Научная статья на тему 'Педагогический фактор в фитнесе: перспективы развития'

Педагогический фактор в фитнесе: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС / ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FITNESS / FITNESS TECHNOLOGIES / EDUCATION IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серпер Сергей Александрович

В статье рассматривается влияние педагогического фактора на развитие регионального фитнеса в России. Фитнес как изучаемая в вузе дисциплина представляет собой комплекс мероприятий. В нем используются силовые, аэробные тренировки; тренировки на развитие гибкости; для занятий характерны широкий спектр используемых физических упражнений, связь двигательной активности с музыкой. Использование фитнеса в вузах России поможет достичь цели и решения задач, сформулированных президентом и правительством для сбережения здоровья нации. В статье изучается вопрос о специфике развития региональной физической культуры и спорта. Рассмотрены наиболее важные направления и последствия данного процесса. Рассмотрены особенности региональной спортивной политики, материально-техническая база города и спортивная инфраструктура. Показана важность кадровой политики на примере Сызрани. Проанализирована роль спортивных соревнований в развитии региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серпер Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical factor in fitness: development prospects

The article discusses the influence of pedagogical factors on the development of the regional fitness in Russia. Fitness as a discipline of study in high school is a set of activities and includes aerobics, training flexibility. A complex of physical exercises is can be performed to music. Fitness in Russian universities will help fulfill the goals and objectives formulated by President and the government for national health saving. This paper dwells upon the features of the regional physical education and sports. It considers the most important trends and results of this process. It also displays the features of the regional sports policy, the material and technical base of the city and the sports infrastructure. The importance of human resources policy is given as exemplified in the town of Syzran. The article analyzes the role of sports events in the development of the region.

Текст научной работы на тему «Педагогический фактор в фитнесе: перспективы развития»

УДК 796.06

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ФИТНЕСЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ PEDAGOGICAL FACTOR IN FITNESS: DEVELOPMENT PROSPECTS

© 2016

С.А. Серпер

Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

S.A. Serper

Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье рассматривается влияние педагогического фактора на развитие регионального фитнеса в России. Фитнес как изучаемая в вузе дисциплина представляет собой комплекс мероприятий. В нем используются силовые, аэробные тренировки; тренировки на развитие гибкости; для занятий характерны широкий спектр используемых физических упражнений, связь двигательной активности с музыкой. Использование фитнеса в вузах России поможет достичь цели и решения задач, сформулированных президентом и правительством для сбережения здоровья нации. В статье изучается вопрос о специфике развития региональной физической культуры и спорта. Рассмотрены наиболее важные направления и последствия данного процесса. Рассмотрены особенности региональной спортивной политики, материально-техническая база города и спортивная инфраструктура. Показана важность кадровой политики на примере Сызрани. Проанализирована роль спортивных соревнований в развитии региона.

The article discusses the influence of pedagogical factors on the development of the regional fitness in Russia. Fitness as a discipline of study in high school is a set of activities and includes aerobics, training flexibility. A complex of physical exercises is can be performed to music. Fitness in Russian universities will help fulfill the goals and objectives formulated by President and the government for national health saving. This paper dwells upon the features of the regional physical education and sports. It considers the most important trends and results of this process. It also displays the features of the regional sports policy, the material and technical base of the city and the sports infrastructure. The importance of human resources policy is given as exemplified in the town of Syzran. The article analyzes the role of sports events in the development of the region.

Ключевые слова: фитнес; фитнес-технологии; российское образование.

Keywords-fitness; fitness technologies; education in Russia.

Вопросы, связанные с перспективами развития регионального фитнеса в педагогическом плане, относятся к наиболее сложным и часто обсуждаемым в исследованиях различного уровня.

Проведенный анализ перспектив развития фитнеса в педагогическом плане свидетельствует, что на современном этапе модернизации физкультурного и спортивного высшего образования есть ряд серьёзных противоречий [1; 2]. В то время как в российском образовании успешно формируются и решаются инновационные цели и задачи, направленные на улучшение физического состояния и здоровья будущих специалистов, фитнес по-прежнему занимает не соответствующее

его значению место в учебных программах и курсах и, как прямое следствие этого, в жизни российского общества [3, с. 92].

Следовательно, изучение педагогических аспектов развития фитнеса и спорта - актуальная как в научно-теоретическом, так и в практическом плане задача.

Генеральная задача, сформулированная в «Стратегии развития...», - полномасштабная политика оздоровления студентов и создание ценностных установок на здоровый образ жизни - до сих пор не решена. Это актуализирует сейчас и в ближайшем будущем исследования по поиску наиболее оптимальных педагогических методов ее решения.

На наш взгляд, важнейшим средством как для решения проблем спортивно-оздоровительной политики, так и для формирования качественно подготовленных специалистов фитнес-сферы является постоянное совершенствование и углубление профильных вузовских программ и курсов, отвечающих за подготовку будущих специалистов по физкультуре, спорту и фитнесу.

Анализ научной литературы показывает, что для достижения задач, поставленных в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [4], необходимо выполнить следующие задачи.

Во-первых, для перспективного развития регионального фитнеса требуется увеличение числа дисциплин и вузовских программ, дающих возможность направлять обучение будущих специалистов фитнес-индустрии на результативную и высокоэффективную деятельность [5, с. 25]. Подобные программы и учебные курсы позволят вузам, разработавшим их, занять в образовательной системе региона более привлекательное для потенциальных абитуриентов место. Кроме того, новые программы по подготовке специалистов фитнес-сферы сделают вузы более открытыми к новым педагогическим технологиям, продемонстрируют готовность вуза работать в соответствии с запросами современного общества.

Таким образом, именно увеличение предложений в сфере современных образовательных вузовских программ по фит-несу в ближайшей перспективе позволит подготовить эффективных и компетентных молодых специалистов для работы в сфере фитнеса.

Во-вторых, при обучении специалистов фитнес-сферы нужно повысить уровень свободы студентов при выборе разнообразных индивидуальных программ. От этого напрямую зависит набор полученных при обучении компетенций, а его расширение существенно упростит профессиональную и социальную адаптацию молодого специалиста по фитнесу, увеличит его потенциал и основы для будущего профессионального роста.

В-третьих, в процессе изучения студентами учебных курсов по фитнесу

необходимо, чтобы на семинарских и практических занятиях сохранялась направленность на активизацию познавательной деятельности будущих специалистов [6, с. 46-50]. Студентам требуется не только учитывать факты и закономерности будущей работы с клиентами фитнес-индустрии, но и выявлять связи и отношения между ними, т.е. моделировать условия мыслительной деятельности, близкие к соответствующей профессиональной деятельности в сфере оздоровительного фитнеса.

В-четвертых, чрезвычайно важным фактором для эффективного развития фитнеса в России является научно-исследовательская работа как студентов, так и преподавателей по теоретическому осмыслению и анализу самого понятия «фитнес», его специфики и закономерностей развития, содержания основных компетенций и педагогических условий обучения фитнесу [7, с. 51]. Исследовательская работа студентов позволит им быть в курсе новых теоретических идей и тенденций развития современного фитнеса, что положительно скажется на будущей профессиональной деятельности.

В-пятых, большие перспективы для развития фитнеса имеет вопрос, связанный с непосредственной организацией учебного процесса. Значимые результаты может дать применение в образовательном процессе активных методов: моделирование практических ситуаций из будущей работы в фитнес-индустрии; тренинги, деловые игры, учебные групповые дискуссии. Но в то же время данные активные методы должны сочетаться; необходимо учитывать постоянную модернизацию учебного процесса, при которой качественная теоретическая подготовка в перспективе должна сочетаться с привлечением студентов к внеучебной практике в фитнес-индустрии. Эта практика на данный момент распространена в очень незначительных объёмах, хотя именно такое обучение может стать наиболее эффективным и перспективным.

Безусловно, перечисленные задачи являются не единственными для обеспечения перспективного развития регионального фитнеса. Во многом будущее фитнес-педагогики зависит от содержания разработанных вузовских программ [8, с. 2-6]. Очевидно, что в этом плане должно происходить расширение как имею-

щихся курсов, так и углубление программ за счет введения новых дисциплин: «История фитнеса», «Особенности детского фитнеса», «Особенности фитнес-педагогики», «Мотивация клиента в фит-несе», «Психология силового фитнеса», «Особенности этикета в тренажерном зале», «Специфика персонального тренинга в тренажерном зале» [9, с. 13].

Не менее перспективным является и использование в образовательном процессе различных электронных и видеоматериалов, фото-кейсов. Одним из способов оценивания достижений студентов в процессе формирования специальных профессиональных компетенций может являться портфолио - целенаправленное собрание работ каждого обучающегося, которое показывает его развитие.

Другой важной составляющей подготовки будущих профессионалов в сфере фитнеса, а также эффективным средством по формированию базовых профессиональных компетенций в перспективных программах должна стать самостоятельная работа [10, с. 11-15]. В новых образовательных программах по физкультуре и спорту необходимо, чтобы самостоятельная работа студентов была направлена на увеличение их познавательной активности и формировала профессиональное отношение к постоянному самосовершенствованию и усвоению теоретических и практических знаний.

Рассуждая о перспективах подготовки специалистов по фитнесу, невозможно обойти вниманием и вопрос о привлечении потенциальных работодателей к образовательному процессу [11, с. 152]. Руководство фитнес-центров должно целенаправленно сотрудничать с вузами для получения качественно подготовленных работников, организуя постоянные практики студентов (проведение семинаров, тренингов, мастер-классов). Возможно, следует (для получения в будущем интенсивного развития сферы фитнеса) проработать вопрос привлечения потенциальных работодателей к итоговой аттестации будущих работников сферы фитнеса и физической культуры.

В современной России постоянно ведутся новые теоретические разработки: как более эффективно формировать профессиональные компетенции специалистов фитнеса, как лучше организовать учебный процесс в вузах физической

культуры с применением фитнеса, как выработать оптимальные программы и учебные курсы. Следовательно, необходимо в будущем систематизировать новые разработки и внедрять их как в учебном процессе, так и в практической работе в сфере регионального фитнеса.

Комплексное применение указанных факторов позволит оптимальным образом внести вклад со стороны вузов в развитие регионального фитнеса. Однако лишь государственные усилия и усилия региональных властей не смогут полностью решить одну из важнейших проблем - комплектование фитнес-центров высококвалифицированным персоналом.

Большим дополнительным фактором в этом процессе могут стать курсы повышения квалификации, создаваемые как при вузах, так и в самих фитнес-клубах. Анализ деятельности самарских и сызранских фитнес-клубов в этом направлении показал, что за период 2010-2015 гг. курсы повышения квалификации интересны, прежде всего, для людей с непрофильным высшим образованием (до 60% всех слушателей), либо со средним образованием (33%). И только 7% слушателей составили люди с высшим физкультурным образованием. С одной стороны, это говорит о высоком качестве получаемого в региональных вузах высшего физкультурного образования. Но, с другой стороны, доказывает, что кадровая проблема в фитнес-сфере стоит достаточно остро, учитывая то, какое количество людей без профильной подготовки готово работать и работает в фитнес-сфере. Значит, совершенствование и расширение системы курсов повышения квалификации - важная задача для перспективного развития регионального фитнеса.

И здесь возникает целый ряд вопросов, связанных с главной проблемой: какими должны быть курсы, каковы должны быть их содержание и структура, чтобы в ближайшей перспективе выполнить установки «Стратегии развития. ».

Мнения специалистов сходятся на том, что курсы объёмом менее 72 часов являются малоэффективными [12, с. 5]. Основная причина этого кроется в том процентном соотношении, которое мы привели выше, - на курсы идут люди без профильного образования, следовательно, с минимальным набором профессиональ-

ных компетенций и очень малым опытом работы в фитнес-сфере: более 50% слушателей курсов за период 2010-2015 гг. имели стаж работы в фитнес-индустрии менее трёх лет. При этом 100% инструкторов и тренеров фитнеса считают, что повышение квалификации им крайне необходимо. А 55% тренеров и инструкторов полагают, что необходимо постоянно повышать квалификацию.

Анализируя практическое применение используемых в настоящее время образовательных курсов для повышения квалификации работников фитнес-сферы, нужно обозначить, что, базируясь на полученных данных, можно рекомендовать для перспективного развития регионального фитнеса следующие положения.

Во-первых, ввести как в государственные вузы, так и рекомендовать частным структурам для эффективного повышения квалификации работников фитнес-индустрии использовать учебные курсы, рассчитанные более чем на 72 часа. Базовой программой должна стать «Организация работы фитнес-центра» трудоемкостью от 72 до 144 часов [13, с. 9-11]. Это, своего рода, начальный курс, призванный ознакомить слушателей (такие категории, как управляющий персонал, фитнес-инструкторы, инструкторы групповых занятий) с важнейшими элементами функционирования фитнес-клуба в современных условиях. В процессе прохождения такого курса обучающиеся приобретают теоретические и практические знания, прежде всего, управленческой направленности [14, с. 32]. Как показывает опыт организации работы региональных фитнес-клубов, именно таких знаний и не хватает, чтобы правильно определить состав и структуру возможной клиентской базы, ценовую политику, систему скидок и льгот, социально-психологические особенности вероятных клиентов [14, с. 35]. Эффективное применение подобных курсов позволит преодолеть в ближайшей перспективе недостаточное развитие детского фитнеса и фитнеса для пенсионеров.

Во-вторых, необходима разработка и внедрение основополагающего курса -«Организация и проведение занятий в фитнес-клубе». Данный курс должен быть рассчитан именно на тренерский состав и

инструкторов тренажёрного зала. В процессе обучения участники программы не только сформируют профессиональные компетенции по важнейшему направлению своей работы, но и получат теоретические и практические знания по анатомии, физиологии, биомеханике, теории и методике занятий, основам силовой тренировки [15, с. 166-168; 16, с. 13]. Содержание курса должно быть нацелено на формирование у обучаемых компетенций для эффективного сопровождения всего тренировочного процесса в фитнес-клубе.

В-третьих, важнейшей составляющей курсов повышения квалификации работников фитнес-сферы должны быть программы по современным видам фит-неса и новым тенденциям [17, с. 11]. Такие курсы должны обеспечить в будущем модернизацию фитнес-сферы России в практическом и теоретическом плане. Их оптимальный объём может составлять 72 часа.

В процессе прохождения курсов необходимо применять современные педагогические технологии, приемлемые как для достижения целей массового физического воспитания, так и для фитнеса. Методика изучения курса должна строиться на рациональном сочетании лекций, активных форм и методов обучения.

С целью оптимизации образовательного процесса и его интеграции в профессиональную деятельность необходимо использовать активные формы обучения - такие, как деловые игры, решение практических задач, рассмотрение конкретных ситуаций, проведение тематических и авторских открытых учебно-тренировочных занятий и др. [15, с. 168].

Таким образом, для перспективного развития регионального фитнеса, на наш взгляд, необходима реализация целого комплекса мер, направленных и на организационную сторону вопроса, и на финансовую, и на научно-теоретическую. И на каждом из этих направлений необходимы скоординированные усилия федеральных, региональных властей, частных предпринимателей. Этого же требует и «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.», где в «Заключении» сказано: «Во многом определяющими

развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на долгосрочную перспективу станут обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно-

спортивной деятельности» [4]. Следовательно, учёт и развитие в ближайшее время данных базовых составляющих позволит сформировать высокоэффективную, современную, инновационную систему регионального фитнеса Российской Федерации.

•к к к

1. Юньков А.Ю. Структурные сдвиги в кадрах физкультуры и спорта // Бизнес в законе. 2011. № 1. С. 211-213.

2. Ямщиков Ю.Н. Спорт в условиях глобализации // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. №3. С. 159-162.

3. Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре. М. : Физическая культура, 2008. 244 с.

4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения 30.09.2016).

5. Войнар Ю. Тенденции и проблемы профессионального образования в сфере физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1999. №10. С. 21-27.

6. Воробьева Е.В. Внедрение модульно-блочного обучения в процесс подготовки специалиста в области физической культуры // Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири. 2001. №1. С. 46-50.

7. Холодов Ж.К. Технология теоретической и профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.04, 13.00.01. М., 1996. 452 с.

8. Давиденко Д.Н. Оценка формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза // Теория и практика физической культуры. 2006. №2. С. 2-8.

9. Колесникова С.В. Детская аэробика: методика, базовые комплексы. Ростов н/Д. : Феникс, 2005. 208 с.

10. Олияр В.И. Теоретико-методологические основы актуализации физического самовоспитания учащихся // Теория и практика физической культуры. 2002. №1. С. 11-15.

11. Суетина Т.Н. Методические основы организации занятий по аэробике со студентками вуза: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. Улан-Удэ, 1999. 184 с.

12. Кабачков В.А. Физическое воспитание с профессиональной направленностью. М. : Медицина, 1999. 176 с.

13. Никитушкина Н.Н., Калашников Д.Г. Задачи подготовки тренерских кадров для работы в спортивно-оздоровительных и фитнес-центрах // Теория и практика физической культуры. 2004. №6. С. 9-16.

14. Никитушкина H.H. Организация повышения квалификации специалистов системы комитета физической культуры и спорта города Москвы // Дополнительное профессиональное образование. 2004. №3. С. 30-36 .

15. Калашников Д.Г. Построение учебных программ повышения квалификации специалистов фитнес-клубов: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. М., 2005. 178 с.

16. Калашников Д.Г. Упражнения с отягощениями. M. : Фантэра. 2002. 64 с.

17. Блеер А.Н. Концепция дополнительного профессионального образования специалистов по физической культуре, спорту и туризму. М. : Физическая культура, 2001. 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.