Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал социально-культурного взаимодействия в профилактике экстремистского поведения молодежи'

Воспитательный потенциал социально-культурного взаимодействия в профилактике экстремистского поведения молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
387
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОЛОДЕЖЬ / PREVENTIVE MEASURES OF EXTREMISM / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / SOCIO-CULTURAL INTERACTION / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Алексей Владимирович

В статье раскрывается сущность понятия «социально-культурное взаимодействие», которое рассматривается в контексте профилактики экстремистского поведения молодежи. Выделены системные качества социально-культурного взаимодействия, которые определяются наличием следующих элементов: субъекты взаимодействия (участники), совместная деятельность, общение и воздействие, социокультурная среда, определяющая параметры этого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF SOCIO-CULTURAL INTERACTION IN PREVENTIVE MEASURES OF YOUTH EXTREME BEHAVIOR

The article reveals the essence of notion of socio-cultural behavior which is scrutinized in context of preventive measures of youth extreme behavior. The article emphasizes the system qualities of socio-cultural interaction which are determined by the next elements: subjects of interaction (participants), cooperative activity, communication and influence, socio-cultural environment determining the parameters of this interaction.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал социально-культурного взаимодействия в профилактике экстремистского поведения молодежи»

УДК 379.8

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

© Алексей Владимирович КУЗЬМИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, докторант, e-mail: uvd401@mail.ru

В статье раскрывается сущность понятия «социально-культурное взаимодействие», которое рассматривается в контексте профилактики экстремистского поведения молодежи. Выделены системные качества социально-культурного взаимодействия, которые определяются наличием следующих элементов: субъекты взаимодействия (участники), совместная деятельность, общение и воздействие, социокультурная среда, определяющая параметры этого взаимодействия.

Ключевые слова: профилактика экстремизма; социально-культурная деятельность; социальнокультурное взаимодействие; молодежь.

Современная социально-культурная деятельность обладает мощным воспитательным потенциалом, который, к сожалению, еще не в полной мере востребован в системе профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде. Это обстоятельство определяет необходимость педагогического соотнесения усилий всех заинтересованных субъектов государственного и муниципального управления, органов охраны правопорядка, представителей традиционных конфессий, институтов гражданского общества. Сущность этого процесса, на наш взгляд, наиболее полно отражается в понятии «социальнокультурное взаимодействие», рассмотрению которого в контексте профилактики экстре-

мистского поведения молодежи посвящена данная статья.

Российская Федерация является многонациональным и многоконфессиональным государством - в России проживает около 160 национальностей, представлены практически все основные религии мира. Происходящие в стране изменения экономического и политического характера, обусловившие обострение криминальной ситуации, высветили новые проблемы, одной из которых является экстремизм. Проблема распространения экстремизма в России становится одним из ключевых факторов, угрожающих национальной безопасности, государственной це-

лостности, ведет к росту социальной напряженности.

В силу своей специфики борьба с экстремизмом требует особых форм противодействия, адекватных реалиям сегодняшнего дня и опирающихся на закон. Борьба с любыми экстремистскими проявлениями должна предусматривать широкий комплекс организационных и практических мер со стороны различных властных государственных структур.

Российское законодательство содержит конкретные правовые нормы, предоставляющие правоохранительным органам значительные возможности по противодействию указанным выше проявлениям экстремизма. Они содержатся в Конституции Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Кодексе РФ об административных правонарушениях, федеральных законах «О противодействии экстремистской деятельности», «О чрезвычайном положении», «О средствах массовой информации», «Об основах государственной службы Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об общественных объединениях» и некоторых других.

В контексте изучения профилактического потенциала социально-культурного взаимодействия мы опираемся на определение «экстремизма», принятое в международноправовых и российских нормативных правовых актах. Так, наиболее полное определение экстремизма содержится в «Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.)». Согласно этой конвенции «экстремизм» - это какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в т. ч. организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством» [1, с. 55-66].

Экстремизм - это способ достижения различных целей путем использования радикальных методов (терроризм, массовые беспорядки, захват заложников). В связи с тем, что экстремизм - это лишь средство, он может иметь различную идеологическую ори-

ентацию и целевую направленность. Он вторгается в любые сферы общественных отношений: религиозные, национальные,

межпартийные, внешней и внутренней политики, экологические. Экстремизм тем более опасен, что является крайней формой радикализма, который в своем развитии стимулирует такие опасные для нормального существования государства и общества явления, как межрелигиозное и межнациональное противостояние, активную криминализацию общественных структур и др.

Экстремизм, являющийся одним из способов установления тоталитаризма, перенял от него основную характерную черту - выдвижение упрощенных, элементарных вариантов решения сложнейших общественных проблем. Этим обусловливается рост популярности экстремизма в молодежной среде, привлекая молодежь на свою сторону обещаниями различных благ в настоящем или будущем времени.

Специалисты в области противодействия экстремизму неоднократно отмечали тот факт, что факторами, ограничивающими эффективность антиэкстремистских мер, являются:

- несбалансированность силовых и профилактических (гуманитарных) мер противодействия экстремизму;

- отсутствие единой государственной системы мониторинга состояния межнациональных отношений на основе комплексной (многофакторной) оценки конфликтогенно-сти регионов и отдельных населенных пунктов с цель выявления и принятия мер по предупреждению возникновения конфликтных ситуаций, снижения уровня напряженности, а также влияния миграционных процессов;

- недостаточная подготовленность представителей органов власти разных уровней, а также органов местного самоуправления в вопросах не только прогнозирования, но и предупреждения межэтнических противоречий и конфликтов;

- невысокий культурный и образовательный уровень в вопросах межэтнических отношений значительной части населения и, прежде всего, молодежи;

- деструктивная деятельность в субъектах Российской Федерации ряда экстремистских организаций и общественных движений, а также зарубежных организаций, фак-

тическое финансирование из-за рубежа радикализации ряда национальных движений;

- слабая интенсивность диалога между общественными и национально-культурными организациями и органами власти всех уровней, прежде всего региональными и местными;

- недостаточная эффективность деятельности правоохранительных органов в пресечении противоправных действий, межнациональных и межэтнических конфликтов на ранних стадиях;

- социально-экономическое расслоение населения, замкнутость этнических сообществ, высокая степень социально-экономических отличий от местного населения и их слабая интегрированность в общественную среду региона;

- самоустранение органов местного самоуправления от решения этнокультурных проблем;

- подчас провокативная роль ряда СМИ, а также литературы, признанной экстремистской, в развитии межэтнических и межрелигиозных противоречий, формирование устойчивых этнических стереотипов [2, с. 15-17].

Практически каждый из перечисленных факторов имеет большую и подчас определяющую социально-культурную составляющую. Общий анализ современных проявлений экстремизма показывает, что они имеют место и широкое распространение в ситуации социальной разобщенности, дезинтегрированности общества по духовно-ценностным основаниям, в т. ч. религиозным, этнокультурным и др. Следовательно, можно сформулировать и ответный тезис - противодействие экстремизму оказывает хорошо интегрированный социум, в котором поддерживается высокий уровень социально-культурного взаимодействия, которое может быть интерпретировано как вариант педагогического взаимодействия.

Подчеркивая педагогическую сущность социально-культурного взаимодействия, мы должны указать на то, что проблема педагогического взаимодействия относится к т. н. «классическим» проблемам педагогической науки. В отечественной науке целостному осмыслению педагогического взаимодействия посвящены работы В.И. Загвязинского,

Л.А. Левшина, Х.Й. Лийметса и других педагогов.

Психологические компоненты педагогического взаимодействия раскрыты в трудах классической отечественной психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, а также в работах их последователей (Е.И. Ильин, Р.Р. Гольдштейн, С.Н. Лы-сенкова, Н.Ф. Талызина, В.П. Феофилова и др.). Собственно педагогический подход к осмыслению параметров педагогического взаимодействия реализован в работах Л.К. Авраменко, Ю.К. Бабанского, А.К. Маркова, Ш.А. Амонашвили, В.Я. Ляудис, Е.В. Коротаевой, В.В. Рубцова, Г.А. Цукер-мана и других исследователей.

Педагогическое взаимодействие раскрывается в специальной литературе как общность сотрудничества и общения (И.А. Зимняя); триединство социального, психологического и педагогического подходов (Е.В. Коротаева); система ценностей, установок поведенческих параметров (Я.Л. Коло-минский); управляемый процесс организации учебной деятельности (Х.Й. Лийметс, Ю.М. Кулюткин, Г.С. Сухобская).

Определенную проработку проблема взаимодействия получила и в трудах по теории социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Н.Н. Ярошенко и др.), что позволяет говорить об объективном существовании социально-культурного взаимодействия как особого явления и процесса, участники которого оказывают друг на друга формирующее воздействие.

Важным для нас является подход, согласно которому «социально-культурная деятельность практически обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия» [3, с. 23-24]. Намеченный в данном определении тезис определяет точное функциональное распределение: социально-культурная деятельность - это средство, условие, результат, а социальное взаимодействие - это цель, ориентир, социально-востребованная организация отношений между отдельными группами, общностями.

Раскрывая сущность и специфику социально-культурного взаимодействия, мы последовательно должны охарактеризовать его субъектов (участников), цели, результаты и,

наконец, выявить его важнейшие системные параметры.

Субъекты социально-культурного взаимодействия - это в широком смысле не только участники творческого процесса в учреждениях культуры (так иногда трактуют социально-культурную деятельность, на наш взгляд, это явно зауженная трактовка), но и все социальные субъекты, принимающие участие в культурной жизни.

Мы полностью согласны с мнением ученых, утверждающих, что обобщенным субъектом социально-культурной деятельности является сообщество многочисленных социально-культурных институтов и отдельных лиц (рядовых граждан, в т. ч. специалистов, ученых, управленцев, воспитателей и т. д.), которые в индивидуальном и групповом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участвуют в производстве, распространении и освоении культурных ценностей - культурных продуктов, благ и услуг. В современной парадигме социальнокультурной деятельности в этом сообществе в качестве субъектов выступают практически все: и «создатели, и потребители культурных ценностей» (Ю.Д. Красильников).

В качестве категории, связывающей ситуации и происходящие в них процессы, российский философ Э.А. Орлова предлагает принять понятие «парадигма взаимодействия». Несмотря на то, что оно относится прежде всего к форме, стратегии, тактике взаимодействия, с его помощью выделяются также и обусловливающие их факторы социокультурного порядка. По мнению Э.А. Орловой, форма и структура процесса взаимодействия определяются следующими парадигматическими основаниями:

- нормативные ориентации участников по отношению друг к другу как к партнерам; они могут быть осознанными и бессознательными, рациональными и аффективными и т. п.;

- общие намерения, относящиеся к цели взаимодействия; они задают критерии для оценки эффективности процесса;

- ожидания участников по отношению друг к другу и к результатам взаимодействия; они задают критерии для регулирования хода процесса;

- особенности организации информационного обмена, обусловливающие степень напряженности взаимодействия [4, с. 263-264].

На этих основаниях Э.А. Орловой выделяются три общих парадигмы взаимодействия, определяющих доминирующую направленность участников: на сохранение системы взаимодействия (консолидация); на индивидуальное целедостижение без учета интересов других (конфликт); на решение задачи или проблемы (переговоры). Признавая возможность существования этой типологии, мы, однако, считаем, что данные доминанты не исчерпывают всего многообразия форм взаимодействия (к примеру, индивидуальная самореализация не обязательно должна сопровождаться конфликтом и противостоянием другим членам сообщества).

Целевой компонент занимает особое место в структуре социально-культурного взаимодействия и, несомненно, определяется нормами и ценностями, общими намерениями его участников.

Под результатом социально-культурного взаимодействия мы подразумеваем: во-первых, достижение целей этого взаимодействия; во-вторых, качественные и количественные изменения, достигаемые в процессе управляемых изменений общества и личности; в-третьих, синергетические эффекты, дополняющие совокупность результатов качественно новыми составляющими, существенно превосходящие простую сумму взаимодействующих компонентов.

В социальном плане результаты проявляются в усилении социальных связей между представителями различных социальных групп, что способствует повышению общей социальной интегрированности.

Социально-культурное взаимодействие по своей сути является взаимодействием, развивающим личность, т. е. педагогически ориентированным взаимодействием. Поэтому личностные результаты характеризуются включением участников социально-культурного воспитания в новую для них систему мотивации, которая становится основной преградой формирования установок на экстремистское поведение - речь идет о движении от «внешних мотивов» к внутренней (вторичной) мотивации. Это способствует формированию установок толерантного сознания, направленности на продуктивное со-

циальное взаимодействие, творческую самореализацию. Говоря о личностных результатах, необходимо отметить, что эти результаты в той или иной мере достигаются у всех участников социально-культурного взаимодействия, в то время как в традиционном педагогическом взаимодействии обычно подразумевается, что значимые изменения достигаются только у учащихся.

Характеризуя системные качества социально-культурного взаимодействия, мы считаем необходимым указать на то, что это взаимодействие определяется наличием следующих элементов: субъекты взаимодействия (участники), совместная деятельность, общение и воздействие и социокультурная среда, определяющая параметры этого взаимодействия. Наличие этих элементов и установление между ними различного рода взаимосвязей является условием для формирования целостной системы социально-культурного взаимодействия, ибо целостность определяется связями между указанными элементами, их взаимозависимостью и взаимовлиянием.

Развитие этого взаимодействия отражает динамичность системы, поскольку обусловливается последовательностью изменения содержания элементов в соответствии с изменениями в формах, средствах и методах социально-культурной деятельности.

Результаты реализации целостного и динамичного социально-культурного взаимодействия заключаются в изменении его субъектов (участников) и в повышении эффективности функционирования социальной системы (повышение социальной интеграции, консолидации социальных групп).

По экспертным оценкам, количество участников различных радикальных движений, националистических организаций, членов фанатских группировок в Российской Федерации превышает 200 тыс. человек. На территории России действует более 500 представляющих наибольшую общественную опасность радикальных молодежных группировок, в т. ч. фашистской и неонацистской направленности, регулярно совершающих нападения на лиц неславянской внешности, общей численностью более 1,5 тыс. активных участников [5].

Негативное влияние на ситуацию с межнациональными отношениями на территории

России оказывает деятельность различных националистических групп и организаций. Растет количество сообществ, открыто выступающих против присутствия в стране представителей других национальностей.

На фоне этих процессов в России, в т. ч. в Подмосковье, в последнее время активизирует свою деятельность организация «Анти-фа», т. н. «Красные» скины» (анархисты), задачей которой является противостояние различным движениям - всем, кто против них! А также противостояние действующему режиму, т. е. государству.

В России на сегодняшний день насчитывается от 3 до 5 млн членов религиозных сект, из которых около 500 тыс. в возрасте до 18 лет, около миллиона в возрасте от 18 до 25 лет. Зависимые от секты они легко становятся фанатичными исполнителями экстремистских правонарушений. Все также знают о сатанинских и оккультных сектах.

Подростково-молодежные группировки и сообщества экстремистской направленности опасны не только как субъекты социального действия, но и как среда формирования личности и сознания подрастающего поколения. Уход из семьи, отказ от работы или учебы, от общественной жизни, стремление замкнуться в узкой среде нередко приводит молодых людей в секты и другие религиозные объединения.

Объективное развитие социальных процессов, характеризующееся снижением культурной интеграции, определяет необходимость дальнейшего повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, национальных общественных объединений по вопросам гармонизации межнациональных отношений и профилактике межэтнических конфликтов в российском обществе, выработку комплекса практических мер по противодействию этническому и религиозно-политическому экстремизму в Российской Федерации. Основой для этой работы может стать разрабатываемый нами социально-культурный подход, в рамках которого социально-культурное взаимодействие раскрывает свои возможности в формировании нового облика общественных отношений, духовно-ценностной консолидации российского общества.

1. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) // Международно-правовые и российские нормативные правовые акты в сфере противодействия терроризму и экстремизму: сборник нормативных правовых документов (извлечений) / под общ. ред. Ю.Н. Демидова; сост. Д.Е. Горюнков, Е.В. Михайлова. Домодедово, 2006. С. 55-66.

2. Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.-Н.З. Диби-

рова, М.Я. Яхьяева, A.M. Муртазалиева, К.М. Ханбабаева. Махачкала, 2008. Т. 1.

3. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. М., 2007.

4. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М., 2004.

5. Колов А.М. Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму. Домодедово, 2008.

Поступила в редакцию 14.Q6.2Q11 г.

UDC 379.8

EDUCATIONAL POTENTIAL OF SOCIO-CULTURAL INTERACTION IN PREVENTIVE MEASURES OF YOUTH EXTREME BEHAVIOR

Aleksey Vladimirovich KUZMIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Candidate for a Doctoral Degree, e-mail: uvd401@mail.ru

The article reveals the essence of notion of “socio-cultural behavior” which is scrutinized in context of preventive measures of youth extreme behavior. The article emphasizes the system qualities of socio-cultural interaction which are determined by the next elements: subjects of interaction (participants), cooperative activity, communication and influence, socio-cultural environment determining the parameters of this interaction.

Key words: preventive measures of extremism; socio-cultural activity; socio-cultural interaction; youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.