Л. И. Гвоздкова
доктор исторических наук, профессор Кемеровский государственный университет культуры и искусств
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В КЕМЕРОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Воспитательная работа в КемГУКИ ведется в соответствии с государственной политикой в сфере высшего образования. Воспитание студентов мы рассматриваем как целенаправленную деятельность вуза, осуществляемую в системе образования, ориентированную на создание условий для развития духовной сферы обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности. Она нацелена на формирование у студентов тех личностно-психологических качеств и профессиональных компетенций, которые будут необходимы им в будущей профессии, пригодятся в общественной и личной жизни.
Главной задачей вуза является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, которые сумели бы в условиях современных рыночных отношений применить свои силы, знания, умения, компетенции в конкурирующих сферах, а также формирование в них таких личностно-психологических качеств, проявляя которые, будущие специалисты доказали бы свою востребованность в той сфере, куда они попадут по окончании вуза, где сумеют показать не только профессионализм, но и умение руководить коллективом, быть человечным к людям, быть патриотом и учить стать такими же молодых людей, с которыми им придется работать. Иными словами, формировать в студентах гражданскую ответственность, чувство долга, чувство ответственности за всех и за все.
Учебно-воспитательный процесс построен в соответствии с логикой учебных программ ГС ВПО. На первом курсе наши студенты начинают знакомиться с будущей профессией, более подробно узнают об окружающем мире, обществе. процесс познания неразрывен с процессом знакомства с коллегами, педагогами, традициями и требованиями вуза. Для реализации этих целей работает весь арсенал вуза: профессорско-преподавательский состав (1111С), в первую очередь, кафедры гуманитарных наук (философии, истории, педагогики и психологии и т. д.), институт кураторов; студенческий Совет, студенческий профсоюз, старостат студентов, Советы творческих коллективов.
На занятиях по гуманитарным дисциплинам студенты-первокурсники познают не только общетеоретические проблемы, но и ведут беседы о взаимоотношениях людей, о национальных особенностях народов и их культур, о трагедиях войн и героизме простых людей, о добрых традициях, передаваемых из поколения в поколение и т. д. Учебный процесс выстраивается так, что во время деловых игр, дискуссий, круглых столов первокурсники пытаются общетеоретические знания применить к реалиям жизни, доказать примерами из теории правомерность тех или иных событий, дают собственную оценку прошлому, настоящему и возможные пути развития будущего. Изучая иностранные языки, погружаются в атмосферу жизни народов, в пласты их культурных традиций и т. д. Такие формы и средства обучения достигают важную образовательно-воспитательную цель: студенты, пропуская через себя, свое сознание, свои чувства, знания о мире, делают эти знания частицей себя, закладывая в своем мировоззрении тысячелетний опыт людей. Практика показала, что студенты нашего вуза хорошо знают содержание дисциплин гуманитарного цикла и впоследствии в своей творческой деятельности эти знания включают в практическую работу.
Традиционным стало мероприятие в университете, как «Дни кафедры иностранных языков». В программе «Дней» - конкурсы поэтического перевода, конкурсы работ в переводе языка, конкурс стенных газет на иностранных языках о культуре и традициях народов, капустники, аннотации на дипломные работы на иностранных языках, работает кино-клуб и т. д.
Кафедра культуры речи вносит весомый вклад в формирование языковой культуры студентов, искусного владения языком, речью.
Обращение к высоким образцам классики в ходе учебного процесса современной литературы, несомненно, способствует закреплению в сознании студента общечеловеческих ценностей, осмыслению жизненных проблем, формированию жизненной позиции, художественного вкуса.
Традиционным и любимым в университете стал конкурс чтецов «Вдохновение». Понимая, что формирование сознательного отношения к языку и собственной речи особенно актуально, в 2007 году, который был объявлен Годом русского языка, прошел конкурс чтецов «И сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово».
преподаватели кафедры русского языка и культуры речи совместно со студентами ведут большую общественную деятельность. Это шефские посещения детских домов города Кемерова, школы профессионального мастерства «Ведущий года», проводимые по заказу Управления культуры, спорта и молодежной политики г. Кемерова, участие во Всероссийских фестивалях (фестиваль «Белый слон», 2006 г.), выступления на студенческих научных конференциях, мастер-классы и акции «Чистое слово».
Творчески и неординарно подходят к воспитательно-образовательному процессу преподаватели кафедры дизайна. Интерес молодежи к моде и самореализации ее средствами стали главными проблемами в экспериментальном театре-студии КАСТ -КемГУКИ - HOUSE.
Эксперимент заключается в создании средовых проектов «Архитектурный театр», «Вечные темы», «Дизайн - студия в средовом театре» на основе коллекций костюмов «Аккорды веков», «На языке племени», «Боди-пак». Основная цель эксперимента -развитие латерального мышления на основе классики архитектуры и дизайна, создание среды - события (праздника), поиск образной характеристики для «вовлечения зрителя в совместные переживания».
Успешно работает под руководством преподавателей кафедры культурологии и искусствознания студенческий дискуссионно-организационный комитет концептуального искусства и науки «Артэрия». Участниками заседаний ДОККИН «Артэрия» являются студенты дневного и заочного обучения КемГУКИ и других вузов города Кемерова.
Наиболее интересными событиями в 2006 и 2007 годах стали мероприятия:
- поэтический перфоманс «88» (концептуальная разработка мероприятия и режиссура студентов кафедр кино-фототворчества и режиссуры театрализованных праздников и представлений);
- открытие кино-клуба «Арт-Гинема», принцип которого - показ действительно хороших фильмов, фильмов, которые можно назвать истинным искусством. Кино-клуб был открыт фильмом Киры Муратовой «Астенический синдром». После его просмотра у каждого была возможность принять участие в его обсуждении, которое вел преподаватель Жарких А. В.;
- акция под названием «НЕ перевод», в ходе которой читались стихи на языке оригинала. Акция проводилась при поддержке преподавателей кафедр литературы и иностранных языков;
- открытая научная культурно-философская дискуссия «НЕОМОДЕРНИЗМ: миф или реальность», которая посвящалась актуальным проблемам современного социокультурного пространства и перспективам их решения. Дискуссия шла при поддержке проректора по науке В. И. Маркова;
- совместная с КемТИПП и Кемеровской медицинской академией Арт-акция. Авангард творческого фронта представлял видео-арт, фотографии, графический дизайн, музыкальное искусство (от джаза до «интеллектуальной электроники»), экспериментальную хореографию, боди-арт, современный театр и литературу.
Большая кропотливая работа ведется со студентами 1 курса, которые нуждаются в адаптации к режиму и качеству студенческой жизни. Кураторы-педагоги в своей работе применяют все самые современные средства и подходы к вопросам здоровья и здорового образа жизни, состояния молодой семьи и взаимоотношения между полами, отношения к детям и старикам. В университете реализуется такая программа, как «Молодая семья», с помощью которой формируется мотивация к созданию семьи, осознание студентами общественной и личностной значимости семьи как социального института, становление семьи как стабильной социально-активной ячейки общества, укрепление статуса семьи и развитие духовности и преемственности семейных традиций и ценностей. Таким образом, на первом курсе начинают складываться осознанные, уважительные взаимоотношения между юношами и девушками, и впоследствии создаваемые ими семьи становятся крепкими и дружными. Семьи, созданные в вузе, особенно из представителей разных специальностей, более других востребованы на рынке труда (муж - хореограф, жена -музыкант; муж - культуролог, жена - дизайнер; муж - художник декоративно-прикладного искусства, жена - технолог деловых коммуникаций и т. д.).
Очень важно, как быстро студенты первых курсов адаптируются к вузовской жизни. В этом плане особую роль играют психологическая служба вуза (психолого-консультационный центр), инициативные группы преподавателей, читающих лекции по психологической адаптации студентов первых курсов, кураторские часы и Совет кураторов. Темы обсуждений: «Познай себя», «Личностные приоритеты», «Личностные и профессиональные интересы».
Университет постоянно ищет пути более эффективного воспитания студентов. Новое решение найдено в укреплении связей и формировании партнерских отношений вуза и родителей. 28 октября 2006 г. в университете прошел первый родительский форум. С родителями студентов первых курсов встречались студенты пятых курсов, кураторы, руководители факультетов и университета. Пятикурсники провели экскурсии по вузу; заведующие кафедрами, деканы информировали родителей о специфике учебного процесса, рассказывали о внеучебной работе со студентами, о социальной поддержке студентов, о студенческой жизни и работе органов студенческого самоуправления. Была представлена инновационная программа «Вуз на международной арене» (автор - директор НИИ информационных технологий и социальной сферы, д. п. н., академик Н. И. Гендина); проведена дискуссия на тему: «Проблемы учебно-воспитательной и социальной работы в творческом вузе».
Со специалистами и родителями студентов 18 мая 2007 г. проведен круглый стол на тему: «Социальное партнерство вуза и семьи в сфере воспитательного пространства в КемГУКИ». Целью этих встреч явилась необходимость тесного контакта вуза с родителями первокурсников.
Воспитательный процесс в нашем вузе имеет определенную специфику, заключающуюся в проведении, наряду с лекциями и семинарами, индивидуальных занятий. Все творческие специальности (хореография, музыкальное искусство, хоровое пение, дирижирование, режиссура, актерское искусство) базируются на особой форме контакта педагогов и студентов - индивидуальное общение. Здесь значимой фигурой для студента является педагог, с которым студент проводит половину учебного времени. Образ педагога - его профессионализм, ответственность, чувство долга, справедливость, внешний вид и другие человеческие качества - становится для студента тем ориентиром, к которо-
му он стремится. Равнодушие преподавателя к своей деятельности, мастерству, студентам недопустимо. Наши преподаватели своим примером формируют в студентах как профессиональные, так и человеческие качества. Это зав. кафедрой, доцент В. И. Щанкин; зав. кафедрой, доцент В. В. Мирошниченко; зав. кафедрой, профессор Л. Ф. Коновалова; зав. кафедрой, доцент Н. А. Мицкевич и многие-многие другие.
Студенты старших курсов делятся своим опытом с коллегами - первокурсниками. Создается особый доброжелательный, товарищеский микроклимат. Это совершенно удивительный мир, который лучше, чем официально проводимые мероприятия, проникает в студента, помогает ему ориентироваться как в межличностных отношениях, так и в отношениях «коллектив - личность», «педагог - коллектив - личность».
Так, в 2007 году в университете состоялась презентация фотовыставки «Горсть песка» известного фотохудожника и видеооператора, генерального директора продюсерско-го центра «Светлояр» Владимира Владимировича Асмирко (г. Москва), чьи работы не раз были отмечены высокими оценками на российских и международных фестивалях.
Во время презентации был показан его фильм «В Японию на поиски России», а после состоялась творческая встреча В. В. Асмирко со студентами культурологического факультета и кафедры фото- и видеотворчества. Было интересное обсуждение важных философских, культурологических вопросов, связанных с нравственными аспектами творческого процесса, позицией художника в современном мире, диалогом культур, возможностью постижения собственной культуры через культуру другого народа.
Студенты университета имели возможность продолжить общение с автором на мастер-классе. Автор познакомил студентов с фрагментами выставок «Храм по имени Россия», «Сказки старого замка», «Хризантемы из страны Ямато», «Индия- Россия: храмы говорят». В ходе мастер-класса В. В. Асмирко не только делился профессиональными секретами, но и увлекательно рассказывал о культуре, обычаях и традициях различных стран, расширяя общекультурный кругозор студентов. Не только представленный материал, но и личность автора, его ценностные установки, богатый духовный и творческий опыт вызывали у студентов живой интерес.
В завершении этих замечательных встреч был показан спектакль «Сказание Черной Земли», подготовленный силами преподавателей кафедры литературы и студентов факультета режиссуры и актерского искусства. В спектакле были использованы отрывки из мифов и литературных произведений, связанных с египетской темой и объединенных идеей пути человека к самому себе.
В обсуждении спектакля приняли участие студенты университета и гости: студенты вузов, учащиеся школ, творческая и научная интеллигенция города.
Студенты старших курсов большую часть времени заняты оттачиванием своих профессиональных качеств, больше работают самостоятельно, уже умеют планировать свои дела, рабочий день. Большое количество времени находятся в творческих коллективах, где их опыт общения, опыт взаимоотношений, профессиональный опыт передается студентам младших курсов. Этот процесс находится под постоянным контролем педагогов.
Старшекурсники (4-5 курсы) включены в проект «Молодежь на рынке труда и потребления». Задачей вуза является не только обучить студента мастерству его будущей профессии, но и научить его ориентироваться на рынке труда, в тех коллективах, где выпускникам предстоит работать. Целью данного проекта является формирование способности и готовности студентов к социальным и экономическим переменам, адекватному поведению в новых рыночных условиях, готовности и способности изменить уровень своего благосостояния на основе формирования новой трудовой этики; помощь студентам в достижении конкурентноспособного уровня собственных ресурсов; даются основы самопрезентации и самоменеджмента выпускников университета.
Помогает студентам старших курсов ориентироваться в современном обществе и реализуемая в вузе программа «Гражданское и политико-правовое образование и воспитание». Работа ведется по ряду направлений: органичное включение студентов в общественно-политическую жизнь страны, Кузбасса, университета, в систему государственно-правовых связей; формирование политической и гражданской зрелости студенчества; формирование у студента собственного мнения, взглядов, убеждений на основе знаний и представлений о различных формах политической, экономической и культурной жизни общества; формирование системы ценностных ориентаций и идеалов у студентов; развитие готовности к ответственным поступкам, самостоятельному принятию решений и готовности воплощать их в жизнь.
Проблемные вопросы вышеназванной программы изучаются и обсуждаются на учебных занятиях (лекциях по философии, правоведению, социологии, педагогики и психологии), а практически реализуются в работе студенческих органов самоуправления, в студенческих группах, на факультетах.
В вузе активно развивается студенческое самоуправление. Однако оно не является самоцелью. Существующая структура студенческих общественных организаций (студенческий Совет университета, студсоветы факультетов, старостат, студенческий профком, студенческий Совет общежитий, Совет студенческих отрядов, культурно-досуго-вый центр, Совет студенческих творческих коллективов, Совет музея университета, научно-исследовательский Совет студентов) работает в тесном контакте с администрацией вуза, включена в планирование и систему менеджмента качества университета, взаимодействует с административными органами и профессорско-преподавательским составом факультетов по всем оперативным вопросам жизнедеятельности университета. Мнения студентов учитываются при решении вопросов качества обучения, качества образования, поиска эффективных методов обучения, качества быта и услуг, предоставляемых студентам в вузе (столовая, библиотека, нотный отдел, фонотека и т. д.).
Включение органов студенческого самоуправления в управление вузом, таким образом, закрепляет теоретические знания, которые студенты получают на учебных занятиях, и помогает накапливать опыт руководства коллективами, что особенно пригодится им в будущей производственной деятельности.
Результатом эффективной связи воспитательной и образовательной деятельности вуза является следующее.
Инновационными по содержанию, неординарными творческими педагогическими и художественно выдержанными является экспериментальный студенческий театр-студия КАСТ - КемГУКИ - HOUSE (руководитель - ст. преподаватель М. Е. Насонова); студенческий дискуссионно-организационный комитет концептуального искусства и науки «Артэрия» при кафедре культурологии и искусствознания (руководитель -Д. М. Думанский); студенческий клуб исторической реконструкции и моделирования «Святогор» при кафедре музейного дела и охраны памятников (научный руководитель - зав. кафедрой, доктор культурологии, проф. А. М. Кулемзин); студенческий киноклуб «Арт-Гинема» (руководитель - ст. преподаватель А. В. Жарких); студенческо-пре-подавательский литературный салон (руководитель - зав. кафедрой литературы, к. ф. н., доцент А. В. Шунков); постоянно действующий студенческий семинар «Студенческое самоуправление» (руководитель - ст. преподаватель М. В. Сячин). На занятиях и заседаниях этих студенческих организаций закрепляются теоретические знания, получаемые студентами в ходе освоения учебных программ, и нарабатывается опыт работы в любом социуме и в любом, даже слабо управляемом коллективе.
Особенность и сложность воспитательной работы в вузе культуры и искусств заключается в том, что специфика университета - творчество, и практически каждый студент
уже реализовывает себя посредством творчества, поэтому для университета культуры и искусств важно найти свою нишу в воспитании студента.
Поиск инновационных подходов в воспитательно-образовательном процессе идет и на выпускающих кафедрах университета, и в вузе в целом.
Сегодня работодателю нужен не просто профессионал, но специалист, умеющий работать на компьютере и владеющий современными информационными технологиями, иностранными языками, с определенными личностными качествами и пр.
В связи с инновационными механизмами на рынке труда, повышенными требованиями к выпускникам вузов (и не только к профессиональным знаниям и навыкам), в университете проводятся конкурсы «Моя карьера», «Ярмарка профессий», учебные курсы «Основы профессиональной самопрезентации как залог эффективного поведения на рынке труда» и другие мероприятия.
Если говорить о связях с ведомствами, организациями и учреждениями города, то здесь можно привести как пример проводимые второй учебный год в университете акции «Чистая зона. КемГУКИ - без сигарет, алкогольных напитков и наркотиков» (2006 г.), «Здоровье. Здоровый образ жизни» (2007 г.).
В течение двух месяцев (апрель - май) проводились различные по форме мероприятия. Это социологические исследования по проблемам здоровья студентов, борьбы против курения, пьянства и наркомании; кураторские часы по теме «Вредные привычки - умей сказать нет», конкурсы «Лучшая студенческая комната», «Лучшая студенческая семья», круглые столы, конкурсы проектов по профилактике нарко-, табако- и алкогольной зависимости, семинары-тренинги, Дни здоровья, и завершается акция традиционно в День социального работника - 8 июня.
В обсуждении проблем здоровья и здорового образа жизни, досуга студентов, психологической и медицинской помощи студентам, социального партнерства в решении этих проблем активно принимали участие представители вузов, департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области и администрации г. Кемерова, Кемеровской общественной организации «Союз молодежи Кузбасса», Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Кемеровской области, Управления информации и общественных связей ГУВД Кемеровской области, Центра социально-психологической помощи семье и детям Ленинского района г. Кемерова, медицинских учреждений и психологи общеобразовательных школ.
Со всеми перечисленными учреждениями и организациями поддерживаются деловые связи.
Понимая, что один из способов проявления социальной активности, повышения культуры общения, самореализации молодых людей - привлечение студентов к жизнедеятельности вуза, администрация и преподаватели университета уделяют особое внимание развитию студенческого самоуправления, информированности студентов о процессах, происходящих в России, области, вузе. Ректор университета, руководители подразделений университета проводят плановые встречи со студенческим активом, информируют студентов о Болонском процессе, модернизации системы образования в России, о внедрении системы менеджмента качества в университете, о повышении роли студенческих органов самоуправления в этих процессах и других актуальных событиях.