Педагогика
УДК: 378.147
кандидат экономических наук, доцент Тихонов Юрий Алексеевич
Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); преподаватель Снадченко Светлана Валерьевна
Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); преподаватель Хазова Алена Александровна
Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань)
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Рассматривается вопрос адаптации обучающихся вуза на начальном этапе обучения в условиях информатизации образования. Обоснована необходимость активного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс высшей школы. Разработана модель формирования адаптации обучающихся вуза на начальном этапе обучения в условиях информатизации образования.
Ключевые слова: адаптация, вуз, информатизация образования, модель, критерии.
Annotation. The question of adaptation of students at the initial stage of training in the conditions of Informatization of education is considered. The necessity of active implementation of information and communication technologies in the educational process of higher education is substantiated. The model of formation of adaptation of students at the initial stage of training in the conditions of Informatization of education is developed.
Keywords: adaptation, University, Informatization of education, model, criteria.
Введение. В настоящее время в условиях повсеместной информатизации общества основной задачей высших учебных заведений, которая вытекает из Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» является развитие личности специалиста, который должен владеть общекультурными и профессиональными знаниями и умениями, повышать свою квалификацию непрерывно в течение всей своей профессиональной деятельности и эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в решении профессиональных и социальных проблем.
Необходимость навыков владения информационными технологиями и компьютерной техникой вытекает из государственных образовательных стандартов третьего поколения по каждому направлению и специальности в виде совокупности общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен владеть тот или иной специалист.
В связи с этим работа преподавателя усложняется, так как именно от преподавателя зависит развитие у обучающихся на начальном этапе обучения в вузе соответствующего уровня адаптации в условиях необходимости владения информационными и коммуникационными технологиями по выбранной абитуриентом специальности.
На наш взгляд существует определенное несоответствие между необходимостью в выпускниках вузов, которые профессионально адаптированы и владеют общекультурными и профессиональными знаниями и умениями в области информационных технологий и слабо проработанным в практическом аспекте вопросе развития у обучающихся первого и второго курсов вуза адаптации к обучению на начальной ступеньке развития их адаптации к выбранной профессии. На основе вышесказанного необходимо выделить перечень условий дидактического и организационно-педагогического характера, которые обеспечивают процесс адаптации обучающихся начальных курсов в вузе к обучению в условиях информатизации образования.
Изложение основного материала статьи. Специалист, заканчивающий вуз должен уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям в профессиональной и социокультурной среде. Он должен уметь применять информационные технологии и инновационные методы в своей профессиональной работе, чтобы быть востребованным в условиях все расширяющейся информатизации общества.
Изучением такой сложной проблемы, как адаптация индивида к изменяющимся условиям внешнего окружения занимаются ученые представляющие самые разные науки. В нашем исследование мы опирались на работы, в которых изучались организационно-педагогические и дидактические условия для эффективной адаптации обучающихся к обучению в высшем учебном заведении и в профессиональной сфере [3, 7].
В первую очередь нужно определиться с самим понятием «адаптация». Наиболее полное, по нашему мнению, представление данной дефиниции дает Воложин А.И. Под адаптацией Воложин А.И. понимает одну из составных частей корректирующих воздействий системы на изменяющиеся условия во внешней среде, которые выражаются в реакции системы на внешние изменения перестройкой своих системных связей для поддержания функционирования системы как единого целого [2].
В терминологическом словаре под редакцией Вишняковой С.М. под адаптацией понимается способность индивида приспосабливаться к различным требованиям со стороны работодателя и социокультурного окружения; умение человека приспособиться к перманентно изменяющимся условиям во внешнем окружении, которое зависит от уровня его развития и подготовки [1].
Определение адаптации, которое дала Максимова Г.П. лучше всего отражает его сущность в рамках нашего исследования. Максимова Г.П. рассматривает адаптацию как условие активной учебной деятельности обучающихся и формирование необходимой предпосылки для ее результативности. Так как подготовка различных обучающихся может отличаться друг от друга, Максимова Г.П. указывает на умение обучающихся приспосабливаться к тем условиям, в которых они оказались, то есть возможности каждой личности без конфликта приспособиться к новой среде. Как одно из возможных средств адаптации обучающийся использует информационно-коммуникационные технологии [6].
Успешная реализация обучающегося при обучении в вузе, а в будущем и на своем рабочем месте как молодого специалиста во многом определяется его способностью успешно адаптироваться к процессу обучения. Таким образом, адаптация к процессу обучения является и показателем, и необходимым условием
успешности обучения в вузе.
Процесс адаптации обучающегося тесно взаимосвязан с приспосабливаемостью самой образовательной сферы. Образовательная сфера должна обладать возможностью создавать образовательные программы, которые соответствуют необходимым требованиям со стороны обучающихся, а следовательно и общества в целом. Образовательная сфера должна формировать необходимые предпосылки для поддержания результативной деятельности преподавателей, а также управленцев и вспомогательного персонала, создавать различные образовательные продукты и соответствующие им педагогические методики. Педагогические методики должны принимать во внимание особенности и интересы обучающихся и создавать условия для их профессионального и социального развития.
Обязательной предпосылкой для эффективной адаптации обучающегося является его активное участие в учебной работе совместно с педагогом. Обучающийся сам выбирает средства, с помощью которых он достигает необходимых образовательных целей, а педагог готовит для этого соответствующие условия. Можно сказать, что именно на первом курсе обучения складывается отношение обучающегося к процессу обучения и к своей будущей профессии. Получение бывшими абитуриентами нового статуса обучающегося вуза обязывает их менять манеру своего поведения, для того, чтобы в полной мере соответствовать новому статусу. Обучающиеся полностью адаптируются к процессу обучения в вузе обычно в конце третьего курса.
Козлов О.А. рассматривает информатизацию образования как целенаправленный процесс организации обеспечения системы образования теоретическими, технологическими и практическими знаниями по созданию и эффективному применению научных, педагогических, учебных, методических и программных разработок, направленных на результативное использование потенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [4].
Требование наличия у обучающегося навыков применения информационно-компьютерной техники отражено в федеральных образовательных стандартах при указании изучаемых дисциплин и соответствующих компетенций специалиста.
Хуторской А.В. ставит информационную компетенцию в один ряд с такими компетенциями как учебно-познавательная, коммуникативная, общекультурная, социально-трудовая, подчеркивая тем самым важность ее наличия у обучающихся [8]. Формирование информационной и коммуникативной компетенций у обучающихся определяется умением педагогов применять различные технологии с использованием интернета в учебном процессе. Развитие коммуникативных умений у обучающихся обеспечивается использованием ИКТ в учебном процессе, но для этого необходимо выполнение определенных условий. Обучающиеся должны стремиться к развитию коммуникативной компетенции, преподаватели должны оказать организационную и методическую поддержку обучающимся в ее развитии [9].
Информатизация образования позволяет повысить интенсивность различных составляющих учебно-воспитательного процесса. За счет ИКТ можно повысить результативность и качество процесса обучения. У обучающихся появляется больше интереса к изучению различных дисциплин. При использовании ИКТ в решении различных задач выявляются связи между предметами, что увеличивает качество усвоения материала.
В существующем информационном пространстве в данный момент времени сформировать необходимые профессиональные знания и умения без активного применения ИКТ в системе высшего образования невозможно. Так как данные технологии открывают дополнительные возможности для самореализации.
Необходимость применения информационно-коммуникационных технологий связано с реализацией интерактивных форм обучения с использованием аудиовизуальных технических средств.
Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении предполагает более совершенный процесс организации обучения на основе использования компьютерной техники. Их использование делает усвоение знаний более прочным и глубоким, а также создает предпосылки для активной работы с мультимедийными технологиями. Возрастает уровень творческой активности обучающихся, необходимость саморазвития. Вследствие этого увеличивается самооценка обучающихся, стремление к достижению поставленных целей, что в совокупности формирует адаптацию обучающихся к обучению в вузе в рамках информатизации процесса обучения [5].
Целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовании является построение такой информационной среды для преподавателей и обучающихся, в которой в свободном доступе находилась бы как учебная, так и научная информация.
Таким образом, под адаптацией на наш взгляд следует понимать возможность активной работы обучающихся и создание предпосылок, которые необходимы для повышения ее эффективности за счет широкого применения технических средств ИКТ, в процессе обучения, с учетом умения обучающихся к приспособлению к новой среде, т.е. способности интеграции в нее без конфликта. С учетом этого адаптация является не только процессом, но и результатом принятия молодыми людьми своего нового статуса обучающегося в вузе.
Развитие способности адаптации к обучению в вузе у обучающихся начальных курсов в рамках информатизации образования достигается путем активного применения информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения при решении различных задач, формирование у обучающихся необходимых волевых и эмоциональных качеств, которые необходимы специалисту в современных условиях. Наличие у обучающегося умений применения ИКТ является необходимым условием его успешной адаптации в рамках информатизации образования.
Проведя анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной процессу адаптации при обучении в высшем учебном заведении в рамках информатизации образования и изучив нормативные документы, регламентирующие этот процесс, мы построили модель адаптации обучающихся к обучению в вузе в рамках информатизации образования. Данная модель построена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Модель адаптации обучающихся первого курса к обучению в вузе в рамках информатизации образования включает в себя следующие элементы:
1. Цель: адаптация обучающихся первого курса к обучению в вузе в условиях информатизации образования.
2. Содержание работы с обучающимися.
3. Формы организации обучения.
4. Формы и методы обучения.
5. Показатели адаптации. Критерии уровней адаптации.
6. Результат: адаптация обучающихся первого курса к обучению в вузе в условиях информатизации образования.
Более подробно рассмотрим каждый элемент представленной модели.
1. Цель. Целью является адаптация (приспособление) обучающихся первого курса к обучению в вузе путем активного использования ИКТ в учебном процессе.
При разработке данной модели мы опирались на научные работы Дороховой Т.Ю., Кручининой Г.А., Максимовой Г.П., Муратовой Е.И., в которых рассматриваются вопросы адаптации обучающихся первых курсов в вузе в рамках информатизации образования [3, 5, 7].
2. Содержание работы с обучающимися. Необходимо создать благоприятные условия для приспособления обучающихся к обучению в вузе, которые способствовали бы активизации потребности обучающихся к обучению и широкому использованию информационно-коммуникационных технологий, а также выработали у обучающихся привычку занятия постоянным саморазвитием и самообразованием.
3. Формы организации обучения. К ним относятся аудиторные и внеаудиторные занятия, а также самостоятельная работа.
4. Формы и методы обучения.
Для того, чтобы достигнуть поставленную перед нами цель и сформировать адаптацию обучающихся первого курса к обучению в вузе в рамках информатизации образования мы предлагаем использовать как общепринятые, так и инновационные формы и методы обучения. Чтобы более эффективно использовать общепринятые формы обучения (лекционные и семинарские занятия, лабораторные и контрольные работы) мы предлагаем их дополнить отдельными элементами инновационных методов.
Применение информационно-коммуникационных технологий (мультимедиа, гипертекста, виртуальной реальности) на лекционных занятиях позволит сделать их более интересными и познавательными для обучающихся.
Используя технические средства ИКТ на семинарских занятиях и лабораторных работах, мы повышаем эффективность взаимодействия обучающихся и преподавателя.
Использование информационно-коммуникационных технологий на практических занятиях и во время консультаций позволяют более качественно усваивать изучаемый учебный материал и дают возможность преподавателю более объективно оценивать работы обучающихся.
Для объективного контроля знаний обучающихся необходимо использовать интерактивное тестирование.
Инновационные формы обучения.
Одной из инновационных тенденций развития активного обучения в настоящий момент времени рассматривается интерактивное обучение. Интерактивное обучение следует понимать, как следующую ступеньку развития обучения обучающихся на основе активных методов.
Определение «интерактивные технологии» используется в настоящее время, когда существует необходимость подчеркнуть показатель инициативности обучающихся в ходе организации взаимного обмена информацией между собой в сравнении с существующей практикой.
Современное понимание содержания характерных свойств интерактивных технологий преимущественно определяется интенсивным продвижением и активным применением в процессе обучения компьютерных технологий. Особенно часто дефиниция «интерактивные технологии» фигурирует вместе с информационными технологиями, дистанционным обучением, применением интернет-ресурсов, а также различными электронными ресурсами (учебными пособиями, справочниками), функционированием в on-line режиме.
Компьютерные телекоммуникационные технологии в настоящий момент времени дают возможность участвовать в интерактивном диалоге (письменном или устном) с партнером в онлайн-режиме, а также обеспечивают возможность обмениваться сообщениями между пользователем и информационной системой также в онлайн-режиме. Интерактивные средства и устройства позволяют компьютерным обучающим программам обеспечивать взаимодействие пользователя и компьютера в диалоговом режиме. Обучающиеся могут сами регулировать ход обучения и управлять скоростью изучения материала.
Метод проектов является способом обучения, который позволяет обучающимся получать багаж знаний и навыков путем самостоятельной выработки планов и их исполнения в процессе решения все более сложных прикладных задач - проектов. Проект - это совокупность поисковых, исследовательских, расчетно-графических работ, которые обучающиеся выполняют самостоятельно, но при активном руководстве со стороны преподавателя, с установкой по решению задачи имеющей высокую практическую или теоретическую значимость.
Для регистрации, оценивания и хранения личных достижений обучающихся используется электронное портфолио. На его основе производится комплексная оценка достижений обучающихся, что способствует развитию навыков объективной оценки результатов проделанной работы у обучающихся.
5. Показатели адаптации. К ним мы предлагаем отнести результаты успеваемости, результаты самооценки обучающихся, активность обучающегося при обучении и общественная активность.
Критерии уровней адаптации обучающихся: высокий, средний, низкий, очень низкий.
Высокий уровень. Характеризуется высокой успеваемостью у обучающегося, высокой оценкой своих способностей, интересом к выбранной специальности. Обучающийся высоко оценивает свои профессиональные умения, удовлетворен процессом обучения, проявляет высокую общественную активность и самостоятельность, имеет профессионально значимые черты характера и развивает их.
Средний уровень. Характеризуется хорошей успеваемостью у обучающегося, интересом к выбранной специальности. Обучающийся недостаточно уверен в своих профессиональных умениях, удовлетворен процессом обучения, проявляет средний уровень общественной активности и самостоятельности, имеет черты характера препятствующих обучению профессии.
Низкий уровень. Характеризуется низкой успеваемостью обучающегося из-за нерегулярной работы во время семестра. Неудовлетворенность процессом обучения. Неадекватная оценка своих профессиональных умений. Низкая общественная активность и самостоятельность. Наличие отрицательных черт характера.
Очень низкий уровень. Обучающийся сдает не все экзамены в сессию из-за нерегулярной работы во
время семестра. Неудовлетворенность процессом обучения. Низкая оценка своих профессиональных умений. Неудовлетворительная общественная и профессиональная деятельность.
6. Результат. Результатом является формирование адаптации обучающихся первого курса к обучению в вузе в рамках информатизации образования.
Применение преподавателями информационно-коммуникационных технологий на систематической основе, рост количества часов самостоятельной работы обучающихся с использованием технических средств ИКТ, проведение творческой научной деятельности обучающихся под руководством преподавателей по различным учебным дисциплинам повышает уровень адаптации обучающихся к обучению в вузе.
Выводы. В данном исследовании мы разработали модель адаптации обучающихся первого курса вуза к условиям обучения в современных условиях внедрения информационных технологий в процесс получения необходимых специалисту знаний. Данная модель соответствует условиям, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения. Способность обучающихся первого курса адаптироваться к условиям обучения в вузе формируется путем приобретения умений эффективного применения информационных технологий.
Преподаватели должны совершенствовать у обучающихся знания в области информационных технологий, развивать умения проведения исследовательской деятельности, воспитывать у обучающихся стремление к самостоятельной творческой работе с активным применением информационных и коммуникационных технологий, что соответствует современным требованиям к высшему образованию. Развитие у обучающихся компетенций применения информационных и коммуникационных технологий позволит им успешно адаптироваться и к будущей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
2. Воложин А.И., Субботин Ю.М. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления: учеб. для студентов мед. вузов / А.И. Воложин, Ю.М. Субботин. - М., 1987. - 176 с.
3. Дорохова Т.Ю. Организационно-педагогические условия адаптации студентов технических специальностей к профессиональной среде: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Дорохова Татьяна Юрьевна. -Тамбов, 2009. - 228 с.
4. Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: монография / О. А. Козлов. - М.: ИИО РАО, 2010. - 326 с.
5. Кручинина Г.А. Применение информационных и коммуникационных технологий в творческой деятельности студентов технического вуза / Г.А. Кручинина, Н.Н. Дарьенкова // Приволжский научный журнал. - Н. Новгород. - 2015. - № 1. - С. 193-199.
6. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Максимова Галина Петровна. - Ростов-на-Дону, 2007. - 49 с.
7. Муратова Е.И. Модель адаптации студентов к профессиональной среде / Е.И. Муратова, И.В. Федоров // Высшее образование в России. - 2009. - № 6. - С. 91-97.
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
9. Яковлева О.В. Исследование возможностей информационных и коммуникационных технологий в формировании коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза: дис. канд. пед. наук:13.00.08 / Яковлева Ольга Валерьевна. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 166 с.
Педагогика
УДК:378
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Толкова Наталья Михайловна
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Енова Ирина Владимировна
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); учитель начальных классов Пальчиковская Галина Витальевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Давыдовская гимназия» (г.о. Ликино-Дулёво)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье авторы рассматривают методологические основы оценки качества высшего образования в России. Выделяют основные модели оценки качества образования применяемые в российском образовании. Проводят сравнительный анализ работ современных российских исследователей данной проблемы.
Ключевые слова: качество образования, система оценки, независимая оценка качества образования, модель оценки качества образования.
Annotation. In this article, the authors consider the methodological basis for assessing the quality of higher education in Russia. The main models of education quality assessment used in Russian education are identified. A comparative analysis of the works of modern Russian researchers of this problem is carried out.
Keyword: quality of education, evaluation system, independent evaluation of the quality of education, the model of evaluation of the quality of education.
Введение. Стремительное развитие рыночных отношений в российском обществе, привело к глобальным преобразованиям во всех сферах жизни, деятельности социальных институтов и организаций. Не остались в стороне и высшие образовательные организации, функционирование и развитие которых на