Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ НА ПЛОЩАДКАХ ДОСУГА И ОТДЫХА'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ НА ПЛОЩАДКАХ ДОСУГА И ОТДЫХА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЛОНТЕРСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПЛОЩАДКАХ ДОСУГА И ОТДЫХА / РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко Мария Игоревна

Представлены теоретические основания организации волонтерской деятельности студентов - будущих педагогов для решения задач духовно-нравственного воспитания детей и подростков на площадках досуга и отдыха. Обоснована специфика воспитательной деятельности духовно-нравственной направленности, конкретизированы цель и результат данной деятельности с учетом возможных ограничений, выделены виды и формы совместной деятельности детей и волонтеров, позволяющие инициировать духовные усилия воспитанников на самоанализ деятельности и поведения. Данные теоретические положения прошли практическую проверку и доказали свою результативность в рамках проекта «Ребята с нашего двора», который реализуется в течение пяти лет студентами Соликамского государственного педагогического института (филиала) ФГБОУ ВО «ПГНИУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляшенко Мария Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL DIRECTION OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF VOLUNTEERS AT LEISURE AND RECREATION SITES

The article raises the question of finding effective forms and means of overcoming the value disorientation of the younger generation. As a solution to this problem, the author proposes to use the volunteer resource of student youth, to attract future teachers to work with children’s associations of different ages at leisure and recreation sites. The content, purpose, objectives, methods and forms of interaction between volunteers and children at such sites determine the spiritual and moral orientation of their joint activities. To understand the specifics of such social practice, the author of the article presented the rationale for the peculiarities of educational activities of a spiritual and moral orientation, concretized the pedagogical goals and the result of this activity, taking into account possible restrictions, methods of selecting specific types and forms of interaction between children and volunteers, which allow initiating the spiritual efforts of pupils to self-analysis of activities and behavior, to motivate them to choose creative ways of self-realization. These theoretical propositions have been tested in practice and have proven their effectiveness within the framework of the “Guys from Our Yard” project, which has been implemented for five years by students of the Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of the Perm State National Research University. The materials proposed in the article can be used by volunteer associations, student pedagogical teams for organizing educational activities of a spiritual and moral orientation at leisure and recreation sites (or in working conditions with children’s associations of different ages at the place of residence).

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ НА ПЛОЩАДКАХ ДОСУГА И ОТДЫХА»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ

УДК 37. 068

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-1-9-17

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ НА ПЛОЩАДКАХ ДОСУГА И ОТДЫХА

М. И. Ляшенко

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамский государственный педагогический институт (филиал), Соликамск

Представлены теоретические основания организации волонтерской деятельности студентов - будущих педагогов для решения задач духовно-нравственного воспитания детей и подростков на площадках досуга и отдыха. Обоснована специфика воспитательной деятельности духовно-нравственной направленности, конкретизированы цель и результат данной деятельности с учетом возможных ограничений, выделены виды и формы совместной деятельности детей и волонтеров, позволяющие инициировать духовные усилия воспитанников на самоанализ деятельности и поведения.

Данные теоретические положения прошли практическую проверку и доказали свою результативность в рамках проекта «Ребята с нашего двора», который реализуется в течение пяти лет студентами Соликамского государственного педагогического института (филиала) ФГБОУ ВО «ПГНИУ».

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, волонтерство, воспитательная деятельность на площадках досуга и отдыха, разновозрастное детское объединение.

Современное общество развивается в условиях культурного многообразия, информационной открытости. Наиболее уязвимы и подвержены негативным влияниям дети и подростки из-за отсутствия устойчивой системы ценностей, четких представлений о жизни. По данным федерального исследовательского проекта «Ценностный атлас России», в течение последних 20 лет наблюдается ухудшение психоэмоционального состояния (агрессия, депрессия, тревожность) детей и подростков; значительная часть несовершеннолетних испытывает сложности в определении жизненной перспективы, отмечается тенденция предпочтения материальных ценностей духовным, что может стать причиной попадания детей в «группу риска».

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1], в процессе организации духовно-нравственного воспитания ведущая роль отводится образовательным учреждениям. Это связано с наличием соответствующих ресурсных и кадровых возможностей, условий для долгосрочной, системной и последовательной работы педагогов с детьми. Современная школа преимущественно ориентирована на обучение детей, успешную подготовку обучающихся к различным формам государственной аттестации (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ). Аксиологическая функция, связанная с формированием у детей ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения, реализуется не в полной мере.

Несмотря на то, что в системе образования сегодня происходят позитивные изменения в отношении воспитания, решение проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей, не может быть отложено и требует поиска эффективных воспитательных практик, дополнительных ресурсов в работе с детьми и подростками. Особую актуальность эта проблема приобретает в летний период или в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки, когда дети максимально свободны от контроля со стороны родителей, педагогов, образовательных организаций, не заняты организованным досугом и отдыхом.

Распространенной и вполне устоявшейся практикой в решении социальных проблем, в том числе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, в России стало привлечение волонтеров. По данным портала «Добро.ру», более 40 % добровольцев от общего числа включенных в данную деятельность - это студенческая молодежь (от 18 до 24 лет).

Автором статьи в период с 2016 по 2019 г. методом анкетирования было опрошено более 900 студентов педагогических вузов, участников волонтерских объединений, бойцов студенческих педагогических отрядов. Анализ результатов опроса показал, что студенческая молодежь заинтересована в получении опыта воспитательной деятельности, будущие педагоги понимают значимость работы с детьми, особенно нуждающимися в педагогической поддержке (с детьми «группы риска», социально опасного положения), испытывают потребность в изучении диалоговых форм общения и способов убеждения, приемлемых и оптимальных в детско-подростковой среде, методов и форм презентации ценностных ори-ентаций, организации социально значимой деятельности [2].

В данной ситуации, на наш взгляд, целесообразно использовать потенциал студенческого волонтерства и создавать условия для включения будущих педагогов в организацию воспитательной деятельности духовно-нравственной направленности в разновозрастных детских объединениях.

Д. В. Григорьев [3] отмечает, что воспитательная деятельность по характеру духовно-практическая, подвижническая: взрослый (в нашем случае волонтер - будущий педагог), исходя из искреннего желания, мотива помочь воспитаннику в его личностном развитии, совершает духовное усилие, направленное на приобщение ребенка к миру человеческих норм и ценностей. Согласно теории П. В. Степанова, воспитательная деятельность предполагает совершение следующих педагогических действий: «вовлечение детей в совместные дела, которые отвечают их потребностям и интересам; создание детско-взрослой общности; побуждение детей к усвоению социально значимых знаний, развитию в себе социально значимых отношений, накоплению опыта социально значимых действий» [4].

Духовно-нравственная направленность воспитательной деятельности рассматривается как содержательный ориентир при отборе, реализации конкретных видов и форм совместной деятельности детей и волонтеров.

В отечественной педагогике имеется большое количество исследований, посвященных отдельным вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей. Вопросы целей, задач и содержания духовно-нравственного воспитания отражены в работах В. А. Андреева [5], О. А. Бахчиевой [6], И. В. Метлика [7], С. В. Пашкова [8], Т. И. Петраковой [9], Н. П. Шитяковой [10]. Аксиологическим аспектам духовно-нравственного воспитания посвящены труды Н. В. Винницкой [11], В. А. Караковского [12], Н. С. Розова [13], Г. И. Чи-жаковой [14], Н. Е. Щурковой [15], Е. А. Ямбурга [16].

Большинство исследователей отмечает, что специфика духовно-нравственного воспитания отражается в дополняющих друг друга понятиях «духовность» и «нравственность».

Оба понятия имеют множество дефиниций. Так, например в религиозной и философской литературе духовность - это представления об идеале, к которому нужно стремиться: Бог, разум, совокупность лучших качеств человека, построение жизни в соответствии с высшими ценностями [7]. Психология рассматривает духовность как явление психики человека, выражающееся в процессах самопознания и самоактуализации, культурология - как форму общественной жизни, часть менталитета нации, оказывающих влияние на личность. Педагогика оценивает духовность с позиции содержания и возможных путей формирования данного качества личности в процессе воспитания.

Таким образом, духовность - это ценностная характеристика сознания, определяющая мотивацию и смысл деятельности, поведения человека. Духовность предполагает такое сознание личности, которое ориентировано на общезначимые ценности. В. П. Зинченко [17], А. Маслоу [18], Г. И. Чижакова [14] доказывают, что показателями духовного здоровья человека являются стремление личности к гуманистическим ценностям и желание развивать свой потенциал, обладание жизненными целями, поиск способов самоопределения, обретение смысла. Задача педагога в таком случае заключается в формировании у ребенка способности к нахождению смысла жизни через восприятие, усвоение, принятие гуманистических ценностей. В Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина РФ предписано, что таковыми являются базовые национальные ценности, носителями которых являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество [1].

Категория «нравственность» в различных источниках определяется как этические нормы и правила поведения, совесть, внешнее проявление духовной жизни, принятие внешних абсолютных императивов, проявляющееся в поведении человека, мораль. В психологическом аспекте нравственность - это характеристика психологической структуры личности, принимающей или отвергающей требования общества, осознанная необходимость или потребность исполнения моральных норм [19].

В качестве рабочего определения категории «нравственность» рассматривается определение Б. Т. Лихачева [20, с. 263] - это освоение и внутреннее принятие общественной морали, регулирующей индивидуальное коллективное поведение человека с опорой на мировоззренческие убеждения и чувство совести. Нравственность определяет правила и способы отношений, поступков, действий индивида. По мнению М. Н. Бахтина [21], предназначение человека заключается в признании своей единственности, которая претворяется в жизнь через ответственные поступки. Каждое действие человека должно быть пропущено через нравственное сознание.

Специфика духовно-нравственного воспитания определяется его содержанием - системой ценностей и моральных норм, обеспечивающих аксиологический состав духовно-душевного мира личности, который нельзя измерить однозначно. Духовно-нравственное воспитание пронизывает все стороны жизни детей. Ценности и нормы являются средством оценивания регуляции актов сознания, поведения и деятельности каждого воспитанника и коллектива в целом. Сама содержательная форма слова «духовно-нравственное воспитание» указывает на онтологически определенный характер созревания личности, который обладает свойством протяженности во времени и не терпит форсирования. Под влиянием изменений социально-культурного контекста аксиологический состав имеет высокие значения вариативности. Следовательно, результативность духовно-нравственного воспитания оценить очень трудно.

В определении понятия «духовно-нравственное воспитание» мы исходим из классического определения педагогического процесса как взаимодействия. Педагогическое взаимодействие включает в себя: субъектов, которые совершают взаимные воздействия в отношениях «человек - человек»; содержание, которое создается действиями в адрес друг друга. По мнению Н. Е. Щурковой, педагогическое взаимодействие характеризуется тем, что каждый из партнеров занимает позицию признания человека как ценности [15]. Этому процессу присущи такие свойства, как систематичность, динамизм, планомерность. Педагог определяет наиболее благоприятный характер протекающего взаимодействия, придает ему целесообразность, педагогический смысл, направленность.

В понятие «духовно-нравственное воспитание» необходимо, по нашему мнению, включить характеристики деятельности, которые обеспечивают достижение педагогической цели. Именно деятельность субъекта преобразует совокупность внешних влияний в новообразования личности. А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов теоретически и практически доказали, что совместная деятельность детей и взрослых, духовно-насыщенная, творческая, общественно полезная обеспечивает уровень гармонии в личности самости и социумности. Эти два полюса направленности личности - на себя и на общество -характеризуют глубину индивидуальности личности и ее адекватные взаимосвязи с внешним природным и социальным миром. Любая деятельность предполагает выявление и раскрытие ценностного содержания окружающего мира, обнаружения в нем социального значения и личностного смысла. Мы полагаем, что приоритетными в процессе духовно-нравственного воспитания являются виды деятельности, которые осуществляются воспитанником в «поле» собственного понимания и непосредственного переживания, имеют диалогический характер, предполагают участие детей в «воспроизводстве социокультурной жизни в роли пользователей уже имеющихся социальных структур и культурных образцов», стимулируют к самосовершенствованию.

Духовно-нравственное воспитание рассматриваем как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие духовности и нравственности как качеств личности в специально организуемой совместной духовно ориентированной, культурно-творческой, общественно полезной деятельности детей и взрослых [22].

Опираясь на исследования Н. С. Розова [13], П. В. Степанова [4], И. И. Фришман [23], Г. И. Чижаковой [14], Н. Е. Щурковой [15], таксономии целей в аффективной сфере Д. Кратвола [24], результат духовно-нравственного воспитания можно описать через категории: восприятие, усвоение, принятие, распределение.

Совокупность этих категорий дает возможность выделить последовательные уровни конкретизации педагогической цели духовно-нравственного воспитания: развитие духовности и нравственности как качеств личности.

Первый уровень - восприятие, означает способность воспитанника воспринимать явления, стимулы (информацию) извне, реагировать, проявлять интерес к знаниям о ценностях, духовной жизни и духовных явлениях, нравственных нормах, истории и культуре.

Второй - усвоение, предполагает переработку и преобразование общественного опыта, ценностей и нравственных норм, правил поведения в собственные суждения, формирование представлений об идеале.

Третий - принятие и распределение, предусматривает полное внутреннее согласие и отстаивание усвоенных ценностей, общественных норм, распространение ценностных ориентаций, общепринятых норм на свое поведение и деятельность.

Такой подход позволяет показать взаимосвязанные изменения в эмоциональной и рациональной сферах личности в процессе духовно-нравственного воспитания, описать цели этого процесса максимально ясным, конкретным языком.

Обозначенные выше положения о специфике воспитательной деятельности духовно-нравственной направленности стали теоретической и методической основой проекта «Ребята с нашего двора», который с 2016 г. реализуют студенты-волонтеры Соликамского государственного педагогического института (филиала) Пермского государственного национального исследовательского университета. Проект предполагает организацию волонтерами - будущими педагогами воспитательной деятельности на площадках досуга и отдыха в каникулярное время. Волонтеры работают с неформальными разновозрастными детскими объединениями, в состав которых входят дети и подростки «группы риска», социально опасного положения, группы «норма». Изначально разовая добровольческая акция студентов постепенно превратилась в долгосрочный проект, стала отдельной формой педагогического волонтерства. Переход к сезонной, планомерной, целенаправленной работе с детьми во многом предопределила духовно-нравственная направленность воспитательной деятельности волонтеров и осознание добровольцами значимости их деятельности для себя лично, для детей и социума.

Приступая к организации воспитательной деятельности духовно-нравственной направленности на площадках досуга и отдыха, необходимо учитывать ряд ограничений. Во-первых, особенности каникулярного времени, когда дети и подростки настроены преимущественно на отдых, развлечение и не мотивированы на целенаправленное осмысление духовной культуры и морали, на самоанализ и самоизменение. Во-вторых, короткий срок пребывания детей и подростков на площадке досуга и отдыха (от 1 до 6 недель), в-третьих, возрастная и групповая неоднородность коллектива. Еще одно ограничение - это отсутствие материально-технических и финансовых ресурсов для организации деятельности разновозрастного детского объединения на площадках досуга и отдыха и использование в качестве воспитателей людей, не имеющих полноценной профессиональной подготовки к осуществлению воспитательной деятельности.

С учетом имеющихся ограничений отбор видов и форм совместной деятельности волонтеров и воспитанников на площадке досуга и отдыха должен осуществляться по следующим основаниям: отражение всех сфер взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и миром; использование ценностного содержания и эмпирического материала, связанного с жизнедеятельностью воспитанников в конкретном социуме; все формы и виды деятельности, в которые включены воспитанники, имеют созидательный характер, направлены на саморазвитие, самоизменение, самовоспитание; возможность для демонстрации культурных образцов поведения и деятельности; создание условий, ситуаций инициирования духовных усилий ребенка на самоанализ деятельности и поведения.

В условиях кратковременного взаимодействия волонтеров и разновозрастного объединения детей возможна организация следующих видов деятельности и использование соответствующих форм:

Ценностно-насыщенное проблемное общение детей и взрослых с использованием диалоговых форм взаимодействия: этические, проблемные беседы с представителями различных профессий, деятелями культуры, спорта, ветеранами войны, тружениками тыла и др., просмотр и обсуждение документального или художественного видеоматериала с выраженным ценностным содержанием. Темы встреч должны затрагивать личный опыт детей, способствовать его оцениванию и осмыслению [22].

Духовно-нравственному развитию личности ребенка способствуют ситуации, события, где необходимо самостоятельно делать нравственный выбор, оценивать себя и свои мысли, поступки. Сюжетно-ролевые игры, тренинги зарекомендовали себя как наиболее подходящие формы для моделирования жизненных ситуаций и совместного поиска приемлемых

способов выхода из них. Важно, чтобы в процессе игры воспитанники узнали, почувствовали, поняли, что свобода выбора всегда сопряжена с ответственностью за него. В работе с разновозрастным объединением волонтеры часто используют методики И. П. Иванова, И. И. Фришман, Н. Е. Щурковой: коллективное творческое дело, социодрама, пять минут с искусством, магазин одной покупки, мое послание этому миру и др.

Добровольцы вместе с детьми изучают прошлое территории своего проживания (района, города, поселка и т. п.), ее историко-культурное наследие, а также прошлое семьи каждого воспитанника, вписанное в исторический контекст этой территории. Подобная деятельность актуализирует ценностное отношение воспитанников к своей семье и ее традициям, малой родине, к культурно-историческому наследию территории. Основные формы работы с детьми - экскурсии, историко-краеведческие квесты, ведение дневника исследователя. Дети сами презентуют результаты своей исследовательской деятельности, составляют и проводят экскурсии и демонстрируют значимые для них лично и социума объекты, составляют экспозиции из семейных реликвий и предметов прошлого, разрабатывают проекты арт-объектов, связанных с историей и культурой территории.

Особое место в работе с детьми на площадках занимает организация волонтерами общественно полезного труда, который предполагает деятельное участие воспитанников в экологических, трудовых и благотворительных акциях. Задача волонтеров раскрыть ценностную сторону труда, сделать его созидательным. Особое значение в данном случае имеет именно личная инициатива воспитанников. Исходя из личных наблюдений, оценки социальной ситуации, дети сами должны выбрать объекты заботы (кому они хотели бы помочь) и возможные формы этой помощи. Волонтеры выступают в качестве посредника, модератора: исходя из детской инициативы, создают игровую ситуацию для коллективного труда, при необходимости помогают с поиском ресурсов, инвентаря, помогают увидеть воспитанникам значимость проделанной совместной работы. А. С. Макаренко подчеркивал нравственные основы организации общественно полезной трудовой деятельности: «Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете воспитывать его... Нравственно, если он не будет участвовать в общественной жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата»[25, с. 95].

Для создания ситуаций яркого, эмоционально насыщенного со-бытия детей и взрослых в поле культуры, традиций и ценностей волонтеры создают условия для деятельного участия воспитанников и членов их семьи в народных праздниках, праздниках территории, дворовых фестивалях, ярмарках и др. Подобные совместные творческие дела демонстрируют всем субъектам воспитательного процесса культурные образцы организации досуга.

Все виды совместной деятельности волонтеров и воспитанников на площадке досуга и отдыха решают комплекс задач духовно-нравственного воспитания. Освоение культуры, ценностей, норм морали, правил поведения на площадке происходит через ведение проблемного диалога со взрослыми, игровую отработку навыков нравственного поведения, переживание событий прошлого своей семьи и территории, совместный общественно полезный труд и насыщенный творческий досуг.

Опора на обозначенные выше теоретические положения при подготовке студентов-волонтеров к работе на площадках досуга и отдыха, при разработке программ совместной деятельности разновозрастного детского объединения и волонтеров позволяет достичь положительных результатов в духовно-нравственном воспитании детей.

Список литературы

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: http://www.ipk74.ru/files/projects/fgos/fgos3.pdf (дата обращения: 19.09.2020).

2. Ляшенко М. И., Лебедева Г. А. Готовность студенческой молодежи к волонтерской работе с детьми «группы риска» // Успехи современной науки и образования. 2016. № 11(1). С. 173-177.

3. Селиванова Н. Л. Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя: сб. науч. тр. / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. СПб., 2005. 236 с.

4. Степанов П. В. Структура воспитательной деятельности педагога. М.: АНО ИД «Педагогический поиск», 2017. 128 с.

5. Андреев В. И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 272 с.

6. Бахчиева О. А. Духовно-нравственное воспитание учителя. М.: Экспо-Медиа-Пресс, 2014. 260 с.

7. Метлик И. В., Гальцева Г. Н. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. 264 с.

8. Пашков С. В. Проблемы духовно-нравственного воспитания российской молодежи в контексте взаимодействия школы и православной церкви // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2007. Т. 13. С. 123-129.

9. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: ИМПТЭО. 1997. 85 с.

10. Шитякова Н. П., Верховых И. В. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. 197 с.

11. Винницкая Н. В., Шабалина Е. П. Духовно-нравственное воспитание: религиозно-этические ценности: учебно-метод. пособие для студентов. Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО». 2015. 89 с.

12. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1993. 80 с.

13. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. 194 с.

14. Чижакова Г. И. Лекции по педагогической аксиологии: учебное пособие. Красноярск: КГПУ 1997. 138 с.

15. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Пед. общество России, 2002. 224с.

16. Ямбург Е. А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996. 352 с.

17. Зинченко В. П. Живое знание: психологическая педагогика: материалы к курсу лекций. Самара: Самарский ГПУ, 1998. 216 с.

18. Маслоу А. Гуманистическая теория личности // Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теория личности. СПб.: Питер, 2014. С. 479-521.

19. Шматова В. П. Духовно-нравственное воспитание: психология: учебное пособие. СПб.: Пресса. 2009. 127 с.

20. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей: Юрайт, 1998. 464 с.

21. Бахтин М. М. Философия поступка // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986. 82 с.

22. Ляшенко М. И. Модель педагогической деятельности волонтеров по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних по месту жительства // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. № 6. С. 191-202.

23. Фиршман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Академия, 2001. 160 с.

24. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

25. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / сост. и авт. вступ. статьи В. В. Кумарин. М.: Академия, 1972. 185 с.

Ляшенко Мария Игоревна, ассистент кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамский государственный педагогический институт (филиал) (ул. Северная, 44, Соликамск, Россия, 618540). E-mail: mariya852@mail.ru

Материал поступил в редакцию 30.09.2020

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-1-9-17

SPIRITUAL AND MORAL DIRECTION OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF VOLUNTEERS AT LEISURE AND RECREATION SITES

M. I. Lyashenko

Perm State National Research University, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch),

Solikamsk, Russian Federation

The article raises the question of finding effective forms and means of overcoming the value disorientation of the younger generation. As a solution to this problem, the author proposes to use the volunteer resource of student youth, to attract future teachers to work with children's associations of different ages at leisure and recreation sites. The content, purpose, objectives, methods and forms of interaction between volunteers and children at such sites determine the spiritual and moral orientation of their joint activities.

To understand the specifics of such social practice, the author of the article presented the rationale for the peculiarities of educational activities of a spiritual and moral orientation, concretized the pedagogical goals and the result of this activity, taking into account possible restrictions, methods of selecting specific types and forms of interaction between children and volunteers, which allow initiating the spiritual efforts of pupils to self-analysis of activities and behavior, to motivate them to choose creative ways of self-realization.

These theoretical propositions have been tested in practice and have proven their effectiveness within the framework of the "Guys from Our Yard" project, which has been implemented for five years by students of the Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of the Perm State National Research University.

The materials proposed in the article can be used by volunteer associations, student pedagogical teams for organizing educational activities of a spiritual and moral orientation at leisure and recreation sites (or in working conditions with children's associations of different ages at the place of residence).

Key words: spiritual and moral education, volunteering, educational activities at leisure and recreation sites, children's association of different ages.

References

1. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia] (in Russian). URL: http:// www.ipk74.ru/files/projects/fgos/fgos3.pdf (accessed 19 September 2020).

2. Lyashchenko M. I., Lebedeva G. A. Gotovnost' studencheskoy molodezhi k volonterskoy rabote s det'mi "gruppy riska" [Readiness of student youth to volunteer work with children at risk]. Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya, 2016, no. 11 (1), pp. 173-177 (in Russian).

3. Selivanova N. L. Razvitiye lichnostno-professional'noy pozitsii pedagoga kak vospitatelya: sbornik nauchnykh trudov [Development of the personal and professional position of the teacher as an educator: collection of scientific papers]. Saint Petersburg, 2005. 236 p. (in Russian).

4. Stepanov P. V Struktura vospitatel'noy deyatel'nosti pedagoga [The structure of the educational activity of the teacher]. Moscow, Pedagogicheskiy poisk Publ., 2017. 128 p. (in Russian).

5. Andreyev V I. Pedagogicheskaya etika: innovatsionnyy kurs dlya nravstvennogo samorazvitiya [Pedagogical ethics: an innovative course for moral self-development]. Kazan, Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy Publ., 2012. 272 p. (in Russian).

6. Bakhchiyeva O. A. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye uchitelya [Spiritual and moral education of the teacher]. Moscow, Ekspo-Media-Press Publ., 2014. 26

7. Metlik I. V, Gal'zeva G. N. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye: voprosy teorii, metodologii i praktiki v rossiyskoy shkole [Spiritual and moral education: questions of theory, methodology and practice in the Russian school]. Moscow, PRO-PRESS Publ., 2012. 264 p. (in Russian).

8. Pashkov S. V. Problemy dukhovno-nravstvennogo vospitaniya rossiyskoy molodezhi v kontekste vzaimodeystviya shkoly i pravoslavnoy tserkvi [Problems of Spiritual and Moral Education of Russian Youth in the Context of Interaction between the School and the Orthodox Church]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova, 2007, vol. 13, pp. 123-129 (in Russian).

9. Petrakova T. I. Dukhovnye osnovy nravstvennogo vospitaniya [Spiritual foundations of moral education]. Moscow, IMPTEO Publ., 1997. 85 p. (in Russian).

10. Shityakova N. P. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye shkol'nikov: problemy, teorii, tekhnologii: uchebnoye posobiye [Spiritual and moral education of schoolchildren: problems, theories, technologies: textbook]. Chelyabinsk, SUSHPU Publ., 2016. 197 p. (in Russian).

11. Vinnitskaya N. V., Shabalina E. P. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye: religiozno-eticheskiye tsennosti: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya studentov [Spiritual and moral education: religious and ethical values: teaching aid for students]. Biysk, AGAO Publ., 2015. 89 p. (in Russian).

12. Karakovskiy V. A. Stat' chelovekom. Obshchechelovecheskiye tsennosti - osnova tselostnogo uchebno-vospitatel'nogoprotsessa [Become human. General human values - the basis of a holistic educational process]. Moscow, Pedagogika Publ. 1993. 80 p. (in Russian).

13. Rozov N. S. Filosofiya gumanitarnogo obrazovaniya (tsennostnye osnovaniya bazovogo gumanitarnogo obrazovaniya v vysshey shkole) [Philosophy of humanitarian education (value foundations of basic humanitarian education in higher education)]. Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 1993. 194 p. (in Russian).

14. Chizhakova G. I. Lektsii po pedagogicheskoy aksiologii: uchebnoye posobiye [Lectures on pedagogical axiology: textbook]. Krasnoyarsk, KSPU Publ., 1997. 138 p. (in Russian).

15. Shhurkova N. E. Pedagogicheskaya tekhnologiya [Pedagogical technology]. Moscow, Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii Publ., 2002. 224 p. (in Russian).

16. Yamburg E. A. Shkola dlya vsekh [School for all]. Moscow, Novaya shkola Publ., 1996. 352 p. (in Russian).

17. Zinchenko V P. Zhivoye znaniye: psikhologicheskaya pedagogika: materialy k kursu lektsiy [Living knowledge: psychological pedagogy: materials for the course of lectures]. Samara, Samarskiy SPU Publ., 1998. 216 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Maslou A. Gumanisticheskaya teoriya lichnosti [Humanistic theory of personality]. Teoriya lichnosti [Personality theory]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2014. Pp. 479-521 (in Russian).

19. Shmatova V. P. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye: psikhologiya: uchebnoye posobiye [Spiritual and moral education: psychology: a textbook]. Saint Petersburg, Pressa Publ., 2009. 127 p. (in Russian).

20. Likhachev B. T. Pedagogika. Kurs lektsiy: uchebnoye posobiye dlya studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy [Pedagogy. Course of lectures: textbook for students of pedagogical educational institutions]. Moscow, Prometey, Yurayt Publ., 1998. 464 p. (in Russian).

21. Bakhtin M. M. Filosofiya postupka [Philosophy of action]. Filosofiya i sotsiologiya nauki i tekhniki [Philosophy and Sociology of Science and Technology]. Moscow, Nauka Publ., 1986. 82 p. (in Russian).

22. Lyashenko M. I. Model' pedagogicheskoy deyatel'nosti volonterov po dukhovno-nravstvennomu vospitaniyu nesovershennoletnikh po mestu zhitel'stva [Model of pedagogical activity of volunteers for spiritual and moral education of minors at the place of residence]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl', 2017, no. 6, pp. 191-202 (in Russian).

23. Firshman I. I. Metodika raboty pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh pedagogicheskikh zavedeniy [Methodology of the teacher of additional education: textbook. manual for student higher pedagogical institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2001. 160 p. (in Russian).

24. Bespal''ko V. P. Slagayemye pedagogicheskoy tekhnologii [Components of pedagogical technology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 192 p. (in Russian).

25. Makarenko A. S. Kollektiv i vospitaniye lichnosti [Team and personality education]. Moscow, Akademiya Publ., 1972. 185 p. (in Russian)

Lyashenko M. I., Teaching Assistant, Perm State National Research University, Solikamsk State

Pedagogical Institute (branch) (ul. Severnaya, 44, Solikamsk, Russian Federation, 618540).

E-mail: mariya852@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.