Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА СТУДЕНТАМ БУДУЩИМ ПЕДАГОГАМ'

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА СТУДЕНТАМ БУДУЩИМ ПЕДАГОГАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MOODLE / ДИСЦИПЛИНЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / INFORMATION TECHNOLOGIES / DISCIPLINES OF ARTISTIC AND AESTHETIC ORIENTATION / TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салпыкова Индира Маратовна

В статье автор раскрывает возможности использования дистанционных технологий в процессе изучения дисциплин художественно-эстетической направленности; ведущим методом исследования является педагогический анализ методов и форм использования дистанционных технологий в преподавании художественно-эстетических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салпыкова Индира Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE TECHNOLOGIES IN TEACHING DISCIPLINES OF ARTISTIC AND AESTHETIC CYCLE TO STUDENTS FOR FUTURE TEACHERS

The article analyzes the possibilities of using distance technologies in teaching artistic and aesthetic disciplines for students. the leading research method is a pedagogical analysis of methods and forms of using distance technologies in teaching artistic and aesthetic disciplines.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА СТУДЕНТАМ БУДУЩИМ ПЕДАГОГАМ»

23. Nye J. The Paradox of American Power: Why the World's Only Superpower Can't Go It Alone. New York: Oxford University Press, 2002.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Салпыкова Индира Маратовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА СТУДЕНТАМ БУДУЩИМ ПЕДАГОГАМ

Аннотация. В статье автор раскрывает возможности использования дистанционных технологий в процессе изучения дисциплин художественно-эстетической направленности; ведущим методом исследования является педагогический анализ методов и форм использования дистанционных технологий в преподавании художественно-эстетических дисциплин.

Ключевые слова: дистанционные технологии обучения, информационные технологии, Moodle, дисциплины художественно-эстетической направленности, подготовка будущих педагогов-воспитателей.

Annotation. The article analyzes the possibilities of using distance technologies in teaching artistic and aesthetic disciplines for students. the leading research method is a pedagogical analysis of methods and forms of using distance technologies in teaching artistic and aesthetic disciplines.

Keywords: distance learning technologies, information technologies, Moodle, disciplines of artistic and aesthetic orientation, training of future teachers.

Введение. Актуальность проблемы определяется необходимостью совершенствования методики преподавания художественно-эстетических дисциплин для студентов-будущих педагогов дошкольных образовательных организаций и необходимостью разработки методов и форм использования дистанционных образовательных технологий в этом процессе. Учитывая огромный воспитательный потенциал предметов искусств в процессе формирования духовной культуры личности, и предпосылки «нового мышления» подрастающего поколения, нами был определен комплекс мер, связанных с тенденциями развития педагогического образования в многоуровневой системе подготовки кадров в Казанском (Приволжском) федеральном университете (КПФУ).

Изложение основного материала статьи. Подготовка студентов будущих педагогов всегда была и остается актуальной в педагогической науке. Многие работодатели, в частности руководители дошкольных образовательных организаций, хотели бы получить молодого специалиста, владеющего современными педагогическими технологиями, навыками общения с воспитанниками, а также технологиями педагогической и воспитательной работы, умением решать их на практике. Эти данные во многом определяют качество подготовки специалиста в области педагогического и профессионального образования [6, 7, 8, 9, 10]. Особенно отчетливо мы видим реализацию этих условий сейчас, во время пандемии COVID-19, когда все учебные заведения перешли на дистанционное обучение, что позволило продолжить образовательный процесс на всех уровнях образования. Во время карантина преподаватели, студенты и сотрудники К(П)ФУ активно использовали возможности корпоративной платформы Microsoft Teams, системы управления обучением (LMS) Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), что позволило организовывать видеолекции, практические онлайн-семинары и вебинары. Дистанционное обучение позволяло студентам и преподавателям взаимодействовать опосредованно, на расстоянии. Определенную роль в овладении дисциплинами художественно-эстетической направленности имеет процесс формирования компетенций, которыми должен обладать будущий педагог дошкольного образовательного учреждения, указывается в федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования 3++ по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» для бакалавров. «Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование» с присвоением квалификации (степени) бакалавр» должен обладать следующими компетенциями: владеет основными методами, приемами и средствами получения, хранения, обработки информации, владеет навыками работы с компьютером и др. Часто в процессе преподавания дисциплин художественно-эстетической направленности возникают вопросы о сочетании традиционных методов обучения с использованием дистанционных технологий.

Необходимость активного использования информационно-коммуникационных технологий также обозначена в государственном стандарте при определении учебно-методического, информационного обеспечения образовательного процесса и общекультурных профессиональных компетенций выпускника педагогического вуза. Новая "волна цифровизации" связана с принятием национального проекта "Образование", в рамках которого планируется ряд масштабных проектов [11]. Федеральные проекты "цифровая образовательная среда" и "Учитель будущего" призваны создать возможности для обучения с использованием цифровых технологий, а также для подготовки будущих учителей.

Существует достаточно большой объем исследований по различным аспектам использования дистанционных образовательных технологий в подготовке студентов педагогических учебных программ [3,5,8]. В зарубежной педагогике при подготовке студентов педагогических специальностей широко используются дистанционные образовательные технологии и электронные образовательные ресурсы, обеспечивающие индивидуализацию обучения [4, 6, 13, 12]. В то же время поиск гармоничного сочетания дистанционных технологий в процессе овладения дисциплинами художественно-эстетической направленности и непосредственного, естественного общения с преподавателем как специфическая особенность педагогической подготовки предполагает широкое развитие коммуникативных умений, технологических навыков и различных видов деятельности. Развитие этих компетенций невозможно без личного контакта студентов и преподавателей, а также активной работы тьюторов [13]. В настоящее время технологии дистанционного обучения внедряются на практике во всех вузах, в том числе в Институте психологии и образования К(П)ФУ, и преподаватели, исходя из своего опыта и особенностей дисциплин, направлений, вынуждены выбирать ту или иную форму.

В то же время следует отметить, что дистанционные образовательные технологии стали достаточно активно использоваться в образовательном процессе большинства российских вузов в 1990-е гг. В настоящее время правовой основой их использования является закон «Об образовании». В то же время практика использования электронных средств обучения в Высшей школе убедительно доказала, что существующие подходы к их проектированию сужают возможности дидактического проектирования ЭОР в соответствии с логикой самостоятельного развертывания дидактического потенциала конкретного уровня образовательного процесса, в том числе на уровнях проблемного и проблемно-деятельностного подходов к обучению. Возникают вопросы методологического характера, а именно: как улучшить разъяснение студентам тех или иных проблемных аспектов курса, в частности имеющих междисциплинарный характер, используя возможности дисциплин художественно-эстетической направленности.

Преподавание художественно-эстетических дисциплин студентам педагогических специальностей имеет свою специфику, она в первую очередь связана с особенностями профессиональной подготовки в дошкольных образовательных организациях. Прежде всего, обучающиеся должны обладать не только теоретическими знаниями в области национальной и мировой культуры и искусства, но и практическими навыками применения технологии музыкального образования в повседневной жизни детского сада.

В Казанском федеральном университете портал дистанционного обучения, созданный в 2012 году, предоставляет каждому преподавателю возможность войти на платформу Moodle. Организационно-педагогическое сопровождение процесса обучения студентов в условиях использования системы управления обучением Moodle на сайте https://edu.kpfu.ru она реализуется сотрудниками Института психолого-педагогических исследований в рамках проекта "Учитель XXI века", который входит в число приоритетных междисциплинарных научных направлений развития.

Нами разработаны цифровые образовательные ресурсы по дисциплинам: "Теория и методика музыкального воспитания дошкольников" и "Театральная педагогика", которые планируется апробировать уже с нового учебного года (см. рис. 1, табл. 1).

Дистанционное образование Казанского федерального университета Б начало Курсы Высшее образование Институт психологии и образования Кафедра дошкольного образования

0'

Категории курсов:

Высшее образование / Институт психологии и образования I Кафедра дошкольного образования

Поиск курса:

театральная педагогика

"Теория и методика музыкального воспитания дошкольников»

Рисунок 1. Портал дистанционного образования Казанского федерального университета

Таблица 1

Тематический дизайн содержания модулей по курсам

Модуль Теория и методика музыкального воспитания Модуль Театральная педагогика

Модуль 1. Теоретические аспекты музыкального воспитания дошкольников. Темы: Музыка как вида искусства. Задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Ребенок как субъект музыкального воспитания. Модуль 1. Теоретические аспекты становления и развития театрального искусства. Темы: Специфические основы театра как вида искусства. Исторические аспекты. Современное театральное искусство, жанры, виды, синкретичность и синтетичность театрализованного представления. Создание сценического образа.

Модуль 2. Методические аспекты музыкального воспитания дошкольников. Темы: Виды музыкальной деятельности: Слушание (Восприятие) музыки. Пение. Музыкально-ритмические движения. Методика игры на детских музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Музыкальные занятия как форма организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Использование музыки в повседневной жизни учреждения дошкольного образования. Модуль 2. Теоретические аспекты театральной деятельности детей дошкольного возраста. Тема. Театральная педагогика и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста.

Модуль 3. Методические аспекты приобщения дошкольников к театральной деятельности в учреждении дошкольного образования. Тема. Организация театральной деятельности в учреждении дошкольного образования.

Известно, что умение использовать электронные ресурсы в процессе организационно-педагогического сопровождения является одной из сильных сторон Moodle. Содержание электронных курсов, согласно рабочим программам, было разделено на темы модулей, содержащие теоретические и методологические основы. Система поддерживает обмен файлами различных форматов; почтовая служба позволяет оперативно информировать обучающихся о текущих событиях; включает средства, предназначенные для передачи учебно-методического характера; позволяет обеспечить многократное представление информации; интерактивное обучение; повторение изучаемого материала; структурирование содержания согласно модульности тем; включает тесты, задания; предполагает виды контроля: текущий, итоговый.

Для организации самостоятельной работы студентов-содержит дополнительные ресурсы и элементы для углубления и расширения навыков студента; развитие творческой инициативы и способностей к саморазвитию. В среде электронного обучения Moodle можно разместить теоретический материал, различные презентации и видеокурсы, а также гиперссылки на мастер-классы, фильмы, выставки, концерты и методическую литературу для подготовки к семинарам и практическим занятиям. Также можно провести часть практических занятий в форме дискуссии, коллоквиума по некоторым вопросам, а также презентации научных исследований студентов. Формат удаленного общения в системе Moodle позволяет отвечать на вопросы студентов, осуществлять контроль знаний в форме тестов, проверять специально разработанные домашние задания, иметь широкий доступ к литературе, рекомендованной преподавателем для студентов, и т.д. При реализации этих условий внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс значительно расширяет дидактические, информационные, методические и технологические возможности педагогической деятельности и способствует повышению эффективности обучения.

В связи с этим, для эффективного использования дистанционных образовательных технологий в преподавании художественно-эстетических дисциплин студентам необходимо: во-первых, гибкое сочетание дистанционных и традиционных форм обучения, а также знакомство с проблемными аспектами практического использования их знаний. Это особенно важно для развития у обучающихся теоретических знаний и технологии музыкального воспитания дошкольников, видов музыкальной деятельности, диагностики музыкальных способностей, досуговых мероприятий и праздников, с которыми обучающиеся столкнутся (или уже сталкивались) обязательно в процессе практики.

В соответствии с этим дистанционное обучение, основанное на интеграции и взаимном дополнении традиционных и электронных технологий обучения, во-первых, позволит рационально усваивать теоретический учебный материал, готовиться к практическим занятиям, а также реализовывать ряд учебных задач. Во-вторых, электронные учебники (электронные учебные материалы), разнообразные учебно-методические материалы, которые могут быть размещены в нем (информационный ресурс основной и дополнительной литературы, учебно-информационные аудио-и видеоматериалы, презентации, фильмы и др.)

может повысить эффективность подготовки студентов к классическим занятиям в очной форме обучения. Можно выделить аспекты обучения студентов педагогических специальностей с использованием дистанционных образовательных технологий: среди интерактивных форм лекций можно выделить следующие: проблемная лекция (преподаватель объясняет проблемные ситуации в начале и во время изложения учебного материала и вовлекает студентов в их анализ); лекционная провокация (лекция с запланированными ошибками); визуализация лекции. Наиболее часто используемые визуальные лекции в качестве среды электронного обучения создают множество возможностей, либо привычный "фронтальный" стиль лекций направлен на пассивное обучение, а отсутствие прямого контакта с аудиторией еще больше снижает и без того низкую эффективность.

Исходя из опыта автора, наиболее оптимальной является следующая схема: дается вводная обзорная лекция, в которой вводится предмет, выявляются основные вопросы курса и студентам дается обзор источников, доступных в электронной образовательной среде для изучения предмета; консультации проводятся со студентами по вопросам, возникающим при изучении учебного материала, выполнении контрольных заданий и подготовке к практическим занятиям; консультации могут проводиться с использованием интернет-чата или электронной почты; эффективной формой практического обучения является также подготовка студентами творческих педагогических проектов).

На наш взгляд, значительная доля практических занятий в интерактивной форме приемлема в дистанционном формате: презентация на дискуссии или коллоквиуме; письменные ответы на проблемные вопросы; подготовка, решение и обсуждение педагогических задач. Это требует, чтобы студенты могли ознакомиться с различными учебными материалами в электронной среде, где могут быть загружены тексты, презентации и видеозаписи событий: пение, музыкальные и ритмические движения, а также игра на музыкальных инструментах могут также проводиться в электронной образовательной среде.

Использование дистанционных технологий позволяет значительно снизить трудозатраты преподавателя на выполнение трудоемкой работы по подготовке тестовых заданий и тестов, ответов и т.д., а большое количество материалов в электронной образовательной среде позволит студентам ознакомиться с материалом, который ранее требовал объяснений от преподавателя.

Выводы. При использовании дистанционных образовательных технологий в преподавании художественно-эстетических дисциплин студенты должны представлять материал в электронной образовательной среде (материал должен быть разнообразным, включать учебники и ссылки на научные статьи, презентации, видеоролики и др.). Следует подчеркнуть, что в дистанционной среде студенты имеют доступ ко всем материалам, что способствует лучшему восприятию нового теоретического материала, легче ориентируются в материале изучаемых разделов. Также важно ставить задачи на лекциях с последующим закреплением полученных знаний на практических и семинарских занятиях, реализацией творческих проектов по заданным проблемам. При реализации этих условий внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс расширяет дидактические, информационные, методические и технологические возможности обучения и повышает эффективность обучения.

Литература:

1. Алексеева Л.Л. Российское образование через искусство: традиции, реалии и перспективы // Педагогика искусства: электронный научный журнал, 2010. - № 3.

2. Алексеева Л.Л. К вопросу о содержании художественно-эстетического образования в профильной школе // Педагогика искусства: электронный научный журнал, 2010. - № 1.

3. Андреев А.В., Андреева С.В. Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.

4. Аренкина Е.А., Бабанская О.М., Дубровская В.С., Фещенко А.В. Дистанционные технологии при реализации магистерских программ: анализ опыта зарубежных вузов // Открытое и дистанционное образование, 2015. - № 1(57). - С. 78-86.

5. Буханова Н.В., Кузьмин К.В., Петрова Л.Е., Чемезов С.А. Стандарты качества дистанционного обучения в высших учебных заведениях: сравнительный анализ канадской и российской практик // Образование и наука, 2015. - № 7. - С. 135-151.

6. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: технология проекции учебного процесса // Открытое и дистанционное образование, 2015. - № 2(58). - С. 12-19.

7. Галионова Ю.А. Предпосылки возникновения дистанционного обучения в мировом образовательном пространстве. - Москва: Знание, понимание, умение, 2009. - № 2. - С. 20-24.

8. Давыдова Н.Н., Дорожкин Е.М., Федоров В.А. Развитие инновационного процесса в рамках научно-образовательной сети: модель управления // Научный Вестник Национального Исследовательского Университета, 2016. - 5. - С. 157-163.

9. Дегиль И.М., Костюкова Т.А. Особенности работы преподавателя вуза в электронной образовательной среде // Открытое и дистанционное образование, 2016. - 3 (63). - С. 5-10.

10. Дорожкин Е.М., Зеер Е. Методология профессионального педагогического образования: теория и практика (теоретико-методологические основы профессионального педагогического образования // Образование и наука, 2014. - 9. - С. 4-20.

11. Ибрагимов Г.И. Трансформационные процессы в теории и практике обучения в условиях становления информационного пространства знаний // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития: М.: Экон-информ, 2018. - 275 с.

12. Королева Д.О., Хавенсон Т.Е., Лукина А.А. Застрять в прыжке: как дошкольное и школьное образование переходит на цифру // Директор школы, 2019. - № 8. - 63 с.

13. Логинов С.П. Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в дистанционном обучении: история и перспективы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования, 2008. - № 16. - С. 136-140.

14. Нестеренко В.Г., Матвиенко Л.М. Особенности и тенденции развития системы образования в Австралии на этапе базовой подготовки учителей // Альма-матер. Вестник Высшей школы, 2016. - № 10, -С. 96-100.

15. Устюгова В.Н. Система дистанционного обучения Moodle: учебное пособие. - 2010. -Казань. - С. 280.

16. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования http://fgosvo.rU/fgosvo/151/150/24

Педагогика

УДК 378.146

преподаватель кафедры иностранных языков Самойлова Мария Дмитриевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель кафедры иностранных языков Кувшинова Яна Александровна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ТИПЫ ТЕКСТОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ

ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО ВУЗА

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные типы текстов и их методика их применения на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в высшем авиационном училище. Обосновывается необходимость развития навыков чтения на английском языке у курсантов и описана система работы при обучении данному виду речевой деятельности.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, будущие авиационные специалисты, чтение, текст, типы текстов.

Annotation. In this article the authors discuss the main types, forms of texts and their using in foreign language classes at a higher aviation university, substantiate the need to develop reading skills in English among cadets of an aviation university. The authors describe the system of work in teaching cadets' reading skills.

Keywords: reading, text, forms of the text, types of the text.

Введение. Исходя из современных реалий методики преподавания иностранных языков, выбор чтения в качестве основного коммуникативного умения обусловлен рядом причин, одной из которых является его образовательная и социокультурная значимость. В связи с этим большое значение приобретает коммуникативная функция чтения, что в свою очередь предполагает рассмотрение чтения на иностранном языке как средство коммуникации.

На сегодняшний день дисциплина «Иностранный язык» входит в обязательную программу любого высшего учебного заведения. Не исключение и филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани, в котором начальным этапом при обучении иноязычной коммуникативной компетенции будущих авиационных специалистов является приобретение ими навыков чтения.

Изложение основного материала статьи. По определению З.И. Клычниковой «чтение - это процесс восприятия и смысловой обработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка» [3, с. 53]. Чтение подразумевает перцептивную и смысловую обработку информации. Следовательно, в чтении выделяют содержательный план (смысл текста) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст).

Согласно «Словарю методических терминов» под «текстом» понимаются «слова, предложения в определенной последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ, напечатанные, написанные или запечатленные в памяти» [1, с. 190]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что тексты должны содержать в себе ценную для курсантов информацию в рамках темы, проблемы, контекста, ситуации, сферы и жанра общения, а именно, изучая военную и авиационную тематику, курсанты знакомятся с текстами по темам "US Armed Forces Organization", "Military organization", "Military education in the USA", "International organizations" и другие.

В связи с этим преподавателю необходимо правильно подбирать тексты, которые будут актуальны для курсантов и смогут стимулировать интерес к работе с текстом.

Правильный выбор текстов преподавателем обусловлен тем, что текст может стать либо стимулом для обсуждения курсантами самых актуальных тем, либо предоставить им необходимый языковой материал для подготовки собственного высказывания.

С этой целью необходимы такие тексты, которые бы были не только образами англоязычного общения, но и управляли бы процессом овладения и практикой англоязычной коммуникации.

Тексты выполняют различные функции в обучении курсантов чтению:

- образец речи определенной структуры, формы и жанра;

- иллюстрация функционирования языковых единиц;

- образец реализации речевых намерений автора;

- структура управления смысловым восприятием;

- способ обучения курсантов аспектам языка (лексики, фонетике, интонации, грамматики) и видам англоязычной речевой деятельности;

- модель порождения речевого высказывания, речевого общения или сообщения;

- основа самостоятельного коммуникативного обучения.

Для повышения мотивации и заинтересованности курсантов военного авиационного вуза преподаватели кафедры иностранных языков используют различные типы текстов. Самыми распространёнными являются:

1. Информационный текст. Данный вид текста знакомит курсантов с определенной, важной для них и их будущей профессии информацией. Это может быть информация о конструкции самолетов и вертолетов России и США, сравнительный анализ их технических характеристик, информация об основных задачах вооруженных сил РФ И США и другое. Данный тип текста является самым популярным при работе с курсантами на практических занятиях по дисциплине.

2. Публицистический текст. К таким текстам относятся статьи, очерки, репортажи, интервью. Данный тип текста более сложный для восприятия курсантами, так как он содержит в себе официальный стиль речи, зачастую применяемый в СМИ. Лексические же единицы таких текстов более сложны для понимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.