УДК 378.14
Илья Викторович Кудинов,
кандидат педагогических наук, доцент, директор института физики, математики, цифровых и нанотехнологий, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа).
E-mail: [email protected]
Гульнара Франгилевна Кудинова,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего языкознания, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа).
E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Ключевые слова:цифровизация,электронное обучение, цифровое образование, массовый открытый онлайн-курс, онлайн-лекция, цифровая образовательная среда.
Аннотация. Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что прорывные /Г-решения в различных областях жизнедеятельности человека, развитие технологий онлайн-обучения, возросшая потребность в быстром и узкоспециализированном образовании в настоящее время принципиально изменяют роль и функции высших учебных заведений. Это прежде всего связано с требованиями времени - трансформацией современной мировой экономики в сторону цифровизации.
Цель работы состояла в получении объективной информации об эффективности применения инновационных форм в образовательном процессе высшей школы. Реализация приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» позволила развернуть национальную интернет-платформу с возможностью интеграции в учебный процесс массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Этот подход открыл новые возможности для университетов в реализации сетевых образовательных программ, в использовании интернет-технологий для формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Априори декларировалось высокое качество МООК и, как следствие, высокое качество образовательных результатов студентов. Однако отдельных исследований по качеству формирования компетенций обучающихся проведено не было. В статье рассмотрены модели организации учебного процесса в высшей школе с применением массовых открытых онлайн-курсов, описан опыт Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы как профильного педагогического вуза, рассмотрены частные методики по онлайн и офлайн обучению в системе высшего образования, представлены экспериментальные данные по внедрению онлайн-лекций как элемента МООК в образовательный процесс педагогического вуза. Изучено мнение студентов о новых формах обучения.
Для цитирования: Кудинов, И.В. Интеграция массовых открытых онлайн-курсов в образовательный процесс педагогического вуза / И.В. Кудинов, Г.Ф. Кудинова// Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - № 3(88). - С. 110-122.
IliaV. Kudinov, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Director of the Institute of Physics, Mathematics, Digital and Nanotechnologies, BashkirStatePedagogicalUniversity named after M.Akmulla (Ufa)
E-mail: [email protected]
Gulnara F.Kudinova, Dr. Sci. (Philology), Professor, Head of the Department of General Linguistics, BashkirStatePedagogicalUniversity named after M.Akmulla (Ufa)
E-mail: [email protected]
INTEGRATION OF MASS OPEN ONLINE COURSES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Keywords: digitalization, e-learning, digital education, mass open online course, online lecture, digital educational environment.
Abstract. The relevance of the problem stated in the article is due to the fact that the role and functions of higher education institutions is fundamentally changing nowadays. It happens thanks to breakthrough IT solutions in various areas of human life, the development of online learning technologies, and the increased need for fast and highly specialized education. This is primarily due to the demands of the time - the transformation of the modern world economy towards digitalization.
The purpose of the work was to obtain objective information about the effectiveness of the use of innovative forms in the educational process of higher education. The implementation of the priority project in the field of education "Modern digital educational environment in the Russian Federation" allowed us to deploy a national Internet platform with the possibility of integrating mass open online courses (MOOCs) into the educational process. This approach has opened up new opportunities for universities to implement online educational programs and use Internet technologies to form individual educational trajectories of students. A priori, the high quality of moocs was declared and, as a result, the high quality of students educational results. However, there were no separate studies on the quality of students' competence formation. The article considers models for organizing the educational process in higher education using mass open online courses, describes the experience of the Bashkir state pedagogical University named after M. Akmulla as a specialized pedagogical university, considers private methods for online and offline training in the higher education system, and presents experimental data on the introduction of online lectures as an element of MOOCs in the educational process of a pedagogical university. The authors as well studied the students' opinions about new forms of education.
For citing: Kudinov, I.V., Kudinova, G.F.(2020) Integratsiya massovykh otkrytykh onlayn-kursov v obrazovatelnyy protsess pedagogicheskogo vuza [Integration of mass open online courses in the educational process of a pedagogical university] Pedagogical journal of Bashkortostan. - No. 3(88):110-122.
DOI: 10/21510/1817-3992-2020-88-3-110-122
Сегодня в большинстве сфер жизнедеятельности человека разрабатываются и внедряются современные инновационные решения, которые часто получают свою реализацию в электронных и виртуальных
средах. Подобные технологии призваны повысить качество работ, снизить трудозатраты на их выполнение, а также реализовать новые, более эффективные формы организации деятельности. Высокие темпы распространения информационно-коммуникационных технологий существенно изменили как саму традиционную модель образовательной системы, так и все дидактические особенности обучения. Сегодня можно смело утверждать, что традиционная модель «учитель - ученик» безвозвратно устарела, а потому требует изменений вся система подготовки будущего учителя в образовательном процессе высшей школы. По нашему мнению, система образования должна и может стать ключевым источником цифровых изменений, но для этого она должна быть флагманом цифровых решений и технологий в преподавании, применять их в своей деятельности и обучать студентов их применению в повседневной жизни. Но насколько готова принять предлагаемые инновации консервативная образовательная система? Какие возможности дает цифровое образование? Как измеряется эффективность инновационных методов образования и как готовят педагогов нового формата? Поиск ответов на эти вопросы отчасти предпринят в данной статье.
Сути онлайн-образования, его истории посвящено уже немало исследований [2; 3; 5; 17; 20]. Ключевые вопросы трансформации традиционного образования, создания цифровой образовательной среды, применения новых форм организации учебного процесса и методов обучения обсуждаются сегодня на конференциях и семинарах различного уровня [1]. Например, уже в 2018 году на дискуссионных площадках Московского, Уфимского и Байкальского международных салонов образования в качестве основного тезиса звучало утверждение, что роль учителя в школе в ближайшем будущем поменяется (и уже изменяется), от посредника-транслятора содержания учебников до консультанта по выбору и навигатора по многообразию контента, окружающего учеников. Главной задачей учителя становится мотивация ученика, помощь в формировании индивидуальных образовательных траекторий без потери системности знаний, формирование у учащегося так называемых зоАзЫ/Ы. Учитель становится в большей степени фасилитатором образовательного процесса, где все его участники равноправно влияют на сам процесс обучения.
Уже сейчас в рамках существующего законодательства, безусловно требующего доработки в части применения информационных технологий в процессе обучения в школе (требования СанПиН и ФГОС), мы видим успешные примеры обучения школьников «на дому» с помощью дистанционных технологий на известных онлайн-платформах (Учи.ру, ИнтернетУрок, Онлайн-школа Фоксфорд и т.д.). Все это ждет выпускника педуниверситета в школах уже сейчас, и в будущем тренд сохранится.
Следовательно, при подготовке учителя будущего необходимо уже сегодня вовлечь студента в процесс формирования своей индивидуальной траектории обучения, развить у него необходимые в данной области
компетенции. Развитие цифровой экономики, современная цифровая модернизация образовательного процесса в школе нацеливают вузы на пересмотр классической формы подготовки студентов и внедрение новых форм организации учебного процесса.
Одним из ответов на современные вызовы является утверждение 26 октября 2016 года Правительством Российской Федерации, в рамках федеральных инициатив «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и «Цифровая экономика Российской Федерации», приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», направленного на создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития Российского цифрового образовательного пространства. Реализация проекта предполагает трансформацию образовательного процесса вуза посредством внедрения массовых открытых онлайн-курсов (далее - МООК) в реализуемые основные и дополнительные образовательные программы [9].
МООК - одна из форм открытого образования, предоставляемого дистанционно через свободный доступ в сети Интернет. Она получила широкое развитие начиная с 2008 года, тогда появился и сам термин [16]. Согласно методическим рекомендациям по организации образовательной деятельности с использованием онлайн-курсов при реализации образовательных программ высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации под онлайн-курсом следует понимать следующее: «онлайн-курс - целенаправленная (обеспечивающая достижение конкретных результатов и направленная на формирование предусмотренных образовательными программами высшего образования компетенций) и определенным образом структурированная совокупность видов, форм и средств учебной деятельности, реализуемая с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на основе комплекса взаимосвязанных в рамках единого педагогического сценария электронных образовательных ресурсов» [7]. Концепция онлайн-курсов опирается на ключевые принципы новой теории обучения: разнообразие авторских подходов, создание условий для принятия самостоятельных решений, построение индивидуальных образовательных траекторий обучения. Онлайн-курсы повышают прежде всего мотивацию и, как следствие, самостоятельность студентов в приобретении компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в глобальном цифровом мире. Применение интернет-технологии создает условия для активного развития, позволяет студентам продемонстрировать свой опыт в обучении, помогает привлекать всех обучающихся к активной деятельности, формировать информационную культуру, активизировать их познавательный интерес. Следует признать, что появление МООК заставило во многом переосмыслить подход к онлайн-обучению и образованию в целом.
В этой связи важно выделить еще одну мировую тенденцию -использование онлайн-курсов как части формального образования. Ведущие российские университеты в последние годы выстроили институциональную практику включения онлайн-курсов (как собственных разработок, так и внешних, включая зарубежные университеты) в учебные планы своих образовательных программ или в индивидуальные учебные планы студентов. Качество онлайн-курсов на ряде онлайн-платформ в текущий момент таково, что курсы, реализуемые в этом формате, можно использовать как полноценную замену учебных дисциплин, входящих в учебные планы университетов. Важно понимать, что массовые онлайн-курсы - это не просто видеофрагмент [8]. Студенты мало чему научатся, если будут просто сидеть и смотреть продолжительное потоковое видео. Онлайн-курс - это набор элементов, необходимых для завершения курса: видеолекции, задания, кейсы, конспекты, встроенные в платформу.
В современных исследованиях выделяют различные виды онлайн-курсов, в первую очередь нам необходимо развести понятия онлайн-курса на МООК и SPOC (Small Private Online Course),SPOC - онлайн-курсы, встроенные в основные образовательные программы вуза с запуском обучения в определенные сроки и закрытой записью обучающихся. Тогда как МООК - это онлайн-курсы с открытой записью обучающихся и неограниченными сроками обучения [16; 18]. Появление в системе высшей школы МООК существенно меняет ситуацию в современном образовании: повышается его доступность, обновляется структура университетов, в практической деятельности каждого преподавателя обеспечивается экономия временных ресурсов, увеличивается практико-ориентированность учебного процесса, внедряются активные методы обучения.
Несмотря на объективный положительный эффект от использования онлайн-курсов в основном образовательном процессе вуза, некоторые авторы задаются вопросом: не являются ли МООК потенциальной угрозой для современных университетов. Важно понимать, что любая инновация требует последовательного внедрения, преодоления некоторого консерватизма образовательной системы. Подобным переходным этапом от традиционной модели обучения к внедрению МООК в БГПУ им.М .Акмуллы стали онлайн-лекции. Онлайн-лекция — это трансляция занятия в сеть Интернет в реальном времени с возможностью массового подключения к трансляции обучающихся с любых устройств. Во время онлайн-лекции слушатели имеют возможность задавать вопросы лектору в текстовой форме. Запись онлайн-лекции ведется операторами с нескольких камер, имеется возможность вставки в трансляцию видеофрагментов и любой информации с экрана компьютера. Трансляция онлайн-лекции записывается, но не публикуется в открытом доступе. Запись трансляции, по запросу, может быть передана лектору для анализа прошедшего занятия [11; 15]. Таким образом, онлайн-лекция является своего рода симбиозом между классической лекцией и семинарским занятием. Подобный формат отличается от онлайн-курса
трансляцией занятия в реальном времени, организацией живого общения лектора и обучающихся. Эта форма реализации обучения предполагает совмещение различных видов взаимодействия со студентами, чередование повествования и медиаматериалов, иным, в отличие от классической лекции, принципом структурирования содержания.
Отметим преимущества онлайн-лекций по сравнению с классическими лекционными занятиями:
1. Массовость, коллективность занятий. Онлайн-лекции позволяют одновременно вести занятия для неограниченного (кроме технических ограничений) количества пользователей.
2. Организация удаленного взаимодействия между обучающимися в аудитории и слушателями онлайн.
3. Удобство для обучающихся. Возможность получать информацию в любом месте без необходимости физического присутствия в аудитории.
4. Возможность подключения к трансляции сторонних экспертов в роли спикеров или внешних слушателей.
5. Немедленная обратная связь с сохранением частичной анонимности. Онлайн-лекции дают возможность задать вопрос в реальном времени и получить на него ответ, без озвучивания вопроса перед всей аудиторией. Студенты не стесняются опосредованно задать вопрос лектору или своим одногруппникам.
6. Совершенствование материалов лекций после внешней экспертной оценки.
7. Невысокая «стоимость» онлайн-лекции для образовательной организации по сравнению с обычными семинарами.
Наряду с плюсами онлайн-лекция имеет и свои минусы:
1. Новый формат работы на первых этапах вызывает сложности у преподавателей, требует дополнительных усилий на трансформацию подходов к обучению и устоявшейся логики выстраивания занятий. В дальнейшем это нивелируется за счет разработанных материалов и апробации занятий.
2. Преподавателю сложно контролировать присутствие и поведение студента на лекции. Этот недостаток снимается внедрением механизмов идентификации личности обучаемого на расстоянии с помощью специальных программных решений (так называемый прокторинг). В то же время сам формат онлайн-лекции и онлайн-обучения в целом подразумевает большую, по сравнению с классической формой, мотивацию и самостоятельность обучающихся и, следовательно, меньший контроль со стороны преподавателя. Помимо всего прочего, правильно построенная онлайн-лекция с наличием интересных примеров, своевременным дистанционным взаимодействием с аудиторией и привлечением к беседе сторонних экспертов не нуждается в прямом контроле обучающихся и наберет большое количество подключений и просмотров.
3. Трудно учитывать, насколько хорошо студенты усвоили материал, так как нет возможности видеть реакцию слушателей, отсутствует визуальный контакт. Правильно составленный комплект оценочных средств к занятию, преобладание творческих заданий, уменьшение количества или отказ от обычных тестовых заданий, ответы на которые можно найти в интернете, проверка сформированности конкретных компетенций позволят получить достоверные данные об усвоении материалов занятия.
Таким образом, все основные минусы онлайн-лекций вполне могут быть сняты посредством правильного структурирования занятия и проектирования новых форм взаимодействия с обучающимися.
В реализованном проекте БГПУ им. М. Акмуллы количество онлайн-лекций в рамках одной дисциплины определялось заведующим кафедрой самостоятельно, тем не менее, авторы методики рекомендовали от 3 до 5 онлайн-лекций по одному курсу. Общая рекомендация заключалась в использовании следующих форматов:
- первая лекция дисциплины - вводная, она проводится преподавателями в обычном режиме на факультетах, последующие занятия -онлайн-лекции, среди которых присутствуют установочная лекция, обзорная лекция, проблемные лекции (от 1 до 3), итоговая лекция.
- авторский принцип преподнесения материала, количество и содержание онлайн-лекций в зависимости от дисциплины.
Мы различаем следующие типы лекций:
• Вводная лекция (метапредметность + роль в профессии). Вводная лекция читается с целью дать студентам общее представление о содержании дисциплины, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, уточняются сроки и формы отчетности.
• Установочная (организационные вопросы, лабораторные + практикумы). Данный вид лекции включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части.
• Лекция-визуализация. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала с помощью различных технических средств обучения или аудиовидеотехники (видеолекция).
• Текущая. Академическая лекция.
• Обзорная (завершение раздела). Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер.
• Заключительная - лекция, завершающая изучение курса или его раздела, обобщение пройденного за весь период.
Особое внимание необходимо уделить такому виду лекции как проблемная лекция. На проблемной лекции теоретический материал подается как неизвестное, которое необходимо открыть, решив сложившуюся
проблемную ситуацию. Ключевая роль преподавателя - прогнозирование стратегии «открытия нового», стратегии обучения, руководство активной деятельностью студентов.
Для создания проблемной ситуации предлагается использовать следующие приемы [13]:
- прямая постановка проблемы;
- проблемное задание в виде вопроса;
- сообщение информации, содержащей противоречие;
- сообщение противоположных мнений по любому вопросу;
- обращение внимания на то или иное жизненное явление, которое нужно объяснить;
- сообщение фактов, вызывающих недоумение;
- сопоставление жизненных представлений с научными;
- постановка вопроса, на который должен ответить студент, прослушав часть лекции, и сделать выводы.
Использование хотя бы одной проблемной лекции в курсе особенно важно в тех случаях, когда научный коллектив кафедры (дирекции образовательной программы) на протяжении многих лет занимается изучением какой-либо научной проблемы, располагает оригинальными, возможно, уникальными научными данными. Чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение и привлекает потенциальных научных сотрудников к решению актуальных проблем науки [13].
Следующим этапом процесса интеграции онлайн-курсов в учебный процесс БГПУ им. М. Акмуллы стало включение в основные профессиональные образовательные программы вуза МООК. В исследованиях по использованию онлайн-курсов в основном образовательном процессе вуза выделяется 5 уровней внедрения МООК, где первый почти не предполагает использование онлайн-курсов, а последний предполагает полный отказ от реального обучения. На наш взгляд, наиболее оптимальным считается применение смешанной модели обучения с сохранением контактных форм работы и снижением нагрузки на преподавателя без потери размера заработной платы. При смешанном обучения студент изучает только часть курса через онлайн и цифровую среду, выполняя практические задания удаленно, вне аудитории.
В рамках апробации смешанной модели обучения с использованием массовых онлайн-курсов, в 2017 году в Университете впервые были обучены 18 студентов физико-математического факультета на МООК стороннего вуза, в 2018 учебном году по 9 онлайн-курсам обучился уже 1341 студент, с документами, подтверждающими обучение, - 872 человека. В данном проекте выбор был сделан в пользу МООК из перечня дисциплин базового блока (педагогика, философия, риторика), общеразвивающих и технических курсов. При формировании итогового перечня МООК были учтены пожелания студентов обучаться на конкретных онлайн-курсах. Использование МООК в рамках апробации рассматривалось
преподавателями как параллельное обучение с аудиторными занятиями, как дополнение к основному курсу. Результаты обучения учитывались как часть оценки итогового контроля по дисциплине либо как обязательное требование по допуску к итоговому контролю.
Перед обучением на МООК был проведен открытый опрос студентов одиннадцати факультетов педагогического университета на тему заинтересованности в онлайн-обучении. Он показал, что для 58% студентов обучение на онлайн-курсах будет происходить впервые, 71% ближе традиционная форма обучения, 72% считают внедрение МООК в образовательный процесс перспективным решением, 71% студентов в первую очередь ожидает получить от обучения на МООК новые знания, 24% интересен опыт преподавания дисциплин в других вузах, 18% студентов готовы проходить онлайн-курс для того, чтобы получить зачет [15]. На вопрос «Почему вы выбрали этот курс» - 48% респондентов ответили, что он был обязательным, 30% - из интереса, 16% выбрали не один, а несколько курсов, 6% ориентировались при выборе онлайн-курса на бренд вуза.
Экспериментальная апробация внедрения МООК в образовательный процесс показала необходимость изменения локально-нормативной документации университета. Прежде всего, это касалось традиционного расчета норм трудоемкости по видам деятельности преподавателя. Практика показала необходимость сокращения продолжительных видеолекций (60-90 минут) и осуществление перехода к коротким 15-минутным учебным видеороликам, что снижало утомляемость студента. Нагрузка на преподавателя при проверке большого количества заданий студентов выявила необходимость модернизации системы оценки формируемых компетенций в автоматизированном режиме. Апробация продемонстрировала необходимость изменения структуры и качества электронных курсов, зарегистрированных в собственной системе дистанционного обучения университета.
В целях обеспечения готовности сотрудников вуза к реализации модели обучения с использованием массовых открытых онлайн-курсах было организовано обучение 107 сотрудников БГПУ им. М. Акмуллы по специальным программам повышения квалификации в Поволжском региональном центре компетенций в области онлайн-обучения и разработаны методические рекомендации по созданию собственных МООК. Методические рекомендации были составлены на основе опыта работы наиболее популярных российских и зарубежных электронных платформ (Coursera, edX, Udacity, Национальная платформа открытого образования). Рекомендации носят общий характер и сформулированы достаточно широко, что позволяет авторам создавать онлайн-курсы с учетом специфики реализуемых направлений подготовки, особенностей читаемого курса и так далее.
Следующим этапом развития педагогического образования в условиях цифрового мира, на наш взгляд, должно стать активное внедрение
механизмов межвузовского сетевого взаимодействия и создание сетевого электронного педагогического университета. Основными результатами данной работы станут: создание инновационных онлайн-курсов по психолого-педагогическим дисциплинам, реализация сетевых образовательных программ, привлечение лучших преподавателей для формирования и сопровождения учебного медиаконтента, расширение инновационной инфраструктуры университета путем создания сетевых центров развития универсальных и общепрофессиональных компетенций, смарт-аудиторий, формирование единого фонда оценочных средств. Таким образом, университетам МООК дают возможность экспериментировать в области онлайн-образования, осваивать новые инновационные технологии обучения, а также привлекать к своим программам широкую аудиторию и популяризировать собственный бренд. Однако при всей привлекательности данной формы обучения критической педагогической проблемой при внедрении новых инструментов стало сопровождение МООК любого содержания. Речь идет не только и не столько об изменении форм контактной работы со студентом, сколько о дидактической составляющей сопряжения чужого контента с инородной методикой и собственной авторской позицией преподавателя. Поэтому в настоящее время востребованы совместные исследования в области цифровой дидактики и разработки МООК методического содержания. Необходимы публикации таких разработок на единой электронной педагогической платформе с возможностью использования всеми вузами.
1. Итоги конференции «Цифровая трансформация образования».- Москва, 2018. URL:https://activityedu.ru/Blogs/interesting/itogi-konferencii-cifrovaya-transformaciya-obrazovaniya/ (дата обращения: 03.07.2020).
2. Клочкова, E.H. Трансформация образования в условиях цифровизации / Е.Н. Клочкова, Н.А. Садовникова// Открытое образование. 2019.№4(23). С. 13-22.-URL:https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-13-22.(дата обращения: 03.07.2020).
3. Костюк, Ю.Л. Массовые открытые онлайн курсы -современная концепция в образовании и обучении / Ю.Л. Костюк, И.С. Левин, А.Л. Фукс [и др.]// Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика.-2014.- № 1(26).- C. 89-98.
4. Конанчук, Д.С.. Эпоха "гринфилда" в образовании/Д.С. Конанчук, А.Е. Волков.-Москва : Сколково, 2013. 50 с.-URL:http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/education_10_10_13.pdf(дата обращения: 03.07.2020).
5. Куницына, В. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии В. Куницына //Предпринимательство и право: информационно-образовательный портал. Дата размещения статьи: 03.09.2014. -URL:http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=3605(дата обращения: 03.07.2020).
6. Методика обучения в условиях сетевого взаимодействия в создании учебного медиа-контента. -URL: http://kids.bspu.ru/custom_mods/docs/methodica_obujenia_v_usloviah_setevogo_vzaimodeistvij a.pdf(дата обращения: 03.07.2020).
7. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием онлайн-курсов // Портал Федеральных государственных образовательных
стандартов высшего образования.— URL:
http://fgosvo.ru/uploadflles/proekty%20doc/proekt_onl.pdf(дата обращения: 03.07.2020).
8. Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ: приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 10 апреля 2014 г. N 06-381. URL: https://base.garant.ru/70706932/89300effb84a59912210b23abe10a68f/(дата обращения: 03.07.2020). .
9. Современная образовательная среда в Российской Федерации:о проекте. -URL:http://neorusedu.ru/about. (дата обращения: 03.07.2020).
10. Оленев, С.А. Подготовка и проведение лекционного занятия: в помощь молодому преподавателю частноправовых дисциплин / С.А. Оленев, М.М. Зубович // Сибирский Юридический Вестник. 2002. № 1. С. 196-200 .-URL:http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1115361.( дата обращения: 03.07.2020).
11. Потоковые онлайн-лекции:новости. -URL: https://bspu.ru/news/2255.( дата обращения: 03.07.2020).
12. Реутова, Е.А. Вузовская лекция: (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ) / У.А. Реутова, О.Г. Томилова. - Новосибирск, НГАУ, 2011 - 52 с.
13. Туркот, Т.И. Педагогика высшей школы. -ХГАУ, 2013. -URL: http://uchebnlkirus.com/pedagoglka/pedagoglka_vlschoyl_shkoll__turkot_tl/problemna_lektslya .htm( дата обращения: 03.07.2020).
14. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019). -URL:http://www.Consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b53 01ab79c23f0055ca4/( дата обращения: 03.07.2020).
15. Отчет по самообследованию БГПУ им.М. Акмуллы. - URL: http://bspu.ru/tpl/sveden/flles/document/Otchet_o_samoobsledovanll.pdf.( дата обращения: 03.07.2020).
16. Требования к онлайн-курсам ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы». -URL: https://bspu.ru/flles/52582.( датаобращения: 03.07.2020).
17. Christensen, C. The Innovator's Dllemma: When New Technologles Cause Great Flrms to Fall. -Boston, MA, HarvardBuslnessSchool Press, 1997.
18. MOOCs & Technology // Research & Practice ln Assessment. V. 8.
19. Report of the Web-Based Educatlon Commlsslon to the Presldent and the Congress. (2000). The Power of the Internet for Learnlng: Movlng from Promlse to Practlce. URL: http://www2.ed.gov/offlces/AC/WBEC/ FlnalReport/WBECReport.pdf. ( датаобращения: 03.07.2020).
20. The Global Talent Competltlveness Index 2018. Dlverslty for Competltlveness. URL: https://www.lnsead.edu/ sltes/default/flles/assets/dept/globatindlces/docs/ GTCI-2018-report.pdf( датаобращения: 03.07.2020).
References
1. Results of the conference "Tslfrovaya transformatslya obrazovanlya [Dlgltal transformation of educatlon]". - Moscow, 2018. Avallable from: https://actlvltyedu.ru/Blogs/interesting/ltogl-konferencll-clfrovaya-transformaclya-obrazovanlya/ (accessed: 03.07.2020). (In Russ).
2. Klochkova E.N., Sadovnikova N.A. (2019) Transformatslya obrazovanlya v uslovlyakh tslfrovlzatsll [Transformation of educatlon ln the context of dlgltallzatlon] Open education.
4(23): 13-22. - Available from: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-13-22(accessed: 03.07.2020).(In Russ).
3. Kostyuk Yu.L., Levin I.S., Fuchs A.L. and others.(2014)Massovyye otkrytyye onlayn kursy - sovremennaya kontseptsiya v obrazovanii i obuchenii [Massive open online courses - a modern concept in education and training] Vestnik of Tomsk State University. Management, computer technology and informatics. -No. 1 (26): 89-98.(In Russ).
4. KonanchukD.S., Volkov A.E.Epokha "grinfilda" v obrazovanii [The era of "greenfield" in education]. - Moscow: Skolkovo, 2013. -- 50 p. - Available from: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/education_10_10_13.pdf (accessed: 03.07.2020).(In Russ).
5. Kunitsyna KElektronnoye obucheniye i distantsionnyye obrazovatel'nyye tekhnologii.[E-learning and distance educational technologies]Entrepreneurship and Law: Information and educational portal. Date of publicatione: 03.09.2014. - Available from: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=3605 (accessed: 03.07.2020).(In Russ).
6. Metodika obucheniya v usloviyakh setevogo vzaimodeystviya v sozdanii uchebnogo media-kontenta [Teaching methodology in conditions of network interaction in the creation of educational media content]. -Available from: http://kids.bspu.ru/custom_mods/docs/methodica_obujenia_v_usloviah_setevogo_vzaimodeistvij a.pdf (accessed: 03.07.2020).(In Russ).
7. Metodicheskiye rekomendatsii po organizatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti s ispol'zovaniyem onlayn-kursov [Guidelines; how to organize educational activities using online courses]. In: Portal of Federal State Educational Standards of Higher Education. - Available from:http://fgosvo.ru/uploadfiles/proekty%20doc/proekt_onl.pdf. (accessed: 03.07.2020).(In Russ).
8. Metodicheskiye rekomendatsii po ispol'zovaniyu elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy pri realizatsii dopolnitel'nykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm [Guidelines: how to use e-learning, distance learning technologies in the implementation of additional professional educational programs]: Appendix to the letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated April 10th, 2014 No 06381. - Available from:: https://base.garant.ru/70706932/89300effb84a59912210b23abe10a68f/ (accessed: 03.07.2020).(In Russ).
9. Sovremennaya obrazovatel'naya sreda v RF [About the project. Modern educational environment in the Russian Federation]:O proyekte. . - Available from:http://neorusedu.ru/about (accessed: 03.07.2020).(In Russ).
10. OlenevS.A., ZubovichMM(2002) Podgotovka i provedeniye lektsionnogo zanyatiya: V pomoshch' molodomu prepodavatelyu chastnopravovykh distsiplin [Preparing and conducting a lecture: To help a young teacher of private law disciplines]Siberian Legal Bulletin. . No. 1: 196200. - Available from: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1115361.(accessed: 03.07.2020).(In Russ).
11. Potokovyye onlayn-lektsii. [Streaming online lectures]. News. - Available from:https://bspu.ru/news/2255 (accessed: 03.07.2020).(In Russ).
12. Reutova E.A., Tomilova O.G. Vuzovskaya lektsiya [University lecture] (guidelines for teachers of NovosibirskStateAgrarianUniversity). Novosibirsk, NSAU, 2011 - 52 p.(In Russ).
13. Turkot, T.I. Pedagogika vysshey shkoly [Pedagogy of higher education] [Electronic resource]. - KSAU, 2013. -Available from: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_vischoyi_shkoli__turkot_ti/problemna_lektsiya .htm (accessed: 03.07.2020).(In Russ).
14. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [On Education in the Russian Federation]:Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on July 26, 2019).-Available from: -
http://www.Consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab7 9c23f0055ca4/ (accessed: 03.07.2020).(In Russ).
15. Otchet po samoobsledovaniyu BGPU im. M. Akmully [Report on self-examination of BSPU named after M. Akmulla - Available from: http://bspu.ru/tpl/sveden/files/document/Otchet_o_samoobsledovanii.pdf. (accessed: 03.07.2020).(In Russ).
16. Trebovaniya k onlayn-kursam FGBOU VO BGPU im. M. Akmully Requirements for online courses in FSBEI HE BSPU named after M. Akmulla. -Available from: https://bspu.ru/files/52582. (accessed: 03.07.2020).(In Russ).
17. Christensen C. The Innovator's Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail. - Boston, MA, Harvard Business School Press, 1997.(In Eng).
18. MOOCs & Technology // Research & Practice in Assessment. V. 8. (In Eng).
19. Report of the Web-Based Education Commission to the President and the Congress. (2000). The Power of the Internet for Learning: Moving from Promise to Practice.- Available from: http://www2.ed.gov/offices/AC/WBEC/ FinalReport/WBECReport.pdf.(accessed: 03.07.2020).(In Eng).
20. The Global Talent Competitiveness Index 2018. Diversity for Competitiveness. -Available from:https://www.insead.edu/ sites/default/files/assets/dept/globalindices/docs/ GTCI-2018-report.pdf(accessed: 03.07.2020). (InEng).