Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна, Панцева Елена Юрьевна

В статье рассматривается роль и влияние информационных технологий, как на учебный, так и на воспитательный процесс в вузе. Сегодня существует резкая необходимость рассматривать учебную деятельность и воспитательную работу как единое целое. Такая взаимосвязь позволит создать необходимые условия для максимального удовлетворения потребностей обучающихся в научной, интеллектуальной, культурной и профессиональной деятельности. Авторы в статье рассматривают и анализируют два основных направления использования информационных технологий в воспитательном процессе, доказывая, что каждое направление важно и необходимо, позволяют достигать максимальных результатов в учебной деятельности и способствует формированию всесторонне развитой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна, Панцева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL WORK OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article examines the role and influence of information technology, both on the educational and educational process at the university. Today there is a sharp need to consider educational activities and educational work as a whole. This relationship will create the necessary conditions for maximum satisfaction of students' needs in scientific, intellectual, cultural and professional activities. The authors in the article consider and analyze two main directions of using information technologies in the educational process, proving that each direction is important and necessary, allows you to achieve maximum results in educational activities and contributes to the formation of a comprehensively developed personality.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

преобразованием и представлением информации формируются путем применения текстовых, графических и других редакторов, размещение информации в сети Интернет. Навык, связанный с передачей и сохранением информации формируется путем применения различных носителей информации при выполнении тех или иных учебных работ.

Данные виды работ, которые обучающийся выполняет под руководством педагога развивают у него необходимые качества личности. К ним можно отнести следующие качества: чувство ответственности, выдержка, внимание, просвещенность, аккуратность, стремление к познанию нового, организованность, настойчивость, способность принимать решения самостоятельно, способность работать с информационными ресурсами.

Формирование информационных компетенций у обучающихся должно происходить в процессе изучения различных учебных дисциплин. Информационная компетентность должна рассматриваться в виде комплекса неразрывно связанных личностных качеств, которые позволяют обучающимся, используя информационно-коммуникационные технологии собственными силами находить, перерабатывать и передавать информацию, так как на сегодняшний день прослеживается положительная корреляция между качеством жизни и наличием информационных компетенций.

В настоящее время развитие информационной компетенции является важнейшим показателем воспитания качеств личности обучающихся в вузе.

Выводы. Воспитание обучающихся представляет собой сложный упорядоченный процесс по воплощению в жизнь взаимно связанных целей, подходов, принципов, отношений, действий, процедур и явлений с помощью которого осуществляется разноплановое педагогическое воздействие способствующее получению качественного результата - специалиста способного к эффективной деятельности гражданина и профессионала благодаря сформированным личностным качествам.

Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении дисциплины «Информатика» оказывают существенное влияние на развитие таких личностных качеств, как: общее интеллектуальное развитие обучающихся, развитие их творческого и мыслительного потенциала, формирование общеобразовательных навыков работы с информационными ресурсами, в том числе навык грамотного применения различных источников информации, оценка истинности информации, сопоставления знания и информации, навык эффективной организации информационного процесса и оценки информационной безопасности.

Литература:

1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. СПб.: Питер, 2000. - 304 с.

2. Воспитательная среда университета : традиции и инновации: монография / А.В. Пономарев [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 408 с.

3. Горшкова М.А. Проектирование воспитательной системы вуза в современных социокультурных условиях: автореф. на соиск. ученой степ. док. пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования Ялта, 2020. 46 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма - результат образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

5. Тихонов Ю.А., Крайнова Е.А., Снадченко С.В. Информатизация высшего образования в соответствии с требованиями нового информационного общества // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66(3). С. 288-291.

6. Фешина Е.В. Воспитательный потенциал информационной подготовки студентов вузов: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования Краснодар, 2012. 24 с.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается роль и влияние информационных технологий, как на учебный, так и на воспитательный процесс в вузе. Сегодня существует резкая необходимость рассматривать учебную деятельность и воспитательную работу как единое целое. Такая взаимосвязь позволит создать необходимые условия для максимального удовлетворения потребностей обучающихся в научной, интеллектуальной, культурной и профессиональной деятельности. Авторы в статье рассматривают и анализируют два основных направления использования информационных технологий в воспитательном процессе, доказывая, что каждое направление важно и необходимо, позволяют достигать максимальных результатов в учебной деятельности и способствует формированию всесторонне развитой личности.

Ключевые слова: образовательная деятельность, учебный процесс, воспитательная процесс, информационные технологии, информационная культура.

Annotation. The article examines the role and influence of information technology, both on the educational and educational process at the university. Today there is a sharp need to consider educational activities and educational work as a whole. This relationship will create the necessary conditions for maximum satisfaction of students' needs in scientific, intellectual, cultural and professional activities. The authors in the article consider and analyze two main directions of using information technologies in the educational process, proving that each direction is important and

necessary, allows you to achieve maximum results in educational activities and contributes to the formation of a comprehensively developed personality.

Keywords: educational activity, educational process, educational process, information technology, information culture.

Введение. Информатизация современного общества - неотъемлемая часть общеисторического процесса. Данный процесс необходим, именно он включает полную доступность к источникам информации, позволяет, в полном объеме использовать постоянно развивающиеся пакеты прикладных программ, в научной, производственной деятельности и общественной жизни современного общества.

Всестороння информатизация:

- приводит к ускорению научно-технического прогресса;

- способствует интеллектуальному развитию всех сфер человеческой деятельности;

- способствует созданию новой информационной социальной сред;

- способствует всестороннему развитию творческого потенциала.

Информатизация образовательной деятельности - особое направление развития, которое требует постоянного наблюдения, обновления и развития [4]. Такое внимание обуславливается тем, что оно включает в себя систему методов, процессов и программно-технических средств, необходимых в процессе сбора, обработки, хранения и использования необходимого объема информации.

В процессе образовательной деятельности необходимо уделять внимание и воспитательной. Воспитание - это сложный процесс, и решить задачу формирования того или иного качества личности на одном занятии невозможно. Однако в ходе изучения дисциплины на каждом занятии могут быть реализованы цели воспитания. Президентом РФ В.В. Путиным сформулированы стратегические ориентиры воспитания: «формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность. Уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом.

Одной из приоритетных является задача по формированию нового поколения, обладающие знаниями, умениями и навыками, которые отвечают требованиям 21 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. На основании вышеизложенного, мы можем сказать, что основным инструментом решения задачи воспитания новых поколений лежит на освоении и совершенствовании профессиональных компетенций педагогических работников в системе воспитания и социализации обучающихся.

Учебная деятельность сегодня - совокупность теоретических и практических знаний, где приоритетным является практическая составляющая. При этом, сегодня, учебная деятельность рассматривается в совокупности с воспитательной, что способствует становлению и дальнейшему всестороннему развитию личности обучающихся, а также создаются условия для максимального удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальной, культурной и профессиональной деятельности, что является основной составляющей как общества, так и государства в целом.

Изложение основного материала статьи. Система воспитания обучающихся в высшем учебном учреждении - сложный путь становления и развития. Ее фундаментом являются достижения педагогической мысли и практики, берущие свое начало в России дореволюционного периода.

Именно тогда существующая система воспитания и развития внесла свой основной вклад в мировую педагогическую культуру и послужила основой для формирования новых традиций в воспитании обучающихся.

Цель воспитательной деятельности - важнейший системообразующий элемент. Она присутствует на протяжении всего образовательного процесса, определяет направление и тесно взаимодействует с другими элементами воспитательного и учебного процессов. Воспитание является исходным началом, которое выступает в качестве эталона, где составным элементом выступает модель личности каждого обучающегося, а конечный результат - личность с соответствующими качествами:

- интеллект;

- коммуникабельность;

- инициативность;

- целеустремленность;

- самообучаемость;

- ответственность.

В современном обществе нет единых стандартов и правил к процессу воспитательной деятельности. Принято считать, что всесторонне развитая личность с высокими моральными качествами обладающая теоретическими и практическими навыками - это идеал, к которому необходимо стремиться каждому обучающемуся.

Рассматривая информатизацию в образовательном процессе, отметим, что это процесс, который охватывает все сферы образования при непосредственном использовании современных информационных технологий реализующих как педагогические, так и психологические цели в обучении и воспитании. Современное образование в России должно обеспечивать обучающихся знаниями, умениями и практическими навыками в конкретной предметной области, но и способствовать [2]:

- междисциплинарному развитию получаемых знаний;

- креативному мышлению;

- самообучению и самоорганизации;

- расширению кругозора не только в рамках получаемой профессии, но и окружающего мира.

И именно информационные технологии позволяют приобрести и развить все необходимые не только знания, но и способности, так как они являются основой передовых направлений в научной и практической деятельности современного обществ, что лишний раз доказывает необходимость использования информационных технологий в сфере высшего образования.

Стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к обучающимся [1]. А именно:

- в личностном плане обучающиеся должны быть готовы к саморазвитию, самоорганизованости, иметь мотивацию к обучению и познавательной деятельности, должны обладать социальными компетенциями;

- в метапредметном плане обучающиеся должны быть готовы к освоению необходимых предметов с

целью более глубокого понимания поучаемой в процессе обучения профессии;

- в предметном плане обучающиеся должны быть готовы к получению и глубокому изучению специфического опыта с целью получения новых знаний.

В настоящее время Российская система образований отражает целиком и полностью все изменения происходящие в обществе. При этом специалисты системы образования ведут постоянную работу в направлении поиска новых и эффективных методов организации профессиональной подготовки будущих специалистов, которые будут востребованы на рынке труда [2].

Рассматривать вопрос использования информационных технологий в воспитательной деятельности следует в двух направлениях:

- инструментально - технологическом (использование информационных технологий в образовательном процессе);

- содержательном (формирование информационной культуры).

Первое направление предполагает использование информационных технологий как педагогический инструмент, позволяющий донести до обучающихся новые знания, в рамках изучаемой дисциплины, с наименьшими затратами времени.

По данному направлению существует множество технических и программных средств, которые позволяют достичь поставленных целей.

Второе направление включает в себя рассмотрение информационных технологий в качестве объекта, который является основой существования и развития информационного общества.

В отличие от первого направления, второму не уделяется достаточного внимания. Как правило, информационные технологии изучаются поверхностно и только в рамках изучаемой дисциплины, следовательно, за пределами учебного курса остаются такие проблемы как: этические, эстетические и социальные.

То что необходимость использования информационных технологий в учебной деятельности не вызывает сомнений. Они позволяют наиболее эффективно реализовывать дидактические принципы, такие как [3]:

- научность;

- наглядность;

- индивидуальный подход в процессе обучения;

- доступность;

- активность и др.

Присутствие дидактических принципов способствует прочности овладения получаемых знаний, умений и навыков, что так необходимо выпускникам вузов.

Информационные технологии позволяют:

- целесообразно сформировать познавательную деятельность обучающихся в учебном процессе;

- построить учебный процесс, так чтобы восприятие представляемого материала было максимально понятным и доступным для всех категорий обучающихся;

- использовать все программные средства с целью побуждения обучающихся к получению более глубоких знаний из научных источников в рамках изучаемой дисциплины;

- усилить все уровни как учебного, так и воспитательного процесса.

Заинтересованность обучающихся читаемой дисциплиной - основная задача профессорско -преподавательского состава, которую помогает решить использование информационных технологий. Появляется возможность улучшить образовательный процесс с неограниченными возможностями при использовании новых программных продуктов и именно в этом заключается их основная образовательная ценность.

Бесспорно, что основой будущего специалиста-профессионала является не только умение применить на пракрите полученные в процессе обучения знания, навыки и умения, но и информационная культура личности в целом, которая подразумевает умение проводить оценку, анализ, контроль и систематизацию знаний получаемых из различных источников. Особое внимание должно уделяться информационной безопасности в процессе работы.

Учебный процесс занимает больше времени, следовательно, основная воспитательная работа должна сосредотачиваться на внеучебное время. Оно должно способствовать предотвращению отрицательного влияния внешней среды, способствую становлению личности обучающегося [2]. При этом основным звеном в данном процессе является становление его гражданской позиции.

Внеучебное время не предполагает решение профессиональных задач, следовательно, обучающийся из всего информационного потока вынужден постоянно следить и отбирать, то, что для него необходимо, интересно, правдиво и полезно, и именно в такие моменты проявляется и формируется его информационная культура.

Решение таких сложных вопросов возможно только через полное преобразование содержания оказываемого воспитательного влияния на обучающихся. Используя информационные и телекоммуникационные технологии, появляется возможность осуществления контроля использовании свободного времени за счет организации научной, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся [3].

Вовлекая обучающихся в общее информационное воспитательное пространство учебного заведения, где однозначно присутствует только правдивая и достоверная информация, обеспечивается необходимое информационное воспитательное влияние, что позволяет сформировать правильные суждения и взгляды на те или иные ситуации, выбрать приоритеты.

Важно помнить, что эффективность воспитания зависит от управления процессом воспитания. Управление качеством воспитания направлено на обеспечение ее оптимального функционирования и достижения желаемых целей.

Ведущая роль в воспитании принадлежит кафедрам вуза. Они обеспечивают реализацию требований к специалисту и личности обучаемого, решение воспитательных задач в ходе изучения дисциплин, учитывают воспитательные возможности каждого вида занятий при изучении каждой дисциплины кафедры.

Выводы. Необходимость использования информационных технологий как в учебной так и воспитательной деятельности не вызывает сомнений. Именно развитие технических и программных средств

заставляет рассматривать образовательную деятельность как новый процесс улучшения качества образования на всех его этапах.

Можно смело утверждать, что информационные технологии ставят профессорско - преподавательский состав перед необходимостью вносить соответствующие изменения как в учебную, так и воспитательную деятельность.

Средства информационных технологий следует рассматривать, как инструмент позволяющий активизировать процесс педагогического воспитания обучающихся. При этом необходимо помнить, что исключение традиционных методов и приемов получения знаний не рекомендуется. Профессорско-преподавательский состав должен в равной степени использовать старые и новые технологии в образовательной и воспитательной деятельности.

В заключение отметим, что актуальной задачей является определение основных видов воспитательной деятельности, где информационные технологии принесут максимальную пользу, а где информатизация не целесообразна так как будет замедлять воспитательный процесс и отрицательно скажется на учебной деятельности обучающихся.

Литература:

1. Денисова А.Б. Информационно-коммуникационное обеспечение внеучебного процесса // Фундаментальные исследования. - 2013 - № 1, ч. 1 - С. 73-77.

2. Крайнова Е.А., Тойшева О.А., Снадченко С.В., Тихонов Ю.А. Формирование информационной компетентности обучающихся военного вуза. В книге: Научно-методическое обеспечение процесса формирования общепрофессиональных компетенций будущих военных летчиков на примере изучения дисциплин естественно-научного цикла коллективная монография. Киров, 2020. С. 6-65.

3. Тойшева О.А., Крайнова Е.А., Снадченко С.В., Тихонов Ю.А., Александрова О.Б., Панцева Е.Ю., Кислинский В.Б., Шалугина Т.В., Фименкова Л.П., Дудка Л.С., Шипицина Н.М., Артюхина О.Ф., Пелевина А.П., Кислякова О.П., Курилова И.С., Клеймёнова Т.Н., Снежкина Л.П., Бугрова Л.А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса в рамках изучения дисциплин естественно-научного цикла в военном вузе. Коллективная монография / Киров, 2019.

4. Тойшева О.А., Панцева Е.Ю. Информатизация - неотъемлемая часть учебного процесса в высшей школе. Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 296-298.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Токуренова Бальжит Нимаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита); кандидат филологических наук Жавкина Евгения Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности обучения иностранному языку студентов, обучающихся по специальности учитель географии. Показана возможность формирования основ профессиональных знаний у студентов средствами иностранного (английского) языка. Особенно актуальной становится эта тенденция в условиях значительного сокращения отведенного времени на предметную подготовку студентов, роль иностранного языка в формировании профессиональных знаний значительно возрастает. Авторы статьи указывают на важность и необходимость применения знаниевого подхода в процессе профессиональной подготовки студентов. С нашей точки зрения именно знания, умения и навыки способствуют формированию заданной модели выпускника, т.е. высоко компетентного специалиста в своей области профессиональной деятельности. В статье проанализированы с разных позиций понятия «знание», «личностное знание», «знаниевый подход», «профессиональные знания» и указано их полное соответствие традициям профессионального образования в деятельности высших учебных заведений. Также произведен анализ нормативных документов, в частности Профессионального стандарта педагога, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, а также научных публикаций, посвященных практическому применению знаниевого подхода в профессиональном образовании.

Ключевые слова: знание, личностное знание, профессиональные знания, знаниевый подход, профессиональное образование, Профессиональный стандарт педагога.

Annotation. This article discusses the features of teaching a foreign language to students studying for a bachelor's degree with a focus on both teacher education and geography. The foundations of professional knowledge among students can be formed by means of a foreign (English) language. This trend is becoming especially relevant in the context of a significant reduction in the allotted time for the subject training of students and the role of a foreign language in the formation of professional knowledge increases considerably. The authors of the article point out the importance and necessity of applying a knowledge-based approach in the process of professional training of students. Knowledge, skills and abilities contribute to the formation of a qualified graduate, i.e. highly competent specialist in his field of professional activity. The concepts of "knowledge", "personal knowledge" and "professional knowledge" were viewed from different perspectives and the authors proved the full compliance of these concepts with the traditions of professional education in the activities of higher educational institutions. Additionally, the regulatory documents, in particular the Professional Standard for Teachers, the Federal State Educational Standard of Basic General and Secondary General Education, as well as scientific publications devoted to the practical application of the knowledge-based approach in professional education were analyzed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: knowledge, personal knowledge, professional knowledge, knowledge-based approach, professional education, Professional standard for Teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.