Научная статья на тему 'Оптимизация системы управления учебным процессом в вузе'

Оптимизация системы управления учебным процессом в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыкина Анна Владимировна, Канева Ольга Николаевна, Крейдунова Виктория Васильевна

В связи с переходом высшего образования РФ к новым образовательным стандартам возникает необходимость перестройки образовательной политики в соответствии с компетентностным подходом. Для совершенствования учебного процесса в вузе за счет повышения эффективности работы по планированию учебной деятельности в статье реализован системный подход управления учебным процессом на основе клиент-серверной технологии с использованием математических и алгоритмических средств формирования и оценки компетенций выпускника вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зыкина Анна Владимировна, Канева Ольга Николаевна, Крейдунова Виктория Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация системы управления учебным процессом в вузе»

УДК 519.8

Зыкина А.В., Канева О.Н., Крейдунова В.В.

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВУЗЕ АННОТАЦИЯ

В связи с переходом высшего образования РФ к новым образовательным стандартам возникает необходимость перестройки образовательной политики в соответствии с компетентностным подходом. Для совершенствования учебного процесса в вузе за счет повышения эффективности работы по планированию учебной деятельности в статье реализован системный подход управления учебным процессом на основе клиент-серверной технологии с использованием математических и алгоритмических средств формирования и оценки компетенций выпускника вуза.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Компетентностный подход; когнитивная модель; автоматизация;учебный процесс. Zykina A.V., Kaneva O.N., Krejdunova V.V.

Omsk State Technical University, Omsk, Russia

SOFTWARE IMPLEMENTATION AND COMMISSIONING OF WEB APPLICATION "SOLUTION OF ORDINARY DIFFERENTIAL EQUATIONS"

ABSTRACT

In connection with the transition of the Russian higher education to new educational standards it is necessary to the restructuring of the educational policy in line with the competence approach. To improve the educational process in high school by improving the efficiency of the planning of educational activities as implemented a systematic approach educational process management based on client-server technology with the use of mathematical and algorithmic tools of formation and evaluation of high school graduate competencies.

KEYWORDS

Competence approach; cognitive model; automation; educational process.

Введение

Переход системы высшего образования к новым образовательным стандартам (ФГОС ВО) дает возможность управлять одной из ключевых проблем при обучении: повышение качества знании, умении и навыков выпускников, сформированных заданными ФГОС ВО компетенциями. Исследования по этои проблеме, как правило, сводятся к оперативному анализу частных критериев эффективности учебного процесса [1] или построению пути в графе, соответствующего последовательности изучения дисциплин с заданными ФГОС ВО компетенциями [2].

Для создания и развития эффективных систем управления учебным процессом в ВУЗе, а также для реализации единои интегрированнои информационнои технологии автоматизации процессов регистрации, обработки и представления соответствующеи учебному процессу информации необходимо использовать комплексные информационные системы (КИС). На россииском рынке присутствуют следующие КИС [3 -7]:

1. Галактика;

2. 1С: Предприятие;

3. Фрегат;

4. Лагуна;

5. Парус.

Из перечисленных систем только «Галактика» и «1С: Предприятие» имеют специализированные решения для ВУЗов: «Галактика ВУЗ» и «1С: Университет».

Решение «Галактика ВУЗ» основано на модульном принципе, благодаря чему при настроике может быть выбрана оптимальная функциональность системы. В зависимости от потребностеи

ВУЗа определяется этапность ввода в эксплуатацию решения и конфигурация системы. «Галактика ВУЗ» позволяет решать широкий спектр управленческих задач современного образовательного учреждения, направленных на образовательную, научную и финансово-хозяиственную деятельностью ВУЗа. Однои из задач образовательнои деятельности является управление учебным процессом.

Архитектура модуля учебнои деятельности в системе «Галактика» представлена на рис.1.

АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планирование и контроль Учебного процесса —

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

• Ведение государственных образовательных

стандартов 2-го и 3-го поколения

• Формирование Базовых учебных планов

ГОС ВПО и ФГОС

• фотикяаниг Рабочих учеб»*>|к планов

• Расчет haï pvтки кмведр и Г1ПС

• Формирование расписаний учебных шипим

УПРАВЛЕНИЕ КОНТИНГЕНТОМ СТУДЕНТОВ

* Ведение групп студентов

• Ведение картотеки студентов

• формирование и обработка приказов

по студентам

* Формирование отчетов по контингенту стуле егтов

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

Научная деятельность

Планирование и учет научно-исследовательских

работ

УПРАВЛЕНИЕ ДОГОВОРАМИ

Ведение государственны х контрактов, договоров АХД договоров обучения

УПРАВЛЕНИЕ АУДИТОРНЫМ И ЖИЛЫМ ФОНДОМ

J L

АВТОМАТИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

финансовый анализ

- Планирование и управление финансами —

УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТОМ

Ппонирыание доходов, моеоюе

кадровый учет

1

Бухгалтерский и налоговый учет —

Расчет зарплаты 1 Бухгалтерская Учет ОС Комплекс тадач II по отражению в 6У и НУ I

и стипендии 1 отчетность и НМА

Управления персоналом -

Расчеты с поставщиками

и покупателями

Складской учет

— Оперативный учет -

Управление снабжением

- Планирование и управление заку!

Техническое обслуживание и ремонт оборудования

Управление

капитальными

вложениями и строительство

Управление имущество*-! —

Управление транспортом

Рис.1. Архитектура модуля «Учебный процесс» в системе «Галактика ВУЗ»

Модуль «Учебньш процесс» предназначен для планирования и автоматизации учебного процесса ВУЗа и позволяет осуществлять [3]:

1. Работу с набором регламентирующих образовательным процесс стандартов второго (ГОС ВПО) и третьего поколения (ФГОС ВПО). В модуле формируются планы для подготовки специалистов, бакалавров, магистров для очнои, заочнои и очно-заочнои формам обучения по образовательным программам с полным и сокращенным сроками освоения. Возможно формирование графиков учебного процесса по семестровои или по модульнои схеме. В Системе предусмотрен механизм сверки составленных планов нормативным требованиям. К учебным планам привязываются академические группы, что позволяет контролировать этапы обучения студентов, перечень контрольных мероприятии, движение контингента.;

2. Формировать учебные планы (УП) (базовые, рабочие) в соответствии с образовательными стандартами;

3. Выполнять расчет нагрузки кафедр и распределять ее по профессорско-преподавательскому составу (ППС). Настраиваемые формулы позволяют учитывать особенности расчета норм времени для разных видов работ в разрезе форм обучения, дисциплин, типа контингента (поток, группа, подгруппа). Может выполняться корректировка нагрузки в соответствии с внесенными изменениями в учебные планы.;

4. Планировать штат сотрудников кафедр в разрезе источников финансирования;

5. Формировать расписание занятии с учетом графика учебного процесса, нагрузки ППС, наличия, вместимости и оснащенности учебных помещении.

В связи с большим объемом документации по формированию рабочих программ (РП) дисциплин и основнои образовательнои программы (ООП) по заданному направлению возникает необходимость автоматизировать процесс разработки этих документов. Функциональные возможности модуля «Учебныи процесс» в системе «Галактика» не позволяют автоматизировать

процесс формирования таких важных документов.

Для решения поставленнои проблемы необходимо разработать новую автоматизированную систему «Учебная деятельность», которая позволит формировать ООП, РП и УП. Архитектура представлена на рис. 2.

Учебная деятельность

1. Общие положения

2. Характеристика профессиональной деятельности

3. Требования к результатам освоения ООП

4. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса

5. Дисциплинарно-модульные программные документы ООП

6. Требования к условиям реализации ООП бакалавриата

7. Характеристика социально- культурной среды

8. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП Приложение 1. Матрица соответствия компенций (шаблон) Приложение 2. Календарный график образовательного процесса и учебный план

Приложение 3. Рабочие программы по дисциплинам Приложение 4. Программы практик Приложение 5. Программа ГИА

1.Цели и задачи дисциплины

2.Место дисциплины в структуре ООП

3. Требования к результатам освоения дисциплины 4.Объем дисциплины ивиды учебной работы е часах н в зачетных единицах

5. Содержание дисциплины по модулям и видам учебных занятий

6. Образовательные технологии

7. Самостоятельная работа студентов

8.Методическое обеспечение системы оценки качества освоения программы модуля

9. Фонды оценочных средств

10.Контрольные Бопросы по дисциплине И.Ресурсное обеспечение дисциплины

1. Блок 1 (Дисциплины):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Дисциплины в базовой части; -Дисциплины в вариативной части;

- Дисциплины по выбору.

2. Блок 2 (Практики)

3. Блок 3 (ГИА)

4. Блок 4 (Факультативы)

5. Форма итогового контроля

6. Объем часов

7. Распределение часов по семестрам

8. Обеспечивающая кафедра

Рис.2. Архитектура системы «Учебная деятельность

Кроме того, необходимо расширить функциональности программного модуля «Учебный процесс» в системе «Галактика» за счет интеграции с системои «Учебная деятельность.

Таким образом, для решения поставленнои проблемы необходимо предложить способы расширения функциональных возможностеи модуля «Учебньш процесс» в системе «Галактика ERP» на основе разработаннои автоматизированнои системы «Учебная деятельность».

2. Моделирование учебного процесса

Для подсистемы «Учебныи план» в автоматизированнои системе «Учебная деятельность» разработана следующая математическая модель учебного плана. Пусть имеется набор дисциплин, количество и объем которых превышает установленным ФГОС ВО объем учебного плана. Необходимо выбрать дисциплины, которые наиболее полно обеспечивают компетенции по заданному направлению.

Объем каждои дисциплины из учебного плана складывается из объемов видов учебных работ. Под видами учебных работ будем понимать:

- аудиторные занятия (лекционные, практические, лабораторные);

S Формирование основной образовательной программы

* Формирование рабочей программы

S Формирование учебного плана

- самостоятельная работа (в том числе, подготовка к экзамену);

- консультации (контактная самостоятельная работа). Введем следующие обозначения:

N - количество дисциплин; М - количество видов учебнои работы;

Б - количество компетенции, определенных ФГОС ВО по заданному направлению; а - значимость /-и дисциплины;

ЬЬк - идентификатор наличия к-и компетенции в /-и дисциплине: Ъ^к=1, если к-я компетенция содержится в -и дисциплине, I = (1,..., М), к = (1,..., 5) ;

^ - нижняя и верхняя границы объема j-го вида учебнои работыу = (1,... ,М); ау - объем j-й учебнои работы в /-и дисциплине, I = (1,..., М), у = (1,..., М); Р - объем обучения, установленныи ФГОС ВО по направлению. Пусть

= [1, если дисциплину с номером I выбираем в учебный план, 1 I 0, иначе. ( )

Запишем ограничения согласно заданным условиям:

1) В учебном плане требуется выполнить объем, заданныи ФГОС ВО:

^^а^х^Р (2)

2) В учебном плане объем для каждого вида учебнои работы задается установленными границами:

ч1 - аих1 + ••• + ам1хм - ;

Л..........................................................(3)

Ят - а1мх1 + + аимхи - Ят.

3) В учебном плане должна быть каждая компетенция:

Ъ11х1 + ••■ + Ьм1хм > 1;

..........................................................(4)

Ь15х1 + •••+ Ь^х^ > 1.

Тогда математическая модель построения учебного плана по критерию значимости имеет

вид:

с XI ^ тах (5)

при ограничениях (1) - (4).

Значимость а дисциплины устанавливается на основе экспертных оценок с учетом требовании к результатам освоения дисциплины и знании, умении и навыков, сформированных заданными компетенциями. Для этого используем два алгоритма [8] вычисления экспертных оценок.

Алгоритм 1 для вычисления экспертных оценок.

В алгоритме определяются оценки влияния дисциплин на компетенции. Этапа алгоритма:

1. Методом экспертных оценок выявляется влияние учебных дисциплин на компетенции. Экспертная группа (руководители ООП, разработчики РП, работодатели) определяет набор дисциплин, непосредственно влияющих на формирование компетенции. Составляется матрица зависимостеи Ш, в которои указывается 1, если влияние присутствует, и 0 - иначе:

шо!К1 шо!К2 . М'в!кт

кОпК1 шОпК2 wDnKmJ

где - зависимость ;-й дисцплины от j-й компетенции, ;= (1,... ,п), j = (1, ... , т).

(6)

2. Для каждой компетенции эксперты выстраивают дисциплины по степени важности (от 0 до 1) их влияния на компетенцию.

3. Согласованность мнений экспертов проверяется с помощью коэфициента конкордации.

4. Применяется правило Фишберна для расчёта весов влияния дисциплины на формирование компетенции.

В результате обработки полученных данных матрица Ш преобразуется в R матрицу,

содержащую веса влияния дисциплин на компетенции

Г01К1 Г01К2 . ГВ1 Кт

R=

го1к] = 1,7 = (1, - (8)

где Гд^ - вес влияния дисциплины Di на компетенцию К).

Полученные весовые коэффициенты будут использоваться для определения значимости дисциплины.

Алгоритм 2 для вычисления экспертных оценок. В алгоритме определяется востребованность каждои компетенции. Этапы алгоритма:

1. Составляется матрица бинарных предпочтений, где предпочтение компетенций выражается с помощью булевых переменных. Каждый 1-й эксперт из к опрошенных оценивает степень важности компетенции величиной (по шкале Харрингтона), оценка компетенций каждым экспертом описывается матрицей Р:

Р1 = ЫЛу=1, (9)

П,^^,, (10)

4 I 0, иначе.

2. Составляется матрица Н - сумма оценок всех экспертов:

н= £Е=1Р' = ад}=1. (11)

3. Вводится оценочная матрица важности компетенции:

°1 = Ы™^ (12)

(1, если И,-,- > И,-,-

°и = I , с 11 , (13)

1 (. 0, иначе.

4. Определяется востребованность каждои компетенции К, j = (1, . ,т) путем суммирования булевых переменных по соответствующеи строке матрицы:

$К}= j = (1.....т) (14)

Используя результаты алгоритма 1 и алгоритма 2, получаем величины = (1, ...,п) -значимости дисциплин:

с1= г01К1^к1+г01К2^к2 + ..■ г01Кт$кт;

..........................................................................................................................(15)

сп= гОпК1^к1+гОпК2^к2 + ..■ гОпКт$кт.

Наглядным результатом полученных вычислении будет являться когнитивная модель (рис.3) компетенции К) , у=(1,...,т).

Для наглядного представления последовательности изучения дисциплин применим методы теории графов.

Рис.3. Модель компетенции

Модель представлена в виде ориентированного взвешенного графа G = <Х, Я>, где X = <К, D, d> - множество вершин графа, К - компетенция, D - дисциплины, непосредственно влияющие на компетенцию, d - дисциплины, косвенно влияющие на компетенцию, Я - множество ребер, соединяющих дисциплины с компетенциеи и дисциплины между собои.

На примере учебного плана по направлению 02.03.03 построим когнитивные модели следующих общекультурных компетенции:

1. Способность использовать основы философских знании для формирования мировоззренчески позиции (ОК-1);

2. Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданскои позиции (ОК-2);

3. Способность использовать основы экономических знании в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

4. Способность использовать основы правовых знании в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

5. Способность к коммуникации в устнои и письменнои формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодеиствия (ОК-5);

6. Способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

7. Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

Выделим дисциплины, которые обеспечивают заданные общекультурные компетенции:

Таблица 1 - Дисциплины учебного плана

Наименование дисциплины

История (d1, D1) Иностранный язык (d2, D2) Философия (d3, D3) БЖД (d4, D4) Физическая культура (d5, D5) Экономика (d6, D6)

Физика^7, D7) Математика^8, D8)

_Инженерная и компьютерная графика (d9, D9)_

_Основы информационной безопасности (d10, D10)_

Основы моделирования системен, D11) Дизайн интерфейса и информационных систем^12, D12) Специальные главы математики^13, D13) Научно-исследовательская работа (d14, D14) На рис. 4 представлены простые модели компетенции для общекультурных компетенции. Под простои моделью будем понимать орграф, состоящии из однои, двух или трех вершин.

На рис. 5 представлена модель общекультурной компетенции ОК-7.

Рис.5. Модель общекультурной компетенции ОК-7

Построение других моделей (в том числе, общепрофессиональных и профессиональных компетенций) проводится аналогично. 3. Реализация модуля «Рабочая программа»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рабочая программа дисциплины является приложением ООП и представляет собои документ, регламентирующии, в том числе, и требования к освоению формируемых компетенции, полученные в предыдущем разделе. Взаимосвязи дисциплин и компетенции играют ведущую роль при составлении РП.

На рис.6 приведен пример ввода основных данных для генерирования РП в разработаннои системе «Учебная деятельность»:

1. Год набора;

2. Направление, код и уровень подготовки;

3. Профиль;

4. Форма обучения;

5. Дата утверждения ФГОС;

6. Дисциплина;

7. Цикл дисциплины.

Вспоиогвгнльмвя

Создание рт&очей программы

Рабочие программы

И"

Рабочие программы (создание) *

Провести и .закрыть

Записать Провеет

Тигулыямйтст Ци» ч зад»<*

Год Н5Й0М 14,10.2016

Направление подготовки

Направление подготовки: | Математическое обосгвчвнн

Профиль_

Профиль:

Дисциплина

! ' ! Код направлен*я 02 03.03

| * | £ | Наименование профили: Базы данник

Уровень подготсвки Бакалавр Форма обучения: Очиая

ДиСфГЦЬж»' 'С«СТ4Мь< ЕДР

л ДИСЦИПЛИНЫ Б.Б1ДВ4..1

Рис.6. Ввод данных для создания РП

Заполнение раздела «Требования к результатам освоения дисциплины» представлено на рис.7. В данном разделе имеются три обязательных к заполнению пункта:

1. Требования к знаниям;

2. Требования к умениям;

3. Требования к навыкам.

Пров-пеги н закрыть

Эаписагъ

Провеса

Ткгу«1ыфй JMCI MUM К ИД*«! TprioiflHiBl К ден

Сгудрлт ДМЖН< Jftflli.

1) П0ИЙ1ИП ÇtrfrîlflriLliyy H*yt. HrtffruailiKH И И1гфйрМЭТ|№|| [IL H JÉh и I? фф(ТЫ,ЯЖЦЁП1ф1Н. Прч1Н1^1ПЫ TeflpHd

связанных с фундаментальной информацией и n 11 [i+л ; I ■: ill и- ■ I и I j Kl 11 lyyii Jrtfc; "Ими

2) меэдуыроднггв it профессиональные сакда [util нформаци win ы я т^чи 5ПСГН м современные парадигмы II MHCflorW*m. riiKTPyuQtiTjniiHV« Il №4Li(PHl«I^.HtJ« СрвЛСЧХ

Рис.7. Требования к результатам освоения дисциплины (Знания)

Умения и владения заполняются аналогично. Полученные дескрипторы (знания, умения, владения) сформированы компетенциями.

3. Заключение

В ходе исследования выявлены недостатки информационных систем и ресурсов, используемых при планировании обучения. Обоснована необходимость в расширении функции автоматизированнои системы вуза.

Введение процедуры оптимизации при построении учебного плана в автоматизированную систему управления учебным процессом вуза для каждого направления подготовки позволит оценить учебные программы на необходимость использования заданных дисциплин в учебном процессе. Использование когнитивных моделеи компетенции и построенных на их основе экспертных оценок компетенции позволит сформировать по этим компетенциям знания, умения и навыки выпускников и позволит приблизить образовательныи процесс к потребностям работодателеи.

10. 11.

Литература

Ерунов В.П. Системно-критериальный анализ учебного процесса в вузе // Вестник ОГУ. 2001. № 2. С. 71-77. Курилова О.Л. Применение генетического алгоритма для оптимизации учебного плана // Информационно-управляющие системы. 2013. №3. С. 84-92.

Галактика Управление ВУЗом. URL: http://www.galaktika.ru/vuz/

Первый бит. IT-решения для учета и управления. URL:

http://omsk.1cbit.ru/1csoft/?gclid=CO3c9IS50s8CFYrFcgodTpALJw

ERP Корпоративная информационная система Фрегат - корпорация. URL: http://www.frigat.ru/54/ Корпоративная информационная система Лагуна . URL: http://asutp.ru/?p=400332 Парус. Информационные системы управления. URL: http://www.parus.com/

Сибикина И.В. Оценка значимости дисциплин, формирующих компетенцию на основе лингвистического классификатора //Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2012. №2. С. 182 -186.

Gusyatnikov V. N., Bezrukov A. I., Sokolova T. N . Information technology to assess the level of competence in the educational process // Application of Information and Communication Technologies (AICT). 2015. p. 473 - 476. Velde C. Crossing borders: an alternative conception of competence // Annual SCUTREA conference. 1997. p. 27-35. Rongrong R., Gang X., Linan G. A model for university counselor's competence evaluation based on GIOWA operator // Chinese Control and Decision Conference. 2010. p. 1845-1848.

References

1. Erunov V.P. Sistemno-kriterial'nyj analiz uchebnogo processa v vuze. // Vestnik OGU. 2001. № 2. p. 71-77.

2. Kurilova O.L. Primenenie geneticheskogo algoritma dlja optimizacii uchebnogo plana // Informacionno-upravljajushhie sistemy. 2013. №3. p. 84-92.

Galaktika Upravlenie VUZom. URL: http://www.galaktika.ru/vuz/

Pervyj bit. IT-reshenija dlja ucheta i upravlenija. URL: http://omsk.1cbit.ru/1csoft/?gclid=CO3c9IS50s8CFYrFcgodTpALJw ERP Korporativnaja informacionnaja sistema Fregat - korporacija. URL: http://www.frigat.ru/54/ Korporativnaja informacionnaja sistema Laguna . URL: http://asutp.ru/?p=400332 Parus. Informacionnye sistemy upravlenija. URK: http://www.parus.com/

Sibikina I.V. Ocenka znachimosti disciplin, formirujushhih kompetenciju na osnove lingvisticheskogo klassifikatora //Vestnik AGTU. Serija: Upravlenie, vychislitel'naja tehnika i informatika. 2012. №2. p. 182 - 186.

Gusyatnikov V. N., Bezrukov A. I., Sokolova T. N . Information technology to assess the level of competence in the educational process // Application of Information and Communication Technologies (AICT). 2015. p. 473 - 476. 10. Velde C. Crossing borders: an alternative conception of competence // Annual SCUTREA conference. 1997. p. 27-35.

9.

11. Rongrong R., Gang X., Linan G. A model for university counselor's competence evaluation based on GIOWA operator // Chinese Control and Decision Conference. 2010. p. 1845-1848.

Поступила 15.10.2016

Об авторах:

Зыкина Анна Владимировна, заведующий кафедрой прикладной математики и фундаментальной Омского государственного технического университета, доктор физико-математических наук, профессор, avzykina@mail.ru;

Канева Ольга Николаевна, доцент кафедры прикладнои математики и фундаментальнои информатики Омского государственного технического университета, кандидат физико-математических наук, доцент, okaneva@yandex.ru;

Крейдунова Виктория Васильевна, магистрант кафедры прикладнои математики и фундаментальнои информатики Омского государственного технического университета, vkreydunova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.