- Современные технологии проектирования МООК.
ВШИЯ рассматривает возможность создания курсов МООК-формата для полного или частичного замещения аудиторной нагрузки на дневном отделении, а также для организации заочного/дистанционного обучения.
Литература
1. Несвит В. Д., Евсюков В. А., Пузина В. М., Степанищев Н. Н., Малич А. Н., Бондарец О. А. Самостоятельная работа студента и ее контроль в свете С ДО (системы дистанционного обучения) // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 12 (54). С. 110-113.
2. Сазонова А. В. Курсы системы MOODLE как учебная среда для обучения иностранному языку студентов заочников // Гуманитарная образовательная среда технического вуза: Материалы международной научно-методической конференции. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016. С. 412-414.
3. Горожанов А. И. LMS MOODLE как инструмент разработки курсов иностранных языков -узлов обучающей виртуальной среды // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки, 2016. № 17 (756). С. 55-64.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Мажейко И. Ю.
Мажейко Ирина Юрьевна / Mazheiko Irina Ur'evna - учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа Средняя общеобразовательная школа № 12, г. Анжеро-Судженск
Аннотация: в статье рассматривается актуальный современный метод обучения, который развивает способность анализировать информацию, формулировать проблемы и находить их решение. Кейс - это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и предоставить обоснованное решение.
Ключевые слова: кейс-метод, case-study, методике обучения, проблемный, конфликтогенный, ролевой, событийный, деятельностный, временной, пространственный.
Одним из прогрессивных методов обучения, способных сформировать ключевые компетентности, является кейс-метод, который позволяет перейти к ситуационной методике обучения. Он является также самой распространённой и широко используемой технологией ситуационного анализа [2, с. 20].
«Родиной» данного метода являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета, хорошо известная своими инновационными разработками. Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области - управленческих дисциплин. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study - Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в., когда произошло стремительное обновление содержания всех дисциплин, создались благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения в целом, и кейс-метода в частности. Среди кейсологов - теоретиков и практиков следует упомянуть
отечественных специалистов Г. Багиева, Г. Конищенко, В. Наумова, А. Сидоренко, Ю. Сурмина, П. Шеремета.
Case Study - это специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. Упомянутая выше Гарвардская Школа Бизнеса определяет метод кейсов как метод обучения, при котором студенты и преподаватели активно участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Кейс - это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей.
Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению [7, с. 2].
Кейс - явление сложное; он должен содержать максимально реальную картину и конкретные факты, а также иметь стабильный набор характеристик. Каждый кейс должен включать в себя следующие аспекты: проблемный, конфликтогенный, ролевой, событийный, деятельностный, временной, пространственный.
Цели кейс-метода:
1) углубленное изучение предмета;
2) подготовка к олимпиадам, ЕГЭ, ГИА;
3) индивидуализация учебного процесса [4, с. 97].
Кейс содержит информацию, которую обучаемые должны проанализировать и на основе этого анализа найти решение и затем доказать правильность своего выбора. Ситуация сначала анализируется каждым студентом самостоятельно, затем обсуждается в парах или малых группах, состоящих из 3-х или 4-х человек, где каждый участник вносит свой вклад в решение проблемы, и в заключение, в ходе общей дискуссии после рассмотрения всех альтернатив и обоснований делается попытка принятия единого решения. Для этого очень важно выполнение двух условий: материал кейса должен представлять для студентов профессиональный интерес и предусматривать возможность личного вклада студента в своё образование и в образование своей «команды». Кроме того, необходимость выступления перед членами группы с обоснованием своего мнения на неродном языке, заставляет учеников тщательно готовить и логически выстраивать свои высказывания. Профессиональное знание и уверенность в способности положительно решить проблему, стоящую перед группой, является дополнительным стимулом для овладения коммуникативными умениями на иностранном языке. Апробирование своих коммуникативных способностей в ходе дискуссии даёт возможность каждому участнику обнаружить свои слабые стороны и стимулирует желание работать в направлении совершенствования знаний по языку и его употреблению в речи. Диалогам и дискуссиям в рамках кейса предшествует работа над лексикой и грамматикой, призванная помочь участникам ясно выразить свои мысли и убедить собеседника или нескольких членов группы в своей правоте [6, с. 152].
При создании кейса целесообразно придерживаться определенного формата, который включает в себя:
1) Краткое, запоминающееся название кейса.
2) Введение, в котором обычно даются сведения о главных действующих лицах кейса, рассказывается о предыстории рассматриваемой далее ситуации, обозначается личностно -значимый смысл проблемы, заключенной в приводимой ситуации.
3) Основную часть, содержащую главный массив информации и внутреннюю интригу, проблему, заключенную в предлагаемой для анализа ситуации.
4) Заключение, где ситуация может «зависать» на том этапе развития, который требует решения проблемы. Необязательно все содержание кейса должно даваться в виде привычного текста. Вместо текста или наряду с ним могут использоваться аудио или
видеозаписи, газетные статьи, различного рода иллюстрации, статистические данные в виде графиков, диаграмм, схем и т. д. [1, с. 200].
Литература
1. Сурмина Ю. П. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода. [Текст] / Ю. П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
2. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. [Текст] / С-Пб: Питер, 2004. 541 с.
3. Абрамова С. Ю. Использование кейс-метода на уроках английского языка [Текст] / С. Ю. Абрамова, Ю. В. Белозерова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа: Лето, 2015. С. 94-96.
4. Гончарова М. В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров. [Текст] // Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе. Сборник научных статей / под ред. Ю. Б. Кузьменковой. М.: Центр по изучению взаимодействия 6 культур ФИЯ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. (Дискуссионный клуб FLT: современные тенденции и опыт профессионалов. Вып. 5). С. 95-100.
5. Пассов Е. И., Стояновский А. М.Ситуация речевого общения как методическая категория. [Текст] // Иностранные языки, 1989. № 2. С. 18-22.
6. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально -ориентированного обучения студентов. [Текст] / Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.casemethod.ru/ (дата обращения: 23.12.2016).
7. Cotton D., Falvey D., Kent S. Market Leader. Intermediate Business English // Longman, 2003.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО ФИЗИКЕ Кузьмина Л. Н.
Кузьмина Лена Николаевна / Kuzmina Lena Nikolaevna - учитель физики, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа № 2 (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «г. Якутск», г. Якутск
Аннотация: рассматривается проблема формирования у учащихся основной школы экспериментальных умений. Показаны приёмы, позволяющие развивать экспериментальные навыки, необходимые для подготовки к экзамену по физике. Ключевые слова: основной государственный экзамен, экспериментальное задание, экспериментальные умения, самостоятельная работа.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года одним из стратегических ориентиров развития современной Российской Федерации являются улучшение качества жизни общества, возрастание роли человеческого капитала как основного фактора инновационного экономического развития, предполагающие повышение профессионализма кадров. В соответствии с поставленными государством задачами разработан ряд нормативно-правовых документов. В частности, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования указывает на становление таких личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), как:
«...активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и