УДК 378.046.4
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ ПО ДЕТСКОМУ ФИТНЕСУ
Т. В. Левченкова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва.
Контактная информация для переписки: 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 4, e-mail: tatlev811@mail.ru
Статья посвящена изучению профессиональной деятельности инструктора по детскому фитнесу и анализу факторов, которые являются основой разработки технологии подготовки специалистов по детскому фитнесу на разных этапах профессионального роста. Стремительное развитие направления «детский фитнес» настоятельно требует качественной подготовки специалистов, которые будут осуществлять эту работу как непосредственно в фитнес клубах, так и в образовательных учреждениях.
Проблема исследования состоит в анализе условий, которые необходимо учитывать при организации и реализации педагогических технологий, которые используются в системе высшего образования, переподготовки кадров и повышения квалификации.
Исследования проводились на базе Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения «Учебно-оздоровительный центр „ФИТ-БОЛ"». Обучение по программе «Детский фитнес», объемом в 72 часа прошли 380 человек, в семинарах (продолжительность от 8 до 24 часов), мастер-классах и конвенциях приняли участие 2148 человек.
Данные опроса показывают, что инструктор (педагог, тренер) по детскому фитнесу должен уметь проводить занятия с различными возрастными группами детей и подростков и по разным по содержанию и направленности программам. Это обстоятельство должно учитываться при построении образовательных программ подготовки и переподготовки специалистов для детского фитнеса.
Технология подготовки инструкторов по детскому фитнесу должна иметь обоснованную структуру и учитывать ряд показателей, таких как: уровень первоначального образования, профессиональ-
ную направленность и стремление к карьерному росту.
Кроме того, повышение квалификации специалистов по детскому фитнесу должно включать семинары, курсы, конвенции и профессиональные конференции. Частота посещений мероприятий зависит от личных предпочтений и особенностей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: детский фитнес; особенности педагогической деятельности; технологии подготовки инструкторов по детскому фитнесу.
Актуальность и проблема исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, затронули многие аспекты жизни населения. Это относится к системе образования, сфере физической культуры и спорта, организации семейного досуга. В течение последних тридцати лет существенные изменения произошли в системе проведения физкультурно-оздоровительных занятий для различных категорий населения, включая детей и подростков. Появилось новое направление, которое называют - фитнес. До сегодняшнего дня идут дискуссии по поводу определения понятия «фитнес». Вместе с тем словосочетание «детский фитнес» достаточно понятно для специалистов, его определение, приведенное в ряде публикаций [3, 4, 6], не вызывает особых споров. Детский фитнес - это система мероприятий (услуг), направленных на поддержание и укрепление здоровья ребенка (оздоровление), на его нормальное (соответствующее возрасту) физическое и психическое развитие, социальную адаптацию и интеграцию. Возрастная категория занимающихся от 1 года до 16 лет.
Современный уровень развития фитнес-индустрии в России показывает, что детский фитнес является полноправным департаментом в структуре работы
фитнес клуба. Более того, на сегодняшний день программы детского фитнеса с успехом используются при проведении работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в центрах раннего развития, клубах по месту жительства, в учреждениях дополнительного образования, в государственных образовательных учреждениях (детских садах и школах).
Популярность детских программ имеет ряд объективных причин. Во-первых, в настоящее время в России отмечается повышение рождаемости. Во-вторых, увеличение доходов в молодых работающих семьях позволяет им использовать определенные средства на обучение и развитие ребенка в детских образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования. В-третьих, занятия фитнесом стали модными среди взрослых, и родители хотят, чтобы их дети тоже посещали фитнес клуб. В-четвертых, совместное семейное посещение фитнес клубов позволяет проводить совместный увлекательный досуг.
Само понятие «фитнес тренировки» предполагает общедоступность занятий для лиц с различным уровнем физического, психического развития и физической подготовленности, состоянием здоровья и социальным статусом. Дети и взрослые могут выбрать вид занятий, который им интересен, в зависимости от возраста, режима труда и отдыха, материальных возможностей. Уникальность фитнес-тренировок в детском возрасте заключается в том, что они способствуют гармоничному физическому и интеллектуальному развитию, не наносят физических и психологических травм, которые часто возникают при специализированных занятиях в спортивных школах и клубах [2, 4, 6].
Стремительное развитие направления «детский фитнес» настоятельно требует качественной подготовки специалистов, которые будут осуществлять эту работу как непосредственно в фитнес клубах, так и в образовательных учреждениях, которые анонсируют использование современных фитнес технологий для детей в рамках основного и дополнительного образования.
Проблема исследования состоит в анализе условий, которые необходимо учитывать при организации и реализации педагогических технологий, используемых в системе высшего образования, переподготовки кадров и повышения квалификации.
Инструментарий и методика исследования. Для того чтобы проанализировать современные образовательные программы и технологии, которые используются при подготовке специалистов для работы с детьми в фитнес клубах, необходимо определить их качественный и количественный состав, уровень профессиональной подготовленности, а также особенности деятельности. На основе этого проанализировать, насколько предлагаемые на сегодняшний день образовательные программы отражают специфику деятельности специалистов и востребованность этих программ.
Исследования проводились на базе Негосудар-
ственного некоммерческого образовательного учреждения «Учебно-оздоровительный центр „ФИТБОЛ"», в котором с 1997 г. занимаются разработкой фитнес программ для детей и подготовкой инструкторов для детского фитнеса. За этот период обучение по программе «Детский фитнес», объемом в 72 часа прошли 380 человек, в семинарах (продолжительностью от 8 до 24 часов), мастер-классах и конвенциях приняли участие 2148 человек.
Результаты и их обсуждение. Исследование уровня профессионального образования показало, что в период с 2005 по 2014 год высшее профессиональное образование имели 82 % детских инструкторов. Из них: педагогическое - 57 %, физкультурное - 32 %, другие виды высшего образования - 11 %. Данные получены при опросе слушателей в количестве 827 человек, посещавшие конвенции, мастер-классы, семинары и курсы, в которых принимали участие или организовывали сотрудники Центра «ФИТБОЛ». Приведенные данные позволяют говорить о том, что в основном специалисты (инструкторы, педагоги, тренеры), которые работают с детьми, имеют высокий уровень образования. Посещение ими образовательных мероприятий предъявляет повышенные требования к поиску новых по содержанию программ для работы с детьми. Это связано с особенностью профессиональной деятельности - постоянное обновление и обогащение содержания занятий. Если цель занятий не спортивный результат, а гармоничное развитие личности через систему систематических физкультурно-оздоровительных занятий, следовательно, необходимо постоянно поддерживать интерес к этим занятиям, а это возможно только при регулярном поиске новых подходов к отбору содержания занятий. Более того, инструкторы и тренеры, которые уже не первый год работают в фитнес индустрии, стараются постоянно получать новую информацию и современные знания, повышать свой образовательный уровень. Этого требует постоянно растущая конкуренция среди работающих специалистов (78 % опрошенных указали на это обстоятельство), стремительное развитие оздоровительных технологий в фитнесе (67 %), желание карьерного роста (54 %).
Нами также проводился анализ содержания программ детского фитнеса, которые используются в клубах для различных возрастных групп детей и подростков (табл. 1).
Результаты, представленные в таблице 1, получены в период с 2004 по 2014 г. при анализе расписания занятий с детьми в 84 клубах Москвы и других регионов России.
Данные, представленные в таблице 1, позволяют говорить о том, что инструктор (педагог, тренер) по детскому фитнесу должен уметь проводить занятия с различными возрастными группами детей и подростков, по разным по содержанию и направленности программам. Это обстоятельство должно быть учтено при построении образовательных программ подготовки и переподготовки специалистов для детского фитнеса.
Таблица 1
Содержание групповых программ для детского фитнеса в клубах (в % от общего количества программ
для детей в клубе)
Программы Возраст 1-3 года 4-7 лет 7-12 лет 12-16 лет
«Детский фитнес» урок высокой интенсивности по сюжетной линии 70 % 37 % 12 % 0 %
«Детский фитнес» с элементами (единоборств, танцев, йоги, пилатеса и т. п.) 0 % 26 % 31 % 35 %
Коррекционные программы 3 % 8 % 16 % 15 %
Аква-программы 10 % 12 % 12 % 11 %
Секции по видам спорта 0 % 0 % 17 % 20 %
Занятия на тренажерах 0 % 3 % 2 % 12 %
Развивающие программы и творчество 17 % 14 % 10 % 7 %
Кроме того, нами проанализирована деятельность 169 инструкторов (педагогов, тренеров) по детскому фитнесу и выявлены особенности их педагогической деятельности. К ним мы отнесли:
• знание возрастных особенностей развития личности ребенка и умение работать с детьми от 1 года до 16 лет;
• знание современных детских физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий и умение проводить на их основе интересные занятия;
• умение планировать работу при условии необязательного посещения занятий;
• умение работать с разновозрастными группами;
• умение корректировать содержание занятия в зависимости от возрастного состава и количества учеников;
• умение поддерживать интерес к занятиям.
Выявленные нами требования к успешной профессиональной деятельности инструкторов по детскому фитнесу необходимо учитывать при разработке технологии подготовки специалистов на разных этапах образования.
К одной из задач исследования мы отнесли анализ существующих в настоящее время программ подготовки специалистов по детскому фитнесу. Для этого были проанализированы основные образовательные программы учреждений высшего образования (в основном педагогические и физкультурные); программы обучения, используемые организациями, которые проводят фитнес обучение; содержание конвенций и мастер-классов, проводимых фитнес сообществом.
Изучение и анализ образовательных программ учреждений высшего образования показал, что в ряде ООП рассматриваются вопросы, касающиеся профессиональной деятельности педагогов в фитнес индустрии. Отдельные разделы программы посвящены изучению использования фитнес технологий в образовательных учреждениях, достаточно широко в рамках медико-биологического и психолого-педагогического цикла дисциплин рассматриваются вопросы возраст-
ного развития. Некоторые отдельные программы, посвященные особенностям работы с детьми в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, предлагаются в рамках повышения квалификации.
Анализ программ, предлагаемых сетевыми фитнес клубами и организациями, которые анонсируют фитнес обучение для инструкторов разных направлений, в том числе и для детского фитнеса, показал, что эти программы имеют достаточно узкую направленность [1, 5, 6]. Занятия по этим программам проводят в основном «практики», т. е. инструкторы, которые сами непосредственно ведут занятия. Они обладают большим практическим опытом, но не всегда могут достаточно глубоко изложить теоретический материал. Специалисту, который не имеет базового профессионального образования, после окончания таких занятий достаточно сложно вести качественный тренировочный процесс в фитнес клубе, особенно при работе с детьми.
Специфика проведения конвенций и мастер-классов не ставит целью дать глубокие знания по теории и технологии проведения занятий. Одна из главных задач этих мероприятий - показать новые виды движений и упражнений, тенденции развития оздоровительных технологий вфитнесе.
При этом стоит учитывать то обстоятельство, что инструкторы, которые проработали в фитнес индустрии более 5 лет (п = 130), среди наиболее привлекательных источников получения новой информации отмечают:
• конвенции - 83 % опрошенных;
• семинары - 79 % опрошенных;
• курсы повышения квалификации - 52 % опрошенных;
• обучение внутри компании (в сетевых клубах) -48 % опрошенных.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в настоящее время эффективная технология подготовки инструкторов (тренеров, педагогов) по детскому фитнесу еще находится в стадии становления. При ее построении необходимо учитывать особенности профессиональной деятельности специалистов, рабо-
Таблица 2
Примерная педагогическая технология организации подготовки специалистов для детского фитнеса
Уровень начальной (предварительной подготовки) Виды подготовки
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации Семинары и краткосрочные курсы Конвенции, мастер-классы
Высшее профессиональное образование (педагогическое, физкультурное, психологическое) + 1 раз в 3 года + по мере необходимости + по мере необходимости
Высшее профессиональное образование в других областях + единовременно + 1 раз в 3 года + по мере необходимости + по мере необходимости
Среднее специальное образование + + 1 раз в 3 года + по мере необходимости + по мере необходимости
тающих с детьми в фитнес клубах, уровень их профессиональной подготовленности, а также возможности получения современных теоретических знаний и практических умений.
Для реализации целенаправленной подготовки специалистов для детского фитнеса необходимо учитывать следующее:
• уровень начальной профессиональной подготовки специалиста;
• профессиональную направленность специалиста (преимущественно с какой возрастной группой он готов работать, какой вид занятий с детьми для него наиболее привлекателен, возможности и желание карьерного роста);
• предпочтения в сроках и организации обучения.
В таблице 2 представлены возможные педагогические технологии в организации подготовки специалистов для детского фитнеса.
Выводы:
Детский фитнес в России развивается стремительными темпами и для осуществления работы с детьми в фитнес клубах необходимы квалифицированные кадры.
В работе инструкторов (педагогов, тренеров) по детскому фитнесу имеются некоторые особенности, которые необходимо учитывать при построении программ обучения различного уровня и содержания.
Технология подготовки инструкторов по детскому фитнесу должна иметь обоснованную структуру и учитывать ряд показателей, таких как уровень первоначального образования, профессиональную направленность и стремление к карьерному росту.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Климов. -М. : Академия, 2004. - 304 с.
2. Никитушкина Н. Н. Задачи подготовки тренерских кадров для работы в спортивно-оздоровительных и фитнес-центрах Москвы = Tasks of Training of Staff for Work in Sports and Fitness Centers of Moscow / Никитушкина Н. Н., Калашников Д. Г. // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 6. - С. 9-11.
3. Левченкова Т. В. Социально-педагогические основы подготовки кадров в фитнес-индустрии / Т. В. Левченкова // Наука и образования. - 2013. - № 3 (71). -С. 78 -82.
4. Левченкова Т. В. Социально-педагогические условия становления детского фитнеса в России / Т. В. Левченкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 2. - С. 16-19.
5. Платонова Р. И. Специфика формирования конкурентоспособного специалиста спортивно-педагогического профиля : опыт регионального вуза РС (Я) / Р. И. Платонова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2009. - №12 (58) - С. 85-90.
6. Сайкина Е. Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Сайкина Е. Г. - СПб., 2009. - 46 с.
SOCIAL AND EDUCATIONAL REQUIREMENTS FOR TRAINING KIDS' FITNESS INSTRUCTORS
T. Levchenkova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Pedagogics Department, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Contact information for correspondence: 4, Sireneviy boulevard, Moscow, 105122, e-mail: tatlev811@mail.ru
The article examines the professional activities of kids' fitness instructors and analyses the key factors in the development of technologies aimed at training kids' fitness instructors during different stages of their professional advancement. Due to the rapid growth of the industry of «Fitness for children», there has been an increasing demand for high-qualified professionals who will be working with children both in fitness clubs and in educational institutions.
The goal of this research is to analyse the conditions that must be considered in the organisation and realization of the educational technologies that are used in the system of higher education, retraining and advanced training.
The research has been conducted at the Private Nonprofit Educational Institution «Educational Health Centre «FITBALL». 380 persons took part in the «Fitness for children» educational program (72 hours), 2148 persons took part in seminars (which lasted 8-24 hours), workshops and conventions.
The survey data shows, that a Kids' Fitness instructor (a teacher, a coach) should be able to conduct classes involved in programmes of different content and goals, with children and teenagers of different age groups. This is an important consideration for developing programmes aimed at education and re-education of Kids' Fitness professionals.
The technology of education of Kids' Fitness Instructors should have a well thought-out structure and take into account a number of factors, such as: the starting level of education, the professional orientation and the drive toward career growth.
Besides that, further education of Kids' Fitness professionals has to involve seminars, courses, conventions and professional conferences. The frequency of attending such events depends on the personal preferences and professional specialization.
Keywords: kids' fitness; aspects of educational work; technologies for training kids' fitness instructors.
References:
1. Klimov E. A. Psikhologiia professional'nogo samoopre-deleniia [Psychology of professional self-determination]. Moscow, Akademiia, 2004, 304 p. (in Russian)
2. Nikitushkina N. N., Kalashnikov D. G. Tasks of Training of Staff for Work in Sports and Fitness Centers of Moscow. Teoriia ipraktika fiz. kul'tury. [Theory and Practice Physical Cultures], 2004, no 6, pp. 9-11. (in Russian)
3. Levchenkova T. V. Social and pedagogical bases of training in the fitness industry. Naukaiobrazovaniia. [Science and educations], 2013, no 3 (71), pp. 78 -82
4. Levchenkova T. V. Social and pedagogical conditions of formation of children's fitness in Russia. Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. [Physical culture: education, education training.], 2016, no 2, pp. 16-19
5. Platonova, R. I. Specifics of forming of the competitive specialist of a sports and pedagogical profile: experience of regional higher education institution of RS (Ya) Platonova R. I. Scientists of a note of university of P.F. Lesgaft, 2009,- no 12 (58), pp. 85--90.
6. Saikina E. G. Fitnes v sisteme doshkol'nogo i shkol'nogo fizkul'turnogo obrazovaniia: Extended abstract of Doctor's thesis, RGPU im. A. I. Gertsena, St. Petersburg, 2009, 46 p. (in Russian)