Ламонина Л. В., Смирнова О. Б. Об использовании цифровых онлайн-технологий в дистанционном обучении// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2020. - № 4 (23) октябрь- декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2020/4/00885.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 37.018.43
Ламонина Людмила Владимировна
Старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, Омск [email protected]
Смирнова Оксана Борисовна
Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, Омск [email protected]
Об использовании цифровых онлайн-технологий в дистанционном обучении
Аннотация: в статье обсуждаются цифровые онлайн-технологии в дистанционном и электронном обучении. Рассматриваются возможности дистанционных образовательных технологий, с том числе онлайн-досок и особенности организации учебного процесса с их использованием (на примере интерактивной доски Miro). А также описываются некоторые инструменты для организации онлайн-обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение (ДО), дистанционные образовательные технологии, интерактивные доски, онлайн-обучение, вебинары.
Сегодня преподаватель, неспособный применить дистанционные образовательные технологии, не владеющий основами организации электронного обучения, не только теряет свои конкурентные преимущества в профессиональном сообществе, но часто также не интересен и студентам, в немалой степени из-за отсутствия мобильности в способах общения. Такой педагог лишен возможности создать иное образовательное пространство — виртуальную образовательную среду для взаимодействия с обучающимися [1].
В условиях цифровизации современного общества не снижается актуальность внедрения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), в том числе онлайн-технологий, в систему образования. Количество учебных заведений, которые дополняют традиционные формы обучения дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) увеличивается. Особенно актуальным это направление трансформации образовательного процесса вузов становится в условиях пандемии, когда образовательный процесс в определенных временных рамках осуществляется исключительно в дистанционном формате. Наш вуз не является исключением. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде.
Рассмотрим некоторые понятия, связанные с электронным и дистанционным обучением.
Профессор Е. С. Полат определяет дистанционное обучение как самостоятельную форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой
осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или других интерактивных технологий. Профессор А. А. Андреев, полагает, что дистанционное обучение есть «целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающихся и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе». Соответственно дистанционное образование определяется им как «система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза» [1].
Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя.
С использованием ДОТ осуществляется:
• сетевое обучение (освоение обучающимся образовательной программы с
использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций);
• электронное обучение (предполагает наличие базы знаний, электронной среды и
сетей);
• виртуальное обучение (обучение в виртуальной образовательной среде, специфику и
содержание которой определяют конкретные субъекты и объекты во время самого образовательного взаимодействия);
• смешанное обучение (технология организации учебного процесса, в которой
совмещается применение электронного обучения, ДОТ и традиционного обучения).
Результатами цифровой трансформации образования являются появление различных образовательных инструментов в обучении.
ЭИОС - среда, включающая электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ независимо от места нахождения обучающихся.
Виртуальная образовательная среда - совокупность субъектов образования, информационного содержания и коммуникационных возможностей локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемых и используемых для образовательных целей всех участников системы обучения и непрерывного повышения квалификации.
База знаний - один или несколько специальным образом организованных файлов, хранящих систематизированную совокупность понятий, правил и фактов, относящихся к некоторой предметной области.
Перевернутый класс - технология организации обучения, в которой за счет предварительной самостоятельной работы обучающегося с теоретическим материалом в ЭИОС происходит замена лекционных занятий (например, дома при дистанционной педагогической поддержке) практическими (в аудитории или дистанционно в режиме онлайн с преподавателем).
Система управления обучением - информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением.
В зависимости от вида взаимодействия субъектов образовательного процесса различают онлайн-обучение (синхронное взаимодействие, при котором занятия проводятся с
использованием Интернета в режиме реального времени) и офлайн-обучение (асинхронное взаимодействие в отложенном времени, возможно без сети, при отключенном Интернете).
В рамках настоящей статьи рассмотрены ИКТ и цифровые технологии для организации совместной работы субъектов образовательного процесса в онлайн-обучении.
Одним из возможных инструментов организации онлайн обучения, которые с одной стороны, сохраняют все преимущества онлайн-формата, а с другой - обеспечивают контакт обучающихся с преподавателем в привычной форме организации аудиторных занятий, являются онлайн-доски и онлайн-трансляции.
В настоящее время в педагогической теории и практике активно исследуются возможности использования онлайн-досок в образовательном процессе [2]. Примерами онлайн досок с возможностью совместной работы в режиме онлайн являются AMW board, Whiteboard Fox, Miro, Webwhiteboard и др.
Ярким примером онлайн-доски является интерактивная доска Miro (старое название RealtimeBoard), доступ к которой осуществляется через интернет. Интерфейс сервиса Miro на английском языке, но интуитивно вполне понятен. На неё можно бесконечно добавлять файлы, писать, рисовать и всё это будет видно из любой точки мира. Онлайн-доска — хороший инструмент для онлайн- и офлайн-обучения. Во время работы с доской всплывают окна с подсказками. Miro предоставляет пользователям выбор шаблонов, которые помогут структурировать и организовать планирование или мозговой штурм (рис. 1, 2). Например, есть шаблон для рисования интеллект-карт, ведения проектов и планирования по технологиям Agile, можно добавит чат для общения субъектов образовательного процесса.
Пространство этой доски бесконечно, при этом навигация и управление размером рабочего пространства позволяет быстро найти необходимый учебный материал.
Доски можно сохранять в виде изображений, PDF-файлов, загружать в качестве резервных копий, сохранять на Google Диске или прикреплять к различным трекингам проектов.
Этот инструмент подойдет для групповой и удаленной работы при онлайн обучении: можно добавлять заметки, записывать идеи или комментарии для стимулирования совместного творчества.
Рисунок 1. — Начало работы с доской Miro.
Рисунок 2. — Выбора шаблона доски. Для настройки доски нужно использовать соответствующее меню (рис. 3).
Д Ш © a Q Ш
Следуйте всем потокам v
Кратчайший путь
Режим навигации
Привязка объектов
Показать сетку
Установить начальный вид Курсоры
коллабора ционистов Приложений И Интеграции
документация API
Настройки аккаунта
Рисунок 3. — Настройка доски Miro.
Панель инструментов для создания контента содержит такие режимы как «ладонь» для перетаскивания поля, работу с шаблонами: майндмэп, коллаж, алгоритм, инфографика и другие, работу с текстом (менять цвет, размер, шрифт текста), стикерами (менять их, тегировать).
Можно загружать уже имеющиеся документы на доску (рис. 4). Загрузка файлов с компьютера, по ссылке, из Google Drive, DropBox, библиотеки изображений и др. Можно добавлять на доску pdf файлы, google документы, презентации и другие виды контента.
£ 0
Ф
&
Ш
г<2>
L J
г 0
{■■■}
fl Ó * гъплспт iejhiE«Hi4 сммЯч-даспдп i«jhum«wo сетр*очшесм *"PM' * ✓ {fa fa Ф i
а
Рисунок 4. — Документ MS Word на Miro с выделенным текстом, с помощью инструмента хайлайтер для совместного использования.
Если скопировать ячейки документа MS Excel и вставить на доску (рис. 5) — информация превратится в стикеры, которые можно лайкнуть и тем самым выявить самые популярные идеи. Если сфотографировать реальные стикеры, прикрепить фото на доску, то стикеры станут электронными.
о & * и а
■ Г (Ц (L Ц у
S
э g ¿я в; с ¿cea í
Рисунок 5. — Документ MS Excel на Miro в виде стикеров.
Можно рисовать фигуры, менять их заливку и управлять текстом внутри (рис 6, 7). Функция «умный рисунок» позволяет выравнивать фигуры, если они нарисованы криво. Нарисовали неровный треугольник — он тут же выправится в равнобедренный.
Умный рисунок.
CüJ^aeáftfeфигуры к t ПОмащью Просты! «г.toe.
на* иете. чтобы яхлрдаэмет* анимацию.
□ О д О
Круг
О О
Рисунок 6. Создание фигур, с использованием функции «умный рисунок». Рассморим некоторые кнопки панели инструментов для работы с доской Miro (рис. 7).
Обозначение кнопки Назначение кнопки Обозначение кнопки Назначение кнопки
Выберите / Соединительная линия. Стрелки для соединения объектов.
В Шаблоны Л Ручка
т Текст 19 Комментарии с возможностью отметки конкретных учеников.
с? Липкая записка п Рамка. Создание рамки определённого формата: А4, для экрана айфона или айпада и так далее.
□ Форма га Загрузка файла
Добавление дополнительных приложений « Умный рисунок
Рисунок 7. — Кнопки панели инструментов доски Miro.
Кроме того, могут быть использованы различные дополнительные приложения Miro (рис.8).
I Добавление дополнительных приложений
|поиск в приложениях
Н &
Вставить гад Захват веб- IconFtnder
¡Frame страницы
И ЕГ , Ш
Захват Каркасная Таблицы и
липучек Библиотека диаграммы
G X Ш
поиск Карта разума Карта! D картинок Google
[Р Я"
системе Канбан
• i
Сетка Эмодзи
Рисунок 8. — Дополнительные приложения Miro.
Для оперативного взаимодействия субъектов образовательного процесса на Miro существует панель различных инструментов, которая включает следующие элементы: Ш - Создание нового «фрейма», нового слайда для контента, 0 - Запуск режима презентации, (31 - Просмотр комментариев,
[51 - Режим чата,
- Карточки (удобно использовать в эджайл-форматах совместной работы), C¡ - Скриншеринг (участники могут только следовать за экраном преподавателя),
Голосование (можно назначить количество голосов на каждого участника и
выбрать элементы, за которые можно голосовать: тексты, изображения или стикеры).
О3 - Режим видеочата (только в платных версиях, но для видеосвязи при работе с Miro можно использовать сторонние ресурсы),
0 Таймер (ограничение время на выполнение заданий).
¡¡J? - Активность.
Применение доски Miro возможно в следующих форматах:
• Интерактивный учебник (доска наполняется материалами занятия, познавательная активность обучающихся во время занятия управляется с помощью скриншеринга, его временные рамки устанавливаются таймером).
• Обучающий вебинар (в специальном шаблоне составляется общий план работы, на доску загружаются учебные материалы, на стикерах собираются ожидания участников и подводятся итоги).
• Групповая работа (возможность организации работы над проектом в группах, используя шаблоны для решения задач).
Достоинства доски Miro
• Miro не нужно устанавливать (управление доской осуществляется из браузера).
• Наличие бесплатного плана (тариф Education, который предполагает неограниченное количество досок и до 100 участников, для них сервис тоже бесплатен).
• Возможность ограничения прав участников, выбирая редактирование, комментирование или только просмотр. Контент можно тегировать по уровням, и тогда разным ученикам будут доступны разные материалы на одной и той же доске.
• Отслеживание изменений и новых комментариев, существует возможность моментальной синхронизации с google-drive (любое изменение в google-документе, если он прикреплён к Miro, тут же отобразится на доске, и наоборот).
• Сохранение готовых проектов (на google-диске или скачивайте в форматах jpg, pdf). Онлайн-доски авторами статьи использовались в преподавании информатики и высшей
математики как дополнительное средство визуализации учебного материала, источник информации по дисциплинам, а также как средство организации индивидуальной и групповой работы в едином веб-пространстве. Однако, для обеспечения результативности образовательного процесса рекомендуется сочетать данный инструмент в комплексе с инструментами, обеспечивающие качественную обратную связь с обучающимися и онлайн взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Для осуществления дополнительной обратной связи с обучающимися может быть использовано такое интерактивное средство как Mentimeter.com - интерактивная презентационная платформа с функциями, которые позволяют готовить, представлять и анализировать презентации (рис. 9, 10).
Голосование • №еип*четр
A Mentimeter
Кто самый лучший человек на свете?
Отпраквт!.
Рисунок 9. — Интерактивная презентационная платформа Mentimeter.com
Рисунок 10. — Пример опроса обучающихся на Mentimeter.com
Возможности Mentimeter.com:
• Создание интерактивных презентаций в конструкторе презентаций (13 интерактивных типов вопросов, включая облака слов и викторины, различные темы презентации и пр.).
• Осуществление сбора опросов, данных и мнений участников с помощью интеллектуальных устройств.
• Получение информации об участниках с помощью трендов и экспорта данных.
Для организации онлайн взаимодействие субъектов образовательного процесса, в том числе для проведения вебинаров, создания обучающих курсов существуют различные инструменты: Webinar.ru, We.Study, Zoom, Google Meet и др.
Webinar.ru — площадка для проведения онлайн вебинаров, совместимо с интерактивной доской Miro (рис. 11).
Рисунок 11. — Площадка для проведения онлайн вебинаров Webinar.ru
We.Study (https://we.study/) — инструмент для создания курсов с нуля, который поддерживает все типы контента (видео, аудио, тексты, презентации, интерактивная доска),
помогает анализировать эффективность обучения и общаться с учениками в одном месте. Повышать эффективность процесса обучения можно за счет разнообразных типов занятий в единой структуре курса на платформе (рис. 12).
Рисунок 12. — Площадка We.Study для создания курсов.
Существует большое многообразие и готовых онлайн курсов, которые могут быть использованы в качестве дополнительного источника и/или интегрированы в образовательный процесс. На просторах Интернет сегодня можно найти бесчисленное множество массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Дистанционное и электронное обучение стремительно вносят изменения в образовательный процесс. Несмотря на неоднозначность суждений о МООК, онлайн-курсы приобретают все большую популярность
[4].
Лидером в организации и проведения вебинаров в формате конференц-решений согласно отчетам Gartner Magic Quadrant 2019 года является Zoom (https://zoom. us/ -видеоконференции, web - конференции, вебинары, демонстрация экрана) (рис. 13).
Рисунок 13. — Инструмент для создания вебинаров Zoom.
С помощью Zoom можно запланировать конференцию (рис 14), просмотреть прошедшие конференции (рис 15).
Рисунок 15. — Программа Zoom в режиме планирования конференции.
Рисунок 16. — Программа Zoom в режиме просмотра прошедших конференций
Интерактивные средства обучения становятся одним из главных компонентов процесса онлайн-обучения, что предполагает активное их использование в совокупности с современными формами и методами обучения, в том числе во внеаудиторной работе обучающихся. Во внеаудиторной работе немаловажную роль занимают онлайн-ресурсы, которые дают им возможность апробировать на практике полученные знания, увидеть результаты своего труда, получить личностный опыт использования компьютера в решении учебных задач, что в свою очередь повышает интерес обучающихся к изучению дисциплины. Такие онлайн-ресурсы предполагают использование интерактивных заданий, что способствует не только закреплению знаний (теоретического материала), а также развитию универсальных умений обучающихся и их творческих способностей [3].
Организация учебного процесса с использованием различных цифровых технологий стимулирует обучающихся к овладению ими новыми информационно-коммуникационными и цифровыми компетенциями. Несмотря на достоинства технологий дистанционного обучения, описанные в данной статье, следует отметить что, компьютерные средства обучения создают среду, имеющие и некоторые недостатки (возникновение интернет-зависимости, возможность оказаться в неблагоприятной среде интернет, проблема идентификации обучающегося и др.). В связи с этим возникает проблема минимизации негативных факторов, которые могут возникнуть в результате применения технологий дистанционного обучения. Решение проблемы требует соблюдение принципов оптимального отбора информационно-коммуникационных технологий дистанционного обучения, применяемых в образовательном процессе [5, 6].
Ссылки на источники:
1. Вайндорф-Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9202-1.
2. Глотова А.В. Онлайн-доска как средство организации групповой работы студентов на занятиях по иностранному языку в вузе в условиях электронного обучения. Открытое образование. 2020;24(4):56-66. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-4-56-66
3. Ламонина Л. В., Смирнова О. Б. Об онлайн-ресурсах в учебной деятельности обучающихся // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №2 (17) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.rU/images/issues/2019/2/00733.pdf
4. Ламонина Л.В., Смирнова О.Б., Мадиев А.Г. О роли открытых онлайн курсов в самостоятельной работе обучающихся: двусторонний взгляд субъектов образовательного процесса // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№1 (12) январь - март. - URL http://e-journal.omgau.rU/images/issues/2018/1/00499.pdf
5. Степанова Т.Ю. К вопросу о технологиях дистанционного обучения / Т.Ю. Степанова, А.С. Клоков, Л.В. Ламонина, О.Б. Смирнова // Разработка теории и методики преподавания математических и естественнонаучных дисциплин с использованием современных информационных технологий: сборник материалов заочной науч.-практич. конф. с международным участием [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2017. - С. 19-23.
6. Харитонова Н.Д. О важности применения информационных технологий в вузах //Актуальные вопросы математического образования: состояние, проблемы и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сургут. 2018. С. 172-175.
Lyudmila Lamonina
SeniorInstructor
FSBEIHЕ Omsk SAU, Omsk
Oksana Smirnova
SeniorInstructor
FSBEIm Omsk SAU, Omsk
On the use of digital online-technologies in distance learning
Abstract: The article discusses digital online-technologies in distance and e-learning. The possibilities of distance educational technologies, including online boards and the peculiarities of the organization of the educational process with their use (on the example of the Miro interactive whiteboard) are considered. It also describes some tools for organizing online training (using the example of tools for creating webinars).
Keywords: distance learning (DL), distance educational technologies, interactive whiteboards, online training, webinars.