УДК 378.1
ОН. ГОЛОВКО, Т.А. КОКОДЕЙ, В.В. ХИТУЩЕНКО
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ MOODL (НА ПРИМЕРЕ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА)
Рассмотрены возможности использования сервисов системы дистанционного обучения Moodle в образовательном процессе вуза. Раскрыты сущность, преимущества и возможности применения Moodle в практической деятельности преподавателя. Представлен опыт применения Moodle по разработке виртуальной образовательной среды в Севастопольском государственном университете для организации и расширения возможностей традиционных форм обучения и эффективной коммуникации участников образовательного процесса.
Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, система дистанционного обучения Moodle, самостоятельная работа студентов, система высшего образования, Севастопольский государственный университет.
The article is devoted to the issue of Moodle which is an open-source system for distance learning. The authors discuss a possible use of Moodle services in the system of higher education. The concept of Moodle, its advantages and practical potential is revealed here. The research demonstrates an example of Moodle use for development of a virtual educational environment at Sevastopol state university. It shows how to organize and expand capabilities of traditional approaches to education and effective communication of participants in education. Key words: information and communication technologies, Moodle-free and open-source learning management system, self-study of students, system of higher education, Sevastopol state university.
Модернизация I высшей школы в Российской Федерации состоит в предоставлении качественного и доступного образования обучающимся. В условиях стремительно развивающегося информационного общества активный рост научных достижений позволяет находить современные и эффективные методы и технологии, формы и средства обучения, дающие возможность достичь доступности учебной информации и интенсификации учебного процесса в образовательном пространстве. Современные информационные и коммуникационные технологии
© Головко О.Н. Кокодей Т.А., Хитущенко В.В., 2019
(ИКТ) позволяют повысить качество образования, контроля процесса обучения и эффективность общения в таких системах, как «преподаватель -студент» и «студент - студент».
Интеграция новых информационных и коммуникационных технологий в систему высшего образования особенно отразилась на дистанционном обучении. Современное дистанционное обучение можно рассматривать в качестве переходного варианта от очной (контактной) формы обучения к электронной (неконтактной). При этом роль информационных и коммуникационных технологий становится доминирующей и требует последова-
■
тельной и тщательной разработки элементов виртуальной образовательной среды. Развитие всей системы образования, как и развитие системы дистанционного обучения Moodle, удачно сочетает традиционную образовательную среду и обучение с помощью информационных и коммуникационных технологий: для преподавателей и студентов формируется единое учебно-информационное пространство.
В дистанционном обучении образовательный процесс приобретает активный характер со стороны преподавателя и студента, так как сама среда стано-
вится источником информации. Кроме того, в процессе обучения происходит постоянное взаимодействие преподавателя со студентами, нацеленное на систематический контроль уровня их знаний и умений. Эффективность самостоятельной работы студентов при использовании системы дистанционного обучения Moodle достигается при комплексном подходе с использованием различных средств информационных и коммуникационных технологий и традиционных технологий в различных видах учебной деятельности (таблица).
Использование функционала системы дистанционного обучения Moodle для обеспечения эффективности самостоятельной работы студентов
Условия обеспечения эффективности самостоятельной работы студентов Элементы структуры курса в системе дистанционного обучения Moodle Анализ результатов применения в учебном процессе компьютерных заданий
1. Обеспечение оптимального сочетания объемов аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. 2. Методически правильная организация аудиторной и внеаудиторной работы, мотивация студентов на самостоятельную работу 1. Мотивационный блок побуждает студентов к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению основного содержания [1]. Мотивация -необходимая составляющая дистанционного курса (если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента, происходит ее резкое снижение). 2. Инструктивный блок содержит инструкции и методические указания участникам учебного процесса, распорядительные документы, инструкции и программы анкетирования обучающихся, результаты анкетирования, расписание всего учебного процесса (включая подробную информацию о графике изучения отдельных разделов курса, домашних заданиях, контрольных работах, тестах, коллоквиумах, экзамене) [4]. Преподаватель на данном этапе является консультантом, помощником, определяет глубину полученных студентом знаний 1. Систематическое использование компьютерных заданий в системе дистанционного обучения способствует получению более глубоких и прочных знаний по сравнению с традиционными заданиями для самостоятельной работы. 2. Самостоятельное выполнение студентами разных по виду и дидактической цели компьютерных заданий способствует развитию их самостоятельности, мышления, познавательных и творческих способностей
Условия обеспечения эффективности самостоятельной работы студентов
Элементы структуры курса в системе дистанционного обучения Moodle
Анализ результатов применения в учебном процессе компьютерных заданий
3. Обеспечение студентов методическими материалами
с целью
превращения
самостоятельной
работы в
творческий
процесс.
4. Контроль хода самостоятельной работы и наличие стимулов, поощряющих студентов за ее качественное выполнение
3. Информационный блок включает: печатные учебники и учебные пособия, электронные учебные и методические пособия, задания для выполнения лабораторных и практических работ, список основной и дополнительной литературы, дополнительные учебные материалы по курсу, глоссарий. От информационного наполнения данного блока зависит результат процесса обучения. В системе дистанционного обучения Moodle для этого имеются такие элементы, как лекция, глоссарий, Flash Video, пакет Scorm и такие ресурсы, как веб-страница, ссылки на файл или каталог [6].
4. Контролирующий блок содержит информацию о ходе учебного процесса [5]: тесты для входного, промежуточного и итогового контроля знаний; перечень вопросов для самоконтроля; рабочие тетради. При работе с тестами, как правило, предусмотрена работа обучаемого в двух режимах: обучения и контроля. Для оперативного промежуточного контроля
в дистанционном курсе удобно использовать различного рода анкеты.
5. Коммуникативный и консультативный блоки представляют систему интерактивного взаимодействия участников дистанционного курса с преподавателем
и между собой. Коммуникативное взаимодействие преподавателя и студента легко осуществимо средствами системы дистанционного обучения Moodle. В системе для этой цели предназначены такие средства, как лекция с элементами деятельности, рабочая тетрадь, тематический форум, чат [7]. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми, проводиться в реальном (чат, ICQ, Skype, вебинар) и отложенном (электронная почта, форум, доска объявлений) времени_
3. При правильной организации
и методике
проведения
самостоятельной
работы с
компьютерными
заданиями у
обучаемых
ускоряются темпы
формирования
познавательных
умений и навыков.
4. Систематическая работа обучаемых
с компьютерными заданиями формирует устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера [5]
Система управления Moodle позволяет преподавателю использовать не только традиционные способы обучения, но и оптимальные образовательные подходы для каждого студента. Она способствует оптимальному контролю учебного процесса и развитию у обучающихся систематической потребности в самостоятельной работе, что в дальнейшем может привести к постоянному самообразованию молодых специалистов в своей профессиональной деятельности. Система Moodle имеет широкий круг возможностей для эффективной поддержки процесса обучения в дистанционной среде в виде:
• получения углубленных знаний;
• выполнения заданий любой сложности;
• отработок пропущенных занятий;
• создания и хранения портфолио обучающегося;
• самостоятельности и творческом подходе к решению заданий;
• контроля уровня усвоения учебного материала студентом со стороны преподавателя.
Все это способствовало популярности и использованию системы Moodle для обучения в крупнейших университетах мира.
Разработкам в области информационных и коммуникационных технологий применительно к образовательной среде Сев ГУ традиционно уделялось значительное внимание [2, 3], но использование системы дистанционного обучения Moodle может стать новой эпохой в истории развития университета. Рассмотрим данный вопрос подробнее. На настоящий момент система дистанционного обучения Moodle используется в СевГУ около года. Целью проекта является разработка новой
виртуальной образовательной среды университета для организации и расширения возможностей традиционных форм обучения и эффективной коммуникации участников образовательного процесса. Для достижения данной цели в течение 2017-2018 гг. были реализованы следующие этапы:
• анализ нормативно-правовых норм регулирования деятельности виртуальной образовательной среды и создание портфеля документов, регламентирующих виртуальную образовательную среду СевГУ;
• обучение сотрудников СевГУ базовым инструментам работы в системе виртуальной обучающей среды, в том числе с использованием системы вебинаров МкароНз;
• разработка учебно-методического комплекса образовательных программ;
• разработка алгоритма и внедрение виртуальной обучающей среды Moodle в образовательный процесс, процесс мониторинга и контроля качества функционирования системы.
Структура работ по внедрению системы дистанционного обучения Moodle в СевГУ представлена на рисунке.
Детализируем этап анализа и разработки документации, который проводился в СевГУ с августа 2017 г. по август 2018 г.
Нормативно-правовая база внедрения системы дистанционного обучения Moodle - это прежде всего Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 в части статей 15-18 [8], а также Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России, утвержденная поста-
Структура работ по внедрению СДО Moodle в СевГУ
новлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию 31.05.1995 № 6, и локальные нормативные акты СевГУ по он-лайн-обучению:
• Регламент зачета результатов освоения открытых онлайн-курсов (от 27.12.2017).
• Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях (29.01.2018).
• Положение о создании, экспертизе и размещении электронных образовательных ресурсов (27.08.2018).
Так, в Положении о создании, экспертизе и размещении электронных образовательных ресурсов определены следующие цели и задачи:
• повышение качества образовательных программ;
• обеспечение качественной информационной поддержки реализации образовательных программ;
• популяризация образовательной деятельности СевГУ;
• расширение аудитории обучающихся через привлечение потенциальных абитуриентов на образовательные программы, реализуемые университетом;
• выход в мировое образовательное пространство.
В данном документе определены требования к созданию электронных образовательных ресурсов, такие как их соответствие федеральным государственным образовательным стандартам и модульность структуры. Также определено, что авторы-разработчики создают электронные образовательные ресурсы в электронной информационно-образовательной среде Сев-ГУ.ру. Данный документ определяет весь процесс разработки электронного учебного курса. Так, на первом этапе разрабатывается структура метадан-
ных электронного образовательного ресурса по дисциплине образовательной программы с учебно-тематическим планом, затем разрабатываются обязательные компоненты электронного образовательного ресурса:
• рабочая программа дисциплины,
• структура и содержание электронного образовательного ресурса.
После этого электронный образовательный ресурс размещается на портале информационно-образовательной среды университета moodle.sevsu.ru.
Параллельно с данным этапом проводилось обучение сотрудников в формате вебинаров в виртуальной комнате Mirapolis VR университета: http://b68232.vr.mirapolis.ru. На данный момент обучены три группы профессорско-преподавательского состава различных институтов СевГУ, по 30 человек в каждой. Для проведения онлайн-тренингов разработан курс Moodle «Проектирование образовательной деятельности с использованием современных информационных технологий и электронных образовательных ресурсов». Курс состоит из девяти разделов, содержащих электронные лекции и практикумы по созданию основных элементов Moodle, таких как электронная лекция, задание, форум, интерактивный контент Н5Р, элемент Бтет и др. Одновременно с теоретическим изучением работы системы дистанционного обучения Moodle слушатели начинают работу в практикуме «Песочница», где у каждого есть свой персональный раздел для выполнения функций преподавателя дисциплины. Обучение является не только интенсивным, но и практико-ориентирован-ным. После получения навыков создания базовых элементов в практикуме «Песочница» слушателям предостав-
ляется возможность создавать собственные авторские курсы объемом 36 академических часов, которые являются выпускными работами в рамках повышения квалификации по проектированию онлайн-курсов в Moodle.
После прохождения курсов повышения квалификации преподаватели получают сертификаты СевГУ о повышении квалификации (объемом 72 часа) и продолжают разрабатывать собственные электронные учебные курсы.
Рассматривая этап «Разработка содержания среды», можно отметить, что в настоящий момент на платформе http://moodle.sevsu.ru/ функционируют 85 электронных учебных курсов по различным направлениям подготовки, и их число постоянно увеличивается. Разделы портала соответствуют названиям институтов СевГУ, по этому же принципу сгруппированы онлайн-курсы.
В настоящее время СевГУ находится на этапе работы «Разработка содержания среды» и параллельного ей этапа «Внедрение и контроль работы системы». Разработчикам предоставлен широкий инструментарий использования различных плагинов Moodle, в том числе H5P, для реализации интерактивного контента в онлайн-курсах. Основные виды интерактивного контента, которые используют в своих курсах разработчики:
• Timeline - линия времени с использованием мультимедиа;
• Interactive video - создание интерактивной видеолекции;
• Find hotspo - нахождение «горячей точки» - целевой области на рисунке;
• Memory game - игра на внимательность, в которой нужно найти пары соответствующих изображений и др.
Кроме того, в Moodle интегрируются web-сервисы второго поколения, в том числе learningapps.org, для реализации интерактивного контента в онлайн-курсах. Кроме того, разработчики используют функционал Scorm-элемента при создании учебного контента следующих видов:
• отдельный модуль курса;
• одно учебное занятие, например лабораторная работа;
• итоговый или модульный контроль по курсу;
• комплекс расчетных задач, интерактивных упражнений и тестов по теме;
• учебный проект, включающий элементы мультимедиа, задания и т.п.;
• одно или несколько заданий по одной теме;
• контейнер с ресурсами.
При создании Scorm-пакета вне системы дистанционного обучения Moodle используется преимущественно программное обеспечение eXeLearning-XHTML - редактор материалов для электронного обучения: http://exelearning.net/en/.
Данная программа - удобный инструмент для проектирования, разработки и публикации учебных и методических Web-материалов без необходимости изучения HTML или сложных приложений для Web-разработки. eXeLearning был выбран в связи с его определенными преимуществами по сравнению с альтернативными инструментами для создания пакетов Scorm (Reload Editor, Udutu, LCDS):
• дает возможность формировать Scorm-структуру;
• позволяет создавать красивые учебные материалы различных типов;
• содержит встроенные шаблоны для создания учебных материалов;
• прост в использовании (нет необходимости изучать HTML).
Первые результаты внедрения свидетельствуют о повышении эффективности самостоятельной работы студентов в связи с новой консультационной поддержкой преподавателей. Были реализованы возможности форума и чата в системе дистанционного обучения Moodle, оптимизирован процесс сдачи студенческих работ на проверку и их оценивание, частично автоматизирован процесс оценки работ обучающихся. Предполагается, что в процессе использования системы дистанционного обучения Moodle возрастет степень понимания студентами теоретического лекционного материала при дублировании его в виртуальной среде, появится возможность наверстать пропущенные учебные занятия. Студенты-отличники награждаются «значками» в рамках системы Moodle за успеваемость: данная практика показала себя как эффективно мотивирующая.
Одной из проблем внедрения является техническая проблема с переполнением базы данных Moodle, которая возникла в связи с резким увеличением числа разработчиков. В результате в выходные дни Moodle часто не функционирует. Размер базы данных Moodle составляет 409,9 Мб, при этом полная резервная копия базы данных в сжатом виде занимает всего 172 Мб. Кроме того, на данный момент не реализована возможность работы с Moodle на мобильных устройствах.
Можно сделать вывод о педагогической целесообразности использования системы дистанционного обучения Moodle в учебном процессе СевГУ как для очной, так и для заочной форм обучения, поскольку самостоятельная работа студентов является основой
высшего образования и составляет в среднем около 75% от общего количества часов, отводимых на изучение курса. В настоящее время разрабатыва-
ется система показателей эффективности системы дистанционного обучения СевГУ для оценки ее интегральной результативности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батищев А.В. Основы организации обучения в сети Интернет: конспект лекций. Орел: ОрелГТУ, 2008. 69 с.
2. Головко О.Н., Коркин Д.А. Информационные технологии как инструмент мотивации и контроля студентов технического университета // Культура народов Причерноморья. 2013. № 260. С. 31-35.
3. Головко О.Н., Штец А.А. Активизация творческой деятельности студентов магистратуры в системе профессионально ориентированных педагогических задач // Вестник РМАТ. 2017. № 4. С. 78-83.
4. Кравченко Г.В., Лаврентьев Г.В. Построение дистанционного курса и организация обучения студентов высшей школы в системе Moodle // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2-2 (78). С. 26-29.
5. Кравченко Г.В., Волженина Н.В. Работа в системе Moodle: руководство пользователя: учеб. пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. 116 с.
6. Лаврентьев Г.В. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы//Вестник Алтайской академии экономики и права. 2012. Вып. 2 (25). С. 133-134.
7. Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы / под ред. Ю.В. По-зняка. Минск: БГУ, 2003.227 с.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вред. от 03.08.2018).