РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 16 • август 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
Формирование системы подготовки квалифицированного персонала сферы фитнес-индустрии на основе профессионального стандарта
Шестакова Е.В. 1
1 Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Возрастающий спрос на квалифицированные кадры в области физической культуры и спорта, изменения правового регулирования трудовых отношений вызывают необходимость формирования и развития эффективной системы подготовки персонала, отвечающей современным требованиям физкультурно-оздоровительных объектов. Актуальными являются также вопросы применения профессиональных стандартов в спортивно-ориентированных организациях, влияющих на особенности регулирования трудовых отношений с работниками спорт- и фитнес-индустрии, формирования требований к квалификации работников, разработки перечня профессиональных компетенций, создания индивидуальных планов развития персонала. В статье рассмотрены вопросы подготовки персонала с учетом особенностей деятельности объектов фитнес-индустрии и потребностей региона. Выделены причины, обуславливающие потребность в подготовке квалифицированного персонала. Исследованы особенности и порядок применения профессиональных стандартов. Представлен анализ развития сферы фитнес-индустрии г. Оренбурга. Проведена оценка уровня развития профессиональных компетенций специалистов фитнес-индустрии по группам профессиональных компетенций. Рассмотрены направления фитнес-образования. Обосновано содержание этапов внедрения системы формирования квалифицированного персонала объектов фитнес-индустрии на основе профессионального стандарта.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: фитнес-индустрия, фитнес-образование, профессиональные компетенции, профессиональный стандарт, персонал.
Design of a system for qualified staff training in fitness industry on the basis of a professional standard
Shestakova E.V..1
1 Orenburg State University, Russia
введение
В последнее время в Российской Федерации растет популярность спорта и здорового образа жизни. В целевых показателях Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года [1] указано, что число граждан, систематически занимающихся спортом, должно достигнуть 40 % от общего числа населения.
В 2016 г. данный показатель достиг максимума за последние 10 лет. По данным всероссийского цента изучения общественного мнения [2], больше 60 % населения Российской Федерации ведут активный образ жизни (рис. 1). Регулярно занимаются спортом молодые люди (87 %), люди с высшим образованием (71 %), а также имеющие высокий достаток (72 %).
В условиях популяризации здорового образа жизни возрастает спрос на квалифицированные кадры в области физической культуры и спорта, умеющие привлечь разный контингент к физкультурным занятиям, обеспечить грамотный и профессиональный подход к клиентам и владеющие инновационными оздоровительными технологиями.
Следует особо подчеркнуть, что на данном этапе развития физической культуры наибольшее количество указанных технологий разрабатывается в сфере фитнеса. Фитнес-индустрия активно развивается, проникая во все виды физической культуры и образовательные учреждения.
При этом фитнес является полифункциональным социокультурным феноменом, обладающим не только колоссальным арсеналом новых оздоровительных технологий,
ABSTRACT:_
Increasing demand for qualified staff in PE and sports, and the changes in the legal regulation of labor relations necessitate the design and development of effective system of staff training that meets the modern requirements of physical education and recreation facilities. Today the issues of the application of professional standards in sports-oriented organizations that affect the regulation of labor relations with employees in the sports and fitness industry, the formation of requirements for the staff qualification and for the development of a list of professional competencies, the creation of individual development plans for staff, are very urgent. The article considers the issues of staff training taking into account the features of the activity of objects of fitness-industry and consumers of a region. We mark out the reasons that necessitating the training of qualified staff. We study the features and the order of the application of the professional standards. The paper shows the analysis of the development of fitness in Orenburg. We assess the development level of professional competencies of experts in the fitness industry by groups of professional competencies. We consider directions of fitness education and on the basis of a professional standard we justify the content of the stages of introduction of a formation system of the qualified staff in fitness industry.
KEYWORDS: fitness industry, fitness education, professional competence, professional standard, staff JEL classification: J44, J80, J81, J88, Z29 Received: 21.08.2017 / published: 31.08.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers
For correspondence: Shestakova E.V. (shestakovaev560gmai[.com)
CITATION:_
Shestakova E.V. (2017) Formirovanie sistemy podgotovki kvalifitsirovannogo personala sfery fitnes-industrii na osnove professionalnogo standarta [Design of a system for qualified staff training in fitness industry on the basis of a professional standard]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (16). - 2377-2388. doi: 10.18334/rp.18.16.38222
по возрасту
1111111
87% 42%
□ молодежь
□ пенсионеры
0% 20% 40% 60% 80% 100% 120% 140%
по материальному состоянию
72%
54%
□ с высоким достатком
□ со средним достатком
0%
50%
100%
150%
- .....
по уровню образование 71% | 44% | □ высшее
11111
□ среднее
0% 20% 40% 60% 80% 100% 120% 140%
Рисунок 1. Распределение числа жителей Российской Федерации, активно занимающихся физической! культуркй и спортом по возрасту, материальному состоянию, уровню образования, 2016 г. Источник: составлено автором (по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения).
программ, но и особой привлекательностью для самых разных слоев населения. В этой связи растет потребность в высококвалифицированных специалистах фитнес-инду-стрии, сфера профессиональной деятельности которых постоянно расширяется и по мере улучшения благосостояния общества и повышения качества жизни населения будет постоянно увеличиваться.
профессиональные стандарты в сфере фитнес-индустрии
Исследование особенностей развития сферы фитнес-индустрии позволило выделить следующие причины, обуславливающие необходимость подготовки квалифицированного персонала:
• социальный запрос;
• необходимость соответствия квалификации персонала требованиям профессиональных стандартов;
ОБ АВТОРЕ:_
Шестакова Елена Валерьевна, заведующая кафедрой управления персоналом, сервиса и туризма, канд. экон. наук, доцент (shestakovaev560gmai1.com]
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Шестакова Е.В. Формирование системы подготовки квалифицированного персонала сферы фитнес-индустрии на основе профессионального стандарта // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 16. - С. 2377-2388. сЫ: 10.18334/гр.18.16.38222
• отсутствие единой научно обоснованной системы подготовки специалистов по фитнесу;
• становление фитнеса как научной дисциплины и его признание субъектами рынка;
• активное развитие фитнеса, появление новых направлений.
Широкая сфера деятельности специалистов сферы фитнеса предполагает наличие профессиональной готовности будущих специалистов для физкультурно-оздоровительной, преподавательской, научно-исследовательской, инструкторской, коррек-ционно-развивающей, консультативной, учебно-воспитательной, оздоровительно-рекреативной, культурно-просветительской и организационно-управленческой деятельности в системе физкультурного образования и фитнес-индустрии в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
Профессиональные стандарты определяют обобщенные функции, квалификационный уровень, трудовые функции и действия, выполняемые работниками в рамках своей профессиональной сферы, а также требуемые знаниями и умениями, образование и опыт работы.
За последнее время утверждены следующие профстандарты по профессиям в области спорта: «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту»; «Тренер»; «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре»; «Инструктор-методист»; «Спортивный судья»; «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта»; «Специалист по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования» и др.
Данные стандарты подлежат обязательному применению только в отношении работников физкультурно-спортивных организаций. Профессиональный стандарт, регулирующий трудовые отношения именно в сфере фитнеса, находится в стадии разработки. Несмотря на это, новые требования, содержащиеся в вышеперечисленных утвержденных стандартах для профессий «тренер», «тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре», «руководитель организаций, работающих в сфере физической культуры и спорта», «инструктор-методист», применимы в сфере оказания фитнес-услуг.
В этой связи интересным представляется профессиональный стандарт «Инструктор-методист». В качестве обобщенной трудовой функции выступают организация и проведение занятий по физическому воспитанию, оказание практической и методической помощи по вопросам физической подготовки и др. (рис. 2). Требования к образованию предъявляются следующие: среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи. Сравнительный анализ позволяет соотнести данный профстан-дарт с квалификационными характеристиками должности «Инструктор по спорту» из единого квалификационного справочника.
Рисунок 2. Описание трудовой функции в профессиональном стандарте «Инструктор-методист»
Источник: составлено автором.
С 1 января 2017 года вступил в силу профессиснаньный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», регулирующий деятельность педагогов дополнительного образования и предусматривающий в качестве возможных наименований должности «тренер-преподаватель», «старший тренер-преподаватель», «тренер-преподаватель по спорту».
Тренер-преподаватель по спорту (фитнес-тренер) должен иметь ысшее или среднее педагогическое образование, профиль которого соответствует направленности дополнитсльной общеобразовательной программы (физичеркая культурд). При отсутствии педагогического образования - дрполнительное профессиональное педагогическое образование. Стаж работы по специальности не менее 2 лет требуется только старшему тренеру-преподавателю.
Обеспечение соответствия требованиям профессиональных стандартов, создание научно-обоснованной системы профессиональной подготовки конкурентоспособных кадров в сфере физической культуры и спорта возможно путем реализации концепции обучения на основе компетентностого подхода.
Указанное особенно актуально, так как в настоящее время отбор персонала осуществляется по результатам оценки профессиональных компетенций, высокий уровень сформированности которых является основой построения успешной карьеры.
Оценка уровня развития профессиональных компетенций специалистов фитнес-индустрии основана на оценке следующих групп профессиональных компетенций,
выделенных в работах [3, 4, 5] (Pevitsyna, 2007; Gladyshev, 2015; Safonova, 2011): психолого-педагогические, гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские, физкультурно-оздоровительные, научно-исследовательские и диагностические, двигательные и акмеологические.
Формирование такого набора компетенций учитывает результаты имеющихся многочисленных исследований по вопросам применения компетентностного похода в профессиональном образовании, образовательные стандарты, а также особенности профессионально-педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.
На рисунке 3 представлены результаты оценки по пятибалльной шкале уровня развития профессиональных компетенций тренеров-преподавателей фитнес-клубов, и фитнес-центров г. Оренбурга.
Наибольшие оценки получили двигательные (4,2 балла), коммуникативные (3,8 балла), проектировочные (4,0), организаторские (3,9 балла) профессиональные компетенции. Уровень развития вышеперечисленных компетенций является достаточным, но требует дальнейшего развития и совершенствования. Наиболее низкие оценки были отмечены по научно-исследовательским (3,3), акмеологическим (3,4) и психолого-педагогическим (3,5) компетенциям.
Средняя оценка по всем группам компетенций составила 3,8.
На рисунке 4 представлены итоговые результаты оценки уровня развития профессиональной компетентности тренеров фитнес-центров г. Оренбурга.
Подготовка квалифицированных специалистов фитнес-индустрии базируется на формировании общей культуры личности, осознанном выборе и последующем освоении профессиональных образовательных программ; развитии потребности в непрерывном профессиональном росте, участии в деятельности различных профессиональных фитнес-объединений.
Большую роль играют коммуникативные навыки и знание психологических методик общения с клиентами, умение активно пропагандировать принципы здорового образа жизни.
В то же время специалист по фитнесу должен отвечать всем остальным требованиям образовательного и профессионального стандарта, что позволит не только успешно выполнять свои профессиональные обязанности, но и содействовать дальнейшему развитию науки и практики в области знаний по физической культуре и непосредственно фитнесу.
подготовка квалифицированного персонала фитнес-индустрии, направления развития системы фитнес-образования
Для преодоления противоречия между имеющимся социальным запросом на решение проблемы оздоровления населения и привлечения широких масс российских граждан к физкультурным занятиям, существенными возможностями фитнеса для
4,5 4 3,5 3
I 2,5
I 2
1,5 1
0,5 0
-40-39-
4,2
3,4
3,9
3,6
3,3
3,5
11111111
I Г
«р*
г Ж *
' /// ' ' компетенции
' / V
3,8
3,8
Рисунок 3. Результаты балльной оценки тренеров-преподавателей фитнес-центров г. Оренбурга,
2017 г.
Источник: составлено автором.
3%
□ низкий уровень
□ средний уровень
□ нормальный уровен ь ■ вывсокий уровень
Рисунок 4. Результаты оценки уровня развития профессиональной компетентности тренеров-преподавателей фитнес-центров г. Оренбурга, 2017 г. Источник: составлено автором.
решения поставленных задач и отсутствием единой, стройной системы подготовки специалистов по фитнесу необходимо проводить подготовку специалистов по фит-несу в высших учебных заведениях ■ рамках направления «Физкультурное образование», профиль «Фитнес». Вместе с тем перспективными, на наш взгляд, могут являться различные программы, курсы, семинары для всех категорий специ-алистов сферы фит-
неса, организация которых возможно при участии Комитета по физической культуре и спорту администрации г. Оренбурга, Ассоциации участников спортивно-оздоровительной индустрии Оренбуржья, высших и средних учебных заведений области.
Возможные направления подготовки специалистов в сфере фитнеса сгруппированы в два крупных блока (рис. 5): спортивно-оздоровительные технологии и управленческая подготовка.
К наиболее востребованным направлениям в области спортивно-оздоровительных технологий итносятся следующие: инструктор групповых: программ, инструктор тренажерного зала, персональный тренер и др. Наряду со специалистами, обладающими широким набором физкультурно-оздоровительных компетенций, фитнес-индустрии необходимы талантливые управленцы и маркетологи , способн ыесоздать конкурентоспособную услугу и понимаю щи е ее продвиж ение на рынке.
Данные направления фитнес-образования ориентированы на управляющих фит-нес-центрами, менеджеров высшего и среднего звена фитнес-клуба, специалистов по маркетингу, рекламе и PR спортивной организации. Такие программы помогут получить кимплексные синтемтые знания в сферах менеджмента, маркеиикга, управления персоналом и сервиса, а также углубленные знания в фитнес-сфере.
К управленческому направлению относятся программы подготовки фитнес-директоров;менедж еров тренажерного зала, групповых программ, детских программ; менеджеров по продажам фитнес-услуг; менеджеров сопровождения; спортивных менеджеров; специалистов в области психологии здорового образа жизни и фитнеса; рецепционистов ф итне с-тлуба и др.
Рисунок 5. Рекомендуемые направления фитнес-образования Источник: составлен о автором.
Для развития управленческих компетенций предлагается программа, включающая три модуля, направленных на формирование определенной группы компетенций. Первый модуль направлен на развитие навыков эффективного управления и включает изучение бизнес-планирования и прогнозирования, стратегического менеджмента, управления изменениями, управленческого учета, анализа и диагностики деятельности, менеджмента физкультурно-оздоровительной индустрии, инновационного менеджмента. Второй модуль посвящен управлению человеческими ресурсами, в рамках которого рассматриваются вопросы анализа рынка труда, кадрового планирования, мотивации и стимулирования персонала, управления конфликтами, командоо-бразования, обучения персонала, планирования карьеры, формирование оргкультуры. Развитие личностных компетенций (третий модуль) основано на изучении искусства убеждения, тайм-менеджмента, самомаркетинга, эффективного лидерства, техник развития креативности, деловых коммуникаций, управления внутренними конфликтами и стрессами.
Наиболее востребованной в настоящее время является должность менеджера сопровождения, в обязанность которого входит поддержка клиента на всех этапах его взаимодействия с фитнес-клубом, расширение диапазона услуг, удовлетворение индивидуальных потребностей клиента, обеспечение эффективных коммуникационных связей. Реализация данных функций предполагает знание сотрудником специфики работы фитнес-клуба, особенностей предоставления различных услуг, умения разработки персональных программ, учета индивидуальных особенностей клиента. При этом определяющими являются коммуникативные навыки специалиста, а также такие личностные характеристики, как лояльность, позитивность, организованность, ответственность, стрессоустойчивость, способность к эмпатии.
Решение проблем формирования требуемых компетенций, актуальных образовательных программ возможно путем практического внедрения системы формирования квалифицированного персонала объектов фитнес-индустрии на основе профессионального стандарта. Последовательность формирования и реализации такой системы включает семь последовательных шагов: от определения назначения будущей учебной программы до системы оценивания уровня формируемых компетенций через формы ее построения и содержания (рис. 6).
заключение
Эффективность профессиональной деятельности будущего специалиста будет непосредственно зависеть от уровня профессиональной подготовки, в том числе обладания знаниями в области физического воспитания, фитнеса, широкой эрудиции и культуры, умения предвидеть перспективу развития данных видов двигательной активности, личного сформированного здорового образа жизни.
Именно поэтому, на наш взгляд, разработка профессиональных компетенций, анализ требований профессиональных стандартов, формирование системы подготовки
Рисунок 6. Этапы формирования системы подготовки кадров на основе профессиональных
стандартов Источник: составлено автором.
специалистов с участием представителей спортивно-оздоровительных учреждений, комитета по физической культуре и спорту, Ассоциации участников спортивно-оздоровительной индуотрии Оренбургской области и образовательных учреждений являются актуальными и значимыми! задачами, решение ооторых будео способствовать успешному развитию фитнес-индустрии.
ИСТОЧНИКИ:
1. Стратегия развития! физической культуры и спорта на период до 2020 года. Министерство с порта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsport.gov.rU/activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения: 21.08.2017).
2. Электрон. дан. - Москва, 2000-2017е. Внероссийский цтнтр изучения общественного
мнения. [¡Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ou/ (дата обращения: 21.08.2017).
3. Певицына А.М. Наушо-методические аспекты совершенствованияпрофессиональ-
ной компетентности учителей физической культуры в процессе повышения квалификации. и дис.,.. кнн°.пед. наук : 13.00.08., 2007. - 219 с.
4. Гладышев А.А. Формировение индивидуальной образовательный траектории сту-
дентов физкультурно-спортивного профиля на основе компетентностного подхода : для специализации для специалистов в сфере фитнеса. / автореф. дис.,.. канд. пед. наук : 13.00.08., 2015. - 219 с.
5. Сафонова Г.В. Оценка профессиональной компетентности тренеров преподавателей по видам спорта в системе последипломного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Материалы XI международной науч.-практ. конф. Часть II. Новосибирск:, 2011.
REFERENCES:
Gladyshev A.A. (2015). Formirovanie individualnoy obrazovatelnoy traektorii studentov fizkulturno-sportivnogo profilya na osnove kompetentnostnogo podkhoda : dlya spetsializatsii dlya spetsialistov v sfere fitnesa [Formation of an individual educational trajectory of students of sports profile on the basis of a competence approach: specialization for fitness experts] Nizhnevartovsk. (in Russian).
Pevitsyna A.M. (2007). Nauchno-metodicheskie aspekty sovershenstvovaniya professionalnoy kompetentnosti uchiteley fizicheskoy kultury v protsesse povysheniya kvalifikatsii [Scientific and methodological aspects of improving the professional competence of PE teachers in the process of professional development] Rostov-on-Don. (in Russian).
Safonova G.V. (2011). Otsenka professionalnoy kompetentnosti trenerov prepodavateley po vidam sporta v sisteme poslediplomnogo obrazovaniya [Assessment of the professional competence of teacher trainers in sports in the system of postgraduate education] Personality, family and society: the issues of pedagogy and psychology. (in Russian).