УДК 37
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
Жегульская Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: zhegulskaya@list.ru
В статье представлены итоги научно-методической конференции по вопросам формирования, измерения и оценки компетенций студентов и выпускников вуза, проходившей в КемГУКИ с 20 января по 5 февраля 2015 года, и краткий отчет о работе секций.
Ключевые слова: компетентностный подход, образовательные стандарты третьего поколения, высшее гуманитарное и художественное образование, вузы культуры и искусств, научно-методическая конференция.
THE SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL CONFERENCE "COMPETENCE ASSESSMENT OF UNIVERSITY GRADUATES"
Zhegulskaya Yulia Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of Department of Social Pedagogy, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: zhegulskaya@list.ru
The results of the scientific methodical conference devoted to problems of formation, measurement and assessment of competence of students and graduates, held in KemGUKI on January 20 to February 5, 2015, are presented in the article. It contains the conference program, the summary of the sections and the information about conference participants.
Keywords: competence approach, third generation educational standards, higher humanitarian and art education, universities of culture and arts, scientific and methodological conference.
Повышение качества образования является актуальной проблемой не только для России, но и для всего мирового сообщества. В настоящее время ориентация на формирование профессиональной компетентности выступает в качестве главной цели высшей школы и присутствует во всех документах, определяющих ее развитие. В материалах модернизации российского образования компетентностный подход провозглашен в качестве важнейших концептуальных положений обновления содержания образования. Задачи и результаты, возможности и ограничения, проблемы и перспективы внедрения компетентностного подхода с позиции соответствия профессионального образования и потребностей рынка труда активно обсуждаются в вузовской среде. Этим вопросам была посвящена прошедшая в Кеме-
ровском государственном университете культуры и искусств научно-методическая конференция «Оценка компетентности выпускников высшей школы» (20 января - 5 февраля 2015 года).
В институте театра вопросы подготовки компетентного выпускника обсуждались в ходе работы секции и круглых столов. Научно-методическую конференцию открыл круглый стол «Итоговая государственная аттестация: содержание и формы проведения», организованный кафедрой театрального искусства. Особое внимание было уделено выбору методов и средств диагностики профессиональной компетентности выпускников, их сопряженности с критериями оценивания результатов обучения студентов. На круглом столе кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников «Опыт
взаимодействия вуза и работодателей в оценке профессиональных компетенций студентов и выпускников по направлению «Режиссура театрализованных представлений и праздников» актуализировались вопросы формирования компетенций выпускника в соответствии с требованиями современного рынка труда и определения социального заказа на подготовку специалиста в диалоге: вуз (кафедра) - учреждения культуры и образования региона; была продемонстрирована модель выпускной квалификационной работы по уровню подготовки бакалавриата, обсуждены требования к выпускной квалификационной работе. Итоги работы секции кафедры культуры и искусства речи «Фонды оценочных средств по дисциплинам речевого цикла как инструмент диагностики компетентности выпускника высшей школы» представлены в форме рекомендаций, включающих принципы создания фонда оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам речевого цикла, предложения по корректировке перечня общекультурных и профессиональных компетенций в рабочих учебных программах, указания на необходимость выделения этапов формирования компетенций для разработки критериев оценивания, а также использования балльно-рейтинговой системы оценки результатов обучения студентов.
К участию в работе круглого стола института хореографии «Итоговая государственная аттестация как инструмент диагностики компетентности выпускника-хореографа» наряду с преподавателями института и членами учебно-методического совета университета были привлечены недавние выпускники, а также работодатели: В. Э. Перлин, главный балетмейстер государственного академического Сибирского русского народного хора, г. Новосибирск; В. В. Константинов, худ. руководитель хореографического ансамбля «Калинка», г. Новокузнецк; В. А. Селиверстов, заслуженный артист РФ, худ. руководитель ансамбля «Сибирский калейдоскоп», г. Кемерово; А. П. Зелтынь, главный балетмейстер ансамбля «Сибирский калейдоскоп», г. Кемерово. В своих выступлениях участники круглого стола отметили, что образовательные стандарты третьего поколения предусматривают
интегративный подход к содержанию учебных дисциплин, обеспечивающий исключение дублирования учебного материала, допускающий вариативность и профилизацию обучения студентов. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучаемыми индивидуальной образовательной траектории, создаются условия дифференциации содержания обучения в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечивается преемственность между гуманитарным и художественным образованием. Широкую дискуссию вызвали вопросы, связанные с формированием содержания заданий для проведения итоговой государственной аттестации; участники круглого стола отметили вариативность проведения итоговой государственной аттестации студентов в период реорганизации хореографического образования, обменялись опытом применения различных средств диагностики компетенций и выработали единые принципы подхода к итоговой государственной аттестации по всем направлениям подготовки выпускника-хореографа, сохраняющие лучшие традиции отечественной хореографической школы.
В работе круглого стола института музыки «Внедрение в практику инновационных форм диагностики профессиональных компетенций студентов института музыки» на обсуждение были вынесены вопросы разработки практико-ориентированных и ситуационных заданий, их включения в программы итоговых междисциплинарных государственных экзаменах в соответствии с требованиями образовательных стандартов третьего поколения. В ходе дискуссии было отмечено, что изменения, происходящие в системе образования, обусловливают появление новых социально значимых ориентиров и критериев оценивания результатов обучения музыкантов-исполнителей. Подготовка бакалавров музыкального искусства требует не только нового практико ориентированного подхода, формирования заданных образовательным стандартом компетенций, профессиональных знаний, умений и навыков, но и ряда личностных качеств, таких как: стремление к самореализации, мобильность, умение работать в коллективе, креативность, что может быть отражено в портфолио обучающегося. Так-
же подчеркивалось, что поддержание высокого уровня гуманитарной, естественно-научной и профессиональной подготовки выпускников должно быть сопряжено с формированием системы обратной связи в виде оценки компетентности выпускника работодателем. К определенным результатам работы круглого стола можно отнести принятые его участниками рекомендации: разработать единый курс «Теория и методика музыкального исполнительства» для всех профилей в рамках специализированных методик преподавания специальных дисциплин; продолжить работу по разработке практико-ориентированных и ситуационных заданий, выносимых на итоговый междисциплинарный государственный экзамен; определить структуру портфолио выпускников и критерии его оценивания; разработать единые критерии оценивания выпускников при исполнении программ по спецдисциплинам; организовать круглый стол по корректировке учебных планов с привлечением работодателей.
Проблемы диагностики компетенций в ходе промежуточной аттестации студентов и итоговой аттестации выпускников определили направление работы круглого стола института визуальных искусств «Оценка компетентности выпускников высшей школы в сфере визуальных искусств». В формате дискуссии обсуждались вопросы формирования содержания и определения формы проведения предстоящей итоговой государственной аттестации. Кафедрой дизайна в качестве модели оценивания компетентности выпускников по направлению «Дизайн» представлено структурированное портфолио, позволяющее сформировать разностороннюю оценку профессиональной подготовки выпускников в сфере графического дизайна. Кафедра декоративно-прикладного искусства представила для обсуждения практические ситуационные задания как оценочные средства междисциплинарного государственного экзамена, позволяющие определить уровень профессиональной подготовки выпускников направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиля «Художественная керамика». Практически во всех выступлениях поднимался вопрос о построении системы взаимодействия вуза с работодателями, посколь-
ку механизм этого взаимодействия в настоящее время находится в стадии апробации по каждому направлению подготовки, проблемным является участие работодателей в проработке требований к результатам обучения, которые могли бы найти отражение в программах итоговой государственной аттестации.
Круглый стол социально-гуманитарного института «Формирование фонда оценочных средств: дисциплинарный, полидисциплинарный и междисциплинарный подходы» отличала теоретическая и методическая проработанность вопросов: ключевые принципы и требования, предъявляемые к фонду оценочных средств; структура и содержание фонда оценочных средств; фонд оценочных средств как методическая система контроля качества подготовки студентов; интеграция компетенций - основа разработки и формирования фонда оценочных средств выпускающими и общенаучными кафедрами вуза. Большинство кафедр института не принимают участия в итоговой государственной аттестации выпускников, но именно дисциплины, реализуемые общенаучными кафедрами, в большей мере «ответственны» за формирование общекультурных компетенций. Поэтому основное внимание было уделено фонду оценочных средств для проведения промежуточной аттестации студентов. Стоит отметить серьезную работу в этом направлении кафедр иностранных языков, философии, права и социально-политических дисциплин. Кафедра педагогики и психологии активно участвует в разработке программ междисциплинарных (полидисциплинарных) государственных, предлагает инновационные формы проведения итоговой государственной аттестации выпускников различных направлений подготовки.
На заседании круглого стола института информационных и библиотечных технологий «Подходы к оценке компетентности выпускников вуза по направлениям подготовки "Библиотечно-информационная деятельность" и "Прикладная информатика"» были обсуждены проблемы, требующие творческого подхода к их решению, а именно: фонды оценочных средств для итоговой государственной аттестации; оценка компетенций в ходе итоговой государственной аттестации;
проблемы отражения компетенций в выпускной квалификационной работе; психологическая адаптация студентов к промежуточной и итоговой аттестациям; проблемы формирования практико-ориентированных заданий для государственного экзамена; подготовка выпускников к проектной деятельности; совершенствование учебных дисциплин с позиции компетентностного подхода; измерение сформированности компетенций по результатам освоения учебных дисциплин. В ходе обсуждения особое внимание было уделено осмыслению опыта проведения кафедрой технологии автоматизированной обработки информации в первом семестре текущего учебного года итоговой государственной аттестации студентов заочной формы обучения направления подготовки «Прикладная информатика». Коллектив кафедры основательно подошел к формированию программы итоговой государственной аттестации, экзаменационных билетов, в которых ситуационные задачи носят ярко выраженный межпредметный характер и успешно провел первую аттестацию бакалавров. Выпускные квалификационные работы студентов унаследовали накопленный кафедрой опыт подготовки дипломных проектов и отвечают современным требованиям. Кафедра технологии документальных коммуникаций подготовила полный комплект материалов для проведения итоговой государственной аттестации, в ходе разработки которых выявила конкретные направления актуализации междисциплинарных связей, которые будут работать на повышение качества учебного процесса. Участниками круглого стола предложены следующие рекомендации по совершенствованию итоговой государственной аттестации: включать в государственный экзамен вопросы междисциплинарного характера и компетентностно-ориентированные задания; уточнить перечень компетенций, выносимый на защиту выпускной квалификационной работы по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»; разработать для защиты учебных и производственных практик лист оценивания, который позволит руководителям практик оценить сформированность компетенций; развивать взаимосвязи с организациями среднего профессионального образования в рам-
ках подготовки библиотечных специалистов; определить межпредметные связи в учебных дисциплинах в рамках формирования компетенций при разработке практико-ориентированных заданий; доработать критерии оценивания курсовых работ бакалавров.
В работе круглого стола института социально-культурных технологий «Формирование содержания и определение форм проведения итоговой государственной аттестации» на обсуждение были вынесены вопросы, связанные исключительно с итоговой государственной аттестацией, формах ее проведения, вариантах проблемных вопросов и ситуационных заданий. Художественно выразительным было коллективное выступление преподавателей кафедры музейного дела. Представленные ими участникам круглого стола вопросы государственного экзамена отличаются особой тщательностью проработки: вопросы экзамена по истории носят не констатирующий, а проблемный характер, включая сравнительно-сопоставительный анализ, выявление причинно-следственных связей. Конструктивными, полными продуманных решений по отбору и формированию теоретических вопросов и практических заданий, выносимых на государственный экзамен, были выступления заведующих кафедрами социально-культурной деятельности, социальной педагогики, управления социальной сферы.
В целом в рамках научно-методической конференции «Оценка компетентности выпускников высшей школы» в работе восьми круглых столов и одной секции, организованных на кафедрах и в институтах, приняли участие 120 преподавателей КемГУКИ. Было заслушано более 70 докладов и сообщений. Конференция подвела итоги масштабной работы коллектива по реализации компетентностного подхода в образовательных программах по 14 направлениям подготовки в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Обсужден широкий круг вопросов, связанных с принципами формирования фонда оценочных средств и требованиями к его содержанию, анализом внедрения в практику ситуационных заданий, проектов, кейс-стади, портфолио как средств диагностики
компетенций студентов, актуализацией программ учебной и производственной практики, диалогом вуза и работодателей в оценке профессиональных компетенций студентов и выпускников. Особое внимание уделено формированию содержания и определению форм проведения итоговой государственной аттестации.
Работа заключительного пленарного заседания открылась докладом ректора КемГУКИ, доктора педагогических наук, профессора Е. Л. Кудриной, в котором были освещены актуальные направления взаимодействия вуза и работодателей в оценке компетентности выпускников. Широкую дискуссию вызвали доклады председателя учебно-методического совета института социально-культурных технологий, кандидата экономических наук, доцента С. А. Мухамедивой «Измерение и оценка сформированности общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся: научно-методические рекомендации, разработанные ВНИК», начальника управления информатизации, кандидата химических наук, доцента В. Н. Борздуна «Метод учебных проектов как инструмент оценки компетенций обучающихся»; инженера-программиста управления информатизации В. Н. Дворовенко и заместителя председателя учебно-методического совета КемГУКИ, кандидата педагогических наук Ю. В. Жегульской «База данных курсовых и выпускных квалификационных работ: назначение и возможности применения». Вопросам готовности оценочных средств итоговой государственной аттестации 2015 года были посвящены высту-
пления директора института информационных и библиотечных технологий кандидата, педагогических наук, доцента О. И. Алдохиной, директора института социально-культурных технологий, доктора педагогических наук, профессора А. И. Юдиной, директора института визуальных искусств, доцента Т. Ю. Казариной, директора института хореографии, кандидата философских наук, доцента Г. С. Фешковой, директора института театра, доктора культурологии, профессора Н. Л. Прокоповой, директора института, музыки доцента И. В. Шороховой, директора социально-гуманитарного института, кандидата философских наук, доцента О. В. Ртищевой.
В выступлении проректора по учебной работе доктора педагогических наук, профессора, председателя учебно-методического совета КемГУКИ И. С. Пилко подведены основные итоги конференции и намечены дальнейшие ориентиры в работе вуза по обеспечению качества реализуемых образовательных программ.
Участники конференции отметили высокий уровень представленных докладов, конструктивность состоявшихся дискуссий и обсуждений. Лучшие доклады рекомендованы к публикации. Принята резолюция конференции, которая представляет собой программу дальнейших действий по разработке и совершенствованию фонда оценочных средств текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Участниками конференции рекомендовано проведение круглого стола с работодателями по проблеме оценке компетентности выпускников высшей школы.