как следствие информационного общества в целом.
Сегодня важно понимать и оценивать возможности информационных и телекоммуникационных технологий для более полного развития личности курсанта, увидеть, каким образом можно наиболее органично интегрировать информационные и телекоммуникационные технологии обучения, как в учебный, так и в воспитательный процесс будущих военных летчиков. Вопрос о роли современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальным, на протяжении ужен нескольких десятилетий. Для успешной реализации модернизации образовательного процесса потребуется не только наличие современного техническое оснащение, но и соответствующая подготовка профессорско-преподавательского состава и организаторов системы образования. Так, для каждого преподавателя высшей школы главной целью является обеспечение качества получаемого образования, чему в большей степени может способствовать использование информационных и телекоммуникационных технологий. Следует так же отметить, что использование и развитие информационных и телекоммуникационных технологии является важным звеном в развитии методики преподавания, так как работа каждого преподавателя имеет развивающее значение для методической и педагогической науки в целом.
Выводы. Без сомнений информационные и телекоммуникационные технологии являются неотъемлемой частью современного образования. Но рассмотрев их преимущества необходимо отметить и их недостатки. В процессе их использования в учебном процессе могут возникнуть проблемы, таких как:
- соотношение объемов получаемой и обрабатываемой информации;
- объем предоставляемой информации велик и нет возможности в полном его не только мысленном охвате, но и осмыслении и усвоении.
Сегодня процесс индивидуального обучения является очень актуальным. Он подразумевает, что и преподаватель и обучающийся находятся на одном уровне знаний конкретной предметной области, что не всегда бывает возможно. Следовательно, обучающийся отстает от запланированной программы и не усваивает предлагаемый материал.
С целью достижения большего эффекта в процессе обучения необходимо помнить, что компьютер это машина, и она не обладает человеческим мышлением. Используя информационные и телекоммуникационные технологии важно сочетать в процессе обучения как информационные, так и традиционные методы, что позволит развивать у курсантов мышление, а не алгоритм мыслительной деятельности.
Современное образование, компьютерная техника, информационные и телекоммуникационные технологии - это звенья одной большой цели. Сегодня преподавательский состав должен в полной мере понимать, что профессиональная подготовка военного летчика не возможна без информационной компетентности, которая формирует конкурентоспособную личность курсанта военного вуза.
Информационные и телекоммуникационные технологии имеют большое преимущество перед традиционными методами, но комплексное использование позволит повысить качество получаемых знаний и сформировать профессиональные компетенции будущих военных летчиков.
Литература:
1. Мироненко О. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 664-668. - URL https://moluch.ru/archive/93/20666/ (дата обращения: 14.03.2018).
2. Панцева Е.Ю., Шалугина Т.В., Тойшева О.А., Кинив С.Ю. Организация самостоятельной работы в военном вузе с использованием электронных образовательных ресурсов. Мир науки. 2016. Т. 4. № 5. С. 9.
3. Панцева Е.Ю., Тойшева О.А., Жарова Т.А. Необходимость использования системного подхода при организации образовательного процесса в военном вузе. Мир науки. 2017. Т. 5. № 2. С. 36.
Педагогика
УДК:372.32
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Толкова Наталья Михайловна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ
ВОСПИТАННИКОВ
Аннотация. В данной статье автор анализирует необходимость сетевого взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, сотрудничество, сетевое взаимодействие, информационно - коммуникационные технологии.
Annotation. In this article the author analyzes the necessity of network interaction of preschool educational organization with parents of pupils.
Keywords: preschool educational organization, cooperation, networking, information and communication technologies.
Введение. Одной из первостепенных целей государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Развитие информационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевому взаимодействию самопроизвольно формируются новые социальные объединения - сетевые сообщества.
В соответствии с ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-Ф от 29 декабря 2012 г) [3] первостепенной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением, является «взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребенка». Разработка и внедрение новых эффективных форм взаимодействия с родителями, может обеспечить повышение качества образования детей дошкольного возраста, удовлетворить образовательные запросы семей с учетом интересов детей и тем самым создать единое образовательное пространство (семья - ребенок - образовательное
учреждение) для ребенка дошкольника.
Необходимость сетевого общения в сфере дошкольного образования сегодня заключается в том, что такое взаимодействие предоставляет возможности, которые позволяют дошкольным образовательным учреждениям динамично развиваться. При сетевом общении происходит не только сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, а ведется работа над проектами, разработками и реализациями программ. Но, несмотря на большую значимость сетевого взаимодействия, лишь небольшая часть образовательных учреждений готова к построению сетевой системы связи внутри учреждения. Это связано с низким уровнем овладения информационными и коммуникационными технологиями, неумением или нежеланием использовать интернет - ресурсы в образовательных целях, несформированностью компетенций участников образовательного процесса (в первую очередь педагогов дошкольного учреждения).
Компетентность современного педагога, определяющая его готовность к работе в новых условиях информатизации образования, зависит от:
- способности педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информационно-коммуникационных технологий;
- личностных качества педагога, характеристик, отражающих реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;
- особого типа организации игр-знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время введён в действие ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). Образовательная работа в учреждении, в соответствии с этими требованиями, предусматривает обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В соответствии с вышеуказанным законодательством РФ, родители отвечают за детей, но нельзя забывать про общественные социальные институты, которые призваны поддержать, помочь и дополнить воспитательную деятельность родителей. Одним из таких институтов является дошкольное образовательное учреждение. Современные условия требуют новых форм общения семьи и образовательного учреждения, а именно - сотрудничества, взаимодействия. Новизна этих отношений определяется понятиями «взаимодействие» и «сотрудничество» и это самые актуальные на сегодняшний день понятия в дошкольном образовании. Под «взаимодействие», мы понимаем не столько совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, сколько качественно и эффективно организованное общение, совместный поиск решения различных проблем, обмен опытом. Под сотрудничеством - мы понимаем общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров с педагогами. Таким образом, мы понимаем, что современное дошкольное учреждение и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка являясь тем самым активными участниками образовательного процесса.
Для педагога дошкольной образовательной организации важным условием для объединения с родителями воспитанников в интересах ребёнка-дошкольника, является создание такой формы общения между семьей и воспитателями, которая бы обеспечила возможность ведения эффективного, доверительного и комфортного диалога. В современном обществе такое взаимодействие возможно лишь в условиях неформальных форм общения, через ненавязчивое вовлечение родителей в жизнь дошкольного учреждения, для того чтобы они стали активными помощниками, полноценными активными участниками образовательного процесса. В рамках такого взаимодействия педагогам необходимо отказаться от привычного монолога с родителями в пользу многогранного инновационного диалога.
Одной из современных, удобных и доступных форм перехода на неформальное общение является организация сетевого взаимодействия или другими словами сетевого сообщества дошкольной организации с родителями воспитанников. Целью работы дошкольного образовательного учреждения в рамках сетевого сообщества является вовлечение родителей в образовательную деятельность через сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Что же такое сетевое сообщество? В Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова понятие сообщество - объединение, группа из некоторого числа людей, имеющих общую цель[5, с. 26]. Исходя из данного понятия, педагоги дошкольной образовательной организации и родители воспитанников могут создать полноценное сообщество, которое объединено общей целью: развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста.
В рамках деятельности сетевого взаимодействия педагогов дошкольной организации и родителей воспитанников, которое направлено на достижение основных целей дошкольного образования, все субъекты взаимодействия могут быть активными участниками образовательного процесса, благодаря современным средствам общения, а именно сети Интернет. Данная форма взаимодействия на современном этапе развития системы образования очень востребована в сообществе педагогов и родителей [4, с. 64].
Если обратиться к истокам возникновения сетевых сообществ, то можно увидеть что обсуждение потенциала сетевых сообществ и вклада в образование началось задолго до возникновения сети Интернет. Джон Дьюи еще в книге «Демократия и образование» показал, что взаимодействие имеет определяющее значение для формирования человеческих сообщества. При этом Дьюи не ограничивал свой анализ только географически близкими группами, он рассматривал и возможность виртуальных сообществ: «Люди живут в сообществе благодаря тому общему, что есть между ними, а коммуникация - тот способ, благодаря которому они обретают это общее. Отдельные люди не образуют общества, чисто пространственно находясь рядом друг с другом; равно как человек не перестает испытывать влияния общества, удалившись на сколько-то футов или миль от других людей. Книга или письмо могут создать более тесную связь между людьми, разделенными огромным расстоянием, чем та, что порой существует между живущими под одной крышей» [2, с. 62].
В последние годы многое делается для того, чтобы использовать опыт сообществ с целью обмена знаниями, привлечения к обучению школьников, студентов, учителей к участию в жизни тех реальных сообществ обмена знаниями. Тем более актуально становиться привлечение в такие сообщества родителей воспитанников дошкольной организации.
В настоящее время понятие сетевое взаимодействие/сообщество это общение с помощью сервисов
интернет-канала, на основании которого и организуется группа людей, собравшихся вместе для достижения общей цели.
Сетевые сообщества строятся на основе разнообразных форумов, конференций, вебинаров, блогов, чатов, конкурсов, опросов. Именно использование этих сервисов и объединяет их с социальными сетями.
Социальная сеть (англ. social network) - социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними [1, с. 43].
Среди главных задач социальных сетей можно выделить:
- поиск людей со схожими интересами и взглядами;
- общение.
Социальные сети очень подходят для решения целей системы образования:
- обмен интересными материалами и ссылками;
- информационная рассылка.
Сетевое взаимодействие можно описать формулой:
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ ПРОСТЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБМЕН СООБЩЕНИЯМИ
Из этого следуют преимущества сетевого взаимодействия:
- гибкость и доступность т.е. возможность заниматься в удобное время, в удобном месте,( что наиболее ценно с точки зрения родителей);
- адресность т.е. деятельность ориентирована на индивидуальные потребности участников, реализуется дифференцированный подход, для педагогов детского сада это возможность привлечь и «достучаться» до каждого родителя;
- технологичность т.е. использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
- добровольность т.е. вступление во взаимодействие, исходя из собственного желания и убеждения, когда отсутствуют элементы «принуждения» «обязательств».
Все названные преимущества обеспечивают то неформальное общение, которое проходит с большей заинтересованностью и эмоциональной отзывчивостью.
Организуя сетевую форму взаимодействия с родителями, педагогам необходимо предусмотреть способы активного включения всех участников образовательного процесса в сетевое взаимодействие с использованием интернет - ресурсов, с целью создания инновационной модели сетевого взаимодействия педагогов дошкольной организации и родителей.
В дошкольной образовательной организации для этих целей необходимо использование официального сайта учреждения, социальных сетей «одноклассники», «в контакте» и др.
Обязательной частью сайта учреждения является возможность обратной связи, модулей «опрос», «новости», «советы специалистов» и др. Кроме этого необходимо предусмотреть возможность обмена быстрыми сообщениями (блоги, форумы) для представления материалов на обсуждение, обмен опытом. При организации такой формы общения, необходимо учесть, что положительный опыт в процессе сетевого общения могут представлять не только педагоги, но и родители - «на равных», поскольку родители очень часто обладают богатейшим, очень полезным опытом воспитания и развития детей.
Но констатируя факты можно сказать, что современные родители чаще заходят в социальные сети, чем на сайт дошкольного учреждения. Таким образом в рамках педагогического просвещения родителей по различным проблемам воспитания дошкольников в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», ^^г», «WhatsApp». В данных группах предусматривается общение родителей, организуются фотоконкурсы и т.п. педагоги дошкольного учреждения могут организовывать сообщества отдельных групп, где в течение дня могут наблюдать за режимными процессами. Особенно данная форма может помочь в адаптационный период, когда родители переживают за своего ребенка: как он кушает, как он спит, как он играет. А тут приходит на помощь видеозапись. Педагог снимает видео как ребенок их кушает или засыпает и родители успокаиваются и возрастает доверие между педагогом и родителями.
Опираясь на опыт взаимодействия с родителями воспитанников, необходимо максимально индивидуализировать общение, поэтому при организации взаимодействия учитываем индивидуальные особенности родителей. При построении эффективной модели сетевого взаимодействия с родителями надо предусматриваем мероприятия направленные на все группы родителей, с целью привлечения максимального количества участников к образовательному процессу.
Родителей детей, посещающих дошкольное учреждение, можно условно разделить на три группы:
Первая группа - родители, которые занимаются построением своей карьеры. Этим родителям - детский сад просто жизненно необходим. Они целый день работают, у некоторых из них не нормированный рабочий день и они очень заняты на работе[6, с. 44]. Данная категория родителей, как правило, очень многого ожидают от детского сада: то есть не только хорошего присмотра и ухода, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания ребенка. Родители этой категории вряд ли смогут посещать мероприятия, проводимые в детском саду, в силу своей занятости. Но они могут изготовить дома творческую семейную работу на конкурс и разместить ее на интернет выставке. Для родителей данной группы приемлемы дистанционные формы взаимодействия с педагогами, участия в образовательном процессе. И педагогу с такой группой родителей легко, так как он в любое время может связаться с ними через интернет. Также для данной группы родителей можно организовать виртуальный просмотр образовательной деятельности, виртуальные экскурсии по группе - что позволит родителям познакомится с традициями детского сад, правилами и особенностями организации образовательной деятельности. Такая форма представления информации о дошкольной образовательной организации поможет познакомить и родителей будущих воспитанников, что повысит конкурентоспособность детского сада.
Вторая группа - это родители с удобным графиком работы, неработающими бабушками и дедушками. Взаимодействуя с родителями данной группы педагог должен не допустить, чтобы они оставалась на позиции пассивного наблюдателя, через активизацию, вовлечение в образовательный процесс детского сада.
Родительскую общественность данной группы можно назначать администраторами в родительских сообществах, по интересам созданных в Социальных сетях, так как для оперативного ведения и отслеживания работы группы нужно определенное время.
Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители с нетерпением ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, соблюдения правильного режима дня, получения навыков поведения в коллективе, обучения и развития. Задача воспитателя во взаимодействии с этой родительской группой -выделить энергичных мам, которые станут активными помощниками. На эту родительскую группу педагог сможет опираться в подготовке групповых мероприятий: проведении праздников, конкурсов, выставок, родительских собраний и т.п. Некоторые из неработающих мам, владеющие программами Microsoft Office Power Point, Photoshop и пр. могут заняться разработкой презентаций наглядного материала.
Сообщество дошкольной образовательной организации в социальной сети является инновационной формой повышения родительской, педагогической и коммуникативной компетентности родителей и педагогов, оптимизации сетевого партнерства семьи и детского сада.
Выводы. Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно -коммуникационные технологии с учетом индивидуальных особенностей контингента родителей. Данные технологии, имеют огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного детского сада.
Литература:
1. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
3. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ"
4. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - С. 128.
5. О.В.Фролова. Модель сетевого взаимодействия в сфере воспитания как фактор развития образовательного пространства района // Методист. - 2009. -№1. - С. 25-29.
6. Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.
Педагогика
УДК:371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультурно-оздоровительных технологий Трофимова Ольга Сергеевна
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент кафедры
физкультурно-оздоровительных технологий Ончукова Елена Ильинична
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар)
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЖЕНЩИН 25-35 ЛЕТ В
ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ
Аннотация. В настоящей работе представлены результаты исследования мотивационной сферы женщин 25-35 лет, занимающихся оздоровительным фитнесом, рассмотрено их отношение к занятиям, которое позволяет улучшить показатели физического развития и физической подготовленности. В исследовании приняли участие 40 женщин 25-35-летнего возраста, посещающие занятия фитнесом в условиях фитнес-клуба «FORMAFITNESS» г. Краснодара.
Женщины экспериментальной группы, в работе с которыми был реализован разработанный нами комплекс педагогических условий формирования физкультурно-оздоровительной мотивации, отличались более высокими темпами прироста показателей ее структурных компонентов: мотивационного компонента -внутренние процессуальные мотивы физкультурно-оздоровительной деятельности, поведенческого компонента - методические умения физкультурно-оздоровительной деятельности, самооценка умений заниматься физическими упражнениями, здоровья, фигуры и телосложения, физической подготовленности.
Результаты проведенного исследования позволяют констатировать сходства и различия в проявлении мотивов и выделить для женщин 25-35 лет наиболее актуальные из них, побуждающие к занятиям фитнесом и те, которые не оказывают заметной мотивации на двигательную активность.
Ключевые слова: женщины 25-35 лет; исследование; фитнес; мотивация; физическое развитие; физическая подготовленность.
Annotation. In the real work results of a research of the motivational sphere of women of 25-35 years doing improving fitness are presented, their relation to occupations which allows to improve indicators of physical development and physical fitness is considered. 40 women of 25-35-year age attending fitness classes in the conditions of FORMAFITNESS fitness club of Krasnodar have participated in a research.
Women of experimental group, in work with whom the complex of pedagogical conditions of formation of sports and improving motivation developed by us has been realized, differed in higher rates of a gain of indicators of her structural components: a motivational component - internal procedural motives of sports and improving activity, a behavioural component - methodical abilities of sports and improving activity, a self-assessment of abilities to be engaged in physical exercises, health, a figure and a constitution, physical fitness.
Results of the conducted research allow to state similarities and differences in manifestation of motives and to allocate for women of 25-35 years the most relevant of them inducing to fitness classes and those which don't render noticeable motivation on physical activity.
Keywords: women aged 25-35; research; fitness; motivation; physical development; physical fitness.