Научная статья на тему 'Театральное образование в институте искусств ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»'

Театральное образование в институте искусств ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
театральное образование / реформа образования / кадровые проблемы театральной деятельности / государственные образовательные стандарты / потребности рынка труда

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фешкова Г. С.

Статья, основанная на опыте института искусств Кемеровского государственного университета культуры и искусств, посвящена актуальным проблемам реформы театрального образования, новым задачам, стоящим перед учреждениями высшего образования, необходимости совершенствования государственных образовательных стандартов и структуры специальностей с целью приведения их в соответствие с запросами рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Театральное образование в институте искусств ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ИСКУССТВА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ,

ПЕРСПЕКТИВЫ

(МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕМИНАРА-

ПРАКТИКУМА)

Г. С. Фешкова

ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНСТИТУТЕ ИСКУССТВ ФГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Статья, основанная на опыте института искусств Кемеровского государственного университета культуры и искусств, посвящена актуальным проблемам реформы театрального образования, новым задачам, стоящим перед учреждениями высшего образования, необходимости совершенствования государственных образовательных стандартов и структуры специальностей с целью приведения их в соответствие с запросами рынка труда.

Ключевые слова: театральное образование, реформа образования, кадровые проблемы театральной деятельности, государственные образовательные стандарты, потребности рынка труда.

G. S. Feshkova

THEATRE EDUCATION AT THE INSTITUTE OF ARTS OR FEDERAL STATE INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION «KEMEROVO STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS»

Based on experience of the Institute of Arts of Kemerovo State University of Culture and Arts, an article is devoted to actual problems of reform of theatre education, new problems establishments of higher education are facing to, the necessity of perfection of state educational standards and structures of specialties for the purpose of their reduction in conformity with labour market requirements.

Keywords: theatre education, education reform, personnel problems of theatrical activity, state educational standards, labour market requirements.

В России высшее театральное образование всегда было и остается исключительно прерогативой академических центров - Москвы и Санкт-Петербурга. И, несмотря на то, что сегодня в России создана целая сеть высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области театрального искусства, это существенно не меняет дело. Приведем лишь один пример по специальности «Актерское искусство». Всего в России подготовку актеров осуществляют 47 высших учебных заведений, из них в Москве - 20 вузов, в Санкт-Петербурге - 5 вузов, а во всех других городах России - всего 22 вуза (из них в Сибирском федеральном округе - 6 вузов). Таким образом, 76

количество вузов в двух столицах составляет 53,2 % от общего числа театральных вузов в стране, 46,8 % вузов приходится на все остальные города России, в том числе на необъятные просторы Сибирского федерального округа - лишь 12,8 %. Практически, количество вузов в двух столицах равно количеству аналогичных вузов по всей России.

В Сибирском федеральном округе 7 высших учебных заведений ведут подготовку выпускников по театральным специальностям, из них:

1) для профессиональной сферы: 7 вузов по специальности «Актерское искусство», 3 вуза по специальности «Режиссура театра», 1 вуз по специальности «Звуко-режиссура»;

2) для народных театров: 5 вузов по специальности «Народное художественное творчество», специализации «Режиссер любительского театра».

В ряде отдаленных территорий Сибири организован целевой набор абитуриентов для обучения в головных театральных вузах (так, например, в Санкт-Петербургской академии театрального искусства обучается группа из Республики Хакассия, в Высшем театральном училище им. Щепкина - группа из Республики Алтай).

В Кузбассе подготовку конкурентоспособных специалистов в области театрального искусства и творчества осуществляет ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», молодое учебное заведение, которому осенью 2009 г. исполняется 40 лет.

В 2007 г. в результате реструктуризации в университете были образованы 5 учебных институтов, среди которых самый крупный - институт искусств.

В его структуре 3 факультета, в том числе факультет режиссуры и актерского искусства, в составе которого 4 кафедры:

1) кафедра актерского искусства,

2) кафедра режиссуры любительского театра,

3) кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников,

4) кафедра культуры и искусства речи.

Подготовку специалистов в области театрального искусства и творчества до реструктуризации осуществляла кафедра режиссуры и актерского мастерства, которая в настоящее время разделилась на две выпускающие кафедры: кафедру актерского искусства (заведующий кафедрой заслуженный артист РФ, доцент В. В. Мирошниченко) и кафедру режиссуры любительского театра (и. о. заведующей кафедрой доцент И. А. Пузырева).

С открытием в 1994 г. специальности «Актерское искусство» кафедра стала образовательным центром подготовки специалистов в области театрального искусства. В 1998 г. и в 2003 г. состоялись первые выпуски актеров драматического театра и кино, в 2001 г. получили высшее образование актеры кукольного театра, а в 2003 г. - актеры музыкального театра. В 2008 г. был набран курс актеров кукольного театра, в 2009 г. - артистов музыкального театра.

Подготовка студентов ведется по дневной и заочной формам обучения. Продолжительность обучения на дневной форме - 4 года, заочной - 5 лет.

Кафедра режиссуры любительского театра с 1969 г. обучает студентов по специальности «Народное художественное творчество», специализации «Любительский театр» с присвоением квалификации «Режиссер любительского театра, преподаватель» по очной (5 лет) и заочной (5,5 лет) формам обучения.

Институт осуществляет прием целевых групп на специальность «Актерское искусство». Как правило, спонсором этих курсов выступают исполнительные органы куль-

туры субъектов Сибирского федерального округа. Так, в настоящее время департамент культуры и национальной политики администрации Кемеровской области финансирует обучение 28 % группы студентов - будущих актеров драматического театра.

Подготовку конкурентоспособных специалистов осуществляет стабильный профессорско-преподавательский состав, в числе которого профессора и доценты, доктора и кандидаты наук; народные и заслуженные артисты России, заслуженные работники культуры РФ.

Значительная часть педагогического коллектива - почасовики. С одной стороны, это создает определенные трудности в работе, но с другой - имеет положительный эффект. Уровень театральной педагогики определяется участием в учебном процессе мастеров театра, которые сочетают педагогическую работу с творческой, имеют за плечами богатый практический опыт: среди них ведущие актеры областного театра драмы им. А. В. Луначарского, народные артисты РФ Л. Н. Цуканова и Е. С. Шокин, заслуженный артист РФ, член-корреспондент Российской академии естественных наук и Петровской академии наук и искусств В. В. Мирошниченко, главный режиссер Областного театра кукол им. А. Гайдара, член Международного союза кукольников «ЦЖМА» Д. С. Вихрецкий, главный режиссер Театра для детей и молодежи, доцент И. Н. Латын-никова и директор этого же театра ст. преподаватель Г. Л. Забавин и др.

Педагогический состав кафедр пополняется молодыми кадрами из числа своих же выпускников. Нам кажется, это очень полезный и продуктивный путь, когда при мастере работает молодой педагог, как правило, бывший студент. Но преемственность преподавательских поколений в вузе - процесс сложный и длительный. Выпускники театральных институтов из академических центров России, к сожалению, не стремятся ехать на периферию. Сегодня педагогическая работа не так престижна, как раньше.

Преподаватели постоянно повышают свою квалификацию: обучаются в аспирантуре, проходят индивидуальные стажировки в театральных вузах России, посещают мастер-классы ведущих специалистов в области театрального искусства.

Уровень подготовки специалистов неразрывно связан с совершенствованием учебного процесса. Учебные планы разработаны с учетом требований государственных образовательных стандартов и рынка труда к компетенциям специалиста. Не вызывает сомнения, что российское образование вообще и театральное в частности - широкое гуманитарное, фундаментальное, университетского типа. Студенты получают в полном объеме знания по философии, истории Отечества, психологии, педагогике, иностранному языку и другим дисциплинам. Значительно расширен перечень общепрофессиональных и специальных дисциплин, факультативов и курсов по выбору студента. Помимо актерского мастерства и режиссуры студенты изучают целый комплекс специальных дисциплин: сценическую речь, пантомиму, сценический рукопашный бой, фехтование, акробатику, танец в спектакле, грим, музыку в спектакле и мн. др. В университете мы поддерживаем эксперименты, поощряем творческий поиск. Важно, чтобы молодой человек научился брать на себя ответственность за то, что он делает на сцене.

Однако необходимо отметить, что Министерство образования Российской Федерации совершенно не дифференцирует вузы. А между тем творческие, художественные учебные заведения имеют свои особенности. В них осуществляется индивидуальная подготовка студентов, именно поэтому преобладают практические мелкогрупповые и индивидуальные занятия: обучение актера и режиссера происходит в виде передачи знаний от мастера к ученику, в процессе живого общения, репетиций. В этой связи, мы обеспо-

коены тем, что в проектах стандартов третьего поколения по театральному искусству количество часов, отведенных на самостоятельную работу студента, значительно превышает количество аудиторных занятий.

Движущей силой прогресса в XXI в. стала Личность, индивидуальность человека. Еще более явственно проявляется эта тенденция в современном театре. Отсюда и в театральном образовании сегодня наблюдаются два основных направления, диалектически сосуществующие в учебном процессе.

С одной стороны, углубляется и совершенствуется технологическая и интеллектуальная подготовка актеров. Значительно возросли требования и к внутренней психотехнике актера. С другой стороны, развивается индивидуальность Художника, активное личностное начало. Принципиально важным в искусстве становится не «Что» и даже не «Как», а «КТО». В этой связи, в подготовке профессионалов театра будущего переосмысливаются многие устоявшиеся традиционные подходы к театральному образованию. И первое, что нуждается в изменении, - само название образовательного процесса. Неверно сегодня говорить об «обучении» актеров и режиссеров. Творческий подход начинается тогда, когда создается еще не бывшее, новое, открывающееся в самом артисте или в прочтении произведения, в решении сцены или в пластическом выражении «зерна» роли. Такой подход к театральному образованию должен и называться иначе - «воспитание».

Воспитательный, комплексный и индивидуальный подход к будущему Артисту -основа сегодняшней стратегии театрального образования.

Не количественные, а качественные показатели должны быть мерилом педагогической деятельности. Не цифры приема и выпуска (хотя и они важны), а неповторимость художника сцены, увиденная на приемных экзаменах, получившая современную техническую и интеллектуальную основу, развившаяся в течение учебы и выросшая до индивидуальной позиции в искусстве - об этом должны думать преподаватели учебных заведений искусства. Вообще количественные показатели в педагогике - явление вчерашнего дня. Театральный вуз должен оцениваться не по тому, сколько он выпустил артистов, а по тому, насколько оснащены технологически, индивидуальны, неповторимы дипломированные профессионалы. Художник сцены XXI в. должен быть творческой Личностью.

Мы многое делаем для того, чтобы творческо-исполнительская деятельность была одним из приоритетных направлений в Институте искусств. Высокий творческий потенциал преподавателей и студентов позволяет им успешно принимать участие во всероссийских и международных профессиональных конкурсах и фестивалях, арт-проектах: Международном театральном фестивале «Надежда России» (г. Кемерово), межрегиональном фестивале студенческих театров «Многоцветье Сибири», межрегиональном театральном фестивале «New f», областном театральном фестивале «Театральные встречи в Кузбассе», Всероссийском конкурсе чтецов (г. Москва) и др. В 2008 г. театр «Эксперимент» стал единственным студенческим коллективом, который принял участие в фестивале профессиональных театров: I межрегиональном театральном фестивале спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот». Спектакль «Белоснежка и семь гномов» был представлен зрителю на сцене Областного ордена «Знак Почета» театра драмы им. Луначарского.

На кафедрах действуют 5 учебно-творческих коллективов. Это своего рода экспериментальные площадки, обеспечивающие творческую направленность системы подготовки профессиональных кадров:

• Театр «Эксперимент» - худ. руководитель зав. кафедрой актерского искусства, заслуженный артист Российской Федерации В. В. Мирошниченко

• Лаборатория пластических импровизаций - худ. руководитель профессор, кандидат культурологии Т. А. Григорьянц

• Театр - «041» - худ. руководитель старший преподаватель С. Н. Басалаев

• Театр «Том» (театр отзывчивой молодежи) - худ. руководитель доцент Л. С. Печ-курова

• Театр «Лотос» - худ. руководитель Ж. С. Валеева

В их репертуаре - лучшие самостоятельные режиссерские постановки студентов: одноактные пьесы, инсценировки, этюды. Театру нужен зритель, а студенческому - особенно! Сегодня профессиональный уровень постановок позволяет всем коллективам быть представленными на суд зрителя. Театрам нужны постоянные гастроли в области, регионе, но для этого необходимо финансирование.

Кафедры активно сотрудничают с родственными кафедрами российских вузов: Российской академии театрального искусства (г. Санкт-Петербург), Государственного университета культуры и искусств (г. Санкт-Петербург), Государственного университета культуры и искусств (г. Москва), Академии музыки и театра (г. Красноярск), Алтайской государственной академии культуры и искусств (г. Барнаул), Новосибирского театрального института и др.

В последние годы начинает развиваться международное сотрудничество с Монгольским государственным университетом культуры и искусств (г. Улан-Батор). Институт ведет подготовку монгольских студентов. Ведущие преподаватели нашего института проводили в Монгольском университете мастер-классы по сценической речи и сценическому движению. В 2008 г. был проведен III Международный театральный фестиваль «Надежда России» с участием театрального коллектива из Монголии, а в июне 2009 г. -I фестиваль уличных театров.

В Институте искусств формируется система взаимодействия с российскими профессиональными творческими объединениями, ассоциациями и союзами. Мы искренне рады, что в 2008 г. было подписано соглашение с Ассоциацией театров Сибири, осуществляющих деятельность для детей и юношества.

Одним из перспективных направлений развития кафедр является открытие новых специальностей. С этой целью в феврале 2009 г. институт искусств совместно с Ассоциацией театров, осуществляющих деятельность для детей и юношества, Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение», работодателями провел мониторинг театральных специальностей. Результаты его следующие: количество респондентов - 24 театра, из них 75 % - театры драмы, 8,3 % - музыкальные театры, 16,7 % - театры кукол. На вопрос: «На каких специалистов у вас есть спрос уже сегодня?» - ответы были следующими.

Специальность 070201 «Актерское искусство»

Квалификация Спрос есть

Артист драматического театра 44,4 %

Артист музыкального театра 100 %

Артист театра кукол 100 %

Артист эстрады

Специальность 070208 «Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников»

Квалификация Спрос есть

Звукорежиссер 67 %

Специальность 070211 «Театроведение»

Квалификация Спрос есть

Театровед 42 %

СПЕЦИАЛЬНОСТИ И КВАЛИФИКАЦИИ, КОТОРЫХ НЕТ В КЛАССИФИКАТОРЕ

Специальность «Светорежиссура» на обсуждение

Квалификация «Светорежиссер по областям применения» Спрос есть

театра драмы 94 %

музыкального театра 100 %

театра кукол 100 %

Специальность «Звукорежиссура» на обсуждение

Квалификация «Звукорежиссер по областям применения» Спрос есть

театра драмы 67 %

музыкального театра 50 %

театра кукол 100 %

Специальность «Зав. постановочной частью» на обсуждени

Квалификация «Зав. постановочной частью по областям применения» Спрос есть

театра драмы 44 %

музыкального театра 50 %

театра кукол 100 %

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в театрах Сибирского федерального округа существует огромный дефицит молодых актеров, звукорежиссеров, художников по свету, зав. постановочной частью. Нужны театроведы-аналитики, пропагандисты, историки и исследователи театра. Они держат планку творческих требований и эстетических критериев, концентрируют мировоззрение театра. В Кузбассе, как впрочем и Сибири в целом, эта специальность эксклюзивна, так как не открыта ни в одном вузе. В регионе о театре, в основном, пишут журналисты.

Согласно опросу, в Сибирском федеральном округе есть дефицит кадров высшей квалификации по специальностям: художник-гример, гример-постижер, бутафор-декоратор, художник-декоратор, художник театрального костюма, художник-постановщик, зав. литературной частью, зав. музыкальной частью и др. Вместе с тем, получить лицензию на открытие этих специальностей на периферии очень сложно! Согласно требованиям государственных образовательных стандартов нужна качественная материально-техническая база, кадровый состав, но главное - «благословение» соответствующих учебно-методических объединений, а их позиция по этому вопросу часто не в пользу периферийных вузов.

Любое продвижение театрального образования с Запада на Восток рассматривается как опасная тенденция, связанная с размыванием критериев профессионального мастерства. Однако специалисты, даже родом из Сибири, получившие театральное образование в Санкт-Петербурге или Москве, не особо желают ехать работать в глубинку. Так, например, в далекие 80-е гг. в Кузбассе был набран специальный целевой тюзовский курс, который обучался тогда в Ленинграде (во ЛГИТМИКе), но после выпуска в г. Кемерово вернулся только один студент. Таким образом, в подготовке вышеуказанных специалистов мы можем рассчитывать только на себя.

В этой связи, необходима государственная программа планомерного открытия новых специальностей в театральных вузах на территории субъектов Сибирского федерального округа.

Студенты, обучающиеся по специальности «Актерское искусство», в соответствии с государственными образовательными стандартами практику не проходят.

Студенты специализации «Режиссер любительского театра» все виды практик: ознакомительную, учебно-педагогическую, производственную и преддипломную - проходят в любительских театральных коллективах, а также профессиональных театрах Кузбасса, Сибирского федерального округа.

Так, например, в мае 2008 г. спектакль «Русалочка» по пьесе А. С. Пушкина, поставленный студенткой 4 курса Ксенией Шаломицкой во время прохождения производственной практики в Новосибирском государственном театральном институте, получил золотую медаль VII молодежных Дельфийских игр в г. Новосибирске.

На протяжении последних 5 лет конкурс на театральные специальности остается стабильным и достаточно высоким. Однако, как уже было отмечено, количественный показатель не может подменить качественный. Абитуриент на творческие специальности отбирается «штучно». И здесь выявляется еще одна огромная проблема театрального образования - низкий уровень подготовки современного абитуриента, выпущенного средней школой.

Поэтому после первого года обучения случается отсев, хотя и небольшой. Когда в творческих вузах действовала система кандидатов, на освободившееся место сразу же брали абитуриента, недобравшего баллы при зачислении, но за год значительно проявившего себя с профессиональной стороны. Тех, кто не прошел испытание профессией,

отчисляли. К сожалению, сейчас эта необходимая для творческого вуза система не работает. Иногда при поступлении случаются досадные ошибки... педагогические: не увидели, не разглядели талант или наоборот. К сожалению, в настоящее время, когда количество часов, отводимое на вступительные экзамены, значительно сократилось, эта проблема будет только усугубляться.

Введение единого государственного экзамена так же является дополнительным препятствием для отбора наиболее талантливых абитуриентов. При поступлении абитуриента в творческий вуз главным показателем будет качество знаний по общегуманитарным дисциплинами, а не его творческие способности и талант.

Тем не менее, для обеспечения качественного приема абитуриентов кафедры организуют разнообразные формы профориентационной работы с учащимися театральных училищ, общеобразовательных школ, гимназий, колледжей культуры и искусств, участниками театральных коллективов. Так, например, кафедра режиссуры любительского театра ежегодно проводит для абитуриентов творческий профориентационный конкурс театральных проектов. Кафедра актерского искусства выезжает на различные конкурсы с целью предварительного отбора потенциальных абитуриентов.

Учитывая антикризисную политику государства, институту необходимо организовать выезды для проведения конкурсов среди будущих студентов, гастролей учебно-творческих коллективов на местах - в городах и поселках Кузбасса. Но здесь без помощи администрации города и области не обойтись.

Выпускники кафедр - высококвалифицированные специалисты в области театрального (актерского и режиссерского) искусства, народного художественного творчества во многом определяют культурный уровень и творческий потенциал Сибирского региона. Они работают:

• актерами театра и кино;

• режиссерами профессиональных и любительских театров;

• ведущими программ на телевидении и радио;

• преподавателями театральных дисциплин в высших и средних профессиональных учебных заведениях, школах искусств, специализированных гимназиях, центрах детского творчества и досуга;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в департаментах культуры и городских администрациях, причем не только в Кузбассе, в России, но и за рубежом.

Сегодня отсутствует система государственного распределения выпускников. Тем не менее, большинство ребят еще будучи студентами в период практики определяются с будущим местом работы. Ряд студентов уезжают в Москву и Санкт-Петербург пробовать свои силы - попытаться поступить на службу в столичные театры. Во всех кемеровских театрах работают наши выпускники. Некоторые возвращаются к себе домой, на свою родину, и лишь единицы из числа режиссеров любительского театра едут в сельскую местность. Здесь следует отметить необходимость того, чтобы министерства, департаменты, управления культуры субъектов Сибирского федерального округа более внимательно отслеживали судьбу окончивших вуз «целевиков». Как правило, многие из них не работают по целевым направлениям, при этом занимая дефицитные бюджетные места в период обучения в вузе.

Основные причины оттока кадров, особенно молодых, из профессии не связаны ни с системой образования, ни с качеством обучения: они социально-экономического характера. Если в крупных центрах артист имеет возможность дополнительного заработ-

ка (участие в презентациях, концертах, съемках кино), то в глубинке эти возможности ограничены. Особенно остро стоит проблема обеспечения молодых специалистов жильем. Для того, чтобы «привести» выпускников в театры, необходимо:

1. Устанавливать крепкие взаимовыгодные связи между учебными заведениями и реальными театральными коллективами.

2. Осуществлять целевую подготовку специалистов группами через социальный заказ театра (на дневную и заочную формы обучения).

3. Проводить разнообразные совместные проекты, то есть «производить» сопро-дукцию вузов и театров: систематически устраивать демонстрации учебных, дипломных спектаклей на профессиональных сценах, совместно участвовать в конкурсах и фестивалях, проводить на базе вуза курсы повышения квалификации для работников театра.

4. Проводить традиционные «Ярмарки артистов и режиссеров».

На проходившей в КемГУКИ «Ярмарке профессий» ректор Е. Л. Кудрина справедливо заметила: «Мобильный рынок труда требует такой же мобильности от вуза, а для того, чтобы эта мобильность не превратилась в "пожаротушение", необходима СИСТЕМА работы, система связей между "продавцом" и "потребителем" товара».

Подводя итог, хотелось бы еще раз обратить внимание на ряд основных проблем театрального образования:

• отсутствие государственной программы планового развития театрального образования в регионах;

• в государственных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения по театральному образованию заявлена тенденция к сокращению часов на индивидуальные занятия со студентами, что недопустимо в творческих вузах;

• низкий уровень материально-технического обеспечения учебного процесса (отсутствие необходимого количества специализированных аудиторий, современной сценической площадки, световой и звуковоспроизводящей аппаратуры, специализированного театрального оборудования сцены, гримировальных принадлежностей и др.);

• отсутствие необходимого финансирования для организации гастролей творческих коллективов, их участия в международных фестивалях и конкурсах;

• низкий уровень подготовки современного абитуриента, выпущенного средней школой;

• отсутствие в творческих вузах системы кандидатов;

• отсутствие со стороны министерств, департаментов и управлений культуры контроля за трудоустройством выпускников, получивших образование по целевым направлениям;

• отток молодых кадров из профессии в связи с социально-экономическими проблемами и др.

Для решения данных проблем необходимо:

• Министерству культуры Российской Федерации внести предложения в Министерство образования и науки Российской Федерации о разработке государственной политики в сфере театрального образования Российской Федерации с учетом особенностей регионов. Сосредоточить на общегосударственном уровне концентрацию средств и приоритетов для развития театрального образования в сибирских регионах.

• Выровнять уровень культурного потребления между центром и окраинами.

• Министерству культуры Российской Федерации внести предложения в Министерство образования и науки Российской Федерации о сохранении моноподготовки студентов по программам «Специалист» по театральным специальностям.

• Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- сохранить учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры в ведомственном подчинении местных органов управления культуры;

- предусматривать при формировании региональных целевых программ развития культуры региона средства на укрепление материально-технической базы высших учебных заведений, осуществляющих деятельность по театральному образованию, и материальное стимулирование преподавательского состава.

• Создать региональную Ассоциацию высших учебных заведений Сибирского Федерального округа, осуществляющих деятельность по театральному образованию;

• Провести «круглый стол» руководителей учреждений высшего, среднего профессионального образования и театральных коллективов Сибирского федерального округа по проблемам театрального образования.

• Лицензировать новые театральные специальности для подготовки наиболее востребованных специалистов в сфере театрального искусства и образования.

• Содействовать созданию единой региональной театральной среды, включающей в себя учебные заведения, которые осуществляют подготовку специалистов по театральному образованию, профессиональные театры, любительские коллективы и зрительский актив.

• Консолидировать творческие и административные силы образования и работодателя, культуры и власти.

С. Е. Бунакова

ПРОБЛЕМА КАДРОВ В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

В статье рассматриваются современные проблемы обеспеченности кадрами театральной деятельности в России, негативные явления, связанные с изменениями половозрастной структуры, необходимость повышения уровня социальной защищенности работников актерских профессий, конкретные запросы театров по отдельным профессиям.

Ключевые слова: театральное искусство, кадровые проблемы, половозрастная структура актерских кадров, социально-экономические проблемы.

S. E. Bunakova

PROBLEM OF STAFF IN MODERN THEATRICAL ART

In article modern problems of staff security for theatrical activity in Russia, negative phenomena connected with changes of gender-age structure, increase necessity of social security level of acting trades, specific inquiries of theatres on separate trades are considered.

Keywords: theatrical art, staff problems, gender-age structure of acting staff, social and economic problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.