DOI 10.58627JHSS.220.19 УДК 811.111:378.147.88
П.О. Иванова
позитивные и негативные стороны использования LMS MOODLE
в учебном процессе
В статье рассмотрены особенности работы в виртуальной среде обучения Moodle, элементы обучающих курсов в ней. Представлен анализ как положительных, так и отрицательных отзывов студентов и преподавателей о работе в данной среде обучения. Рассмотрены интерактивные элементы среды обучения, описано отношение студентов к ее различным элементам. Исследуются способы и возможности использования Moodle с разных электронных устройств, анализируется частота использования этих устройств. Дан анализ появления отрицательных отзывов о работе студентов и преподавателей в системе. Разбираются методы контроля в среде Moodle, тестирования, собственные методы контроля, разработанные кафедрой английского языка для физико-математических направлений. Рассмотрены пути улучшения работы в системе обучения.
MOODLE; ОБУЧЕНИЕ; СИСТЕМА; ЭЛЕМЕНТ; ЗАДАНИЕ.
Компьютерные технологии все больше проникают в различные сферы деятельности современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметным процесс внедрения компьютерных технологий в сферу образования. компьютерные технологии получают все большее признание у преподавателей, потому что они:
• стимулируют процесс изучения любого предмета и облегчают обмен опытом преподавания различных учебных дисциплин;
• существенно повышают интерес учащихся к учебному процессу, в частности к овладению иноязычной речевой деятельностью на уроках иностранного языка;
• расширяют коммуникативную практику учащихся;
• делают возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся и тех данных, которые они получают в результате общения.
ввиду постоянного возрастания роли английского языка в мире как основного средства международной коммуникации и отсутствия каких-либо заметных тенденций к приостанов-
ке данного процесса проблема совершенствования эффективности методики преподавания английского языка представляется чрезвычайно важной.
Изучение специальной литературы по данной проблеме привело к выводу, что в наши дни ею занимается небольшое количество исследователей и ученых. Существует немного работ, посвященных рассмотрению и обобщению опыта разработки учебного программного обеспечения от этапа постановки задачи этой работы и до стадии внедрения и тестирования программы в системе образования [1, 2].
Сегодня все больше вузов страны переходят на дистанционное обучение студентов или используют платформы для такого обучения в качестве дополнения к аудиторным занятиям. Наиболее популярной платформой для дистанционного обучения является LMS Moodle. Moodle — это система управления курсами (LMS — Learning Management System) (далее — LMS Moodle). Она также известна как система управления содержанием или как виртуальная среда обучения (англ.) [8, 11].
Moodle представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, которое дает возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Лидером и идеологом системы является австралиец Martin
Dougiamas (англ.). По его мнению, данная система реализует философию «педагогики социального конструкционизма» и ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками (студентами), хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения [3, 12]. Проект является открытым, и в нем участвует множество других разработчиков из разных стран мира.
В Санкт-Петербургском политехническом университете в целом и в гуманитарном институте в частности с большим успехом используется система Moodle на базе веб-сайта http:// dl.spbstu.ru [10]. В системе СПбПУ представлены 3 тыс. зарегистрированных курсов, прошедших обязательную аттестацию. Кафедрой английского языка для физико-математических направлений разработано восемь дистанционных курсов по различной тематике (лексика и грамматика), которые пользуются успехом среди студентов первого и второго курсов обучения (см. рис. 1).
К настоящему моменту нами накоплен значительный опыт работы в Moodle. Приведем отзывы студентов и преподавателей о работе в данной системе обучения.
Первая сложность, на которую указали студенты и преподаватели, описывая свой опыт
работы в Moodle, — это проблема с регистрацией. Несмотря на, казалось бы, простой интерфейс, студенты испытывают затруднения при регистрации и часто обращаются за помощью к преподавателям или 1Т-специалистам университета. Преподаватели сталкиваются с этой проблемой даже чаще, чем студенты, так как недостаточно владеют информацией о работе в Moodle и не имеют сформированных навыков пользования компьютерной техникой. Для решения этих задач в вузах организуются специализированные курсы по обучению преподавателей работе в LMS Moodle (так называемые курсы повышения квалификации).
Вторая сложность также связана с регистрацией, но она носит иной характер. Студенты часто обращаются к преподавателям с жалобами на то, что они регистрируются в среде, получают письмо подтверждения с кодом доступа (паролем), однако каждый раз при входе в систему им приходится проделывать процедуру регистрации заново. Эта проблема решается по мере того, как обновляется и совершенствуется сайт, на котором расположена платформа. сейчас можно говорить о том, что эта проблема практически устранена, по крайней мере в СПбПУ. Студенты получили возможность регистрироваться посредством различных социальных сетей, что упрощает процесс.
Рис. 1. Портал дистанционных образовательных технологий СПбПУ
Третья проблема — это еще не до конца проработанный интерфейс. И студенты, и преподаватели часто испытывают серьезные затруднения, когда ищут тот или иной нужный им курс. Такой интерфейс в компьютерной среде называется «недружественным». Чтобы облегчить поиск, на главной странице портала дается полезная информация о том, как зарегистрироваться на портале, как работать в нем, как и где найти курсы, и даже предоставляется возможность задать вопрос администрации портала, чем нередко пользуются студенты и преподаватели (рис. 2). Если студент или преподаватель не знает полного названия курса, то ему приходится просмотреть огромное количество курсов, которые для облегчения процесса поиска разбиты по институтам и кафедрам (рис. 3).
Четвертая, и очень важная, проблема — это частое «падение» сайта, т. е. это слишком мед-
ленная его работа, что затрудняет использование ресурсов, или невозможность доступа к ресурсу вообще. особенно это отражается на составителях и создателях курсов, которые не имеют возможности вносить изменения или добавлять информацию в тот или иной курс. К сожалению, эта проблема еще не до конца устранена из-за большого количества зарегистрированных в среде пользователей, но улучшения видны и всё делается для оптимизации использования ресурса [6].
Подводя итог, следует признать, что сложности, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели, приводят к негативной реакции пользователей на саму систему. однако в связи тем, что основные проблемы, возникающие при работе в Moodle и с сайтами, на которых расположена эта платформа, сейчас успешно решаются, для пользователей оказываются бо-
Рис. 2. Полезная информация на главной странице портала
Гуманитарный Институт (1)
Кафедра английского языка для технических направлений (2)
1 Курс (13)
2 курс (4)
Кафедра английского языка для физико-математических направлений (9)
SPACE PHYSICS (10) Кафедра романо-германских языков (В) Кафедра лингводидакгики и перевода (1)
Рис. 3. Перечень курсов
лее выпуклыми сильные стороны данной системы дистанционного обучения [9].
По мнению студентов и преподавателей СПбПУ, главное преимущество системы — это доступность курсов практически со всех электронных устройств: компьютеров, ноутбуков, планшетов и даже смартфонов. Если имеется доступ к сети Интернет, то можно войти на курс и выполнять задания, представленные в нем. Многие студенты стараются выполнить задания или узнать информацию по дороге в вуз или из него, а преподаватели, в свою очередь, проверяют успехи своих студентов в удобном для них месте. с помощью современных интернет-технологий делать это чрезвычайно удобно [7].
В течение учебного года постоянно проводился так называемый «опрос общественного мнения», который показал, какими устройствами пользуются студенты первого курса для доступа к системе Moodle. Результаты опроса представлены в табл. 1.
Таблица 1
Использование устройств для доступа к системе Moodle студентами первого курса, %
Компьютер Ноутбук Нетбук Планшет Смартфон
14 16 18 42 10
Как показывают результаты опроса, наибольшей популярностью среди студентов пользуется планшет из-за удобства его использования практически в любом удобном для студента месте. При использовании планшета существует возможность также просматривать видео, скачивать интересующую студента информацию по тому или иному предмету и т. п. Что касается преподавателей, а именно разработчиков курсов, то, несомненно, это компьютер или ноутбук. вносить любую новую информацию, составлять тесты рациональнее посредством более мощных систем [4, 5].
Очень важная и самая сильная сторона Moodle, по мнению наших респондентов, — это разнообразие ресурсов и заданий, которые могут быть использованы при создании курсов. к обязательным элементам курса относятся задание, глоссарий и форум. Разработчик курса может дополнять и развивать их по своему усмотрению.
Элемент «Задание», как следует из его названия, содержит задание, которое студент получает на дом. Это основной элемент каждого курса. Он также дает студенту возможность узнать, какую тему изучали на занятии в аудитории, что особенно важно для тех, кто в силу тех или иных причин не мог лично присутствовать на уроке (рис. 4). Кафедрой английского языка
Рис. 4. Основной элемент каждого курса — «Задание»
для физико-математических направлений были разработаны задания, направленные на самостоятельное повторение изученного материала, например самостоятельное прочтение текста и выполнение заданий к нему. Такого рода задания легко подвергаются контролю со стороны преподавателя. О формах контроля будет сказано ниже.
Элемент «Глоссарий» позволяет ввести новую лексику, что особенно важно для студентов, изучающих иностранный язык, и для преподавателей иностранного языка, которые на аудиторных занятиях могут провести проверку изученной лексики на основании глоссария, данного в курсе (см. рис. 5).
Элемент «Форум» также очень важен и является обязательным, так как в форуме студенты и преподаватели в свободной форме могут обмениваться информацией по тому или иному вопросу, связанному с процессом обучения.
Самым большим успехом среди студентов пользуются дополнительные элементы курсов — «Ссылки» и «Видео». Элемент «Видео» хорош тем, что при создании курсов возможно использование видео практически из любого видеохостинга в сети Интернет. Однако же удобнее для создания курсов использовать видеофайлы с УоиТиЬе, это позволяет студентам просматривать то или иное видео с субтитрами. Видео может быть встроено (рис. 6) или может
¡Добавить новую запись j
Обзор по алфавиту | Обзор по категориям } Обзор по дате у Обзор по авторам |
Обзор глоссария по алфавиту Специальные |А|Б|В|Г|Д|Е|Ё|Ж|3|И|К|Л|М|Н|0|П|Р|С|Т|У|Ф|Х|Ц|Ч|Ш|Щ|Э|Ю|Я|Все
Страница: 12 3 (Далее) Все А
Active Voice In the active voice, the subject of the verb does the action (eg They killed the President). See also Passive Voice.
X4
Adjective modifies a noun: it describes the quality, state or action that a noun refers to
X4
Adverb A word like slowly, quietly, well, often etc. An adverb modifies a verb.
X4
Рис. 5. Пример элемента «Глоссарий» для курса по грамматике для студентов первого курса
Рис. 6. Пример элемента «Видео»
быть дана ссылка на него на УоиТиЬе. Это задание имеет наиболее позитивные отзывы.
Почему же просмотр видео получает такое огромное количество положительных отзывов? Главное преимущество видео — это его доступность для студентов. Каждый студент имеет возможность просмотреть его с любого устройства с поддержкой интернет, к каждому видео можно включить субтитры при просмотре с компьютера или ноутбука. И еще одно преимущество видео в том, что этот элемент является современным и интересным для каждого студента. Длительность каждого видео от 3 до 6 минут, что позволяет запоминать не только главную информацию, но практически все сообщение. Как показывает опыт использования этого элемента в качестве домашнего задания, студенты всегда с интересом обсуждают просмотренное видео на следующем аудиторном занятии, обмениваются мнениями, участвуют в дискуссиях.
Полученные нами данные о работе студентов в системе Moodle на сайте http://dl.spbstu.ru представлены в табл. 2.
Таблица 2
Опыт работы студентов в системе Moodle на сайте http://dl.spbstu.ru
Элемент / Часть курса Позитивный опыт, % Негативный опыт, %
Регистрация 50 50
Задание 65 35
Интерактивные ссылки 90 10
Видео 100 0
Форум 70 30
Тест 60 40
Из данных табл. 2 видно, что положительный опыт является доминирующим при любом типе заданий.
Одним из основных качеств системы Moodle является то, что это система контроля за выполнением заданий. У каждого задания существует свой метод контроля. Например, после выполнения интерактивного теста или любого другого интерактивного задания результаты отправляются в систему, и преподаватель имеет возможность проследить все результаты, переданные (отосланные) ему студентами. студент
прикрепляет файл в формате Word с выполненной задачей или заданием к своему отчету, и преподаватель, зайдя на курс, сразу же видит присланные ему файлы. Но, к сожалению, как было сказано выше, не все преподаватели имеют возможность и навыки использования Moodle, поэтому часто кураторам курсов приходится собирать информацию и докладывать преподавателю группы в устной форме. Контроль в среде Moodle должен пользоваться успехом у преподавателей и быть одним из самых важных качеств данной среды. Но в действительности он не настолько влияет на процесс обучения и можно сказать, что он проводится в так называемом «тестовом режиме».
В настоящее время среда Moodle предоставляет следующие способы контроля: асинхронный контроль (т. е. студенты выполняют задание и затем через какое-то время преподаватель его оценивает), онлайн-контроль (посредством элемента «Форум»). Нашей кафедрой был разработан собственный контроль над выполнением и качеством выполнения заданий из-за того, что еще не все преподаватели хорошо ориентируются в среде Moodle. Это устный аудиторный контроль, проводимый почти всеми преподавателями кафедры, особенно он касается текстовых заданий или просмотра видео. Выполненные задания сдаются в письменной форме непосредственно преподавателю на занятии. Но такой вид контроля является эффективным только при полностью аудиторном обучении, а в современных реалиях контроль в среде Moodle необходим. В системе Moodle преподаватель видит, насколько успешны его студенты по данному предмету, чему следует уделять больше внимания на занятиях. Так как английский язык является сугубо практической дисциплиной, контроль необходим на каждом занятии, но поскольку это не всегда можно осуществить из-за повышенного объема материала, такой контроль в среде Moodle крайне необходим. По опыту преподавателей, которые с успехом пользуются этой средой, стало гораздо проще проверять знания и умения студентов, не теряя времени на аудиторном занятии.
К настоящему моменту кафедрой английского языка для физико-математических направлений СПбПУ разработано восемь дистанционных курсов по различной тематике
(лексика и грамматика). Они пользуются видимым успехом среди студентов первого и второго курса обучения. Общее впечатление у студентов, начавших работать в Moodle, положительное.
На протяжении первого семестра работы среды Moodle, которая создавалась в помощь к традиционным формам организации занятий, проводился постоянный мониторинг интеграции среды в учебный процесс. К концу семестра было выявлено, что практически все студенты первого курса посещают и записаны на курс в LMS Moodle по их направленности.
Moodle позволил внести изменения в систему тестирования, уже много лет применяющуюся на кафедре английского языка для физико-математических направлений СПбПУ. Использование таких элементов курса, как «Тест», «Тест на знание глоссария», «Mid-term test» и «Final test», позволило внести изменения в систему подготовки студентов к проверочным работам, проводить анализ успеваемости студентов, отслеживать ее динамику. Также Moodle позволил преподавателям осуществлять коллек-
тивный и объединенный контроль за качеством выполнения заданий в курсах студентами.
из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дальнейшее всестороннее использование LMS Moodle приведет исключительно к положительным результатам и окажет благоприятное воздействие на процесс обучения английскому языку. В связи с тем, что каждый студент обучается по своей индивидуальной траектории, нужно проводить профессиональное ориентирование, оценку и мониторинг процесса обучения, обеспечивать профессиональную подготовку преподавателя. Выполнение данных требований является одним из важнейших условий успешности работы системы. Как показывает наш опыт, использование Moodle не ограничивается только дистанционным обучением. Она также широко используется преподавателями кафедры в частности и вуза в целом как приложение к аудиторным занятиям. Активное использование Moodle в качестве дополнения к учебному процессу вуза повысит эффективность учебного процесса.
список литературы
1. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б.
Практика электронного обучения с использованием Moodle. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. 146 с.
2. Баймулдина Н.С., Калмуханбетова С.О., Боз-жигитова Ж.Б. Новые информационные технологии в образовании // Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Алматы: Изд-во ГЦНТО, 2006. С. 35-39.
3. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle: учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ ИТМО, 2007. 108 с.
4. Гриневич Е.А. Организация дистанционного обучения в системе Moodle. Методические указания для преподавателей. Мн.: Изд-во БГАТУ, 2008. 79 с.
5. Гриневич Е.А. Проект, посвященный частным методикам дистанционного обучения. URL: http:// distedu.ucoz.ru/publ/ (дата обращения: 10.01.2015).
6. Иванова П.О. Преимущества LMS Moodle в сравнении с другими системами обучения e-learning //
Вопросы методики преподавания в вузе. 2014. № 3 (17). С. 219-223.
7. Кабанова Е.А. Использование электронных устройств в процессе обучения иностранному языку // Вопросы методики преподавания в вузе. 2014. № 3 (17). С. 223-229.
8. Обучающая среда Moodle. URL: http://docs. altlinux.org/current/modules/moodle/ (дата обращения: 11.01.2015).
9. Преимущества Moodle. URL: http://www. opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd (дата обращения: 12.01.2015).
10. Портал дистанционных образовательных технологий СПбПУ. URL: http://dl.spbstu.ru/ (дата обращения: 12.01.2015).
11. Moodle. URL: http://moodle.org/ (дата обращения: 10.01.2015).
12. Moodus. URL: http://moodus.ru/ (дата обращения: 10.01.2015).
ИВАНОВА Полина Олеговна — старший преподаватель Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 e-mail: [email protected]
P.O. Ivanova
positive and negative aspects of using lms moodle in studying
This article is dedicated to the Moodle system of e-learning, specifics of working in this system, elements of educational courses in the Moodle system. This article presents the description of positive and negative aspects of the Moodle System, why students and teacher avoid using it or prefer to introduce it in their day-to-day studying process. The author analyses various interactive elements of the system. The article presents ways and opportunities to use the Moodle system installed in different electronic devices, and analyses the frequency of using these devices. It also presents the analysis of students' and teachers' feedback on working in this system within the process of learning a foreign language. The article describes students' perception of various elements of the system. The article considers the methods of control in the Moodle system, testing and other assessment methods developed by the Department of English for Physics and Mathematics. The author also examines different ways to make the Moodle System user-friendly for both students and teachers.
MOODLE; STUDYING; SYSTEM; ELEMENT; TASK.
references
1. Andreyev A.V., Andreyeva S.V, Dotsenko I.B. Praktika elektronnogo obucheniya s ispol'zovaniem Moodle [Practice of e-learning with using of Moodle]. Taganrog: TTI YuFU Publ., 2008. 146 p. (In Russ.)
2. Baymuldina N.S., Kalmukhanbetova S.O., Boz-zhigitova Zh.B. [New informational technologies in education]. Materialy vII Mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii. [The third practical science Conf. Proc. of Int. Forum]. Almaty. 2006. Pp. 35-39. (In Russ.)
3. Belozubov A.V., Nikolayev D.G. Sistema dis-tantsionnogo obucheniya Moodle [Moodle system of e-learning. Students' book]. St. Petersburg, SPbGU ITMO Publ. 2007. 108 p. (In Russ.)
4. Grinevich Ye.A. Organizatsiya distantsionnogo obucheniya v sisteme Moodle. Metodicheskiye ukazaniya dlya prepodavateley [Organisation of studying in Moodle system. Methodical instructions for teachers]. Minsk, BGATU Publ., 2008. 79 p. (In Russ.)
5. Grinevich Ye.A. [Project, dedicated to private methods of e-learning]. Available at: http://distedu.ucoz. ru/publ/ (accessed 10.01.2015).
6. Ivanova P.O. [LMS Moodle advantages in comparison with other systemsof e-learning]. Voprosy meto-dikiprepodavaniya v vuze, 2014, no. 3 (17), pp. 219-223. (In Russ.)
7. Kabanova Ye.A. [Using of electron devices in foreign language studyingprocess]. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze, 2014, no. 3 (17), pp. 223-229. (In Russ.)
8. [Educational system Moodle]. Available at: http://docs.altlinux.org/current/modules/moodle/ (accessed 11.01.2015).
9. [Advantages of Moodle]. Available at: http://www. opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd (accessed 12.01.2015).
10. The portal of e-learning technologies in SPbPU. Available at: http://dl.spbstu.ru/ (accessed 12.01.2015).
11. Moodle. Available at: http://moodle.org/ (accessed 10.01.2015).
12. Moodus. Available at: http://moodus.ru/ (accessed 10.01.2015).
IVANOVA Polina O. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia e-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015