ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СПБПУ Ушакова О. В.
Ушакова Ольга Владимировна / Ushakova Olga Vladimirovna - старший преподаватель, Высшая школа иностранных языков, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург
Аннотация: уменьшение аудиторной нагрузки при увеличении объёма материала и количества студентов в группах требует новых подходов к преподаванию иностранных языков в вузах. В Политехническом университете эту проблему эффективно решают с помощью электронных учебных курсов, сопровождающих аудиторные занятия и служащих для организации и контроля самостоятельной работы студента. В данной статье обобщён наш опыт работы на платформе Moodle, намечены перспективы развития электронных курсов в системе смешанного обучения студентов дневного отделения.
Ключевые слова: смешанное обучение, дистанционное обучение, Moodle, Hot Potatoes, электронные учебные курсы.
Обучение с применением информационных технологий (электронное обучение) и дистанционных образовательных технологий может использоваться при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся. Внедрение информационных технологий в обучение в СПбПУ позволило улучшить качество подготовки по иностранному языку студентов технических факультетов.
Необходимость комбинирования различных способов подачи учебного материала -аудиторных занятий и электронного обучения - (смешанное обучение) обусловлена недостаточным количеством часов на изучение дисциплин гуманитарного цикла, что при общем увеличении числа студентов в группах затрудняет работу преподавателей иностранных языков. Исследователи отмечают, что уменьшение количества аудиторной нагрузки происходит не только при увеличении объёма материала, но и в условиях неизменившегося менталитета студента, а компенсировать такое положение дел может оптимизация самостоятельной работы студентов [1, с. 111]. Более того, многие виды работ, требующие специального оснащения (лингафонного кабинета, языковой лаборатории, компьютерного класса, интерактивной доски), гораздо легче осуществлять при использовании электронных обучающих ресурсов.
Целями внедрения электронного обучения являются:
- повышение качества образования за счет интеграции электронных и классических форм обучения;
- обеспечение индивидуальной траектории обучения;
- повышение эффективности самостоятельной работы студента и обеспечения контроля со стороны преподавателя;
- самоконтроль обучающихся в течение всего процесса обучения.
На портале дистанционных образовательных технологий dl.spbstu.ru кафедрой английского языка для технических направлений были созданы электронные учебные курсы для студентов дневного и заочного отделения. На заочном отделении специфика построения учебного процесса, разный уровень подготовки студентов и минимальное количество аудиторных занятий делают наши курсы высокоэффективной средой для изучения иностранного языка [2, с. 412]. Рассматриваемые в данной статье курсы (ГИ/КАЯТН/Academic, ГИ/АЯ/ИЭиТС/ЭнМО1, ГИ/КТН/АЯИСИ/1семестр, ГИ/АЯ/ИСИ 2 семестр) рассчитаны на студентов дневной формы обучения и используются для реализации базовой образовательной программы по иностранному языку. В качестве системы
управления обучением и системы управления образовательным контентом используется модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда MOODLE. LMS MOODLE отвечает требованиям обучающей виртуальной среды для обучения иностранным языкам и по сути является эффективным инструментом разработки курсов иностранных языков [2, с. 56]. В курс также были внедрены задания на Hot Potatoes - инструментальной программе-оболочке, предоставляющей преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования.
Курсы являются обязательным компонентом учебной программы и обеспечивают индивидуализацию, персонификацию и интенсификацию учебного процесса. Обширные материалы, представленные в электронных учебных курсах, являются подспорьем для преподавателя, позволяя оптимизировать учебный процесс и сделать его более адаптивным, давая возможность построить индивидуальную траекторию обучения не только для каждой конкретной специальности, но и для каждой группы, а при определённых настройках доступа и для каждого студента.
Электронные курсы также способствуют открытости образовательного процесса и критериев его оценивания, поскольку программа отслеживает прогресс учащихся, а критерии оценивания прописаны для каждого задания. Более того, прогресс учащихся может отслеживать также руководитель подразделения, заведующий кафедрой и другие авторизованные лица. Большинство упражнений проверяется онлайн, при возникновении вопросов учащийся имеет возможность прочитать дополнительный материал или проконсультироваться с преподавателем, а внедрённые в курсы системы контроля и оценивания тестов обеспечивают непрерывный мониторинг успеваемости каждого конкретного студента, что высоко ценят как преподаватели, так и сами обучающиеся.
В результате использования информационных технологий в обучении студентов 1 курса возросла вовлечённость учащихся в образовательный процесс, уменьшилось количество отстающих студентов, повысилась мотивация и ответственность. Система даёт студенту возможность выбора изучаемых материалов, их объёма и последовательности изучения, что особенно важно в условиях неязыкового вуза, так как уровень владения иностранным языком у студентов одной учебной группы может значительно отличаться.
Ресурсы мультимедиа позволяют также решить проблемы недостаточной технической оснащённости аудитории и чрезмерного количества студентов. Немаловажным фактором является возможность использования аутентичных материалов - как для объяснения новых тем, так и для тренировки, что существенно улучшает навыки восприятия речи на слух, уменьшает количество «типичных ошибок».
В настоящее время идёт работа по переносу курсов на новую платформу «Открытый Политех» http://lms.spbstu.ru/, замене заданий на Hot Potatoes на аналогичные им задания MOODLE, и насыщением курсов интерактивным материалом. Активно прорабатываются принципы отбора материала, оценивается целесообразность наполнения учебных курсов разным типом контента, разрабатываются алгоритмы индивидуализации тестирования знаний студентов. Большое внимание уделяется созданию привлекательного интерфейса, интуитивно понятных инструкций для студентов и методических указаний для преподавателей.
Параллельно идёт работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, уровня компьютерной грамотности и популяризации идеи дистанционной поддержки образовательного процесса. Так вниманию преподавателей Политехнического университета в этом учебном году предложены следующие курсы повышения квалификации по направлениям «Реализация образовательных программ с применением ЭО и ДОТ» и «Проектирование открытых образовательных ресурсов»:
- Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении;
- Инструменты и сервисы разработки контента и организации электронного обучения;
- Современные способы и средства педагогического дизайна и опыт его использования при построении электронных курсов;
- Современные технологии проектирования МООК.
ВШИЯ рассматривает возможность создания курсов МООК-формата для полного или частичного замещения аудиторной нагрузки на дневном отделении, а также для организации заочного/дистанционного обучения.
Литература
1. Несвит В. Д., Евсюков В. А., Пузина В. М., Степанищев Н. Н., Малич А. Н., Бондарец О. А. Самостоятельная работа студента и ее контроль в свете С ДО (системы дистанционного обучения) // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 12 (54). С. 110-113.
2. Сазонова А. В. Курсы системы MOODLE как учебная среда для обучения иностранному языку студентов заочников // Гуманитарная образовательная среда технического вуза: Материалы международной научно-методической конференции. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016. С. 412-414.
3. Горожанов А. И. LMS MOODLE как инструмент разработки курсов иностранных языков -узлов обучающей виртуальной среды // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки, 2016. № 17 (756). С. 55-64.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Мажейко И. Ю.
Мажейко Ирина Юрьевна / Mazheiko Irina Ur'evna - учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа Средняя общеобразовательная школа № 12, г. Анжеро-Судженск
Аннотация: в статье рассматривается актуальный современный метод обучения, который развивает способность анализировать информацию, формулировать проблемы и находить их решение. Кейс - это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и предоставить обоснованное решение.
Ключевые слова: кейс-метод, case-study, методике обучения, проблемный, конфликтогенный, ролевой, событийный, деятельностный, временной, пространственный.
Одним из прогрессивных методов обучения, способных сформировать ключевые компетентности, является кейс-метод, который позволяет перейти к ситуационной методике обучения. Он является также самой распространённой и широко используемой технологией ситуационного анализа [2, с. 20].
«Родиной» данного метода являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета, хорошо известная своими инновационными разработками. Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области - управленческих дисциплин. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study - Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в., когда произошло стремительное обновление содержания всех дисциплин, создались благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения в целом, и кейс-метода в частности. Среди кейсологов - теоретиков и практиков следует упомянуть