Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ MOODLE В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ MOODLE В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ MOODLE / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВУЗ / САМООБРАЗОВАНИЕ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY MOODLE / INFORMATIZATION OF EDUCATION / DISTANCE LEARNING / EDUCATIONAL PROCESS / UNIVERSITY / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Людмила Валерьевна, Жолдошбек Кызы Жаннат

В статье рассмотрена образовательная технология дистанционного обучения Moodle и ее структура. Дано описание принципов разработки данной технологии основателем Moodle и возможностей ее применения. Представлены причины систематического использования образовательной технологии преподавателями и студентами вуза в учебном процессе. Дана характеристика основных доступных действий актуальных для современного процесса обучения в вузе, таких как чат, база данных, форум, глоссарий, опросный лист, график работы, урок и назначения. Представлены результаты опроса по применению системы дистанционного обучения Moodle, проведенного в инженерно-техническом, педагогическом, медицинском институтах Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Людмила Валерьевна, Жолдошбек Кызы Жаннат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY MOODLE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

The article discusses the educational technology of distance learning Moodle and its structure. The principles of the development of the technology by the founder of Moodle and the possibilities of its application are described. The reasons for the systematic use of educational technology by teachers and university students in the educational process are presented. The characteristic of the main available actions relevant for the modern process of studying at the university is given, such as chat, database, forum, glossary, questionnaire, work schedule, lesson and assignments. The results of a survey on the use of the Moodle distance learning system, conducted at the engineering, technical, pedagogical, medical institutes and philological faculty of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, are presented.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ MOODLE В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

Таблица 2

Рейтинг план оценки деятельности магистрантов в период практики II семестре

Виды работ на практике Что оценивается Баллы

Описание методов исследования для решения поставленных задач в диссертационном исследовании. Оценивается адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу; соответствие современным принципам научного исследования. 30-50 баллов

Представление программы констатирующего эксперимента. Оценивается полнота и качество представления программы формирующего эксперимента. 20-40 баллов

Подготовка отчета по итогам практики. Оценивается информативность и качество представленных материалов. 5-10 баллов

Неудовлетворительно. менее 55 баллов

Удовлетворительно. 55-70

Хорошо. 71-85

Отлично. 86-100

Выводы. Таким образом, представленное содержание и критерии оценки производственной (педагогической) практики способствует формированию у магистрантов применять полученные в ходе изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов подготовки, знания, умения и компетенции в практической деятельности, развивать и углублять практические навыки проведения педагогической, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности и проявления творческих способностей в этих областях. Разработанные критерии оценки, представленные в рейтинг плане, позволяют объективно оценить степень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций магистрантов процессе прохождения производственной практики и служит действенным средством управления учебно-воспитательным процессом в НГПУ.

Литература:

1. Гришина А.В., Волкова Е.В. Структура субъектности подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/755 (Дата обращения 7.11.2018)

2. Киселева Э.М. Особенности производственной практики магистров в условиях уровневой системы высшего образования // Молодой ученый. — 2014. №1. С. 534-536. URL https://moluch.ru/archive/60/8869/ (дата обращения: 21.01.2019).

3. Методические рекомендации и указания к выполнению магистерской диссертации / сост. А.В. Стафеева. Н.Новгород: Мининский университет, 2016. 70 с.

4. Родионова Д.Д. Основы научно-исследовательской работы: учебное пособие / Д.Д. Родионова, Е.Ф. Сергеева Издатель: КемГУКИ, Кемерово. 2010.

5. Положение №8 о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования. НГПУ им. К. Минина.16.02.18 г.

6. Чистова Я.С. Роль научно-исследовательской практики студентов магистратуры в формировании исследовательских компетенций / Л.И. Назарова, Я.С. Чистова // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. Серия Теория и методика профессионального образования. 2015. № 4(68). С. 29-34.

7. Электронная информационно-образовательная среда НГПУ им. К. Минина (https://edu.mininuniver.ru).

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск);

магистрант «Проектный менеджмент в образовании» (М-ПМО-18) Жолдошбек кызы Жаннат

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ MOODLE В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация. В статье рассмотрена образовательная технология дистанционного обучения Moodle и ее структура. Дано описание принципов разработки данной технологии основателем Moodle и возможностей ее применения. Представлены причины систематического использования образовательной технологии преподавателями и студентами вуза в учебном процессе. Дана характеристика основных доступных действий актуальных для современного процесса обучения в вузе, таких как чат, база данных, форум, глоссарий, опросный лист, график работы, урок и назначения. Представлены результаты опроса по применению системы дистанционного обучения Moodle, проведенного в инженерно-техническом, педагогическом, медицинском институтах Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова».

Ключевые слова: образовательная технология Moodle, информатизация образования, дистанционное обучение, учебный процесс, вуз, самообразование.

Annotation. The article discusses the educational technology of distance learning Moodle and its structure. The principles of the development of the technology by the founder of Moodle and the possibilities of its application are described. The reasons for the systematic use of educational technology by teachers and university students in the educational process are presented. The characteristic of the main available actions relevant for the modern process of studying at the university is given, such as chat, database, forum, glossary, questionnaire, work schedule, lesson and assignments. The results of a survey on the use of the Moodle distance learning system, conducted at the engineering, technical, pedagogical, medical institutes and philological faculty of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, are presented.

Keywords: educational technology Moodle, informatization of education, distance learning, educational process, university, self-education.

Введение. Применение электронной дистанционной технологии Moodle актуализировано быстрым развитием информатизации общества и необходимостью внедрения новых образовательных технологий в процесс обучения. Применение системы дистанционного обучения Moodle будет способствовать повышению успеваемости студентов, качества обучения и открытости балльно-рейтинговой системы контроля процесса обучения, если будет систематический контроль и самоконтроль процесса заполнения нормативного, теоретического, практического, диагностического и методического модулей в Moodle преподавателем; а также своевременное ознакомление студентов с содержанием всех модулей и выполнение ими практического и диагностического модулей; учет преподавателем и студентом сроков и индивидуальных настроек отдельных дисциплин (курсов).

Изложение основного материала статьи. В Moodle есть педагогический потенциал, заключающийся в гибкости, вариативности педагогических подходов, возможности учета индивидуальных склонностей, интересов и способностей каждого студента, наличии широкого спектра инструментов для построения учебного курса, отсутствии ограничений на число пользователей. Также существуют педагогические условия, способствующие максимальному использованию потенциала платформы Moodle: формирование и развитие ценностного отношения студентов к автономной деятельности; организация подготовки студентов к автономной работе на платформе; обеспечение профессиональной готовности и мотивации преподавателя к работе с платформой Moodle. Использование дистанционных технологий в образовательном процессе вуза способствует повышению мотивации студентов, росту интереса к предмету, активизирует самостоятельность, развивает рефлексию, навыки планирования, содействует формированию адекватной самооценки и нацеливает на обучение в течение всей жизни [1; 4].

Основными причинами использования данной системы являются: бесплатность, легкость в использовании, возможности для участников образовательного процесса с разным уровнем подготовленности к применению дистанционных технологий.

Martin Dougiamas (руководитель проекта по разработке системы управления обучением Moodle) сформулировал пять принципов, положенных в основу системы:

1) мы все являемся как потенциальными учителями, так и учениками (преподаватель — не только носитель знаний, а скорее всего «проводник», направляющий студентов на самостоятельный путь поиска информации);

2) мы учимся особенно хорошо, когда что-либо создаем или пытаемся объяснить что-то другим (в основе данного положения достаточно очевидное утверждение о том, что люди учатся в практическом действии);

3) мы многому учимся, наблюдая за деятельностью других (действия, выполняемые другими студентами в ежедневных педагогических ситуациях, оказывают значительное влияние на деятельность всех участников образовательного процесса, заставляют непроизвольно работать в общем режиме);

4) понимание других людей изменяет нас самих (данный принцип позволит обучать студентов более индивидуально; необходимо предоставлять студентам как можно больше возможностей для самореализации, само презентации и для анализа предоставленной студентом информации о себе и его активности в системе);

5) мы хорошо учимся, если обучающая среда является гибкой и адаптируется под нужны обучающихся.

С учетом этих принципов были реализованы все инструменты системы Moodle: коммуникативные,

административные, а также учебные [2; 3].

Полноценное и систематическое использование системы Moodle позволяет обеспечить: многовариантность представления информации и интерактивность обучения; многократное повторение изучаемого материала; постоянную учебно-методическую помощь; самоконтроль учебных действий; выстраивание индивидуальных образовательных траекторий; конфиденциальность обучения; более успешное обучение.

Платформа Moodle имеет три уровня использования, с функциями различного использования и доступа: администратор (управляющий платформой), педагог и студент. Moodle состоит из простого интерфейса, который больше похож на информационный портал. Страницы курсов могут быть настроены преподавателем или курсом, добавляя такие элементы, как: календарь, онлайн-пользователи, список действий и другие. При этом, студент (пользователь) может быть перемещен от одного курса (дисциплины) к другому курсу или любому другому преподавателю (на все его курсы).

Курсы в Moodle в качестве виртуальной среды, как правило, представлены чатами, с которыми связаны новостные и дискуссионные форумы, области контента для ввода текста, изображений и презентаций на определенные темы, области деятельности. Участникам учебного процесса доступны ресурсы и мероприятия, не входящие в образовательную программу учебного плана определенной группы студентов. Т.е. существует возможность быть гостем на любом занятии вуза в Moodle. В этой среде ведущий курса может создавать различные виды деятельности для обучающихся и использовать набор их действий (инструментов) [6; 7].

В Moodle доступны действия (модули) актуальные для современного процесса обучения в вузе: чат, база данных, форумы, глоссарий, опросный лист, график работы, урок, назначения и др.

Особое внимание в системе уделено уроку, который позволяет преподавателю создавать условные пути обучения через материал. Он состоит из страниц, обычно заканчивающихся обобщением пройденного материала в разных формах. В зависимости от усвоения новой темы по результатам обратной связи, студент переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую страницу. Преподаватель, оценивая и

оставляя отзывы, может менять его индивидуальный учебный маршрут, это повышает качество освоения учебного материала и результата обучения.

Благодаря особенностям модуля назначения студенты могут отправлять выполненную работу онлайн, включая загрузку файлов любого объема, типа и количества (Word документ, Power point, видеоклип и т.д.). Кроме того, в Moodle можно вести учет учебного времени студентов вне компьютера (мониторинг оффлайн-активности) [5].

Нами был проведен опрос студентов с целью изучения внедрения Moodle в учебный процесс вуза и его эффективности. В анкетировании участвовало 104 студента инженерно-технического, педагогического и медицинского институтов ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». В исследовании приняло участие равное количество девушек и юношей, что свидетельствует о заинтересованности в использовании Moodle в процессе учебы независимо от гендерной принадлежности. Ответы респондентов на вопросы анкеты были поданы онлайн с помощью приложения Google Drive. Большинство студентов, заполнивших анкету, являются студентами второго курса - 53,8% (56 чел.), студенты 3 курса - 19,2% (20 чел.), студенты 1 курса - 17,3% (18 чел.) и студенты 4 курса - 9,7% (10 чел.).

На вопрос, знают ли они о существовании платформы Moodle, 100% (104 чел.) опрошенных ответили, что им сообщили об этом в университете. Большинство респондентов 80,8% (84 чел.) ответили, что узнали о платформе от своих преподавателей и 19,2% (20 чел.) узнали об этом от старосты группы или своих однокурсников. Это свидетельствует о том, что студенты обязаны получить доступ к этой платформе. Все студенты университета имеют учётный аккаунт и зачислены на семестровые курсы, хотя не все подразделения навязывают использование виртуальной среды в учебном процессе.

Каждый студент посещает 10-14 дисциплин и курсов в семестр, по результатам опроса в среднем 40% дисциплин и курсов проводятся с элементами дистанционного обучения Moodle по всем вышеперечисленным модулям.

50% (52 чел) считают, что недостаточность материально-технической базы, средний уровень знаний компьютерных технологий у преподавателей и студентов не позволяют полностью освоить систему Moodle и усложняют её внедрение в учебный процесс вуза. Одновременно отсутствие в системе дистанционного обучения Moodle понятий «академическая группа» и «учебный план» усложняет ее эксплуатацию. А также респонденты видят необходимость перехода преподавателей и студентов в эффективный режим цифровизации образования.

Большинство опрошенных студентов 88,5% (92 чел.) хотели бы пользоваться этой платформой на всех занятиях, прежде всего, для выполнения практического и диагностического модулей. Они положительно оценили во первых, модуль чата, который позволяет участникам проводить синхронное обсуждение в режиме реального времени, чтобы обсудить заданные или интересующие темы (возникшие вопросы), во-вторых, режим использования чата, отличающегося от типичных интернет-форумов особенностями функций для управления и просмотра обсуждений в нем.

На всех занятиях в Moodle используют модуль базы данных, позволяющего преподавателю и студентам создавать, отображать и искать банк записей о определенной теме, в которых формат и структура записей могут включать изображения, файлы, URL-адреса, цифры и текст. Также отмечают, что хотя база данных в настоящее время имеет проблемы экспорта материалов для разных модулей, иногда удобно хранить и обмениваться данными (создаваемой базой) со всеми участниками.

Все респонденты указывают удобство того, что в Moodle предусмотрена функция редактирования любой базы данных, например, сколько записей может написать или просмотреть один участник, установка лимита на сроки или на число записей ответов студентов на задания (максимальное или минимальное), вплоть до установки времени в минутах и часах.

100% респондентов для асинхронного онлайн-обсуждения используют форумы, они подписаны на новостной форум, в котором получают копии каждого нового сообщения по электронной почте, например, при корректировке сообщений или обновлении новостей, т.е. преподаватель имеет возможность быть на связи со всеми студентами на курсе. Также 100% студентов разрешают оставлять комментарии и добавлять новые форумы.

68,3% (71 чел.) считают, что глоссарий в Moodle позволяет участникам:

- создавать и поддерживать список терминов и определений, как в словаре;

- использовать для создания аннотированного списка полезных веб-сайтов или часто задаваемых вопросов;

- искать или просматривать определения во многих документах, различных форматах, и они могут быть связаны с другими сайтами.

100% респондентов участвовали в различных вариантах опросов в Moodle, в зависимости от цели анкетирования (открытых, закрытых, по времени, анонимных и т.д).

59,6% (62 чел.) нравится коллективно создавать документы в WIKI, сохранять изменения во вкладках, классифицировать их, следить за их историей. А также вести действия в таком модуле, как Мастерская, в которой возможна творческая работа, изучение и оценка проектов однокурсников, по заданным критериям, вынесение суждений о качестве той или иной работы (эссе, научно-исследовательские работы и др.).

Оценивание студентами какого-либо модуля в Moodle, его удобство или недостатки, желание его модернизировать свидетельствуют о том, что они имеют практический опыт его использования, а также показывают активизацию их самостоятельности в дистанционном обучении.

80,7% (84 чел.) подтверждают, что интересуются нормативным и методическим модулем дисциплин, изучают сроки выполнения заданий, следят за отзывами и комментариями преподавателей на выполненные задания. Регулярно используют модуль «планировщик», в котором преподаватель предоставляет студентам план занятий, консультаций, дополнительных встреч и мероприятий. Это значит, что студенты ставят перед собой учебные цели, планируют процесс выполнения тех или иных заданий в соответствии с учебным планом и поставленными требованиями, развивают рефлексию.

36,5% (38 чел.) респондентов заявили, что они используют платформу раз в неделю, 27% (28 чел.) раз в 2 недели, 17,3% (18 чел.) раз в месяц. Довольно небольшой процент представляют студенты, которые ежедневно используют эту платформу, а именно студенты, принадлежащие к инженерно-техническому институту - 19,2% (20 чел.). Но не зависимо от частоты применения Moodle все респонденты считают, что

участие в данной технологии в процессе обучения дисциплинирует, и систематичность позволяет контролировать успеваемость.

Результат опроса показывает, что использование Moodle в образовательном процессе вуза повышает мотивацию студентов, интерес к содержанию дисциплин, способствует их самоорганизации и самооценке. В совокупности с традиционным обучением в вузе, дистанционные технологии открывают новые возможности. Полученная информация доказывает мобильность использования этой системы и совершенствование учебного процесса. Платформа Moodle является важной составляющей для преподавателей, стремящихся повысить качество онлайн-курсов, а также реализовывать его использование в качестве поддержки студентов, которые по разным причинам не могут присутствовать на аудиторных занятиях.

Выводы. Moodle стал более активно внедряться в образовательный процесс вуза в связи с поиском новых технологий и способов обучения; расширением возможностей для личного и профессионального роста; созданием эффективных условий для успешного освоения учебного материала обучающимися; воспитанием умений продуктивной самоорганизации своего учебного процесса.

Образовательная дистанционная технология Moodle может использоваться с разной целью, во многих формах организации обучения, как в очной, так и в заочной форме обучения, электронном или смешанном обучении, в начальной или непрерывной формации. Идеально подходит для использования в группах, не только на практических занятиях и семинарах, но и в актуальных на современном этапе цифровизации образования проектных мероприятиях. Систематическое использование Moodle и соблюдение последовательности применения модулей и действий при ведении курса способствует раскрытию педагогического потенциала преподавательской деятельности, поддержанию обратной связи. Moodle позволяет преподавателю более эффективно взаимодействовать со студентами. Однако усилия по успешной реализации требуют обучения инструкторов, наличия хороших сетевых возможностей и доступа к данной образовательной технологии, технической и административной поддержке.

Литература:

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, №14, выпуск 16, 2012. - С. 86-91.

2. Дугиамас, М. Moodle: программное обеспечение с открытым исходным кодом для создания интернет-курсов, 2001. http://dougiamas.com/

3. Дугиамас М., Тейлор П.С. Moodle: Использование учебных сообществ для создания открытой исходной системы управления курсом. Материалы конференции EDMEDIA (Гонолулу, Гавайи), 2003. - 150 с.

4. Керимов У.Т. Использование информационных технологий в дистанционном обучении // Известия вузов Кыргызстана. Издательство: Общественное объединение «Общественная академия ученых Кыргызской Республики, Бишкек, 2017. - С. 23-24.

5. Официальный сайт Moodle. https://www.moodle.ro/

6. Пучкова Е.С. Возможности использования системы дистанционного обучения Moodle в работе преподавателя педагогического университета // Теория и методика профессионального образования. «Интерактив плюс», Москва, 2015. https:// interactive-plus.ru

7. Слепцова Л.Н., Николаев Е.В. Внедрение системы дистанционного обучения для работы со студентами с индивидуальным графиком обучения как ключевое направление развития образовательных учреждений профессионального образования // Педагогические науки. №4 (25), 2017. - С. 110-112.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сыртланова Нэлли Шамильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Шабаева Гузель Фагимовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Представлены результаты исследования мультикультурной направленности развития личности ребенка дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации. Содержательно раскрыты и охарактеризованы компоненты и уровни сформированности мультикультурной направленности личности дошкольников.

Ключевые слова: социально-этнический состав дошкольной группы, мультикультурная личность, коммуникация, речевое развитие дошкольника, коммуникация мультикультурной личности.

Annotation. The article presents the results of the study of multicultural orientation of personality development of a preschool child in a modern preschool educational organization. The components and levels of formation of multicultural orientation of personality of preschool children are revealed and characterized.

Keywords: social and ethnic composition of preschool group, multicultural personality, communication, speech development of preschooler, communication of multicultural personality.

Введение. Учитывая социальную значимость, степень теоретической разработанности и состояние на практике проблемы исследования мультикультурной направленности личности ребенка дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации, особо значима. Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования о важности и необходимости обоснования проблемы становления личности ребенка (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, A.B. Запорожец и др.), положения деятельностного подхода в педагогике (А.Н. Леоньтьев и др.), что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне. Обосновывая актуальность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.