Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ - НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ПРОЦЕСС УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ - НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ПРОЦЕСС УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ADAPTATION / ADAPTATION PERIOD / EDUCATIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL PROGRAMS / PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна, Панцева Елена Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы связанные с процессом быстрой и эффективной адаптации обучающихся первого курса в высшем учебном учреждении. Адаптация - процесс плавный и безболезненный переход человека их одной сферы деятельности (школа) в другую (высшее учебное учреждение). Авторы в статье раскрывают ключевые этапы быстрой и результативной адаптации, акцентируют свое внимание на основных задачах профессорско-преподавательского состава для достижения максимальных результатов в учебной и научной деятельности, что в конечном итоге позволит обучающимся по завершению учебного процесса обладать всеми необходимыми профессиональными компетенциями в рамках получаемой профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна, Панцева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF STUDENTS IS AN INTEGRAL PROCESS EDUCATIONAL ACTIVITIES OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article discusses the problems associated with the process of quick and effective adaptation of first-year students in a higher educational institution. Adaptation is the process of a smooth and painless transition of a person from one sphere of activity (school) to another (higher education institution). The authors in the article reveal the key stages of quick and effective adaptation, focus on the main tasks of the faculty to achieve maximum results in educational and scientific activities, which ultimately will allow students to complete all the necessary professional competencies in the framework of the profession upon completion of the educational process.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ - НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ПРОЦЕСС УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

требования к уровню знаний, умений и навыков специалистов, заканчивающих высшие учебные заведения, а также к состоянию их здоровья.

Высшие учебные заведения должны готовить выпускников умеющих на хорошем уровне применять знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий, развивать у них потребность постоянном повышении квалификации как неотъемлемом элементе профессиональной деятельности. Учреждения высшего образования должны научить выпускника непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания и умения путем участия в практико-научной деятельности.

В свете вышесказанного процесс информатизации высшей школы одной из важнейших сторон информатизации процесса образования в целом направленный на формирование аналитических способностей выпускников и развитие навыка получения необходимых знаний самостоятельно.

Выводы. Для высшей школы общественным заказом информационного общества необходимо считать достижение такого уровня информационной культуры обучающегося, который необходим для эффективного выполнения профессиональных обязанностей в выбранной сфере деятельности. Поэтому в высшем учебном заведении одновременно с овладением знаниями по теоретическим дисциплинам информационного направления необходимо глубоко изучать компьютерные информационные технологии, являющиеся ключевыми составляющими будущей сферы деятельности. Качество обучения необходимо определять уровнем закрепления достаточных навыков работы с базовыми информационными технологиями при решении типовых задач сферы деятельности.

В информационном обществе основная нагрузка ложится на общественное производство, поэтому вырастают требования к степени подготовки всех его участников. Именно по этой причине в программе информатизации необходимо выделить информатизацию образования как отдельное направление, связанное с приобретением человеком информационной культуры и ее развитием. Поэтому образование нужно рассматривать как «объект» информации, где необходимо пересмотреть содержание подготовки таким образом, чтобы будущий специалист владел не только общеобразовательными и профессиональными знаниями в области информатики, но и имел необходимый уровень информационной культуры.

Литература:

1. Ковалева Е.А. Педагогические условия формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов вузов: автореф. дис. канд.пед. наук: 13.00.08 / Ковалева Елена Адамовна. - Челябинск, 2001. - 17 с.

2. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/305/24712.php, свободный. - (дата обращения: 26.02.2020).

3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): монография / И.В. Роберт. - М.: Изд-во БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013. - 398 с.

4. Стеценко И.А. Электронное обучение как системная педагогическая категория / И.А. Стеценко, Е.Ю. Занкова // Культура и образование. - 2014. - № 1. - С. 36.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный. - (дата обращения: 26.02.2020).

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. п- С. 58-64.

7. Царева М.И. Формирование информационной компетентности в системе непрерывного образования / М.И. Царева, И.А. Стеценко // Мир науки, культуры и образования. - 2012. - № 6. - С. 282-284.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ - НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ПРОЦЕСС УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы связанные с процессом быстрой и эффективной адаптации обучающихся первого курса в высшем учебном учреждении. Адаптация - процесс плавный и безболезненный переход человека их одной сферы деятельности (школа) в другую (высшее учебное учреждение). Авторы в статье раскрывают ключевые этапы быстрой и результативной адаптации, акцентируют свое внимание на основных задачах профессорско-преподавательского состава для достижения максимальных результатов в учебной и научной деятельности, что в конечном итоге позволит обучающимся по завершению учебного процесса обладать всеми необходимыми профессиональными компетенциями в рамках получаемой профессии.

Ключевые слова: адаптация, адаптационный период, учебная деятельность, образовательный процесс, образовательные программы, профессиональные компетенции.

Annotation. The article discusses the problems associated with the process of quick and effective adaptation of first-year students in a higher educational institution. Adaptation is the process of a smooth and painless transition of a person from one sphere of activity (school) to another (higher education institution). The authors in the article reveal the key stages of quick and effective adaptation, focus on the main tasks of the faculty to achieve maximum results in educational and scientific activities, which ultimately will allow students to complete all the necessary professional competencies in the framework of the profession upon completion of the educational process.

Keywords: adaptation, adaptation period, educational activities, educational process, educational programs, professional competencies.

Введение. На современном этапе развития общества, особое внимание уделяется специалистам, которые обладают высоким уровнем профессиональной компетенции в конкретной предметной области. Именно им отдается предпочтение в процессе отбора кадрового состава. Обучение современного специалиста должно проходить в действенных формах и методах организации учебного процесса, которые позволят раскрыть потенциальные возможности обучающихся. И сегодня высшие учебные учреждения строят образовательные программы, так чтобы обучающиеся по завершению учебного процесса обладали всеми необходимыми профессиональными компетенциями в рамках получаемой профессии. Отметим, что одним из ключевых этапов становления и развития личности будущего специалиста является обучения в вузе. Сложность данного этапа заключается в адаптации обучающихся к учебному процессу высшего учебного учреждения.

Адаптация является естественным состоянием индивида, которое проявляется в привыкании (приспособлении) к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям [1].

На сегодняшний момент адаптированность обучающихся к обучению в вузе представляется актуальной проблемой современного общества, так как от успешного процесса адаптации во многом зависит личностное развитие и дальнейшая профессиональная карьера будущего специалиста в конкретной предметной области.

В постоянно меняющейся внешней среде обучающиеся все больше и больше испытывают большие сложности в саморазвитии. К наиболее уязвимой группе относятся обучающие первого курса. Это можно объяснить следующими факторами:

- условия обучения и организация учебного процесса в вузе значительно отличается от школьной;

- условия жизни (поступление в другой город) создают дополнительные психологические трудности.

Первый год обучения в высшем учебном учреждении, однозначно, является стрессом для любого типа

обучающихся, так как он несет ряд проблем, таких как:

- изменение жилищной ситуации;

- проблемы с финансовой точки зрения;

- сложности, возникающие с процессом переработки большого количества получаемой информации в рамках учебной деятельности.

Кроме того от обучающихся первого года обучения профессорско-преподавательский состав ожидает большей самостоятельности и активности в освоении знаний, что однозначно требует большой ответственности обучающегося за свое образование, а этого можно достичь за счет правильной организации своего образовательного пространства.

Процесс адаптации обучающихся на первом курсе к учебной среде приобретает особую актуальность. Важно помнить, что обучение в вузе является профессиональным обучением, поэтому у первокурсника происходит первичная профессиональная социализация и начинается вхождение в профессиональную деятельность, которая также влечет за собой адаптационные процессы в конкретной профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Адаптацию следует рассматривать с позиции приспособления к постоянно изменяющимся условиям как внешним, так и внутренним. Как правило, адаптацию рассматривают в двух основных аспектах:

- биологический аспект (он включает в себя процесс приспосабливания организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды);

- психологический аспект (в его основе лежит процесс приспособления человека к жизни в обществе, где предъявляются определенные требования, которые должны совпадать с собственными потребностями, мотивами и интересами личности) [2].

Самым сложным для первокурсников является социальная адаптация. Социальная адаптация в вузе подразумевает быстрое и эффективное овладение основными способностями отвечать предъявляемым требованиям, правилам и нормам учебного учреждения. Научиться продуктивно, работать в новой обстановке, раскрывая свои способности и возможности.

Научные исследования показывают, что проблема адаптации обучающихся является одной из наиболее важных на сегодняшний момент. Она исследуется на таких уровнях как: психофизиологический, социально-психологический и психолого-педагогический. Г.А. Балл, П.С. Кузнецов, И.А. Милославова, Н.Е. Шафажинская исследуют адаптацию с точки зрения социальной составляющей. В работах М.И. Дьяченко адаптация рассматривается с позиции возраста и возрастных особенностей личности. А.Ц. Эрдынеев рассматривает и анализирует процесс успешной адаптации с позиции характера педагогического общения профессорско-преподавательского состава и учебной группы. И.К. Кряжева в своих работах делает акцент на то, что успешная адаптация обучающихся первого года обучения напрямую зависит от их личностных характеристик [1, 2].

Анализ работ показывает, что каждая из работ рассматривает лишь отдельные или конкретные стороны адаптационного периода. Следует отметить, что все работы рассматриваются с общей позиции процесса адаптации, и не уделяется должного внимания главному действующему лицу адаптации - обучающемуся. Именно он является активным объектом педагогического процесса управления и накопления передаваемых знаний, умений и навыков. И именно он в конечно итоге определяет результат успешной адаптации.

Как показывают статистические данные основными трудностями процесса адаптации обучающиеся считают:

- процесс организации учебной деятельности вуза (49,2%);

- слабая школьная подготовка (19,5);

- отношения с профессорско-преподавательским составом (9,7).

Нельзя забывать и об обучающихся, которые имели высокие показатели по дисциплинам школьного курса, но по тем или иным причинам были отсеяны. Все это приводит у низкой успеваемости на первом курсе, и как следствие наблюдается снижение учебных требований со стороны профессорско-преподавательского состава вуза.

Адаптированность обучающихся первого курса имеет схожие аспекты с любым другим адаптационным процессом, где выделяются следующие стадии:

- адаптация реакции - характеризуется общим напряжением личности, которая может выражаться в резком повышении количества межфункциональных связей и в наиболее быстром промежутке времени личностных изменений;

- адаптация стабилизации - характеризуется снижением общей напряженности за счет уменьшения количества межфункциональных связей что приводит к уменьшению периода формирования адаптивных характеристик личности.

К основным психологическим факторам, которые замедляют процесс адаптации обучающихся на первом курсе следует относить такие как:

- эмоциональное напряжение, связанное со сменой внутренней и внешней окружающей среды;

- слабая психологическая подготовка на фоне не полного понимания выбранной профессии;

- полное или частичное отсутствие навыков самостоятельной работы;

- сложности в налаживании контактов с профессорско-преподавательским составом;

- сложности бытового плана;

- состав группы с разным социальным статусом.

Приступая к учебной деятельности обучающийся в первую очередь должен четко осознавать, что в высшее учебное учреждение он пришел для того чтобы получить максимальный багаж знаний по выбранной им профессии, что по окончанию учебной деятельности позволит ему стать высококвалифицированном специалистом в конкретной предметно области [2]. В связи с эти обучающемся приходится пройти сложный адаптационный период, а именно:

- понять и принять новые формы преподавания, контроля и усвоения полученный знаний, а также к совершенно новому режимы труда и отдыха;

- научиться организовывать самостоятельною работу с целью достижения наилучших результатов по изучаемым дисциплинам;

- научиться общению с однокурсниками;

- заново узнавать и понимать выбранную профессию с целью большей усвояемости профессиональных знаний, учений и навыков.

Успешное преодоление всевозможных трудностей связанных с процессом обучения является основой адаптации. С целью ускорения данного процесса обучающемуся необходимо проявлять активность, а именно необходимо самостоятельно находить и выбирать пути достижения тех или иных образовательных и научных целей [1]. Обучающиеся четко должны понимать и осознавать, что все знания, которые они получают в стенах учреждения, помогут им стать высокоспециализированными специалистами в конкретной предметной деятельности и будут востребованы на рынке труда. Имея полнее представление, чем обучающийся должен будет заниматься после окончания высшего учебного учреждения, напрямую зависит от его подхода к учебной деятельности. Чем больше обучающиеся знают о своей будущей профессии, тем выше у них стремление к учебе.

Практика показывает, чем быстрее у обучающегося пройдет адаптация в новой для него культурно-образовательной среде. Меньше у него будет возникать затруднений в познавательной деятельности, и успешнее будет проходить его обучение в данной среде.

Во многих работах, авторы термин «адаптация» используют вместе с термином «адаптированность». Адаптированность - результат успешной адаптации обучающегося. В связи с этим адаптированность предполагает наличие соответствующих особенностей в поведении и деятельности обучающихся, а именно:

- наличие удовлетворительного психологического и физического состояние в учебной деятельности;

- соблюдение всех правил и предъявляемых к нему требований;

- способность адекватно воспринимать и оценивать условия учебного учреждения с целью успешного осуществления своих личностных и учебных стремлений.

При рассмотрении адаптации важно помнит, что она может протекать двумя путями: быстрая адаптация и медленная адаптация. Каждое учебное учреждение стремится создать такую среду для обучающихся, чтобы процесс адаптации у них протекал быстро и спокойно.

Быстрая адаптация способствует более полному и эффективному усвоению изучаемых дисциплин, что положительно сказывается на общей успеваемости в учебной деятельности в целом [2]. Учебная деятельность - стремительный процесс и на его успешность оказывают влияние следующие условия:

- активное состояние обучающегося;

- готовность обучающегося к принятию и полному восприятию нового;

- желание и стремление к достижению не только поставленных целей, но и наивысших в них результатов.

Отметим, что у каждого человека по-разному происходит процесс восприятия одних и тех же событий, а реакция на одни и те же события может быть разной. В таких ситуациях профессорско-преподавательский состав должен прийти на помощь каждому обучающемуся, найти правильный подход и оказать посильную помощь. К основным задачам педагогического коллектива учебного учреждения с целью эффективного построение учебного процесса адаптации относят:

- всесторонняя помощь в первые месяцы в незнакомых для обучающихся условиях;

- поддержание позитивной направленности на учебную деятельность (мотивация на успешное обучение);

- стремление к предотвращению всех видов и форм дискомфорта, которые могут возникнуть в связи с долгим привыканием к новым условиям;

- упрочнение у каждого обучающегося осознания своей уникальности в данном учебном учреждении;

- стремление сформировать сплоченный коллектив групп;

- создание благоприятного психологического климата для каждого обучающегося;

- создание условий для личностного развития и роста каждого обучающегося.

Стремление профессорско-преподавательского состава быстрее устранить негативные последствия адаптации обучающихся к новому образу жизни, формам и способам обучения, проблем, которые проявляются в процессе его осуществления - главное, что стоит перед педагогическим составом высшего учебного учреждения. Его длительность и эффективность напрямую оказывают влияние на успешное

обучение и практическое использование получаемых знаний, учений и навыков, которые так необходимы для уверенного и полного самоутверждения и профессионального становления будущего специалиста в конкретной предметной области.

Выводы. Обучающиеся первых курсов проходят сложный адаптационный период. Такая ситуация обуславливается тем, что обучающие молоды, у них отсутствует необходимый жизненный опыт и они более рассеянные.

По мнению авторов, главной причиной рассмотренных в статье проблем является нерегулируемость процесса адаптации. Сюда же следует относить очень слабую школьную подготовку, несформированность личностных качеств (отсутствие самостоятельности и ответственности). Все это приводит к тому, что первокурсники не готовы у обучению высшем учебном учреждении и требованиям, которые предъявляются к ним на данной стадии обучения.

С целью решения данных проблем, которые однозначно требуют дальнейшего изучения, для более спокойной и быстрой адаптации, следует отнести такие как:

- рекомендуется каждому вузу определить сущность адаптации и адаптационного периода обучающихся;

- выделить основные структурные компоненты, которые оказывают непосредственное влияние на процесс адаптации;

- разработать основные формы, методы и приемы эффективной адаптации обучающихся;

- особое внимание уделить организации и методическому обеспечению основных технологий адаптации к обучению.

В заключении отметим, что основании выше изложенного авторы статьи считают, что адаптацию следует относить к сложному и многофакторному процессу. Изучение данного процесса необходимо вести постоянно, так как внутренняя и внешняя среды постоянно меняются.

Литература:

1. Тойшева О.А., Крайнова Е.А., Снадченко С.В., Тихонов Ю.А., Александрова О.Б., Панцева Е.Ю., Кислинский В.Б., Шалугина Т.В., Фименкова Л.П., Дудка Л.С., Шипицина Н.М., Артюхина О.Ф., Пелевина А.П., Кислякова О.П., Курилова И.С., Клеймёнова Т.Н., Снежкина Л.П., Бугрова Л.А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса в рамках изучения дисциплин естественно-научного цикла в военном вузе. Коллективная монография / Киров, 2019.

2. Крайнова Е.А., Тойшева О.А., Снадченко С.В., Тихонов Ю.А. Формирование информационной компетентности обучающихся военного вуза. В книге: Научно-методическое обеспечение процесса формирования общепрофессиональных компетенций будущих военных летчиков на примере изучения дисциплин естественно-научного цикла коллективная монография. Киров, 2020. С. 6-65.

Педагогика

УДК 373.24

старший преподаватель кафедры дошкольного образования Третьяков Андрей Леонидович

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области Московский государственный областной университет (г. Мытищи)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАСРЕДЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы теории и практики изучения проблемы педагогических ориентиров организации экологического образования детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде современного детского сада. Цель статьи - теоретическое обоснование и экспериментальна проверка методики формирования комплексной системы экологического образования дошкольников в современных цифровых условиях дошкольной организации. Приведён анализ ФГОС ДО в контексте экологической составляющей. Представлены различные точки зрения отечественных и зарубежных учёных-исследователей по вопросам экологического образования детей дошкольного возраста. В статье освещены результаты исследования, проведённого на базе 10 дошкольных организаций Московской области и направленного на выявление особенностей педагогической организации и направлений экологической образовательно-воспитательной деятельности всех её участников. Результаты исследования позволяют найти решение о том, какие педагогические задачи инновационной организации экологического образования детей дошкольного возраста можно осуществлять с учётом эффективной реализации медиасредств; а также открываются новые векторы исследовательского развития проблематики экологизации дошкольного детства в условиях системных изменений образования и цифровизации.

Ключевые слова: организация экологического образования, медиасреда, дети дошкольного возраста, педагогические ориентиры, педагогический анализ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

An^tatton. This article discusses the theory and practice of studying the problem of pedagogical guidelines for the organization of environmental education of preschool children in the media educational environment of modern kindergarten. The purpose of the article is a theoretical justification and experimental verification of the methodology for the formation of an integrated system of environmental education of preschool children in modern digital conditions of preschool organization. The analysis of Federal State Educational Standard for Preschool Education in the context of the environmental component. Different points of view of domestic and foreign scientists and researchers on the environmental education of preschool children are presented. The article highlights the results of a study conducted based on 10 pre-school organizations in the Moscow region and aimed at identifying the characteristics of the pedagogical organization and the directions of environmental educational activities of all its participants. The results of the study allow us to find a solution on what pedagogical tasks of the innovative organization of environmental education of preschool children can be carried out taking into account the effective implementation of media; and also new vectors for the research development of the ecologization of preschool childhood in the context of systemic changes in education and digitalization are opening up.

Keywords: organization of environmental education, media environment, preschool children, pedagogical guidelines, pedagogical analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.