Научная статья на тему 'О проблемах подготовки кадров для театрально-художественной сферы'

О проблемах подготовки кадров для театрально-художественной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СФЕРА / ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / THEATRICAL AND ART SPHERE / TRAINING PROBLEM / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волпянская Ольга Игоревна

По мнению автора, наиболее приоритетным в настоящее время является необходимость разработки педагогических условий и выбор соответствующих педагогических стратегий, методов и программ профессионального обучения детей, находящихся на полном государственном обеспечении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волпянская Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to the author the most priority now is need of development of pedagogical conditions and a choice of the corresponding pedagogical strategy, methods and programs of vocational training of children being on complete state providing

Текст научной работы на тему «О проблемах подготовки кадров для театрально-художественной сферы»

О ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТЕАТРАЛЬНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ СФЕРЫ

ВОЛЯНСКАЯ О.И.

По мнению автора, наиболее приоритетным в настоящее время является необходимость разработки педагогических условий и выбор соответствующих педагогических стратегий, методов и программ профессионального обучения детей, находящихся на полном государственном обеспечении

According to the author the most priority now is need of development of pedagogical conditions and a choice of the corresponding pedagogical strategy, methods and programs of vocational training of children being on complete state providing

В настоящее время подготовка рабочих и специалистов для театрально-художественной сферы осуществляется на всех уровнях профессионального образования: начального, среднего и высшего в соответствии с Перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования в основном, в рамках укрупненной группы профессий и специальностей (далее - УГС) 070000 «Культура и искусство».

Справочно:

Перечень профессий начального профессионального образования (далее - НПО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 354, Перечень специальностей среднего профессионального образования (далее - СПО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 355, Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования (далее - ВПО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337, Перечень профессий профессиональной подготовки, утвержденный приказом Минобрнауки России от 1 апреля 2011 г. №1440.

Подготовка кадров для театрально-художественной сферы осуществляется:

- по 9 профессиям начального профессионального образования (далее - НПО); «072500 Дизайн, 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ, 072600 Декоративно - прикладное искусство и народные промыслы, 072601.01 Мастер народных художественных промыслов, 072608.01Художник декоративной росписи по металлу, 072608.02 Художник росписи по эмали, 072608.03 Художник росписи по дереву, 072608.04 Художник росписи по ткани, 072609.01 Художник миниатюрной живописи».

- по 10 специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО); «070200 Музыкально-театральное искусство, 070206 Театрально-декорационное искусство, 070208 Театральная и аудиовизуальная техника, 070301 Актерское искусство, 071001 Живопись (по видам), 071003 Скульптура, 071000 Изобразительное искусство, 071801 Социальнокультурная деятельность и народное художественное творчество, 072500 Дизайн, 071006 Анимация».

- по 5 направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования (далее - ВПО). «071500 Народная художественная культура, 072500 Дизайн, 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 072700 Искусство костюма и текстиля, Продюсер».

Готовят кадры в области культуры и искусства в региональных и федеральных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Сегодня театрально - художественные организации и предприятия нуждаются в работниках ряда специфических исполнительских профессий - художниках-декораторах, художниках-бутафорах, художниках-гримерах, художниках - костюмерах, звукорежиссерах, светорежиссе-

рах, монтировщиках сцены.

Подобных специалистов в рамках специальностей «театрально-декорационное искусство», «театральная и аудиовизуальная техника» готовит ограниченный круг средних специальных учебных заведений (в гг. Москве, Казани и Уфе), что не обеспечивает потребности отрасли [1].

В условиях демократизации культурной жизни особой задачей высших учебных заведений является подготовка в соответствии с федеральными государственными стандартами специалистов - продюсеров исполнительского искусства, способных инициировать творческие идеи, давать квалифицированную оценку творческим инициативам других работников театра, брать на себя финансовую и организационную ответственность за реализацию художественных проектов, готовых осуществлять общее руководство театром. Успешный многолетний опыт подготовки таких специалистов есть на продюсерских факультетах в Российской академии театрального искусства - ГИТИСе, Школе-студии (институте) имени Вл.И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А.П.Чехова, в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

Хотя, в образовательных учреждениях профессионального образования осуществляется подготовка необходимых специалистов, пока ещё не создана целостная и гибкая система непрерывного образования в театрально-художественной сфере, которая бы оперативно реагировала на запросы рынка труда и изменения потребностей населения в образовании, обеспечивала конкурентоспособность молодых специалистов театрально-художественных профессий в условиях свободного рынка труда, в том числе в международном масштабе.

Существуют определенные проблемы при подготовке специалистов данной области:

- устаревшие профессиональные образовательные программы (только с 2011 года внедряются новые ФГОС),

- изношенная материально-техническая база (старое оборудование),

- сложности в оснащении учебных заведений, обновлении оборудования для производственных мастерских (учебно-производственная база большинства образовательных учреждений этого профиля требует больших капитальных вложений),

- сложности в обеспечении обучающихся материалами для изготовления художественных изделий,

- низкая оплата труда преподавателей и мастеров производственного обучения - художников, специалистов, не имеющих высшего образования,

- старение педагогических коллективов (молодые специалисты неохотно принимают предложения учебных заведений в связи с низкой оплатой труда, отсутствием жилья),

- уход высококвалифицированных преподавателей в сферу малого и среднего бизнеса,

- низкий уровень владения педагогами информационно-коммуникационными технологиями, в том числе с использование компьютерного обеспечения.

Данные проблемы имеют межведомственный, межотраслевой и межрегиональный характер, решение которых может быть обеспечено только на основе скоординированного сочетания различных источников финансирования и комплексного осуществления мероприятий, реализуемых на различных уровнях управления (федеральном, региональном и местном).

Сегодня в рамках модернизации профессионального образования продолжается работа по реализации мер, направленных на совершенствование подготовки кадров с театральнохудожественным образованием [2].

В 2011-2012 году в образовательных учреждениях профессионального образования театрально - художественного профиля осуществляется работа по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения отличительными характеристиками которых являются:

- компетентностный подход, позволяющий не только связать воедино основные функции трудовой деятельности и необходимые в связи с этим компетенции выпускника, но и представить их как результаты обучения в диагностируемых характеристиках;

- расширение академических свобод образовательного учреждения в формировании содержания профессиональных образовательных программ;

- создание условий для формирования модульных программ, основанных на компетенциях.

В новых ФГОС театрально-художественного профиля для приведения основных профессиональных образовательных программ в соответствие с потребностями рынка труда и перспективами развития экономики:

- переработаны основные виды профессиональной деятельности выпускников;

- сформированы совместно с работодателями основные требования к результатам освоения образовательных программ в виде профессиональных компетенций, умений и практического опыта;

- обновлены требования к структуре и условиям реализации образовательных программ. Новые ФГОСы предполагают дальнейшее развитие преемственности профессионального

образования разных уровней в театрально-художественной сфере, а также интеграцию российского профессионального образования в европейское образовательное пространство, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания профессионального образования, с целью обеспечения практико-ориентированности профессионального образования.

Кроме того, оптимизация сети региональных систем профессионального образования позволяет не только вести подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, с гарантированным их трудоустройством, но и обеспечивает формирование кадрового потенциала в театрально-художественной сфере.

Вместе с тем, проведенный анализ подготовки кадров работников данной сферы показал недостаточность проводимых мероприятий.

Для развития профессионального образования театрально-художественного профиля сегодня необходима реализация следующих мер:

- формирование текущей и перспективной потребности в квалифицированных рабочих и специалистах театрально-художественной профиля на основе изучения реальных потребностей театрально-зрелищных организаций и предприятий;

- разработка профессиональных стандартов с участием работодателей данной отрасли;

- участие работодателей театрально-художественной сферы в создании системы сертификации профессиональных квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования;

- разработка на региональном уровне нормативной правовой базы, обеспечивающей формирование благоприятного налогового режима для работодателей, вкладывающих средства в образовательные учреждения профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для театрально-зрелищных организаций и предприятий;

- развитие частно-государственное партнерства театрально-зрелищных организаций и предприятий и образовательных учреждений профессионального образования театральнохудожественного профиля в целях укрепления их материально-технической базы и содействия трудоустройству выпускников;

- создание в каждом регионе базовых учреждений-ресурсных центров по подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов для театрально-зрелищных организаций и предприятий;

- развитие системы стажировок выпускников учреждений профессионального образования на базе организаций и предприятий театрально-художественной сферы;

- развитие системы стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения в организациях театрально-художественной сферы с целью освоения современных производственных технологий;

- провидение конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся по программам НПО и СПО в театрально-художественной области;

- организация международных стажировок обучающихся и преподавателей образователь-

ных учреждений профессионального образования данной сферы;

- разработка эффективной системы профессиональной ориентации школьников в театрально - художественной области.

Реализация перечисленных мер даст возможность создать систему непрерывного образования в театрально-художественной сфере: повысится мобильность студентов на внутреннем и внешнем рынке труда, появится возможность позиционировать инновационные технологии на международный рынок, и в результате произойдет целенаправленное формирование человеческого капитала в данной области.

Библиографический список:

1. Кичигина Т.С. Учебная сцена театрально-художественного колледжа как основа формирования компетенций студентов // Научные исследования в образовании. 2011. № 1. С. 1215.

2. Сергеев А.М. Менеджмент и подготовка кадров для инновационной экономики // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 1. С. 8-10.

3. России нужны кадры высокой квалификации // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 5. С. 19-20.

Ключевые слова: театрально-художественная сфера, проблема подготовки кадров, федеральные государственные образовательные стандарты.

Keywords: theatrical and art sphere, training problem, federal state educational standards.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.