Научная статья на тему 'Социально-культурные технологии в системе ресоциализации бездомных'

Социально-культурные технологии в системе ресоциализации бездомных Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
649
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / БЕЗДОМНЫЕ / HOMELESS / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / WELFARE RESOCIALISATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мацукевич Ольга Юрьевна

В статье обобщен опыт творческой социализации бездомных, показаны направления спортивной и культурной деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article experience of creative resocialisation of the homeless is generalised, directions of sports and cultural activity are shown.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные технологии в системе ресоциализации бездомных»

Социально-культурные технологии

в системе ресоциализации бездомных

О. Ю. Мацукевич

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье обобщен опыт творческой социализации бездомных, показаны направления спортивной и культурной деятельности.

Ключевые слова: социально-культурная социализация, бездомные, творчество

In article experience of creative resocialisation of the homeless is generalised, directions of sports and

cultural activity are shown.

Key words: welfare resocialisation, the homeless, creativity.

Современное российское общество объективно нуждается в создании системы социально-культурной ресоциализации, ориентированной на группы населения, попавшие в трудную жизненную ситуацию по причинам нарушения тех или иных сторон жизнедеятельности (инвалидиза-ция, стойкие нарушения здоровья) или семейно-личностного статуса (сиротство), резкого изменения социального статуса личности (адаптация к новым социальным условиям), случайного или планируемого погружения в чужую культуру (миграция). Главной целью такой системы должна стать помощь личности в восстановлении её социального статуса (адаптация после отбывания наказания, излечение от социальных заболеваний (наркомании, алкоголизма и др.)) и т.д.

Во всех приведенных случаях имеется возможность подключения к работе с людьми, испытывающими потребность в такой помощи, учреждений культуры и образования, представителей гражданского общества, волонтеров (3).

Одной из наиболее маргинальных групп, нуждающихся в целенаправленной забо-

те общества, являются бездомные. Сегодня помощь бездомным в возвращении их к нормальной жизни еще не стала системной, она не обеспечена организационными и материальными ресурсами и, что нам представляется наиболее важным, не имеет соответствующей поддержки общества, которое по многим причинам не спешит протягивать руку помощи людям без определенного места жительства. Поэтому многие общественные инициативы, обращенные к таким людям, становятся скорее исключением из правил, чем нормой социально-культурной жизни российского общества.

Отечественная практика презрения бездомных, основным источником дохода которых являлось нищенство, исторически связана с деятельностью православных храмов, социальных казенных и благотворительных приютов. При этом потребность в совершенствовании ресоциализационных процессов определяла поиск новых форм и методов работы с бездомными в дореволюционной России.

Нищенство на Руси насчитывает многовековую историю, однако научное осмыс-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 105-109 105

и

г

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^

ление данной социальной патологии возникло не так давно. После поражения в Крымской кампании (1853-1856) в печати стали открыто обсуждать различные социальные вопросы: аграрный, рабочий, женский, национальный вопрос, в том числе и бродяжничество. Причины, формы нищенства и меры борьбы с этим социальным злом стали привлекать внимание Н. Костомарова, А. Забелина, А. Щапова, Н. Бочечкарова, М. Воронова, А. Левитова, И. Прыжова и др. В частности, в отечественной дореволюционной социологии А. Бахтияровым выделены типология нищих по признакам мотивов нищенской деятельности, субъективного отношения к нищим и возможные практические меры блокировки и уничтожения нищенства на основании двух предыдущих мотивацион-ных установок.

В контексте ресоциализации весьма интересен опыт Дома Трудолюбия, построенного в 1882 году Иоанном Кронштадтским. Данный приют получил известность как просветительно-благотворительное учреждение, которое давало каждому возможность получать помощь не как подаяние, а как награду за известный труд. Целью этого дома призрения было стимулирование трудовой деятельности, что не достигалось, как правило, частной милостыней. В Доме Трудолюбия протоиерей Иоанн Кронштадтский разместил благотворительные учреждения, в которых неимущие не только работали, но и учились, лечились, могли отдыхать, получать пособия, ночлежный приют и т.д. Фактически была предпринята попытка заменить милостыню коллективным трудом самих нуждающихся, самообеспечением, трансформировать чувство жалости на сострадание, что явилось важным шагом на пути институциона-лизации форм социальной работы и формирования социально-культурного подхода в ресоциализации.

Сегодня, после масштабных социальных экспериментов и потрясений конца XX -начала XXI века, общество вновь обратило внимание на феномен бродяжничества в поисках оптимальных моделей ресоциали-

зации бездомных.

В современной России значительную долю бездомных составляют так называемые бомжи, то есть лица без определенного места жительства, и в последние годы их число резко увеличилось. Только в Москве их насчитывается более тридцати тысяч. Главное место их пребывания - вокзалы больших городов, метро, коллекторы, подвалы нежилых помещений и др.

Несомненно, бомжи, оставшиеся без крыши над головой в силу обстоятельств или личных склонностей, пристрастий, представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу, окружающим. Нередко и само общество толкает их к этому. Невозможность получить жилье, устроиться на работу побуждает часть таких людей на преступления. Ситуация особенно усугубляется в кризисных условиях. Только в Москве в 2010 году бомжами совершено в три раза больше преступлений, чем в 2009 году.

И это несмотря на то, что с этой социальной группой активно работают социальные службы, пытаясь оказать помощь, способную «запустить» механизм ресо-циализации и возвращения в нормальную жизнь. Крах личных амбиций, разочарование, отсутствие видения жизненной перспективы на фоне относительного благополучия других людей часто инициируют отход личности от сложившихся жизненных позиций, стремление к изоляции от общества, а порой и пассивное или активное противодействие ему.

Данный феномен рассмотрен в исследованиях Э. Фромма, утверждающего, что несоответствие истинного Я человека требованиям общества может вылиться в тяжёлый психологический конфликт, в результате которого место истинного Я занимает «Я-маска», не оставляющая возможности для проявления подлинных человеческих качеств. Наконец, невозможность проявить своё Я может привести к осознанной или неосознанной деструктивной установке, стремлению к саморазрушению, зримыми проявлениями которого являются наркомания и алкоголизм (1, с. 209-210).

н

Г

Тормозящим ресоциализацию фактором является само нищенское сообщество: социальные связи, сформировавшиеся в период попрошайничества, ставший привычным способ времяпрепровождения в компании таких же нищих, отсутствие четкого распорядка дня и потребности регулярного посещения рабочего места, приобретенный социальный статус.

С другой стороны, также затрудняет ре-социализацию бездомных их психическая депривация. У большинства бездомных диагностируются органические поражения головного мозга, утрата способностей к анализу, нарушения памяти, деградация навыков социального поведения.

Осуществленный нами анализ современного опыта ресоциализации бездомных в отечественной и зарубежной практике свидетельствует о достаточно высокой эффективности применения социально-культурных технологий, способных развивать мотивационную сферу и восстанавливать личностную активность (2). При этом нами выделены наиболее распространенные направления физкультурно-оздоровительной работы и самодеятельного художественного творчества, реализуемые в государственных и неинституциональных сферах, предполагающие групповые и индивидуальные формы проявления личностной активности бездомных.

В частности, наиболее популярными во всем мире являются спортивные мероприятия. В 2008 году сборная России выиграла чемпионат Европы по футболу в ЮАР среди бомжей и алкоголиков. Идея проведения футбольного чемпионата мира среди бомжей принадлежит редактору австрийской уличной газеты «Мегафон» Харальду Шмидту и социальному предпринимателю из Шотландии Мэлу Янгу, который издает журнал «Большая проблема» под девизом «Работать, а не побираться!». На улицах Эдинбурга журнал распространяют бездомные, зарабатывая себе на пропитание. По словам Янга, он искал универсальный язык общения людей, которые по разным причинам оказались «за бортом», чтобы соз-

дать условия для их новой интеграции в общество.

Идею поддержали УЕФА и фирма Nike, первый чемпионат был проведен в 2003 году в Австрии, затем бездомных принимали Швеция и Шотландия. Правила игры просты. Матч из двух таймов по 7 минут проходит на площадке 22х16 метров. Состав команды - 4 человека и вратарь. Участвовать в чемпионате имеют право бездомные, беженцы, гастарбайтеры, а также лица, пытающиеся избавиться от алкогольной или наркотической зависимости.

Сборная команда России выступает в международных футбольных соревнованиях бездомных с самого начала. Данное движение зародилось в Санкт-Петербурге по инициативе редактора уличного журнала «Путь домой» Аркадия Тюрина, собравшего средства для того, чтобы отправить питерских бомжей на первое мировое первенство в австрийский Грац, где они заняли тринадцатое место. Через год в Гетеборге россияне финишировали пятыми, а в 2005-м в Польше стали чемпионами Европы и в Шотландии двенадцатыми в мире. В июне 2007 года в Санкт-Петербурге был организован первый подобного рода чемпионат России, в котором также участвовали футболисты-бомжи из Литвы, Латвии и Эстонии.

Данная инициатива была поддержана на Украине. Национальная сборная Украины по уличному футболу, в состав которой входят люди, находящиеся в кризисной ситуации, завоевала на чемпионате Европы в Польше бронзовую медаль в 2010 году. Участниками являются бомжи, наркоманы и алкоголики, для которых футбол стал единственной возможностью вернуться к нормальному образу жизни. Координатором украинской сборной выступает одесский благотворительный фонд «Дорога к дому».

Среди спортивных занятий, способствующих ресоциализации, также можно назвать шахматные турниры среди бездомных. Ежегодно в Ростове проводятся соревнования по шахматам, участниками которых являются победители отборочных соревно-

и

Г

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^

ваний, которые прошли в разных областных социальных учреждениях Сальска, Новочеркасска, Волгодонска, Шахт, Каменска-Шахтинского и Таганрога.

Наряду с программами ресоциализации бездомных средствами физической культуры и спорта, социальные службы и общественные организации все активнее применяют методы творческой деятельности. В качестве примера такой формы ресоци-ализации можно указать на весьма интересный опыт проведения фестивалей творчества бездомных. Так, в июле 2008 года петербургские бездомные приняли участие в первом международном фестивале произведений искусства Ten Feet Away International в столице Великобритании. В этом фестивале принял участие творческий коллектив петербургского уличного журнала «Путь Домой», который существует уже более десяти лет. Подобно многим другим уличным изданиям мира, объединенным в Международную сеть уличных газет (International Network of Street Papers, INSP), «Путь Домой» руководствуется принципом «лучший способ помочь бездомным - дать им возможность заработать себе на жизнь». Поэтому распространителями журнала являются бездомные жители ночлежек.

Российская часть фестивальной программы состояла из двух выставок работ бездомных художников и фотографов, а также циркового номера «Прыжок сквозь горящий обруч». Бездомные из России показали англичанам перформанс по пьесе Максима Горького «На дне», в котором были задействованы и бездомные из Лондона. В фестивале также приняли участие люди из Колумбии, Японии, Аргентины, Венгрии, Великобритании и других стран. В рамках фестиваля бездомные всех стран показали спектакли, инсталляции, мастер-классы и другие анимационные формы уличных театров.

Уже несколько лет в Праге успешно работает театр бомжей «Ежик и Чижик». Это название литературных журналов «Еж» и «Чиж», в которых публиковался русский писатель Даниил Хармс. В общей сложно-

сти в театре создано более десяти постановок, среди которых спектакли и по рассказам Д. Хармса. На каждом представлении меняется не только текст ролей, но и их исполнители. По словам продюсера театра Ольги Цисларовой, «актеров мы находим прямо на улице, или они сами приходят, узнав о театре от знакомых или из газет». Раз в год этот пражский коллектив уличных артистов принимает участие в международном фестивале театров бездомных людей. Как выясняется, такие творческие объединения есть во многих странах.

В течение нескольких лет в московском Музее творчества аутсайдеров работает выставка художественных работ бездомных людей. В экспозицию входит более 100 произведений живописи, графики и коллажа. На выставке представлены работы людей, временно проживающих в Социальной гостинице для бездомных граждан Марфино, где они получают питание, лечение, кров, пока восстанавливают утраченные документы, ищут жилье и работу.

Большинство рисунков созданы на занятиях в группах психологической поддержки. Однако авторство некоторых работ определить не удалось, часть художников уже покинули Марфино. Директор Музея творчества аутсайдеров Владимир Абакумов отмечает, что все работы близки к детскому рисунку, но каждая заслуживает отдельного внимания. В Музее творчества аутсайдеров, который существует 12 лет, собраны работы в стиле брют-арт. Это произведения асоциальных людей -душевнобольных, бомжей, просто картины и рисунки самоучек, которые никогда не учились живописи и имеют слабое представление об истории искусства, его канонах и направлениях.

О креативности сознания и внутренней духовной жизни бездомного человека свидетельствует фильм, созданный бом-жем из Кемерово. Этот фильм был допущен к отборочному туру Каннского кинофестиваля в 2009 году. Его создатель -Леонид Коновалов успел пожить в Европе и Америке, но 11 лет назад вернулся на

И

Г

Родину, чтобы уже никогда ее больше не покидать. Он сам себе автор сценария, продюсер, режиссер и актер.

Думается, что приведенные примеры использования социально-культурных технологий в практике ресоциализации бездомных не случайны, они создают прецедент мотивированного проявления личностной активности, восстановления социальных связей личности и общества и формирования общественного мнения.

Социально-культурная ресоциализа-ция бездомных - это относительно новое

направление в социально-воспитательной работе, представляющее собой относительно целенаправленный процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков у бездомных. Главной целью этой работы является переориентации их социальных и референтных установок за счет включения в новые позитивно направленные отношения в рамках педагогически ориентированной системы превентивных и коррекционных мер, осуществляемых средствами развивающей социально-культурной деятельности.

Примечания

1. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фр омм. - М.: Прогресс, 1990.

2. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в условиях современной России: [коллективная монография] / под науч. ред. Н.Н. Ярошенко. - М.: Изд. Дом МГУКИ, 2012. - 220 с.

3. Шамсутдинова, Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д.В. Шамсутдинова. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001. - 256 с.

нтегральная модель социально-культурной профилактики экстремизма в молодежной среде

А. В. Кузьмин

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

В статье раскрыта авторская теоретическая модель, включающая четыре взаимосвязанных уровня (макрообъективный, макросубъективный, микрообъективный, микросубъективный), что дает возможность создания особой системы социально-культурной профилактики экстремистского поведения, консолидации воспитательных усилий всех субъектов социально-культурного взаимодействия.

Ключевые слова: социально-культурная профилактика, экстремизм, социальное взаимодействие, молодежь.

The article revealed the author's theoretical model that includes four interrelated levels (macroobjective, macrosubjective, microobjective, microsubjective), which allows you to create a special system of socio-cultural prevention of extremist behavior, consolidation of educational efforts by all actors of socio-cultural interaction.

Key words: socio-cultural prevention, extremism, social interaction, youth.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 109-114 109

и

г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.