7. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. - С. 5-20.
8. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М. : Гнозис, 2004. 390 с.
9. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие. М.: Дрофа, 2008. 431 с.
10. Попова Н.В. Обучение старшеклассников дискурсивному анализу (на примере грамматики английского языка)// Иностранные языки в школе. - 2011. - №3. - С. 64-70.
11. Попова Н.В. К вопросу о развитии дискурсивной компетенции учащихся // Иностранные языки в школе. - 2011. - №7. - С. 74-80.
12. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии WEB 2.0 в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 3. - С. 26-31.
13. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: Учебно-методическое пособие. М.: Глосса-Пресс, Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 182 с.
14. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: уч. пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2004. - 416 с.
УДК: 811.111:378.147.88
П.О. Иванова
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
ПРЕИМУЩЕСТВА 1_МБ М0001.Е В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ СИСТЕМАМИ
ОБУЧЕНИЯ Е-1_ЕАК1\1!ЫС
Данная статья посвящена сравнению системы дистанционного обучения LMS Moodle с другими аналогичными виртуальными обучающими системами, например, с системой управления учебным контентом на платформе LCMS. Рассматривается разница между этими системами, особенности и сильные стороны LMS Moodle, работа системы, ее состав, а также пользователи данной системы и возможности создания курсов по дистанционному обучению.
Ключевые слова: LMS, LCMS, СДО, Moodle, преимущества, система, управление, контент, курс.
В стремительно развивающемся мире образования постоянно появляются новые возможности, в том числе возможность дистанционного обучения. Чтобы дать определение дистанционному обучению, нужно иметь правильное представление о понятии обучения вообще. Под обучением понимается увеличение знаний у человека, и все свои знания в современном мире человек получает при помощи дистанционных источников (книг, телевизионных передач и т.п.). При очном обучении преподаватель не пользуется собственными теориями и экспериментами, а получает данные из специализированной литературы, т.е. пользуется дистанционными источниками информации. В теории образования даже используют различие понятий источников информации - первичными источниками считаются те, которые
219
получены при рассмотрении объекта изучения, а вторичными - все остальные. Обучение, в котором используются вторичные источники информации, можно считать и называть дистанционным.
В современном мире дистанционное обучение появляется из-за стремления общества стать информационным, это так называемые процессы познавательного взаимоотношения и взаимодействия.
В России дистанционное обучение до недавнего времени не получало должного распространения. В первую очередь, это происходило из-за недостатка технических средств, а также кадров - преподавателей, обладающих специальными навыками и умениями работать внеаудиторных занятий.
Многие вузы России внедряют в свои учебные программы дистанционное обучение и дистанционные курсы. Руководство вузов организует специализированные курсы по обучению студентов и преподавателей пользоваться данными системами электронного обучения. Широкое распространение получает термин E-learning (электронное обучение, обучение посредством сети Интернет), говорящий о процессах обучения и образования в электронной форме не только в сети Интернет, но и на специализированных устройствах.
Программное обеспечение для электронного обучения предоставляется путем появления и внедрения простых неизменяемых HTML страниц, также популяризуются более сложные системы управления обучением (LMS). В сети Интернет можно найти большое количество таких LMS, которыми пользуются вузы мира.
Moodle - это система управления обучением LMS (в русскоговорящей среде используется переводная аббревиатура СДО - «система дистанционного обучения»). Многие вузы выбирают именно LMS. Студент имеет возможность доступа к учебному порталу, который предоставляет основную информацию по предмету, возможность воспользоваться электронными материалами по предмету, а также получить дополнительные материалы с помощью ссылок.
В последние годы появляется и развивается новая классификация дистанционного обучения, которая реализует управление учебным материалом (Learning Content Management System, или сокращенно LCMS). Следить за результатами обучения возможно с помощью обеих систем. Но LMS, или СДО, может управлять и осуществлять наблюдение за обоими видами обучения, которые могут состоять из аудиторных занятий, интерактивных заданий, текстовых файлов, визуальных инсталляций и других источников. LMS не может следить за этими видами обучения, но управляет наполняемостью курсов, позволяет дополнять курсы различными видами информации, например, текстами или видео. В то же время, прогрессивные LCMS позволяют строить курсы в соответствии с данными о пользователе [5].
В таблице 1 представлены в обобщенной и сжатой форме возможности систем LMS и LCMS и различия между ними (данные исследования Брендона Халла (Brandon Hall) [4].
ьмз ЬСМ8
Целевая аудитория Все учащиеся, Разработчики,
преподаватели вуза учащиеся, которым нужен персонализованный (личный) контент
В основном обеспечивает Учебный процесс; Учебный контент
управление: требования к обучению; учебные программы и планирование
Управляет e-leaming-ом Да Да
Управляет традиционными формами обучения Да Нет
Отслеживает результаты Да Да
Поддерживает совместную работу Да Да
учащихся
Уведомления о регистрации на курс, Да Нет
требованиях для просмотра и
уведомления об аннулировании
курса
Создание вопросов и управление Да Да
тестами
Организация многократно Да Да
используемого контента
LMS предоставляет доступ к различным учебным курсам. По завершении курса, студент проходит итоговый тест, основанный на требованиях по данному предмету учебного плана, система составляет отчет по результатам и, например, распределяет студентов по уровню знаний в аудиторные подгруппы. Благодаря этим возможностям, LMS - это универсальный инструмент для обучения студентов различным предметам и, если курс разработан по иностранному языку, студентов разного уровня языковой подготовки.
Санкт-Петербургский политехнический университет организовал систему дистанционного обучения на платформе Moodle [6]. Слово Moodle образовано из начальных букв названия системы Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), созданной Мартином Доугиамасом. В среде русскоговорящих преподавателей и создателей курсов употребляются также названия "Мудл" и "Моодус" (Модульная объектно-ориентированная динамическая управляющая среда) [2].
Moodle создан с целью коммуникации и взаимодействия студентов и
преподавателей, позволяя им обмениваться различными файлами в системе.
Это считается самой сильной стороной системы, поскольку система
предоставляет возможности взаимодействия, организации интерактивного
обучения. Каждый участник курса может создавать свой профиль, хранить
данные о себе и о курсе, в котором он проходит материал, сохранять и
просматривать полученные оценки, а также просматривать и сохранять
221
сообщения на форуме. Преподаватели могут создавать свою собственную систему оценивания студентов, сохранять результаты, создавать тесты и проверочные работы. Время, проведенное в сети каждым студентом, отражается в системе. То есть преподавателю не обязательно вести учет успеваемости студентов в журнале, он может зайти в систему и просмотреть результаты каждого студента, их посещаемость, качество выполнения заданий и оставить свои комментарии по поводу успеваемости каждого студента, которые будут доступны непосредственно этому студенту [3].
Система дистанционного обучения Ыссё^ предоставляет платформу, позволяющую создавать и вести дистанционные курсы. Дистанционные курсы, разработка которых использует средства и возможности (инструменты) Ыссё^, как правило, включают в себя:
• ресурсы - это те материалы, которые могут быть размещены в качестве материалов для изучения. Куратор курса или преподаватель может размещать различную теоретическую информацию в том или ином разделе курса. Эти ресурсы могут быть как в виде файлов, так и в виде внешних ссылок. Система дистанционного обучения Ыссё^ дает возможность использовать различные форматы электронных документов в качестве электронной информации;
• активные элементы - это элементы деятельности, которая не входит в рамки обучающего курса. Под активными элементами в основном понимается организованное общение между студентами и преподавателями, пользующимися данным дистанционным курсом (форум, чат, обмен сообщениями и т.п.). Преподаватель также может создавать свои способы проверки знаний (например, тесты);
• задания - это элемент, создаваемый для проверки знаний. Ответы на задания должны быть оформлены в качестве файлов (один или более), то есть в электронном виде;
• база данных используется для создания и хранения различной информации, например, статьи, книги, гиперссылки; для показа различных фотографий, плакатов, созданных студентами; для хранения студентами и преподавателями различных файлов;
• семинар - это вид внеаудиторных занятий. Студенты получают возможность оценивания результатов работы друг друга в курсе, а также возможность взаимодействия с преподавателем (лектором или практиком), а также могут видеть все происходящее по видео-конференции;
• урок - это вид занятий, где учебный материал выдается по частям. Студенты могут задавать вопросы преподавателю после данного вида занятий, и преподаватель решает, на какие части урока стоит делать акцент на аудиторных занятиях;
• тесты - это основное средство контроля знаний в любой системе LMS, тесты дают возможность студентам проверять свои знания, а преподавателю видеть результаты.
Также сильной стороной Moodle является то, что необходимо в современных реалиях жизни, т.е. возможность воспользоваться системой и
222
найти нужный курс и, соответственно, выполнять задания с любого устройства, в котором есть выход в интернет, будь то ноутбук, планшет или смартфон.
Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что в наши дни каждый вуз выбирает создание курсов на платформах LMS или LCMS, но большинство вузов в нашей стране рассматривают коммуникативные, более доступные для понимания методики обучения, поэтому выбор падает на LMS Moodle. Дальнейшее всестороннее использование LMS Moodle приведет исключительно к положительным результатам и окажет благоприятное воздействие на процесс обучения английскому языку. Необходимо помнить, что каждый студент обучается по-своему, обладает собственным когнитивным стилем, поэтому нужно проводить профессиональное ориентирование, оценку и мониторинг процесса обучения, профессиональную подготовку преподавателя, что является обязательным условием успешной работы системы. Система управления обучением Moodle может быть использована не только для организации дистанционного обучения, но, безусловно, будет полезна и в обычном учебном процессе вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белозубов А.В., Николаев Д.Г., Cиcтeмa диcтaнциoннoгo oбучeния Moodle. Учебно-методическое пособие (Ebook) - СПб, СПбИТМО, 2007. - С. 108
2. Электронный ресурс "Обучающая среда Moodle" http://docs.altlinux.org/current/modules/moodle/ Дата обращения 15.09.14
3. Электронный ресурс "Преимущества Moodle" http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd Дата обращения 20.09.14
4. Электронный ресурс LMS and LCMS: В чем разница? http://www.distance-learning.ru/db/el/B254358DE85FFE70C325723B0032F739/doc.html Дата обращения 22.09.14
5. Электронный ресурс "Аналитическая записка "Выбор системы дистанционного обучения"" http://ra-kurs.spb.ru/2/0/2/1/?id=13 Дата обращения 22.09.14
6. Электронный ресурс "Портал дистанционных образовательных технологий СПбГПУ" http://dl.spbstu.ru/ Дата обращения 22.09.14
УДК 811.111:378.147.88
Е.А. Кабанова
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Информатизация образования и активное применение электронных устройств на занятиях и при самостоятельной работе - новый этап в развитии учебного процесса и системы образования в целом. Основной целью данной статьи является рассмотрение устройств, используемых студентами при выполнении аудиторных заданий и при подготовке индивидуальных работ. Приводится краткий анализ полезности электронных устройств, используемых студентами неязыковых направлений во время занятий.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, ноутбук, электронная книга, планшетный компьютер, смартфон, самостоятельная работа, текст.