Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕБ - РЕСУРСА BIGBLUEBUTTON'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕБ - РЕСУРСА BIGBLUEBUTTON Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА MOODLE / ВЕБ - СЕРВИС BIGBLUEBUTTON / ВЕБ - КОНФЕРЕНЦИЯ / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGY / ONLINE TRAINING / MOODLE LEARNING ENVIRONMENT / BIGBLUEBUTTON WEB SERVICE / WEB CONFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бижова И. А.

В данной статье, которая является актуальной на сегодняшний день, рассматривается вопрос эффективного применения дистанционных образовательных технологий с использованием онлайн обучения студентов в вузе. Раскрыты определения онлайн обучения и дистанционных образовательных технологий. Рассмотрены основные виды организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. В статье представлены возможности и формы использования обучающей среды Moodle с применением BigBlueButton для проведения лекционных, лабораторных, практических занятий в вузе, на примере дисциплин «Практика устной и письменной речи обучения английскому языку» и «Методика обучения иностранному языку». Рассматривается история возникновения сервера и дается определение BigBlueButton, которое представляет собой открытое программное обеспечение для организации веб - конференций. Выделены преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при планировании преподавателем использования сервера веб - конференций BigBlueButton в образовательном процессе. В рамках проведенного исследования была реализована главная задача выделения возможных преимуществ использования данного веб-ресурса на занятиях в вузе. Исследование показало, что организация образовательной деятельности студентов вуза очной и заочной формы, поставив в равные условия всех участников образовательного процесса с применением BigBlueButton, обеспечивает проведение всех видов занятий в электронной информационно - коммуникационной образовательной среде университета. Разработанная модель проведения онлайн занятий (лекция, семинар, практикум, лабораторное занятие, консультация) с использованием сервера веб-конференций BigBlueButton является универсальной и дает возможность внедрять интерактивные формы работы в вузе. Представлен алгоритм действий преподавателя в созданной нами модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бижова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INTERACTIVE DISTANCE EDUCATION OF STUDENTS IN LANGUAGE HIGH SCHOOLS WITH APPLICATION OF WEB-RESOURCE BIGBLUEBUTTON

This article, which is relevant today, considers the issue of effective application of distance educational technologies using online education of students at the high school. Definitions of online learning and distance educational technologies are revealed. The main types of educational process organization with application of distance educational technologies are considered. The article presents the possibilities and forms of use of Moodle training environment with the use of BigBlueButton for carrying out lecture, laboratory, practical classes at the high school, on the example of disciplines "Practice of oral and written speech of English language teaching" and "Methodology of foreign language teaching." The history of the server and the definition of BigBlueButton, which is open source software for web conferencing, are discussed. The advantages and disadvantages that should be taken into account when the educator plans to use the web conferencing server BigBlueButton in the educational process are highlighted. As part of the study, the main task of highlighting the possible advantages of using this web resource in classes at the high school is 21 Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий № 2 (34) 2020 realized. The research showed that the organization of educational activities of students of internal and correspondence form of training, having put in equal conditions all participants of the educational process with the use of BigBlueButton, ensures the holding of all types of classes in the electronic information and communication educational environment of the high school. The developed model of conducting online classes (lecture, seminar, practicum, laboratory studies, consultation) using the web conference server BigBlueButton is versatile and provides an opportunity to introduce interactive forms of work in the high school. The algorithm of teacher actions in the model created is presented.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕБ - РЕСУРСА BIGBLUEBUTTON»

УДК 372.881.111.1, ББК 74.268.1 © И. А. Бижова DOI: 10.24411/2225-8264-2020-10015

И. А. Бижова

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕБ - РЕСУРСА БГСБШЕБиТТОК

В данной статье, которая является актуальной на сегодняшний день, рассматривается вопрос эффективного применения дистанционных образовательных технологий с использованием онлайн обучения студентов в вузе. Раскрыты определения онлайн обучения и дистанционных образовательных технологий. Рассмотрены основные виды организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. В статье представлены возможности и формы использования обучающей среды МввМе с применением BigBlueButton для проведения лекционных, лабораторных, практических занятий в вузе, на примере дисциплин «Практика устной и письменной речи обучения английскому языку» и «Методика обучения иностранному языку». Рассматривается история возникновения сервера и дается определение BigBlueButton, которое представляет собой открытое программное обеспечение для организации веб - конференций. Выделены преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при планировании преподавателем использования сервера веб - конференций BigBlueButton в образовательном процессе. В рамках проведенного исследования была реализована главная задача выделения возможных преимуществ использования данного веб-ресурса на занятиях в вузе. Исследование показало, что организация образовательной деятельности студентов вуза очной и заочной формы, поставив в равные условия всех участников образовательного процесса с применением BigBlueButton, обеспечивает проведение всех видов занятий в электронной информационно - коммуникационной образовательной среде университета. Разработанная модель проведения онлайн занятий (лекция, семинар, практикум, лабораторное занятие, консультация) с использованием сервера веб-конференций BigBlueButton является универсальной и дает возможность внедрять интерактивные формы работы в вузе. Представлен алгоритм действий преподавателя в созданной нами модели.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, онлайн - обучение, обучающая среда Moodle, веб - сервис BigBlueButton, веб - конференция.

уществует несколько форм проведения

С лекций, практических, лабораторных занятий, а также консультаций в вузе: традиционная и дистанционная (онлайн). Традиционная форма проведения занятия в вузе предполагает наличие преподавателя и студентов в аудитории.

Онлайн - обучение осуществляется в электронной среде, характеризуется высокой интерактивностью учебного контента и регулярностью взаимодействия обучающихся, как с преподавателем, так и с друг другом. Онлайн обучение не предполагает регулярные аудиторные занятия, аудиторные встречи могут использоваться для проведения консультаций по дисциплине, а также для проведения текущей и промежуточной аттестации [2].

Под дистанционными образовательными технологиями (далее, ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

Целью применения ДОТ в вузе является:

1. Повышение конкурентоспособности университета на рынке образовательных услуг;

2. Расширение доступа различных категорий населения к образовательным технологиям и учебному контенту согласно тенденциям развития современного информационного общества;

3. Повышение качества подготовки обучающихся за счет внедрения информационно -

коммуникационных технологий и компьютерных средств обучения;

4. Повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся [2].

Следует отметить, что применение ДОТ в образовательном процессе требует не только активной работы преподавателя, но и студентов. В сети Интернет имеется большое количество образовательных сервисов, платформ, предлагающих сегодня бесплатный доступ и прохождение дистанционных обучающих курсов.

Цель данной статьи - разработать универсальную модель проведения дистанционного (онлайн) занятия через организацию веб - конференции на платформе BigBlueButton с элементами интерактивной формы.

В рамках данного исследования, нами было проведен опрос мнений на образовательном портале среди студентов Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) факультета иностранных языков. Целью данного опроса являлось выяснение мнения о том, как быстро им удалось адаптироваться к новым реалиям, и поделиться своими впечатлениями о дистанционной (онлайн) форме обучения. В онлайн опросе участвовали студенты 3 курса очного и заочного отделения (84 обучающихся). По степени открытости целей для респондентов опрос был закрытого типа и состоял из 7 вопросов с вариантами ответов. Студентам необходимо было отметить выбранный вариант ответа, выразив, свое мнение о ДОТ. В результате проведенного опроса,

выявлено, что большая часть студентов (80%) преодолели трудности в ходе дистанционного обучения в течение 1 - 2 дней, оставшиеся 20% решили возникшие трудности в течение первой недели дистанционного обучения. Важно отметить, что все студенты оценили по степени удобства использования платформу BigBlueButton, как удобную для изучения иностранного языка. 60 % респондентов отметили, что предпочли бы дистанционную форму обучения в вузе. Остальные 40 % выразили свое мнение об обучении в традиционной форме и о том, что традиционный формат обучения не заменит дистанционное обучение. 100 % респондентов отметили, что применение ДОТ более современно, прогрессивно и предлагает больше возможностей в обучении иностранным языкам. Проанализировав полученные данные, нами были выделены преимущества и недостатки дистанционной формы обучения в целом.

Среди преимуществ мы выделили: отсутствие необходимости тратить время на дорогу к учебному заведению, доступность образовательных ресурсов для освоения учебным материалом, оперативное взаимодействие с преподавателем и студентами, возможность быстрого использование сети Интернет для нахождения ответов во время онлайн занятия, применение различных технологий, работа с разными образовательными платформами, приложениями, развитие самостоятельности, самоорганизации.

К недостаткам дистанционного обучения студенты отнесли: недостаток личного общения, отсутствие необходимого оборудования на компьютере (например, нерабочий микрофон), неудовлетворенность качеством связи.

Таким образом, можно сделать вывод, что студенты видят больше преимуществ, чем недостатков в дистанционном обучении. А те недостатки, которые они выделили, связаны с техническим обеспечением в большей степени. При этом студенты высказали предпочтения о смешанной форме обучения (традиционная и дистанционная формы), а также легко и быстро (в течение 1-2 дней) перестроились на дистанционное обучение.

На образовательном портале Омского государственного педагогического университета (далее, ОмГПУ) созданы все условия для организации дистанционной формы работы преподавателей и студентов. В соответствии с «Положением о порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в ОмГПУ» занятия могут быть представлены на образовательном портале:

1. видеолекциями, аудиолекциями, лекциями в режиме видеоконференц - связи (on - line - видеолекция), интерактивными лекциями [2].

2. практическими и лабораторными занятиями с пересылкой ответов преподавателю на проверку и применением видеоконференции BigBlueButton.

Особый интерес в рамках данной работы представляет применение ДОТ и возможности интегриро-

вания сервера веб - конференций BigBlueButton на занятиях в вузе.

BigBlueButton - бесплатное открытое программное обеспечение для проведения веб-конференции. Система разработана в первую очередь для дистанционного обучения. Название BigBlueButton происходит от первоначальной концепции, что, начало веб - конференции должно быть максимально простым, как нажатие метафорической большой синей кнопки [3].

Наблюдая за тем, как студенты работают на онлайн занятиях, нами были выделены преимущества применения сервера веб - конференций BigBlueBut-ton:

• не требует большей концентрации времени на процессе изучения по сравнению с традиционной формой обучения;

• не требует больших усилий для запоминания материала по сравнению с традиционной формой обучения;

• позволяет организовать адекватное взаимодействие преподавателя со студентами в режиме живого общения;

• дает возможность иметь под рукой необходимые учебные материалы (на рабочем столе компьютера);

• дает возможность записи занятия и его повторного просмотра;

• дает возможность быстрой рефлексии работы, как студентов, так и преподавателя на основе видео изображения;

• дает возможность поиска ответа на вопрос, нужной информации в сети Интернет;

• прост в освоении;

• удобен в использовании.

Нами были также выделены и недостатки, которые необходимо учитывать при планировании преподавателем использования сервера BigBlueButton в образовательном процессе:

• Отсутствие у преподавателя навыка владения компьютерными информационными и коммуникационными технологиями;

• Отсутствие у преподавателя специальных компетенций в области методики и педагогики электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий;

• Отсутствие у преподавателя умений планировать, конструировать, разрабатывать электронные образовательные и информационные ресурсы;

• Отсутствие у преподавателя умений проектировать и реализовывать различные виды деятельности обучающихся с применением электронных образовательных ресурсов;

• Систематическое не прохождение преподавателем курсов квалификации в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

• Отсутствие на компьютере у преподавателя операционной системы Windows 7 или новее. Если

установлена эта операционная система, то браузер должен быть обновлен до последней версии. Рекомендуется использовать GoogleChrome или MozillaFirefox. Если установлена операционная система Windows 10, то необходимо проверить параметры конфиденциальности микрофона в настройках операционной системы;

• Возникновение проблем работы с больше 15 подключений (плохое качество звук, зависание видео).

Необходимо отметить, что применение системы управления обучением Moodle и сервера ве-бинаров на основе BigBlueButton для поддержки очной формы обучения на занятиях в вузе является также актуальным направлением. Опыт ведения лекционных, семинарских, практических занятий с использованием данного сервера не представлен комплексными разработками в отличие от традиционной формы ведения занятий в вузе, подробно описанной в научных публикациях. Данный сервер встроен в образовательный портал ОмГПУ и преподавателям не нужно скачивать дополнительный материал для работы. Если, вы планируете работать с сервером Bigbluebutton, то вам необходимо найти его в сети Интернет и бесплатно скачать. Вам также понадобится скачать программное обеспечение Moodle, чтобы осуществлять управляемый доступ пользователей (по логину и паролю), а также создавать различные видео комнаты, с названиями и информацией, то есть как дополнение для BigBlueButton. Moodle, может взаимодействовать с BigBlueButton по средствам специально модуля. Модуль устанавливается и настраивается через административный интерфейс Moodle.

Принимая во внимание вышеизложенные факты, в рамках данного исследования предполагается целесообразным разработать универсальную модель проведения онлайн занятия в вузе (лекция, семинар, практикум, лабораторное занятие, консультация) с использованием сервера веб - конференций BigBlueButton в вузе.

Для организации веб - конференции потребуется подготовительная работа по оформлению как содержания, так технической стороны. Структура модели проведения онлайн - занятия с применением веб - ресурса BigBlueButton представляет собой два базовых блока: теоретический и практический. Теоретический блок включает в себя содержательную составляющую. Преподаватель создает веб - конференцию на образовательном портале и готовит теоретический материал (для проведения лекционного занятия), разрабатывает задания (для проведения лабораторного или практического занятия). Практический блок реализуется через интерактивную работу преподавателя и студентов на образовательном портале.

Далее представим алгоритм действий преподавателя в обоих блоках созданной нами модели.

1. Создание видеоконференции на платформе BigBlueButton.

Для того чтобы создать видеоконференцию, преподавателю необходимо создать этот элемент на образовательном портале. Работа в виртуальной аудитории организовывается в конкретное время по расписанию. Перед началом работы веб - конференции необходимо проверить работу микрофона и камеры. Для входа в виртуальную комнату необходимо нажать на элемент BigBlueButton и подключиться к сеансу (Рис.1)

Рис. 1 Создание видеоконференции на платформе BigBlueButton

2. Изучение интерфейса видеоконференции на платформе BigBlueButton (возможности видеть участников конференции, использовать чат, общие заметки).

Интерфейс конференции несложен в применении. При работе в видеоконференции преподаватель может вести лекцию или практическое занятие, используя либо только микрофон, либо с применением

также веб-камеры. Преподаватель может видеть список студентов, присутствующих на занятии. При необходимости можно воспользоваться чатом и обменяться текстовыми сообщениями со всеми участниками видеоконференции. Во время занятия во вкладке «Общие заметки» можно вести записи, которые можно скачивать (Рис.2).

Рис.2 Возможности использования элементов «Общий чат», «Общие заметки», «Пользователи» на платформе BigBlueButton

При проведении занятия студенты имеют возможность задать вопросы, или выступить с ответом на практическом или лабораторном занятии. Для этого студенту нужно в своем статусе выбрать значок поднятой руки. Преподаватель будет видеть, что студент желает задать вопрос или готов дать ответ на вопрос. Перед началом ответа преподаватель может передать студенту право самому загружать в конференцию презентацию и делится ею со всеми участниками образовательного процесса.

После окончания занятия необходимо завершить конференцию в BigBlueButton.

3. Загрузка созданной презентации для проведения лекционного или лабораторного занятия.

Во время проведения занятия преподаватель может загрузить презентацию. Для удобства использования необходимо сохранить ее в формате PDF (Рис.3).

Рис.3 Возможности использования презентации на платформе Bigbluebutton

Кроме презентации преподаватель может за- настройках также есть такая опция, как разрешение, грузить любой документ, необходимый для работы. В запрет скачивания презентации удаление презента-

ции. Загруженную презентацию или любой другой документ могут видеть все студенту, подписанные на эту конференцию. Обсуждая определенную тему, преподаватель может переключать слайды, возвращаться к предыдущим слайдам, давать комментарии.

4. Подготовка к веб - конференции.

Преподавателю необходимо продумать формы

работы со студентами и разработать теоретический и практический материал для проведения занятий, т.е. составить план своих действий.

5. Формулировка примеров заданий и формы

работы со студентами.

Преподаватель должен разработать презентацию и текстовый документ с формулировкой заданий или организовать трансляцию занятия на уоиШЬе (в любой социальной сети). В данном случае на образовательном портале необходимо разместить ссылку на трансляцию на youtube (в любой социальной сети).

Приведем примеры заданий и формы работы со студентами на занятиях по дисциплинам «Практика устной и письменной речи английского языка» и «Методика обучения иностранному языку».

Задание 1 (по «Практике устной и письменной речи английского языка»): Look at the pictures and say who these people are and what they are famous for. What do you know about them? (форма работы - индивидуальная).

Задание 2 (по «Методике обучения иностранному языку»): Приведите примеры лексических упражнений, которые направлены на формирование различных составляющих коммуникативной компетенции, включая лингвистическую, речевую и социокультурную. (форма работы - индивидуальная).

Для организации оперативной консультативной помощи преподавателю необходимо разместить элемент BigBlueButton, назначить время для онлайн -встречи со студентом и дождаться его выхода на платформу.

6. Осуществление контроля.

Обязательно наличие контроля. Преподавателю нужно разработать контрольные вопросы или организовать проверка знаний в виде тестовых вопросов.

Обсуждение контрольных вопросов можно организовать в виде форума на образовательном портале или оформить в виде элемента «Задание» с возможностью пересылки файла на проверку. Для организации контроля в виде тестирования целесообразно применять элемент «Тест».

7. Инструктаж участников веб - конференции.

Преподаватель должен разработать указания

для студентов и выложить их на образовательном портале, содержащие цель выполнения практического задания, методические указания по выполнению практического задания, критерии оценивания.

Приведем пример разработанных указаний для студентов.

Пример 1 (по «Практике устной и письменной речи»):

Aim: making a presentation and preparing short talk on the life and work of one of the Russian composers following the plan:

- time of birth, place of birth, early years;

- education received;

- main compositions;

- end of the career.

Directions: You have 30 minutes to do the task. You can use the Internet to find useful information. Follow the given plan. You have to speak 4 - 5 minutes.

Criteria:

- Mind the pronunciation (not more than 2 mis-

takes) - 0,5 points.

- Mind the grammar (not more than 2 mistakes) -

0,5 points.

- Mind the vocabulary (not more than 2 mistakes)

- 0,5 points.

- Mind the speaking. You are not allowed to read

- 0,5 points.

- Observe the time limit - 0,5 points.

- Ask 2 questions about your topic - 0,5 points.

Пример 2 (по «Методике обучения иностранному языку»):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: научиться разрабатывать фрагмент урока, задачей которого является формирование грамматических навыков с опорой на диалогический текст (начальный этап обучения).

Указания: выберите самостоятельно УМК для работы. Подберите 3 задания на отработку того или грамматического правила и организуйте в необходимой последовательности обучающие действия учителя и учебные действия учащихся.

Критерии оценивания:

- правильность подобранных заданий на отра-

ботку того или грамматического правила

(не менее 3 заданий) - 0,5 балла;

- правильность постановки цели фрагмента

урока - 0,5 балла;

- правильность формулировки планируемых

результатов урока - 0,5 балла;

- обоснование последовательности обучающих

действий учителя - 0,5 балла;

- обоснование последовательности учебных действий учащихся - 0,5 балла;

- Апеллирование методическими понятиями - 0,5 балла;

8. Проведение веб - конференции.

Организованное занятие проводится строго

по расписанию в указанное время. Если по расписанию у вас несколько занятий в один день подряд, то необходимо делать перемену после каждого занятия.

9. Подведение итогов веб - конференции.

Проводится анализ достижения цели и эффективности решения поставленных задач, касающихся уровня организации коммуникации на занятии, систематизации знаний, полученных в результате изучения дисциплины. Можно оформить результаты проведенного занятия в форме презентации и представления всем участникам занятия.

10. Рефлексия.

Студенты имеют возможность высказаться по поводу проведенного занятия, обсудить результаты их работы над темой, представить их для обсуждения всеми участниками образовательного процесса, сделать выводы, подвести итоги работы. Распорядок дня студента на дистанционном обучении способствует сохранению ритма жизни, рациональному распределению времени, дисциплинирует, а также развивает самостоятельность и ответственность.

Таким образом, разработанная модель проведения занятий в вузе, на примере занятий на факуль-

тете иностранных языков в ОмГПУ по дисциплинам «Практика устной и письменной речи английского языка» и «Методика обучения иностранному языку», является универсальной и может использоваться при организации и проведении лекционных, практических, лабораторных занятий в любом вузе. Данная модель позволяет отойти от традиционной формы организации учебного процесса в вузе, является несложной при интегрировании в образовательный процесс и способной организовать интерактивное взаимодействие и коммуникацию преподавателя со студентами.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) (Статья 16).-//Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23iD055ca4/(свобод ный).

2. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в ФГБОУ ВПО «ОмГПУ» от 28.06.2019 г. № 01-02/15. - // Режим доступа: http://omgpu.ru/sites/default/files/files/basic/omgpu-segodnya/oficialnye-dokumenty-omgpu/lokalnye-normativnye-akty-po-osnovnym-voprosam-organizacii-i-osushchestvleniya-obrazovatelnoy/polozhenie_ob_eo_i_dot_28.06.2019.pdf (свободный).

3. Big Blue Button - Open Source Web Conferencing [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.bigbluebutton.org/ (свободный).

References

1. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» [The Federal Act «About education in the Russian Federation»] ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (red. ot 01.03.2020) (Stat'ya 16). - // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (svo-bodnyi).

2. Polozhenie o poryadke primeneniya elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii v FGBOU VPO «OmGPU» [The implementing regulations of e-learning, distance education technologies in FGBOU VPO «OmGPU»] ot 28.06.2019 g. № 01-02/15. - // Rezhim dostupa: http://omgpu.ru/sites/default/files/files/basic/omgpu-segodnya/oficialnye-dokumenty-omgpu/lokalnye-normativnye-akty-po-osnovnym-voprosam-organizacii-i-osushchestvleniya-obrazovatelnoy/polozhenie_ob_eo_i_dot_28.06.2019.pdf (svobodnyi).

3. Big Blue Button - Open Source Web Conferencing [Elektronnyi resurs] // Rezhim dostupa: http://docs.bigbluebutton.org/ (svobodnyi).

ORGANIZATION OF INTERACTIVE DISTANCE EDUCATION OF STUDENTS IN LANGUAGE HIGH SCHOOLS WITH APPLICATION OF WEB-RESOURCE BIGBLUEBUTTON

Inna A. Bizhova

Associate Professor, Omsk State Pedagogical University

Abstract. This article, which is relevant today, considers the issue of effective application of distance educational technologies using online education of students at the high school. Definitions of online learning and distance educational technologies are revealed. The main types of educational process organization with application of distance educational technologies are considered. The article presents the possibilities and forms of use of Moodle training environment with the use of BigBlueButton for carrying out lecture, laboratory, practical classes at the high school, on the example of disciplines "Practice of oral and written speech of English language teaching" and "Methodology of foreign language teaching." The history of the server and the definition of BigBlueButton, which is open source software for web conferencing, are discussed. The advantages and disadvantages that should be taken into account when the educator plans to use the web conferencing server BigBlueButton in the educational process are highlighted. As part of the study, the main task of highlighting the possible advantages of using this web resource in classes at the high school is

realized. The research showed that the organization of educational activities of students of internal and correspondence form of training, having put in equal conditions all participants of the educational process with the use of BigBlueBut-ton, ensures the holding of all types of classes in the electronic information and communication educational environment of the high school. The developed model of conducting online classes (lecture, seminar, practicum, laboratory studies, consultation) using the web conference server BigBlueButton is versatile and provides an opportunity to introduce interactive forms of work in the high school. The algorithm of teacher actions in the model created is presented.

Keywords: distance education technology, online training, Moodle learning environment, BigBlueButton web service, web conference.

Сведения об авторе:

Бижова Инна Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Омского государственного педагогического университета (644043, Российская федерация, г. Омск, ул. Интернациональная, д.6), e-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 15.04.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.