DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.107.5.124
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Научная статья
Норина Н.В.*
ORCID 0000-0002-2926-2851, Пермский государственный научно-исследовательский университет, Пермь, Россия
* Корреспондирующий автор (nvn00[at]mail.ru)
Аннотация
Статья посвящена технологии проектирования онлайн-занятия в условиях дистанционного обучения в педагогическом вузе. Использование цифрового инструментария и степень его эффективности в организации совместной работы в дистанте преподавателя и студентов рассматривается на материале одной из практико-ориентированных тем в рамках учебной дисциплины «Литературное образование дошкольников» «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления дошкольников с детской литературой». Электронный формат проведения семинарского занятия вызвал необходимость обратиться к интерактивным методам организации совместной работы студентов, наиболее эффективным в условиях дистанционного обучения: к использованию сервисов для совместной работы (интерактивная онлайн-доска, онлайн-сервис для создания мультимедийных презентаций), к организации работы в сессионных залах, работе с чатами, организации дискуссионного пространства.
Ключевые слова: дистанционное обучение; онлайн-занятие; информационно-коммуникационные технологии; цифровые инструменты; литературное образование дошкольников.
DESIGNING A UNIVERSITY SEMINAR CLASS ON THE "INFORMATION TECHNOLOGIES FOR LITERARY EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN" IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING
Research article
Norina N.V.* ORCID 0000-0002-2926-2851, Perm State Research University, Perm, Russia
* Corresponding author (nvn00[at]mail.ru)
Abstract
The article discusses the technology of designing online classes in a pedagogical university in the context of distance learning. The study examines the use of digital tools and the degree of their effectiveness in the organization of collaborative distance work between the teacher and students using the material of one of the practice-oriented topics in the framework of such academic subjects as "Literary Education of Preschoolers" and "The Use of Information and Communication Technologies in the Process of Familiarizing Preschoolers With Children's Literature". The electronic format of the seminar session made it necessary to turn to interactive methods of organizing collaborative student work, which is most effective in the context of distance learning: the use of collaborative services (interactive online whiteboard, online service for creating multimedia presentations), the organization of work in session halls, working with chats, and the organization of a discussion environment.
Keywords: distance learning; online lesson; information and communication technologies; digital tools; literary education of preschool children.
Введение
С начала пандемии многим школьным учителям и преподавателям вузов пришлось «волей-неволей» перейти на дистанционное обучение. Большинство педагогов не было подготовлено к преподаванию на расстоянии, переход от традиционного режима обучения к виртуальному осуществлялся разным образом в зависимости от учебных заведений, и являлся источником стресса, физической и психической усталости как для учителей, так и для учащихся. Фактически, первая волна пандемии застала образовательные и высшие учебные заведения не только в России, но и во многих странах мира врасплох [1]. С целью технической поддержки педагогов в процессе внедрения новых образовательных практик спешно началась разработка различных семинаров-тренингов, курсов повышения квалификации и т.д. Однако большинство учителей, соприкоснувшихся с дистанционной формой обучения из-за ограничений, налагаемых ситуацией вынужденной изоляции, волновала не столько сама технология, сколько поддержание живых связей с учениками и действенные способы их поддержки в обучении. Стало очевидным, что дистанционное образование не подходит для всех учащихся. Особенно серьезной проблемой оно стало для младших школьников и их родителей [2].
Проблемой гораздо менее острой и болезненной явилась виртуализация обучения для учащихся вузов, во-первых, потому что они более привычны к образовательным интернет-технологиям и самостоятельному использованию Интернета в практике своего обучения, а, во-вторых, потому что в XXI веке интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) существенно повлияло на практику преподавания в университетах, беспрецедентно расширив сферу применения дистанционных форм обучения. В практике многих университетов дистанционное образование превратилось в необходимый компонент непрерывного образования (роста образовательного потенциала личности человека на протяжении всей жизни). Традиционные университеты
постепенно интегрируют дистанционное образование в свою деятельность, и сегодня можно наблюдать все более широкое сосуществование традиционного и дистанционного типов обучения в рамках университета [3], [4], [5].
Однако не может не вызывать беспокойство тот факт, что растущее давление со стороны реформирующих образование «цифровизаторов», направленное на беспримерное расширение цифровых технологий в образовательной сфере, и скорость, с которой они хотят навязать нам эти изменения, не тратя времени на то, чтобы серьезно подумать об их влиянии, могут привести и, без сомнения, приведут к значительным негативным последствиям.
Несмотря на то, что сегодня в связи с поэтапным снятием ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, вузы в России вновь стали функционировать в привычном режиме, продолжает быть актуальным смешанный формат обучения. Студенты заочного отделения ещё продолжают обучаться в дистанционном режиме.
Наша статья посвящена актуальной проблеме проектирования занятия в вузе в условиях дистанционного обучения с использованием цифровых инструментов. Ввиду отсутствия в реальности должного организационного, информационного и методического обеспечения эксперимента по переводу российского образования в дистанционный формат, становится актуальным индивидуальный преподавательский опыт проектирования и проведения занятий с использованием цифровых инструментов.
Цель статьи: на материале дисциплины «Литературное образование дошкольников» разработать сценарий дистанционного семинарского занятия на тему «Информационные технологии для литературного образования дошкольников» с использованием цифровых инструментов.
Основная часть
Дисциплина «Литературное образование дошкольников» читается студентам очного и заочного отделений вуза по направлению «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология»). Данная дисциплина ориентирована на то, чтобы дать обучающимся целостное представление об истории становления методики детского чтения во взаимосвязи с развитием русской словесности и о детской литературе как о вполне самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры.
Одной из ключевых тем курса, вынесенной на обсуждение и имеющей практическое значение, является тема «Информационные технологии для литературного образования дошкольников». В процессе подготовки к семинарскому занятию студенты должны быть заранее ознакомлены с его планом. Студенты готовят ответы на вопросы плана, ориентируясь на список рекомендованных преподавателем библиографических источников. Ответы могут быть в форме устных сообщений, в форме письменного конспекта или доклада, либо в форме презентации по отдельным вопросам.
Совместная работа с использованием цифровых технологий - это, пожалуй, самое сложное, что есть в дистанте. Для организации эффективной совместной работы в дистанте преподавателю многое нужно предусмотреть и подготовить.
При подготовке к совместной работе преподаватель должен учесть три аспекта: технический, содержательный и организационный. Так, техническая сторона предполагает наличие соответствующего оборудования у всех участников онлайн-занятия (компьютер, ноутбук, микрофон, камера), онлайн-сервиса для общения (Zoom, Skype, Teams, Bbb), онлайн-сервиса для работы (например, Padlet). Содержательная сторона подготовки к занятию подразумевает постановку цели, задач, планирование результата. Преподавателю необходимо позаботиться о материалах, которые могут понадобиться студентам: ссылки на сайты, электронные пособия, цифровые шаблоны и др. Важно предварительно структурировать учебный материал занятия, представив его в виде презентации, таблиц, текстовых документов и др. Заранее продумать систему контроля и оценки. Организационная часть подготовки к совместной работе включает сценарий работы, временные рамки этапов занятия, инструкции участникам. Сценарий дистанционного занятия может быть представлен в виде «технологической карты (таблицы или графического проекта занятия - Н.Н.), в которой прописаны основные задания, требования к ответам, время выполнения заданий и т.д.» [6].
План семинарского занятия по теме «Информационные технологии для литературного образования дошкольников» содержит следующие вопросы:
1. Понятие ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). Информационная компетентность как один из основных компонентов качества современного образовательного процесса.
2. Актуальность использования ИКТ в ДОУ.
3. Соблюдение санитарно-гигиенических правил при использовании ИКТ в работе с дошкольниками.
4. ИКТ как способ приобщения дошкольников к художественной литературе.
5. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления дошкольников с детской литературой. Преимущества каждого вида ИКТ:
- диафильмы;
- мультфильмы;
- мультимедийные презентации.
6. Интерактивные дидактические игры по ознакомлению дошкольников с художественной иллюстрацией.
7. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в ДОУ с использованием информационных технологий.
Для организации занятия в режиме реального времени рекомендуется использовать сервис для проведения видеоконференций и вебинаров Zoom. В бесплатной версии сервиса можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. «Каждый участник встречи имеет возможность говорить голосом, демонстрировать видео и расшаривать (от англ. «to share», обмениваться информацией с другими пользователями интернета - Н.Н.) свой экран» [7].
При конструировании семинарского занятия в электронной форме следует обратиться, прежде всего, к интерактивным методам проведения семинарских занятий. Особое внимание преподавателю стоит уделить совместной работе студентов в сессионных залах, работе с чатами (общим и индивидуальным), организации дискуссионного пространства.
Одним из приемов организации совместной (групповой) работы студентов с использованием дистанционных технологий может быть обращение к инструменту «интерактивная онлайн доска Padlet», с помощью которого можно собрать все необходимые материалы для занятия в одном месте. Данный сервис позволяет создать доску нескольких типов: "стена", "холст", "лента", "карта", "хронология" и др. Удобство сервиса обусловлено тем, что преподаватель может разместить на такой доске любые учебно-методические, контрольно-измерительные и другие электронные материалы. Цифровой инструмент «доска Padlet» имеет множество мультимедийных возможностей, как для обучения, так и для самостоятельной работы обучающихся. Преподаватель может давать анализ и оценку информации студентов. Удобство сервиса еще и в том, что для работы здесь студентам не обязательно регистрироваться.
В начале занятия целесообразно попросить студентов разместить на Доске настроения обложки любимых книжек детства, используя сервис «Яндекс картинки». Данный прием позволит вовлечь студентов в работу и создаст положительный настрой в аудитории (см. рисунок 1).
расйй г создать копию <• поделиться 0 ... шт
коуагка! . меньше минуты
Моя ослепительная доска Рас11е1
Рис. 1 - Обложки любимых книжек детства на Доске настроения
Во время электронной дискуссии в рамках вопросов семинарского занятия предварительно созданная преподавателем презентация по предложенной теме «Информационные технологии для литературного образования дошкольников» позволит ему оперативно вести диалог со студентами, не тратя дополнительного времени на набор текста. Презентация должна логически соответствовать плану занятия и быть использована на каждом из его этапов. От преподавателя требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о переходе к тому или иному вопросу или смене вида деятельности участников конференции на платформе Zoom [8].
Вопрос об актуальности использования информационных технологий в современном дошкольном образовании можно предложить студентам обсудить в группах (сессионных залах) и по итогам обсуждения прийти к общим выводам, а затем посмотреть на слайд презентации преподавателя (см. рисунок 2):
Актуальность применения информационных технологи! в учебно-воспитательном процессе ДОУ диктуется:
- стремительным развитием информационного общества.
- широким распространением технологий мультимедиа, электронных
информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.
Использование информационно коммуникационных технологий в детском саду -
1. один из эффективных способов передачи знаний;
2. средство активизации познавательного интереса ребенка;
3. средство воспитания детской самостоятельности;
4. средство развития творческой активности;
5. подготовка ребенка к полноценной жизни в информационном обществе.
Рис. 2 - Актуальность использования ИКТ в современном дошкольном образовании
При наличии очевидных сложностей технического характера процесс синхронной коммуникации в виртуальной аудитории позволит получить всем участникам дискуссии быструю обратную связь и даст внутреннее ощущение единства. Для продолжения дискуссии преподаватель может предложить студентам подумать над дополнительными вопросами и поработать в чате. Например, написать различные варианты использования ИКТ педагогами в ДОУ. Студенты пишут ответы в чате. Ответы могут быть следующие (см. рисунок 3):
Варианты использования ИКТ педагогами в работе с детьми дошкольного возраста
Подбор иллюстративного материала к занятиям. Оформление кабинетов, стендов.
к_,
г--
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, с разработками других педагогов.
Оформление групповой документации, отчетов.
Создание презентаций в программе Power Point для образовательных занятий с детьми.
Рис. 3 - Варианты использования ИКТ педагогами в ДОУ
Ответы можно разместить в виде отдельных постов на интерактивной онлайн-доске Padlet. Этот сетевой сервис дает возможность каждому ученику разместить свой ответ на доске, а преподавателю - прокомментировать и оценить каждого (см. рисунок 4).
Рис. 4 - Ответы студентов на интерактивной доске Padlet
Задание письменно: напишите о преимуществах использования ИКТ в организации и проведении образовательных занятий и других мероприятий с дошкольниками. Студенты вновь пишут свои ответы в чате, либо делают посты на интерактивной доске Padlet. Ответы могут быть следующие (см. рисунок 5):
Преимущества использования ИКТ в организации и проведении образовательных занятий и других мероприятий с дошкольниками.
демонстрация информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей большой интерес;
использование видео, презентации несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка-
ИКТ обладают стимулом познавательной активности детей; ИКТ предоставляют возможность индивидуализации обучения! в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
ИКТ позволяют моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Рис. 5 - Преимущества использования ИКТ в ДОУ
В процессе обсуждения вопроса №3 "Соблюдение санитарно-гигиенических правил при использовании ИКТ в работе с дошкольниками" преподавателю необходимо обратить внимание студентов, прежде всего, на отмену СанПиН 2.4.1.3049-13 для детских садов, СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ, а также огромное количество «родственных» санитарных стандартов, регламентирующих работу всех детских и молодежных учреждений. С 01 января 2021 г. вступили в действия новые Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [9]. Согласно данным правилам, работа с электронными средствами обучения (или ЭСО) в ДОУ должна соответствовать гигиеническим нормативам. Преподаватель может заранее дать задание студентам предварительно ознакомиться с документом и разработать на его основе "Рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических норм при использовании ЭСО в образовательном процессе в ДОУ". Рекомендации можно оформить в виде презентации. Помимо знания санитарно-гигиенических норм при использовании ЭСО в ДОУ, студенты должны иметь четкое представление о признаках компьютерной усталости у дошкольников.
Студенты указывают на следующие гигиенические нормативы (см. рисунок 6):
;
Рис. 6 - Рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических норм при использовании ЭСО
в образовательном процессе в ДОУ
Ответ на вопрос №3 может быть частично ответом и на вопрос №7 в плане семинарского занятия: «Методические рекомендации по организации образовательного процесса в ДОУ с использованием информационных технологий».
Отвечая на вопрос №4 «ИКТ как способ приобщения дошкольников к художественной литературе», целесообразно вспомнить традиционные способы приобщения воспитанников ДОУ к художественной литературе. Это выразительное чтение, рассказывание, тематические беседы, литературный театр, игры-драматизации, выставки книг, оформление книжного уголка и т.д. ИКТ в этом ряду выступают в качестве инновационного способа приобщения дошкольников к художественной литературе.
Мультфильмы по сказкам и по другим прочитанным текстам детских произведений помогают дошкольникам лучше понять смысл, характеры героев, мотивы их поступков, проследить за развитием сюжета в сказке или в рассказе. Виртуальные экскурсии, выставки книг, онлайн-знакомства с музеями, онлайн-викторины тоже могут помочь в этом. Педагог ДОУ должен с ответственностью подходить к отбору мультипликационного материала, ибо, хорошо известно, что мультфильм есть иная художественная версия текста произведения - режиссерская. Использование аудио - чтение текстов сказок, стихов, рассказов заслуженными мастерами исполнительского искусства - еще один действенный способ приобщения еще не умеющих читать дошкольников к художественной литературе.
Наглядно познакомиться с фрагментами разнообразного по содержанию и форме интерактивного дидактического материала для дошкольников можно по ссылкам на ютюб. Преподаватель должен заранее продумать тематику и найти соответствующие видеоролики. На онлайн-сервисах необходимо найти в качестве образца тесты и задания развивающего характера по литературному чтению для дошкольников. Сделать короткий обзор наиболее доступных и удобных сервисов. Например, одним из таких современных цифровых инструментов является Айкьюша -образовательный онлайн-сервис для детей и родителей, который помогает развиваться, получать знания и готовиться к школе [10]. После регистрации пользователю данного цифрового инструмента доступно 10 бесплатных заданий в день в режиме «Упражнения» или в режиме «Тренировка». Для каждого возраста подобран оптимальный уровень заданий. В разделе «Знакомимся с литературой» сервис предлагает следующие рубрики (на рисунке представлена лишь часть) (см. рисунок 7):
Знакомимся с
Посмотреть все
Дневник ч итател я. П.Бажов "Сказки и
сказы
Рис. 7 - Рубрики в разделе «Знакомимся с литературой» в сервисе Айкьюша
Рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических норм при использовании ЭСО в образовательном процессе в ДОУ
1. При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.
2. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, ... воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет - 5-7 минут.
3. Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
4. Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
Работу с данным цифровым инструментом рекомендуется проводить тогда, когда ребенок не слишком устал и готов воспринимать новые задания, не чаще 2-3 раз в неделю.
Для коллективного обсуждения вопроса №5 в плане семинарского занятия "Использование информационно -коммуникационных технологий в процессе ознакомления дошкольников с детской литературой. Преимущества каждого вида ИКТ" студентов вновь целесообразно поделить на группы (отправить в сессионные залы). Каждая группа подготовит сообщение о преимуществах того или иного вида наглядного метода (диафильм, мультфильм, мультимедийная презентация), используемого в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой.
На слайдах презентации преподавателя может быть следующая информация (см. рисунок 8):
Преимущества мультфильмов:
- помогают понять детям не только смысл, но и юмор прочитанного
произведения;
- дети с помощью зрительного образа лучше понимают характер героя^
запоминают сюжет.
Преимущества диафильмов:
- незаслуженно забытый вид искусства, важны с точки зрения изобразительного искусства: - на большом экране ребенок сможет
рассмотреть картинку детально; - большие, высокохудожественные иллюстрации практически на каждую строчку произведения, - педагог сам управляет процессом, читая текст, даёт образец выразительности речи, при необходимости может остановиться на
любом слайде, обсудить непонятное слово, рассмотреть подробности сюжета.
Преимущества мультимедийных презентаций:
- удобный и эффектный способ представления информации с помощью интерактивных дидактических игр; - сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е, те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка, - возможность проследить с помощью заголовков на каждом слайде за ходом
изложения материала; - возможность организации смены видов деятельности, проведения физкультминуток и т.д.
Рис. 8 - Преимущества видов ИКТ в ДОУ
Преподавателю стоит обсудить со студентами и показать им как педагог ДОУ может использовать программу PowerPoint в работе с детьми дошкольного возраста. Это всем известная программа для демонстрации образовательного материала. Каждый педагог сегодня применяет её в своей работе. Мультимедийные презентации позволяют наглядно демонстрировать различные материалы (видео и звукозаписи, снимки, рисунки, графики, таблицы). Каждый слайд в презентации должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда (1 слайд - 1 идея). Цепочка образов должна полностью соответствовать логике развития темы занятия. Для уменьшения доли избыточной информации в презентации необходим тщательный отбор содержания.
При работе на Zoom можно использовать «указатели» при показе презентации. При нажатии правой кнопки мышки выйдет окно с надписями. В «указателе» выбираем инструменты: лазерную указку, перо, маркер, цвет чернил. Это и есть помощники для полного восприятия материала, который педагог желает показать детям. С их помощью можно выделить надписи, подписать что-либо, зачеркнуть, стереть. В презентацию PowerPoint можно вставлять клетки и линии с целью имитации ученических тетрадей. Для этого в интернете нужно найти шаблоны «клетки или линии тетрадные». Скачав эти шаблоны, можно вставить их в презентацию PowerPoint и написать необходимую для детей информацию (пример или задание).
Презентации студенты могут создавать и сами при помощи сервиса для совместной работы Google-Презентации. Работа с данным сервисом может быть рекомендована студентам в процессе выполнения ими самостоятельной домашней работы.
Для подготовки ответа на вопрос №6 "Интерактивные дидактические игры по ознакомлению дошкольников с художественной иллюстрацией" можно предварительно дать студентам практическое задание: на одной из образовательных платформ (например, русскоязычной платформе Stepik, либо с использованием уже знакомой нам виртуальной доски Padlet) с опорой на различные методические приемы разработать интерактивные дидактические игры по ознакомлению дошкольников с художественной иллюстрацией.
Студенты придумывают игры сами, либо используют предложенные преподавателем: «Угадай художника-иллюстратора»; «Вспомни название сказки по иллюстрации»; «Назовите сказки, в которых главным героем была лиса»; «Кто за кем появлялся?» (сказка «Репка»); «Музыкальные загадки»; «Из какой сказки предмет?»; «Какая иллюстрация лишняя?»; «Узнай героя»; «Угадай сказочный предмет или героя по описанию»; «Какому герою принадлежат слова из сказки?»; «Что после чего случается?» и т.д.
Таковы примеры интерактивных дидактических игр с использованием виртуальной доски Padlet (см. рисунок 9).
Рис. 9 - Интерактивная игра «Узнай героя сказки»
Еще пример (см. рисунок 10):
Рис. 10 - Интерактивная игра «Из какой сказки предмет?»
В качестве письменного задания для текущего контроля может служить вопрос №7 «Методические рекомендации по организации образовательного процесса в ДОУ с использованием информационных технологий». Каждый студент выполняет задание письменно и сдает преподавателю на проверку в виде реферата или доклада. Задание призвано обобщить и систематизировать полученные на лекции и семинарском занятии знания и умения, устранить имеющиеся пробелы в знаниях и подготовиться к экзамену (либо зачету).
Заключение
Итак, тема занятия «Информационные технологии для литературного образования дошкольников» не противоречит специфике работы в дистанте, позволяя студентам практически освоить цифровые инструменты, могущие быть востребованными в их дальнейшей профессиональной деятельности. Если же рассматривать внедрение цифровых инструментов в структуру всей дисциплины, то такой сценарий будет способствовать формализации занятий и замедлять живое взаимодействие преподавателя и студентов, ведь разговор большей частью должен вестись о развитии русской словесности и о детской литературе в том числе. Не всегда хорошо, когда на пути живого диалога между преподавателем и студентами встают барьеры технического плана, замедляющие время из-за необходимости искать сторонние сервисы (где часто требуется регистрация, да и сами сервисы нередко англоязычные), переходить по ссылкам, печатать на клавиатуре, манипулировать мышью. Необходимо отметить, что сегодня отсутствуют научно подтвержденные данные о том, что электронное обучение с помощью только лишь цифрового образовательного контента является безопасным для психического и физического здоровья студентов и преподавателей.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Как пережили пандемию вузы и колледжи: риски и новые возможности [Электронный ресурс]. - URL: https://ioe.hse.ru/news/373725976.html (дата обращения 02.04.2021).
2. Проблемы дистанционного обучения школьников: как их решают министерство, школы, родители и психологи [Электронный ресурс]. - URL: https://yandex.ru/turbo/ecvdo.ru/s/states/problemy-distancionnogo-obucheniya-shkolnikov-kak-ih-reshayut-ministerstvo-shkoly-roditeli-i-psihologi (дата обращения 02.04.2021).
3. Махмутова М.В. Интеграция традиционной и дистанционной технологий обучения в образовательной среде подготовки специалиста в университете / М.В. Махмутова. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-traditsionnoy-i-distantsionnoy-tehnologiy-obucheniya-v-obrazovatelnoy-srede-podgotovki-spetsialista-v-universitete (дата обращения 02.04.2021).
4. Кислякова Н.А. Проблемы и перспективы интеграции очного и дистанционного обучения в вузе / Н.А. Кислякова. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-integratsii-ochnogo-i-distantsionnogo-obucheniya-v-vuze (дата обращения 02.04.2021).
5. Пресс И.А. Опыт организации интегрированной формы обучения студентов в вузе / И.А. Пресс, М.Н. Рябова. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-organizatsii-integrirovannoy-formy-obucheniya-studentov-v-vuze (дата обращения 02.04.2021).
6. Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного занятия [Электронный ресурс]. -URL: https://clck.ru/Uqi6o (дата обращения 03.04.2021).
7. Методические рекомендации по организации дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/Uqi7z (дата обращения 03.04.2021).
8. Кукуева Л.И. Достоинства и методические единицы дистанционного обучения / Л.И. Кукуева. [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/Uqi8X (дата обращения 02.04.2021)
9. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/566085656
10. Развитие и обучение детей в игровой форме с Айкьюшей [Электронный ресурс]. - URL: https://iqsha.ru/?utm_source=yandex&utm_medium (дата обращения 03.04.2021)
Список литературы на английском языке / References in English
1. Kak perezhili pandemiyu vuzy i kolledzhi: riski i novyye vozmozhnosti [How universities and colleges survived the pandemic: risks and new opportunities] [Electronic resource]. - URL: https://ioe.hse.ru/news/373725976.html (accessed 02.04.2021) [in Russian].
2. Problemy distantsionnogo obucheniya shkol'nikov: kak ikh reshayut ministerstvo, shkoly, roditeli i psikhologi [Problems of distance learning for schoolchildren: how they are solved by the ministers, schools, parents and psychologists] [Electronic resource]. - URL: https://yandex.ru/turbo/ecvdo.ru/s/states/problemy-distancionnogo-obucheniya-shkolnikov-kak-ih-reshayut-ministerstvo-shkoly-roditeli-i-psihologi (accessed 02.04.2021) [in Russian].
3. Makhmutova M.V. Integratsiya traditsionnoy i distantsionnoy tekhnologiy obucheniya v obrazovatel'noy srede podgotovki spetsialista v universitete [Integration of traditional and distance learning technologies in the educational environment of training a specialist at the university] / M.V. Makhmutova. [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-traditsionnoy-i-distantsionnoy-tehnologiy-obucheniya-v-obrazovatelnoy-srede-podgotovki-spetsialista-v-universitete (accessed 02.04.2021) [in Russian].
4. Kislyakova N.A. Problemy i perspektivy integratsii ochnogo i distantsionnogo obucheniya v vuze [Problems and prospects for the integration of full-time and distance learning at the university] / N.A. Kislyakova. [Electronic resource]. -URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problemy -i-perspektivy-integratsii-ochnogo -i-distantsionnogo-obucheniya-v-vuze (accessed 02.04.2021) [in Russian].
5. Press I.A. Opyt organizatsii integrirovannoy formy obucheniya studentov v vuze [Experience of organizing an integrated form of teaching "students" at a university] / I.A. Press, M.N. Ryabova. [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-organizatsii-integrirovannoy-formy-obucheniya-studentov-v-vuze (accessed 02.04.2021) [in Russian].
6. Metodicheskiye rekomendatsii po razrabotke i provedeniyu distantsionnogo zanyatiya [Methodical recommendations for the development and conduct of a distance lesson] [Electronic resource]. - URL: https://clck.ru/Uqi6o (accessed 03.04.2021) [in Russian].
7. Metodicheskiye rekomendatsii po organizatsii distantsionnogo obucheniya [Methodical recommendations for the organization of distance learning] [Electronic resource]. - URL: https://clck.ru/Uqi7z (accessed 03.04.2021) [in Russian].
8. Kukuyeva L.I. Dostoinstva i metodicheskiye yedinitsy distantsionnogo obucheniya [Advantages and methodological units of distance learning] / L.I. Kukuyeva. [Electronic resource]. - URL: https://clck.ru/Uqi8X (accessed 02.04.2021) [in Russian].
9. SP 2.4.3648-20 «Sanitarno-epidemiologicheskiye trebovaniya k organizatsiyam vospitaniya i obucheniya, otdykha i ozdorovleniya detey i molodezhi» [SP 2.4.3648-20 "Sanitary and epidemiological requirements for the organizations of education and training, recreation and health improvement of children and youth"]. [Electronic resource]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/566085656 (accessed 02.04.2021) [in Russian].
10. Razvitiye i obucheniye detey v igrovoy forme s Ayk'yushey [Development and teaching of children in a playful form with Aykyusha] [Electronic resource]. - URL: https://iqsha.ru/?utm_source=yandex&utm_medium (accessed 03.04.2021) [in Russian].