Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ- ДИЗАЙНЕРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ- ДИЗАЙНЕРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРОЕКТНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондров Александр Витальевич, Кондрова Елена Александровна

В условиях нового подхода к образованию, практико-ориентированному обучению большую актуальность приобретает создание системы педагогических условий, способствующих быстрому и качественному формированию проектных компетенций. Целью статьи является анализ формирующего эксперемента по развитию проектных компетенций студентов-дизайнеров, результаты которого используются в организации образовательного процесса на кафедре дизайна художественно-графического факультета БГПУ им. М. Акмуллы. В педагогической практике хорошо себя зарекомендовала интеграция художественно-творческой и проектной деятельности. Она осуществляется в процессе создания проектов, где необходимо заниматься исследованием различных видов искусств, опосредованно связанных с проектом. Выбранные направления заданий готовятся с проведением анализа национального наследия, традиций и культурных ценностей. Результатом организации художественно-проектной деятельности стало умение студентов совместно решать проектные задачи. Это позволило преподавателю грамотно управлять процессом работы в команде, а студенту быть готовым к такому взаимодействию в будущей профессиональной деятельности на производстве. Преподаватель решал задачу взаимодействия студентов, слаженной работы и сотрудничества. В число функций управления командной деятельностью и творческим проектом входило планирование данной деятельности, мотивация для студентов, организация и контроль. Широко использовались мультимедийные лекции, производственные и творческие тренинги, творческие лаборатории, метод проектов. Проведенный эксперимент и созданные педагогические условия позволили использовать как интерактивные методы обучения, так и интеграцию художественнотворческой деятельности с проектной, организовывать в команде решение совместных проектных задач. На основе полученных результатов авторами была разработана система ведения проектной деятельности с соблюдением выделенных педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондров Александр Витальевич, Кондрова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DESIGN COMPETENCIES OF DESIGN STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

In the context of a new approach to education, practice-oriented training, the creation of a system of pedagogical conditions that contribute to the rapid and qualitative formation of project competencies is becoming more relevant. The purpose of the article is to analyze the formative experiment on the development of design competencies of design students, the results of which are used in the organization of the educational process at the Design Department of the Art and Graphic Faculty of BSPU n.a. M. Akmulla. In pedagogical practice, the integration of artistic, creative and project activities has proven itself well. It is carried out in the process of creating projects where it is necessary to study various types of arts indirectly related to the project. The selected areas of tasks are prepared with the analysis of national heritage, traditions and cultural values. The result of the organization of artistic and project activities was the ability of students to jointly solve project tasks. This allowed the teacher to competently manage the process of working in a team, and the student to be ready for such interaction in future professional activity in the workplace. The teacher solved the problem of student interaction, teamwork and cooperation. The functions of managing team activities and creative projects included planning this activity, motivation for students, organization and control. Multimedia lectures, production and creative trainings, creative laboratories, and the project method were widely used. The conducted experiment and the created pedagogical conditions made it possible to use both interactive teaching methods and the integration of artistic and creative activities with project activities, to organize the solution of joint project tasks in a team. Based on the results obtained, the authors developed a system for conducting project activities in compliance with the selected pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ- ДИЗАЙНЕРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 4. С. 76-88. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (4): 76-88.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378.1

DOI 10.21510/18173292_2022_98_4_76_86

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Кондров Александр Витальевич1, Кондрова Елена Александровна 2

1 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия,

afterov@indox.ru ORCID 0000-0001-8044-7416

2 afterov@yandex.ru, ORCID 0000-0003-2017-9864

Аннотация. В условиях нового подхода к образованию, практико-ориентированному обучению большую актуальность приобретает создание системы педагогических условий, способствующих быстрому и качественному формированию проектных компетенций. Целью статьи является анализ формирующего эксперемента по развитию проектных компетенций студентов-дизайнеров, результаты которого используются в организации образовательного процесса на кафедре дизайна художественно-графического факультета БГПУ им. М. Акмуллы. В педагогической практике хорошо себя зарекомендовала интеграция художественно-творческой и проектной деятельности. Она осуществляется в процессе создания проектов, где необходимо заниматься исследованием различных видов искусств, опосредованно связанных с проектом. Выбранные направления заданий готовятся с проведением анализа национального наследия, традиций и культурных ценностей.

Результатом организации художественно-проектной деятельности стало умение студентов совместно решать проектные задачи. Это позволило преподавателю грамотно управлять процессом работы в команде, а студенту быть готовым к такому взаимодействию в будущей профессиональной деятельности на производстве. Преподаватель решал задачу взаимодействия студентов, слаженной работы и сотрудничества. В число функций управления командной деятельностью и творческим проектом входило планирование данной деятельности, мотивация для студентов, организация и контроль. Широко использовались мультимедийные лекции, производственные и творческие тренинги, творческие лаборатории, метод проектов.

Проведенный эксперимент и созданные педагогические условия позволили использовать как интерактивные методы обучения, так и интеграцию художественно-творческой деятельности с проектной, организовывать в команде решение совместных проектных задач. На основе полученных результатов авторами была разработана система ведения проектной деятельности с соблюдением выделенных педагогических условий.

Ключевые слова: проектные компетенции, педагогические условия, практико-ориентированное обучение, дизайн-образование, профессиональная деятельность, организация образовательного процесса, проектная подготовка

Для цитирования. Кондров А.В., Кондрова Е.А. Развитие проектных компетенций студентов-дизайнеров в учебном процессе вуза // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №4. С. 76-86.

© Кондров А.В., Кондрова Е.А., 2022

THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article.

DEVELOPMENT OF DESIGN COMPETENCIES OF DESIGN STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

1 2 Alexander V. Kondrov , Elena A. Kondrova

1 Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia, afterov@indox.ru ORCID

0000-0001-8044-7416

2 afterov@yandex.ru, ORCID 0000-0003-2017-9864

Abstract. In the context of a new approach to education, practice-oriented training, the creation of a system of pedagogical conditions that contribute to the rapid and qualitative formation of project competencies is becoming more relevant. The purpose of the article is to analyze the formative experiment on the development of design competencies of design students, the results of which are used in the organization of the educational process at the Design Department of the Art and Graphic Faculty of BSPU n.a. M. Akmulla. In pedagogical practice, the integration of artistic, creative and project activities has proven itself well. It is carried out in the process of creating projects where it is necessary to study various types of arts indirectly related to the project. The selected areas of tasks are prepared with the analysis of national heritage, traditions and cultural values.

The result of the organization of artistic and project activities was the ability of students to jointly solve project tasks. This allowed the teacher to competently manage the process of working in a team, and the student to be ready for such interaction in future professional activity in the workplace. The teacher solved the problem of student interaction, teamwork and cooperation. The functions of managing team activities and creative projects included planning this activity, motivation for students, organization and control. Multimedia lectures, production and creative trainings, creative laboratories, and the project method were widely used.

The conducted experiment and the created pedagogical conditions made it possible to use both interactive teaching methods and the integration of artistic and creative activities with project activities, to organize the solution of joint project tasks in a team. Based on the results obtained, the authors developed a system for conducting project activities in compliance with the selected pedagogical conditions.

Keywords: project competencies, pedagogical conditions, practice-oriented training, design education, professional activity, organization of the educational process, project preparation

For citing: Kondrov A.V., Kondrova E.A. Development of design competencies of design students in the educational process of the university. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. 2022 ; 98(4): 76-86.

Введение. В условиях нового подхода к образованию, практико-ориентированному обучению большую актуальность приобретает создание системы педагогических условий, способствующих быстрому и качественному формированию проектных компетенций. Перед дизайн-образованием в этих условиях стоит задача обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов - профессиональных дизайнеров.

При изучении вопроса формирования проектных компетенций студентов-дизайнеров мы не могли обойти стороной требования, которые предъявляются

к профессиональной деятельности педагога в области дизайна. Рассматривая современную концепцию дизайн-образования, Е.В. Ткаченко и С.М. Кожуховская писали, что педагог профессионального обучения в области дизайна в учебном заведении должен уметь осуществлять научно-педагогическую деятельность. Поэтому он «...разрабатывает принципы методических подходов к обучению на базе дизайн принципов, ориентированных на формирование проектно-образного мышления, коммуникативных способностей обучающихся, возможность самостоятельно приобретать знания и использовать их для решения профессиональных задач разной степени сложности» [1, с. 42]. Н.Д. Худякова подчеркивает, что «методологический подход в образовании и педагогике рассматривается как система принципов и методов изучения, проектирования и организации образовательного процесса, которая складывается на основе системы знаний о закономерностях и законов взаимодействия элементов образовательного процесса, сформированной по отношению к какому-либо качеству или какой-либо стороне бытия человека» [2, с. 79].

Цель статьи - анализ формирующего эксперемента по развитию проектных компетенций студентов-дизайнеров, результаты которого используются в организации образовательного процесса на кафедре дизайна художественно-графического факультета БГПУ им. М. Акмуллы.

Методология исследования. При организации образовательного процесса по развитию проектных компетенций студентов-дизайнеров мы исходили из концепции управления профессиональным образованием И.И. Легостаева, Н.А. Бордовской, В.И. Загвязинскоого, Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховской, Н.В. Ходякова. Общеметодологические подходы к профессиональной подготовке в системе высшей школы изложены в публикациях В.П. Беспалько [3], Ю.К. Бабанского [4], А.С. Белых [5], В.А. Сластенина [6], П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной [7]. Проблемам графического дизайна посвящены диссертации Ю.И. Мазиной [8], О.В. Каукиной [9], Е.Б. Коробей [10]. Теория и методология проектного творчества, а также основы творчества дизайнера раскрыты в публикациях В.Т. Лисовского и З.В. Сикевич [11], Л.Н. Безмоздина [12], В.Л. Глазычева [13], К.М. Кантора [14], Г.Г. Курьеровой [15], Ю.В. Назарова [16].

Материалы и методы исследования. При подготовке формирующего эксперимента по развитию проектных компетенций студентов-дизайнеров, разработчики исходили из гипотезы, гласящей: «.процесс развития проектных компетенций будущих графических дизайнеров в процессе профессиональной подготовки будет эффективным, если:

1) формирование профессиональной компетентности будущих графических дизайнеров будет осуществляется на основе интеграции художественно-творческой и проектной подготовки;

2) подготовка к профессии дизайнера будет формироваться в процессе определённым образом организованной художественно-проектной

78

деятельности, направленной на совместное решение проектных задач в команде;

3) педагогическое руководство проектной деятельностью будущих графических дизайнеров будет направлено на создание креативной среды, носить гибкий, ненормативный характер, основываться на использовании интерактивных методов обучения (мультимедийные лекции, решение ситуационных (производственных задач) творческие тренинги, творческие лаборатории, метод проектов)» [17, с. 88].

Интеграция художественно-творческой и проектной подготовки осуществлялась в процессе создания проектов, где необходимо было заниматься исследованием различных видов искусств, связанных с проектом опосредованно. Выбранные направления проектных заданий готовятся с проведением анализа национального наследия, традиций и культурных ценностей. Нами уже отмечалось, что «студентам необходимо выявить и использовать наиболее полную совокупность характерных черт отдельной страны или региона, а также систематизировано проводить сравнительный анализ национальных особенностей визуального языка различных культур на основе равнозначных параметров. В этой интеграции различных изобразительных свойств и возможностей различных видов искусств создается специфическая проектная графика, интересный своеобразный язык» [18, с. 49]. Такая проектная работа позволяет студентам изучать большой пласт культуры, национальные, этнические мотивы, культурное историческое наследие. Искусство дает концептуальное выразительное решение, своеобразие визуальных графических решений. Ю.И. Мазина подчеркивает: «Использование опыта декоративно-прикладного и других видов искусства, в профессиональной подготовке дизайнеров важная задача определяющая качество будущих специалистов» [8, с. 13].

Мы также считаем, «что изобразительное искусство в целом, вместе с литературой, было и остается наиболее ярким свидетельством зарождения, становления и развития различных форм национальных традиций. Благодаря изобразительному искусству и дизайну история национальной культуры обретает наглядное и образное выражение в современном мире» [19, с. 166]. Данная возможность интеграции художествено-творческой и проектной деятельности способстует развитию проектного мышления, творчества, становится основой развития проектных компетенций.

Одним из результатов проведенного эксперимента стало формирование проектной культуры будущих дизайнеров. Подтвердились выводы О.В. Каукиной о том, что «в процессе выполнения специальных заданий у учащихся формируются компоненты проектной культуры. Такие как: когнитивный, рефлексивно-деятельностный, креативный, эстетический и эмоционально-ценностный» [9, с. 15]. Само понятие проектной культуры предполагает междисциплинарный характер его содержательного наполнения.

Организуя образовательный процесс, мы опирались на различные области знания, которые взаимодействуют между собой, подтверждая интеграцию

79

художественно-творческой и проектной подготовки. Преподаватель изначально видит идеал дизайнерского решения конечного продукта, исходя из общественного состояния, которое определяет условия развития проектных компетенций студента, его проектной культуры. Е.Б. Коробей отмечал, что «.проектная культура человека, обучающегося дизайну, представляет собой объект, структурный анализ которого обнаруживает знания, ценности, инструкции и способы деятельности и определяет социальный статус человека в обществе» [10, с. 34].

Результатом организации художественно-проектной деятельности стало умение совместно решать проектные задачи. Это позволяет преподавателю грамотно управлять процессом работы в команде, а студенту быть готовым к такому взаимодействию в будущей профессиональной деятельности на производстве. В число преподавательских функций по управлению командной деятельностью и творческим проектом входило планирование данной деятельности, мотивация студентов, организация и контроль.

Для достижения результатов командной деятельности участнику учебной проектной группы, как на производстве, назначалась одна из ролей руководителя проекта, аналитика, дизайнера, копирайтера. Руководителем проекта становился преподаватель, ответственный за управление проектом. В ходе проектного задания руководитель координировал действия команды студентов по визуальной составляющей творческого проекта. Он же выступал как концепт-менеджер или арт-директор, который давал учебную производственную задачу для создания описания, изображения и концептуальной модели с функциональными и эстетическими формами, определял предельно четкие рамки в регламенте работ и постановке задачи, мотивировал на успех и востребованность создаваемого продукта.

Для достижения совместной командной деятельности использовались компьютерные технологии. «Компьютерные технологии обучения - это совокупность методов, приемов, способов, средств обеспечения педагогических условий для целенаправленного процесса обучения, самообучения и самоконтроля на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, интерактивного программно-методического обеспечения, моделирующая часть функций педагога по представлению, передаче информации, управлению учебной и познавательной личностно-ориентированной деятельности обучающегося» [20, с. 14]. Их применение в совместной командной работе с преподавателем иллюстрирует поэтапное ведение проекта студентами 4 курса направления «Графический дизайн» Л.А. Комаровой, Т.С. Тойкеевой и А.Р. Маториной (рис. 1). В данной работе использовался графический онлайн-редактор Figma, который позволил одновременно работать над проектом студентам и преподавателю. Такое использование компьютерных технологий позволило создать условия для эффективного выполнения проектной задачи. Работа была распределена между студентами, было организовано ее командное выполнение и мониторинг реализации.

«Интерактивное обучение, - подчеркивает А.С. Белых, - предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение» [5, с. 138]. Это предполагает широкое использование производственных и творческих тренингов, творческих лабораторий, метода проектов. Такое обучение одновременно решает три задачи - учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентационную. Демонстрационный эксперимент с элементами цифровой интерактивности (видеоряд, динамические слайды) позволяет структурировать материал и делать восприятие более доступным для понимания и запоминания. На основе увиденного студент открывает для себя новые знания, технологии, которые используются в проектной дизайнерской деятельности и приводят к пониманию изучаемого материала. В работе со студентами-дизайнерами интерактивные методы позволили целенаправленно усилить межсубъектное взаимодействие преподавателя и студентов по созданию оптимальных условий формирования проектных компетенций.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности на первое место вышли наглядные и практические методы, при которых обучение ведется на примерах ведущих дизайнеров, разбираются различные кейсы работ успешных дизайнерских компаний и т.д. «Учебный кейс представляет собой специально подготовленный учебный материал, который содержит структурированное описание истории развития компании, ее достижений и неудач, ее проблемной ситуации, которые были заимствованы из реальной практики бизнеса» [21, с. 11].

В формировании проектных компетенций у студентов-дизайнеров использовался метод стимулирования и мотивации учебно-познавательного деятельности, создавалась ситуация успеха, использовался прием подбора не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первоначальное проектное задание имело несложную графическую составляющую для того, чтобы студент смог решить визуальную задачу и почувствовать себя успешным. Затем упражнения усложняются, требуют более интересного, креативного расширения визуальной передачи наглядного представления знаков, комплексов, идентификаций, рекламных объявлений, плакатов, макетов и т.д. Поощрение и порицание использовалось в процессе работы над конечным большим проектным заданием, например, при разработке фирменного стиля.

Работая над проектом, будущий дизайнер вкладывает в него частичку себя, он неизбежно субъективен и потому не может объективно оценить готовый продукт. Этим диктуется необходимость по итогам каждой выполненной работы проводить тренинг, предполагающий критическое обсуждение студентами действий друг друга, а преподавателя - давать

Рис. 1. Этапы ведения учебного проекта по созданию 1апёт§;Ра§е детской академии дизайна с применением компьютерных технологий ведения командной работы.

объективные комментарии. При этом обсуждение должно начинаться с описания положительных действий объекта критики. Обнаружив и обсудив положительные стороны работы, можно переходить к критическим замечаниям. Они должны быть четко аргументированы, поэтому требуют основательной подготовки с подбором необходимых аргументов. Такой тренинг способствует мотивации к успешной работе и поиску доказательств из области научной литературы и материаловедения.

Для выявления сформированности у студентов умений и навыков практической работы использовался лабораторный контроль. Контроль проводился во время аудиторных занятий, с установленным интервалом времени, за который следовало выполнить поставленную проектную задачу.

При самоконтроле у студентов формировались умения самостоятельно находить допущенные ошибки, а также неточности в визуальном исполнении, и намечать способы их исправления.

Выводы. Профессиональный стандарт подразумевает, что специалист направления «графический дизайн» должен обладать конкретным набором трудовых функций [22]. Для каждой трудовой функции существуют своя трудовая деятельность и набор необходимых знаний и умений. Проведенный формирующий эксперимент и созданные для него педагогические условия позволили как использовать интерактивные методы обучения, так и интегрировать художественно-творческую и проектную деятельности по совместному решению проектных задач в команде в целях развития проектных компетенций студентов-дизайнеров.

Список источников

1. Ткаченко, Е.В. Кожуховская, С.М. Концепция дизайн-образования в современных условиях // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию / Росийский государственный профессионально—педагогический университет. - Екатеринбург, 2007. - Вып. 2 (41): Дизайн-образование: спецвыпуск. - С. 5-49.

2. Худякова, Н.Д. О структуре философии современного образования // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 11. - С.77-82.

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - Москва, 1989. - 192 с.

4. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды. - Москва: Педагогика, 1989. -

560 с.

5. Белых, А.С. Педагогика высшей школы: учебное пособие. - Луганск: Издательство Л уганского государственного университета имени В. Даля, 2018. - 248 с.

6. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Академия, 2013. - 576 с.

7. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности: (сборник статей) / под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 238 с

8. Мазина, Ю.И. Национальные традиции декоративно прикладного искусства в современном дизайне: дис. канд. искусств /Алтайский государственный университет. -Барнаул, 2012. - 193 с.

9. Каукина, О.В. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореферат дисс. канд. педагогог. наук/ Магнитогорский государственный университет. - Магнитогорск, 2010 - 21 с.

10. Коробий, Е.Б. Педагогические условия формирования проектной культуры студентов-дизайнеров: дис. кан. пед. наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2015. - 161 с.

11. Лисовский, В.Т., Сикевич, З.В. О системе художественного воспитания в вузе // Эстетическое воспитание в техническом вузе: [сб.ст.]. - Москва: Высш.шк, 1991.

12. Безмоздин, Л.Н. В мире дизайна / Ташкентский политехнический институт имени Беруни. - Ташкент: Фан, 1990. - 311 с.

13. Глазычев, В.Л. Организация архитектурного проектирования. - Москва, 1977. -

170 с.

14. Кантор, К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. - 1981. - № 11. - С. 84-96.

15. Назаров, Ю.В. Особенности и перспективы развития современного российского дизайна. проблемы, тенденции, прогнозы, региональные особенности. дис. доктора искусств.

- Москва, 2003 - 200 с.

16. Курьерова, Г.Г. Итальянская модель дизайна. проектно-поисковые концепции второй половины XX века/ Г.Г. Курьерова. - Москва. ВНИИТЭ, 1993. - 154 с.

17. Плотникова, Е.В., Дорофеева, Е.Н., Кондров, А.В. Кондрова, Е.А. Педагогическое руководство проектной деятельностью студентов дизайнеров // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020, № 3. - С. 80-91.

18. Кондров, А.В, Кондрова, Е.А Этнографические мотивы в обучении ведения проектной деятельности студентов дизайнеров направления «Графический дизайн» // Дизайн. Пространство.Архитектура. материалы Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Р.Н. Бахтизина; Уфимский государственный нефтяной технический университет. - Уфа, 2016 - С. 47-56.

19. Кондров, А.В, Кондрова, Е.А Влияние национального изобразительного искусства на проектную деятельность студентов дизайнеров // материалы XIII Международной научно-практической конференции / БГПУим. М. Акмуллы. - Уфа, 2018. -С.164-167

20. Красильникова, В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. монография / ИПК ГОУ ОГУ, Дом педагогики. - Москва. ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 33 с.

21. Стрекалова, Н.Д., Беляков, В.Г. Разработка и применение учебных кейсов. практическое руководство. - Санкт-Петербург. Отдел опреративной полиграфии НИУ ВШЭ

- Санкт-Петербург, 2013. - 80с.

22. Профессиональный стандарт «Графический дизайнер». (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 января 2017года №40н). - URL: https://classinform.ru/profstandarty/11.013-graficheskii-dizainer.html (дата обращения. 25.10.2022).

References

1. Tkachenko E.V. Kozhukhovskaya S.M. Kontseptsiya dizayn-obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh [The concept of design education in modern conditions]. In: Bulletin of the Educational and Methodological Association for Professional and pedagogical Education. Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University, 2007. Issue 2 (41): Design education: Special issue. Pp. 5-49. (In Russian)

2. Khudyakova N.D. O strukture filosofii sovremennogo obrazovaniya [On the structure of the philosophy of modern education]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2009; (11): pp. 77-82. (In Russian)

3. Bespalko V.P. Slagayemyye pedagogicheskoy tekhnologii [The components of pedagogical technology]. Moscow, 1989. 192 p. (In Russian)

4. Babansky Yu.K. Izbrannyye pedagogicheskiye trudy [Selected pedagogical works]. Moscow: Pedagogika Publ., 1989. 560 p. (In Russian)

5. Belykh A.S. Pedagogika vysshey shkoly: uchebnoye posobiye [Pedagogy of higher school: textbook]. Lugansk: Publishing House of V. Dal State University, 2018. 248 p. (In Russian)

6. Slastenin, V.A. (et al.) Pedagogika [Pedagogy]: Textbook for students of higher pedagogical institutions. Moscow: Academia Publ., 2013. - 576 p. (In Russian)

7. Zavisimost obucheniya ot tipa oriyentirovochnoy deyatelnosti: [The dependence of learning on the type of orientation activity]: (Collection of articles) / Edited by P.Ya. Galperin, N.F. Talyzina. Moscow: Publishing house of Moscow State University, 1968. 238 p. (In Russian)

8. Mazina Yu.I. Natsionalnyye traditsii dekorativno prikladnogo iskusstva v sovremennom dizayne: [National traditions of decorative and applied art in modern design]: Candidate's thesis. Barnaul: Altai State University Publ., 2012. 193 p. (In Russian)

9. Kaukina O.V. Formirovaniye proyektnoy kul'tury budushchikh dizaynerov v protsesse professional'noy podgotovki v vuze: [Forming the project culture of future designers in the process of professional training at the University]: Extended abstract of candidate's thesis. Magnitogorsk: Magnitogorsk State University, 2010. 21 p. (In Russian)

10. Korobiy E.B. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya proyektnoy kultury studentov-dizaynerov: [Pedagogical conditions to form design culture of design students]: Candidate's thesis. Moscow: Moscow Pedagogical State University, 2015. 161 p. (In Russian)

11. Lisovsky V.T., Sikevich Z.V. O sisteme khudozhestvennogo vospitaniya v vuze [About the system of art education at the university]. In: Aesthetic education in a technical university. Moscow: Higher School, 1991. (In Russian)

12. Bezmozdin, L.N. V mire dizayna [In the world of design] / Tashkent Polytechnic Institute named after Beruni. Tashkent: Fan Publ., 1990. 311 p. (In Russian)

13. Glazychev V.L. Organizatsiya arkhitekturnogo proyektirovaniya [Organization of architectural design]. Moscow, 1977. 170 p. (In Russian)

14. Kantor K.M. Opyt sotsialno-filosofskogo obiyasneniya proyektnykh vozmozhnostey dizayna [The experience of socio-philosophical explanation of project abilities of design] Voprosy filosofii = Questions of philosophy. 1981; (11): pp. 84-96. (In Russian)

15. Nazarov Yu.V. Osobennosti i perspektivy razvitiya sovremennogo rossiyskogo dizayna: problemy, tendentsii, prognozy, regional'nyye osobennosti: [Features and prospects of development of modern Russian design]: Problems, trends, forecasts, regional features: Doctor's thesis. Moscow, 2003. 200 p. (In Russian)

16. Kuryerova, G.G. Italyanskaya model dizayna: proyektno-poiskovyye kontseptsii vtoroy poloviny XX veka [The Italian design model: design and search concepts of the second half of the XX century] / Moscow: VNIITE Publ., 1993. 154 p. (In Russian)

17. PlotnikovaE.V., DorofeevaE.N., KondrovA.V. KondrovaE.A. Pedagogicheskoye rukovodstvo proyektnoy deyatelnostyu studentov dizaynerov [Pedagogical management of design activities of design students]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2020; (3): pp. 80-91. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Kondrov A.V., Kondrova E.A. Etnograficheskiye motivy v obuchenii vedeniya proyektnoy deyatelnosti studentov dizaynerov napravleniya "Graficheskiy dizayn" [Ethnographic motives in teaching project activity to students of designers of the education program "Graphic design"] In: Proceedings of the international scientific and practical conference Design. Space.Architecture: under the general editorship of R.N. Bakhtizin. Ufa: Ufa State Petroleum Technical University, 2016. Pp. 47-56. (In Russian)

19. Kondrov A.V., Kondrova E.A. Vliyaniye natsionalnogo izobrazitelnogo iskusstva na proyektnuyu deyatelnost studentov dizaynerov [The influence of national fine art on the design activity of design students] In: Proceedings of the XIII international scientific and practical conference / BSPU n.a. M. Akmulla. Ufa, 2018. Pp. 164-167. (In Russian)

20. Krasilnikova V.A. Teoriya i tekhnologii kompyuternogo obucheniya i testirovaniya: monografiya [Theory and technologies of computer training and testing: monograph]. Moscow: IPK GOU OSU Publ., 2009. 33 p. (In Russian)

21. StrekalovaN.D., Belyakov V.G. Razrabotka i primeneniye uchebnykh keysov: prakticheskoye rukovodstvo [Development and application of educational cases: a practical guide]. St. Petersburg: Department of Operative Printing of the Higher School of Economics. St. Petersburg, 2013. 80 p. (In Russian)

22. Professional standard "Graphic Designer": (approved by Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 40n dated January 17, 2017). - Available at:

https://classinform.ru/profstandarty/11.013-graficheskii-dizainer.html (accessed 25 October 2022). (In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи.

The declared contribution of the authors of the article:

The authors contributed equally to the preparation of the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors have read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию 25.10.2022; одобрена после рецензирования 25.11.2022; принята к публикации 10.12.2022.

The article was submitted 25.10.2022; approved after reviewing 25.11.2022; accepted for publication 10.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.