Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДИЗАЙН-ПРОЕКТ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL LEADERSHIP / DESIGN / GRAPHIC DESIGN / PROJECT / PROJECT ACTIVITY / PROFESSIONAL TRAINING / DESIGN PROJECT / CREATIVE ACTIVITY / PROJECT THINKING / ARTISTIC AND PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Елена Викторовна, Дорофеева Елена Николаевна, Кондров Александр Витальевич, Кондрова Елена Александровна

Предмет исследования: педагогические условия развития проектных компетенций будущих графических дизайнеров в процессе профессиональной подготовки. Тема исследования - педагогическое руководство проектной деятельностью студентов-дизайнеров. Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка комплекса организационно-педагогических условий педагогического руководства проектной деятельностью будущих графических дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе. Метод или методология проведения исследования. Были применены: метод теоретического анализа (анализ психолого-педагогических трудов по теме исследования, учебных программ, учебно-методических пособий, диссертационных исследований, научной литературы и периодических изданий по педагогике, психологии, дизайну, проектированию), обсервационный метод (наблюдение за учебной и художественнотворческой деятельностью студентов), метод подбора и составления проектных заданий по дисциплине «Проектирование», диагностические методы (тестирование, анкетирование, экспертная оценка). Результат исследования - улучшение скорости креативного мышления студентов в процессе проектной деятельности и повышение качества исполнения проектов. В результате руководства проектной деятельностью студентов -дизайнеров в соответствии с разработанными педагогическими условиями зафиксировано повышение показателей проектной деятельности обучаемых студентов. Результаты исследования могут быть использованы в процессе руководства проектной деятельностью будущих графических дизайнеров в вузах, при проведении зачетов, экзаменов и так далее. Предложенные педагогические методы позволяют вывести проектную деятельность студентов-дизайнеров на новый уровень и добиться улучшения качества проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL GUIDE ON PROJECT ACTIVITIESFOR FUTURE DESIGNERS

The subject of research is pedagogical conditions for the development of project competencies of future graphic designers in the process of professional training.The topic of the research is the pedagogical guidance of the students’ project activities. The purpose of the research is theoretical grounds, development and experimental verification of a complex of organizational and pedagogical conditions to manage the project activities of future graphic designers in the process of professional training at a university. The methodology of the research. The authors applied: the method of theoretical analysis (analysis of current psychological and pedagogical works, curricula, teaching aids, theses, scientific literature and periodicals on pedagogy, psychology and design); observational method (observation of educational and artistic-creative activities of students); method of selection and compilation of design assignments for the course "Design"; diagnostic methods (testing, questioning, expert assessment). The result of the study was in improving the speed of creative thinking in students within the process of project activities and in increasing the quality of project implementation. As a result of managing the students’ project activitiesaccording to the developed pedagogical conditions the authors set increase in the indicators in the project activities of the students being trained. The results of the study can be used in the process of managing the project activities of future graphic designers in universitiesduring the assessment period. The proposed pedagogical methods allow improving the quality of students' graphic design projects, which will result in bringing the project activity to a new level.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ»

УДК 378.1

Елена Викторовна Плотникова,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дизайна, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа).

E-mail: plot.61@mail.ru

Елена Николаевна Дорофеева, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дизайна, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа).

E-mail: endorofeeva@mail.ru

Александр Витальевич Кондров,

доцент,кафедра дизайна, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа).

E-mail: afterov@inbox.ru

Елена Александровна Кондрова,

доцент, кафедра дизайна, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г.Уфа).

E-mail: afterov@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Ключевые слова: педагогическое руководство, проектирование, графический дизайн, проект, проектная деятельность, профессиональная подготовка, дизайн-проект, творческая деятельность, проектное мышление, художественно-проектная деятельность.

Аннотация. Предмет исследования: педагогические условия развития проектных компетенций будущих графических дизайнеров в процессе профессиональной подготовки. Тема исследования - педагогическое руководство проектной деятельностью студентов-дизайнеров. Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка комплекса организационно-педагогических условий педагогического руководства проектной деятельностью будущих графических дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Метод или методология проведения исследования. Были применены: метод теоретического анализа (анализ психолого-педагогических трудов по теме исследования, учебных программ, учебно-методических пособий, диссертационных исследований, научной литературы и периодических изданий по педагогике, психологии, дизайну, проектированию), обсервационный метод (наблюдение за учебной и художественно-творческой деятельностью студентов), метод подбора и составления проектных заданий по дисциплине «Проектирование», диагностические методы (тестирование, анкетирование, экспертная оценка).

Результат исследования - улучшение скорости креативного мышления студентов в процессе проектной деятельности и повышение качества исполнения проектов. В

результате руководства проектной деятельностью студентов -дизайнеров в соответствии с разработанными педагогическими условиями зафиксировано повышение показателей проектной деятельности обучаемых студентов. Результаты исследования могут быть использованы в процессе руководства проектной деятельностью будущих графических дизайнеров в вузах, при проведении зачетов, экзаменов и так далее.

Предложенные педагогические методы позволяют вывести проектную деятельность студентов-дизайнеров на новый уровень и добиться улучшения качества проектирования.

Для цитирования:Педагогическое руководство проектной деятельностью студентов-дизайнеров/ Е.В. Плотникова, Е.Н. Дорофеева, А.В. Кондров, Е.А. Кондрова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - № 3(88). - С. 80-92.

Elena V.Plotnikova, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Department ofDesign, BashkirStatePedagogicalUniversity named after M.Akmulla (Ufa)

E-mail: plot.61@mail.ru

Elena N.Dorofeeva, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Department of Design, BashkirStatePedagogicalUniversity named after M.Akmulla (Ufa)

E-mail:endorofeeva@mail.ru

Alexander V. Kondrov,

Associate Professor, Department ofDesign, BashkirStatePedagogicalUniversity named after M.Akmulla (Ufa)

E-mail: afterov@inbox.ru

Elena A. Kondrova,

Associate Professor, Department ofDesign, BashkirStatePedagogicalUniversity named after M.Akmulla (Ufa)

E-mail: afterov@yandex.ru

PEDAGOGICAL GUIDE ON PROJECT ACTIVITIESFOR FUTURE

DESIGNERS

Keywords: pedagogical leadership, design, graphic design, project, project activity, professional training, design project, creative activity, project thinking, artistic and project activity.

Abstract. The subject of research is pedagogical conditions for the development of project competencies of future graphic designers in the process of professional training.The topic of the research is the pedagogical guidance of the students' project activities. The purpose of the research is theoretical grounds, development and experimental verification of a complex of organizational and pedagogical conditions to manage the project activities of future graphic designers in the process of professional training at a university.

The methodology of the research. The authors applied: the method of theoretical analysis (analysis of current psychological and pedagogical works, curricula, teaching aids, theses, scientific literature and periodicals on pedagogy, psychology and design); observational method

(observation of educational and artistic-creative activities of students); method of selection and compilation of design assignments for the course "Design"; diagnostic methods (testing, questioning, expert assessment).

The result of the study was in improving the speed of creative thinking in students within the process of project activities and in increasing the quality of project implementation. As a result of managing the students' project activitiesaccording to the developed pedagogical conditions the authors set increase in the indicators in the project activities of the students being trained. The results of the study can be used in the process of managing the project activities of future graphic designers in universitiesduring the assessment period.

The proposed pedagogical methods allow improving the quality of students' graphic design projects, which will result in bringing the project activity to a new level.

For citing: Plotnikova E.V., Dorofeeva E.N., Kondrov A.V., Kondrova E.A.(2020) Pedagogicheskoye rukovodstvo proyektnoy deyatelnostyu studentov-dizaynerov[Pedagogical guide on project activities for future designers]Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 3(88):80-92. (InRuss).

DOI:10/21510/1817-3992-2020-88-3-80-92

Визуальная среда формирует мировоззрение человека, его визуальную культуру, влияет на жизнь общества в целом на разных этапах его развития. Каждая новая технология характеризуется кардинальными изменениями в социально-экономической сфере, что влечет за собой инновационные процессы в образовании, предъявляя новые требования к профессиональной подготовке специалистов в области дизайна.

Среди всего комплекса сложившихся проблем большое значение имеет совершенствование учебного процесса, повышение качества подготовки и воспитания специалистов, а также укрепление связей вуза и производства. Будущие дизайнеры должны быть способными вести творческую проектную деятельность, оказывать помощь в решении сложных проблем сегодняшнего дня - все это и является основной целью подготовки студентов направления «Дизайн» в высших учебных заведениях. Основным критерием оценки профессиональной подготовки дизайнеров является уровень и качество учебных работ, умение студентов решать постоянно усложняющиеся задачи проектной деятельности.

Современные требования к работе дизайнера основываются на овладении рядом профессиональных компетенций. В основе федерального образовательного стандарта по направлению «Дизайн» говорится, что бакалавр дизайна должен иметь навыки решения профессиональных задач, владеть основными понятиями информатики, знать основные операционные системы, файловые структуры, уметь работать в графических редакторах, сети Интернет, уметь осуществлять компоновку и трехмерное моделирование, владеть компьютерным обеспечением процесса проектирования.

Из социального заказа, который можно определить как потребность общества в высококвалифицированных дизайнерах, вытекает основная

потребность в профессиональной подготовке дизайнеров, которая достигается при решении следующих задач:

-овладение профессиональными компетенциями в области изобразительного искусства и дизайна;

-овладение основами теории и практики проектной деятельности; -активизация художественно-творческих способностей; -развитие способностей к творческому взаимодействию в коллективе. Решение этих задач требует особой технологии дизайн-образования, которая предполагает строго научное проектирование и воспроизведение, что гарантируетуспех педагогических действий. Проектная деятельность как творческий процесс определяет профессиональную практику проектирования (в том числе и в области дизайна).

Основоположник метода проектов Д. Дьюи предполагал, что для успешного обучения необходимо рациональное сочетание теоретических знаний и опыта практической работы [1]. Предложение о создании проектной системы обучения, которое он вел одновременно с У. Килпатриком, предполагало формирование условий для развития способностей и личного опыта человека, являющихся главной целью дидактики [2].

Впоследствии Е. Коллинз, поддерживающий идеи Д. Дьюи. стал применять «метод проектов» для развития познавательной деятельности обучающихся и стал использовать задания в проектной форме в процессе обучения. Анализируя исследования Д. Дьюи и Е. Коллинза, можно сделать предположение, что благодаря наследию этих авторов сформировалась концепция консультирующей роли педагога, позволяющей не только изучать конкретный материал, но эффективно выбирать формы практической деятельности, путем которой приобретались предметные знания [4].

Дж. Джонс предложил объединить проектное мышление с научными данными о характере деятельности человека и предположил, что проектирование - это процесс обучения, доступный любому человеку, поскольку объединяет интуицию, науку и искусство. Дж. Джонс раскрыл проблемы, возникающие при сотрудничестве различных специалистов и ученых. Он подчеркнул, что решая и преодолевая межличностные барьеры, можно использовать богатство человеческого опыта и знаний для осуществления насущной и актуальной задачи планирования и проектирования искусственной среды будущего [3]. Указал на важное требование успешного взаимодействия: все участники междисциплинарного сотрудничества должны быть осведомлены о критериях, которыми руководствуются в своих решениях его коллеги (в нашем случае - студенты). Поиск новых методов проектирования способствует коллективному творчеству. А это позволяет говорить о творчестве в дизайне, которое проявляется на стадии формирования концепции объекта проектирования. При формировании концепции необходимо выбрать участников проектной команды из имеющихся, рассмотреть различные поисковые варианты концепции и точки зрения - все это предварительно подвергается

критическому анализу. Участники проектной команды в графическом дизайне - носители определенных функций (таблица1).

Продолжая исследования в области руководства проектной деятельностью, невозможно не упомянуть об особенностях проектного мышления, которые проявляются в умении увидеть будущее. Есть несколько основополагающих типов проявления такого мышления, которые описаны у И.А. Колесниковой. Среди характеристик, которые «отвечают» за порождение новых мыслей, идей, решений, особо выделяют латеральность, критичность, креативность, методологичность и проблемность мышления. [5]. Для дизайна как вида деятельности, опирающегося на искусство, творчество является одной из определяющих характеристик. Креативность как поиск качественных отличий от имеющихся продуктов. Креатив, со слов дизайнера С. Пронина, зависит от окружающей среды, он не постоянен и динамичен. Процесс создания креатива - это постоянный поиск отличий от окружающих [11]. Из этого можно сделать вывод, что успешность руководства ведения дизайн-проектирования зависит и от успешного развития креативного проектного мышления у студентов.

_Таблица 1.

_Педагогические условия_

Повышение общего культурного уровня_

Формирование профессиональной мотивации_

Стимулирование на результат_

Внимание к творческому росту студента_

Внедрение поощрительной системы_

Практико-ориентированная работа с реальными проектами_

Поэтапное формирование креативности_

Создание творческого коллектива дизайнеров_

Активные и интерактивные формы проведения занятий

Е. Павловская указывает: «Методика креативного поиска осваивается в практической деятельности. Для одного важно перевернуть горы информации, чтобы «зацепиться» за нужную «ниточку»; для другого креативный поиск может быть связан с выходом за пределы анализируемой ситуации и нахождением аналогий, ассоциаций из других сфер... Кто-то способен увидеть будущий образ в одном-единственном слове, а кто-то отталкивается в работе от конкретных зрительных впечатлений» [6]

В разработке концепции в дизайне формулируется образная идея проекта. В этом вопросе о сущности дизайн-концепции авторитетным является мнение В.Т. Шимко [7]. Он рассматривает дизайн-концепцию как синтез, с одной стороны, дизайнерской идеи (представляющей собой конкретное предложение способа или принципа решения возникших проблем), а с другой стороны, художественной идеи (определяющей систему визуальных характеристик объекта и имеющей целью создание определенного эмоционально-образного эффекта).

Непосредственное руководство проектной деятельностью состоит в организации взаимодействия преподавателя и студентов. Характер этого взаимодействия определяется качеством осуществления педагогом относительно самостоятельной организаторской деятельности.

По мнению В.А. Сластенина, «Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели» [8].

Особое место организаторская деятельность занимает в руководстве коллективом дизайнеров, входя в структуру целостной деятельности преподавателя вуза. Данная деятельность отражается на этапе осуществления педагогического процесса создания проектной ситуации. И должна быть представлена взаимосвязанной системой следующих педагогических действий:

- постановка перед студентами целей, разъяснение задач проектной деятельности;

- создание условий для принятия задачучебным коллективом и отдельными студентами;

- применение отобранных методов, средств и приемов осуществления проектного процесса;

- обеспечение взаимодействия субъектов проектной деятельности и создание условий эффективного протекания;

- использование необходимых приемов стимулирования активности студентов;

- установление обратной связи и своевременная корректировка хода проектной деятельности.

В развернутом виде данная структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей:

- усвоение задачи, установление соотношения деятельности организаторов и организуемых к условиям задачи;

- подбор помощников организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;

- определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;

- распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;

- внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;

- учет, контроль и анализ эффективности хода выполнения задачи;

- определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;

- работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;

- итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности (Л.И. Уманский) [9].

Эта структура организаторской деятельности в равной мере относится и к организаторской деятельности преподавателя, который руководит коллективом дизайнеров. В данном случае специфика организаторской деятельности педагога проявляется, прежде всего, в целях выполнения проектной деятельности. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной). Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности обучающихся студентов. Деятельность организатора, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации. Для успешной организаторской деятельности педагогу важно уметьоценивать психологическоесостояние коллектива и его отдельных членов. Таким образом, организаторская деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия.

Если рассматривать общие функции организаторской деятельности, выделенные Л.И. Уманским, можно отметить, что ониспецифически проявляются и в деятельности преподавателя, который руководит коллективом дизайнеров.

На первом месте функция групповой интеграции, формирования межличностного внутреннего единства. Результатом осуществления этой функции являются установившиеся взаимосвязи, взаимоотношения и скоординированные действия внутри группы, то есть внутренние коммуникации.

На втором - функция внешней коммуникации, направленная на установление связей и координацию отношений между микрогруппами (горизонтальная коммуникация) и вышестоящими организациями (вертикальная коммуникация).

Третья и четвертая функции вытекают из понимания самой сущности организаторской деятельности и связаны с обучением и воспитанием в самом широком смысле этих явлений.

В деятельности преподавателя эти четыре функции проявляются в единстве и взаимообусловленности, выступая в различных сочетаниях с преобладанием то одной, то другой.

К руководству проектной деятельности студентов можно отнести не только организаторскую деятельность, но и руководство творческой деятельностью групп студентов. Творчество по своей природе - генерация уникального решения, лежащего вне палитры привычных ходов и стандартов, что востребовано во многих областях деятельности.Управление этим процессомзадача трудная для преподавателя, но необходимая при обучении дизайну.Для обеспечения результативности обучения студентов-

дизайнеров необходимо предложить модель, иллюстрирующую структурные составляющие проектирования от задания на проектирование до результата и описания его оценочных критериев.

Например, В.А. Штофф, интерпретируяв своем исследовании термин «модель», считает этот термин интеллектуально или материально воспроизводимой системой, которая, «отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте». Латинский и французский переводы слова «модель» (фр. modele; лат. modulus — мера, образец) предполагают создание описания или схемы «...предмета, явления или процесса в природе и обществе, изучаемые как их аналог» [10].

Таким образом, специфика проектной деятельности требует обеспечения специфических условий в процессе обучения, особого педагогического руководства, состоящего из организационно-педагогических, психолого-педагогических и дидактических условий, которые позволят вести проектнуюграфическую работу.

Для апробации разработанных педагогических условий на основе констатирующего эксперимента по выявлению уровня овладения основами проектной деятельности у студентов-дизайнеров нами был проведен формирующий эксперимент по созданию комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих совершенствование педагогического руководства проектной деятельностью будущих графических дизайнеров в процессе профессиональной подготовки. Цель данного этапа - подтверждение эффективности созданных педагогических условий для организации проектной деятельности будущих графических дизайнеров.

Задачами формирующего эксперимента:

-реализация комплекса педагогических условий, обеспечивающих организацию проектной деятельности студентов дизайнеров на занятиях по проектированию;

-апробация сложившихся педагогических условий и методов по совершенствованию проектной деятельности студентов дизайнеров в вузе;

-анализ результатов формирующего эксперимента

Формирующий эксперимент был проведен на кафедре дизайна художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. В исследовании приняли участие тридцать шесть человек. При объяснении теоретического материала, разработке курсовых заданий, тем и лабораторных заданий были соблюдены следующие педагогические условия (таблица 2):

Таблица 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проектная команда (функциональный состав)

Функция Задача

Смысловой лидер Целеполагание, смысловой контроль, планирование

Эксперт Оценка результата, поддержка уровня качества

Координатор Управление сроками проекта, взаимодействие рабочей группы

Исполнитель Реализация сущности

Основным условием формирующего эксперимента по проверки педагогических условий организации проектной деятельности будущих графических дизайнеров явилось проведение его без нарушения привычного хода учебного процесса. Данный эксперимент является естественным экспериментом, он проводился для оценки возможности улучшения качества проектной подготовки графических дизайнеров в вузе. Использован лабораторный эксперимент. Таким образом, можно предположить, что педагогическое руководство проектной деятельностью будущих графических дизайнеров в процессе профессиональной подготовки будет успешным при соблюдении следующих условий:

1) формирование профессиональной компетентности будущих графических дизайнеров осуществляется на основе интеграции художественно-творческой и проектной подготовки;

2) при подготовкеспециалистов особым образом организуется художественно-проектная деятельность, направленная на совместное решение проектных задач в команде;

3) педагогическое руководство проектной деятельностью будущих графических дизайнеров нацелено на создание креативной среды, являетсяненормативным, основывается на использовании интерактивных методов обучения (мозговой штурм, творческие тренинги, творческие лабораториии так далее).

Наиболее важным этапом в работе с применением этих методов является анализ и научная интерпретация собранных данных, возможность перейти от конкретных фактов к теоретическим обобщениям, что привело к неожиданным выводам. Так, например, было необходимо определить, какие задания были выполнены хорошо случайно,а какие закономерно. Теоретические методы имели место и при анализе данных, собранных из различных научно-педагогических источников, и при осмыслении изученного передового опыта. В нашем исследовании также применялся математический метод, помогающий выявить качественные изменения выполненных заданий, метод регистрации, ранжирования. Метод регистрации предполагает поиск наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество успевающих и неуспевающих, посещавших занятия без пропуска и допускавших пропуски и т.п.) [12].

В формирующем эксперименте преподаватель выступает руководителем при проектировании визуальных коммуникаций и при проектировании самого визуального языка. Именно он направляет учебный процесс, направляя студента на создания описания, изображения и концептуальной модели с функциональными и эстетическими формами.

Преподаватель в проектной мастерской графического дизайна во время эксперимента должен указывать на профессионально-творческие аспекты,

которые необходимы студенту для разработки собственного языка художественного проектирования в графическом дизайне. Выявление различных особенностей объектов графического дизайна для расширения диапазона творческих возможностей студентов дизайнеров в проектировании с учетом разных особенностей - систем информационных и графических элементов, формирующих общее стилевое оформление объекта (упаковки, фирменного стиля и плакатов). Задания по осуществлению творческих проектов в руководстве учат студентов думатьнеким художественно-проектным образом. Студент должен заниматься изучением различных видов искусств, опосредовано связанных с проектом: архитектурой, декоративно-прикладным искусством, живописью, литературой, музыкой, кино, фотографией, танцем, театром и так далее. В этой интеграции различных изобразительных свойств и возможностей различных видов искусств создается специфическая проектная графика, на языке которой выполняются проектные работы. «Язык проекта представляется как бы зашифрованным, не обратимым в «чистый» сюжет, в этом смысле это суверенный мир изображений, как бы равный языку изобразительного искусства, а процесс художественного проектирования, как бы равен процессу создания станковой картины, но это картина особого рода» [13]. Студент в такой проектной работе изучает культуру, котораяпомогаетнайти выразительное решение на языке графики, декоративности, так как опора на традиции позволяет добиваться различных технических решений. Таким образом, важнейшими общеучебными умениями и навыками стали:

1. планирование учебной проектной деятельности, построение алгоритма данной деятельности, планирование самостоятельной работы над эскизно-поисковой деятельностью;

2. организация своей учебной деятельности, рабочего места дизайнера;

3. восприятие информации, работа с различными источниками информации, управление вниманием, наблюдение за работой дизайнеров, запоминание, использование компьютера;

4. осмысливание учебного материала, выделение главного в проектной деятельности, умение организовывать ограниченную плоскость, пространство элементами, которые несут изобразительную и смысловую нагрузку, создание визуальных элементов графического дизайна;

5. осмысливание результатов своей графической проектной деятельности, взаимоконтроль результатов учебной деятельности, рефлексивный анализ.

Таким образом, в руководстве проектной деятельностью студентов дизайнеров, формирование способов умственной деятельности является важнейшей составной частью учебной работы. Стоит отметить, что подготовка студентов к проектной деятельности велась поэтапно. Необходимо было научить из проектной ситуации вычленять композиционную или колористическую задачу. Затем в форме (эскизов,

упражнений, заданных преподавателем) находить варианты решений. Найденные результаты вносить (трансформируя и вписывая) в проект, наполняя его содержание. Описанная схема работы осуществляется в зависимости от количества элементов в проекте, поэтому весь ход проектирования рассматривается как целенаправленная серия упражнений на формообразование и цветоведение. Конечный результат можно наблюдать на последнем этапе, когда все элементы общей композиции сформированы, в итоговых выставочных планшетах, раздаточном материале, презентациях, видеороликах так далее.

Работа преподавателя со студентами сводилась к следующему:

- теоретическое обоснование изучения рабочего материала специфики графического дизайна, чтобы сформировать у студентов высокий уровень визуальной культуры

- композиционный анализ предпроектной ситуации с обсуждением проектного замысла

Учитывая педагогические условия, ведение руководства проектной деятельности по созданию объектов графического дизайна в процессе профессиональной подготовки возможно только при вдумчивом и научном обосновании использования технологий формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров. Переосмыслениепроектной культуры позволило по-новому охарактеризовать организационно-проектное умение, организаторское - исполнительские умение, технологическое умение, творческое и дизайнерское умение, проектно-конструкторское умение.

Также в рамках исследования были разработаны и апробированы педагогические условия руководства проектной деятельностью в рамках образовательного процесса в вузе, которые представляют собой систему взаимосвязанных компонентов учебной деятельности, сочетающих специфику профессиональной проектной деятельности дизайнера. Результаты, полученные в ходе руководства проектной деятельностью, продемонстрировали повышение показателей проектной деятельности обучаемых студентов, что говорит об эффективности предложенного комплекса руководства проектнойдеятельности в системе вузовской подготовки.

1. Пономарев, А.Я. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. — Москва : Педагогика, 1976. — 280 с.: ил.

2. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры: (для директоров и заместителей директоров школ по учебно -воспитат. работе) / Н. Е. Щуркова. — Москва: Пед. Поиск, 1997. - 77, [1] с.: ил.

3. Туник, Е.Е. Лучшие тесты на креативность: диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. — Москва [и др.]: Питер, 2013. — 315 с.: ил., табл.

4. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы: учебное пособие для аспирантов / Р.С. Пионова. — Минск: Вышэйшая школа, 2005. - 302 с. — (ВУЗ: аспирантам высших учебных заведений).

5. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов педагог.профиля / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. — 4-е изд., стер. — Москва : Академия, 2006. —477, [1] с.: ил. - (Высшее профессиональное образование / Междунар. акад. наук пед. образования).

6. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расширен. - Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с. - (Большая психологическая энциклопедия).

7. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. — Москва : Высш. шк., 2004. — 512 с.: табл.

8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии:учебное пособие. -Москва : Народное образование, 1998. - 256 с.

9. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии] / В.П. Беспалько. — Москва : Педагогика, 1989. — 190, [1] с.: ил.

10. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (анализ зарубеж. опыта) / М.В. Кларин. — Москва : Знание, 1989. - 75, [2] с. - (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; N 6).

11. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер. — Москва: Знание, 1976. — 64 с.

12. Лернер, И.Я.Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. — Москва : Педагогика, 1981. — 185 с.

13. Лисовский, В.Т. О системе художественного воспитания в вузе/ В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич. //Эстетическое воспитание в техническом вузе. — Москва, 1991. С.4-14.

14. Иннновационная деятельность вузов. - URL: http://www.ornatus.ru/themes/ekonomika/innovatsionnaya-deyatelnost/innovatsionnaya-deyatelnost-vuzov (дата обращения: 07.09.2020).

References

1. Ponomarev Ya.A. Psikhologiya tvorchestva i pedagogika [Psychology of creativity and pedagogy]. - Moscow: Pedagogy, 1976.- 280 p .: ill. (In Russ).

2. Shchurkova N.E. Vospitaniye: novyy vzglyad s pozitsii kul'tury [Education: a new view from the standpoint of culture]: (For directors and deputy directors of schools for studies. -educational work). - Moscow: Pedagog. Search, 1997. - 77, [1] p .: ill. - (Library of the school administration. Educational center "Ped. Search").(In Russ).

3. Tunic E.E. Luchshiye testy na kreativnost' [The best tests for creativity] [Text]: diagnostics of creative thinking / E.E. Tunic. - Moscow [and others]: Peter, 2013. - 315 p.: ill., Tab . - (Practical psychology).(In Russ).

4. Pionova R.S. Pedagogika vysshey shkoly [Higher education pedagogy]: a textbook for graduate students of pedagogical specialties of institutions providing higher education. - Minsk: Higher school, 2005. -302 p. - (University: post-graduate students of higher educational institutions).(In Russ).

5. Slastenin V.A.,. KashirinV.P.Psikhologiya i pedagogika: ucheb. posobiye dlya studentov vuzov ped. Profilya [Psychology and pedagogy: textbook for university students ped. profile]. - 4th ed., Erased. - Moscow: Academy, 2006. —477, [1] p .: ill. - (Higher professional education / International acad. Sciences of ped. Education).(In Russ).

6. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar'. [Big psychological dictionary] / [Avdeeva N.N. and others]; ed. B.G. Meshcheryakova, V.P. Zinchenko. - 4th ed., Ext. - Moscow: AST; St. Petersburg: Prime-Euroznak, 2009. - 811 p

7. Polonsky V.M. Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike [Dictionary of Education and Pedagogy]. - Moscow: Higher. shk., 2004. - 512 p .: tab.; (In Russ).

8. Selevko G.K. Sovremennyye obrazovatel'nyye tekhnologii: Uchebnoye posobiye. [Modern educational technologies: Textbook.] - Moscow: Narodnoe. education, 1998 .-- 256 p. (In Russ).

9. Bespalko V.P. Slagayemyye pedagogicheskoy tekhnologii [The components of pedagogical technology]. - Moscow: Pedagogy, 1989. - 190, [1] p .: ill.(In Russ).

10. Clarin M.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya v uchebnom protsesse: (Analiz zarubezh. opyta) [Pedagogical technology in the educational process: (Analysis of foreign experience)]. - Moscow: Knowledge, 1989. - 75, [2] p. - (New in life, science, technology. Pedagogy and psychology; N 6).(In Russ).

11. Lerner I. Ya. Didakticheskaya sistema metodov obucheniya [Didactic system of teaching methods]. - Moscow .: Knowledge, 1976 .-64 p.

12. Lerner I. Ya. Didakticheskiye osnovy metodov obucheniya [Didactic foundations of teaching methods]. - Moscow: Pedagogy, 1981.- 185 p.(In Russ).

13. Lisovskiy V.T., Sikevich Z.V. O sisteme khudozhestvennogo vospitaniya v vuze [On the system of artistic education in the university]. In: Aesthetic education in a technical university. - Moscow, 1991. - Pp.4-14.

14. Innovatsionnaya deyatel'nost' vuzov [Innovative activity of universities]. -Available from: http://www.ornatus.ru/themes/ekonomika/innovatsionnaya-deyatelnost/innovatsionnaya-deyatelnost-vuzov (accessed: 07.09.2020).(In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.