Научная статья на тему 'Изучение основ декоративно - прикладного искусства на бакалавриате'

Изучение основ декоративно - прикладного искусства на бакалавриате Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2572
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Основы декоративно-прикладного искусства / терминологии / изобразительно-выразительные средства / методика изучения.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрягина Вера Борисовна

Оптимизация процесса подготовки студентов-бакалавров к профессиональной деятельности – актуальная проблема современности. В статье раскрывается содержание и методические особенности изучения основ декоративно-прикладного искусства, ключевые моменты изучения дисциплины бакалаврами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дрягина Вера Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение основ декоративно - прикладного искусства на бакалавриате»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х___________________

профессиональной деятельности, связанной с работой в сфере культуры и искусства. Содержание учебной практики включает проведение предварительного предпроектного исследования, определение и подготовку обоснования темы проекта, изучение аналогов и прототипов с использованием информационных источников различного характера, в том числе электронных библиотечных ресурсов, сайтов музеев и выставочных залов. По итогам практики проводится оформление работ для экспозиции во время просмотра и подготовка электронной слайдовой презентации как приложения-иллюстрации к отчету по практике.

Производственная практика проходит в форме выполнения конкретного проектно-технологического задания по проектированию и изготовлению серии или (преимущественно) изделий декоративноприкладного искусства сувенирного назначения с региональной тематикой в логике «от творческого замысла до продукта» в учебных мастерских кафедры декоративно-прикладного искусства.

Такая последовательная и взаимосвязанная система изучения дисциплин профессионального цикла позволяет сформировать целостный процесс художественно-технологической подготовки бакалавра по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», основой которого является общехудожественная подготовка, освоение художественных ремесел, исследовательская и творческая деятельность студентов в области ДПИ и НП.

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072600 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. - М.,2009. -20с.

© Е.Н. Гузеватова, 2015

УДК 378

Дрягина Вера Борисовна

канд.пед.наук., доцент СмолГУ, г.Смоленск, РФ Е-mail: [email protected]

ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА БАКАЛАВРИАТЕ

Аннотация

Оптимизация процесса подготовки студентов-бакалавров к профессиональной деятельности -актуальная проблема современности. В статье раскрывается содержание и методические особенности изучения основ декоративно-прикладного искусства, ключевые моменты изучения дисциплины бакалаврами.

Ключевые слова

Основы декоративно-прикладного искусства, терминологии, изобразительно-выразительные средства,

методика изучения.

Готовность к профессиональной деятельности формируется в результате обучения и является основной задачей высшей школы. Основу профессиональной деятельности составляют знания и умения, которые приобретают студенты в результате обучения.

Одной из дисциплин профессионального цикла учебного плана направления подготовки «Педагогическое образование. Изобразительное искусство» является «Основы декоративно-прикладного искусства».

Актуальность дисциплины обусловлена ее практической значимостью. В соответствии с ФГОС ВПО областями профессиональной деятельности бакалавров, выпускников данного направления, являются

229

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х

художественно-творческая, педагогическая и научно-методическая. Поэтому при изучении данной дисциплины студент должен овладеть культурой творческого мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

Для определения содержания дисциплины мы обратились к понятию «основа», которое заложено в ее названии, и означает «исходные, главные положения чего-либо» [2, с. 463]. В связи с этим определились цель и задачи курса. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по декоративноприкладному искусству, вооружение студентов научной основой, необходимой для понимания и качественной подготовки к освоению отдельных направлений декоративно-прикладного искусства, вооружение знаниями и умениями выполнения проекта изделия, подготовка к самостоятельной творческой деятельности - основная цель программы. Задачами курса являются:

- формирование понимания места декоративно-прикладного искусства в системе искусств, его специфических особенностей;

- знание основных видов современного декоративно-прикладного искусства;

- знание способов формообразования в декоративном искусстве;

- усвоение особенностей композиции, ее видов и применения в декоративно-прикладном искусстве;

- формирование понимания и умелого использования цветовых гармоний в декоративном искусстве;

- усвоение и сознательное использование видов декора (графических, живописных, пластических), знание способов их выполнения;

- формирование представления о процессе создания проекта декоративного изделия.

При этом будут формироваться базовые умения:

- применять различные изобразительно-выразительные средства, находить новые художественнопластические решения для каждой творческой задачи;

- разрабатывать художественно-графические проекты декоративных изделий, организовывать свою художественно-творческую деятельность;

- передавать художественный опыт в образовательных учреждениях.

На основании этих данных были определены основные задачи и содержание теоретической и практической частей дисциплины. Задача теоретической части - погружение студентов в область декоративного искусства, знакомство с его спецификой, изобразительно-выразительными средствами, материалами. Задача практической части - приобретение умений выполнения различных видов проектных работ, необходимых для художественно-творческой и педагогической деятельности.

При изучении теоретических основ современного декоративно-прикладного искусства важнейшая роль отводится усвоению и грамотному применению профессиональной терминологии. Под профессиональной терминологией следует понимать систему терминов — слов профессионального языка, обладающих определенным, четко ограниченным значением и используемым для обучения и развития специалистов в области пластических искусств, которая в дальнейшем будет расширяться в учебном процессе и профессиональной деятельности. Базовыми понятиями по изучаемой дисциплине являются: пластические искусства, декоративное и декоративно-прикладное искусство, формообразование, архитектоника, декор, композиция, композиционный центр, изобразительно-выразительные средства и др. Для эффективности обучения целесообразно использовать таблицы и схемы, наглядно иллюстрирующие материал и способствующие ясности его понимания и легкости запоминания. В виде таблиц могут быть представлены: классификация видов искусств (табл.1), классификация пластических видов искусств (табл.2), виды декоративного искусства (табл.3) и декоративно-прикладного искусства (табл.4).

Таблица 1

Классификация видов искусств

Искусство как художественное творчество

Литература Театр Музыка Кино Танец Пластические виды искусств

230

международный научный журнал «символ науки»

№8/2015

ISSN 2410-700Х

Таблица 2

Классификация пластических видов искусств

Пластические виды искусств

Изобразительные искусства Неизобразительные искусства

Живопись Графика Скульптура Архитектура Дизайн Декоративное искусство

Таблица 3

Виды декоративного искусства

Декоративное искусство

Монументально-декоративное ис-во Декоративно-прикладное ис-во

Панно, витражи, мозаики, росписи стен. Бытовые художественные изделия, ювелирные украшения, посуда, игрушки и др.

Таблица 4

Виды декоративно-прикладного искусства

Виды декоративно-прикладного искусства

По материалу По способу выполнения По функциональному назначению

Керамика, береста, стекло, древесина, металл, войлок и др. Гончарство, ткачество, резьба, литье, роспись, вышивка, ковка, кружевоплетение и др. Гобелен, посуда, ювелирные украшения, мебель, оружие, игрушки и др.

Таким образом, данные таблицы включают основной понятийный аппарат и наглядно иллюстрируют место декоративно-прикладного искусства в системе искусств. На основании таблиц можно предложить студентам самостоятельно сформулировать определение понятию «декоративно-прикладное искусство».

При всем разнообразии материалов, техник и способов выполнения предметы декоративноприкладного искусства имеют общие черты - изобразительно-выразительные средства, которые использует художник при создании изделия. Поэтому на практических занятиях студенты знакомятся и при выполнении различных упражнений и творческих заданий осваивают выразительные средства современного декоративно-прикладного искусства. Основной принцип изучения практического материала - от формы к декору и от декора к форме. При изучении данного раздела программы основным видом деятельности является художественно-творческая. При этом освоение ее начинается с анализа художественных достоинств изделий декоративно-прикладного искусства. Умение анализировать выразительные средства художественного изделия необходимо для того, чтобы прочувствовать и научиться понимать общее и особенное в каждом из них. В декоративно-прикладном искусстве используют все основные художественные средства выразительности, но они приобретают новое звучание. Выразительность в каждом из видов декоративно-прикладного искусства во многом зависит от применяемых материалов, технологии их обработки. Поэтому, анализируя художественные достоинства конкретного произведения декоративного искусства, необходимо обратить внимание на его образное решение, особенности материала, выразительность формы и пропорций, цветовое решение, связь декора с формой изделия, пластические, живописные и графические достоинства изделия.

Практическое освоение выразительных средств декоративно-прикладного искусства целесообразно начать с особенностей формообразования, поскольку форма является первым, а иногда и единственным выразительным средством при создании изделия. Обучение формообразованию является необходимым этапом в подготовке специалиста т.к. развивает пространственное мышление обучающегося. Следует отметить, что по своим геометрическим характеристикам форма декоративных изделий может быть плоской или пространственной. Выразительность формы может быть как в симметричности, так и в асимметрии, как в простоте, так и в структурной сложности. Этим отличается декоративное искусство от других пластических искусств. Для понимания закономерностей организации формы недостаточно ее только наблюдать, ее необходимо уметь анализировать, чтобы понять и осмыслить особенности ее построения. На практических занятиях студенты изучают и осваивают способы формообразования, приемы гармонизации формы [ 1, с.3-7].

231

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________

Опыт работы показывает, что обучение целесообразно начинать с анализа художественных изделий с целью выявления закономерностей их формообразования. Рассматривая представленные художественные изделия при наводящих вопросах преподавателя, студенты приходят к выводу, что по своим геометрическим качествам декоративные изделия могут быть плоские (двумерные), например, панно, блюда, броши, и пространственные (объемные), например, вазы, подсвечники, шкатулки. Далее следует предложить студентам рассмотреть только плоские изделия и определить закономерности образования их формы. Выполняя задание, студенты легко выясняют, что в основе формы представленных изделий лежит одна или несколько геометрических фигур, например, жостовский поднос в форме круга. В основе других изделий лежит природный образ, объект флоры или фауны, например панно в форме цветка.

Далее следует - изучение формы пространственных (объемных) изделий, который осуществляется в той же последовательности: анализ формы изделий по представленным иллюстрациям или образцам и вывод о том, что форму пространственных изделий может представлять удачно найденное сочетание простых геометрических тел или стилизованный природный образ. Так студенты приходят к заключению, что форма декоративных изделий может быть создана из геометрических фигур (геометрический способ) или на основе формы природного объекта (способ ассоциаций).

Далее перед студентами ставится задача - определить, что же является выразительным средством при создании формы в каждом случае. После обсуждения они самостоятельно приходят к выводу, что при использовании первого способа выразительным средством является комбинация геометрических фигур, изменение размеров, пропорций. При использовании второго способа выразительным средством является не только размеры, пропорции, использование симметрии и асимметрии, но и прием обобщения, упрощения незначительных признаков с сохранением характерных особенностей. На основании вывода, сделанного студентами, преподаватель дает информацию о приемах обобщения формы, которые называются стилизация.

Для укрепления понимания изложенного целесообразно провести ряд упражнений, на которых студенты приобретают умение находить красивые пропорции плоской формы изделия, состоящей из геометрических фигур, и формы, в основе которой лежат природные образы.

Усвоение этого материала, позволит студентам в дальнейшем при создании формы декоративного изделия легко определять направление своей работы, от чего он будет отталкиваться от геометрической формы или от природного образа, и использовать соответствующие выразительные средства.

Создавая декоративное изделие, художник решает задачу - найти гармоничное сочетание формы предмета и декора. Часто благодаря декору изделие становится произведением искусства. Поэтому второй этап в освоении практических умений — знакомство с понятием декор, освоение приемов выполнения декора. Декор изделия помогает подчеркнуть пластические и конструктивные особенности предмета, усилить его образное решение. Декор может быть простым, одноцветная окраска, текстура, фактура поверхности материала, или сложным, сочетающим орнаментальные и сюжетные изображения, выполненные в различных материалах.

Наиболее основательно следует изучить особенности построения сложного декора. И вновь изучение следует начинать с анализа художественных произведений декоративно-прикладного искусства, с тем, чтобы составить представление о закономерностях построения и использования декора, его выразительных средствах [1, с.26-28].

Заключительным этапом изучения дисциплины будет разработка проекта плоскостного декоративного изделия (панно, блюдо, поднос и т.д.). Студент, выполняя задание, осваивает все этапы проектирования от формы до декора и представляет свою работу в виде эскизного проекта.

Таким образом, по окончании изучения дисциплины студенты будут знать теоретические основы создания декоративных изделий, последовательность выполнения проектов, а также уметь применять различные изобразительно-выразительные средства, находить новые художественно-пластические решения для каждой творческой задачи, организовывать свою художественно-творческую деятельность.

Как видим, изучение основ декоративно-прикладного искусства позволяет студентам-бакалаврам приобрести знания и умения, которые будут являться фундаментом для последующего изучения

232

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

художественной обработки материалов, а также выполнения курсовых и дипломных работ по декоративно-прикладному искусству. Данная программа способствует повышению уровня учебной мотивации, расширяет кругозор, развивает интерес к декоративно-прикладному искусству.

Список использованной литературы:

1. Дрягина В.Б. Изобразительно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства: учебнометодическое пособие для студентов художественно-графического факультета /В.Б. Дрягина, Ю.А. Устименко. - Смоленск:иИзд-во СмолГУ, 2012. - 44 с.:ил.

2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.:Азбуковник, 1997.- 944 стр.

© В.Б.Дрягина, 2015

УДК 378.147.88:004

Жибинова Ирина Анатольевна

канд. техн. наук, зав. кафедрой систем автоматизации управления НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, РФ E-mail: [email protected] Жибинов Алексей Николаевич канд. техн. наук, доцент кафедры систем автоматизации управления НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, РФ

E-mail: [email protected]

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы проектирования компетентностно-ориентированного содержания производственной практики бакалавров по направлению 230100.62 «Информатика и вычислительная техника».

Ключевые слова

Бакалавр, информатика и вычислительная техника, компетентностный подход, производственная практика Объектами профессиональной деятельности (ОПД) бакалавров по направлению подготовки 230102.60 «Информатика и вычислительная техника» являются: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления; системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки жизненного цикла промышленных изделий; программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы); математическое, информационное, техническое, лингвистическое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.

Выпускник, освоивший основную образовательную программу (ООП) по данному направлению, должен быть готов в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности и решать следующие профессиональные задачи:

• проектно-конструкторская деятельность: сбор и анализ исходных данных для проектирования; проектирование программных и аппаратных средств в соответствии с техническим заданием с использованием средств автоматизации проектирования; разработка и оформление проектной и рабочей технической документации; контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам; проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов;

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.