 104 с.

3. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты. - М.: Университетская книга, 2010. - 248 с.

4. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов. - М.: МИПК МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.