DOI 10.24412/2541-9056-2023-126-75-83 УДК 37.013
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ПРОЕКТА «ЗАХОТИТЕ ВПЕЧАТЛЕНИЙ - ПОСЕТИТЕ ПАРК «ОЛЕНИЙ»»
И.С. Николаенко, Е.Г. Трунова
Статья поступила в редакцию 10 декабря 2022 г.
В статье затрагиваются проблемы современной отечественной теории и практики воспитания, что представляет собой на настоящий момент одно из наиболее актуальных направлений российских педагогических исследований. Есть насущная необходимость в поиске эффективных форм работы с молодежью, которые бы интегрировали в себя предметную, научную, развивающую, социальную и нравственную составляющую, позволяли бы одновременно реализовать дидактические и воспитательные цели в процессе профессиональной подготовки студентов вуза. Авторы раскрывают воспитательный потенциал проектной деятельности студентов на примере реализации научного проекта малой студенческой группы «Захотите впечатлений - посетите парк «Олений», описывают концепцию проекта, ее ключевые принципы. Новизна состоит в том, что научный проект предстает как мероприятие, способное оказать многовекторное воспитательное формирующее воздействие на студентов.
Ключевые слова: воспитание, проблемы современного воспитания, воспитание в вузе, проектная деятельность, воспитательный потенциал студенческой проектной деятельности.
EDUCATIONAL POTENTIAL OF STUDENTS' PROJECT ACTIVITIES: THE EXPERIENCE OF CARRYING OUT STUDENTS' SCIENTIFIC PROJECT
"IF YOU WANT IMPRESSIONS, DEAR, VISIT THE EXCLUSIVE PARK OF DEER"
I.S. Nikolaenko, E.G. Trunova
The article touches upon problems of modern domestic theory and practice of moral education, which is one of the most topical issues in pedagogical research in Russia. There is an obvious need for search for effective forms of work with students which could incorporate professional, scientific, personality-developing, social and moral components in the process of their university education. The authors reveal educational potential of students' project activities, as exemplified by the students' scientific project "If you want impressions, dear, visit the exclusive part of deer". They describe the concept of the project and its key principle. The novelty of this approach lies in the treatment of a scientific project as an event capable to produce multidimensional educational molding effect on students.
Key words: moral education, the problems of moral education, moral education at the university, project activities, educational potential of students' project activities.
п V V
В реалиях современной действительности особую значимость в образовательном процессе приобретает воспитание, выступая ключевым фактором, предопределяющим становление и развитие человеческой личности во всей сложности и полноте ее многогранной природы. Человеческое существование принципиально невозможно без наличия у индивида личностных смыслов, ценностных установок, приоритетов, границ приемлемости или, напротив, неприемлемости, представлений о прекрасном и безобразном и т.п., всего того, что отражает его сугубо индивидуальное отношения к миру, другим людям и самому себе. Различие состоит лишь в том, будет ли это «внутреннее» содержание человека формироваться стихийно под влиянием внешних факторов (социального окружения, средств массовой информации, поп-культуры, интернет-сообществ и т.п.), качество и степень влияния которых молодые люди в силу своей неопытности и отсутствия необходимых знаний зачастую не могут адекватно оценить. Или же человек будет приобретать и наращивать общественно полезные и лич-ностно значимые внутренние структуры и образования, будучи вовлеченным в целенаправленно организованный педагогический процесс, который принято обозначать термином «воспитание».
Исследователи отмечают, что термин «воспитание» указывает на «искусственную составляющую в этих процессах, на функцию, которая в одном случае является неотъемлемой для взрослых (родители), в другом - вменяется обществом специально подготовленным профессионалам (педагогическое сообщество)» [4, с. 186].
Указывая на двусторонний характер отношения индивида со средой в процессе воспитания А.А. Вербицкий полагает, что «...воспитание представляет собой взаимодействие внутренних психических процессов человека, связанных с активным полаганием себя вовне, самовоспитанием, саморазвитием и самореализацией, и внешних влияний. Результатом такого взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав интеллектуального и социокультурного знания, переживания и опыта» [2, с. 62].
Многие отечественные исследователи констатируют многочисленные проблемы в современной теории и практике воспитания. В целом, можно утверждать, что обучение предстает как более стабильный, более последовательно и преемственно развивающийся в культурно-историческом контексте аспект образования, нежели воспитание. Возможно, это можно объяснить тем, что дидактика в большей степени опирается на объективные психолого-физиологические характеристики субъектов обучения, на знания о мире, присущие той или иной исторической эпохе. В то время как цели и задачи воспитания во многом детерминируются внешними социально-политическими и культурными факторами, более изменчивыми по своей природе, в связи с чем цели и задачи обучения никогда не подвергались столь критическому анализу и переосмыслению со стороны научного сообщества и не оспаривались широкой общественностью, как цели и задачи воспитания. Это отчетливо можно наблюдать и в современной отечественной педагогической действительности. После несколь-
ких десятилетий явного дидакоцентриз-ма, сопровождающегося идеологическим вакуумом, в образовательной системе на сегодняшний день наметилась явная тенденция к усилению воспитательной компоненты образовательного процесса, в то время как процесс обучения не претерпел столь значительных изменений.
Повышение интереса к воспитанию можно проследить как на уровне документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, научных работ, посвящённых воспитанию [3], [5], [6] и др., так и увеличению доли воспитательной работы в практике образовательных учреждений. Но этот «разворот» образовательной системы к воспитанию никак не отменяет тех проблем, с которыми сталкиваются как педагоги-практики, так и теоретики, изучающие проблемное поле воспитания.
Обозначим лишь некоторые проблемы современной теории и практики воспитания, которые можно выделить при критическом рассмотрении педагогической действительности.
• Отсутствие разделяемого большей частью российского общества общественного идеала в виде национальной идеи или системы ценностных ориентаций.
• Утеря единства воспитания и обучения в реальном образовательном процессе, искусственное их разделение на учебную и внеклассную деятельность.
• Неразработанность процедур и критериев оценивания результатов воспитания.
• Использование «старых» форм, методов и подходов к воспитанию без учета того, что существенно изменился субъект воспитательного воздействия (ученик /студент) и усложнилась сама социальная среда, появились новые способы человеческого взаимодействия на основе интернет-платформ.
• Доминирование в воспитательной работе «педагогики мероприятий», при которой не учитываются интересы и желания воспитанников, зачастую преобладает метод принуждения, что, в свою очередь, нивелирует потенциальный положительный эффект от такого рода воспитательных событий.
• Сложность, а подчас и невозможность со стороны педагогов противостоять негативному влиянию на воспитанников электронной среды, контент которой во многом вступает в противоречие с декларируемыми в рамках воспитательной работы ценностями, а авторы этого контента является зачастую более авторитетными для воспитанников, чем непосредственно педагог.
• Ориентированность образовательной системы в целом на западные образцы, в которой воспитание и его цели понимаются иначе, нередко более упрощенно и утилитарно, а само воспитание несет иные смыслы, по сути своей чуждые отечественной культуре.
Все эти многочисленные и пока еще нерешенные проблемы заставляют исследователей и педагогов-практиков активно разрабатывать проблемное поле воспитания и вести поиск эффективных методов и форм воспитательной работы с
молодежью, которые были бы привлекательными для самих воспитанников и при этом обладали бы значительным воспитательным потенциалом.
Наш опыт показал, что проектная деятельность как форма организации научной деятельности студентов может быть успешно использована в вузе и для решения целого комплекса воспитательных задач при соответствующем содержательном наполнении. Отметим, что проект, будучи достаточно сложной формой организации деятельности, включающей в себя целеполагание, планирование, управление ресурсами, ролевое взаимодействие (в случае группового проекта) и т.п., вызывает неподдельный интерес со стороны студентов и желание в нем участвовать.
Вся деятельность разработанного и реализованного нами научно-просветительского проекта строилась вокруг создания малой студенческой группой аудиоэкскурсии на русском и английском языках для Природного парка «Олений» - природно-рекреационной зоны Липецкой области. В содержание аудио-экскурсий были включены литературная и музыкальная составляющие, что позволило представить фактические сведения об этом природном объекте в широком культурном контексте и тем самым решить широкий круг воспитательных задач. Кроме того, это дало возможность привлечь к работе над проектом студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки института филологии (Русский язык и литература, Лингвистика, Иностранные языки), тем самым сплотить студенческий коллектив.
Концепция проекта базировалась на следующих принципах.
1. Принципе продуктивности. Он предполагает, что проект по своему характеру представляет собой практико-ориентированную целенаправленную деятельность, которая решает серьезную практическую задачу (проблему), а его продуктом является вполне конкретный, социально значимый интеллектуальный продукт.
2. Принципе педагогической целесообразности. Суть данного принципа заключается в том, что содержание проекта сопряжено с предстоящей профессиональной деятельностью студентов, а его реализация задействует аккумулированные за время учебы в вузе профессиональные знания, умения, навыки. Кроме того, проект должен способствовать расширению горизонтов познания его участников и иметь выраженную воспитательную направленность.
3. Принципе открытости и диалогичности общения его участников. Этот принцип подразумевает, что участники проекта (студенты, наставник, эксперты) находятся в субъектно-субъектных отношениях, поощряется творчество, оригинальные идеи, работает механизм «обратной связи», педагоги всегда открыты для консультаций или обсуждения и готовы оказать необходимую поддержку).
4. Принципе моделирования социальных отношений. Работа над проектом происходит внутри определенных временных рамок, с распределением задач, ролей, сроков, с анализом и обсуждением промежуточных и конечных
результатов, подготовкой отчетной документации, презентации результатов проекта (в нашем случае на сайте вуза и областных СМИ), принятием на себя членами группы индивидуальной и коллективной ответственности за результат проекта, распределением имеющихся в наличии ресурсов и т.п. Таким образом, проектная деятельность в своих основных чертах воспроизводит производственную (профессиональную) и соответствующие ей коммуникативные отношения, тем самым подготавливая студентов к эффективной трудовой деятельности, облегчая в дальнейшем процесс вхождения в профессию и гармонизацию их взаимодействия с профессиональной средой. 5. Принципе интеграции. Данный принцип реализуется сразу в нескольких узловых моментах проекта. Во-первых, междисциплинарное по своей сути содержание экскурсии инкорпорирует знания из области биологии, географии, краеведения, отечественной музыки и литературы, а подготовка
непосредственно текста экскурсии требует от участников проекта высокого уровня владения русским и английским языками. Таким образом, проект создает прецедент для междисциплинарного взаимодействия, которое требует от студентов серьезной фундаментальной подготовки по предметам своей специальности, а также осведомленности в разных областях научного знания и умения организовать эффективную совместную поисковую деятельность. Во-вторых, проект предполагает активное
взаимодействие студентов и
преподавателей, выступающих
экспертами на разных этапах работы над проектом, порождая своеобразный синтез опыта педагогов и компетенций студентов. В-третьих, воспитательная составляющая проекта представляет собой обращение к ценностно-смысловым сферам личности,
традиционно представленным разными видами воспитания [7]. Остановимся несколько подробнее на этом вопросе.
Согласно В.А. Сластенину [8], по содержанию развиваемых сторон личности выделяют различные виды воспитания, каждый из которых выполняет специфические функции, имеет свое собственные цели и задачи и способствует формированию и развитию определенных качеств и умений. Рассмотрим, как заложенное в эти виды воспитания содержание было реализовано при работе над проектом.
1. Под умственным воспитанием подразумевается особый вид
деятельности, который направлен на развитие интеллектуальных способностей и мышление человека и ориентирован на стимулирование его интереса к познанию в первую очередь себя и окружающего его мира, раскрытие его творческих и умственных возможностей и
сознательное усвоение получаемых им знаний. В рамках описываемого нами проекта умственное воспитание происходило на всех его этапах, начиная с этапа планирования, когда студенты
осуществляли поиск информации о парке, ее анализировали, воссоздавали историю
создания и развития этого ареала. Далее, во время экскурсии по парку студенты узнали много важной и полезной информации о его обитателях, их привычках и повадках. Кроме того, поскольку на территории парка расположено несколько тематических зон (скульптурные группы памятников сакрального искусства половцев 9-8 веков, капище, юрточный городок, музей природы под открытым небом, затопленный лес и др.), студенты познакомились с историей и причиной их возникновения, погрузились в культуру родного края, а также узнали об особенностях жилищ, типичных для других регионов страны. На этапе подготовки текста аудиоэкскурсии участники проекта занимались поиском необходимой информации не только на русском, но и на английском языках, что значительно расширило их кругозор и повысило уровень интеллектуальной и языковой подготовки. В результате, студентами был создан
интеллектуальный продукт -
аудиоэкскурсия на английском и русском языках по Природному парку «Олений», популяризирующая научные знания из области географии, биологии,
краеведения, этнографии с привлечением художественных текстов и музыкальных произведений отечественных авторов, воссоздающих широкий культурный образовательный контекст. 2. В основе нравственного воспитания, цель которого - сформировать понятия, суждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества, несомненно, лежат не только
непреходящие моральные нормы и общечеловеческие ценности,
выработанные людьми в процессе исторического развития общества, но и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Так, созданный студентами проект способствовал формированию системы духовных ценностей и нравственных ориентиров учащихся, отражающих общечеловеческие ценности, любовь к Родине, этические нормы, свойственные русской культурной традиции. Кроме того, нравственное воспитание тесно связано с воспитанием эстетическим,
направленным на развитие у человека способностей воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни и искусстве. Создание аудиоэкскурсии с привлечением фрагментов музыки, поэзии и художественной литературы невозможно без проявления
эстетического отношения к
действительности. А создание красивого, звучащего, выразительного текста, несомненно, способствовало развитию эстетических чувств.
3. Справедливости ради отметим, что трудовое воспитание в рамках проекта носило скорее созидательный характер, поскольку в первую очередь оно было направлено на формирование у воспитанников уважения к людям труда, с которыми они познакомились во время экскурсии по парку, а также выработку совместных трудовых умений и навыков при отборе материалов для выполнения проекта и подготовки совместной аудиоэкскурсии. Все вышеперечисленное подразумевало развитие у обучающихся
добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой как индивидуальной, так и коллективной деятельности,
накопление определенного
профессионального опыта и выступало как ведущий фактор развития личности.
4. С определенной долей уверенности можно сказать, что в процессе работы над проектом проходило и правовое воспитание учащихся, которое состояло в формировании правовой грамотности и культуры, знакомстве студентов как потенциальных туристов и посетителей парка со своими правами и обязанностями, а также с ответственностью, которую они могут нести при их несоблюдении.
5. Более того, проект способствовал экономическому воспитанию участников проекта, поскольку, в силу своей коммерциализованности он потребовал от студентов изучения характера определенных экономических отношений между участниками проекта и экспертами, составления бюджета для выполнения работ, проведения финансовых расчетов при подготовке экскурсии, планировании выступления на радио и распределения оплаты труда среди участников проекта. Проект как результат экономического воспитания был направлен на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей группы, института, университета, страны.
6. Патриотическое воспитание, которое в первую очередь состоит в воспитании патриотической личности и
характеризуется развитием в студенте -гражданине нашей родины
фундаментальной личностной установки, определяющей оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности,
также имело место в рамках реализации данного проекта. Не будет преувеличением сказать, что проект непосредственным образом связан с историей, традициями и культурой нашей страны, с освоением ее территорий от уровня малой родины (Липецкой области) до великой Родины, с воспитанием гражданина в духе любви к Родине, ее народам, ее социальным институтам и культуре, уважения обычаев, обрядов и традиций... Параллельно с этим также проходило и гражданское воспитание, которое подразумевало воспитание личности как активного члена общества, способного включаться в общественную жизнь, приносить пользу обществу, социализироваться, формировать у молодежи ответственное отношение к труду, истории, обществу, другим людям, своему и другим народам, Отечеству. Направленный на популяризацию туристических маршрутов Липецкой области среди российской и зарубежной молодежи проект ориентирован на оказание благоприятного
воспитательного воздействия на молодое поколение, формирование у него положительного образа Родины, стимулирование желания сохранять ее красоту и безопасность, обеспечивать ее благополучие и поддерживать ее при любых обстоятельствах. Более того,
учитывая многонациональность нашей страны, а также принимая во внимание различные исторические и
географические особенности, которые легли в основу природного парка, можно говорить и об интернациональном воспитании, признающем равенство и важность всех наций и национальных меньшинств на территории России. Как уже упоминалось выше, в парке существуют зоны, имитирующие условия жизни на Крайнем Севере (юрточный городок), демонстрируются охотничьи обряды эвенков, якутов и других народностей, разводятся виды птиц и животных, не характерные для средней полосы, и подчеркивается их национальная ценность. Кроме того, в экскурсии принимали участие студенты-иностранцы нашего университета (из Белоруссии, Узбекистана, Курдистана и Туркмении), которые также внесли посильный вклад в создание аудиоэкскурсии на английском языке, а с учетом их вклада она приобрела интернациональный характер. 7. Представляется очевидным, что в ходе работы над проектом происходило экологическое воспитание студентов, цель которого состояла в том, чтобы сформировать и развить бережное отношение к природе, обеспечить осознание ими природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека. Участие студентов в экскурсии, контактное общение с животными, наблюдение за ними со стороны, а также посещение учащимися музея природы стали неотъемлемой частью экологического воспитания,
основанного на развитии понимания непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.
8. Ну и, наконец, социальное воспитание, являющееся составной частью
социализации и направленное на развитие личности в специально созданных социальных условиях, в нашем случае в студенческой среде. Именно во время совместного выполнения проекта удалось сформировать внутри рабочей группы у студентов чувство взаимопомощи, взаимодействия каждого человека внутри конкретного коллектива, научить их распределять обязанности соответственно их навыкам, знаниям и умениям, организовывать процесс совместного творчества и воспитывать у них коллективную ответственность за результат выполненной работы.
Подводя итог всему сказанному, можно констатировать, что реализованный в рамках студенческого гранта, полученного ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», научный проект «Захотите впечатлений - посетите парк "Олений"» оказал значимое формирующее воспитательное воздействие на студентов вуза посредством «мягкого опосредованного воздействия на личность и позволил погрузить студентов в широкий социальный и культурный контекст, тем самым создавая пространство для их самовыражения, личностного роста и индивидуального и группового творчества.
Описанный нами проект носит научно-просветительский характер, результатом которого стала аудиоэкскурсия по природ-но-рекреационной зоне Липецкой области
Природный парк «Олений», синтезирующая знания из области биологии, географии, краеведения, отечественной музыки и литературы. Содержание проекта непосредственным образом связано с научными проблемами, реализуемыми на кафедрах института филологии, а именно: «Проблемы взаимопонимания в диалоге культур», «Лингвокультурологические аспекты провинциального (Липецкого) текста».
Необходимо отметить, что существуют широкие перспективы дальнейшего развития проекта, в частности, создание аналогичных экскурсий на других иностранных языках, расширение содержания экскурсии за счет привлечения дополнительных сведений из истории Липецкого края и других научных областей, привлечение других специалистов в качестве экспертов, которые позволят придать проекту более узконаправленный научный характер, представляющий интерес не только для рядовой публики, но и для профессионалов.
В заключение хотелось бы отметить, что наш опыт реализации студенческого
научного проекта показал, что проектная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, а сам научный проект предстает как мероприятие, способное оказать многовекторное воспитательное формирующее воздействие на студентов, поскольку он дает студентам возможность реализовываться в профессиональном, психологическом, культурном и социальном планах. Несомненно, предметное содержание конкретного проекта во многом определяет направления воспитания, которые могут быть реализованы в его рамках, в нашем случае это экологическое, патриотическое, умственное, нравственное, социальное и др. виды воспитания. Но многое также зависит и от педагогов-наставников, которые задают формат взаимодействия участников проекта, актуализируют заложенные в него идеи и смыслы, подают личный пример. Ибо воспитание - это прежде всего межличностное взаимодействие людей, ведь человека может воспитать только человек.
Список литературы
1. Булгакова И.А. Философия воспитания. - М.: ООО «Научно-издательский центр Инфра-М», 2023. - 221 с.
2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 336 с.
3. Воробьева И.В. Воспитательное воздействие на студентов коллективной учебной деятельности // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: Сборник научных статей по материалам XXXII Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2022. - С. 100-104.
4. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. научн. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ; Минск: ХАРВЕСТ, Современный литератор, 2001. - 1312 с.
5. Лаврентьева З.И. Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов (Международная научно-практическая конференция в Новосибирском госу-
дарственном педагогическом университете) // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социоки-нетика. - 2021. - №1 - С. 236-240.
6. Некрасова И.В., Некрасов М.Н., Зиновьев С.А. Некоторые аспекты процесса воспитания личности // Современные проблемы развития профессионального образования: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2023. - С. 17-20.
7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 165.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.
References
1. Bulgakova I.A. Filosofiya vospitaniya. - M.: OOO «Nauchno-izdatel'skij centr Infra-M», 2023. - 221 s.
2. Verbiczkij A.A., Larionova O.G. Lichnostny'j i kompetentnostny'j podxody' v obrazovanii: problemy' integracii. - M.: Logos, 2009. - 336 s.
3. Vorob'eva I.V. Vospitatel'noe vozdejstvie na studentov kollektivnoj uchebnoj deyatel'nosti // Ak-tual'ny'e voprosy' lingvodidaktiki i metodiki prepodavaniya inostranny'x yazy'kov: Sbornik nauchny'x statej po materialam XXXII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Cheboksary', 2022. - S. 100-104.
4. Vsemirnaya e nciklopediya: Filosofiya / Glavn. nauchn. red. i sost. A.A. Griczanov. - M.: AST; Minsk: XARVEST, Sovremenny'j literator, 2001. - 1312 s.
5. Lavrent eva Z.I. Fundamental'ny'e problemy' vospitaniya v usloviyax sovremenny'x social'ny'x processov (Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya v Novosibirskom gosudarstven-nom pedagogicheskom universitete) // Vestnik KGU. Pedagogika. Psixologiya. Sociokinetika. - 2021. -№1 - S. 236-240.
6. Nekrasova I.V., Nekrasov M.N., Zinovev S.A. Nekotory'e aspekty' processa vospitaniya lichnosti // Sovremenny'e problemy' razvitiya professional'nogo obrazovaniya: Sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Nizhnij Novgorod, 2023. - S. 17-20.
7. Rossijskaya pedagogicheskaya e nciklopediya: V 2 t. - M., 1993. - T. 1. - S. 165.
8. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: Ucheb. posobie dlya stud. vy'ssh. ped. ucheb. Zavedenij / Pod red. V.A. Slastenina. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013. - 576 s.
Для ссылки: Николаенко И.С., Трунова Е.Г. Воспитательный потенциал проектной деятельности студентов: опыт реализации студенческого научного проекта «Захотите впечатлений - посетите парк «Олений»» // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2023. - №1 (26). - С. 75-83.
DOI 10.24412/2541-9056-2023-126-75-83