УДК 796.035
современные проблемы физкультурно-
оздоровительной деятельности в сфере фитнеса
Кандидат педагогических наук, профессор А. А. Тарасенко , кандидат медицинских наук, профессор В. И. Осик, кандидат педагогических наук, доцент О. Г. Лызарь, кандидат педагогических наук, доцент С. С. Воеводина, старший преподаватель И. И. Гусева.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015. Краснодар, ул. Буденного, 161.
Стремительный рост числа фитнес-клубов и лиц, вовлеченных в физкультурно-оздоровительную деятельность на их базе, в Российской Федерации и на Кубани создал кадровый дефицит специалистов, что, в свою очередь, привело к ряду серьезных проблем в фитнес-индустрии. К ним следует отнести снижение профессионализма инструкторов, персональных тренеров и менеджеров фитнес-клубов и как результат - низкий уровень требований к их профессиональной подготовленности при приеме на работу. Ситуация усугубляется устойчивой отрицательной тенденцией показателей здоровья россиян, в том числе и вовлекаемых в рекреационную деятельность. Это требует должного профессионализма в работе персонала фитнес-клубов при организации и нормирования физических нагрузок для лиц, имеющих выраженные отклонения здоровья и хронические заболевания. Из-за отсутствия в большинстве не сетевых фитнес-клубов должного медико-педагогического обеспечения снижается эффективность занятий. Такое положение дел свидетельствует о том, что фитнес в Российской Федерации приобретает все более выраженную коммерческую направленность. Поэтому особо актуальными становятся вопросы модернизации законодательной базы фитнес-индустрии, то есть разработка региональной модели управления, организации и содержания профессиональной деятельности фитнес-клубов Краснодарского края [5, 6].
Ключевые слова: фитнес; фитнес-клубы; врачебное обследование; состояние здоровья занимающихся; нормирование нагрузок; оценка результативности;
законодательная база фитнес-инду-стрии; профессиональное образование в области физической культуры и спорта; саморегулируемая организация.
Введение. В современных условиях основным направлением развития массового спорта и оказания услуг населению в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации является фитнес-индустрия - предоставление коммерческих услуг физкуль-турно-спортивного характера населению.
Мировой процесс активного развития фитнеса, рост популярности занятий физкультурой и спортом для обеспечения жизнеспособности и работоспособности современного человека за последние четверть века рассматриваются как революция в образе жизни современного человека [10, 14, 15, 21, 22, 23].
В Российской Федерации уровень физической активности населения в настоящее время довольно низок. Так, если в США доля американцев, занимающихся физической культурой, составляет 40%, то число россиян, вовлеченных в рекреационную деятельность, по последним данным, составляет не более 15,9% [12, 13].
В Российской Федерации сегодня насчитывается более двух тысяч фитнес-клубов. Сегмент фитнеса на российском рынке услуг является одним из наиболее динамичных. По данным профессиональных участников рынка, в 2008 г. рост фитнес-индустрии составил 30-40% по сравнению с 2007 г. По общим оценкам, потенциальная емкость российского рынка фитнес-услуг составляет порядка 2 млрд $ в год [1, 2].
В ряду мер, направленных на оздоровление российских граждан, первостепенное значение приобретает формирование здорового образа жизни и личностной
физической культуры. Адекватная двигательная активность является универсальным средством улучшения здоровья, повышения работоспособности, резистентности и активизации механизмов специфической и общей адаптации, о чем свидетельствуют многочисленные научные исследования как в нашей стране, так и за рубежом [13].
В связи с тем что в фитнес-клубы приходят люди не всегда относящиеся к категории здоровых и практически здоровых, имеются данные об ухудшении здоровья некоторых лиц в процессе выполнения фитнес-про-грамм вплоть до госпитализации и даже внезапной смерти [20]. Это возвращает нас к проблеме должного медицинского обеспечения фитнес-тренировки, которая проводится либо без врачебного контроля, либо обеспечивается врачами, не достаточно компетентными в вопросах спортивной и восстановительной медицины.
цель исследования - провести оценку здоровья и отношения к ФК и спорту лиц, изъявивших желание заниматься в фитнес-клубах, и предложить пути повышения эффективности медико-педагогического обеспечения занятий на основе совершенствования законодательства в области физической культуры и спорта.
Материал и методы исследования. Анализируемый материал - нормативно-правовая база развития массового спорта и фитнеса в РФ и на Кубани, фрагмент социологического исследования состояния здоровья лиц, занимающихся фитнесом, а также результаты медико-педагогического обеспечения занятий. В процедуре обследования приняло участие 162 человека, в том числе 130 женщин и 32 мужчины, вовлеченных в рекреационную деятельность на базе фитнес-клубов г. Краснодара. Такое соотношение объяснялось спецификой спортивно-оздоровительных клубов, в которых проводилось исследование. Оценивалось состояние здоровья занимающегося, двигательный опыт и отношение к физической культуре и спорту. Для этого использовалась унифицированная анкета («Карта») [7]. Среди предлагаемых фитнес-программ преобладали тренировки, ориентированные прежде всего на женщин - различные виды оздоровительной аэробики, пи-латес, танцевальные классы. Возраст обследованных в среднем составил 31,3 ± 1,2 года.
В соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)...» не удалось получить объективную информацию о материально-техническом оснащении, кадровом обеспечении, содержании и эффективности работы фитнес-клубов, позиционирующих себя в г. Краснодаре.
Результаты исследования и их обсуждение.
Проведенное врачебное обследование лиц, изъявивших желание заниматься фитнесом, позволило выявить, что практически здоровыми, т. е. не предъявляющими жалоб и отрицающими наличие заболеваний, считали себя 28,2% обследованных. При этом бо-
лее половины из группы «практически здоровых» была молодежь (17 до 25 лет), в группах зрелого возраста число «практически здоровых» клиентов существенно уменьшалось.
У 116 обследованных (71,6%) были выявлены хронические заболевания, причем одно заболевание отмечалось у 36 обследованных (22,2%), в остальных случаях имели место два и более заболевания.
Среди наиболее распространенных заболеваний выявлены болезни сердечно-сосудистой системы -50,3%, опорно-двигательного аппарата - 47,5%, органов дыхания - 10,3 %, органов зрения - 19 % и желудочно-кишечного тракта - 20,7%. Состояние после полостных операций, выполненных в течение последнего года до момента обследования, отмечено у 2 человек (1,7%) и число беременных женщин составило 4,6 %.
Избыточная жировая масса тела, определяемая в ходе обследования по показателю «Индекс массы тела» (ИМТ) в диапазоне 25-30 кг/м2), отмечалась у 13% от общего числа обследованных, а ожирение при ИМТ более 30 кг/м2 выявлено у 3,1%. Таким образом, для 26 обследованных (16,1%) проблема коррекции жировой и тощей массы тела была актуальной. В то же время 54 % женщин в качестве главной цели тренировок в анкете указали на «желание похудеть». Более того, 38,3 % женщин, не имеющих реальных проблем с избыточной массой тела, высказали желание и готовность выполнять интенсивные физические нагрузки, использовать ограничительные диеты, различные лекарственные средства и препараты для снижения веса тела.
Проведённое исследование двигательной активности клиентов показало, что регулярные физические тренировки (не реже 2 раз в неделю) в течение последнего года выполняли всего 15,4% от общего числа обследованных, эпизодические тренировки (в среднем 1 раз в неделю) или «сезонные тренировки» (велосипед, плавание, ролики) осуществляли 34% опрошенных. Практически половина приступающих к активным занятиям в клубе (49,4%) отмечали отсутствие систематических тренировочных занятий в течение длительного времени (более 3 лет).
В подавляющем большинстве случаев - около 80% клиентов, оценивали свою двигательную активность как низкую, отмечая ежедневное использование автомобиля или общественного транспорта вместо ходьбы и пассивное проведение досуга.
Услуги в фитнес-клубах носят платный характер, поэтому одним из показателей их качества следует рассматривать соответствие качества услуг цене абонемента, которую заплатил потребитель. Как показали результаты анкетирования среди мужчин, почти половина (47,2%) респондентов считают, что качество получаемых услуг не соответствует цене абонемента. У женщин оценки практически совпали (47,9%).
Характеризуя ответы респондентов о контроле за состоянием здоровья в процессе реализации фитнес-программ, на его отсутствие указали 62,3 % опрошен-
ных. В лучшем случае они присутствуют только на первом занятии.
Наконец, анализируя ответы занимающихся о доступности информации для пациентов о волнующих их факторах риска здоровью и путях профилактики неинфекционных заболеваний, то такой информации в центрах практически нет.
Оздоровительный эффект оптимальных физических нагрузок при занятиях в фитнес-клубах хорошо известен и никем не оспаривается [9, 16]. Вместе с тем не вызывает сомнения и пагубное воздействие на организм неадекватных физических нагрузок при занятиях фитнесом [3, 5]. Одной из причин негативного влияния тренировочных занятий на здоровье - это отсутствие должного врачебно-педагогического контроля в деятельности несетевых фитнес-клубов г. Краснодара, что должно быть обеспечено согласно нормативным документам. Все лица, тренирующиеся в спортивных и оздоровительных учреждениях, должны получить необходимый врачебный допуск, а также пройти регламентированный объем медицинского обследования [11]. Кроме того, врач или специалист по определению функционального состояния лиц, изъявивших желание заниматься в фитнес-клубе, обязан сформулировать исчерпывающие рекомендации по нормированию нагрузок, диетологическим и общепрофилактическим мероприятиям, что невозможно сделать без проведения специальных диагностических исследований и тестирований, особенно при наличии заболеваний обследуемого [16, 18, 22, 23].
В то же время отсутствие в статье 10 Федерального закона «О физической культуре и спорте» положений об ответственности государства за результативность деятельности физкультурно-спортивных организаций при работе с различными группами населения дает возможность осуществлению тренерской и инструкторской деятельности в фитнес-клубах лицам, не имеющим профессионального физкультурного образования. Это приводит к тому, что во многих фитнес-клубах ответственность за состояние здоровья возлагается либо на самих занимающихся, либо на тренеров, которые решают задачи кондиционной тренировки только по показателям физического состояния клиентов и обучения их самих основам самоконтроля [18].
Естественно, что лица, работающие в сфере фит-нес-услуг, должны иметь профессиональное образование в области физической культуры и спорта. Так, в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 августа 2011 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 октября 2011 г., регистрационный номер № 22054), в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» установлены требования к квалификации работников в области физической культуры и спорта [2]. В частности, директор (заведующий) физкультурной организацией, должен
иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в области ФК и спорта, а инструктор-методист и инструктор по спорту - высшее или среднее профессиональное образование.
Фитнес-клубы г. Краснодара и края практикуют привлечение в качестве инструкторов профессиональных спортсменов. Однако, как показывает практика работы фитнес-клубов, далеко не каждый спортсмен, добившийся высоких результатов, способен стать хорошим инструктором, особенно инструктором в фитнес-клубе.
Ситуация осложняется еще и тем, что в настоящее время в фитнес-индустрии отсутствуют единые стандарты нормирования физических нагрузок и технологий в содержании работы инструктора и тренера.
На российском рынке фитнес-образования есть 1820 сложившихся школ фитнеса с собственной концепцией и претензией на лидерство (Федерация фитнес-аэробики России на базе корпорации фитнес-клубов «World Class» проводит обучение по лицензии международной организации FISAF, Академия Фитнеса на базе сети клубов «Планета фитнес», центр «Фитбол», Федерация профессионалов фитнеса Краснодарского края и др.) [12, 24, 25].
В г. Краснодаре активно рекламируют себя и представлены в сети Интернета 54 фитнес-клуба, из них только в четырех сетевых клубах уделяется должное внимание профессиональному уровню специалистов, фитнес-диагностике и мелико-педагогическому обеспечению, внедряются инновационные физкультурно-оздоровительные технологии и мотивируется повышение квалификации сотрудников. Большинство несетевых фитнес-клубов испытывают серьезные кадровые проблемы. Таким образом, отсутствие государственного и ведомственного контроля за эффективностью рекреационно-реабилитационной деятельности приводит к тому, что фитнес в г. Краснодаре и крае выходит за рамки научно обоснованной системы оздоровления и приобретает ярко очерченную коммерческую направленность.
На основании проведенного анализа предлагается рассмотреть вопросы создания объединений общественного свойства - саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области фитнес-индустрии как профессиональных объединений с передачей им некоторых публичных функций. Данный подход оправдан, поскольку именно профессионалы, зная все нюансы соответствующего бизнеса, могут осуществить эффективный контроль физкультурно-оздоровительной деятельности фитнес-клубов, используя механизм саморегулирования.
Как следует из ФЗ РФ «О саморегулируемых организациях» от 16 ноября 2007 г.), члены СРО - предприниматели либо профессиональные участники определенного сегмента общественных отношений, объединяются в некоммерческие организации с правами юридического лица (ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства) с целью координации своей деятельности, защиты собственных интересов перед
третьими лицами, формирования правил и стандартов профессиональной деятельности. Государством в некоторых случаях ввиду особой социальной значимости определенных общественных отношений для допуска к профессии прямо предписывается вступить в члены соответствующей СРО [14,15,16,17].
Реализация механизма саморегулирования осуществляется посредством разработки правил и стандартов профессиональной деятельности, обеспечения надлежащего контроля со стороны профессиональных объединений за деятельностью своих членов, представления (защиты) интересов участников СРО перед третьими лицами. Указанные правила могут содержать более высокие требования к качеству фитнес-услуг по сравнению с нормативными правовыми актами государственных органов (а именно, введение в штатное расписание всех без исключения Физкультурно-оздоровительных центров и фитнес-клубов врачебной (фельдшерской) должности специалиста по спортивной или восстановительной медицине и функциональной диагностике. Неисполнение этих правил либо их ненадлежащее исполнение обеспечивается возможностью применения со стороны СРО дифференцированных санкций в отношении своих членов (вплоть до исключения из СРО). Государство же в лице уполномоченного органа осуществляет общий надзор в соответствующей сфере деятельности, причем основную контрольную нагрузку принимают на себя именно СРО, что значительно снижает степень административного давления на бизнес [4].
Правила профессиональной деятельности, меха-
низмы контроля за участниками профессиональных объединений и иные аспекты деятельности СРО воплощаются во внутренних нормативных документах указанных организаций. Несмотря на локальный уровень такого нормотворчества, оно имеет большое значение не только для членов СРО, но и для их клиентов, поскольку непосредственно затрагивает права и обязанности субъектов этих правоотношений.
В настоящее время федеральное законодательство предусматривает создание СРО в различных сферах принятием соответствующих федеральных законов: СРО арбитражных управляющих, управляющих компаний, владельцев транспортных средств, проектировщиков и строителей, оценщиков и др.
В результате анализа спортивного законодательства мы предлагаем внести изменения в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в аспекте создания СРО в области физической культуры и спорта (что касается и деятельности фитнес-клубов).
Предлагаемые изменения в статью 10 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» соответствуют положениям Федерального закона «О саморегулируемых организациях» (табл. 1).
Следовательно, таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра СРО, может быть Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
заключение. Активное развитие фитнеса в Рос-
Таблица
Предлагаемые изменения в ст. 10 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации»
Статья 10 в действующем Федеральном законе Предлагаемые изменения в ст. 10 Фз «О ФК и спорте в РФ»
1. Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, а также в соответствии с учредительными документами физкультурно-спортивных организаций. 1. Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, а также в соответствии с учредительными документами физкультурно-спортивных организаций. Коммерческая физкультурно-спортивная организация должна быть членом одной из саморегулируемых организаций в области физической культуры и спорта. Коммерческая физкультурно-спортивная организация приобретает право осуществлять деятельность в области физической культуры и спорта с даты внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций в области физической культуры и спорта, членом которой такая организация является. Данное положение применяется соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
сийской Федерации и на Кубани и отсутствие государственного и ведомственного контроля за предпринимательской деятельностью в сфере физической культуры и спорта создало серьезную кадровую проблему, что в свою очередь привело к снижению профессионального уровня специалистов, отсутствию единых стандартов и технологий в работе инструкторов и тренеров по фитнесу. Как результат - около половины лиц, вовлеченных в рекреационную деятельность на базе фитнес-клубов г. Краснодара, не удовлетворены качеством оздоровительных услуг. Это выражается в отсутствии у них оздоровительного эффекта и не сформированной мотивации выполнения норм и рекомендаций ЗОЖ и физической культуры.
Ключевую роль в развитии фитнес-индустрии должны играть СРО, основными задачами которых являются:
- представление интересов своих членов перед потребителями, в органах власти всех уровней и в международных организациях;
- взаимодействие с вузами физической культуры и спорта с целью разработки профессиональных компетенций, установления стандартов и правил в сфере фитнес-услуг, соответствующих потребностям рынка, а также контроль за их соблюдением. Гарантией востребованности специалистов на рынке фитнес-услуг станет выдаваемый саморегулируемыми организациями профессиональный сертификат, подтверждающий их высокую квалификацию.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аналитическая целевая программа Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации «Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере физической культуры, спорта и туризма» на 2010-2012 гг.: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minstm.gov.ru.
2. Аршинник, С. П. Состояние и динамика основных компонентов физической подготовленности современных школьников / С. П. Аршинник, Т. А. Банникова, А. А. Тарасенко, В. И. Тхорев // Физическая культура и спорт - наука и практика. - Краснодар, 2009. - № 4. - С. 89-95.
3. Давыдов, О. Ю. Базовая атлетическая подготовка студентов / О. Ю. Давыдов, Л. С. Дворкин. - Екатеринбург: Ур-ФУ, 2014. - 292 с.
4. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 августа 2011 г. // Российская газета от 18 ноября 2011 г. - № 260 (5636).
5. Жигалова, Я. В. Построение комплексных оздоровительных фитнес-программ для женщин 30-50-летнего возраста / Я. В. Жигалова, Л. В. Тарасова // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 6. - С. 56-57.
6. Заворотченко, И. А. Саморегулируемые организации за рубежом / И. А. Заворотченко // Журнал российского права, 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. juristlib.ru/book_3044.html)
7. Каперезов, И. А. Особенности соматометрических характеристик тхеквандистов высокой квалификации. И. А. Каперезов, Г. Д. Алексанянц, Т. Г. Гришанова // Физическая
культура и спорт - наука и практика. - Краснодар, 2009. -№ 4. - С. 53-55.
8. Крючек, Е. С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е. С. Крючек. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 60 с.
9. Левченко, К. П. Восстановительная медицина. Фитнес и лечебная физкультура / К. П. Левченко. - М.: РМАПО, 2009. -270 с.
10. Лисицкая, Т. С. Аэробика: Частные методики / Т. С. Ли-сицкая, Л. В. Сиднева. - М.: Федерация аэробики России, 2002.
- 216 с.
11. Лучинин, М. Ю. Проблемы адаптации ССС к физическим нагрузкам у лиц, регулярно занимающихся фитнесом / М. Ю. Лучинин, О. Ф. Митина // Матер. III Национальной научно-практической конференции «Теория и практика оздоровления населения России». - М., 2006. - С.119-120.
12. Максимов, Н. Н. Особенности состояния сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем у занимающихся фитнесом: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Н. Н. Максимов.
- СПб., 2003.
13. Поляев, Б. А. Актуальные вопросы фитнеса / Б. А. Поля-ев, С. Д. Руденко // Спорт и медицина. - 2005. - № 3. - С. 18-20.
14. Приказ МЗ РФ № 337 от 20.08.2001г. «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.massage.ru/doc/p337.htm
15. Развитие фитнеса в России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.onfit.ru/school/razvitie_fitnesa_v_ rossii
16. Ромашин, О. В. Система управления целенаправленным процессом оздоровления человека / О. В. Ромашин. - М.: Советский спорт, 2009. - 100 с.
17. Рубаненко, Е. П. Фитнес, велнесс и ... беременность / Е. П. Рубаненко // Медицина и спорт - 2005. - № 8. - С.45-46.
18. Руненко, С. Д. Врачебный контроль в оздоровительной физической культуре: учебное пособие для студентов к практическому занятию / С. Д. Руненко. - М., 2004. - 84 с.
19. Руненко, С. Д. Врачебный контроль в фитнесе / С. Д. Руненко. - М.: Советский спорт, 2009. - 192 с.
20. Стратегии и рекомендации здорового образа жизни и двигательной активности: сб. материалов ВОЗ /состав. И. В. Ивас, М. В. Дутчак, С. В. Трачук. - К.: НУФВСУ; Изд-во «Олимп. лит.», 2013. - 528 с.
21. Старкова, С. В. Особенности психофизического состояния женщин, занимающихся в оздоровительных группах: автореф. дис. ... канд. мед. наук / С .В. Старкова. - СПб., 2000.
- С.5.
22. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 - ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Консультант Плюс. Законодательство. Версия Проф [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». - М., 2011.
23. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315 - ФЗ (ред. от 03.12. 2011) «О саморегулируемых организациях» // Консультант Плюс. Законодательство. Версия Проф [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». - М., 2011.
24. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «Об охране здоровья в Российской Федерации».
25. Эдвард, Т. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса / Т. Эдвард, Е. Хоули, Б. Дон Френкс. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 375 с.
26. Capevell S., Groham H., Will cardiovascular disease prevention widen health Inequalinies? PloS Medicine, 2010, 7(8) (e 1000320, doi:10.137/ journal/hmed/1000320).
modern problems of sports and recreational activities in the field of fitness
Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, A. Tarasenko Candidate of Medical Sciences, Professor Osik V.I. Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor O. Lyzar Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor S. Voevodina Lecturer I. Guseva
Federal State Budget Institution of Higher Professional Education «Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism», Krasnodar
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161
The rapid growth in the number of fitness - clubs and individuals involved in sports and recreational activities based on them created a shortage of personnel specialists in the Russian Federation and the Kuban region, which in turn led to a number of serious problems in the fitness industry. These include the reduction of professional instructors, personal trainers and managers of fitness clubs and as a result - a low level of requirements for their professional preparedness for employment. The situation is aggravated by the persistent negative trend of health indicators of the Russians as a whole, including those who are involved in recreational activities. This requires professionalism in the work of fitness clubs staff in the organization and regulation of physical activity for persons with pronounced health deviations and chronic diseases. The effectiveness
of training reduces due to the absence in most not network of fitness clubs, proper medical and pedagogical support. This situation suggests that the fitness of the Russian Federation is becoming more commercial orientation. Therefore particularly relevant are the modernization of the legal base of the fitness industry - that is, to develop a regional model of management, organization and content of the professional activities of fitness clubs of the Krasnodar Territory [5, 6].
Key words: fitness, health clubs, medical examination, the health state of students, rationing loads, impact assessment, the legislative base of fitness - industry, professional education in the field of physical education and sport, self-regulatory organization.