Педагогика
УДК: 373.3
кандидат филологических наук, доцент Славкина Инга Анатольевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Славкина Яна Станиславовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); студент Алиева Марина Гочоглановна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОПОРОЙ НА МНЕМОТЕХНИКИ
Аннотация. В статье раскрывается суть мнемотехник, рассматриваются возможности использования мнемических приемов для оптимизации обучения русскому языку младших школьников. Большинство мнемотехник прошли апробацию в ходе опытно-экспериментальной работы на базе образовательных учреждений г. Лесосибирска и могут быть рекомендованы к использованию в образовательном процессе.
Ключевые слова: обучение младших школьников, процесс запоминания, мнемические приемы.
Annotation. The article reveals the essence of mnemotechnics, discusses the possibilities of using mnemic techniques to optimize teaching Russian to younger schoolchildren. Most mnemotechnics have been tested in the course of experimental work on the basis of educational institutions in the city of Lesosibirsk and can be recommended for use in the educational process.
Keywords: training of primary school children, the process of memorization, mnemic techniques.
Введение. Модернизация российского образования, введение новых стандартов, предполагают создание условий для повышения качества школьного образования по русскому языку, в том числе поиск новых приемов организации учебно-воспитательного процесса. Одним из способов, повышающих эффективность восприятия и усвоения новой информации в рамках обучения в школе, является использование в учебной деятельности приемов мнемотехники. Использование мнемических приемов в рамках курса начальной школы по русскому языку не только способствует решению образовательных задач, но и облегчает процесс обучения, делая его доступным для детей с разным уровнем подготовки.
Изложение основного материала статьи. Мнемотехника - это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих общий объём памяти путём образования ассоциативных связей; замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление; связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией для упрощения запоминания [4].
К приемам мнемотехники могут относится: образные коды букв алфавита, запоминание слов на основе зрительного образа, фонетические образные коды (транскрипция иностранных слов), метод сжатия информации (прием для запоминания текстов) и т.д. Включение данных приемов в учебную деятельность позволяет повысить общий интерес к учебе, так как они содержат в себе смену деятельности, эмоционально вовлекают в глубины содержания учебного предмета и повышают познавательную активность. Стоит также отметить, что применение мнемотехники снижает нагрузку на природную память учащихся, возможности которой генетически ограничены [2].
Запоминание в мнемотехнике осуществляется на основе естественных механизмов памяти мозга, а именно преобразовании получаемой информации в зрительные образы. Задача учителя, таким образом, состоит в подборе техники, позволяющей преобразовать запоминаемую информацию на язык мозга - в зрительные образы. Такой образ, в котором закодированы элементы запоминаемой информации, называется искусственной ассоциацией [3].
Весь процесс мнемического запоминания состоит из четырех этапов:
1. Обучение кодированию элементов в зрительные образы. На данном этапе задача состоит в необходимости быстрого преобразования слов, чисел, правил в зрительные образы.
2. Формирование навыка образования ассоциации. Полученные образы необходимо соединять в воображении по определенным правилам, чтобы избежать возникновения «путаницы».
3. Запоминание последовательности информации. На данном этапе, как правило, применяют определенные мнемотехнические схемы запоминания.
4. На четвертом, заключительном этапе, происходит собственно сохранение информации в памяти на длительный период времени.
Приемы мнемотехники в педагогике определяют по-разному: методика сенсорно-графических схем (Воробьева В. К.); предметно-схематические модели (Ткаченко Т. А), блоки-квадраты (Глухов В. П). Однако абсолютное большинство отмечает, что особенностью мнемотехник является применение не изображений предметов, а их символов.
Прием символизации значительно облегчает детям запоминание незнакомой информации. Подобранные образы должны быть максимально приближены к смысловому содержанию слова. Так, например, для обозначения диких животных может использоваться образ елки, а для обозначения домашних - образ дома, сложные в написании орфограммы могут быть обозначены графически (непроизносимая согласная «т» в слове «доблестный» в виде изображения меча) [5]. Учащиеся, успешно овладевшие навыками мнемотехник, в дальнейшем способны самостоятельно применять данную методику при выполнении различных учебных заданий. Необходимо также отметить, что модели предложенные учителем, должны быть ориентированы на возрастные особенности ученика, быть для него простыми и понятными. Поэтому на разных этапах обучения возможно применение различных мнемотехнических приемов: образных карточек, пиктограмм, рифмовок, мнемотаблиц и т.д. [1].
Основоположником педагогической мнемотехники и ее сепарации от классической «мнемоники» принято считать П.Рамуса, который сместил акцент на естественное запоминание материала при интенсивном повторении пройденной информации. С развитием педагогической науки и психологии, появлением новых знаний о свойствах работы процессов памяти и восприятия, расширялись представления ученых о мнемотехнике как эффективном методе обучения. Установление взаимосвязей между способом восприятия информации, особенностями ее интерпретации и хранением в верхних отделах коры головного мозга, позволили расширить границы знаний о видах мнемических приемов.
Наиболее распространенными и применимыми к процессу начального обучения русскому языку являются следующие мнемотехники.
1. Прием ассоциаций. Данный вид мнемотехники основан на формировании четких ассоциативных взаимосвязей между новой для ребенка информацией и схожим, уже хранящимся в памяти материалом. Так, например, запоминание дат можно ассоциировать с уже знакомым событием, хорошо сохраненным в памяти: за столько-то лет до, или столько-то лет после. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию. Необходимо отметить, что педагог не должен навязывать ученику свои ассоциации, поскольку ценность данного приёма заключается в эксклюзивности ассоциативных образов.
Существуют два подвида данного метода.
а) «Цепочка»
Новую информацию, чаще всего слова - элементы какого-то списка, ассоциируют друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары ее звеньев. Например, чтобы запомнить слова-исключения: «деревянный», «стеклянный», «оловянный», можно предложить ребенку представить мысленную картину: в деревянном доме, на стеклянном окне, оловянные ручки.
б) «Матрешка»
В данном методе образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа необходимо перевести внимание на второй образ, мысленно увеличить и создать ассоциацию между вторым и третьим и так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. Например, чтобы запомнить, что в предложенных словах ударная гласная «о», учащимся можно предложить представить «каталОг», который они открывают и видят «тОрты», которые они разрезают и видят «твОрог». Данный метод требует предварительной отработки, но поняв смысл, дети довольно быстро и легко составляют подобные образные «матрешки».
2. Прием места. Данный вид мнемотехники основан на зрительных ассоциациях. Учащемуся необходимо ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко «извлекается» из памяти. Этот прием не требует логическихассоциаций, он базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест. Прежде всего, нужно выбрать постоянный «маршрут». Это может быть дорога в школу или классная комната. Далее по хорошо известному вам «маршруту» размещаются предметы, которые нужно запомнить, и фиксируются в памяти их зрительные образы. Материал запоминается в определенной последовательности. Например, учитель просит детей закрыть глаза и представить классную комнату, затем мысленно переместиться к окну, «поставить» во двор «березу», затем к подоконнику и «ощутить» слово «ветер», затем пройти к доске и написать на ней «сентябрь» и наконец, повесить на дверь «венок». Затем, учитель просит еще раз посмотреть на все слова и посадить в центр класса большую букву «Е», с которой пишутся все эти слова. Это простое упражнение, позволяет не только зафиксировать в памяти написание сложных орфограмм, но и развить ассоциативное мышление. При постоянной практике, данный метод позволяет запомнить написание большого количества слов, не прибегая к «заучиванию» и «зубрежке». Принято считать, что этим видом мнемотехники широко пользовались древнеримские ораторы, поэтому в методической литературе он также встречается под названием «метод Цицерона».
3. Прием группировки. Прием группировки основан на «сжатии» информации в более крупные блоки. Например, буквы алфавита быстрее и удобнее запоминать «сжав» по несколько букв сразу: «АБВ» «ГДЕ ЁЖ» «ЗИКЛМН» «ОПРСТ».
4. Прием рифм и ритма. Этот прием является наиболее часто встречающимся и хорошо знакомым детям. Он лежит в основе множества орфографических и грамматических правил. Например, известная всем рифмовка, состоящая из глаголов- исключений II спряжения:
Скоро, быстро, хорошо;
Все пишу я с буквой «О»;
Пальто, платье и платок;
С буквой «А» пиши, дружок.
Или правило ослика «Иа»: Если после корня «А», в корне пишем «И» всегда. Рифма служит в данном случае опорой для группировок, осуществляемых, благодаря ритму.
5. Прием акронимов. Прием акронимов также является очень распространенным видом мнемотехники. Суть данного приема заключается в составлении аббревиатур из первых (или нескольких первых) букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Широко известным приемом акронимов, является метод запоминания падежей в русском языке: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку».
6. Графический прием. Графический прием чаще используется в начальной школе и представляет собой графическое или художественное выделение необходимой для запоминания информации. Например, учащимся для запоминания предлагаются слова, где сложные орфограммы, заменены рисунками, при виде которых у учащихся возникает связь с орфограммой. Например, в слове «роса», последние три буквы заменяют изображением «осы», что облегчает запоминание написания безударной гласной в корне слова. В слове «беседа» - непроверяемая безударная гласная «е», заменена изображением человека в форме буквы «е», разговаривающего с соседними буквами. «Болото» - слово изображено в виде болота, где непроверяемая безударная гласная «о» нарисована кочкой.
Графический прием можно также использовать, для запоминания конкретных правил. Например, написание частицы не с глаголами будет легче усвоено школьниками, если предложить слова в виде ассоциативных изображений, где частица «не» «убегает» от глаголов. Ещё более эффективным окажется усвоение, если предложить школьникам самостоятельно «нарисовать» правило.
7. Прием символизации. Данный вид мнемотехники применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения, а также для объединения нескольких вещей в более крупные группы. Наиболее простым примером, является запоминание символа транскрипции звука, который могут обозначать буквы. Например, для буквы ё, используется символ [йо], усваивая взаимосвязь между значком звука и буквой, школьник также занимается мнемотехникой.
Задания можно выстроить и на совмещении различных мнемических приемов. Например, работу со словарными словами возможно организовать, используя прием «приёмный родственник»: Капусту и кактус жевала в пруду, мохнатая рыба у всех на виду. Пара: «капуста - кактус». Батон на банте написал, я много ем, но слишком мал. Пара: «батон - бант».Лопата лопнула от злости, никто к ней не приходит в гости. Пара: «Лопата - лопнуть».
Запоминание словарных слов можно сопроводить обращением к кинетическим ассоциациям. Например, «лИпкИй лИмон», «мОкрое мОлоко», «рОзовая рОмашка», «свЕжая ЕжЕвика», «тОлстый тОмат».
Результативным оказывается обучение младших школьников действию мнемических приемов, основанных на совмещении графических и фонетических ассоциаций. Особенно действенным данный вид мнемотехник оказывается в случае, если в изучаемом слове содержится несколько непроверяемых букв. Например, для слова «майонез» подобрано созвучие к первому слогу - «МАЙка». А вторую непроверяемую букву «О» легче нарисовать в виде пятна на майке.
Получилось: «МАЙка испачкана майонезом». Итак, для облегчения работы механизма памяти необходимо привлекать к восприятию и запоминанию различные анализаторы.
Заметим, что учащиеся, успешно овладевшие навыками мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно применять её при выполнении различных учебных заданий.
Выводы. Таким образом, использование мнемических приемов в курсе обучения русскому языку в начальной школе обеспечивает учащимся более легкое усвоение программного материала и помогает создавать комфортную обстановку на уроке. Образовательный процесс, построенный с включением приемов мнемотехники, предупреждает перегрузки памяти, дает необходимые знания для саморазвития, способствует интеллектуализации памяти, разумному пониманию окружающего мира и своего места в нем.
Литература:
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2013. - 159 с.
2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2011. - 368 с.
3. Демидова Н.И. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 168 с.
4. Ераткина В.В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в начальной школе. Рязань: Издательство РГПУ, 2005. - 212 с.
5. Зеленская М.Е. Использование мнемотехники в логопедической работе и подготовке к изучению грамоты. Москва: Начальная школа, 2014. - 28 с.
6. Теория и практика обучения русскому языку: учеб.-метод. пособие / каф. совр. рус. яз. и метод. преп. Казан. (Приволж.) федер. ун-та; авт.-сост. З.Ф. Юсупова. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - 80 с.
Педагогика
УДК: 378
кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна
Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат педагогических наук Крайнова Екатерина Анатольевна Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Снадченко Светлана Валерьевна
Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Аннотация. В статье проводятся исследования направленные на определение основных тенденций развития высшего образования в условиях постоянного процесса информатизации общества. Информационное развитие - ступень, на которой происходит развитие информационных и телекоммуникационных технологий направленных на благо общества с целью эффективного использования знаний, умений и навыков на благо человечества. Авторы в статье раскрывают сущность и содержание информационного образования в вузах, а также определяют принципы и основные тенденции его развития. Проводится анализ основных функций направленных на развитие информатизации образования, и определяются условия организационно-педагогической направленности способствующие повышению уровня конкурентоспособности выпускников высших учебных учреждений.
Ключевые слова: высшее образование, информация, информатизация общества, информационные и телекоммуникационные технологии, тенденции развития, интеллектуальное развитие.
Annotation. The article conducts research aimed at determining the main trends in the development of higher education in the context of the ongoing process of informatization of society. Information development is the stage at which the development of information and telecommunication technologies aimed at the benefit of society is taking place in order to effectively use knowledge and skills for the benefit of humanity. The authors in the article reveal the essence and content of information education in universities, and also determine the principles and main trends of its development. The analysis of the main functions aimed at the development of informatization of education is carried out, and the conditions of organizational and pedagogical orientation are determined to enhance the level of competitiveness of graduates of higher educational institutions.