Научная статья на тему 'Интегральная модель социально-культурной профилактики экстремизма в молодежной среде'

Интегральная модель социально-культурной профилактики экстремизма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
264
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / SOCIO-CULTURAL PREVENTION / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL INTERACTION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Алексей Владимирович

В статье раскрыта авторская теоретическая модель, включающая четыре взаимосвязанных уровня (макрообъективный, макросубъективный, микрообъективный, микросубъективный), что дает возможность создания особой системы социально-культурной профилактики экстремистского поведения, консолидации воспитательных усилий всех субъектов социально-культурного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article revealed the author’s theoretical model that includes four interrelated levels (macroobjective, macrosubjective, microobjective, microsubjective), which allows you to create a special system of sociocultural prevention of extremist behavior, consolidation of educational efforts by all actors of sociocultural interaction.

Текст научной работы на тему «Интегральная модель социально-культурной профилактики экстремизма в молодежной среде»

Родину, чтобы уже никогда ее больше не покидать. Он сам себе автор сценария, продюсер, режиссер и актер.

Думается, что приведенные примеры использования социально-культурных технологий в практике ресоциализации бездомных не случайны, они создают прецедент мотивированного проявления личностной активности, восстановления социальных связей личности и общества и формирования общественного мнения.

Социально-культурная ресоциализа-ция бездомных - это относительно новое

направление в социально-воспитательной работе, представляющее собой относительно целенаправленный процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков у бездомных. Главной целью этой работы является переориентации их социальных и референтных установок за счет включения в новые позитивно направленные отношения в рамках педагогически ориентированной системы превентивных и коррекционных мер, осуществляемых средствами развивающей социально-культурной деятельности.

Примечания

1. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фр омм. - М.: Прогресс, 1990.

2. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в условиях современной России: [коллективная монография] / под науч. ред. Н.Н. Ярошенко. - M.: Изд. Дом МГУКИ, 2012. - 220 с.

3. Шамсутдинова, Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д.В. Шамсутдинова. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001. - 256 с.

НТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

А. В. Кузьмин

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

В статье раскрыта авторская теоретическая модель, включающая четыре взаимосвязанных уровня (макрообъективный, макросубъективный, микрообъективный, микросубъективный), что дает возможность создания особой системы социально-культурной профилактики экстремистского поведения, консолидации воспитательных усилий всех субъектов социально-культурного взаимодействия.

Ключевые слова: социально-культурная профилактика, экстремизм, социальное взаимодействие, молодежь.

The article revealed the author's theoretical model that includes four interrelated levels (macroobjective, macrosubjective, microobjective, microsubjective), which allows you to create a special system of socio-cultural prevention of extremist behavior, consolidation of educational efforts by all actors of socio-cultural interaction.

Key words: socio-cultural prevention, extremism, social interaction, youth.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 109-114 109

И

г

Эффективность социально-культурной профилактики асоциальных явлений, в том числе и экстремизма, на современном этапе определяется, как справедливо отмечает Д.И. Фельдштейн, «значительными изменениями самого человека как главного действующего исторически определенного субъекта, адаптирующего, организующего, воспроизводящего разные уровни и сферы среды своего обитания. Изменился уровень его сознания, самосознания и самоопределения, изменились его потребности и возможности их реализации, ценностные установки и мотивы поведения, цели и задачи. Это предполагает не только специальный анализ и адекватное объяснение, понимание и соответствующую оценку, но и поиск путей реализации новых возможностей человека как субъекта действия в построении системы новых отношений, в адаптации и организации соответствующих сфер его обитания, с одной стороны, и выявление условий, путей, возможностей дальнейшего развития человека - с другой» (5, с. 546-547).

При этом мы подчеркиваем, что результаты реализации целостного и динамичного социально-культурного взаимодействия заключаются в изменении его субъектов (участников) и в повышении эффективности функционирования социальной системы (повышении социальной интеграции, консолидации социальных групп).

Современные исследователи признают, что усиление экстремисткой активности молодежи, в известной мере, связано со слабостью государственного аппарата, коррупцией, просчетами в области внешней и внутренней политики, игнорированием этнопсихологических и других закономерностей, а для успешной борьбы с экстремизмом должен быть задействован весь комплекс нормативно-правовых стандартов, необходима углубленная разработка механизмов взаимодействия норм права и гуманистически ориентированных норм нравственности на уровнях светского государственного права (законодательства), морали и этики, конфессионального права, обыденного права, традиций, обычаев и

других регуляторов поведения различных социально-экономических групп (страт), этноконфессиональных общностей и отдельных индивидов (см.: 3).

Можно отметить, что факторами, ограничивающими эффективность антиэкстремистских мер, являются:

- несбалансированность силовых и профилактических (гуманитарных) мер противодействия экстремизму;

- отсутствие единой государственной системы мониторинга состояния межнациональных отношений на основе комплексной (многофакторной) оценки конфлик-тогенности регионов и отдельных населенных пунктов с целью выявления и принятия мер по предупреждению конфликтных ситуаций, снижению уровня напряженности, а также в целях наилучшего управления миграционными процессами;

- недостаточная подготовленность представителей органов власти разных уровней, а также органов местного самоуправления в вопросах не только прогнозирования, но и предупреждения межэтнических противоречий и конфликтов;

- невысокий культурный и образовательный уровень в вопросах межэтнических отношений значительной части населения, и прежде всего молодежи;

- деструктивная деятельность в субъектах Российской Федерации ряда экстремистских организаций и общественных движений, а также зарубежных организаций, фактическое финансирование из-за рубежа радикализации ряда национальных движений;

- слабая интенсивность диалога между общественными и национально-культурными организациями и органами власти всех уровней, прежде всего региональными и местными;

- недостаточная эффективность деятельности правоохранительных органов в пресечении противоправных действий, межнациональных и межэтнических конфликтов на ранних стадиях;

- социально-экономическое расслоение населения, замкнутость этнических сообществ, высокая степень социально-

Н

Г

экономических отличий от местного населения и их слабая интегрированность в общественную среду региона;

- самоустранение органов местного самоуправления от решения этнокультурных проблем;

- подчас провокативная роль ряда СМИ, а также литературы, признанной экстремистской, в развитии межэтнических и межрелигиозных противоречий, формировании устойчивых этнических стереотипов (1).

Общий анализ современных проявлений экстремизма показывает, что они имеют широкое распространение в ситуации социальной разобщённости, дезинтегри-рованности общества по духовно-ценностным основаниям, в том числе религиозным, этнокультурным и другим. Следовательно, можно сформулировать и ответный тезис - противодействие экстремизму оказывает хорошо интегрированный социум, в котором поддерживается высокий уровень социально-культурного взаимодействия.

К основным (общим) принципам противодействия экстремизму относятся:

1) соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина как наиглавнейшие задачи государства;

2) соблюдение принципа законности;

3) соблюдение принципа гласности;

4) обеспечение безопасности Российской Федерации, ее суверенитета и территориальной целостности;

5) постоянное проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

7) неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Эти принципы являются определяющими в контексте разработки теоретической модели социально-культурной профилактики экстремизма молодежи.

Описание процедуры профилактической работы, реализующей задачи проти-

водействия распространению идеологии экстремизма в молодежной среде, можно представить в виде набора некоторых организационно-педагогических условий, в том числе таких, как информационно-пропагандистское обеспечение профилактики; взаимодействие субъектов профилактики; создание условий для реализации социально-культурной активности молодежи (досуг, спорт, общественная деятельность); усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы и др.

Этот перечень в модели может быть расширен до бесконечности, поскольку он строится как дескриптивная, описательная совокупность признаков. В формировании программ профилактики экстремизма преобладает именно такой подход - разработчикам приходится варьировать признаки, не принимая во внимание их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Сегодня нельзя признать удачной такую модель, в которой преобладает перечисление признаков профилактической деятельности.

В связи с этим нами был предпринят поиск теоретических оснований, позволяющих системно представить основные компоненты, составляющие целостность социально-культурной профилактики.

В интегральной модели социальной реальности, предложенной американским социологом Дж. Ритцером, раскрыты субъект-объектные отношения личности и общества в процессе социализации в виде взаимодействия четырех ее уровней: макрообъективного, макросубъективного, микрообъективного и микросубъективного (см.: 4, с. 205). Данная модель представляет значительный интерес для построения теоретической концепции социально-культурной профилактики экстремизма.

Эта модель конкретизирует реальные взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленность между различными уровнями социальной реальности. Механизм этого социального процесса таков: индивид на микросубъективном (индивидуальном) уровне привносит свое видение про-

И

Г

блемы в группу единомышленников (микрообъективный уровень), будучи понятой и поддержанной, идея становится моральной нормой, частью определенной культуры, духовной ценностью общества (макро-субъективный уровень). Эта идея, в свою очередь, пройдя «испытание временем», может быть закреплена на макрообъектив-ном уровне - в законах государства и стать обязательной нормой для всех его граждан. В то же время культура, морально-нравственные устои и традиции общества (макросубъективный уровень) предопределяют поведение как группы людей (микрообъективный уровень), так и каждого индивида (микросубъективный уровень) в отдельности.

Модель Дж. Ритцера позволяет классифицировать все формы проявлений в системе «норма - не норма», которые составляют процесс социализации личности, поскольку социальные нормы различны в разных социальных группах и организациях в рамках одного общества (они связаны с классом, профессией, расой, национальностью, религией): масштаб действия социальных норм определяется рамками признающей их группы или организации и способом институализации. То, что «нормально» в той или иной субкультуре, может быть отклоняющимся поведением в обществе в целом.

Комментируя эту модель, Е.Г. Багреева обосновывает необходимость применения соответствующего нормативно-правового закрепления, регулирования и контроля процесса социализации на каждом уровне. Например, на микросубъективном уровне процесс социализации личности регулируется различными нормативно-правовыми документами, такими, например, как Конвенция о правах ребенка и др.; на микрообъективном уровне закреплен в Трудовом кодексе РФ, Семейном кодексе РФ и т.д.; на макросубъективном -Законом о культуре РФ, Библией, Кораном и другими; на макрообъективном уровне закреплен в Конституции государства, в его социальной политике, в Законе об образовании и других документах (2).

Наш анализ показывает, что модель Дж. Ритцера дает возможность представить целостность и многоуровневый характер социально-культурной профилактики экстремизма в молодежной среде.

Применяя её идеи, мы выделили в профилактической работе макрообъективный, макросубъективный, микрообъективный, микросубъективный уровни, что дало возможность визуально представить опорные идеи нашей авторской концепции.

Охарактеризуем содержание этих уровней:

- макрообъективный уровень характеризуется наличием инфраструктуры социально-культурного воспитания молодёжи, которая оказывает противодействие идеологии экстремизма; для этого уровня необходимо формирование законодательной базы для борьбы с экстремизмом и террористической угрозой федерального уровня;

- макросубъективный уровень обеспечивается наличием информационных каналов, противодействующих распространению идеологии экстремизма (СМИ, региональные Интернет-ресурсы, система информационно-просветительной деятельности учреждений культуры и образования, молодежной политики и др.); для этого уровня необходима разработка региональных комплексных целевых программ и других нормативно-правовых документов по профилактике экстремизма в молодежной среде;

- микрообъективный уровень характеризуется осознанием и адекватной оценкой представителями молодежи экстре-мисткой угрозы, участием молодежных групп в социально-культурной деятельности, что предполагает формирование конкретных программ деятельности учреждений культуры, образования, молодежной политики, в том числе обусловленных целями организации социально-культурного взаимодействия всех его субъектов, действующих на территории;

- микросубъективный уровень определяется осознанием личностью опасности экстремизма, неприятием экстремистского

Н

Г

поведения и его целей, что является основополагающей предпосылкой для успешной социально-культурной профилактики экстремизма в молодежной среде и, одновременно, ожидаемым результатом всей системы социально-культурной профилак-

тики; для достижения этой цели необходима разработка программ индивидуализированной, личностно-ориентированной профилактики проявлений деструктивного, в том числе экстремистского, поведения молодых людей.

♦ мая 11чне инфраструктуры соци ал ьио -кул ьтурно го воспитания молодежи оказывающей противодействие иде ол огни эх стре ми эм а

«наличие и н фор м а цнонн ых х ан ал ов. против одеи стя ующих распространению иде ол о гин эх ст р е ми зм а

• осознание н адекватная

о це ик а э к ст ре мистк о й у гро эы предств в иг еля ми молодежи, участ не молодежных группе

СОЦИВЛ ЬНО -КуЛ ЬТурНО Й

деятельности

со ?н ание л № но стью о п асн о ст и э к гг ре м и а гла. неприятие э х ст р е мнстсхОГО п о ве де ния и е го це л ей

Рис. 1. Интегративная модель социально-культурной профилактики экстремизма в молодежной среде

На каждом из уровней предполагается наличие определенных программ - комплексных документов, конкретизирующих цели и задачи социально-культурного воспитания. Как правило, в разработке программ профилактики экстремизма и терроризма основной акцент делается на задачах макросоциального уровня. В стране идёт активная разработка законодательных актов, нормативно-правовых документов, регламентирующих противодействие идеологии и проявлениям экстремизма. Основой для этой работы выступает криминологическая концепция, которая не затрагивает, или затрагивает в недостаточной мере, другие уровни системы социально-культурной профилактики экстремизма.

Подчеркнем, что реализация социально-культурного взаимодействия в процессе профилактики экстремистского поведения молодёжи достигается только на основе консолидации всех субъектов процесса: и субъектов социально-культурной деятельности, и представителей органов охраны правопорядка, и представителей институтов гражданского общества, и каждого человека. Вот почему мы в модель социально-культурной профилактики экстремизма в молодежной среде вводим макросубъек-тивный, микрообъективный (групповой) и микросубъективный (индивидуально-личностный) уровни. Все эти уровни взаимообусловлены и находятся в четкой взаимосвязи - недоработки на одном из уров-

ней снижают эффективность всей системы социально-культурной профилактики.

Стратегия социально-культурного взаимодействия этих субъектов может выстраиваться на основе сохранения системы взаимодействия (консолидация); на основе индивидуального целедостижения без учета интересов других (конфликт); на основе решения конкретной задачи или проблемы (переговоры).

Понятно, что консолидацию воспитательных усилий всех общественных институтов нужно рассматривать как некую идеальную цель, достижение которой не может обойтись без преодоления конфликтов интересов, административно-управленческих противоречий и других проблем. Эта цель в педагогической науке определяется через понятие педагогической интеграции (Н.К. Чапаев), стремление к которой можно признать важнейшим трендом современной отечественной педагогики.

Разработанная нами модель дает основания для спецификации социальных и социально-культурных технологий противодействия молодежному экстремизму в соответствии с выделенными уровнями.

Итак, предложенная нами теоретиче-

ская модель, включающая четыре взаимосвязанных уровня (макрообъективный, макросубъективный, микрообъективный, микросубъективный), дает возможность создания особой системы социально-культурной профилактики экстремистского поведения, основанной на консолидации воспитательных усилий всех субъектов социально-культурного взаимодействия.

Причем важно обратиться к изучению педагогической эффективности этого взаимодействия, поскольку оно определяет общую социальную и индивидуально-личностную результативность профилактики экстремизма в молодежной среде. Ведь в случае если профилактические мероприятия по предотвращению экстремистских проявлений оказываются недостаточно эффективными, то фиксирующиеся проявления экстремистской деятельности должны получать однозначную оценку и быстрое и адекватное противодействие. Это подчеркивает не только актуальность социально-культурной профилактики, но и наличие объективных ограничений в её использовании, а также необходимость четкой оценки её педагогической эффективности.

Примечания

1. Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: [материалы Всероссийской научно-практической конференции] / [под ред. А.-Н. З. Дибирова и др.]. - Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. - Т. I. - С. 15-17.

2. Багреева, Е. Г. Социокультурные основы ресоциализации преступников: дис. ... доктора юридических наук: 12.00.08 / Е.Г. Багреева. - М., 2001. - С. 20-21.

3. Практические рекомендации по первоочередным мерам организационно-правового характера в интересах формирования антитеррористической идеологии / Ин-т социологии РАН. - М., 2010. - 14 с.

4. Социология на пороге XXI века: новые направления исследований / под ред. С. И. Григорьева (Россия), Ж. Коэнен-Хуттера (Швейцария). - М., 1998.

5. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.

И

Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.