Научная статья на тему 'Дидактический потенциал дисциплины «Атлетическая гимнастика» в подготовке инструкторов по силовому фитнесу'

Дидактический потенциал дисциплины «Атлетическая гимнастика» в подготовке инструкторов по силовому фитнесу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВОЙ ФИТНЕС / ТРЕНЕР / ИНСТРУКТОР / СТУДЕНТ / ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ / ДИСЦИПЛИНА "АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА" / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ / BODYBUILDING / TRAINER / INSTRUCTOR / STUDENT / ARTISTIC GYMNASTICS DISCIPLINE / PROFESSIONAL COMPETENCE / ASSESSMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вериго Людмила Ильинична, Данилова Елена Николаевна, Демидко Наталия Николаевна

Тренер или инструктор по силовому фитнесу должен владеть необходимыми компетенциями и навыками тренировки. Большинство инструкторов, не получивших профессионального образования, не знакомы с базовыми понятиями и терминами. Отсутствует система оценки квалификации преподавателей фитнеса. Это угрожает здоровью и безопасности занимающихся. В статье предлагается возможный путь решения обозначенной проблемы посредством освоения обучающимися будущими инструкторами по силовому фитнесу образовательной программы по дисциплине «Атлетическая гимнастика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вериго Людмила Ильинична, Данилова Елена Николаевна, Демидко Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIDACTIC POTENTIAL OF ARTISTIC GYMNASTICS DISCIPLINE TO TRAIN BODYBUILDING INSTRUCTORS

A bodybuilding trainer or instructor should possess the necessary competencies and skills in training. Most of instructors, who do not have professional education, are not familiar with the basic concepts and terms. There is no system of assessment of fitness instructors' professional skills. It threatens the health and safety of trainees. The article suggests a possible way to solve the problem that is a successful completion of the educational program of Artistic gymnastics discipline by students future bodybuilding instructors.

Текст научной работы на тему «Дидактический потенциал дисциплины «Атлетическая гимнастика» в подготовке инструкторов по силовому фитнесу»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА» В ПОДГОТОВКЕ ИНСТРУКТОРОВ ПО СИЛОВОМУ ФИТНЕСУ

THE DIDACTIC POTENTIAL OF ARTISTIC GYMNASTICS DISCIPLINE TO TRAIN BODYBUILDING INSTRUCTORS

Л.И. Вериго, Е.Н. Данилова, Н.Н. Демидко L.I. Verigo, E.N. Danilova, N.N. Demidko

Силовой фитнес, тренер, инструктор, студент, проблема подготовки, дисциплина «атлетическая гимнастика», профессиональная компетентность, система оценки. Тренер или инструктор по силовому фитнесу должен владеть необходимыми компетенциями и навыками тренировки. Большинство инструкторов, не получивших профессионального образования, не знакомы с базовыми понятиями и терминами. Отсутствует система оценки квалификации преподавателей фитнеса. Это угрожает здоровью и безопасности занимающихся. В статье предлагается возможный путь решения обозначенной проблемы посредством освоения обучающимися - будущими инструкторами по силовому фитнесу образовательной программы по дисциплине «Атлетическая гимнастика».

Bodybuilding, trainer, instructor, student, artistic gymnastics discipline, professional competence, assessment system.

A bodybuilding trainer or instructor should possess the necessary competencies and skills in training. Most of instructors, who do not have professional education, are not familiar with the basic concepts and terms. There is no system of assessment of fitness instructors professional skills. It threatens the health and safety of trainees. The article suggests a possible way to solve the problem that is a successful completion of the educational program of Artistic gymnastics discipline by students -future bodybuilding instructors.

На сегодняшний день силовой фитнес является популярным видом тренировки, востребованной услугой, предоставляемой частными и муниципальными физкультурно-спортивными клубами. Потребителями ее являются не только молодые люди (школьники и студенты), но и работающие граждане, и домохозяйки, и пенсионеры, в том числе лица, имеющие ограничения по состоянию здоровья. Для каждой из названных категорий существуют определенные показания к тренировке, правила ее организации, факторы риска и противопоказания. Соответственно, тренер или инструктор, проводящий занятия с представителями любой из групп посетителей фитнес-клубов, должен владеть полным комплексом необходимых компетенций, опирающихся на знания морфофункциональных особенностей и биохимии организма в покое и при физической нагрузке, основ спортивной медици-

ны и контроля, биомеханики, теории и методики физической культуры и спорта, а также иметь навыки тренировки в преподаваемой дисциплине.

Еще В.М. Зациорским было указано на разночтения в значении термина «фитнес» [Зациорский, 1979, с. 4], который может быть переведен как физическая пригодность или общая физическая подготовленность организма человека (англ. fitness, от глагола «to fit» — соответствовать, быть в хорошей форме). Русское слово «фитнес» является транслитерацией английского слова «fitness». Первоначально оно писалось с двумя буквами «с»; сейчас его пишут с одной «с» - «фитнес». По мнению авторов, сегодня фит-несом в широком смысле можно назвать различные оздоровительные методики, направленные на совершенствование формы тела человека, нормализацию его массы, развитие функциональных возможностей организма, а также под-

d га

0

ь

X

1 га m Е-U

CL

<

о ^ о о ^ h О Й

ш tS

О Рч

га

§

о §

х

%

«

о га :г s

ь

L

<с п га с

« S

д

H

и ш м

# ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Теория и методика физического воспитания

держание достигнутых результатов. Они включают в себя систему физических упражнений в сочетании с программой рационального питания, которые подбираются индивидуально в зависимости от показаний и противопоказаний, пола, возраста, уровня физического развития, особенностей телосложения занимающихся и ряда других факторов. В узком смысле фитнесом называют соревновательные дисциплины (фитнес-бикини, боди-фитнес и т.д.), имеющие в названии общий элемент «фитнес» и являющиеся номинациями (категориями) спортивного бодибилдинга.

Цель исследования - выявление дидактического потенциала дисциплины «Атлетическая гимнастика» для повышения уровня профессиональной компетентности специалистов, проводящих оздоровительные силовые тренировки.

В ходе исследования решались задачи по оценке уровня профессиональной компетентности специалистов, проводящих оздоровительные силовые тренировки в физкультурно-спортивных клубах Красноярска: определение доли специалистов, имеющих профессиональное образование, среди преподавателей силового фитнеса; выявление уровня профессиональной компетентности и мотивированности фитнес-инструкторов в получении специальных знаний; определение отношения опрошенных к применению допингов; изучение системы оценки и повышения квалификации специалистов по силовому фитнесу в Красноярске и Красноярском крае.

Для решения поставленных задач был проведен анонимный анкетный опрос, в котором приняли участие 37 инструкторов частных и муниципальных атлетических залов. Исследование проводилось в 2015 году в ходе учебно-методического семинара, направленного на повышение квалификации инструкторов и обмен опытом. В анкету респондентам следовало внести сведения об образовании, трудовом и спортивном стаже, также участникам предлагалось ответить на вопросы по основным разделам образовательной программы специальности «Физическая культура и спорт».

Было установлено, что из общего количества опрошенных профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт»

имеют 10 человек (27 %); остальные 27 человек (73 %) получили образование по другим специальностям, в том числе не связанным с преподаванием или применением оздоровительных методик. Из числа респондентов, не имеющих специального образования, планируют его получить 7 человек (18,9 %). Остальные 20 человек (54,1 % всех опрошенных) считают наличие такого образования необязательным или лишним для себя. Собственный опыт занятий силовыми видами спорта (пауэрлиф-тинг, бодибилдинг, бодифитнес и др.) имеет 21 человек (56,8 %). Как правило, это бывшие или действующие спортсмены, для которых преподавание является источником финансирования собственной спортивной карьеры. Занимались другими видами спорта и считают наличие опыта атлетических тренировок ненужным 16 человек (43,2 %). Из них пятеро указали, что не занимаются силовыми тренировками, поскольку такие занятия, по их мнению, вредны для здоровья. Применение запрещенных в спорте препаратов, относящихся к допингам (Приказ Минспорта РФ от 18.06.2015 № 638), ряд инструкторов (14 человек, что составляет 37,8 %) считают вполне допустимым как при подготовке к соревнованиям по спортивным направлениям фитнеса, так и при тренировке с целью совершенствования телосложения.

Настораживает, что участники опроса, не имеющие профессионального образования по специальности «Физическая культура и спорт», не владеют базовыми понятиями и терминами, принятыми в теории и методике физической культуры и спорта, а также знаниями о половозрастных особенностях занимающихся, не ознакомлены с гигиеническими нормами и требованиями к обустройству спортивных залов. В числе физических качеств человека респонденты назвали «мышечную массу», «генетику» и «рельеф мускулатуры» (сохранены авторские определения, данные участниками опроса в анкетах), уровень развития силы и выносливости сочли положительно взаимосвязанными, функцией прямой мышцы живота назвали в числе прочих «сгибание в тазобедренном суставе», а из требований к безопасности оснащения атлетического зала указали только исправность оборудования.

В соответствии с Федеральным законом о физической культуре и спорте в Российской Федерации (гл. 1, ст. 2) «...тренер - физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование.» [Федеральный закон...]. Таким образом, основываясь на требованиях данного закона, можно заключить, что во многих тренажерных залах работают тренерами люди, не имеющие права профессиональной деятельности. Отсутствие в данном законе определения понятия «инструктор» и требований к его квалификации дает возможность руководителям фитнес-клубов принимать на работу на должности инструкторов людей, не получивших специального образования и не прошедших необходимой подготовки или переподготовки, ставя тем самым под угрозу здоровье и безопасность занимающихся, дискредитируя силовые тренировки и оздоровительные занятия физическими упражнениями в целом. Вместе с тем привлечение, например молодежи, к систематическим оздоровительным тренировкам является важной и неотъемлемой частью молодежной политики [Завьялов, Ширякова, 2014, с. 78]. Иногда, когда подготовка инструкторов все же проводится, организаторами ее в большинстве случаев выступают субъекты, не имеющие лицензии на право образовательной деятельности -молодежные общественные организации, федерации по видам спорта и частные коммерческие структуры. И, что недопустимо, преподавателями становятся люди, не имеющие специального образования.

Также в результате интервьюирования участников исследования установлено, что в частных фитнес-клубах отсутствует единая система оценки квалификации инструкторов по силовому фитнесу. Данный вопрос решается в каждом конкретном случае на уровне отдельного клуба или сети клубов и зависит от уровня квалификации уполномоченного лица. Все это порождает субъективность и некомпетентность оценки профессиональных качеств инструктора. Таким образом, выявлена проблема: отсутствие у значительной части преподавателей силового

фитнеса специального образования, знаний, необходимых для проведения тренировочных занятий, несоответствие квалификации инструкторов требованиям безопасности, а также отсутствие единой системы оценки и повышения квалификации инструкторов.

Для решения данной проблемы была разработана образовательная программа дисциплины «Атлетическая гимнастика» и внедрена (2015) в образовательный процесс института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета по подготовке бакалавров направления Физическая культура и спорт. Освоение обучающимися специальных знаний по основам атлетической подготовки, с одной стороны, способствует обеспечению спортивно-оздоровительной отрасли квалифицированными специалистами, профессиональная компетентность которых подтверждена дипломом государственного образца, с другой - обеспечит им условия приобретения дополнительной специальности, а следовательно, расширит возможности трудоустройства и успешной социализации выпускников. Следующим шагом к решению названной проблемы будут разработка и внедрение в практику единой системы аттестации инструкторов по силовому фитнесу и организация их подготовки на базе института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета.

Библиографический список

1. Завьялов А.А., Ширякова А.О. К вопросу о создании условий для подготовки профессиональных кадров в сфере организации работы с молодежью в Красноярском крае // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1 (27). С. 75-79.

2. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1979. 152 с.

3. Об утверждении общероссийских антидопинговых правил. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 18 июня 2015 г. № 638.

4. Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации № 329-Ф3 от 04 декабря 2007 г., с дополнениями.

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.