Научная статья на тему 'Преимущества LMS Moodle в сравнении с другими системами обучения e-learning'

Преимущества LMS Moodle в сравнении с другими системами обучения e-learning Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4196
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СДО / LMS / LCMS / MOODLE / ПРЕИМУЩЕСТВА / ADVANTAGES / СИСТЕМА / SYSTEM / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / КОНТЕНТ / CONTENT / КУРС / COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Полина Олеговна

Данная статья посвящена сравнению системы дистанционного обучения LMS Moodle с другими аналогичными виртуальными обучающими системами, например, с системой управления учебным контентом на платформе LCMS. Рассматривается разница между этими системами, особенности и сильные стороны LMS Moodle, работа системы, ее состав, а также пользователи данной системы и возможности создания курсов по дистанционному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Полина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advantages of LMS Moodle in comparison to other E-learning systems

This article is dedicated to the comparison of LMS Moodle (language management system) to other analogous virtual educational systems, for example LCMS (language content management system). The differences between these systems are discussed, their features are compared and advantages of the Moodle are emphasized. The author considers the structure of the LMS Moodle, its possible users and courses.

Текст научной работы на тему «Преимущества LMS Moodle в сравнении с другими системами обучения e-learning»

7. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. - С. 5-20.

8. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М. : Гнозис, 2004. 390 с.

9. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие. М.: Дрофа, 2008. 431 с.

10. Попова Н.В. Обучение старшеклассников дискурсивному анализу (на примере грамматики английского языка)// Иностранные языки в школе. - 2011. - №3. - С. 64-70.

11. Попова Н.В. К вопросу о развитии дискурсивной компетенции учащихся // Иностранные языки в школе. - 2011. - №7. - С. 74-80.

12. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии WEB 2.0 в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 3. - С. 26-31.

13. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: Учебно-методическое пособие. М.: Глосса-Пресс, Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 182 с.

14. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: уч. пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2004. - 416 с.

УДК: 811.111:378.147.88

П.О. Иванова

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

ПРЕИМУЩЕСТВА 1_МБ М0001.Е В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ СИСТЕМАМИ

ОБУЧЕНИЯ Е-1_ЕАК1\1!ЫС

Данная статья посвящена сравнению системы дистанционного обучения LMS Moodle с другими аналогичными виртуальными обучающими системами, например, с системой управления учебным контентом на платформе LCMS. Рассматривается разница между этими системами, особенности и сильные стороны LMS Moodle, работа системы, ее состав, а также пользователи данной системы и возможности создания курсов по дистанционному обучению.

Ключевые слова: LMS, LCMS, СДО, Moodle, преимущества, система, управление, контент, курс.

В стремительно развивающемся мире образования постоянно появляются новые возможности, в том числе возможность дистанционного обучения. Чтобы дать определение дистанционному обучению, нужно иметь правильное представление о понятии обучения вообще. Под обучением понимается увеличение знаний у человека, и все свои знания в современном мире человек получает при помощи дистанционных источников (книг, телевизионных передач и т.п.). При очном обучении преподаватель не пользуется собственными теориями и экспериментами, а получает данные из специализированной литературы, т.е. пользуется дистанционными источниками информации. В теории образования даже используют различие понятий источников информации - первичными источниками считаются те, которые

219

получены при рассмотрении объекта изучения, а вторичными - все остальные. Обучение, в котором используются вторичные источники информации, можно считать и называть дистанционным.

В современном мире дистанционное обучение появляется из-за стремления общества стать информационным, это так называемые процессы познавательного взаимоотношения и взаимодействия.

В России дистанционное обучение до недавнего времени не получало должного распространения. В первую очередь, это происходило из-за недостатка технических средств, а также кадров - преподавателей, обладающих специальными навыками и умениями работать внеаудиторных занятий.

Многие вузы России внедряют в свои учебные программы дистанционное обучение и дистанционные курсы. Руководство вузов организует специализированные курсы по обучению студентов и преподавателей пользоваться данными системами электронного обучения. Широкое распространение получает термин E-learning (электронное обучение, обучение посредством сети Интернет), говорящий о процессах обучения и образования в электронной форме не только в сети Интернет, но и на специализированных устройствах.

Программное обеспечение для электронного обучения предоставляется путем появления и внедрения простых неизменяемых HTML страниц, также популяризуются более сложные системы управления обучением (LMS). В сети Интернет можно найти большое количество таких LMS, которыми пользуются вузы мира.

Moodle - это система управления обучением LMS (в русскоговорящей среде используется переводная аббревиатура СДО - «система дистанционного обучения»). Многие вузы выбирают именно LMS. Студент имеет возможность доступа к учебному порталу, который предоставляет основную информацию по предмету, возможность воспользоваться электронными материалами по предмету, а также получить дополнительные материалы с помощью ссылок.

В последние годы появляется и развивается новая классификация дистанционного обучения, которая реализует управление учебным материалом (Learning Content Management System, или сокращенно LCMS). Следить за результатами обучения возможно с помощью обеих систем. Но LMS, или СДО, может управлять и осуществлять наблюдение за обоими видами обучения, которые могут состоять из аудиторных занятий, интерактивных заданий, текстовых файлов, визуальных инсталляций и других источников. LMS не может следить за этими видами обучения, но управляет наполняемостью курсов, позволяет дополнять курсы различными видами информации, например, текстами или видео. В то же время, прогрессивные LCMS позволяют строить курсы в соответствии с данными о пользователе [5].

В таблице 1 представлены в обобщенной и сжатой форме возможности систем LMS и LCMS и различия между ними (данные исследования Брендона Халла (Brandon Hall) [4].

ьмз ЬСМ8

Целевая аудитория Все учащиеся, Разработчики,

преподаватели вуза учащиеся, которым нужен персонализованный (личный) контент

В основном обеспечивает Учебный процесс; Учебный контент

управление: требования к обучению; учебные программы и планирование

Управляет e-leaming-ом Да Да

Управляет традиционными формами обучения Да Нет

Отслеживает результаты Да Да

Поддерживает совместную работу Да Да

учащихся

Уведомления о регистрации на курс, Да Нет

требованиях для просмотра и

уведомления об аннулировании

курса

Создание вопросов и управление Да Да

тестами

Организация многократно Да Да

используемого контента

LMS предоставляет доступ к различным учебным курсам. По завершении курса, студент проходит итоговый тест, основанный на требованиях по данному предмету учебного плана, система составляет отчет по результатам и, например, распределяет студентов по уровню знаний в аудиторные подгруппы. Благодаря этим возможностям, LMS - это универсальный инструмент для обучения студентов различным предметам и, если курс разработан по иностранному языку, студентов разного уровня языковой подготовки.

Санкт-Петербургский политехнический университет организовал систему дистанционного обучения на платформе Moodle [6]. Слово Moodle образовано из начальных букв названия системы Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), созданной Мартином Доугиамасом. В среде русскоговорящих преподавателей и создателей курсов употребляются также названия "Мудл" и "Моодус" (Модульная объектно-ориентированная динамическая управляющая среда) [2].

Moodle создан с целью коммуникации и взаимодействия студентов и

преподавателей, позволяя им обмениваться различными файлами в системе.

Это считается самой сильной стороной системы, поскольку система

предоставляет возможности взаимодействия, организации интерактивного

обучения. Каждый участник курса может создавать свой профиль, хранить

данные о себе и о курсе, в котором он проходит материал, сохранять и

просматривать полученные оценки, а также просматривать и сохранять

221

сообщения на форуме. Преподаватели могут создавать свою собственную систему оценивания студентов, сохранять результаты, создавать тесты и проверочные работы. Время, проведенное в сети каждым студентом, отражается в системе. То есть преподавателю не обязательно вести учет успеваемости студентов в журнале, он может зайти в систему и просмотреть результаты каждого студента, их посещаемость, качество выполнения заданий и оставить свои комментарии по поводу успеваемости каждого студента, которые будут доступны непосредственно этому студенту [3].

Система дистанционного обучения Ыссё^ предоставляет платформу, позволяющую создавать и вести дистанционные курсы. Дистанционные курсы, разработка которых использует средства и возможности (инструменты) Ыссё^, как правило, включают в себя:

• ресурсы - это те материалы, которые могут быть размещены в качестве материалов для изучения. Куратор курса или преподаватель может размещать различную теоретическую информацию в том или ином разделе курса. Эти ресурсы могут быть как в виде файлов, так и в виде внешних ссылок. Система дистанционного обучения Ыссё^ дает возможность использовать различные форматы электронных документов в качестве электронной информации;

• активные элементы - это элементы деятельности, которая не входит в рамки обучающего курса. Под активными элементами в основном понимается организованное общение между студентами и преподавателями, пользующимися данным дистанционным курсом (форум, чат, обмен сообщениями и т.п.). Преподаватель также может создавать свои способы проверки знаний (например, тесты);

• задания - это элемент, создаваемый для проверки знаний. Ответы на задания должны быть оформлены в качестве файлов (один или более), то есть в электронном виде;

• база данных используется для создания и хранения различной информации, например, статьи, книги, гиперссылки; для показа различных фотографий, плакатов, созданных студентами; для хранения студентами и преподавателями различных файлов;

• семинар - это вид внеаудиторных занятий. Студенты получают возможность оценивания результатов работы друг друга в курсе, а также возможность взаимодействия с преподавателем (лектором или практиком), а также могут видеть все происходящее по видео-конференции;

• урок - это вид занятий, где учебный материал выдается по частям. Студенты могут задавать вопросы преподавателю после данного вида занятий, и преподаватель решает, на какие части урока стоит делать акцент на аудиторных занятиях;

• тесты - это основное средство контроля знаний в любой системе LMS, тесты дают возможность студентам проверять свои знания, а преподавателю видеть результаты.

Также сильной стороной Moodle является то, что необходимо в современных реалиях жизни, т.е. возможность воспользоваться системой и

222

найти нужный курс и, соответственно, выполнять задания с любого устройства, в котором есть выход в интернет, будь то ноутбук, планшет или смартфон.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что в наши дни каждый вуз выбирает создание курсов на платформах LMS или LCMS, но большинство вузов в нашей стране рассматривают коммуникативные, более доступные для понимания методики обучения, поэтому выбор падает на LMS Moodle. Дальнейшее всестороннее использование LMS Moodle приведет исключительно к положительным результатам и окажет благоприятное воздействие на процесс обучения английскому языку. Необходимо помнить, что каждый студент обучается по-своему, обладает собственным когнитивным стилем, поэтому нужно проводить профессиональное ориентирование, оценку и мониторинг процесса обучения, профессиональную подготовку преподавателя, что является обязательным условием успешной работы системы. Система управления обучением Moodle может быть использована не только для организации дистанционного обучения, но, безусловно, будет полезна и в обычном учебном процессе вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белозубов А.В., Николаев Д.Г., Cиcтeмa диcтaнциoннoгo oбучeния Moodle. Учебно-методическое пособие (Ebook) - СПб, СПбИТМО, 2007. - С. 108

2. Электронный ресурс "Обучающая среда Moodle" http://docs.altlinux.org/current/modules/moodle/ Дата обращения 15.09.14

3. Электронный ресурс "Преимущества Moodle" http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd Дата обращения 20.09.14

4. Электронный ресурс LMS and LCMS: В чем разница? http://www.distance-learning.ru/db/el/B254358DE85FFE70C325723B0032F739/doc.html Дата обращения 22.09.14

5. Электронный ресурс "Аналитическая записка "Выбор системы дистанционного обучения"" http://ra-kurs.spb.ru/2/0/2/1/?id=13 Дата обращения 22.09.14

6. Электронный ресурс "Портал дистанционных образовательных технологий СПбГПУ" http://dl.spbstu.ru/ Дата обращения 22.09.14

УДК 811.111:378.147.88

Е.А. Кабанова

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Информатизация образования и активное применение электронных устройств на занятиях и при самостоятельной работе - новый этап в развитии учебного процесса и системы образования в целом. Основной целью данной статьи является рассмотрение устройств, используемых студентами при выполнении аудиторных заданий и при подготовке индивидуальных работ. Приводится краткий анализ полезности электронных устройств, используемых студентами неязыковых направлений во время занятий.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, ноутбук, электронная книга, планшетный компьютер, смартфон, самостоятельная работа, текст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.