ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION
Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 4. С. 41-52. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (4): 41-52.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 378.1
DOI 10.21510/18173292_2022_98_4_41_52
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ
1 2 Рустам Закирович Алмаев , Эльвира Валерьевна Мухаметзянова
1 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия, almaev_history@mail.ru, ORCID 0000-0002-1309-0266
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Стерлитамак, Россия, elval@mail.ru, ORCID 0000-0001-5852-0365
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы внедрения и реализации проектной деятельности в системе высшего профессионального педагогического образования, обусловленные обновлением профессиональных и школьных стандартов. Под проектной деятельностью понимается поэтапная, спланированная деятельность, направленная на достижение практически полезного результата, решение значимой проблемы в соответствии с поставленной целью, включающая обоснование используемых ресурсов и просчет рисков. Целью исследования является изучение опыта организации проектной деятельности, преимущественно студентов исторических профилей, по созданию прикладных проектов, в том числе, ориентированных на создание цифрового контента на основе исторической, либо методической темы. Исследование основывается на системном подходе, который включает совокупность методов, используемых в деятельностном, технологическом и личностно-ориентированном подходах к образованию.
Результаты. Осуществлены описание и рефлексия опыта реализации проектной деятельности студентов, обучающихся у преподавателей кафедр истории Отечества и методики преподавания истории Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета и Отечественной истории Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Прикладной характер исследования опирается на описание этапов осуществления проектной деятельности студентов с учетом специфики гуманитарного образования и необходимостью создания реального продукта, а также возможностью его коммерциализации. В статье предложены варианты прикладных проектов в области исторического образования, технология их подготовки, включающая характеристику стадий подготовки проекта. Особое внимание уделяется проектам патриотической направленности. В рамках документационного оформления прикладного проекта даются рекомендации по формулировке тем проектов, их обоснованию, структуре и содержанию аналитической и практической частей, заключения и приложений. Материалы исследования могут быть полезны преподавателям, работающим в системе гуманитарного
© Алмаев Р.З., Мухаметзянова Э.В., 2022
образования, студентам, осуществляющим подготовку проектов, методистам.
Ключевые слова: проектная деятельность, ФГОС 3++, бакалавриат, педагогическое образование, прикладные проекты, патриотическое воспитание, высшее образование, история
Для цитирования: Алмаев Р.З., Мухаметзянова Э.В. Организация проектной деятельности студентов бакалавриата в системе профессионального педагогического образования по истории // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №4 (98). С. 41-52.
THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION
Original article.
ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES OF BACHELOR STUDENTS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN
HISTORY
1 2 Rustam Z. Almaev , Elvira V. Mukhametzyanova
1 Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia, almaev_history@mail.ru, ORCID 0000-0002-1309-0266 Sterlitamak Branch of Bashkir State University, Sterlitamak, Russia, elval@list.ru, ORCID 00000000-0001-5852-0365
Abstract. The article discusses the issues of project implementation in the system of higher professional pedagogical education, due to the renewal of professional and school standards. Project activity refers to a step-by-step, planned activity aimed at achieving a practically useful result, solving a significant problem in accordance with the set goal, includingresource justification and risks. The research purpose is to study the experience of organizing project activities, mainly students of historical magors, to create applied projects, including those focused on creating digital content based on historical or methodological topics. The research is based on a systematic approach that includes a set of methods used in activity-based, technological and personality-oriented approaches to education.
Results. The article describes and reflects the experience of project implementation of students studying by teachers of the Departments of the History of the Fatherland and Teaching Methodology forHistory of the Sterlitamak Branch of Bashkir State University and the National History of Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla.
The applied nature of the research is based on the description of the stages of implementation of students' project activities, taking into account the specifics of humanitarian education and the need to create a real product and the possibility of its commercialization. The article offers options for applied projects in the field of historical education and the technology of their preparation, including the characteristics of the stages of project preparation. Special attention is paid to patriotic projects. As part of the documentation of the applied project, recommendations are given on the formulation of the project topic, its justification, structure and content of the analytical and practical parts, conclusions and appendices. The research materials can be useful for teachers working in the humanitarian education system, students preparing projects and methodologists.
Keywords: teacher-tutor; tutor position; diagnostics; education; professional competence; professionally important qualities; education; upbringing; professional development.
For citing: Almaev R.Z., Mukhametzyanova E.V. Organization of project activities of undergraduate students in the system of professional pedagogical education in history. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 98(4): 4152.
Введение. Актуальность исследования обусловлена инновационными процессами в системе высшего профессионального образования, в частности, внедрением учебной дисциплины «Проектная деятельность» в рамках обновленного ФГОС 3++ [1, 2, 3]. В соответствии с требованиями стандарта ее введение ориентировано на реализацию комплекса задач профессиональной деятельности, в том числе проектной. Овладение основами проектной деятельности заложено в концепции «Ядра высшего педагогического образования», на основе которой весной 2022 г. разрабатывались единые учебные планы для педагогических вузов страны. Этим продиктовано появление у студентов Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» начиная с 2022/2023 учебного года дисциплины «Методы исследовательской/проектной деятельности». Проектирование является важной компетенцией современного учителя вообще, учителя истории в частности, так как его элементы комплексно используются в процессе разработки рабочих программ, сценариев уроков, мероприятий, при руководстве подготовкой ученических проектов на уроках, во внеурочной деятельности.
Цель статьи - рассмотреть опыт организации проектной деятельности студентов бакалавриата по созданию прикладных проектов по истории.
Методология исследования. Под проектной деятельностью понимается поэтапная, спланированная деятельность, направленная на достижение практически полезного результата, решение значимой проблемы, в соответствии с поставленной целью, включающая обоснование используемых ресурсов и просчет рисков. Важным компонентом является управление данной деятельностью и осуществление постоянного мониторинга ее реализации.
Вопросы внедрения и реализации проектной деятельности в системе высшего профессионального педагогического образования, в том числе в контексте соотношения с научно-исследовательской деятельностью, рассмотрены в статье Н.В. Бордовской и Е.А. Кошкиной [4] и учебно-методическом пособии Е.А. Киселевой и К.А. Поташовой [5]. В данных публикациях осуществляется сравнительный анализ научно-исследовательской и проектной деятельности, их соотношения в системе высшего образования, научно-методические основы реализации проектной деятельности: сущность технологии проекта, этапы педагогического проектирования, классификации проектов, соотношение компетенций, формируемых в процессе осуществления проектной деятельности на уровне бакалавриата и магистратуры.
Другая группа публикаций носит практико-ориентированный, методический характер. В них описывается опыт реализации проектной
деятельности в системе высшего образования, в том числе при подготовке учителей истории. Среди подобных публикаций интерес представляют статьи Т.П. Крашенниковой [6], М.Г. Цыреновой, И.Г. Аюшиевой [7].
Материалы и методы исследования. Исследование основывается на принципе системности, который включает совокупность методов, используемых в деятельностном, технологическом и личностно ориентированном подходах к образованию. В ходе работы осуществлены анализ научных публикаций, соответствующих тематике исследования, а также описание и рефлексия опыта реализации проектной деятельности студентов кафедры истории Отечества и методики преподавания истории Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета и кафедры Отечественной истории Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
Концепция статьи опирается на предметно-центрированный анализ, в рамках которого характеризуются принципы и алгоритмы реализации проектной деятельности студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (история). В статье используется категориальный аппарат проектной деятельности, а также применяются методы системного анализа студенческих проектов, включающие поэтапное освещение соответствующих действий по созданию прикладных проектов.
Исследование носит прикладной характер, в рамках которого решается практическая задача по реализации проектной деятельности студентов-историков, даются научно-методические рекомендации по организации их деятельности, нацеленной на создание проектов, носящих практико-ориентированный характер в системе исторического образования.
Результаты эмпирического исследования.
Проектная технология в системе профессионального педагогического образования реализуется комплексно, как в рамках изучения учебных дисциплин, так и посредством специально организуемых форм работы по созданию проектов гуманитарной направленности. В процессе обучения она предполагает применение различных видов проектов: исследовательских (написание научных статей, аннотаций, рецензий, эссе), информационных (докладов, презентаций, видеороликов), творческих (разработка игр, сценариев мероприятий), методических (проектирование студентами рабочих программ, сценариев уроков и мероприятий), практико-ориентированных, прикладных (создание реального продукта), смешанных (сочетающих элементы разных типов).
В условиях единой образовательной политики Стерлитамакского филиала БашГУ была предложена модель курсового проекта, включающая элементы классической проектной работы коммерческой направленности, что вызвало существенный интерес студентов-историков, так как в сфере гуманитарных наук чаще создаются социальные и научно-исследовательские проекты. В процессе теоретической подготовки студенты познакомились с технологией
44
проектной деятельности, научились определять цели и задачи проекта, осуществлять его инициацию и планирование, этапы подготовки в том числе посредством использования специальной программы MSProject. Определенные трудности вызвала необходимость описания бизнес-процесса, что предполагало формирование бюджета, составление сметы, выявление рисков и планов управления рисками.
В практической части студентам предстояло реализовать данные умения в области исторического образования. На наш взгляд, оптимальной моделью проектной работы, с учетом необходимости выполнения экономической составляющей, стали прикладные проекты, ориентированные на создание цифрового контента на основе какой-либо исторической, либо методической темы.
В процессе подготовки студенты были поделены на группы (команды) по 3-4 человека, которые должны были определить проектную идею, общий замысел, начать разработку. Для более успешной адаптации студентов к новой форме деятельности было предложено ознакомиться с проектами Российского исторического общества [8], проектом профессора Б.Н. Миронова «Социальная история. Историческая социология. Историческая психология. Антропометрическая история» [9].
Выбор темы проекта осуществлялся в соответствии с областью профессиональной подготовки студентов. Кроме того, идея проекта должна была иметь практико-ориентированный характер, обладать новизной и перспективами развития. Студентам были предложены проекты прикладной направленности: создание виртуальных экскурсий и музеев, разработка информационных и методических сайтов, исторических викторин на специальных платформах, документальных фильмов краеведческой направленности с использованием архивных документов, материалов краеведческих музеев и им подобные.
Формулировка названия проекта должна иметь завершенный характер, отражающий название готового продукта, а не процесс по его созданию. Примерами подобного рода выступают названия «Онлайн-платформа по истории гражданской войны в России как ресурс взаимодействия учителя и ученика в процессе подготовки исследовательских проектов обучающихся»; «Экскурсионный тур "По историческим местам движения Емельяна Пугачева"», «Сайт "СССР в период перестройки" как информационный ресурс организации дискуссионных форм работы обучающихся в школьном курсе истории» и т.д.
Разработка проектов носила поэтапный характер, последовательно, на практических занятиях, в форме групповых «мозговых штурмов», выполнялись отдельные элементы проекта с промежуточной демонстрацией результатов, осуществлялась своевременная коррекция и консультирование студентов. Взаимодействие носило интерактивный характер, в процесс обсуждения включались студенты разных проектных групп.
45
Полученные результаты имели хорошие внедренческие перспективны. Так, в рамках предназначенного для школьников путеводителя по мифам и легендам родного края «Переместившись в прошлое, я познаю мифы родного края: Мифологическая карта Башкортостана» [10] был создан оригинальный контент, представляющий собой современную карту Башкортостана, с обозначенными географическими пунктами и объектами природных памятников (реки, горы, леса, озера), графическое обозначение которых одновременно является гиперссылкой на мифы, отражающие историю того или иного природного объекта. После прочтения мифа посетителю сайта предлагается разгадать загадку, связанную с мифом, либо поиграть в соответствующую башкирскую национальную игру.
Проект «Исторический багаж г. Стерлитамака. История в чемодане» [11] был разработан студентами в ракурсе общероссийского историко-просветительского проекта «Исторический багаж». Он представляет собой серию интерактивных выставок, посвященных истории отдельных городов и деревень России на пути следования поездов [12] и содержит информационный контент о ярких вехах истории города: как город стал столицей Башкирии, его жизнь в военные годы и т.д.
Проект «Путешествие по этнической деревне Башкортостана» представляет собой виртуальный музей, где представлены культура и быт таких народов, как русские, башкиры, мордва [13]. Интерфейс сайта включает вкладку «Экскурсионные залы», которая дает возможность ознакомиться с убранством русской и мордовской изб, башкирской юртой. В процессе подготовки проекта студенты использовали специализированную литературу, а также материалы этнографических музеев. Просветительский проект ориентирован на дальнейшее наполнение, в рамках продолжения работы над ним планируется включить экскурсионные залы с описанием быта других народов Башкортостана, дополнить ресурс методическим контентом: тестами, загадками, вопросами для активизации познавательного интереса посетителей сайта. Важное значение в процессе подготовки проекта имеет выбор надежной платформы и возможность сохранения контента.
Определенный интерес представляет студенческий проект «Туристический маршрут по историческим местам движения Емельяна Пугачева». Авторами была разработана карта туристического маршрута по территории Мелеузовского и Ишимбайского районов Республики Башкортостан, а также содержательно разработан информационный контент экскурсии. Экономической основой проекта стал расчет экскурсионного пакета с затратами и его продвижение в социальных сетях. Студентами был проработан существенный объем материалов, начиная от нормативной базы экскурсионного дела в России и методики проектирования экскурсий, до основательного изучения исторических источников и научной литературы по данной проблематике.
Курсовые проекты оформлялись в соответствующую документационную форму. Во введении характеризуется актуальность и предпосылки инициации проекта. Выявление актуальности, как правило, осуществляется посредством анализа соответствующей нормативной базы и литературы, изучения похожих интернет-ресурсов и платформ с целью выявления целесообразности осуществления задуманного и постановки задач. Задачи отражают этапы реализации проекта. Так, например, если целью проекта является создание онлайн-платформы, сочетающей возможности методического конструктора школьного исследовательского проекта и его содержательного наполнения, то задачами могут выступать анализ существующих проектов, сбор материалов, выбор платформы, оформление и наполнение сайта, его публикация, защита и продвижение.
Основная часть проектной работы делится на две составляющих -аналитическую и проектную. Аналитическая часть прикладного проекта ориентирована на формирование его концепции на основе глубокого анализа конкурентных продуктов и выявлении их сильных и слабых сторон, что позволяет сформировать свою собственную оригинальную концепцию, прописать и обосновать содержание и план реализации. Необходимо обратить внимание студентов на аспекты, связанные с научностью используемых материалов, наличием корректных ссылок и соблюдением морально-этических и эстетических норм при наполнении онлайн-платформы. В процессе выполнения проекта преподавателю важно осуществлять регулярный контроль над дизайном, навигацией, структурированием сайта и его содержательным наполнением.
Аналитическая часть проекта предусматривает анализ стейкхолдеров, которыми являются заинтересованные или причастные к нему лица и организации, с описанием их роли, интересов в проекте и его продукте, т.е. целевой аудитории. Предусматривается анализ факторов успеха, в частности, допущения и ограничения.
Проектная часть работы включает три подраздела. Первый предполагает материалы, связанные с описанием этапов по созданию онлайн-платформы, характеристикой ее информационного наполнения и запуском продукта. Второй подраздел прописывает механизм реализации и его мультипликативность, т.е. возможность продолжения, расширения или создания аналогичных ресурсов на другом информационном материале, используя данный ресурс как матрицу, что в конечном итоге ориентировано на коммерческую составляющую. Третий раздел включает оценку эффективности и результативности проекта.
Заключение проекта предполагает оценку его практической ценности, краткое описание полученного продукта, выявление перспектив дальнейшего придвижения и анализ возможности мультипликации. Документационное оформление проекта предусматривает наличие списка литературы и перечень анализируемых интернет-ресурсов (сайтов, порталов т.д.). Особенностью
47
наполнения курсового проекта является включение перечня приложений, которые в табличной форме, кратко отражают все его составляющие, что позволяет использовать эти формы для подачи заявок на гранты.
Опыт работы со студентами по подготовке проектов патриотической направленности, накопленный Институтом исторического, правового и социально-гуманитарного образования БГПУ им. М. Акмуллы, также заслуживает внимания. Современность диктует необходимость новых подходов к патриотическому воспитанию молодежи, сохранению исторической памяти, привитию гражданской идентичности. Одним из способов формирования уважительного отношения к государству, его героической истории является исследовательская проектная деятельность. Важное место в учебно-воспитательной работе со студентами также занимает формирование уважительного отношения и любви к избранной специальности. Формированию желания постоянного совершенствования своих профессиональных знаний способствуют гражданско-патриотические, историко-краеведческие конкурсы.
Первый опыт разработки образовательных исследовательских проектов студенты всех профилей вуза получают в рамках конкурса «Уроки мужества». При этом, помимо исторических источников и литературы, используются ресурсы мультимедийного исторического парка «Россия - моя история». Подготовка проектов осуществляется при изучении дисциплины «История» (история России, всеобщая история) под научным руководством преподавателя.
Индивидуальные и групповые проекты разрабатываются по нескольким номинациям конкурса. В номинации «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд» участвуют исследовательские работы, посвященные героизму советских людей на фронте и в тылу. Среди других номинаций конкурса, способствующих формированию патриотизма, глубокого уважения к историческому прошлому страны, следует назвать: «Нравственный подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны», «Поле русской славы», «"Горячие" точки мне сердце сжигают». Практическая реализация проекта выражается в создании социально значимого интеллектуального продукта в форме видеоролика, презентации, интерактивного кроссенса, культурно-просветительского туториала, лонгрида и др., методических рекомендаций для использования в учебной и внеурочной деятельности в школе.
Конкурс проектов «Уроки мужества» проводится в два этапа. После завершения на факультетах (в институтах) первого этапа, лучшие проекты отбираются преподавательским жюри для участия во втором (очном) этапе конкурса. Защиты проектов, приуроченные ко дню Победы, проводятся в майские дни.
В последние годы конкурс проектов «Уроки мужества» приобрел международный характер. В нем принимают участие студенты Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка. Особым успехом пользуются исследовательские проекты, отличающиеся искренностью
48
и эмоциональностью выступления, сопровождающиеся стихотворениями и песнями военных лет [14]. В настоящее время идет работа по созданию цифрового образовательного контента лучших проектов «Уроки мужества».
Определенные навыки проектной деятельности накоплены историками БГПУ им. М. Акмуллы в рамках образовательного проекта «Университетские субботы», ориентированного на выпускников общеобразовательных школ и колледжей. Студентами подготовлен цикл историко-просветительских видеороликов «Наш земляк - летчик Муса Гареев» [15], историко-просветительский ролик «Боевой путь 112-й Башкирской кавалерийской дивизии» [16].
Активность студентов в проектной и научно-исследовательской деятельности выражается в приобретении компетенций, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности. Так, лекторская группа студентов приняла участие в Просветительском марафоне «"И помнит мир, спасенный...". Историческая память о Великой Отечественной войне». Студенты в зале лектория общества «Знания» технопарка БГПУ им. М. Акмуллы представили свои исследовательские проекты учащимся психолого-педагогических классов г. Уфы. Лекции-проекты «Пакт Молотова - Риббентропа. Взгляд из XXI века», «Александр Матросов - героический символ Великой Отечественной войны», «Герой Российской Федерации генерал Минигали Шаймуратов», «Берлинская операция: легенды и факты» позволили школьникам получить новые знания, обратиться к нравственным ориентирам, осознать важность исторического познания.
Реализация социального проектирования позволяет осуществлять воспитание молодежи, направленное на противодействие фальсификации истории, сохранение исторической памяти. Данные научно-исследовательские проекты повышают эффективность патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях активного использования ими социальных сетей.
Заключение. Реализация проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки учителей истории позволяет успешно реализовать универсальные компетенции, нацеленные на развитие системного и критического мышления, а также способствовать формированию патриотизма и гражданственности. В результате выполнения проектной работы студенты учатся ставить цель, определять круг задач и выбирать оптимальные способы их решения, работая в команде. Усвоение алгоритмов разработки и реализации проекта формирует важные компетенции будущего педагога, которые можно будет реализовать при организации проектной образовательной технологии в школе.
Список источников
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
17.05.2012 № 413. - URL : http: // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View /0001202107050027 (дата обращения: 15.09.2022).
2. Проекты Российского исторического общества // Российское историческое общество: историко-документальный просветительский портал:. - 2022 - URL : https://historyrussia.org/proekty.html (дата обращения: 12.09.2022).
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н. - URL : http:// https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 18.09.2022).
4. Бордовская, Н.В., Кошкина, Е.А. Научно-исследовательская и проектная деятельность в системе педагогического образования (уровень бакалавриата и магистратуры) // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Ростов-на-Дону; Таганрог: ЮФУ, 2020. - С. 259-275. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44345375_94764687.pdf (дата обращения: 10.09.2022).
5. Киселева, И.А., Поташова, К.А. Организация научно-исследовательской и проектной деятельности в бакалавриате и магистратуре: учебно-методическое пособие. -Москва: МГОУ, 2019. - 100 с.
6. Крашенинникова, Т.П. Метод проектной деятельности в подготовке магистров по профилю "Историческое образование" // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Учитель истории в социокультурном пространстве Евразии в конце ХХ -начале XXI в.» (Казань, 25-26 марта 2016 г.). - Казань: КФУ, 2016. - С. 254-258.
7. Цыренова, М.Г., Аюшиева, И.Г. Значение проектной деятельности в историческом образовании (из опыта международных образовательных проектов // Материалы международной научно-практической студенческой конференции «Россия и Монголия в XXI в. Новое партнерство» (Улан-Удэ, 29-30 апреля 2014 г.). - Улан-Удэ: МОиН РФ, Бурятский государственный университет, 2014. - С. 22-30.
8. Проекты Российского исторического общества // Российское историческое общество: историко-документальный просветительский портал: - 2022 - URL : https://historyrussia.org/proekty.html (дата обращения: 12.09.2022).
9. Миронов, Б.Н. Социальная история. Историческая социология. Историческая психология. Антропометрическая история: [сайт].. - 2022. - URL : http://www.bmironov.spb.ru / (дата обращения: 12.09.2022).
10. Аскарова, Г.Н., Калабухова, К.Т., Маликов, А.А., Шарипова, Г.А. Проект «Переместившись в прошлое, я познаю мифы родного края: мифологическая карта Башкортостана»: [сайт]. - 2022. - URL : http://mifkartabash.tilda.ws/ (дата обращения: 14.09.2022).
11. Герасимова, Д.А., Губайдуллина, А.Т., Губайдуллина, И.А., Медведева, А.С. Проект «Исторический багаж г. Стерлитамака. История в чемодане»: [сайт]. - 2022. - URL : https://app.site123.com/manager/wizard.php?wu=6228863caa968-6228863caa9a2-6228863caa9db&from=dash# (дата обращения: 17.09.2022).
12. ПроектыРоссийского исторического общества // Российское историческое общество: историко-документальный просветительский портал: - 2022 - URL : https://historyrussia.org/proekty.html (дата обращения: 12.09.2022).
13. Галеева, К.Э., Кичигин, М.В., Цыганов, Д.А. Проект «Путешествие по этнической деревне Башкортостана»: [сайт]. - 2022. - URL: https://matveikichigin.wixsite.com/my-site-1 (дата обращения: 09.06.2022).
14. Студенческий конкурс с международным участием «Уроки мужества» // БГПУ им. М. Акмуллы: [сайт]. - 2022. - URL : https://bspu.ru/unit/5/news/19247 (дата обращения: 14.09.2022).
15. Презентация просветительско-образовательного видеоролика «Урок Победы «Знаешь ли ты историю героев Победы? Наш земляк - летчик Муса Гареев» // БГПУ им. М. Акмуллы: [сайт]. - 2022. - URL : https://bspu.ru/unit/5/news/14835 (дата обращения: 14.09.2022).
16. Историко-просветительский ролик «Боевой путь 112-й Башкирской кавалерийской дивизии // БГПУ им. М. Акмуллы: [сайт]. - 2022. - URL : https://bspu.ru/unit/5/news/19042 (дата обращения: 14.09.2022).
References
1. On approval of the federal state educational standard of secondary general education: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 413 dated May 17, 2012 -Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (accessed 15 September 2022). (in Russian)
2. Projects of the Russian Historical Society. In: Russian Historical Society: historical and documentary educational portal. - 2022. - Available at: historyrussia.org/proekty.html (accessed 12 September 2022). (In Russian)
3. Professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)": order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013 N 544n. - Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf. (accessed 18 September 2022). (In Russian)
4. BordovskayaN.V., KoshkinaE.A. Research and project activities in the system of pedagogical education (bachelor's and master's degrees) [Nauchno-issledovatelskaya i proektnaya deyatelnost v sisteme pedagogicheskogo obrazovaniya (uroven bakalavriata i magistratury)]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennoj Rossii: Pedagogical education in modern Russia: strategic guidelines for development. Rostov-on-Don; Taganrog: SFU Publ. Pp. 259-275. -Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44345375_94764687.pdf (accessed 10 September 2022). (In Russian)
5. KiselevaI.A., PotashovaK.A. Organization of research and design activities in bachelor's and master's programs [Organizaciya nauchno-issledovatefskoj i proektnoj deyateFnosti v bakalavriate i magistrature]. Study guide. Moscow: MGOU Publ, 2019. - 100 p. (In Russian)
6. Krasheninnikova T.P. Metod proektnoj deyatel nosti v podgotovke magistrov po profilyu "Istoricheskoe obrazovanie" [The method of project activity in the preparation of masters in the profile "Historical education"] In: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference «Uchitef istorii v sociokulturnom prostranstve Evrazii v konce XX - nachale XXI v. [The teacher of history in the socio-cultural space of Eurasia in the late XX - early XXI century]." Kazan: KFU Publ., 2016. Pp. 254-258. (In Russian)
7. TsyrenovaM.G., AyushievaI.G. Znachenie proektnoj deyatelnosti v istoricheskom obrazovanii [Value of project activities in historical education (from the experience of international educational projects] // Materials of the international scientific and practical student conference "Rossiya i Mongoliya v XXI v. Novoe partnerstvo [Russia and Mongolia in the XXI century. New partnership]". Ulan-Ude: Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Buryat State University, 2014. Pp. 22-30. (In Russian)
8. Projects of the Russian Historical Society // Russian Historical Society: historical and documentary educational portal - 2022. - Available at: http://historyrussia.org/proekty.html (accessed 12 September 2022). (In Russian)
9. Mironov B.N. Social history. Historical sociology. Historical psychology. Anthropometric history. - 2022. - Available at: http://www.bmironov.spb.ru (accessed 12 September 2022). (In Russian)
10. Askarova G.N., KalabukhovaK.T., Malikov A.A., Sharipova G.A. Project "Having moved to the past, I will learn the myths of my native land: the mythological map of Bashkortostan «Peremestivshis' v proshloe, ya poznayu mify' rodnogo kraya»: mifologicheskaya karta Bashkortostana: [website]. - 2022. - URL : http://mifkartabash.tilda.ws/ (date of access: 14.09.2022). . (In Russian)
11. Gerasimova D.A., Gubajdullina A.T., Gubajdullina I.A., Medvedeva A.S. Project "Historical luggage of the city of Sterlitamak. History in a suitcase". - 2022. - Available at: https://app.site123.com/manager/wizard.php?wu=6228863caa968-6228863caa9a2-6228863caa9db&from=dash# (accessed 17 September 2022). (In Russian)
12. Projects of the Russian Historical Society // Russian Historical Society: historical and documentary educational portal - 2022. - Available at: https://historyrussia.org/proekty.html (accessed 12 September 2022). (In Russian)
13. Galeeva, K.E., Kichigin, M.V., Tsyganov, D.A Project "Journey through the ethnic village of Bashkortostan". - 2022. - Available at: http: matveikichigin.wixsite.com/my-site-1 (accessed 09 July 2022). (In Russian)
14. Student competition with international participation "Lessons of Courage" // M. Akmulla BSPU. - 2022. - Available at: https://bspu.ru/unit/5/news/19247 (accessed 14 September 2022). (In Russian)
15. Presentation of the educational video "Victory Lesson" Do you know the history of the heroes of the Victory? Our fellow countryman - pilot Musa Gareev" // M. Akmulla BSPU. - 2022. - Available at: https://bspu.ru/unit/5/news/14835 (accessed 15 September 2022). (In Russian)
16. Historical and educational video "The battle path of the 112th Bashkir Cavalry Division," M. Akmulla BSPU. - 2022. - Available at: https: //bspu.ru/unit/5/news/19042 (accessed 14 September 2022). (In Russian)
Заявленный вклад авторов статьи:
Рустам Закирович Алмаев - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, освещение опыта по созданию проектов патриотической направленности.
Эльвира Валерьевна Мухаметзянова - освещение методических аспектов технологии подготовки прикладных проектов и их документационного сопровождения, оформление статьи.
The declared contribution of the authors of the article:
Rustam Z. Almaev - theoretical analysis of the literature on the research problem, coverage of the experience in creating patriotic projects.
Elvira V. Mukhametzyanova - coverage of methodological aspects of the technology for preparing applied projects and their documentation support, design of the article.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 14.10.2022; одобрена после рецензирования 10.11.2022; принята к публикации 05.12.2022.
The article was submitted 14.10.2022; approved after reviewing 10.11.2022; accepted for publication 05.12.2022.