Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СТРАНОВЕДЕНИЮ НА ЯЗЫКОВОМ ФАКУЛЬТЕТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОБУЧЕНИЕ СТРАНОВЕДЕНИЮ НА ЯЗЫКОВОМ ФАКУЛЬТЕТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СТРАНОВЕДЕНИЮ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНАЯ СИСТЕМА MOODLE / ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ MOODLE / ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / TRAINING OF COUNTRY SPECIFIC STUDIES / INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES / MOODLE EDUCATIONAL SYSTEM / PRACTICAL USE OF ELEMENTS OF THE MOODLE SYSTEM / DIGITAL LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева М.Г., Фролова В.А.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения структуры элементов учебной системы Moodle, которые наиболее пригодны для обучения страноведению на языковом факультете. В условиях дистанционного или смешанного обучения и сокращения количества аудиторных часов качественное формирование профессиональных компетенций студентов возможно при использовании информационно-коммуникационных технологий. Проведенный анализ литературных источников позволил доказать важность применения учебных платформ в образовательном процессе. В статье предлагается комплексный анализ эффективности использования элементов системы Moodle: «лекция», «задание», «тест», «опрос», «игра». Авторы статьи дают подробные рекомендации по применению этих элементов для преподавания страноведения и иллюстрируют их наглядными примерами. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных учреждений, исследователей, магистрантов и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева М.Г., Фролова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF COUNTRY SPECIFIC STUDIES AT THE LANGUAGE FACULTY BY THE USE OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The relevance of the article is due to the need to study the structure of the elements of the Moodle educational system, which are most suitable for teaching country specific studies at the language faculty. In the context of distance or mixed learning and reduction of the number of classroom hours, the qualitative formation of professional competencies of students is possible using information-communication technologies. The conducted analysis of literature made it possible to prove the importance of using educational platforms in the educational process. The article offers a comprehensive analysis of the effectiveness of using elements of the Moodle system: ‘lecture', 'task', ‘test', ‘survey', ‘game'. The authors of the article give detailed recommendations on the use of these elements for teaching country specific studies and illustrate them with examples. The article is intended for employees of the educational system, heads of educational institutions, researchers, undergraduates and students.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СТРАНОВЕДЕНИЮ НА ЯЗЫКОВОМ ФАКУЛЬТЕТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 378

Обучение страноведению на языковом факультете с использованием информационно-коммуникационных технологий

Training of country specific studies at the language faculty by the use of information-communication technologies

Алексеева М.Г., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, margennal@yandex.ru

Фролова В.А., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, frvera@yandex.ru

Alekseeva M., I. Yakovlev Chuvash State pedagogical University, margennal@yandex.ru Frolova V., I. Yakovlev Chuvash State pedagogical University, frvera@yandex.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.023

Ключевые слова: обучение страноведению, информационно-коммуникационные технологии, учебная система Moodle, практическое использование элементов системы Moodle, цифровое обучение.

Keywords: training of country specific studies; information-communication technologies; Moodle educational system; practical use of elements of the Moodle system; digital learning.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения структуры элементов учебной системы Moodle, которые наиболее пригодны для обучения страноведению на языковом факультете. В условиях дистанционного или смешанного обучения и сокращения количества аудиторных часов качественное формирование профессиональных компетенций студентов возможно при использовании информационно-коммуникационных технологий. Проведенный анализ литературных источников позволил доказать важность применения учебных платформ в образовательном процессе. В статье предлагается комплексный анализ эффективности использования элементов системы Moodle: «лекция», «задание», «тест», «опрос», «игра». Авторы статьи дают подробные рекомендации по применению этих элементов для преподавания страноведения и иллюстрируют их наглядными примерами. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных учреждений, исследователей, магистрантов и студентов.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the structure of the elements of the Moodle educational system, which are most suitable for teaching country specific studies at the language faculty. In the context of distance or mixed learning and reduction of the number of classroom hours, the qualitative formation of professional competencies of students is possible using information-communication technologies. The conducted analysis of literature made it possible to prove the importance of using educational platforms in the educational process. The article offers a comprehensive analysis of the effectiveness of using elements of the Moodle system: 'lecture', 'task', 'test', 'survey', 'game'. The authors of the article give detailed recommendations on the use of these elements for teaching country specific studies and illustrate them with examples. The article is intended for employees of the educational system, heads of educational institutions, researchers, undergraduates and students.

Введение. В данной научной статье исследуется применение элементов электронной образовательной среды (ЭОС) Moodle в практике дистанционного преподавания страноведения как учебной дисциплины, изучаемой студентами III - ГУкурсов факультета иностранных языков. В современных условиях, когда взят курс на расширение возможностей цифрового образования, многие преподаватели активно внедряют использование некоторых элементов

данной образовательной среды в учебный процесс, тем самым внося разнообразие в образовательный процесс (в конечном итоге -мотивируя студентов в освоении учебного материала) и сочетая аудиторную работу с самостоятельной (как правило, контролируемой преподавателем ресурсами ЭОС).

Особую значимость эта среда приобретает в условиях ведения образовательного процесса в формате исключительно удаленного

взаимодействия со студентами (в частности, связанного с пандемией коронавируса 2020 г.), когда в достаточно короткие сроки возникает необходимость преобразования учебной деятельности - перевода контактной формы работы в цифровое обучение студентов.

На языковых факультетах, где ведущими видами речевой деятельности являются аудирование и говорение, возникают трудности перехода на дистанционное обучение (в частности, ЭОС не всегда позволяет организовать занятия по таким дисциплинам, как «Практический курс иностранного языка», «Практикум по культуре речевого общения на иностранном языке» в полноформатном варианте контактной работы, их целесообразнее проводить в формате видеоконференций). Наиболее эффективно, на наш взгляд, ресурсы ЭОС можно использовать в рамках таких дисциплин как «Страноведение» и «История и культура стран изучаемого языка».

Цель данной научной работы заключается в попытке анализа эффективности применения некоторых базовых элементов учебной системы МооШе в условиях дистанционного (и/или смешанного) вида обучения. В данной статье представлен опыт организации дистанционной работы со студентами языковых факультетов на примере курса «Страноведение», при изучении которого можно задействовать максимальное количество ресурсов и элементов электронной образовательной среды МооШе, что позволяет приблизить учебный процесс в условиях дистанционного обучения к контактной работе: индивидуальные и групповые формы работы, постоянное общение через чаты и форумы, задания как устные, так и письменные (традиционные и креативные), контроль на каждом этапе обучения и др., что составляет актуальность темы и новизну этой статьи.

Результаты исследования могут быть использованы на занятиях по методике обучения иностранному языку, в разработке дистанционного преподавания теоретических дисциплин в вузе, таких как «Основы теории немецкого языка», «Теоретическая грамматика немецкого языка», «История немецкого языка».

Материалы и методы исследования. Материалом данного исследования,

составляющего эмпирическую основу для анализа, послужил педагогический опыт использования в течение нескольких лет основных элементов системы МооШе: «лекция», «задание», «тест», «опрос», «игра» в преподавании учебной дисциплины

«Страноведение» [13].

В работе был использован теоретический и практический методы исследования: анализ научной литературы и метод наблюдения.

Результаты исследования. Страноведение как учебная дисциплина является неотъемлемой частью учебного процесса на факультете иностранных языков. Терминологически и содержательно следует различать страноведение и лингвострановедение. Лингвострановедение, как трактует Большой энциклопедический словарь, это аспект в практическом курсе иностранного языка и теоретическом курсе методики его преподавания, в задачу которого входит ознакомление иностранных учащихся с духовной и материальной культурой изучаемого языка, с современной действительностью. Объектами лингвострановедения являются безэквивалентная лексика, афористика и фразеология, невербальные средства (мимика, жест, поза), фоновые знания [15].

Основные принципы, методы и приемы лингвострановедения, ознакомление

обучающихся с культурой (в широком смысле этого слова) изучаемого языка с помощью языка и в процессе его изучения разрабатывались Е.М. Верещагиным и В.И. Костомаровым [3]. В дальнейшем лингвострановедение как вузовская дисциплина уточнялась и расширялась, пересекаясь в некоторых аспектах с межкультурной коммуникацией [5, с.308; 2, с.138-142]. Принципы лингвострановедения переносились и на (до)школьное обучение иностранным зыкам [8], то есть уже на начальном этапе иноязычного образования предлагалось формировать интеркультурные компетенции.

В немецкой дидактике предполагается, что лингвострановедению должна отводиться ведущая роль в преподавании иностранного языка. Сам язык - это, по мнению Г. Шторха, уже явление лингвострановедческого характера. Человек, изучающий иностранный язык, может столкнуться с лингвострановедческой информацией, с иноязычной реальностью на уроке иностранного языка независимо от того, «тематизируется» это на уроке или нет. Немецкие методисты достаточно широко понимают границы лингвострановедческого аспекта обучения иностранным языкам, что видно из анализа трех исходных концепций лингвострановедения: когнитивной

(познавательной), коммуникативной

(прагматической), межкультурной

(эмоциональной), которые на сегодняшний день являются обязательными составляющими обучения лингвострановедению [12, с.285-289].

Страноведение определяется Большой российской энциклопедией и Большим энциклопедическим словарем [14; 15] как географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, их природой, населением, хозяйством, культурой, социальной организацией и особенностями их исторического развития.

Как вузовская дисциплина страноведение служит формированию следующих

профессиональных компетенций студентов:

1) «способность использовать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в предметной области и в области образования» [9, с.6];

2) «способность выделять структурные элементы, входящие в систему познания предметной области (в соответствии с профилем и уровнем обучения), анализировать их в единстве содержания, формы и выполняемых функций» [9, с.6].

Важнейшей целью курса страноведения является формирование и систематизация представлений о географическом положении стран, где немецкий язык является государственным языком, об истории и становлении немецкого государства,

политическом и экономическом строе, о системе образования и культуре стран изучаемого языка; а также знакомство со страноведческими реалиями и прослеживание связей между историей общества - носителя немецкого языка и самим языком и его особенностями, что позволяет расширить общий кругозор студентов и познакомить их с особенностями национального характера жителей этих стран и их культурными традициями [9, с.4-5]. Материал курса знакомит студентов с культурными ценностями страны и ее историей, начиная с истории древних германцев и заканчивая политической ситуацией на современном этапе.

В результате освоения курса «Страноведение» студент «должен знать основной материал курса: исторические события, государственный строй, отрасли экономики, место Германии и других немецкоговорящих стран в Европе и Европейском Союзе, систему образования, культурную жизнь страны; карту Германии, географическое положение земель, их историю, культуру, достопримечательности и их столицы; уметь работать с литературой и периодикой, извлекать страноведческую информацию, необходимую студентам для написания докладов и рефератов; владеть лексическим материалом исторических,

экономических, культурологических текстов страноведческого характера» [9, с.6-7].

Дисциплина «Страноведение Германии» изучается на III-IV курсах, проводится в форме аудиторной работы (30 часов лекций и 30 часов лабораторных занятий). Курс предполагает самостоятельную работу студентов (84 часа) [9, с.7].

Информационно-коммуникационные технологии стали важной составляющей учебного процесса в высшей школе [1, с.271-272]. Эти технологии обнаруживают ряд преимуществ [4, с.18; 6, с.83-84], позволяющих насыщать работу студентов над изучаемым материалом различными новыми формами взаимодействия, позволяющими значительно разнообразить лекционный материал по страноведению [7, с.522-523], содействовать активному

взаимодействию всех субъектов

образовательного процесса независимо от их местонахождения [11, с.241-242, 246].

Особую роль в обучении грают так называемые системы управления обучением (Learning Managment System - LMS), ориентированные на взаимодействие

преподавателя и студента. Такие учебные системы, например, Moodle (Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) позволяют сочетать очную и дистанционную формы работы над учебным материалом. Учебная платформа хранит информацию разного типа, регулирует информационный поток, может содействовать упрощению управления процессом обучения, содействует межличностному общению на оси «преподаватель - студент» [13].

Образовательная среда «Moodle» может активно использоваться для размещения интерактивных заданий по страноведению, текстов и файлов мультимедиа, а также для оценки выполненных заданий. Форумы, чаты, онлайн-диалоги, функции обмена сообщениями между участниками сообщества обеспечивают интерактивное общение. Электронная учебная среда Moodle обнаруживает ряд инструментов, позволяющих не только организовать учебный процесс в дистанционной форме (тесты, форумы, задания, глоссарии, опросы, анкеты, чаты, лекции, семинары, wiki, базы данных), но и включить в учебный процесс все образовательные и мультимедийные ресурсы, размещенные в глобальной сети Интернет и на персональных компьютерах пользователей (файлы, папки, веб-страницы, аудио- и видеозаписи, базы данных, гиперссылки и т.д.) [13].

В рамках курса «Страноведение» ресурсы Интернет-пространства и ранее активно применялись в нашей работе, но в условиях дистанционного цифрового образования их востребованность возросла многократно. Приобщать студентов к новым информационным технологиям в изменившихся условиях целесообразнее, на наш взгляд, на примере курса «Страноведение», когда глобальная сеть Интернет предлагает огромное количество наглядного фактического материала, на базе которого можно эффективно (качественно и быстро) отрабатывать языковой материал. В дальнейшем этот опыт работы можно также использовать и на других занятиях (уроках по дисциплине «Практический курс иностранного языка»).

Особо следует отметить, что для каждого этапа работы над новым материалом (традиционно их выделяют три: этап введения нового материала, этап закрепления материала, этап проверки сформированности навыков и умений и контроля) в электронной образовательной среде можно предложить студентам наиболее эффективные элементы курса.

Курс «Страноведение» предполагает работу с достаточно большим объемом материала по каждому разделу (теме). В связи с этим при очной форме обучения (а при дистанционном обучении - тем более) целесообразным является использование такого элемента системы Moodle как «лекция». Материал для студентов можно подготовить как в виде традиционного варианта лекции в текстовом формате (прикрепить отдельный файл в разделе «Ресурсы курса»), так и в формате аудио- или видеофайла с записью определенной темы, презентации в PowerPoint.

Задания для студентов можно сформулировать следующим образом:

1) ознакомиться с новой темой (прочитать, прослушать, посмотреть видео);

2) составить карту Mind-map;

3) составить план темы / раздела и т.д.

При этом здесь же можно предложить студентам очень важный элемент курса: добавление книг и других библиографических источников по заданной теме из образовательных ресурсов «ЭБС IPR BOOKS», где преподавателем может быть предложен обязательный и дополнительный список источников для изучения.

Второй этап работы - закрепление нового материала - составляет основную часть как аудиторной, так и самостоятельной работы

студентов, где многообразие элементов и ресурсов образовательной среды Moodle способствует эффективному освоению темы или раздела.

Самым популярным, а между тем и самым простым и гибким, элементом системы Moodle выступает «задание», которое может охватывать разнообразные формы. Этот элемент курса позволяет преподавателю разрабатывать и создавать различные интерактивные задания как для аудиторной, так и самостоятельной работы, вовлекая, тем самым, студентов в процесс обучения.

Преподавателю необходимо создать краткое описание задания, дать правильную установку на выполнение и указать, в каком виде (в виде текста, файла, презентации, эссе, таблицы, реферата, короткого аудио- или видеофайла и др.) и куда студенты должны прикрепить свои работы (в системе Moodle или же за рамками этой образовательной среды). Модуль «задание» позволяет студентам легко загружать свои выполненные задания и предоставлять их на проверку и оценивание руководителю курса. Этот элемент курса является хорошим помощником преподавателю для рассмотрения выполненных работ. Еще один положительный момент этого модуля - это ограничение студентов во времени выполнения задания, что особенно важно при дистанционной форме обучения, когда преподаватель открывает доступ к заданию строго по расписанию занятий и предоставляет ограниченное время на работу. Это помогает быстро настроить студентов на работу и сконцентрировать их внимание на выполнении задания. При этом параллельно в образовательной среде Moodle можно создать для студентов чат и форум (они представляют собой интерактивные средства коммуникации между участниками курса), где в режиме реального времени можно общаться со студентами, отвечая на возникающие в ходе работы вопросы и прорабатывая наиболее сложные разделы совместно с обучающимися. В конце занятия студенты отправляют свои ответы для проверки в электронную образовательную среду Moodle.

В условиях дистанционного обучения в рамках курса «Страноведение» студентам можно предложить задания следующего характера:

1) Bereiten Sie eine Präsentation zu diesem Thema vor (презентация может быть подготовлена как по одной заданной для всех студентов теме, так и по определенной для каждого студента конкретной теме, что обеспечивает самостоятельную работу каждого учащегося);

2) Ergänzen Sie Sätze im Test;

3) Bestimmen Sie, wo sich folgende Sehenswürdigkeiten befinden (zum Beispiel: das Brandenburger Tor - Berlin usw.).

В системе Moodle можно также использовать элемент «опрос», когда преподаватель создает вопрос и определяет несколько вариантов ответа, из которых студенты должны выбрать верный ответ. Отличие этого элемента от модуля «тест» заключается в том, что при использовании данного элемента в качестве голосования можно стимулировать размышления учеников над определенной темой, позволить им выбрать направление изучения курса или провести определенное исследование.

В системе можно создать три вида опроса:

- опрос с анонимными результатами, когда варианты ответа доступны только руководителю курса;

- опрос индивидуальный, когда варианты ответа доступны после ответа всем студентам (имена и оценки);

- опрос может быть выполнен в любое время, при этом имеется возможность вернуться к этому опросу и обновить результаты ответа в любое время.

Для дистанционного обучения наиболее эффективным является первый вид опроса, когда в ходе обсуждения раздела преподаватель может включить элемент «опрос» и в режиме реального времени проконтролировать, как идет самостоятельная работа студентов. В частности, при изучении раздела «Экономика Германии» можно предложить такой вид опроса:

Das Bild der Landwirtschaft in der BRD bestimmen nach wie vor ... .

A Handwerke

B industrielle Großbetriebe

Создавая базу вопросов для теста, преподаватель может наполнить ее вопросами и создать условия для быстрого интерактивного прохождения теста студентами. Такой вид работы позволяет за короткий срок выявить пробелы в знаниях студентов и предложить дополнительные задания для самостоятельного изучения.

Кроме того, для контроля можно использовать и игровые варианты:

C bäuerliche Familienbetriebe На завершающем этапе работы над новым материалом, как правило, преподавателю необходимо установить, в какой степени студенты освоили тему / раздел. На этом этапе можно прибегнуть как к традиционным, так и более современным (креативным) способам контроля.

Наиболее распространенным вариантом является элемент курса «тест», который может иметь разные формы. Это могут быть тесты с единственно правильным ответом, с множественным выбором ответов, ответы «Верно / неверно», с коротким ответом, ответы с описанием, ответы с вкладками и др.

Задания для студентов можно сформулировать следующим образом:

а) с единственным правильным ответом:

Am ... wurde der 73-jährige Konrad Adenauer zum Bundeskanzler gewählt. A 15. September 1949 B 1. September 1948 C 24. Mai 1949 D 7. Oktober 1949 E 2. Juli 1945

б) точным (коротким ответом): Wie lange regierte Otto von Bismarck?

в) с множественным выбором ответов:

Die Bundesrepublik Deutschland grenzt im Süden an ... . A Italien B Österreich C Frankreich D Slowenien E die Schweiz

г) задание на соответствие:

Suchen Sie nach den Entsprechungen: ordnen Sie folgende Amtszeiten den Bundeskanzlern zu:

образовательная система Moodle предлагает такие игры, как «миллионер», «судоку», «кроссворд» и др. В частности, кроссворды повышают мотивацию обучающихся и стимулируют студентов к самостоятельному поиску дополнительной информации в справочных изданиях, словарях или в Интернет-ресурсах. Вот наглядный пример такого кроссворда:

1 1963-1966 A Helmut Kohl

2 1969-1974 B Willy Brandt

3 1982-1998 C Angela Merkel

4 1998-2005 D Ludwig Erhard

5 2005-2020 E Gerhard Schröder

1

2

3

4

5

Waagerecht

1. Die Erfindung von J. Gutenberg um 1440, die auch heute von großer Bedeutung ist.

2. Wichtiges, vom Rhein durchflossenes Trinkwasserreservoir auf dem Territorium Deutschlands, Österreichs und der Schweiz.

4. Schnellstraßen mit mehreren Fahrspuren und getrennten Fahrbahnen für Kraftfahrzeuge von einer bestimmten Mindestgeschwindigkeit, ohne Ortsdurchfahrten und mit generellem Halteverbot. In Deutschland gibt es sie seit 1934.

5. Eine der beliebtesten Sportarten in Deutschland.

Senkrecht

1. Mit 1142 m höchster Berg des Harzes; in der Mythologie als Schauplatz der Walpurgisnacht.

3. Dresden wird (scherzhaft) auch so genannt.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве дополнительного материала к интерактивным ресурсам электронной образовательной среды Moodle можно использовать электронные учебники, которые имеют широкий спектр возможностей использования компьютерных технологий: гипертекста, мультимедиа, видеороликов, аудио-и видеофайлов и т.д.) [10]. Они также позволяют разнообразить подачу нового учебного материала и способствовать более эффективному освоению изучаемых тем. Разработанное нами электронное учебное издание «Страноведение

(немецкоговорящие страны)» не только дополняет элементы образовательной среды Moodle, но и в исключительных случаях на определенное время может заменить ЭОС (при отсутствии стабильного Интернет-соединения, когда студентами пропущены сроки выполнения заданий).

Наш опыт работы с базовыми элементами и ресурсами электронной образовательной среды Moodle в рамках курса «Страноведение» показал, что даже в условиях дистанционного цифрового образования можно создать комфортные для студентов условия обучения (а значит, создать благоприятный психологический климат) и осуществлять непрерывный мониторинг учебного процесса (максимально приблизив условия к условиям контактной работы со студентами). При дистанционном общении на базе ЭОС Моо<£е на первый план выходят уровень интеллекта,

выражающийся в текстах, рисунках, схемах, созданных участниками, а также концентрация внимания на учебном материале и последовательном выполнении заданий под руководством преподавателя.

Такой опыт работы в будущем можно эффективно применять и в ходе аудиторной работы, когда на лекциях отрабатывается учебный материал, а в последствие - на базе ЭОС Моо<£е студенты самостоятельно выполняют задания и предоставляют преподавателю для контроля.

Заключение. Таким образом, учебная платформа Моо<£е позволяет успешно сформировать и развивать не только все необходимые навыки и умения, но и необходимые компетенции изучаемой дисциплины. Учебные платформы предлагают широкие возможности для индивидуализации обучения, развивают самостоятельность обучающихся в усвоении учебного материала.

В данной работе были представлены варианты использования некоторых базовых элементов и ресурсов электронной образовательной среды Moodle в условиях дистанционного цифрового образования. В отличие от других дисциплин языковых факультетов, курс «Страноведение» может стать отправной точкой для внедрения информационных технологий в образовательный процесс (в виду наличия большого объема

наглядного материала в глобальной сети Интернет). Использование базовых элементов (лекция, задания, опрос, тесты, игры) способствует созданию комфортной для студентов среды, приближенной к привычной аудиторной контактной работе: студенты на

каждом этапе работы взаимодействуют с преподавателем, что в конечном итоге отражается на эффективности освоения учебного материала. Этот опыт работы может быть распространен и на другие учебные дисциплины.

Литература:

1. Антонова Н.В., Шмелева Ж.Н. Изучение страноведения при подготовке менеджеров как способ формирования общекультурных компетенций студентов неязыковых специальностей / Н.В. Антонова, Ж.Н. Шмелева // Вестник Красноярского гос. аграрного ун-та. - 2015. - № 4. - С. 270-274.

2. Безкоровайная Г.Т. Национально-специфические понятия и лингвокультурологическая компетенция студентов (на примере изучения английского языка) / Г.Т. Безкоровайная // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 2. Языкознание. - 2016. - Т. 15. - № 2. - С. 138-143.

3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании рус. яз. как иностр.: учеб. пособие для студентов филол. специальностей и преподавателей рус. яз. и литературы иностранцам / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров; МГУ. Науч.-метод. центр рус. яз. при Моск. гос. ун-те им. М.В. Ломоносова. - Москва, 1973. - 232 с.

4. Гильфанова Г.Т., Сахапова Ф.Х. Эффективность использования компьютерных технологий при обучении иностранным языкам в вузе / Г.Т. Гильфанова, Ф.Х. Сахапова // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты: межвуз. сб. науч. тр. - Вып. 21. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. - С. 16-19.

5. Кубанев Н.А., Набилкина Л.Н. Лингвострановедение как вузовская специализация / Н.А. Кубанев, Л.Н. Набилкина // Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве / Материалы Междунар. науч. конф. - Пятигорск: ПГЛУ, 2004. - С. 308-312.

6. Лубенцова Т.В., Смирнова Н.С. Использование дистанционных образовательных технологий при обучении иностранному языку: сб. науч. тр. / Т.В. Лубенцова, Н.С. Смирнова // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. - Вып. 34. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016. - С. 81-86.

7. Мартынов В.С., Казакова И.В., Яруллина Ж.А. Использование современных технологий при обучении страноведению / В.С. Мартынов, И.В. Казакова, Ж.А. Яруллина // Современный мир: стратегии развития, технологии и образы будущего. Пятые Арефьевские чтения / Материалы науч.-прак. конф. - М.: МЭИ, 2020. - С. 521-524.

8. Пыхина Н.В. Лингвострановедческий аспект раннего обучения иностранному языку: сб. науч. тр. / Н.В. Пыхина // Человек и языковое пространство. Аспекты взаимодействия. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2004. - С. 212-216.

9. Фролова В.А. Страноведение Германии: рабочая программа дисциплины / В.А. Фролова. -Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. - 44 с.

10. Фролова В.А. Страноведение (немецкоговорящие страны) / В.А. Фролова // Электронное учебное пособие. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020.

11. Хадиуллина Р.Р., Галимов А.М. Электронная информационно-образовательная среда вуза как инструмент повышения качества образовательного процесса / Р.Р. Хадиуллина, А.М. Галимов // Вестник Томского гос. ун-та. - 2019. - № 443. - С. 241-254.

12. Storch, Günther. Deutsch als Fremdsprache. Eine Didaktik. Theoretische Grundlagen und praktische Unterrichtsgestaltung. - München: Wilhelm Fink Verlag, 2001. - 367 s.

13. Образовательный портал ФГБОУ ВО "ЧГПУ им. И.Я. Яковлева" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.moodle21.ru

14. Страноведение [Электронный ресурс] / Большая российская энциклопедия: офиц. сайт. -Режим доступа: https://bigenc.ru/search7q

15. Лингвострановедение [Электронный ресурс] / Большой энциклопедический словарь: офиц. сайт. -Режим доступа: https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/ search?s

References:

1. Antonova N.V., Shmeleva Zh.N. The study of regional studies in the preparation of managers as a way of forming general cultural competencies of students of non-linguistic specialties / N.V. Antonova, J.N. Shmeleva // Bulletin of the Krasnoyarsk State. agrarian un-that. - 2015. -№ 4. - P. 270-274.

2. Bezkorovainaya G.T. National-specific concepts and linguoculturological competence of students (on the example of learning English) / G.T. Bezkorovainaya //

Bulletin of the Volgograd State. un-that. Ser. 2. Linguistics. - 2016. - T. 15. - № 2. - P. 138-143.

3. Vereshchagin E.M., Kostomarov V.G. Language and Culture: Linguistic and Regional Studies in Teaching Rus. lang. as a foreign: textbook. textbook for students of philology. specialties and teachers rus. lang. and literature to foreigners / E.M. Vereshchagin, V.G. Kostomarov; Moscow State University. Scientific method. center

Russian lang. at Moscow. state un-those them. M.V. Lomonosov. - Moscow, 1973. - 232 p.

4. Gilfanova G.T., Sakhapova F.Kh. The effectiveness of using computer technologies in teaching foreign languages at a university / G.T. Gilfanova, F.Kh. Sakhapova // Foreign languages: linguistic and methodological aspects: interuniversity. Sat. scientific. tr. -Issue. 21. - Tver: Tver. state un-t, 2013. - pp. 16-19.

5. Kubanev N.A., Nabilkina L.N. Linguistic and regional studies as a university specialization / N.A. Kubanev, L.N. Nabilkina // Classical linguistic education in a modern multicultural space / Materials of the Intern. scientific. conf. - Pyatigorsk: PSLU, 2004. - P. 308-312.

6. Lubentsova T.V., Smirnova N.S. The use of distance learning technologies in teaching a foreign language: collection of articles. scientific. tr. / T.V. Lubentsova, N.S. Smirnova // Foreign languages: linguistic and methodological aspects. - Issue. 34. - Tver: Tver. state un-t, 2016. - pp. 81-86.

7. Martynov V.S., Kazakova I.V., Yarullina Zh.A. The use of modern technologies in teaching country studies / V.S. Martynov, I. V. Kazakova, J.A. Yarullina // Modern world: development strategies, technologies and images of the future. Fifth Arefiev Readings / Materials of scientific-practical. conf. - M.: MPEI, 2020. - S. 521-524.

8. Pykhina N.V. The linguistic aspect of early teaching of a foreign language: collection of articles. scientific. tr. / N.V. Pykhina // Man and language space.

Aspects of interaction. - N. Novgorod: NGLU im. ON THE. Dobrolyubova, 2004. - P. 212-216.

9. Frolova V.A. Country Geography of Germany: a working program of the discipline / V.A. Frolov. -Cheboksary: Chuvash. state ped. un-t, 2019. - 44 p.

10. Frolova V.A. Country Studies (German-Speaking Countries) / V.A. Frolova // Electronic tutorial. -Cheboksary: Chuvash. state ped. un-t, 2020.

11. Khadiullina R.R., Galimov A.M. Electronic information and educational environment of the university as a tool for improving the quality of the educational process / R.R. Khadiullina, A.M. Galimov // Bulletin of the Tomsk State. un-that. - 2019. - № 443. - P. 241-254.

12. Storch, Günther. Deutsch als Fremdsprache. Eine Didaktik. Theoretische Grundlagen und praktische Unterrichtsgestaltung. - München: Wilhelm Fink Verlag, 2001. - 367 s.

13. Educational portal of FGBOU VO "ChSPU named after I.Ya. Yakovlev" [Electronic resource]. -Access mode: https://www.moodle21.ru

14. Country Geography [Electronic resource] / Great Russian Encyclopedia: official. website. - Access mode: https://bigenc.ru/search7q

15. Linguistic and regional studies [Electronic resource] / Big encyclopedic dictionary: official. website. -Access mode: https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/ search?s

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.