Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей студентов средствами текстильной пластики на занятиях по «Художественной обработке ткани»'

Развитие творческих способностей студентов средствами текстильной пластики на занятиях по «Художественной обработке ткани» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гилевич Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей студентов средствами текстильной пластики на занятиях по «Художественной обработке ткани»»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ТЕКСТИЛЬНОИ ПЛАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО «ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ТКАНИ»

Г.И. Гилевич

В период активного социально-экономического и нравственного преобразования нашего общества возникает необходимость улучшения содержания, форм и методов профессиональной подготовки специалистов как для общеобразовательной, так и для высшей школы. В этом направлении эффективность подготовки будущих учителей изобразительного искусства в полной мере зависит от развития у них способностей творчески преобразовывать окружающую действительность, от самостоятельности в решении практических задач и готовности к самосовершенствованию.

Особое место в подготовке творчески мыслящего специалиста для школы занимает декоративно-прикладное искусство, в том числе и художественная обработка ткани, формирующая определенное мироощущение за счет ознакомления с народным творчеством в этой сфере деятельности, а также изучения и освоения различных технологических приемов в создании текстильной пластики. Декоративная деятельность в рамках раздела «Художественная обработка ткани» дисциплины «Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом», основанная на многовековом опыте, духовно обогащает личность, несет в себе знания и умения многих поколений и развивает творческие способности.

Высокая социальная и педагогическая значимость проблемы развития творческих способностей обусловила теоретическую и практическую разработку её аспектов в обучении изобразительному искусству в работах А.Д. Алехина, Н.С. Боголюбова, Е.С. Громова, Е.И. Игнатьева, В.В. Корешкова, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шоро-хова, Т.Я. Шпикаловой. Вместе с тем специальных исследований, посвященных проблеме развития творческих способностей студентов ХГФ педвузов средствами текстильной пластики в процессе обучения художественной обработке ткани, недостаточно.

Структура способностей к декоративно-прикладной деятельности - явление сложное. Причем в каждой конкретной деятельности роль составляющих компонентов структуры различна. Обобщенная структура творческих способностей, проявляющихся в процессе художественной обработки ткани, может быть представлена ведущими специальными художественными способностями: восприятием художественных образов; пространственным и образным мышлением; творческим воображением; фантазией; эмоциональным отношением к деятельности. Специальные художественные способности должны быть дополнены вспомогательными способностями: сенсомоторными качествами личности; быстротой усвоения и переработки информации; самостоятельностью, критичностью, работоспособностью и волей. Причем творческие способности представляют собой индивидуально-своеобразные свойства личности, которые проявляются в деятельности, в том числе - в создании текстильной пластики.

Во время обучения на ХГФ студентами решаются определенные творческие задачи при выполнении ими декоративных изделий в различных материалах и техниках на занятиях по «Художественной обработке ткани», будь то нетканый гобелен, художественное ручное ткачество, художественная роспись ткани или текстильная аппликация. В процессе создания текстильных изделий раскрываются способности студентов к художественному отображению окружающей действительности, к изучению и переработке объектов, предметов и природных форм в декоративные, к пластическому согласованию гармонии формы и цвета, композиционному построению декора выполняемой работы.

Для повышения уровня профессиональной подготовки

будущих учителей ИЗО недостаточно обучать студентов технологическим приемам создания декоративной работ, но еще необходимо проводить теоретическую подготовку: знакомить с историей возникновения и развития текстиля, эволюцией текстильной композиции; её видами, формами, средствами реализации и методами создания как в традиционном, так и современном её варианте; изучать основы изобразительного искусства, цветоведения и декоративной композиции. Все эти составляющие направлены на развитие у студентов как ведущих, так и специальных творческих способностей.

Текстильная композиция и пластические средства её реализации напрямую связаны с характером материала и технологией его обработки. Поэтому необходима разработка индивидуальных задач и упражнений на развитие творческого воображения студентов в процессе создания текстильной композиции с использованием как традиционных, так и нетрадиционных материалов, различных техник выполнения. Творческие задания должны быть направлены на поэтапное освоение средств реализации декоративной композиции: сначала изучаются материальные средства, затем пластические, и только после этого - художественные средства, организующие пластические элементы в единое композиционное пространство, объединяющее форму и содержание в конкретный декоративный образ.

Изобразительно-выразительные средства искусства - это система исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства материальных средств и приемов создания художественного образа. Это средства, которые в равной степени используются при выполнении как творческих, так и учебных работ. Структура изобразительно-выразительных средств включает в себя воспроизводящие, композиционные, образные и пластические средства. Пластические средства, которыми оперирует художник - это те или иные состояния материального проявления изображаемой формы, увиденные или представленные художником при восприятии изображаемого объекта и воссозданные в двухмерном и трехмерном пространстве. Немаловажным для овладения студентами ХГФ средств текстильной пластики будет являться изучение принципов формообразования природных форм на микро и макро уровнях, а так же тектонические закономерности формообразования объектов предметной среды, так как им придется применять основы декоративной фронтальной, объемной и объемно-пространственной композиции. Средствами текстильной пластики во фронтальной композиции являются: точка, штрих, линия, полоса, форма, пятно, цвет, плоскостная структура, фактура, басорельеф. В объемной и объемно-пространственной текстильной композиции к средствам относятся: фактура, горельеф, объемная форма, объемная и пространственная структура. На начальном этапе создания образной композиции в текстильной пластике особое значение придается пониманию студентами качеств материала, его текстурных и фактурных свойств. Знание этих свойств материала и различных средств технологической обработки, которые придают ему художественную выразительность, помогают развитию художественно-творческих способностей у студентов ХГФ. Они должны быть профессионально подготовлены к тому, чтобы предвидеть и воспринимать систему действий по выражению текстильной пластики. Студенты знакомятся не только со спецификой переплетения, придающего материалу определенную фактуру, обогащающую простое изображение, но и учатся создавать линию текстильного рисунка более четкой или, наоборот, расплывчатой, подчеркнув объемность или, наоборот, плоскостность изображения,

что позволяет с помощью найденных изобразительно-выразительных средств раскрывать творческий замысел текстильной композиции. По окончании практической работы проводится сравнительный анализ композиций для той или иной техники выполнения в материале, а также приемов плоскостного, фактурного, полуобъемного, объемного или объемно-пространственного решения текстильного изделия. В процессе обучения на занятиях по «Художественной обработке ткани» студенты решают несколько задач - технологическую, утилитарную, художественно-образную и др., где основная цель - создание объективно нового изделия, имеющего художественно-эстетическую ценность.

Развитие творческих способностей студентов ХГФ педвузов происходит в течение всех лет обучения. Конечной целью всего процесса обучения является формирование личности специалиста с высоким уровнем профессионального сознания, владеющего методами изобразительной деятельности. Следовательно, развитие творческих способностей студентов средствами текстильной пластики является важной педагогической задачей, решение которой видится в направленности учебной и самостоятельной работы от первого до последнего курса на активное развитие индивидуальных творческих способностей, овладение теоретическими знаниями и практическими профессиональными умениями.

Литература

1. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Про-

блемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. - М.: Советский художник, 1987.

2. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных этапах/ Н.С. Боголюбов; Центр педагогической инноватики. Лаб. Целевой интенсивной подготовки кадров. - Краснодар, 1992.

3. Болотских Е.Г. Художественная обработка текстильных материалов / Е.Г. Болотских // Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по спец. №2109 «Черчение и изобразительное искусство» / Под ред. Б.В. Нешумова. - М.: Просвещение, 1986.

4. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. - М.: Легпром, 1987.

5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004.

6. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.

- М.: Педагогика, 1976.

7. Праздников Г.А. Процесс художественного творчества.

- Л., 1977.

8. Шорохов Е.В. Композиция. Учебное пособие для студентов ХГФ пединститутов. - М.: Просвещение, 1986.

9. Яковлев Е.Г. Проблема художественного творчества. -М.: Высшая школа, 1972.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОН ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В.И. Земцова, Орский гуманитарно-технологический институт

Одним из факторов совершенствования профессиональной подготовки учителя физики к реализации качественного естественнонаучного образования в средней школе является осуществление мониторинга уровня развития методической готовности студентов. Методическая готовность есть решающая составная часть профессиональной готовности учителя, характеризующаяся достаточным для эффективного творческого решения методических задач в условиях разнообразных педагогических ситуаций уровнем развития методической компетентности, методического мышления и методической рефлексии. Насколько квалифицированно, с какой степенью успеха справляется учитель с решением методических задач - это, в конечном счете, есть критерий оценки состояния его методической готовности.

Методическая компетентность определяется как свойство личности учителя, выражающееся в наличии глубоких и прочных знаний и умений в области учебного предмета, теории и методики обучения данному предмету, взятых в единстве, а также положительного опыта решения методических задач. Методическую компетентность следует расценивать в качестве основы педагогического мастерства учителя.

Методическое мышление мы рассматриваем как вид педагогического мышления, имеющего особенности, связанные с научной областью преподаваемого предмета и спецификой методической деятельности. Опираясь на суждения педагогов, а также на собственные наблюдения и выводы, мы определили методическое мышление как особенность мыслительной деятельности, характеризующуюся целенаправленным использованием методологических и психологических основ познания, дидактических принципов, логических конструкций, содержания изучаемой дисциплины, методических категорий и закономерностей для осмысления и решения методических задач в конкретных педагогических ситуациях. В структуру методического мышления входит умение видеть методическую задачу, грамотно формулировать ее, выдвигать и оценивать гипотезы о путях ее решения, находить оптимальный вариант решения на основе реализации наиболее

приемлемой гипотезы, анализировать полученный результат и вносить в случае необходимости коррективы в методическую деятельность.

Чрезвычайно важной функцией методического мышления нужно считать методическую рефлексию, лежащую в основе оценочно-коррекционной деятельности. Методическая рефлексия - это осмысление учителем собственных действий в процессе методической деятельности (решения методических задач) путем самонаблюдения, самопознания и критической самооценки. Рефлексия студента на свою учебно-методическую деятельность способствует осознанному развитию его профессиональных качеств, становлению всех компонентов методической готовности, включению в субъект-субъектные отношения в процессе методической подготовки. Выработка методической рефлексии как личностного качества заметно ускоряется при групповых занятиях, когда к самопознанию студента прибавляется взаимопознание студентами друг друга в процессе учебно-методической деятельности.

Осуществление мониторинга уровня методической готовности будущего учителя-естественника требует определения структуры диагностической программы, содержания ее компонентов, требования к измерительным материалам и диагностическим процедурам. Рассмотрим данные характеристики на примере учителя физики.

Диагностическая программа предусматривает: 1) выявление готовности студентов к применению методологических основ научного познания в процессе обучения физике; 2) определение уровня компетентности будущих учителей в области содержания физического образования в средних учебных заведениях; 3) аттестацию степени владения методами и формами обучения физике; 4) оценивание подготовленности студентов к развитию учащихся в процессе преподавания физики; 5) определение уровня готовности студентов выполнять основные функции учителя физики.

По каждому из перечисленных направлений автором разработана методика конструирования диагностических мате-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.