Научная статья на тему 'Экология и спорт: особенности взаимосвязи в процессе обучения в вузе'

Экология и спорт: особенности взаимосвязи в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ФИТНЕС / КОМПЕТЕНЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ECOLOGY / FITNESS / COMPETENCES / PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серпер Сергей Александрович

В статье рассматривается влияние экологии на спортивное образование. Доказывается необходимость введения интегративных курсов для сохранения будущего здоровья нации. Ставится проблема о формировании экологической безопасности через спорт. Современные требования государства и общества к качеству образовательного процесса в вузе касаются не только набора профессиональных компетенций, необходимых для становления специалиста, но и особых требований к экологическому образованию и физической подготовке учащихся, что, как правило, оказывается тесно связано с универсальными компетенциями. Изучение теоретических и методологических трудов по вопросу формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций у бакалавров направления «Физическая культура и спорт» показывает, что необходимо расширение и углубления связи спорта и экологии на уровне компетенций. Развитие физической культуры и спорта является формирующим элементом общественной жизни современной России, оказывающей воздействие на социально-экономические и общественно-политические процессы, на сферы культуры, искусства, науки. В настоящее время как массовый спорт, так и профессиональный сложно представить без фитнеса, который всё активнее входит в жизнь и спортсменов, и простых граждан. Тем не менее, связь фитнеса, спорта и экологии всё еще не достаточно четко прописана. Реабилитация, восстановление физического и эмоционального здоровья граждан России важная социальная проблема, т.к. нет ничего более значимого, чем гармоничное развитие и функционирование личности в социуме. Однако, экология как часть образовательного процесса еще не в полной мере интегрирована в физкультурное образование, так же как и физкультура в экологическое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серпер Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGY AND SPORTS: PECULIARITIES OF INTERRELATIONSHIP IN THE STUDYING PROCESS IN THE UNIVERSITY

The article discusses the impact of ecology on sports education. The necessity of introducing integrative courses to preserve the future health of the nation is proved. The problem of the formation of environmental safety through sport is posed. Modern requirements of the state and society to the quality of the educational process at the university concern not only the set of professional competencies necessary for becoming a specialist, but also special requirements for environmental education and physical training of students, which, as a rule, turns out to be closely related to general cultural competencies. The study of theoretical and methodological works on the formation of general cultural and general professional competencies among bachelors of the direction “Physical Culture and Sports” shows that it is necessary to expand and deepen the connection between sport and ecology at the level of competences. The development of physical culture and sports is a formative element of the social life of modern Russia, which has an impact on socio-economic and socio-political processes, on the spheres of culture, art, and science. Nowadays, it is hard to imagine both mass sports and professional sports without fitness, which is increasingly entering the life of both athletes and ordinary citizens. Nevertheless, the connection of fitness, sport and ecology is still not clearly defined. Rehabilitation, restoration of the physical and emotional health of Russian citizens is an important social issue, because There is nothing more significant than the harmonious development and functioning of the individual in society. However, ecology as part of the educational process is not yet fully integrated into physical education, as well as physical education in environmental education.

Текст научной работы на тему «Экология и спорт: особенности взаимосвязи в процессе обучения в вузе»

Serper Sergey Aleksandrovich

ECOLOGY AND SPORTS: PECULIARITIES ..

pedagogical sciences

УДК 378.046.4

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0051

ЭКОЛОГИЯ И СПОРТ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© 2019

Серпер Сергей Александрович, кандидат экономических наук, докторант Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, ул. М. Горького 65\67, e-mail: sergeysrper@gmail.com)

Аннотация. В статье рассматривается влияние экологии на спортивное образование. Доказывается необходимость введения интегративных курсов для сохранения будущего здоровья нации. Ставится проблема о формировании экологической безопасности через спорт. Современные требования государства и общества к качеству образовательного процесса в вузе касаются не только набора профессиональных компетенций, необходимых для становления специалиста, но и особых требований к экологическому образованию и физической подготовке учащихся, что, как правило, оказывается тесно связано с универсальными компетенциями. Изучение теоретических и методологических трудов по вопросу формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций у бакалавров направления «Физическая культура и спорт» показывает, что необходимо расширение и углубления связи спорта и экологии на уровне компетенций. Развитие физической культуры и спорта является формирующим элементом общественной жизни современной России, оказывающей воздействие на социально-экономические и общественно-политические процессы, на сферы культуры, искусства, науки. В настоящее время как массовый спорт, так и профессиональный сложно представить без фитнеса, который всё активнее входит в жизнь и спортсменов, и простых граждан. Тем не менее, связь фитнеса, спорта и экологии - всё еще не достаточно четко прописана. Реабилитация, восстановление физического и эмоционального здоровья граждан России - важная социальная проблема, т.к. нет ничего более значимого, чем гармоничное развитие и функционирование личности в социуме. Однако, экология как часть образовательного процесса еще не в полной мере интегрирована в физкультурное образование, так же как и физкультура в экологическое.

Ключевые слова: экология; фитнес; компетенции; физическая культура и спорт.

ECOLOGY AND SPORTS: PECULIARITIES OF INTERRELATIONSHIP IN THE STUDYING PROCESS IN THE UNIVERSITY

© 2019

Serper Sergey Aleksandrovich, candidate of economical sciences, doctoral candidate Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russian Federation, Samara, M. Gorkiy st. 65\67, e-mail: sergeyserper@gmail.com)

Abstract. The article discusses the impact of ecology on sports education. The necessity of introducing integrative courses to preserve the future health of the nation is proved. The problem of the formation of environmental safety through sport is posed. Modern requirements of the state and society to the quality of the educational process at the university concern not only the set of professional competencies necessary for becoming a specialist, but also special requirements for environmental education and physical training of students, which, as a rule, turns out to be closely related to general cultural competencies. The study of theoretical and methodological works on the formation of general cultural and general professional competencies among bachelors of the direction "Physical Culture and Sports" shows that it is necessary to expand and deepen the connection between sport and ecology at the level of competences. The development of physical culture and sports is a formative element of the social life of modern Russia, which has an impact on socio-economic and socio-political processes, on the spheres of culture, art, and science. Nowadays, it is hard to imagine both mass sports and professional sports without fitness, which is increasingly entering the life of both athletes and ordinary citizens. Nevertheless, the connection of fitness, sport and ecology is still not clearly defined. Rehabilitation, restoration of the physical and emotional health of Russian citizens is an important social issue, because There is nothing more significant than the harmonious development and functioning of the individual in society. However, ecology as part of the educational process is not yet fully integrated into physical education, as well as physical education in environmental education.

Keywords: ecology; fitness; competences; physical culture and sport.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Современные требования государства и общества к качеству образовательного процесса в вузе касаются не только набора профессиональных компетенций, необходимых для становления специалиста, но и особых требований к экологическому образованию и физической подготовке учащихся, что, как правило, оказывается тесно связано с универсальными компетенциями. С конца ХХ в. расширяется взгляд на проблему взаимодействия физкультуры и природы, здорового образа жизни и экологии [1, с. 40]. В государственных документах и законодательных актах Российской Федерации указаны экологические требования к спортивным объектам, т.е. для организации спорта и физкультуры на государственном уровне, вопрос о взаимосвязи экологии и спорта уже решён. Однако, экология как часть образовательного процесса еще не в полной мере интегрирована в физкультурное образование, так же как и физкультура в экологическое.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Методологическую основу исследования составили положения философии, социологии и экономики, позволяющие выявить сущность политических, социально-экономических трансформаций, которые привели к реформированию всех сфер российского социума, в том числе и физкультурного образования, вызвав необходимость внедрения фитнеса; принцип системности; идеи о всеобщей взаимосвязи и развитии явлений объективной действительности, о единстве развития личности и деятельности, о единстве физического и духовного в человеке, взаимосвязи теории и практики, непрерывности образования. Теоретической базой исследования, кроме трудов по развитию физкультуры, спорта и фитнеса, составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие функционирование сферы физической культуры и спорта, здравоохранения и образования. Не менее важным в методологической базе работы был системный подход, позволяющей изучить фитнес как эволюционирующую и изменяющуюся, открытую социально-экономическую и педагогическую систему. При анализе научной литературы и учебных программ три данных компонента образовательной среды вуза оказываются более связанными, чем это кажется на первый взгляд [2; 3, с. 148]. Наиболее

педагогические науки

Серпер Сергей Александрович ЭКОЛОГИЯ И СПОРТ: ОСОБЕННОСТИ ...

важным в процессе экологического образования является формирование у студентов ценностного отношения к природным явлениям и объектам, а также понимание взаимосвязи между экологическим, физическим образованием и становлением студентов как специалистов.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Хорошо организованная физкультурная работа в вузе способствует повышению степени развития физической подготовки студентов, уровня их адаптивных возможностей, что в целом позволяет придти к складыванию у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни. Как отметили Н.П. Петрушкина, О.И. Коломиец, О.А. Макунина: существует широкий набор экологических факторов, которые блокируют биохимические реакции или снижают их скорость (излучения, интоксикации и др.), уменьшают работоспособность (как физическую, так и умственную), а это, очень быстро и негативно отражается на спортивном результате [2; 3. С. 150]. Таким образом, введение интегративных программ по экологии и физической культуре поможет студентам более правильно понять взаимодействие человека с окружающей средой при спортивных тренировках и при изменяющихся условиях среды обитания человека. В этом, на наш взгляд, и заключается возможность взаимосвязи экологического и физического образования -через такую категорию, как здоровый образ жизни.

Такой подход можно органично выстроить в соответствии с концепцией устойчивого развития в определении А.Л. Бусыгиной и А.Г. Бусыгина: «Появление концепции устойчивого развития, т.е. такого развития, которое учитывает фактор окружающей среды, качества жизни и здоровья, оказалось очень важным шагом в истории цивилизации, поскольку эта концепция знаменует отход от старого, технократического мировоззрения на проблемы жизни и здоровья. Поэтому стратегию устойчивого развития можно считать методологической основой здоро-вьесбережения». В свою очередь, эффективная реализация политики здоровьесбережения невозможна без изменения системы социально-экологических ценностей, без апробации новых подходов к сохранению экологии и природы, без внедрения данных подходов и методов в учебный процесс не только вузовского, но и школьного уровня [4. С. 40]. В свою очередь, эффективная реализация политики здоровьесбережения невозможна без изменения системы социально-экологических ценностей, без апробации новых подходов к сохранению экологии и природы, без внедрения данных подходов и методов в учебный процесс не только вузовского, но и школьного уровня.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Изучение программ российских вузов по профилю «Физическая культура и спорт» показало, что очень мало применяются средства физической культуры (фит-нес и йога) в экологическом образовании бакалавров [5. С. 220 - 223]. Необходимо отметить, что в СГСПУ такая взаимосвязь уже реализуется. Так, в программе дисциплины «Методы исследований и обработки информации в природопользовании» (профиль направления подготовки «Экология») детально расписываются требования к результатам освоения дисциплины, среди которых присутствует и общекультурная компетенция ОК-11: «Иметь ясные представления о здоровом образе жизни и физической культуре» [6]. Но на современном этапе развития педагогического образования ее целесообразно заменить на универсальную компетенцию 7, согласно ФГОС 3++, где прямо речь идет о здоровьесбережении и важность физ.подготовки для выполнения социальных и профессиональных функций. Но содержательно, как ОК-11, так и УК-7 оставляют возможности для широкого толкования и возможности внедрения экологических знаний в процесс подготовки бакалавров профиля «Физическая культура и спорт».

Следовательно, может быть поставлен и другой во-

прос: разработка спортивно-физкультурно-экологиче-ской программы, направленной на формирование экологических знаний у студентов с помощью использования в педагогическом процессе средств физической культуры и спорта.

Целью подобной программы может быть формирование у студентов представлений о взаимосвязи природы и спортивной деятельности. А в качестве основных задач следует выделить: формирование базовых понятий об экологии и природе через средства спорта и физкультуры; углубление понимания взаимовлияния природы и человека; формирование экологической безопасности через физическую культуру.

Содержание физкультурно-экологической программы должно включать в себя формирование знаний о специфике профессиональной деятельности выпускника программы «Физическая культура и спорт» в экологически проблемных регионах, которыми на данный момент являются практически все крупные, промышленно развитые города [7]. Будущий фитнес-тренер должен не только осознавать зависимость здорового образа жизни от общего развития экологии региона, но и уметь профессионально-грамотно подобрать комплекс упражнений, способствующих снижению негативного влияния в данной сфере. В этой деятельности должны сыграть большую роль компетенции, полученные в процессе экологического образования.

В итоге, как отмечено в исследовании А.Г. Бусыгина и А.Л. Бусыгиной, необходимо добиться того, чтобы интегральные курсы с «выходом в другие дисциплины», в основе которых лежит идея формирования здоровьес-берегающих компетенций, были включены в учебный план по максимальному числу дисциплин (по экологии, биологии, химии, физике и мн. др.), с тем, чтобы организовать не локальную, а масштабную воспитательную здоровьесберегающую среду [4. С. 43].

Следовательно, можно говорить, что вопросы экологии в физкультурном и спортивном образовании выступают в качестве важнейшего фактора подготовки будущего специалиста, готово к современным условиям, которые предъявляют работодатели [8. С. 38 - 45]. Общая направленность подобных интегративных курсов - это подготовка специалистов для самого динамично развивающегося рынка услуг в спортивно-оздоровительной сфере - фитнеса. Экологические знания помогут будущим тренерам более грамотно выстроить модели своих программ, ориентируя их не только на потребности рынка, желания клиентов, планы работодателей, но и на требования экологии в самом широком понимании [9. С. 53].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Следовательно, анализ взаимосвязи экологии, фитне-са и спорта позволил прийти к некоторым выводам:

1. На эффективность профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту в оздоровительном фитнесе оказывает существенное влияние уровень сформированности у них не только специальных профессиональных компетенций, но и универсальных, где один из значимых элементов является (особенно в УК-7 и УК-6) необходимость формирования соответствующего уровня знаний в области экологии.

2. Важнейшее значение в системе базовых общепрофессиональных компетенций фитнес-инструктора, обеспечивающих эффективность его деятельности в сфере фитнеса, имеет ОПК-3 и ОПК-6. В условиях современной экологической ситуации, одной из задач тренера-инструктора, особенно при проведении занятий на открытом воздухе, является забота о здоровье обучаемых [10. С. 8; 11. С. 171]. Без сбора и анализа экологической информации - это сделать крайне сложно.

3. Анализ трудов в сфере теории и практики физкуль-турно-спортивного образования, а так же политики здо-ровьесбережения позволяет говорить о необходимости

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27)

219

Serper Sergey Aleksandrovich

ECOLOGY AND SPORTS: PECULIARITIES ..

pedagogical sciences

применения природных средств, в основе которых лежит взаимодействие обучающегося с воздухом и водой для повышения эффективности процесса формирования как общепрофессиональных, так и универсальных компетенций [12. C. 54]. Однако, при практической реализации данных установок наблюдается противоречивая картина: спортивные занятия на открытом воздухе в неблагоприятных экологических условиях не сохраняют здоровье нации, а способствую его ухудшению [13. C. 85]. Следовательно, выпускник профиля «Физическая культура и спорт» должны владеть широким набором компетенций, позволяющих свести в единое целое спортивные знания и экологические.

4. Экологические условия, неблагоприятная ситуация с природой и климатом - всё это негативно воздействует на организм учащихся, не способствует совершенствованию физических характеристик будущих специалистов, а значит, необходимо большее внимание уделять в процессе формирования компетенций будущих тренеров экологической составляющей, без учета которой, реализация государственных задач в области физического воспитания и спорта в России - будет трудновыполнимой [14. C. 4: 15. C. 62].

5. Разработанные в России модели обучения, целенаправленные на выработку специальных профессиональных компетенций, необходимых для фитнес-индустрии и содержащих составляющие модульного обучения, воспроизводят необходимые элементы для благополучного воплощения в жизнь новой модели обучения, где будут сочетаться профессиональные физические навыки и экологическое образование [16. C. 31].

6. Анализ учебно-методических программ, учебной и научной литературы показывает [17. C. 21 - 28; 18. C. 23], что основными педагогическими условиями формирования у студентов комплекса необходимых компетенций для будущей деятельности в фитнес-индустрии с учетом экологического компонента выступают следующие условия: применение инновационных обучающих методик; формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере фитнеса; вырабатывание и улучшение профессионального потенциала студентов на базе освоения профессионально-ориентированных технологий обучения; изучение будущими специалистами профессиональных умений и навыков в сфере экологии в условиях моделирования их профессиональной деятельности [19. C. 25; 20. C. 10 - 14].

Одной из наиболее востребованных и оптимальных форм практических занятий бакалавров профиля «Физическая культура и спорт» по обеспечению взаимосвязи физкультуры и природы является йога. Как классические трактаты по йоге, так и современные методики направлены, во многом, на улучшение взаимодействия человека и природы, на более глубокое понимание тренирующимися законов природы. Данные упражнения будут способствовать не только улучшению физического состояния студентов, но и существенно помогут им в будущей профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выдрин В.М. История и методология науки о физической культуре // История и методология науки о физической культуре: Хрестоматия по истории и методологии науки о физической культуре // Тула. 2016. 382 с.

2. Петрушкина Н.П., Коломиец О.И., Макунина О.А. Магистерская программа «Экология физической культуры и спорта» // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 6 (112). С. 150 -162.

3. Новиков В.Ф., Федоренко А.В. Основы физического воспитания: спорт, здоровье и экология. Казань. 2005. 254 с.

4. Бусыгин А.Г., Бусыгина А.Л. Методологические основания обучения студентов здоровье сбережению //Самарский научный вестник 2013. № 4. С. 40 - 46.

5. Акопян А.В. Экология спорта как новое направление экологии человека // Географические исследования Краснодарского края // Краснодар. 2015. С. 220 - 223. http://www.pgsga.ru/upload/umu/OOP/ ecologiya/Priloshenie%204.pdf

6. Ишмухаметов М.Г. Экология, физкультура, здоровье // Успехи

современного естествознания. 2008. № 5. С. 21 — 29.

7. Калинкин Л.А. Экология и спорт // Теория и практика физической культуры. 1998. № 10. С. 38 - 45.

8. Абзалов P.A., Знятдинова А.И. Экология физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. М., 1997. № 7. С. 53 - 54

9. Логвина Т.Ю. Влияние факторов внешней среды на здоровье детей дошкольного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 1. С.8.

10. Добролюбов В.Ю. Экологические аспекты физиологии человека // Медицинские проблемы экологии: лекции для студентов. Нижний Новгород, 1992. C. 171.

11. Воронов Б.Л. Формирование сети физкультурно-спортивных сооружений с учетом атмосферной экологии // Теория и практика физической культуры. 2001. №10. С.51-54.

12. Пасюков П.Н. О подготовке специалистов по физической культуре и спорту в контексте региональной культуры // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Уссурийск, 2002. С.84 — 88.

13. Неверкович С.Д. Спорт и окружающая среда: перспективы развития // Теория и практика физической культуры. 2001. № 3. С. 2 - 5.

14. Медведков В.Д. Физическая культура и экологическая безопасность населения // Экология физического воспитания. Тула, 1995. С. 62 - 63.

15. Лепешев В.П. Физическая культура и спорт на Дальнем востоке России в 2005 году. Хабаровск, 2006. 56 с.

16. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 - 28.

17. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. 1990. № 1. С. 22 - 26.

18. Соловьев Г.М. Педагогическая технология формирования физической культуры личности в аспекте современных проблем воспитания //Вестник СГУ. 2000. №26. C. 20 - 31.

19. Лисицкая Т.С. Принципы оздоровительной тренировки // Теория и практика физической культуры. 2002. №8. С. 6 - 14.

Статья поступила в редакцию 05.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.