Научная статья на тему 'Влияние современного дизайна на формирование творческого мышления студентов художественно- графических факультетов'

Влияние современного дизайна на формирование творческого мышления студентов художественно- графических факультетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЙ ДИЗАЙН / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бартенева Ю.В., Мартыненко Н.Д., Петрикеева Е.Н.

В статье осуществлен анализ понятия творческого мышления с позиций обучения дизайну студентов художественно-графических факультетов. Определены основные педагогические направления развития творческого мышления. Описана роль проектной деятельности в обучении дизайну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние современного дизайна на формирование творческого мышления студентов художественно- графических факультетов»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

УДК: 378.025.7:687.01

ББК: 74 48 Педагогические науки

Влияние современного дизайна на формирование творческого мышления студентов художественно-графических факультетов.

© Ю.В. Бартенева, Н.Д. Мартыненко, Е.Н.Петрикеева

Бартенева Ю.В. - ст. преподаватель кафедры художественного проектирования костюма, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ). E-mail: bartesha-u@mail.ru

Мартыненко Н.Д. - доцент кафедры художественного проектирования костюма, к.с.н., ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ). E-mail: nata-mart23@yandex.ru

Петрикеева Е.Н. - ст. преподаватель кафедры художественного проектирования костюма, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ). E-mail: vip.petrikeeva@mail.ru.

Адрес: г. Курск, ул. Кирова, 5, 305000, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

В статье осуществлен анализ понятия творческого мышления с позиций обучения дизайну студентов художественно-графических факультетов. Определены основные педагогические направления развития творческого

мышления. Описана роль проектной деятельности в обучении дизайну. №1 (10) 2018

www.j-chr.com

Ключевые слова: творческое мышление, современный дизайн, студенты.

Бартенева Ю.В., Мартыненко НД, Петрикеева Е.Н. Влияние современного дизайна на формирование творческого мышления студентов художественно-графических факультетов.

32

Современная проектная практика дизайна стоит перед решением масштабных проблем, перед поиском и постановкой целей и задач, по степени сложности проектируемых объектов и поиске новых оригинальных идей [1].

В обучении студентов проектной практики дизайна важно изучить проблемы предыдущей практики дизайна и современные, и направить их на освоение новых собственных приемов, которые могут получить развитие в будущем. Направления проектной практики дизайна различаются по ориентации, целям, масштабности решаемых проблем и конкретных задач дизайн-проектирования [3] Они делятся на уже освоенные практикой дизайна, современные, и те, которые еще пока мало известны, но на основе прогнозов развития дизайна могут быть распространены в будущем, а значит, перспективные.

Рассмотрим современные и перспективных направления в дизайне, среди которых [5]:

Футуродизайн - направление творческой деятельности, определяющей возможные тенденции изменения потребительских качеств и визуальных образов объектов, перспектив развития образа жизни. Сам термин происходит от английского «future» - будущее и «design» - дизайн, модель. Говоря на языке обывателя это означает «дизайн будущего» и «разработка грядущего». Футуродизайн прогнозирует и стимулирует процессы развития технологий.

Экологический дизайн - дизайн проектирование с участием средств и методов дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации и нарушения экологического равновеси , как с позиций ценностей природы, так и культуры. Обеспечение экологической чистоты конструкционных и отделочных материалов, применяемых для изделий - объектов дизайна, экологичности процессов производства и потребления (с учетом проблемы утилизации отходов) и состояния

предметной среды разных сфер жизнедеятельности людей.

Биодизайн -включает в себя проектные разработки морфологически биоподобных структур и форм изделий (механоорганизмов), по аналогии с архитектурной и инженерной бионикой, на основе систематического и целенаправленного изучения законов и принципов формообразования в живой природе, включающих положения биоморфологии, биомеханики, бионики, этологии(науки о поведении живых организмов в природе) и синергетики (науки о принципах самоорганизации систем).

Кибернетико-эвристический дизайн - использование в инновационном дизайн-проектировании закономерностей и методов эвристики (дисциплины, способствующей развитию и активизации творческого мышления и повышению эффективности решения проектных задач нестандартными способами), а также широких возможностей информационных технологий, соответствующей компьютерной техники и специфического дизайнерского программного обеспечения. Формирование качественно новых методов и средств развития творческой фантазии, изобретательности дизайнеров, обогащение их проектной культуры, расширение ее горизонтов в целях наиболее эффективной переработки оригинальных и перспективных новаторских дизайн-концепций и художественно-конструкторских предложений.

Эти особенности заданы функциональными, морфологическими, технологическими и эстетическими факторами композиционного формообразования в их взаимосвязи, а также типами человеческого общения и характером отношений в системе «человек - вещь - среда», свойственными разным классам, группам, видам и типам изделий [4].

Такой подход позволяет выделить в специализации дизайна следующие 12 основных групп:

1. дизайн машин, приборов, инструментов;

2. дизайн средств транспорта и среды транспортирования;

Бартенева Ю.В., Мартыненко Н.Д., Петрикеева Е.Н. Влияние современного дизайна на формирование творческого мышления студентов художественно-графических факультетов.

3. дизайн изделий быта культурного и хозяйственного назначения;

4. дизайн мебели (разных сфер жизнедеятельности людей);

5. дизайн одежды, белья, головных уборов, обуви;

6. дизайн текстиля;

7. дизайн интерьера (помещений разного назначения);

8. дизайн игр и игрушек;

9. дизайн украшений и сувенирных изделий;

10. дизайн экспозиций (выставок), шоу, презентаций, массовых празднеств, спорта;

11. дизайн городской предметной среды;

12. дизайн визуальной информации, рекламы, тары, упаковки, фирменных графических стилей.

В практике мирового и отечественного дизайна в течение XX века определились как тенденции специализации дизайнеров по отношению к определенным группам изделий, так и тенденции универсализации дизайнерского творчества

[5].

Многие отечественные и зарубежные дизайнеры, особенно это касается, имеющих собственные дизайн-бюро (ателье, мастерские), с одинаковым успехом разрабатывают изделия разных групп, видов и типов производственного, общественного и бытового назначения, занимаясь при этом и дизайном выставок, и интерьеров, и мебели, и упаковки, и рекламы, совмещая нередко проектную деятельность с педагогической, исследовательской, экспертной и консультативной. Все это зависит от профессионализма дизайнера, от его опыта, таланта, знаний, от умений решать проблемы и конкретные задачи методами дизайна.

Напомним, что «дизайн» — это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, направленный на достижение полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим. Безусловно, это твор-

ческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий, включающие как внешние черты изделия, так и структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое от изготовителя к потребителю. Современный дизайн стремится охватить все аспекты окружающей среды, которая обусловлена промышленным производством.

Рассматривая дизайн как деятельность проектную, являющейся составной частью проектной культуры, где овладение концептуальными и образно-пластическими способами решения творческих задач выступают как приоритетные умения дизайнера, а это и является личностным началом в проектном творчестве. Важно отметить, что творческий фундамент личности дизайнера, его профессионально-мировоззренческие позиции формируются в студенческую пору. Это особенно актуально на современном этапе развития профессии дизайнера [2].

Среди недостаточно разработанных педагогических проблем обучения дизайну мы выделяем - формирование профессионального творческого мышления. От проблем и нерешенности данного вопроса, прежде всего, страдает качество подготовки специалиста-дизайнера. Исследований, направленных на изучение сущностных характеристик мышления дизайнера, нет. Часто оно определяется такими терминами, - как «проектное» или «дизайнерское». При таком подходе учитывается профессионально-деятель-ностная характеристика мышления, но не раскрывается сущность познавательного процесса в художественно-проектном творчестве.

Важно отметить, что в процессе обучения дизайна, необходимо изучить творческое мышление, которое требует обращения к методике художественно-проектного замысла. Одной из основ проектирования в дизайне являются познавательные процессы, в которых исходные ценности переживаются и осмысливаются в образах будущего - проектных образах, представляющих по своей сути

33

Бартенева Ю.В., Мартыненко НД, Петрикеева Е.Н. Влияние современного дизайна на формирование творческого мышления студентов художественно-графических факультетов.

34

замыслы о будущих состояниях жизни и предметной среды. Что означает для дизайнера проектировать - вмешиваться во взаимосвязь образа жизни и предметной среды, влиять на ее значение, на ценностный смысл жизненных событий. В свою очередь «проектный образ», рассматривается как сплав различных сторон теоретической и практической деятельности дизайнера, что дало основание ряду авторов характеризовать мышление дизайнера как проектно-образное.

Понятие «проектно-образное мышление», столь часто употребляемое в теоретических исследованиях по дизайну, недостаточно раскрыто на уровне познавательных процессов личности. Его специфика заключается в особом преобразовании информации, где представленная проблема, воплощается в целостный концептуально-пластический образ. Про-ектно-образное мышление рассматривается как деятельность обучающегося в процессе создания нового проектного образа, в который будущий специалист вложит свои знания, умения и навыки, приобретенные в процессе практической

деятельности в качественно новой ситуации.

Проектно-образное мышление - это познавательная деятельность, направленная на преобразование проектной проблемы посредством последовательного и целенаправленного оперирования образами. Это открывает новые пути исследования, дает возможность рассматривать сложный процесс мышления и операциональную структуру, обеспечивающие его протекание. Обозначая профессиональное мышление студента-дизайнера как проектно-образное, мы можем определить пути и средства его формирования. Проанализировав практику проектного творчества, можно утверждать, что графическая деятельность является одной из технологий формообразования, способом постижения проектного образа и репрезентации проектного замысла

Таким образом, можно утверждать, что важным этапом формирования про-ектно-образного мышления обучающихся средствами графики, является одним из важных условий профессиональной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева О.П. Дизайн как художественное конструирование предметно-пространственной среды // Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова: Научно-практический журнал. - Чебоксары: 2010. - N 7. - С.148 - 153.

2. Буранок Дарья Дмитриевна Компе-тентностный подход в подготовке будущих дизайнеров // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-4.

3. Кулешова А. И. Об особенностях профессиональной компетентности графического дизайнера и процесса ее формирования в университете // Изв. Тул. гос. ун-та. Сер. Педагогика. - 2006. - Вып. 3.

- С. 246 - 250.

4. Новикова Т.А. Образовательное пространство подготовки дизайнеров // Материалы XI научной конференции НовГУ.

- Великий Новгород: 2004. - С. 218 - 219.

5. Розенсон И.А. Основы теории дизайна.

- СПб.: 2006.

Бартенева Ю.В., Мартыненко Н.Д., Петрикеева Е.Н. Влияние современного дизайна на формирование творческого мышления студентов художественно-графических факультетов.

INFLUENCE OF MODERN DESIGN ON CREATING CREATIVE THINKING OF STUDENTS OF ARTISTIC AND GRAPHIC FACULTIES.

© Yuliya V. Barteneva, Natalia D. Martynenko, Elena N. Petrikeeva

Barteneva Yuliya V. - Senior Lecturer of the Department of Art Costume Design, Kursk State University. E-mail: bartesha-u@mail.ru

Martynenko Natalia D. - Associate Professor of the Department of Costume Design, Ph.D., Kursk State University. E-mail: nata-mart23@yandex.ru

Petrikeeva Elena N. - Art. the teacher of the chair of artistic costume design, Kursk State University. E-mail: vip.petrikeeva@mail.ru

Address: Kursk, ul. Kirova, 5, 305000, Russian Federation.

Abstract

The article analyzes the concept of creative thinking from the standpoint of teaching design to students of art and graphic faculties. The basic pedagogical nr

directions of development of creative thinking are determined. The role of project activity in teaching design is described.

Keywords: творческое мышление, современный дизайн, студенты.

REFERENCE

1. Andreyeva O.P. Dizayn kak khu-dozhestvennoye konstruirovaniye pred-metno-prostranstvennoy sredy // Vestnik Cheboksarskogo filiala Moskovskogo gosu-darstvennogo gumanitarnogo universiteta imeni M.A.Sholokhova: Nauchno-prak-ticheskiy zhurnal. - Cheboksary: 2010. - № 7. - S.148 - 153.

2. Buranok Dar'ya Dmitriyevna Kompe-tentnostnyy podkhod v podgotovke budu-shchikh dizaynerov // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. 2012. №2-4.

3. Kuleshova A.I. Ob osobennostyakh professional'noy kompetentnosti gra-ficheskogo dizaynera i protsessa yeye formirovaniya v universitete // Izv. Tul. gos. un-ta. Ser. Pedagogika. - 2006. - Vyp. 3. - S. 246 - 250.

4. Novikova T.A. Obrazovatel'noye pros-transtvo podgotovki dizaynerov // Materia-ly XI nauchnoy konferentsii NovGU. - Velikiy Novgorod: 2004. - S. 218 - 219.

5. Rozenson I.A. Osnovy teorii dizayna. -SPb.: 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.