Заключение
В целом можно утверждать, что при обеспечении качества учебно-методической и научной работы химических кафедр медицинских вузов необходимо придерживаться следующего порядка действий:
1) определения потребностей учреждений здравоохранения РФ в области качества химической подготовки студентов медицинских и фармацевтических специальностей;
2) формирования политики и целей конкретного медицинского вуза, направленного на удовлетворение потребностей современной системы здравоохранения в РФ в регионе;
3) разработки схемы СМК вуза и его подразделений, необходимой для достижения поставленных целей и задач;
4) определения ресурсов, требующихся для подготовки специалистов нужной квалификации, и обеспечения ими кафедр;
5) усовершенствования и регулярного применения методов контроля качества для оценки результативности учебно-методи-ческой и научно-исследовательской деятельности химических кафедр.
Совершенствование методологии СМК медицинских вузов в области химической подготовки позволит в дальнейшем более четко определять потребность и приоритеты в подготовке медицинских кадров, повысить эффективность базового, последипломного и непрерывного профессионального образования медицинских работников в каждом отдельном регионе, стимулировать развитие научных исследований.
Литература
1. Парахонский А.П. Медицинское образование
сегодня и пути его совершенствования // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 9. - С. 6061.
2. Егорышев С.В. Современные подходы к формированию системы менеджмента качества образования / С.В. Егорышев, Х.М. Ахмадуллина, Л.В. Фар-хутдинова и др. // Вестник ВЭГУ. - 2012. - № 1 (33).
- С. 25-33.
3. Малкова Т.Л. Контекстное обучение при подготовке специалистов для целей судебно-химического анализа в рамках специальной дисциплины «Токсикологическая химия» // Инновационные подходы к образовательной деятельности в школе и вузе: материалы II межвузовской научно-практ. конф. (ГОУ ВПО ПГФА Росздрава, 19-20 ноября 2009 г.). -Пермь, 2009. - С. 149-151.
4. Малкова Т.Л.Методологическое обоснование обеспечения качества судебно-химических экспертных исследований лекарственных средств: автореф. ... д-ра фарм. наук. - Пермь, 2012. - 44 с.
5. Малкова Т.Л. Опыт и совершенствование обучения на базе регионального учебно-методического центра аналитической диагностики токсических веществ / Т.Л. Малкова, Н.В.Кокшарова // Актуальные проблемы фармацевтической науки и образования: Итоги и перспективы: материалы межвузовской на-учно-практ. конф., посвящ. 85-летию высшего образования на Урале. - Пермь, 2001. - С. 191.
6. Малкова Т.Л. Правовые основы аттестации специалистов с высшим фармацевтическим и химическим образованием, работающих в сфере судебно-химиче-ского и химико-токсикологического анализа // Медицинская экспертиза и право. - 2011. - №. 2. -С. 9-12.
7. Хмелевская И.Г., Гурова М.М. Система менеджмента качества образования в медицинском вузе // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 9.
- С. 66-67.
Поступила в редакцию 23.08.2013
УДК 378.046.4
Социально-педагогические основы подготовки кадров в фитнес-индустрии
Т.В. Левченкова
Бурное развитие индустрии фитнеса в России предъявляет повышенные требования к подготовке кадров для этой отрасли. Анализ ситуации и программ дополнительной подготовки кадров показывает, что программы, которые используются при обучении фитнес-инструкторов, не имеют научного обоснования.
Ключевые слова: фитнес-клуб, программы дополнительного образования, содержание обучения фитнес-инструкторов, кадры для фитнес-индустрии.
ЛЕВЧЕНКОВА Татьяна Викторовна - к.п.н., проф. каф. педагогики ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», tatlev811@mail.ru.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ
As Fitness Industry is developing rapidly in Russia, advanced requirements are posed towards personnel training. The analysis of the situation and advanced personnel training programs demonstrates that the current programs used for the Fitness Instructors training do not have any scientific basis.
Key words: fitness club, advanced education programs, fitness instructors training content, fitness industry personnel.
Актуальность проведения исследования определяется тем обстоятельством, что в настоящее время фитнес-индустрия развивается стремительными темпами. Мало осталось людей в крупных городах и населенных пунктах, кто не слышал бы о существовании фитнес-клубов, о привлекательности занятий в них. Открывается большое количество клубов различного формата и уровня обслуживания в больших и малых городах.
Основными целями занятия фитнесом являются: укрепление и сохранение здоровья, поддержание высокого уровня интеллектуальной и физической работоспособности, сохранение привлекательного внешнего вида, поддержание положительного эмоционально-волевого фона. Причем цели остаются значимыми для всех категорий занимающихся - дети, подростки, молодежь, трудоспособные взрослые, пожилые. Изменяется лишь их значимость для конкретной группы.
Развитие фитнес-индустрии происходит в двух направлениях[2,3]:
- развитие инфраструктуры;
- развитие программ тренировки.
Развитие инфраструктуры фитнес-индустрии
обусловлено: во-первых, строительством специализированных спортивных сооружений, приспосабливанием имеющихся помещений для занятий, во-вторых, развитием производства спортивной экипировки для занятий фитнесом -спортивная форма, тренажеры, инвентарь, спортивное питание и т.п.
Бурное развитие в настоящее время отмечается и в содержании работы фитнес-клубов. Это, в первую очередь, связано с ростом популярности занятий фитнесом среди населения, востребованностью новых видов занятий, расширением сферы услуг, предлагаемых в клубах.
В настоящее время очень популярными становятся персональные тренировки, уроки, в которых используются элементы восточных оздоровительных практик, функциональная тренировка, коррекционные и развивающие программы детского фитнеса [1-3].
Расширение сферы услуг, усложнение и разнообразие программ предъявляют особые требования к кадровому составу, который работает в клубах[4-5].
Предлагаем рассмотреть примерную структуру кадров, осуществляющих работу в фитнес-клубах (табл. 1).
Целью нашего исследования являлся анализ современного состояния подготовки кадров для фитнес-индустрии, в частности фитнес-инструк-торов. Это специалисты, которые непосредственно осуществляют процесс тренировки занимающихся в фитнес-клубах и от уровня их профессиональной деятельности зависит качество работы организации. Поэтому каждый руководитель фитнес-клуба в первую очередь заинтересован в том, чтобы у него работали высокопрофессиональные инструкторы [4].
Имеющиеся в нашем распоряжении данные опроса специалистов (п=234 чел.), работающих в фитнес-индустрии в 1999 по 2010 г., показали, что среди руководителей фитнес-клубов около 93% имеют высшее образование и этот показатель практически не изменялся за время наблюдений. Интересным, на наш взгляд, является то обстоятельство, что доля лиц, имеющих специальное физкультурное образование, увеличилась от 3% в 1999 г. до 51% в 2010 г.
Особенно увеличивается доля специалистов с высшим профессиональным образованием в сфере физической культуры и спорта среди менеджеров и инструкторов. В 2010 г. этот показатель составляет около 61% по сравнению с 6% в 1999 г.
Это обстоятельство говорит о том, что в сфере фитнеса все большее значение придается качеству подготовки специалистов, а также возрастает потребность в специальном образовании.
Однако практика показывает, что к выпускникам институтов физической культуры в са-
Т а б л и ц а 1
Примерная кадровая структура фитнес-клуба
Должность Зоны деятельности
Управляющий (директор) Общее руководство деятельностью клуба
Менеджеры направлений Фитнес, СПА Продажи членства Техническое обеспечение
Менеджеры фитнес-направлений Групповые программы Тренажерный зал Аква-зона Детский фитнес Массаж, СПА
Специалисты и инструкторы Проведение занятий по своим направлениям
Технический персонал Рецепция Безопасность Инженеры по эксплуатации здания и оборудования Уборщицы Бармены
мом начале их профессиональной деятельности руководство фитнес-клубов относятся настороженно. После прохождения испытательного срока специалисты проходят или внутриклуб-ные стажировки или начинающие специалисты проходят обучение на различного рода семинарах или курсах. Подобного рода обучение проводят федерации, клубы, образовательные учреждения дополнительного образования. В настоящее время подобного вида образовательные услуги предлагает достаточно большое количество организаций, но качество этих услуг требует особого анализа. Курсы, предлагаемые различными компаниями, отличаются по своему объему часов, структуре и содержанию.
Мы проанализировали имеющиеся данные по образовательным учреждениям и предлагаемым образовательным услугам, которые появились на рынке образования в фитнес-индустрии менее 5 лет назад.
Программа обучающих семинаров, предлагаемая этими компаниями, имеет достаточно узкую направленность и рассматривает достаточно специфические особенности проведения фитнес-тренировок [1,4]. Человеку, который не имеет базового профессионального образования, после окончания таких занятий достаточно сложно вести качественный тренировочный процесс в фитнес-клубе.
Например, в ряде таких учреждений (п=16) для инструктора групповых программ предлагается за 4-5 дней занятий (около 20 учебных часов) ознакомиться с:
Примерная структура об
- основами анатомии, физиологии, биомеханики;
- техникой упражнений и способами регулирования нагрузки;
- требованиями к хореографии;
- методами составления и комбинациями упражнений;
- основами музыкальной грамоты;
- правилами техники безопасности.
Анализ предложенных примерных программы занятий позволяет говорить о том, что, во-первых, сейчас существует огромное количество групповых программ, это и различные виды аэробики, групповые занятия на тренажерах -«треккинг», «сайкл», «пилатес», фитнес-йога и многие другие, которые требуют детального изучения каждого отдельного направления. Во-вторых, все занятия проводятся с различным возрастным контингентом и методика проведения занятий с каждой категорией занимающихся требует отдельного изучения. В-третьих, совершенно очевидно, что на курсы приходят слушатели с различным уровнем подготовленности и образования, следовательно, время освоения материала тоже должно быть различным.
Образовательные учреждения, которые осуществляют подготовку специалистов более 1012 лет, имеют заслуженную репутацию и высокую оценку качества подготовки специалистов для фитнес-индустрии (п=8). Структура обучения имеет двухуровневую систему: 1 -я ступень - базовый курс и 2-я ступень - методика проведения конкретных видов программ (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
яя фитнес-инструкторов
| Разделы программы | Примерное количество часов
1-я ступень (всего 72 часа)
Теоретическая часть (30 часов) История фитнеса в России и в мире 2
Основы анатомии, физиологии, биомеханики 10
Основы педагогики и психологии 8
Особенности планирования фитнес-тренировок 6
Основы музыкальной грамоты 4
Практическая часть (42 часа) Технические основы выполнения базовых движений аэробики 8
Вариации, модификации и соединения основных шагов и движений 8
Методика проведения разминки (основные принципы и средства) 4
Интенсивность нагрузки и средства ее регулирования 4
Управление координационной сложностью движений 4
Регулирование уровня силовой нагрузки 4
Методы управления группой 2
Методы исправления ошибок 2
Планирование тренировочного занятия для групп разного возраста и уровня подготовленности 6
Методика проведения заключительной части (упражнения на растягивание и расслабление) 4
2-я ступень (от 8 до 36 часов)
Специализация Инструктор групповых программ (включает несколько специализаций: танцевальные программы, степ-аэробика, пилатес, сайкл и др.) Продолжительность обучения зависит от уровня подготовленности инструктора и его индивидуальных потребностей
Инструктор тренажерного зала (персональный тренер)
Инструктор аква-программ
Инструктор по детскому фитнесу
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ
Обобщенный анализ предлагаемых программ для инструкторов показывает, что на рынке образовательных услуг в фитнес-индустрии нет единого подхода к организации курсов, они разные по временным показателям, отличаются они и по содержанию.
Более того, инструкторы и тренеры, которые уже не первый год работают в фитнес-индус-трии, стараются постоянно получать новую информацию и современные знания, повышать свой образовательный уровень. Нами было опрошено 130 инструкторов, работающих в фит-нес-клубах различного уровня, которые ответили на вопрос о необходимости повышения своего профессионального уровня. Постоянного повышения своего профессионального уровня требуют постоянно растущая конкуренция среди работающих специалистов (78% опрошенных указали на это обстоятельство), стремительное развитие оздоровительных технологий в фитнесе (67%), желание карьерного роста (54%).
Среди наиболее привлекательных источников новой информации работающие специалисты отмечают:
- конвенции - 83%,
- семинары - 79%,
- курсы повышения квалификации - 52%,
- обучение внутри компании (в сетевых клубах) - 48%.
При этом предпочтение отдается краткосрочным семинарам от 8 до 20 учебных часов. Такие образовательные услуги оказывают различного рода образовательные центры, сетевые клубы, частные лица. Многие из перечисленных организаций имеют авторитет в фитнес-индустрии и качество подготовки в них не вызывает сомнений. Вопрос остается другой: «Почему у работающих специалистов не возникает желание пройти курсы повышения квалификации в объеме 72 часов?» Это объясняется следующими обстоятельствами. К первой группе следует отнести режим работы специалистов, их загруженность в клубах, ко второй - тот факт, что на проведение курсов продолжительностью 72 учебных часа и более требуются государственная образовательная лицензия и аккредитация, а на сегодняшний день большинство учебных центров не имеют таких документов, потому что их получение связано с большими бюрократическими трудностями.
В этой ситуации институты повышения квалификации, работающие в рамках университетов физической культуры, могли бы оказывать несомненную помощь подготовке кадров для фитнес-индустрии. Анализ разделов сайтов институтов физической культуры показал, что в рамках предлагаемых программ повышения
квалификации подготовке данной категории специалистов не уделяется должного внимания.
Для этого, по-видимому, стоит подготовить соответствующие образовательные программы, учитывающие современные тенденции развития новых оздоровительных фитнес-технологий, привлечь к обучению специалистов в области теории и практики физической культуры и спорта.
Проведенные исследования показывают, что система организации обучения специалистов для индустрии фитнеса требует изучения и научного анализа. При подготовке программ дополнительного образования фитнес-инструк-торов следует учитывать следующие положения:
1) базовые знания по теории физического воспитания и спортивной тренировки, анатомии, физиологии и биомеханики, основам обучения различных категорий населения, так и специальные знания по особенностям проведения фитнес-тренировок (оздоровительных тренировок);
2) как долгосрочное обучение от 72 учебных часов (для лиц, не имеющих специального образования), так и систему краткосрочного обучения (от 8 до 36 часов), рассчитанную на работающих инструкторов и не имеющих возможность надолго прерывать рабочий режим;
3) уровень профессионального образования, стаж работы и конкретный вид деятельности фитнес-инструктора.
Литература
1. Буркова О.В. Влияние системы пилатеса на развитие физических качеств, коррекции телосложения и психоэмоциональное состояние женщин среднего возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 24 с.
2. Жигалова Я.В. Тренировочные фитнес-программы для женщин среднего и старшего возраста / Я.В. Жигалова, Л.В. Тарасова // Вестн. спортив. науки. - 2003. - № 1. - С. 42-43.
3. Лисицкая Т.С. Аэробика: в 2 т. Т. 1: Теория и методика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 232 с.
4. Никитушкина Н.Н. Задачи подготовки тренерских кадров для работы в спортивно-оздоровительных и фитнес-центрах Москвы = Tasks of Training of Staff for Work in Sports and Fitness Centers of Moscow / Н.Н. Никитушкина, Д.Г. Калашников // Теория и практика физ. культуры. - 2004. -№ 6. - С. 9-11.
5. Сиднева Л.В. Формирование профессиональных знаний и умений проведения занятий по базовой аэробике у студентов высших физкультурных учебных заведений : автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2000. - 27 с.
Поступила в редакцию 07.07.2013