Научная статья на тему 'Модель предупреждения приверженности к крайним экстремистским взглядам учащейся молодежи'

Модель предупреждения приверженности к крайним экстремистским взглядам учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
311
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ПРЕВЕНТИВНОЙ ПЕДАГОГИКА / ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ / ФУНКЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ / УРОВНИ / КРИТЕРИИ / EXTREMISM / PREVENTIVE PEDAGOGY / APPROACHES / PRINCIPLES / FUNCTIONS / CONTENT AND IMPLEMENTATION STAGES / LEVELS / CRITERIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Угарова Наталья Михайловна

Требования общества к повышению эффективности противодействия экстремизму представляет собой малоизученный аспект социальной технологии и педагогики, отсутствует целостный технологический подход к решению этой актуальной проблемы. В статье рассматриваются структурные компоненты модели превентивной деятельности по предупреждению приверженности к крайним экстремистским взглядам учащейся молодежи. Автором определены подходы, принципы превентивной деятельности, условия реализации данных принципов, методы и приемы превентивной деятельности. Выделены основные критерии и уровни превентивной деятельности диагностический инструментарий, выявлены причины, порождающие экстремистские взгляды среди учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF WARNINGS OF commitment to extremely extremist views OF STUDENTS

The requirements of society to improve the efficiency of combat the extremism is a little-studied aspect of social technology and pedagogy, there is no holistic technological approach to solving this urgent problem. The article deals with the structural components of the model of preventive action to prevent adherence to extreme views of extremist students. The author identifies approaches, principles of prevention, conditions for the implementation of the principles, methods and techniques of prevention. The author points out the basic criteria and levels of prevention, diagnostic tools, he identifies the causes of extremist views among young students.

Текст научной работы на тему «Модель предупреждения приверженности к крайним экстремистским взглядам учащейся молодежи»

УДК 377:378

МОДЕЛЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ

К КРАЙНИМ ЭКСТРЕМИСТСКИМ ВЗГЛЯДАМ

УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Н.М. Угарова

Аннотация. Требования общества к повышению эффективности противодействия экстремизму представляет собой малоизученный аспект социальной технологии и педагогики, отсутствует целостный технологический подход к решению этой актуальной проблемы. В статье рассматриваются структурные компоненты модели превентивной деятельности по предупреждению приверженности к крайним экстремистским взглядам учащейся молодежи. Автором определены подходы, принципы превентивной деятельности, условия реализации данных принципов, методы и приемы превентивной деятельности. Выделены основные критерии и уровни превентивной деятельности диагностический инструментарий, выявлены причины, порождающие экстремистские взгляды среди учащейся молодежи.

Ключевые слова: экстремизм, превентивной педагогика, подходы, принципы, функции, содержание, этапы реализации, уровни, критерии.

MODEL OF WARNINGS OF COMMITMENT

TO EXTREMELY EXTREMIST VIEWS OF STUDENTS

N. Ugarovа

Abstract. The requirements of society to improve the efficiency of combat the extremism is a little-studied aspect of social technology and pedagogy, there is no holistic technological approach to solving this urgent problem. The article deals with the structural components of the model of preventive action to prevent adherence to extreme views of extremist students. The author identifies approaches, principles of prevention, conditions for the implementation of the principles, methods and techniques of prevention. The author points out the basic criteria and levels of prevention, diagnostic tools, he identifies the causes of extremist views among young students.

Keywords: extremism, preventive pedagogy, approaches, principles, functions, content and implementation stages, levels, criteria.

Экстремизм, особенно экстремистское поведение в молодежной среде, - явления, влекущие за собой серьезные последствия для государства, общества и личности. Проявления экстремизма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошлые периоды существования государства. Одной из наиболее уязвимых для экстремизма социальных групп является молодежь. Широкое распространение молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения [3].

В молодежной среде экстремизм проявляется в деформациях сознания, увлеченности националистическими,

неофашистскими идеологиями,

нетрадиционными для Российской Федерации новыми религиозными доктринами, в участии радикальных движений и групп, совершении противоправных, а иногда и преступных

действий в связи со своими убеждениями. Это предопределяет особую актуальность разработки модели профилактики экстремизма и ее научного обоснования.

Современный экстремизм, составными элементами которого выступают

нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицая этническое и религиозное многообразие, угрожает безопасности общества (безопасному сосуществованию наций и социальных групп), нарушает права человека, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического и правового государства. Это делает борьбу с экстремизмом важнейшей задачей государственной власти, что также отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [4].

С целью выявления проявления экстремизма в молодежной среде и разработки превентивных мер проводилось исследование в профессиональных учебных организациях,

разрабатывался диагностический

инструментарий [6].

На вопрос: «Что для Вас представляет собой современная Россия?», студенческая молодежь ответила, что это страна, где я временно живу (14%), где я родился и живу (38,8%), мощное государство (43%), сырьевой придаток других стран (3,2%), не смогли ответить (0,1%). Основная часть молодежи позитивно оценивает значимость России в мировом пространстве. Отвечая на вопрос: «Ваше отношение к происходящим событиям в России», были получены следующие комментарии: имею свою точку зрения и по возможности ее придерживаюсь (42,2%), положительно отношусь по ряду вопросов (18,8%), придерживаюсь официальной позиции (38,6%), затруднились ответить на этот вопрос (1,6%). Это показатели говорят о том, что студенческая молодежь в своем большинстве имеет свою точку зрения и может ее отстоять.

На вопрос: «Знаете ли Вы слово экстремизм?», как иногородние, так и жители города среди опрошенных слышали это слово (89,9%), но трактовку этого слова дал небольшой процент от опрошенных (26,15), проявление экстремизма обсуждали (0,8%) студенческой молодежи. На вопрос: «Как можно определить, что такое экстремизм?», 14,6% ответили, что это призывы к насилию, 12,8% это унижение и оскорбление людей другой веры, 24,3% национальная ненависть и 37,3% студентов не могли дать определение этому понятию.

На вопрос: «Приходилось ли Вам в последнее время наблюдать проявление экстремизма?», 31,7% опрошенных наблюдали, как около больниц, метро раздавали листовки газеты религиозного содержания, 0,3% видели, как оскорбляли из-за национальности, 0,1% были свидетелями осквернения памятников и могил; 0,9% наблюдали пропаганду фашизма и символики, 16,4% считают, что экстремизм не опасен, нужно иметь свою точку зрения 4,2% ответили положительно на вопрос: «Как вы относитесь к различным акциям протеста?», и 6,1% лично участвовали в акциях протеста (экологические, политические, экономические). Поясняя, по какой причине они принимали участие в акциях, опрошенные назвали: я разделял мнения организаторов акции (2,6%), я хотел самоутвердиться (1,4%), из чувства солидарности (0,7%), от нечего делать (1,3%). На вопрос об участии в акциях протеста, если в стране резко ухудшится ситуация,

положительно ответили 13,2%, «возможно, да» - 26,8%, «нет, не приму» - 38,4%, и 21,6% отклонились от ответа.

На основе проведенного исследования, наблюдений культурно-досуговой

деятельности студенческой молодежи, анализом концепции и программ воспитательной деятельности в

образовательной профессиональной

организации, социально-психологическими особенностями студенческой молодежи (учащаяся молодежь острее ощущает противоречия рынка; испытывает

значительные моральные и бытовые трудности в отрыве от семьи, обостренные нездоровой криминогенной обстановкой вокруг молодежных общежитий; неуверенность в своих знаниях, возможностях их применения; сомнения в выборе профессии, ее перспективности, дальнейшего

трудоустройства; трудности адаптации в новом коллективе; высокий уровень тревожности; личностные проблемы; проблемы взаимоотношений с педагогами и товарищами по группе; конфликтность в семьях, непонимание, неприятие, старшими ценностей молодежи; неумение организации полноценного досуга; проблемы со здоровьем, низкая сопротивляемость организма, высокая утомляемость, нервные перенапряжения; материальные трудности; невозможность самостоятельного заработка в свободное от занятий время).

Модель превентивной деятельности по предупреждению приверженности к крайним экстремистским взглядам учащейся молодежи, состоит из целевого, методологического содержательного, процессуального,

контрольно-корректировочного компонентов (рис. 1). Целью превентивной деятельности по предупреждению приверженности к крайним экстремистским взглядам учащейся молодежи выступает предупреждение приверженности к крайним экстремистским взглядам.

В методологическом компоненте раскрываются подходы превентивной деятельности. Социокультурный подход широко используется в гуманитарных научных исследованиях как на обобщающем философском уровне, так и на прикладных, практико-ориентированном уровне научного анализа. В его основе лежат такие принципы как универсализм, многомерность,

многофакторность, аксиологичность и ценностно-смысловая обусловленность

анализа социальной жизни.

< Цель: предупреждение приверженности к крайним экстремистским взглядам учащейся молодежи

Целевой компонент < Задачи: предупреждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; профилактика преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» ч.1 УК РФ; публичных призывов к массовому распространению, изготовлению, хранению экстремистских материалов; выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; разрушение имиджа националистических и религиозных движений

с *

Подходы: ситуационный, социокультурный, компетентностный, медико-биологический, социально-психологический

*

к и о ал и о л о ^ о компонент < Принципы: добровольности, осознанности, соответствия, целесообразности, допустимости и гуманности, социальной адекватности, социального закаливания, законности и гласности, неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности

н е +

V Функции: диагностическая, прогностическая, компенсаторная, психологической поддержки, регулирующая, организаторская, координирующе-посредническая, организаторская

+

й 3 я Л л е н е

компонент \ Содержание: разрушение отрицательного типа; информирование; активное социальное обучение; активизация личностных ресурсов; организация деятельности альтернативная экстремистским взглядам; социализация личности; развитие способности к саморегулированию

О +

Процессуальный компонент Этапы реализации: использование нормативно, информационно-просветительских технологий; научно-методическое и социально-психологическое сопровождение. Взаимодействие всех общественных институтов в профилактике экстремизма; организация вариативности культурно-досуговой деятельности молодежи; формирование здорового образа жизни и реализация психоэмоциональных ресурсов

г

/ Уровни: макрообъективный, макросубъективный, микрообъективный, микросубъективный

к (О К

С о к ч Критерии: социально-ориентированная обусловленность, личностная направленность, интеграция воспитания и обучения, терциарная социализация

Рисунок 1. - Модель предупреждения приверженности к крайним экстремистским взглядам учащейся молодежи

Эти сущностные компоненты, определяют особенности социокультурного

проектирования педагогическим систем, в том числе ориентированных на профилактику экстремизма и других социальных девиаций в молодежной среде [2].

Социально-психологический подход:

изучает факторы и условия формирования девиантного поведения, а также предлагает средства снижения аддикций у студентов в процессе их профессионального становления.

Единство социально-психологического и медико-биологического подхода

предусматривает: установление долгосрочного контакта с аддиктивной личностью, обеспечение доступности и психологической комфортности для профилактики; комплекс социально-психологических воздействий

должен быть направлен на формирование

мотивации к здоровому образу жизни: учить формировать бытийные ценности, умению удовлетворять основные потребности, выражать себя и развиваться в своем стиле в своем алгоритме, научить реализовать присущий данной личности потенциал; добровольность участия, открытость, доверительность и партнерство; многообразие и индивидуализация форм (моделей) социально- психологического воздействия [1].

Основополагающими принципами

выступают:

Принцип добровольности подразумевает, что достижение реальной эффективности при возможно лишь в случае добровольного согласия личности на их проведение, мотивирования его на такую деятельность.

Данный принцип базируется на принципе осознанности, сутью которого является как

признание человеком своего поведения соответствующим нормативному, так и стремление измениться.

Под принципом соответствия

(адекватности) понимается выбор

специалистом методик психотерапии или профилактики в соответствии с механизмами возникновения поведенческой девиации.

Принцип целесообразности рассматривает необходимость и обоснованность исправления поведенческой девиации сквозь призму возможных более грубых изменений поведения после терапии и в связи с реальным вредом отклоняющегося поведения.

Принципы допустимости и гуманности базируются на представлении о необходимости применения в процессе коррекции поведения лишь тех методик, которые способствуют личностному росту человека, этически и эстетически обоснованы и не могут вызвать психических расстройств.

Принцип гуманности базируется на признании за человеком (девиантом) права на свободу выбора, права на уважение. Этот принцип (в соответствии с роджеровским подходом) проявляется в принятии психологом девианта как ценной и уникальной личности, принятии его проблем, сопереживании, эмпатии, искренности и позитивном непредвзятом взгляде на личность.

Принцип социальной адекватности превентивной деятельности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание учащейся молодежи, склонной к экстремистским взглядам.

Принцип социального закаливания учащейся молодежи предполагает включение молодежи в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку

определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Опираясь на цели, задачи выделена группа функций, реализация которых направлена на превентивную деятельность по

предупреждению экстремистских взглядов.

Компенсаторная - формирование у молодого человека стремления

компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

Регулирующая - это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

Диагностическая - социальные педагоги, психологи как бы ставят «социальный диагноз», изучают психологические и возрастные особенности, способности, состояние физического и нравственного здоровья; степень и направленность влияния микросферы; структуры коллектива; характер группового взаимодействия.

Организаторская - организация социально значимой деятельности в открытой среде, включение в нее молодежь в качестве активного субъекта на основе личностной композиции социально-ценностных

отношений.

Координирующе-посредническая -

координация усилий медицинских,

культурных, спортивных, правовых

учреждений, общественных и

благотворительных организаций, коллективов педагогов и учащихся для совместного решения социального и профессионального становления подростка для представления интересов, учащихся на разных уровнях.

Прогностическая - прогнозирование процесса развития личности учащегося в период его обучения в учебном заведении и после.

Конфликтно-защитная - предупреждение и разрешение конфликтов в коллективах учащейся молодежи, педагогов, в семье.

Функция психологической поддержки -оказание помощи учащейся молодежи в решении проблем личностного характера, в снятии нервного напряжения и состояния тревожности.

В содержательный компонент включены методы и приемы, формы работы превентивной деятельности.

В методе реконструкции черт личности, коррекционный аспект проявляется наиболее ярко. Этот метод включает в себя следующие элементы педагогической деятельности: выявление положительных качеств учащейся молодежи, которые необходимо использовать в процессе коррекции поведения, прогнозирование положительного развития личности воспитанника на основе выявленных

позитивных тенденций его поведения, образа жизни; восстановление положительных качеств, привычек, потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами; видоизменение тех отрицательных свойств, которые личность считает положительными и от которых не хочет отказываться; переоценка

отрицательных свойств, нетерпимое отношение к ним; восстановление здорового образа жизни, при котором отрицательные свойства,

вредные привычки и нездоровые потребности оказываются неприемлемыми.

В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы,

задерживающие, тормозящие ход

отрицательного развития личности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

воспитанников и создающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения учащейся молодежи.

Созидающие приемы: содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками;

способствуют повышению успеваемости учащейся молодежи; вовлекают молодежь в совершение морально ценных поступков; пробуждают гуманные чувства.

Тормозящие приемы, в которых открыто проявляется власть педагога (констатация поступка; осуждение; наказание; приказание; предупреждение; возбуждение тревоги о предстоящем наказании; проявление возмущения; выявление виновного); с открытым воздействием (параллельное педагогическое действие, ласковый упрек, намек, мнимое безразличие, ирония, развенчание, немое недоверие, организация естественных последствий).

Вспомогательные приемы: организация внешней опоры правильного поведения; отказ от фиксирования отдельных поступков.

В целях увеличения положительного влияния по предупреждению экстремизма учащейся молодежи, усиления

коррекционного воздействия коллектива возможно использование следующих педагогических приемов: доверия - личность выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения; постепенного приучения к деятельности на общую пользу -поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью; поддержки коллективистических проявлений -

поощрение и одобрение коллективом доброжелательного отношения окружающих; недоверия - коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике; отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы -коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения; осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов; переключения критики на самокритику, побуждающей личность дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих; включения учащейся молодежи в коллективные общественно-значимые виды деятельности, где можно проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с однокурсниками.

Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в превентивной деятельности усилит результативность преодоления экстремистских взглядов учащейся молодежи, интеграции в социум.

Превентивная деятельность с учащейся молодежью по предупреждению

экстремистской деятельности предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом,

общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом.

В ходе реализации модели выделены следующие формы работы: организация социальной среды. В ее основы лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на экстремизм. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействия может быть направлено через создание негативного общественного мнения по отношению к экстремистским взглядам.

Большее значение имеет политика средств массовой информации и работа с молодежной субкультурой.

Информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть заключается в попытке

воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Для этого используется информация, подтвержденная статистическими данными. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия содеянного.

Активное социальное обучение социально-важным навыкам. Распространены следующие формы:

Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на экстремистские взгляды, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии и т.д.

Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что экстремизм

непосредственно связан с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы молодежь обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимаются наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Так же это способность принимать на себя ответственность ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Организация деятельности,

альтернативной экстремистским взглядам. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная

благотворительная).

Формирование здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным Активизация личностных ресурсов. Активные занятия молодежи спортом, творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, обеспечивают активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Минимизация негативных последствий экстремистских взглядов. Данная форма направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, молодежь может получить необходимые знания по мерам наказания УК РФ.

В процессуальном компоненте определены этапы реализации:

- макрообъективный уровень характеризуется наличием инфраструктуры социокультурного воспитания молодежи, оказывающей противодействие идеологии экстремизма, сформированность законодательной базы борьбы с экстремизмом и террористической угрозой федерального уровня;

- макросубъективный уровень обеспечивается наличием информационных каналов, противодействующих распространению идеологии экстремизма (СМИ, региональные интернет-ресурсы, система информационно-просветительной деятельности учреждений культуры и образования, молодежной политики и др.), наличие региональных комплексных целевых программ и других нормативно-правовых документов профилактики экстремизма в молодежной среде;

- микрообъективный уровень характеризуется осознанием и адекватной оценкой экстремисткой угрозы представителями молодежи, участием молодежных групп в социально-культурной деятельности, что предполагает формирование конкретных;

- программ деятельности учреждений культуры, образования, молодежной политики, в том числе обусловленных целями организации социально-культурного взаимодействия всех его субъектов, действующих на территории;

- микросубъективный уровень

определяется осознанием личностью опасности экстремизма, неприятием экстремистского поведения и его целей, предполагает наличие программ

индивидуализированной, личностно

ориентированной профилактики проявлений деструктивного, в том числе экстремистского поведения молодых людей.

Критериями комплексной оценки эффективности превентивной деятельности по предупреждению экстремистского поведения в молодежной среде являются: Критерий социально-ориентированной обусловленности (показатели: общее стояние социально-экономической и социально-культурной обстановки в учебном учреждении; наличие угрозы проявления экстремизма и предпосылок для распространения его идеологии; достаточность информационно-просветительского обеспечения профилактики экстремизма). Критерий личностной направленности (показатели: неприятие идеологии экстремистского поведения;

мотивация к участию в деятельности по противодействию идеологии экстремизма; вовлеченность личности в социокультурную деятельность). Критерий интеграции средств профилактики экстремистского поведения (показатели: профилактическая активность профессиональной образовательной

организации; профилактическая активность социокультурной среды; профилактическая активность спортивного досуга [2].

Таким образом, исследование проблемы превентивной деятельности по

предупреждению приверженности к крайним экстремистским взглядам учащейся молодежи невозможно без дальнейшего теоретического и практического осмысления, что выдвигает ее в число наиболее актуальных задач современной социальной психологии и социальной педагогики. Превентивная деятельность является не только средствами предупреждения экстремистских проявлений, но сложным психолого-педагогическим процессом, имеющим структуру.

Литература:

1. Грязнов А.Н. Становление личности в профессиональном образовании: психолого-медицинский аспект. / Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А., Асылова З.Р. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис-XXI век», 2009.

2. Кузьмин А.В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде. Автореферат док. дис. 2012 г.

3. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р. Идеи толерантности, межкультурного и межконфессионального диалога в условиях развития национального образования в

поликультурном пространстве российского общества / Ф.Ш. Мухаметзянова, И.Ш. Мухаметзянов, Л.Р. Храпаль // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 11-16.

4. Указ президента РФ от 12.05.2009 №537

5. Угарова Н.М. Воспитательно-коррекционная деятельность со студентами девиантного поведения в ССУЗе. Методическое пособие для зам. директоров по воспитательной работе и преподавателей ССУЗов. Казань ИПППО РАО, 2009 г. - с. 37-44

Сведения об авторе:

Угарова Наталья Михайловна (г. Казань, Россия) кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник «Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования».

Data about the author:

N. Ugarova (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, senior research officer at the Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of the Russian Academy of Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.