Библиографический список
1. Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в новой редакции» (подготовлен Минобрнауки России 09.07.2017 ГАРАНТ.РУ Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56619639 /#ixzz4yU5HsQY5
2. Хасан Б.И., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г Мониторинг индивидуального прогресса учащихся - новый подход к диагностике достижений, Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. Available at: https://www.metod-kopilka.ru/postroenie_ sistemy_ kontrolya_i_ocenki_uchebnyh_dostizheniy_uchaschihsya_v_sootvetstvii_fgos-11858.htm
3. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: КАРО, 2015.
4. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учебное пособие. Москва: Логос, 2010.
5. Кравченко И.Н. Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации образовательного стандарта начального общего образовании. Available at: https://multiurok.ru/files/innovatsionnyi-podkhod-k-orghanizatsii-kontrol-n-1.html
References
1. Proekt Prikaza Ministerstva obrazovaniya i nauki RF «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya v novoj redakcii» (podgotovlen MinobrnaukiRossii09.07.2017GARANT.RU Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56619639 /#ixzz4yU5HsQY5
2. Hasan B.I., 'El'konin B.D., Nezhnov P.G. Monitoring individual'nogoprogressa uchaschihsya - novyjpodhod kdiagnostike dostizhenij, Ocenka dostizhenijplaniruemyh rezul'tatov vnachal'nojshkole. FGOS vtorogopokoleniya. Pod redakciej G.S. Kovalevoj, O.B. Loginovoj. Available at: https://www.metod-kopilka.ru/postroenie_sistemy_ kontrolya_i_ocenki_ uchebnyh_dostizheniy_uchaschihsya_v_sootvetstvii_fgos-11858.htm
3. Krylova O.N., Bojcova E.G. Tehnologiya formiruyuschego ocenivaniya v sovremennoj shkole: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: KARO, 2015.
4. Pinskaya M.A. Formiruyuschee ocenivanie: ocenivanie v klasse: uchebnoe posobie. Moskva: Logos, 2010.
5. Kravchenko I.N. Innovacionnyj podhod k organizacii kontrol'no-ocenochnoj deyatel'nosti v usloviyah realizacii obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovanii. Available at: https://multiurok.ru/files/innovatsionnyi-podkhod-k-orghanizatsii-kontrol-n-1.html
Статья поступила в редакцию 09.07.19
УДК 378
Dryagina V.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Smolensk State University (Smolensk, Russia), E-mail: [email protected]
ABOUT COMPOSITION IN THE DECORATIVE ART. There is a problem of arrangement of basic structural elements of composition as a domain of scientific knowledges in the article. The opinions of different authors about canons, means, techniques and types of composition are comparing. Much attention has focused on concepts, structurization of these concepts and possibility of exploitation them in any types of the plastic arts. The author defined basic concepts of composition, she offered the arrangement of them and using them in decorative art. The system is approved in studies of a course "The composition in arts and crafts" in higher school. It can be used in the secondary education and higher art education studying theoretical and practical subjects. The proposed system is designed as a table. It simplifies practical using of the system during the education of students. The table can be used to check students' knowledge at practical lessons or as a visual aid at lectures of composition.
Key words: composition, decorative art, canons, means, techniques, arrangement, artistic education.
В.Б. Дрягина, канд. пед. наук, проф., Смоленский государственный университет, г. Смоленск, E-mail: [email protected]
О КОМПОЗИЦИИ В ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ
В статье рассматривается проблема систематизации основных структурных элементов композиции как области научных знаний. Дается сравнение взглядов разных авторов на законы, средства, приемы и виды композиции. Основное внимание акцентируется на общем подходе к определению понятий, их структурированию и возможности использования во всех видах пластических искусств. Автором определены базовые понятия композиции, предложена их систематизация и рассмотрено её применение на примере декоративного искусства. Данная система была апробирована при изучении курса «Композиция в декоративно-прикладном искусстве» в высшей школе и может быть использована на среднем и высшем уровнях художественного образования при изучении теоретических и практических дисциплин. Предложенная система оформлена в виде таблицы. Это упрощает её применение в практике обучения студентов. Таблица может быть использована в качестве наглядного пособия на лекции по композиции или проверочного материала на практических занятиях.
Ключевые слова: композиция, декоративное искусство, законы, средства, приемы, систематизация, художественное образование.
Композиция - категория искусства, которая характерна для всех видов творчества. В пластических искусствах термин «композиция» имеет несколько значений. Прежде всего, под композицией понимают законченное художественное произведение с выраженным смысловым единством сюжета, рисунка и цвета. Другим значением понятия является область научных знаний, которая рассматривает основные проблемы теории композиции в искусстве. Третьим значением является композиция как учебная дисциплина, в задачи которой входит формирование у обучающихся системы знаний и умений и их применение в творческой деятельности. Остановимся подробнее на втором и третьем значении, так как второе ложится в основу третьего (принцип научности в обучении).
К вопросу обоснования теоретических аспектов композиции в изобразительном искусстве обращались художники и педагоги прошлого и современности А.А. Дейнека, Е.А. Кибрик, В.А. Фаворский, В.В. Кандинский, Н.Н. Волков, Е.В. Шорохов, О.Л. Голубева, РВ. Паранюшкин, В.Б. Кошаев и другие. В своих исследованиях авторы раскрывали суть понятий, законы и правила композиции, средства и приемы, описывали примеры их использования в создании художественных произведений живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства. Следует отметить, что в настоящее время теория композиции как область научных знаний еще находится на стадии развития. Определяется содержание её структурных элементов (основные понятия); ведется изучение композиционных форм; выявляется характер их связей в структуре отдельного произведения; ведется анализ исторических образцов художественных произведений с целью формирования типологии композиционных решений; проводится исследование объективных и специфических законов, действующих в искусстве. В связи с этим сформировалась проблема - авторы по-разному определяют и систематизируют структурные элементы композиции, даже
в рамках одного вида искусства, что значительно затрудняет использование материалов исследований в практике преподавания композиции как учебной дисциплины. Например, основными положениями теории композиции являются её законы. К объективным (основным) законам, на основе которых выстраиваются все художественные произведения, Е.А. Кибрик, Е.В. Шорохов относили закон целостности (цельности), закон контрастов, закон новизны и закон подчиненности всех средств идейному замыслу [1, с. 122]. Современные исследователи в области теории композиции к основным законам относят другие. Так, например, О.Л. Голубева в своей книге «Основы композиции» основными называет закон равновесия и закон единства и соподчиненности [2, с. 47]. В свою очередь Р. В. Паранюшкин в своей работе «Композиция. Теория и практика изобразительного искусства» выделяет три главных закона: закон целостности, закон наличия доминанты, то есть подчиненность второстепенного главному и закон уравновешенности [3, с. 6].
Изучением композиции и её использованием в декоративном искусстве занимался В.Б. Кошаев. Его исследование отличается широтой затрагиваемых вопросов (от основных понятий декоративного искусства до этапов развития и технологий) и глубиной рассмотрения (от основ народного искусства до современного декоративного искусства). В своих работах автор рассматривал понятие и структуру композиции в искусстве в целом, особенности композиции в архитектуре, дизайне, декоративном искусстве, взаимосвязь композиции и естественно-научного знания [4]. Однако основные законы композиции и их использование в декоративном искусстве автор не рассматривал, а лишь раскрыл действие специфического закона - закона традиции. При этом, как справедливо утверждал Е.В. Шорохов, общие композиционные законы действуют и в декоративно-прикладном искусстве, которое имеет свою специфику.
Аналогичная ситуация просматривается со средствами композиции. Так О.Л. Голубева разделяет их на средства выражения художественного образа, к которым относит форму, цвет, фактуру, и средства гармонизации композиции -ритм, контраст, нюанс, тождество, пропорции, масштаб. Паранюшкин РВ. не разделяет понятия и средствами композиции называет: формат, фактуру и текстуру, стилизацию, цвет, композиционные оси, симметрию, контраст и нюанс, ритм и метр, масштаб и пропорции.
Изучение видов композиции показало аналогичную картину. Так О.Л. Голубева, А.В. Бабенко [5] в своих работах фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композиции называют видами, а РВ. Паранюшкин перечисленные композиции называет формами, ссылаясь на их геометрические основы.
Таким образом, рассматривая возможность применения базовых положений теории композиции при изучении декоративного искусства, возникает путаница, какие законы считать основными, т.е. характерными для всех видов искусства, а какие - специфическими. На какие законы необходимо опираться при выполнении декоративного изделия? Что является средствами и что приемами композиции?
Следует отметить, что композиция в декоративном искусстве как учебная дисциплина предполагает изучение её научных основ, формирование понимания взаимосвязи элементов и целенаправленное применение их в творческой деятельности. Эта структура закладывается в основу обучения композиции как учебной дисциплины и не должна противоречить общим положениям теории композиции. Опираясь на опыт работы и материалы собственных исследований [6], в данной статье мы определим базовые структурные элементы (законы, средства, приемы, правила) композиции в декоративном искусстве, их взаимосвязь и возможности использования в художественном образовании.
Сложность теоретического обоснования композиции в декоративном искусстве обусловлена его характером. Декоративное искусство - особая область, которая объединяет элементы живописи, графики, скульптуры, дизайна. При общих теоретических положениях композиция в декоративном искусстве, в отличие от других видов, имеет специфические особенности, которые необходимо помнить и учитывать. Как отмечал Е.В. Шорохов, особенность композиции в декоративном искусстве обуславливается органической связью свойств материала, назначения предмета, его декора и формы.
Прежде всего определим, что в декоративном искусстве композицией является художественное произведение в целом, например, народный костюм, комплект украшений, поэтому, выбирая определение понятию, под композицией мы будем понимать «построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, и во многом определяющее его восприятие» [7]. Композиция декоративного изделия, её двухмерный или трехмерный характер, определяют вариативность формы: плоскостную (плоскую) или объемную (по РВ. Паранюшкину), например, жостовский поднос, гобелен, кружево являются плоскостными формами, а гжельский кувшин, хохломская посуда, берестяные изделия - объемными. При этом структура плоской и объемной формы может носить как геометрический характер, так и свободный, природный. Работая с природными формами, художник использует стилизацию, как дополнительное средство выразительности. Таким образом, в декоративном искусстве используется две формы (плоскостная и объемная), которые являются разновидностями композиции.
Следует помнить, что форма декоративного изделия тесно связана с материалом и технологическими приемами его обработки. Древесина, кожа, береста, глина, металл обрабатываются по-разному. При этом материалы имеют цвет, текстуру, фактуру, которые зачастую способствуют созданию образа произведения, и, следовательно, могут быть отнесены к средствам выражения художественного образа. Таким образом, форма, материал, цвет, объем относятся к средствам.
Работая над созданием изделия, автор использует и другие средства, которые правильнее называть приемами (способами) гармонизации композиции: симметрию и асимметрию; ритм; контраст, нюанс, тождество; пропорционирова-ние; масштабность (О.Л. Голубева). При этом использование приемов гармонизации композиции относится как к построению художественной формы изделия, так и к построению декора. Умелое сочетание средств выражения художественного образа и приемов гармонизации композиции позволяет создавать уникальные художественные произведения в декоративном искусстве.
Особо следует остановиться на декоре изделий. В.Б. Кошаев, изучая структуру декора в изделиях декоративного искусства, определил его как тип композиции, среди которых: центрально-симметричная (центричная), композиция по типу осевой симметрии (зеркальная), переходный тип композиции, сюжетная (свободная) композиция. Однако в данную классификацию не вошли символическая, ленточная и сетчатая орнаментальные композиции. Поэтому, соглашаясь с общим названием, можно усовершенствовать классификацию определив следующие типы композиций в декоре изделий: орнаментальная (ленточная, центрическая, сетчатая), сюжетная (свободная и зеркальная), символическая и переходная. Данная классификация понятна обучающимся, может быть легко проиллюстрирована и дополнена, а также может быть положена в основу обучения композиции в декоративном искусстве. Декор можно отнести к средствам
выражения художественного образа, поскольку он стоит наравне с цветом, текстурой.
Любое декоративное изделие строится по законам композиции. Как отмечалось выше, в искусстве есть «объективные законы» построения художественного произведения, под которыми следует понимать универсальность их использования во всех видах пластических искусств. Проанализировав законы, предложенные разными авторами, объективными, т.е. характерными для всех видов художественного творчества, на наш взгляд, являются закон целостности, закон контрастов и закон новизны. Рассматривая характер воздействия данных законов в создании предметов декоративного искусства, следует отметить, что закон целостности (цельности) проявляется в восприятии любого художественного произведения, в том числе и декоративного изделия, как единого целого, в основе которого лежит конструктивная идея, объединяющая отдельные компоненты в неделимое. Особенно ярко действие этого закона можно пронаблюдать, когда декоративная композиция включает несколько частей (форм, предметов), например, сервиз, костюм, комплект. В декоративном искусстве целостности восприятия композиции способствуют, прежде всего, общий материал, общие технологические приемы обработки, единые способы декорирования. Целостность проявляется как на уровне структуры предмета, которое предполагает единство утилитарного и декоративного, так и на уровне подструктуры - единство элементов и частей формы, элементов и мотивов орнамента в декоре. Подчиненность всех художественных средств (материал, форма, технология выполнения, декор) идейному замыслу, в том числе второстепенного главному, способствует восприятию художественного произведения как целого.
Закон контрастов, как объективный закон, проявляясь в природе, в обществе, в искусстве, показывает резкую разницу, противоположность качеств: тона, цвета, формы, размеров, характеров. Контрасты придают произведению выразительность. В декоративном искусстве действие этого закона можно пронаблюдать в контрасте формы и декора изделий: простая геометрическая форма хохломских изделий дополнена сложным растительным декором - орнаментом росписей. Аналогичный контраст используется в жостовских подносах и павло-вопосадских платках.
Закон новизны - еще один объективный закон композиции, который актуален и для декоративного искусства. Как отмечал Е.А. Кибрик, новизна является драгоценнейшим качеством. В декоративном искусстве новизна имеет отношение к теме, к которой обращается художник, к используемым материалам и технологиям, к композиционным решениям.
К специфическим законам в декоративном искусстве следует отнести закон традиции (В.Б. Кошаев), когда художники выполняют изделие в соответствии с местными традициями, или традициями промысла. Особенно ярко действие данного закона проявляется в изделиях народных промыслов, где традиционными являются материал, технологические приемы создания и декорирования изделий. Закон предполагает использование традиционных форм, характеров, обстоятельств, сюжетов. Действие этого закона можно пронаблюдать в создании глиняных игрушек, когда мастер лепил определенные образы, индюка, козлика, бабу в дымковской игрушке или расписывал изделие известными сюжетами: свадьба, чаепитие, всадник (в Городецких изделиях).
Другим специфическим законом композиции в декоративном искусстве является закон тектоники, который предполагает гармоническую взаимосвязь функции предмета, материала, структуры, конструкции, формы. Данный закон действует как в народном, так и в профессиональном искусстве. Выполнение любого декоративного изделия в соответствии с законами композиции обеспечивает его гармоничность. Однако в декоративном искусстве следует знать и придерживаться еще и правил композиции, которые в свое время сформулировал А.А. Дейнека применительно к изобразительному искусству [8, с. 175] и которые актуальны и для декоративного искусства. Правила отличаются от законов тем, что используются при необходимости и зависят от направления декоративного искусства, от вида изделия. К таким правилам можно отнести:
- соблюдение равновесия (уравновешенность), которое проявляется ярко как в плоскостных композициях, так и при создании объемных форм, и в декоре изделий;
- выделение композиционного центра (главного);
- правило действия рамы (формата) характерно для плоскостных композиций;
- правило золотого сечения при построении формы;
- сохранение стилевого единства;
- единство характера форм;
- колористическое и тональное единство.
Таким образом, мы определили базовые понятия. На основании собранного и систематизированного материала была сформирована система, оформленная в виде таблицы 1.
Данная структура была апробирована в качестве учебного пособия на лекциях и практических занятиях при освоении дисциплины «Композиции в декоративном искусстве» в обучении студентов 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование. Изобразительное искусство». Предложенная система
Таблица 1
Композиция в декоративном искусстве
КОМПОЗИЦИЯ - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, и во многом определяющее его восприятие.
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЯ КАК КОМПОЗИЦИИ
Средства выражения художественного образа в декоративном изделии. Форма: плоскостная, объемная; Геометрическая, природная. Стилизация.
Материал и технологические приемы обработки. Фактура, текстура
Цвет. Цветовая гармония
Объем. Пластика
Декор Символическая композиция
Сюжетная (свободная и зеркальная)композиция
Переходная композиция
Орнаментальная (ленточная, центрическая, сетчатая) композиция
Приемы гармонизации композиции декоративного изделия. Контраст, нюанс тождество
Симметрия и асимметрия
Ритм (повтор и чередование)
Пропорционирование
Масштабность
Законы композиции. Объективные Специфические
Закон целостности Закон традиции
Закон контрастов Закон тектоники
Закон новизны
Правила построения композиции декоративного изделия Соблюдение равновесия
Выделение композиционного центра
Правило золотого сечения
Правило формата (рамы) для изображения
Сохранение стилевого единства
Единство характера форм
Колористическое и тональное единство
использовалась и для анализа художественных произведений декоративного искусства, используемых выразительных средств.
Сформированная система понятий позволяет студенту наглядно видеть и понимать место каждого элемента в общей структуре, зависимость их друг от друга, влияние на построение декоративного изделия. Структу-
Библиографический список
ра может быть использована в системе среднего и высшего образования при изучении других художественных дисциплин. Это позволит обеспечить понимание материала обучающимися и находить ошибки в решении творческих задач. При необходимости система понятий может быть дополнена и расширена.
1. Шорохов Е.В. Композиция: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Просвещение, 1986.
2. Голубева О.Л. Основы композиции: учебное пособие. 2-е изд. Москва: Искусство, 2004.
3. Паранюшкин РВ. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства: учебное пособие. 4-е изд., стер. Санкт-Петербург: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2018. (Учебники для вузов. Специальная литература).
4. Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве (на материалах изделий из дерева): учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоратив.-приклад. искусство и народные промыслы». Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
5. Бабенко А.В. Основы композиции в изобразительном искусстве. Available at: https://eJanbook.com/book/44930
6. Дрягина В.Б. О красоте изделий декоративно-прикладного искусства. Научное периодическое издание IN SITU. 2015; Вып. № 4 (4): 127 - 130.
7. Большая советская энциклопедия. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/97553/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0 %B8%D1%8F
8. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. пединститутов. Сост. Н.Н. Ростовцев и др. Москва: Просвещение, 1989.
References
1. Shorohov E.V. Kompoziciya: uchebnik dlya studentov hudozh.-graf. fak. ped. in-tov. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva: Prosveschenie, 1986.
2. Golubeva O.L. Osnovy kompozicii: uchebnoe posobie. 2-e izd. Moskva: Iskusstvo, 2004.
3. Paranyushkin R.V. Kompoziciya. Teoriya i praktika izobrazitel'nogo iskusstva: uchebnoe posobie. 4-e izd., ster. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Lan'»; Izdatel'stvo «PLANETA MUZYKI», 2018. (Uchebniki dlya vuzov. Special'naya literatura).
4. Koshaev V.B. Kompoziciya v russkom narodnom iskusstve (na materialah izdelij iz dereva): uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special'nosti «Dekorativ.-priklad. iskusstvo i narodnye promysly». Moskva: Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2006.
5. Babenko A.V. Osnovy kompozicii v izobrazitel'nom iskusstve. Available at: https://e.lanbook.com/book/44930
6. Dryagina V.B. O krasote izdelij dekorativno-prikladnogo iskusstva. Nauchnoe periodicheskoe izdanie IN SITU. 2015; Vyp. № 4 (4): 127 - 130.
7. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/97553/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0 %B8%D1%8F
8. Rostovcev N.N. Risunok. Zhivopis'. Kompoziciya: Hrestomatiya: Ucheb. posobie dlya studentov hudozh.-graf. pedinstitutov. Sost. N.N. Rostovcev i dr. Moskva: Prosveschenie, 1989.
Статья поступила в редакцию 14.07.19
УДК 811.161.1
Dong Haitao, postgraduate, Department of Intercultural Communication, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
DIFFICULTIES OF CHINESE STUDENTS WHILE ACQUIRING LISTENING SKILLS OF RUSSIAN AUTHENTIC AUDIO-VISUAL TEXTS (ON MATERIALS OF TV INTERVIEWS). The article is dedicated to studying the difficulties of Chinese students in listening to authentic audio-visual texts in Russian. The article reveals the educational potential of a television interview as a type of authentic audiovisual text. It touches on problems of learning to listen to the material of this type of text. As a necessary step when working with the authentic TV interviews, the creation of a system of pre-text exercises that take into account the possible difficulties of students in perceiving a text is considered. Experimentally identifies the difficulties of students in the perception of television interviews are revealed. The degree of difficulties' influence on the understanding of the main content of the text is determined. According to the experimental data, conclusions are made about the content of the preparatory stage of work with the text under consideration.
Key words: Tv interview, authentic materials, listening, Russian as a foreign language, audiovisual texts.
ДунХайтао, аспирант каф. межкультурной коммуникации, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ТРУДНОСТИ КИТАЙСКИХ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОВЛАДЕНИИ НАВЫКАМИ АУДИРОВАНИЯ РУССКИХ АУТЕНТИЧНЫХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕЛЕИНТЕРВЬЮ)
Данная статья посвящена изучению трудностей китайских студентов при восприятии на слух аутентичных аудиовизуальных текстов на русском языке. В статье раскрывается учебный потенциал телеинтервью как разновидности аутентичного аудиовизуального текста, затрагиваются проблемы, связанные с обучением аудированию на материале данного типа текстов. В качестве необходимого этапа при работе с аутентичным телеинтервью рассматривается создание системы предтекстовых упражнений с учетом возможных трудностей учащихся при восприятии текста. Экспериментальным путём выявляются трудности учащихся при восприятии телеинтервью, определяется степень их влияния на понимание основного содержания текста. В соответствии с данными эксперимента делаются выводы о содержании подготовительного этапа работы с рассматриваемым текстом.
Ключевые слова: аудирование, русский язык как иностранный, аудиовизуальные тексты, аутентичный текст, телеинтервью.
При освоении иностранного языка важную роль играет овладение навыками аудирования: улучшение способности обучаемых к слушанию не только является важной целью обучения иностранному языку, оно также способствует усвоению и закреплению студентами лингвистических знаний, развитию прочих языковых навыков.
В качестве конечной цели обучения аудированию на продвинутом этапе современные методисты указывают «сформированность аудитивных умений, которые обеспечивают слушающему восприятие неадаптированных текстов любой жанрово-стилевой принадлежности и экспрессивной окрашенности, а также понимание подтекста высказывания, осмысление общей идеи звучащего сообщения и способность сформировать к нему собственное отношение» [1, с. 78]. Формирование указанных умений на уроке аудирования возможно при условии, что значительная часть учебного времени отдается работе с аутентичными текстами, т. е. текстами, созданными носителями языка для не учебных целей [2, с. 117].
В современной методической литературе обучение аудированию аутентичных аудиовизуальных текстов рассматривается в различных аспектах. В работе Н.В. Каревой (2014) рассматриваются вопросы подбора аудио- и видеоматериалов для аудирования и этапы методической работы с ними [3]. В статье М.Ю. Новикова (2007) затрагивается технический аспект обучения аутентичным аудиовизуальным текстам, рассматриваются способы организации такого обучения [4]. В диссертационном исследовании Ю.А. Макковеевой (2007) раскрываются вопросы развития иноязычной социокультурной компетенции на основе аутентичных аудиовизуальных текстов [5]. В диссертационном исследовании О.Ю. Захаровой (2009) раскрываются особенности восприятия и понимания на слух аутентичных текстов-интервью, умения аудирования, необходимые для восприятия и понимания на слух таких текстов [6].
Новизна настоящей работы состоит в том, что впервые экспериментальным путем выявлены трудности китайских учащихся, связанные с восприятием аутентичных телеинтервью, а также степень их влияния на восприятие смысла текста.
Выбор в качестве материала исследования телеинтервью определяется высоким учебным потенциалом данного типа текста. Как отмечают Н.М. Румянцева и Д.Н. Рубцова, телеинтервью является одним из эффективных методов при формировании и развитии навыков речевой деятельности, и в особенности аудирования [7, с. 50]. Благодаря аудиовизуальному способу передачи информации тексты данного типа располагают всем набором «коммуникативных средств воздействия на коммуниканта - визуальных, моторных, слуховых, вербальных» [8, с. 3-4], что способствует пробуждению внимания учащихся, удовлетворению их познавательного интереса и повышению мотивации к обучению.
Основная проблема, связанная с обучением аудированию аутентичных телеинтервью, состоит в повышенной сложности такого рода материалов. Как отмечает А.Н. Богомолов, «Телематериалы, являясь социально-речевым явлением, требуют сформированности у иностранных реципиентов лингвистической, лингвокультурологической и коммуникативной компетенций. Причем сформированность указанных видов компетенций должна быть сопоставима со сформиро-ванностью их у носителей русского языка или приближена к ней» [9, с. 94]. Таким
образом, одной из актуальных задач при обучении аудированию подобных текстов является разработка комплекса предтекстовых упражнений, позволяющих подготовить учащихся к их восприятию. Настоящее исследование представляет собой первый шаг на пути создания такого комплекса упражнений и направлено на выявление экспериментальным путем возможных трудностей учащихся при восприятии и понимании текста.
Для исследования нами был избран фрагмент телеинтервью В. Познера с известным российским музыкантом Борисом Гребенщиковым от 15.11.2010 г. Рассматриваемый фрагмент интервью построен в форме ответов на присланные вопросы телезрителей. Затрагиваемые в ходе интервью вопросы очень разнородны, тематически их можно объединить в три большие группы: это проблемы общественно-политической жизни в России, проблемы современной российской музыкальной культуры, деятельность героя программы и его музыкальной группы.
Наиболее информационно насыщенными являются два смысловых блока, включающих ответы на следующие вопросы:
1) об отношениях художника и власти:
В. ПОЗНЕР: «(...) Может ли, по-вашему художник, то есть свободный, талантливый творческий человек идти на прямой контакт с властью, выполнять её заказы, стремиться к взаимовыгодным отношениям с власть имущими? Или тогда одаренный художник перестает таковым быть? Должен ли настоящий «творец» стоять всегда в оппозиции к власти?» Что вы думаете?
Б. ГРЕБЕНЩИКОВ: В России христианская религия. Христианская религия придерживается Библии. Насколько я помню, в Библии есть два прямых указания по этому поводу, довольно мудрые. Во-первых, апостол Павел говорил, что какие власти у вас есть, вот тех и слушайтесь, потому что они вам даны, специально именно вам. Нелепо полагать, что у нас власть не та, которую мы заслужили. То, что мы имеем, то мы заслужили, поэтому бунтовать против нее совершенно бессмысленно. Нужно иметь её в виду. И, во-вторых, насколько я помню, Христос на похожие вопросы говорил: «Кесарю - кесарево, а Богу - богово». Не надо путать искусство, вернее, не надо путать творчество и политику. Это разные вещи.
2) о состоянии русского рока:
В. ПОЗНЕР: А вот мнение Вячеслава Витальевича Лакатунина: «Как вы считаете, русский рок жив? Или он доживает свое время, пока живы его исполнители и могут давать концерты? Я к тому, что музыку такого жанра услышать с экранов телевизора большая редкость, а крутят лишь только то, что, как говорится, пипл хавает».
Б. ГРЕБЕНЩИКОВ: Может быть, тогда и поставим на этом акцент? Зачем хавать? Если вы хотите слушать музыку, никто не заставляет вас слушать её только по телевизору - вы можете послушать её дома. Можно купить компакт, можно скачать из интернета. А то, что показывают по телевизору, - это то, что пипл хавает.
Помимо приведённых отрывков в тексте В. Познера имеется ряд небольших вопросов, которые могут представлять интерес с методической точки зрения (например, вопрос о корпоративах, вопрос о масонах и глобалистах, вопрос о наперсточнике).