РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ТЕКСТИЛЬНОИ ПЛАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО «ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ТКАНИ»
Г.И. Гилевич
В период активного социально-экономического и нравственного преобразования нашего общества возникает необходимость улучшения содержания, форм и методов профессиональной подготовки специалистов как для общеобразовательной, так и для высшей школы. В этом направлении эффективность подготовки будущих учителей изобразительного искусства в полной мере зависит от развития у них способностей творчески преобразовывать окружающую действительность, от самостоятельности в решении практических задач и готовности к самосовершенствованию.
Особое место в подготовке творчески мыслящего специалиста для школы занимает декоративно-прикладное искусство, в том числе и художественная обработка ткани, формирующая определенное мироощущение за счет ознакомления с народным творчеством в этой сфере деятельности, а также изучения и освоения различных технологических приемов в создании текстильной пластики. Декоративная деятельность в рамках раздела «Художественная обработка ткани» дисциплины «Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом», основанная на многовековом опыте, духовно обогащает личность, несет в себе знания и умения многих поколений и развивает творческие способности.
Высокая социальная и педагогическая значимость проблемы развития творческих способностей обусловила теоретическую и практическую разработку её аспектов в обучении изобразительному искусству в работах А.Д. Алехина, Н.С. Боголюбова, Е.С. Громова, Е.И. Игнатьева, В.В. Корешкова, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шоро-хова, Т.Я. Шпикаловой. Вместе с тем специальных исследований, посвященных проблеме развития творческих способностей студентов ХГФ педвузов средствами текстильной пластики в процессе обучения художественной обработке ткани, недостаточно.
Структура способностей к декоративно-прикладной деятельности - явление сложное. Причем в каждой конкретной деятельности роль составляющих компонентов структуры различна. Обобщенная структура творческих способностей, проявляющихся в процессе художественной обработки ткани, может быть представлена ведущими специальными художественными способностями: восприятием художественных образов; пространственным и образным мышлением; творческим воображением; фантазией; эмоциональным отношением к деятельности. Специальные художественные способности должны быть дополнены вспомогательными способностями: сенсомоторными качествами личности; быстротой усвоения и переработки информации; самостоятельностью, критичностью, работоспособностью и волей. Причем творческие способности представляют собой индивидуально-своеобразные свойства личности, которые проявляются в деятельности, в том числе - в создании текстильной пластики.
Во время обучения на ХГФ студентами решаются определенные творческие задачи при выполнении ими декоративных изделий в различных материалах и техниках на занятиях по «Художественной обработке ткани», будь то нетканый гобелен, художественное ручное ткачество, художественная роспись ткани или текстильная аппликация. В процессе создания текстильных изделий раскрываются способности студентов к художественному отображению окружающей действительности, к изучению и переработке объектов, предметов и природных форм в декоративные, к пластическому согласованию гармонии формы и цвета, композиционному построению декора выполняемой работы.
Для повышения уровня профессиональной подготовки
будущих учителей ИЗО недостаточно обучать студентов технологическим приемам создания декоративной работ, но еще необходимо проводить теоретическую подготовку: знакомить с историей возникновения и развития текстиля, эволюцией текстильной композиции; её видами, формами, средствами реализации и методами создания как в традиционном, так и современном её варианте; изучать основы изобразительного искусства, цветоведения и декоративной композиции. Все эти составляющие направлены на развитие у студентов как ведущих, так и специальных творческих способностей.
Текстильная композиция и пластические средства её реализации напрямую связаны с характером материала и технологией его обработки. Поэтому необходима разработка индивидуальных задач и упражнений на развитие творческого воображения студентов в процессе создания текстильной композиции с использованием как традиционных, так и нетрадиционных материалов, различных техник выполнения. Творческие задания должны быть направлены на поэтапное освоение средств реализации декоративной композиции: сначала изучаются материальные средства, затем пластические, и только после этого - художественные средства, организующие пластические элементы в единое композиционное пространство, объединяющее форму и содержание в конкретный декоративный образ.
Изобразительно-выразительные средства искусства - это система исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства материальных средств и приемов создания художественного образа. Это средства, которые в равной степени используются при выполнении как творческих, так и учебных работ. Структура изобразительно-выразительных средств включает в себя воспроизводящие, композиционные, образные и пластические средства. Пластические средства, которыми оперирует художник - это те или иные состояния материального проявления изображаемой формы, увиденные или представленные художником при восприятии изображаемого объекта и воссозданные в двухмерном и трехмерном пространстве. Немаловажным для овладения студентами ХГФ средств текстильной пластики будет являться изучение принципов формообразования природных форм на микро и макро уровнях, а так же тектонические закономерности формообразования объектов предметной среды, так как им придется применять основы декоративной фронтальной, объемной и объемно-пространственной композиции. Средствами текстильной пластики во фронтальной композиции являются: точка, штрих, линия, полоса, форма, пятно, цвет, плоскостная структура, фактура, басорельеф. В объемной и объемно-пространственной текстильной композиции к средствам относятся: фактура, горельеф, объемная форма, объемная и пространственная структура. На начальном этапе создания образной композиции в текстильной пластике особое значение придается пониманию студентами качеств материала, его текстурных и фактурных свойств. Знание этих свойств материала и различных средств технологической обработки, которые придают ему художественную выразительность, помогают развитию художественно-творческих способностей у студентов ХГФ. Они должны быть профессионально подготовлены к тому, чтобы предвидеть и воспринимать систему действий по выражению текстильной пластики. Студенты знакомятся не только со спецификой переплетения, придающего материалу определенную фактуру, обогащающую простое изображение, но и учатся создавать линию текстильного рисунка более четкой или, наоборот, расплывчатой, подчеркнув объемность или, наоборот, плоскостность изображения,
что позволяет с помощью найденных изобразительно-выразительных средств раскрывать творческий замысел текстильной композиции. По окончании практической работы проводится сравнительный анализ композиций для той или иной техники выполнения в материале, а также приемов плоскостного, фактурного, полуобъемного, объемного или объемно-пространственного решения текстильного изделия. В процессе обучения на занятиях по «Художественной обработке ткани» студенты решают несколько задач - технологическую, утилитарную, художественно-образную и др., где основная цель - создание объективно нового изделия, имеющего художественно-эстетическую ценность.
Развитие творческих способностей студентов ХГФ педвузов происходит в течение всех лет обучения. Конечной целью всего процесса обучения является формирование личности специалиста с высоким уровнем профессионального сознания, владеющего методами изобразительной деятельности. Следовательно, развитие творческих способностей студентов средствами текстильной пластики является важной педагогической задачей, решение которой видится в направленности учебной и самостоятельной работы от первого до последнего курса на активное развитие индивидуальных творческих способностей, овладение теоретическими знаниями и практическими профессиональными умениями.
Литература
1. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Про-
блемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. - М.: Советский художник, 1987.
2. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных этапах/ Н.С. Боголюбов; Центр педагогической инноватики. Лаб. Целевой интенсивной подготовки кадров. - Краснодар, 1992.
3. Болотских Е.Г. Художественная обработка текстильных материалов / Е.Г. Болотских // Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по спец. №2109 «Черчение и изобразительное искусство» / Под ред. Б.В. Нешумова. - М.: Просвещение, 1986.
4. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. - М.: Легпром, 1987.
5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004.
6. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.
- М.: Педагогика, 1976.
7. Праздников Г.А. Процесс художественного творчества.
- Л., 1977.
8. Шорохов Е.В. Композиция. Учебное пособие для студентов ХГФ пединститутов. - М.: Просвещение, 1986.
9. Яковлев Е.Г. Проблема художественного творчества. -М.: Высшая школа, 1972.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОН ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В.И. Земцова, Орский гуманитарно-технологический институт
Одним из факторов совершенствования профессиональной подготовки учителя физики к реализации качественного естественнонаучного образования в средней школе является осуществление мониторинга уровня развития методической готовности студентов. Методическая готовность есть решающая составная часть профессиональной готовности учителя, характеризующаяся достаточным для эффективного творческого решения методических задач в условиях разнообразных педагогических ситуаций уровнем развития методической компетентности, методического мышления и методической рефлексии. Насколько квалифицированно, с какой степенью успеха справляется учитель с решением методических задач - это, в конечном счете, есть критерий оценки состояния его методической готовности.
Методическая компетентность определяется как свойство личности учителя, выражающееся в наличии глубоких и прочных знаний и умений в области учебного предмета, теории и методики обучения данному предмету, взятых в единстве, а также положительного опыта решения методических задач. Методическую компетентность следует расценивать в качестве основы педагогического мастерства учителя.
Методическое мышление мы рассматриваем как вид педагогического мышления, имеющего особенности, связанные с научной областью преподаваемого предмета и спецификой методической деятельности. Опираясь на суждения педагогов, а также на собственные наблюдения и выводы, мы определили методическое мышление как особенность мыслительной деятельности, характеризующуюся целенаправленным использованием методологических и психологических основ познания, дидактических принципов, логических конструкций, содержания изучаемой дисциплины, методических категорий и закономерностей для осмысления и решения методических задач в конкретных педагогических ситуациях. В структуру методического мышления входит умение видеть методическую задачу, грамотно формулировать ее, выдвигать и оценивать гипотезы о путях ее решения, находить оптимальный вариант решения на основе реализации наиболее
приемлемой гипотезы, анализировать полученный результат и вносить в случае необходимости коррективы в методическую деятельность.
Чрезвычайно важной функцией методического мышления нужно считать методическую рефлексию, лежащую в основе оценочно-коррекционной деятельности. Методическая рефлексия - это осмысление учителем собственных действий в процессе методической деятельности (решения методических задач) путем самонаблюдения, самопознания и критической самооценки. Рефлексия студента на свою учебно-методическую деятельность способствует осознанному развитию его профессиональных качеств, становлению всех компонентов методической готовности, включению в субъект-субъектные отношения в процессе методической подготовки. Выработка методической рефлексии как личностного качества заметно ускоряется при групповых занятиях, когда к самопознанию студента прибавляется взаимопознание студентами друг друга в процессе учебно-методической деятельности.
Осуществление мониторинга уровня методической готовности будущего учителя-естественника требует определения структуры диагностической программы, содержания ее компонентов, требования к измерительным материалам и диагностическим процедурам. Рассмотрим данные характеристики на примере учителя физики.
Диагностическая программа предусматривает: 1) выявление готовности студентов к применению методологических основ научного познания в процессе обучения физике; 2) определение уровня компетентности будущих учителей в области содержания физического образования в средних учебных заведениях; 3) аттестацию степени владения методами и формами обучения физике; 4) оценивание подготовленности студентов к развитию учащихся в процессе преподавания физики; 5) определение уровня готовности студентов выполнять основные функции учителя физики.
По каждому из перечисленных направлений автором разработана методика конструирования диагностических мате-