Научная статья на тему 'Вариативная часть образовательных программ как средство для оптимизации художественного и педагогического рынка труда'

Вариативная часть образовательных программ как средство для оптимизации художественного и педагогического рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОМПЛЕКС / LABOR MARKET / LIFELONG LEARNING / PROFESSOR / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / VARIABLE PART OF EDUCATIONAL CURRICULUM / ACADEMIC DISCIPLINE / INTERDISCIPLINARY COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Н. М., Ламанова Л. А.

В статье показаны возможные пути использования вариативной части профессиональных образовательных программ при подготовке по не педагогическим направлениям в контексте оптимизации педагогического рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VARIABLE PART OF EDUCATIONAL PROGRAMS AS A TOOL FOR OPTIMIZATION OF PEDAGOGICAL LABOR MARKET

The article shows the possible ways of using the variable part of the professional educational programs for training in non-pedagogical directions in the context of optimization of pedagogical labor market.

Текст научной работы на тему «Вариативная часть образовательных программ как средство для оптимизации художественного и педагогического рынка труда»

щения способствуют специально организованные деятельност-ные воспитательные ситуации. Условия для взаимоотношений мальчиков и девочек, удовлетворяющие их любознательность в том или ином вопросе, создаются при организации воспитательных ситуаций саморегуляции.

Второй компонент методики гендерного подхода в социальном воспитании заключается в структурировании воспитательных ситуаций. При этом модель проблемной воспитательной ситуации должна иметь форму педагогической задачи, для решения которой инструментом выступает обсуждение. Наиболее эффективно коллективное обсуждение вариантов решения гендерной задачи, благодаря чему углубляется гендерный опыт учащихся: каждый может ознакомиться с различными вариантами решения, выслушать и проанализировать множество оценок этих вариантов, и предлагаемых во время обсуждения дополнений и изменений. Упорядочение воспитательных ситуаций, как третий компонент методики гендерного подхода в социальном воспитании, способствует позитивной гендерной социализации и нацелен на оказание индивидуальной помощи

Библиографический список

мальчикам и девочкам, юношам и девушкам в решении проблемных ситуаций.

В целом, в процессе реализации гендерного подхода в социальном воспитании в поликультурной среде, специалисту необходимо учитывать национальные особенности представлений о культуре взаимоотношений полов и особенности воспитания детей разного пола. Для этого помимо гендерной компетентности он должен владеть знаниями о традициях, культурах, обычаях различных народов и народностей, проживающих на данной территории. Кроме этого в задачу социального педагога будет входить формирование и развитие толерантных качеств личности у детей: эмпатии, сочувствия, доверия, понимания и принятия других, открытости, способности к взаимодействию с другими людьми. Важное место в деятельности специалиста должно быть отведено педагогическому просвещению родителей с целью повышения воспитательного потенциала семьи по формированию толерантности не только к национальным обычаям и традициям, но и к гендерным особенностям взаимоотношений у людей различных этнических групп и общностей.

1. Агулина, С.В. Гендерная составляющая социально-педагогической деятельности бакалавра социальной работы // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 9.

2. Агулина, С.В. Теоретические основы гендерного подхода в социальной педагогике // Наука. Инновации. Технологии. - 2010. - № 6.

3. Столярчук, Л.И. Полоролевая социализация школьников: теория и практика воспитания. - Волгоград, 1999.

4. Каменская, Е.Н. Гендерное воспитание: сущность и технология // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - № 1.

Bibliography

1. Agulina, S.V. Gendernaya sostavlyayuthaya socialjno-pedagogicheskoyj deyateljnosti bakalavra socialjnoyj rabotih // Vestnik universiteta (Gosudarstvennihyj universitet upravleniya). - 2013. - № 9.

2. Agulina, S.V. Teoreticheskie osnovih gendernogo podkhoda v socialjnoyj pedagogike // Nauka. Innovacii. Tekhnologii. - 2010. - № 6.

3. Stolyarchuk, L.I. Polorolevaya socializaciya shkoljnikov: teoriya i praktika vospitaniya. - Volgograd, 1999.

4. Kamenskaya, E.N. Gendernoe vospitanie: suthnostj i tekhnologiya // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2006. - № 1.

Статья поступила в редакцию 14.04.14

УДК 378

Alexandrova N.M., Lamanova L.A. THE VARIABLE PART OF EDUCATIONAL PROGRAMS AS A TOOL FOR OPTIMIZATION OF PEDAGOGICAL LABOR MARKET. The article shows the possible ways of using the variable part of the professional educational programs for training in non-pedagogical directions in the context of optimization of pedagogical labor market.

Key words: labor market, lifelong learning, Professor, Federal state educational standards, variable part of educational curriculum, academic discipline, interdisciplinary complex.

Н.М. Александрова, д-р пед. наук, проф., директор научно-исследовательского инновационного центра

ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)», г. Санкт-Петербург, E-mail: profped@bk.ru;

Л.А. Ламанова, методист БОУ СПО ВО «Череповецкий технологический техникум», г. Череповец,

E-mail: lidok2211@mail.ru

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЫНКА ТРУДА

В статье показаны возможные пути использования вариативной части профессиональных образовательных программ при подготовке по не педагогическим направлениям в контексте оптимизации педагогического рынка труда.

Ключевые слова: рынок труда, непрерывное образование, преподаватель, федеральные государственные образовательные стандарты, вариативная часть, учебная дисциплина, междисциплинарный комплекс.

В настоящее время для развития и оптимизации состояния рынка труда необходимы специалисты с достаточно высоким уровнем квалификации.

Как известно, требования к будущим кадрам меняются с учетом социально-экономических изменений. Это связано, прежде всего, с ускорением темпов появления и внедрения новых технологий, как в производственных условиях, так и в системе образования, поэтому все большее значение приобретает прогноз видов деятельности, уровней квалификации, функций деятельности, профессиональных полей, качеств личности профессионала.

Для учета перспектив развития профессий, их социально-экономического и психолого-педагогического статуса огромное значение имеет правильное и эффективное распределение вариативной части при реализации профессиональных образовательных программ.

В Концепции Федеральной целевой программы РФ «Развитие образования на 2011 - 2015 годы» стратегической целью является ориентация на развитие образования как решающего фактора экономического роста страны в условиях рыночной экономики. В этом же документе указано, что постоянно усиливаю-

Таблица 1

Междисциплинарное решение изменения профессионального поля деятельности в подготовке студентов по направлению «Декоративно-прикладное искусство»

Область традиционного прикладного искусства Основная квалификация Расширение профессионального поля деятельности Вариативные междисциплинарные курсы (учебные дисциплины)

1 2 3 4

Художественное кружевоплетение Художник декоративно-прикладного искусства по специалитету Мастер-классы конкурсы Музейная и экскурсионная деятельность (должности) музейных работников Основы музейного и экскурсионного дела Основы менеджмента, маркетинга. Основы продвижения продукта

Академический бакалавр по бакалавриату, профиль - художественное кружевоплетение

Художественная вышивка Художник декоративно-прикладного искусства по специалитету Деятельность в системе общего, профессионального и дополнительного образования (преподаватель) Педагогика профессионального образования, методика преподавания с учетом направления прикладного творчества

Академический бакалавр по бакалавриату, профиль - художественная вышивка

Художественная роспись по ткани (или металлу) Художник декоративно-прикладного искусства по специалитету Производство одежды и сувенирной продукции, игрушек, дизайн, в том числе Web дизайн (дизайнер, менеджер) Основы дизайна

Академический бакалавр по бакалавриату, профиль - художественная роспись по ткани (или металлу)

Лаковая миниатюрная живопись Художник-живописец (церковно-историческая живопись) по специалитету Реставраторская деятельность (художник-реставратор) Основы реставраторского дела

Академический бакалавр по бакалавриату, профиль — лаковая миниатюрная живопись)

Художественная резьба по кости Художник декоративно-прикладного искусства по специалитету

Академический бакалавр по бакалавриату, профиль — художественная резьба по кости

Иконопись Художник-живописец (церковно-историческая живопись) по специалитету

Академический бакалавр по бакалавриату, профиль - иконопись

щаяся интеллектуализация педагогического труда, увеличение и усложнение функций педагога требуют постоянного профессионального роста, более высокого уровня квалификации и профессионализма деятельности; важнейшим вызовом для системы профессионального образования является качество и квалификация работников всех уровней системы профессионального образования [1].

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 11 п.1. отмечается, что Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования должны обеспечивать наряду с единством и преемственно-

стью образования и его вариативность в аспекте содержания образовательных программ потребностей и способностей обучающихся [2]. Таким образом, в нормативных документах зафиксировано, что необходимо рационально и эффективно распределять вариативную часть в системе образования для оптимизации рынка труда, в том числе и педагогического.

Материал статьи ориентирован на практический поиск путей, которые могут быть использованы как механизмы для оптимизации рынка труда; будут способствовать эффективному повышению квалификации всех участников образовательного пространства.

На сегодняшний день рынок труда, в том числе педагогический рынок труда находится в состоянии дисбаланса. В образовательных организациях наблюдается востребованность в педагогических кадрах, например:

- в системе высшего профессионального образования (далее - ВПО) востребованы преподаватели с учеными званиями и степенями;

- в системе среднего профессионального образования (далее - СПО) требуются преподаватели по информационным технологиям, преподаватели по направлениям подготовки, т.е. преподаватели профессионального цикла, есть определенная проблема в преподавателях математики и иностранных языков;

- в начальном общем образовании наблюдается востребованность в учителях начальной школы, учителях готовых работать в коррекционных классах, а в основном общем образовании, например, есть востребованность в учителях иностранного языка и физической культуры;

- в дошкольном образовании стоит вопрос о подготовке воспитателей, которые готовы работать по новым стандартам, требуются руководители или инструкторы физической культуре [3 - 5].

Следует также отметить, что есть потребность в высококвалифицированных психологах, педагогах дополнительного образования, социальных педагогах и других специалистах, которые могут вести учебно-воспитательный процесс в направлении психолого-педагогического сопровождения и в направлении дополнительного образования и внеурочной занятости детей, подростков и современной молодежи.

Таким образом, качество образования зависит от качества подготовки педагогических кадров, т.е. от качества педагогического образования на всех его ступенях: среднее профессиональное (педагогические техникумы и колледжи), высшее профессиональное и возможность повышения квалификации.

В настоящее время при подготовке педагогических кадров наблюдается несогласованность, а именно: подготовка будущих работников системы образования осуществляется либо по узкому направлению, например, учителя - предметники; либо широко, например, подготовка бакалавров и магистров по направлениям, для которых поле профессиональной деятельности и требования к уровню их квалификации пока на государственном уровне еще четко не определены.

Важно отметить, что сейчас все чаще говорится о том, что образование должно быть непрерывным. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2013 года статья 10 п.7, зафиксировано, что непрерывное образование должно быть обеспечено за счет реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, кроме того, должны предоставляться возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ с учетом имеющегося образования, квалификации, опыта практической деятельности. Учесть все эти требования поможет правильное распределение вариативной части в профессиональных образовательных программах.

Рассмотрим в качестве примера не педагогическое - направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», которое в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по этому направлению также может быть и педагогическим.

В обществе достаточно востребованы товары декоративно-прикладного художественного творчества, однако такие профессии как кружевница, вышивальщица, художник мало востребованы. В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих разделе «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» должности «художник по кружевоплетению», «художник по вышивке», «художник по резьбе по кости», «художник по декоративной росписи по ткани», художник по декоративной росписи по металлу», «художник в лаковой миниатюре», «художник-иконописец» отсутствуют [6]. При этом современная система образования испытывает потребности в преподавателях профессионального цикла и в учителях технологии, которые бы реализовывали бы в своей деятельности художественные компетенции в традиционном прикладном искусстве.

В данном случае эту проблему можно отчасти решить за счет расширения профессионального поля деятельности буду-

щих выпускников и учета вариативной части профессиональных образовательных программ.

В системе ВПО по направлению подготовки 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (квалификация (степень) «бакалавр») нормативный срок освоения основной образовательной программы (далее - ООП) рассчитан на 4 года на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 805) (далее - ФГОС ВПО).

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (квалификация (степень) «бакалавр») бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности: художественная, проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, педагогическая. При этом в этом же ФГОС ВПО отмечается, что конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. Соответственно использование вариативной части может идти с учетом вариативных междисциплинарных курсов (далее - МДК) (учебных дисциплин - далее УД) (Таблица 1).

Таким образом, обучение в системе ВПО по данному направлению можно вести по общей ООП 1-2 года, затем предлагать студентам выбрать два МДК или УД для освоения дополнительных видов деятельности.

В системе СПО по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) нормативный срок освоения основной образовательной программы (далее ООП) рассчитан на 3 года 10 месяцев на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2010 г. № 773) (далее ФГОС СПО).

В соответствии с ФГОС СПО по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) по углубленной подготовке наименование квалификации выпускника - художник-мастер, преподаватель. При этом во многих образовательных организациях среднего профессионального образования есть ресурсные центры, на базе которых возможно получение дополнительных квалификаций (при наличии лицензии и образовательных программ) поэтому 1-2 года можно вести обучение по общей ООП, затем предлагать студентам выбрать один (два) МДК для получения дополнительной квалификации на базе ресурсного центра или для освоения нового вида деятельности в рамках ООП.

Введение дополнительного вида деятельности в ООП возможно как в системе СПО, так и в системе ВПО за счет времени вариативной части в качестве профессионального модуля в системе СПО и учебной дисциплины в системе ВПО (данное введение желательно подкрепить актом или другим нормативным документом, который подтверждает необходимость данной работы, например с базовых предприятий/организаций или внутренним локальным актом).

МДК «Основы менеджмента, маркетинга и продвижения продукта» следует ввести обязательным курсом / дисциплиной для любого уровня профессионального образования по данному направлению, т.к. получаемая художественная квалификация у выпускников без сформированных компетенций менеджера не реализуется в создании своего малого или среднего бизнеса. В этих условиях художественная, проектная производственно-технологическая виды деятельности выпускников по направлению подготовки 072600 и специальности 072601 со специализацией в различных видах традиционного прикладного искусства даже в регионах, где эти виды искусства возникли и развивались, ограничиваются в своем внедрении из-за очень малого количества имеющихся специализированных предприятий.

Таким образом, эффективное и целенаправленное распределение вариативной части федеральных государственных образовательных стандартов в профессиональных образовательных программах может вести к изучению и корректировке планов подготовки специалистов, в том числе и индивидуальных; создавать предпосылки для использования междисциплинарного подхода в аспекте полипрофессиональных дисциплин и направ-

лений подготовки; способствовать повышению квалификации будущих выпускников и их защищенности и востребованности на современном рынке труда и др.

Информация, полученная на основе рассмотрения и анализа распределения вариативной части федеральных государственных образовательных стандартов в профессиональных образовательных программах:

- позволяет интерпретировать и оценивать уровень квалификации специалиста;

Библиографический список

- помогает вскрыть структуру и увидеть состав его профессиональных действий;

- способствует к проведению анализа других возможных путей, которые могут использоваться в качестве механизмов, направленных на оптимизацию художественного и педагогического рынка труда;

- направляет на рассмотрение других вариантов междисциплинарных аспектов в рамках педагогических и не педагогических профессий.

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р. - М., 2011.

2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2012.

3. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Седьмой Всероссийской научно-практич. Интернет-конференции. - Петрозаводск, 2010. - Кн. I.

4. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Девятой Всероссийской научно-практич. Интернет-конференции. - Петрозаводск, 2012. - Кн. II [Э/р]. - Р/д: http://www.labourmarket.ru/i_confs/conf9/ book/iconf9_book2.pdf

5. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Второй Всероссийской научно-практич. Интернет-конференции. - Петрозаводск, 2005. - Кн. III [Э/р]. - Р/д: http://window.edu.ru/resource/865/57865

6. Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2011 г. № 251н Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства кинематографии» [Э/р]. - Р/д: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2011/3/30/ 68533/

7. Актуальные вопросы непрерывного педагогического образования: тез. докл. Всерос. науч. конф. / под общ.ред. Н.Ф. Радионовой. -СПб., 1994. - Вып. 1.

8. Александрова, Н.М. Структура профессиональной деятельности педагога и основания ее оценивания // Человек и образование. -2012. - № 3(32).

9. Александрова, Т.Л. Экономическое поведение и профессия: методология исследования: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Екатеринбург, 2000.

10. Балакирева, Э.В. Профессиологические основы развития педагогического образования: методология и концепция: монография. -СПб., 2005.

11. Балакириева, Э.В. Профессиологический подход к педагогическому образованию: монография. - СПб., 2008.

Bibliography

1. Koncepciya Federaljnoyj celevoyj programmih razvitiya obrazovaniya na 2011 - 2015 godih. Utverzhdena Rasporyazheniem Praviteljstva RF ot 7 fevralya 2011 g. № 163-r. - M., 2011.

2. Federaljnihyj zakon RF ot 29 dekabrya 2012 g. № 273 - FZ «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii». - M., 2012.

3. Spros i predlozhenie na rihnke truda i rihnke obrazovateljnihkh uslug v regionakh Rossii: sb. dokladov po materialam Sedjmoyj Vserossiyjskoyj nauchno-praktich. Internet-konferencii. - Petrozavodsk, 2010. - Kn. I.

4. Spros i predlozhenie na rihnke truda i rihnke obrazovateljnihkh uslug v regionakh Rossii: sb. dokladov po materialam Devyatoyj Vserossiyjskoyj nauchno-praktich. Internet-konferencii. - Petrozavodsk, 2012. - Kn. II [Eh/r]. - R/d: http://www.labourmarket.ru/i_confs/conf9/book/ iconf9_book2.pdf

5. Spros i predlozhenie na rihnke truda i rihnke obrazovateljnihkh uslug v regionakh Rossii: sb. dokladov po materialam Vtoroyj Vserossiyjskoyj nauchno-praktich. Internet-konferencii. - Petrozavodsk, 2005. - Kn. III [Eh/r]. - R/d: http://window.edu.ru/resource/865/57865

6. Prilozhenie k Prikazu Ministerstva zdravookhraneniya i socialjnogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii ot 30 marta 2011 g. № 251n Edinihyj kvalifikacionnihyj spravochnik dolzhnosteyj rukovoditeleyj, specialistov i sluzhathikh. Razdel «Kvalifikacionnihe kharakteristiki dolzhnosteyj rabotnikov kuljturih, iskusstva kinematografii» [Eh/r]. - R/d: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2011/3Z30/68533/

7. Aktualjnihe voprosih neprerihvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: tez. dokl. Vseros. nauch. konf. / pod obth.red. N.F. Radionovoyj. - SPb., 1994. - Vihp. 1.

8. Aleksandrova, N.M. Struktura professionaljnoyj deyateljnosti pedagoga i osnovaniya ee ocenivaniya // Chelovek i obrazovanie. - 2012. -№ 3(32).

9. Aleksandrova, T.L. Ehkonomicheskoe povedenie i professiya: metodologiya issledovaniya: avtoref. dis. ... d-ra sociol. nauk. - Ekaterinburg, 2000.

10. Balakireva, Eh.V. Professiologicheskie osnovih razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya: metodologiya i koncepciya: monografiya. -SPb., 2005.

11. Balakirieva, Eh.V. Professiologicheskiyj podkhod k pedagogicheskomu obrazovaniyu: monografiya. - SPb., 2008.

Статья поступила в редакцию 22.04.14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 387.214

Beloborodova N.S. Pikhtovnikov S. V,, Hanipova L. Yu. DEVELOPMENT OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES AS A CONDITION FOR OVERCOMING THE BARRIER OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES.

The article deals with the actual problem of socialization of disabled children. The main idea of this article include these tasks: modern education should be focused on the development of the variability of educational programs; ensuring the availability of high-quality school and after-school education for everyone; expansion of opportunities for the development of "a different student", including students with disabilities. For the effective socialization of children with special educational needs it is necessary to provide: continuous support of children with regard to their features, individual needs and strengths; educational interactive equipment at various levels; development of information and communication learning environment; wide introduction of distance learning programs, digital and electronic media training of the new generation; formation of the ideology and strategy of development of e-learning; forming of a kind of a smart-society.

Key words: socialization of children, children with special educational needs, distance learning, e-education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.