Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1554
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФИЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ И ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамигулова Оксана Алексеевна, Василина Дарья Сергеевна, Мусифуллин Салават Ришатович

Профессиональное самоопределение выпускников современных школ напрямую зависит от многих факторов: социально-экономических, социокультурных, престижности профессии среди членов общества, позиции семьи и социального окружения, географического расположения учебного заведения, состояния рынка труда, способностей и склонностей школьника. Кроме того, на основе количества выпускников высшего учебного заведения определяются потенциальные специалисты в области педагогических профессий. В этой связи особую актуальность приобретает важность правильного и осознанного выбора профессии старшеклассниками. Этот выбор необходимо делать будущим членам общества уже со школьной скамьи. Именно профильные психолого-педагогические классы позволяют дать четкие представления старшеклассникам о специфике деятельности педагога. Такие классы представляют собой не просто составляющую системы профессиональной ориентации выпускников школы, но и ресурс личностного развития, ведь современный психолого-педагогический класс способен стать важным элементом для раскрытия способностей обучающихся, выявления и развития педагогической одаренности, формирования лидерских качеств и умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности в человеко-центрированных сферах. Поэтому цель исследования - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность функционирования модели психолого-педагогических классов, разработанной в БГПУ им. М. Акмуллы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширено представление о направлениях и организационно-методических особенностях работы в психолого-педагогических классах, выявлены этапы осуществления образовательного процесса (предпрофильный и профильный); подобраны и разработаны учебные программы по элективным курсам психолого-педагогической направленности, обозначены оптимальные методы и формы обучения в психолого-педагогических классах, обоснованы виды эффективной профилизации. Данные разработки легли в основу модели психолого-педагогических классов, созданной в БГПУ им. М. Акмуллы. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что разработанная модель психолого-педагогических классов, ряд мероприятий и проектов могут использоваться педагогами других образовательных организаций Российской Федерации. Представленные материалы могут послужить основой для разработки методических рекомендаций для педагогов психолого-педагогических классов. Результаты, полученные в исследовании, могут найти широкое применение в деятельности общеобразовательных организаций и организаций высшего образования нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамигулова Оксана Алексеевна, Василина Дарья Сергеевна, Мусифуллин Салават Ришатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES AS A RESOURCE FOR PERSONAL DEVELOPMENT AND EARLY SPECIALIZATION OF STUDENTS

Currently, the problem of competent professional self-determination of school graduates can be considered particularly relevant. Its solution depends on constantly changing socio-economic, socio-cultural factors and attitudes to the prestige of professions in society. An important role is also played by such reasons as: the position of family members, teachers and friends; the location of the educational institution; awareness of the condition of the labor market; the abilities and inclinations of the student. In addition, potential specialists in the field of pedagogical professions are expected according to the number of graduates of a higher educational institution. In this regard, the importance of correct and informed choice of profession by high school students is of particular relevance. This choice should be made by future members of society at school already. It is the specialized psychological and pedagogical classes that make it possible to give clear ideas about the specifics of the teacher's work to high school students. Such classes are not just a component of the professional orientation system for school graduates, but also a resource for personal development, because a modern psychological and pedagogical class can become an important element for revealing the abilities of students, revealing and developing pedagogical gift, forming leadership qualities and skills necessary for successful professional activity in human-centered spheres. Therefore, the purpose of the study is to theoretically substantiate and experimentally test the effectiveness of the of psychological and pedagogical classes model functioning, which was developed at the BSPU named after M. Akmulla. The theoretical significance of the study is in developing the idea of the directions and organizational and methodological characteristics of work in psychological and pedagogical classes, determining the stages of the educational process (pre-specialized and specialized); selecting and developing curricula for elective courses of psychological and pedagogical subjects, identifying optimal methods and forms of training in psychological and pedagogical classes, and substantiating the types of effective specializing. These works formed the basis of the model of psychological and pedagogical classes developed at the BSPU named after M. Akmulla. The practical significance of the study is due to the fact that the developed model of psycho-pedagogical classes, a number of procedures and projects can be used by teachers of other educational organizations of the Russian Federation. The presented materials can serve as a basis for working out methodological recommendations for teachers of psychological and pedagogical classes. The results obtained in the study can be widely used in the practical educational work of higher education organizations in our country.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2022, № 06 (июнь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221044 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11044 УДК 373.66

Организация психолого-педагогических классов как ресурс личностного развития и ранней профилизации обучающихся

Organization of psychological and pedagogical classes as a resource for personal development and early specialization of students

Авторы статьи

L

Authors of the article

L

Шамигулова Оксана Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры об-ществознания, права и социального управления Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Ак-муллы», г. Уфа, Россия ORCID: 0000-0003-2051-4976 oash77@mail.ru

Василина Дарья Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа, Россия ORCID: 0000-0002-6169-3010 vasis365@yandex.ru

Мусифуллин Салават Ришатович,

кандидат педагогических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой обществознания, права и социального управления Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа, Россия ORCID: 0000-0002-3642-8389 musifullinsalavat@gmail.com

Конфликт интересов

Oksana A. Shamigulova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Social Studies, Law and Social Management, Institute of Historical, Legal and Socio-Humanitar-ian Education, Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia ORCID: 0000-0003-2051-4976 oash77@mail.ru

Darya S. Vasilina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Cultural Studies and Socio-Economic Disciplines, Institute of Historical, Legal and Socio-Humani-tarian Education, Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia ORCID: 0000-0002-6169-3010 vasis365@yandex.ru

Salavat R. Musifullin,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Acting Head of the Department of Social Studies, Law and Social Management, Institute of Historical, Legal and So-cio-Humanitarian Education, Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia ORCID: 0000-0002-6169-3010 vasis365@yandex.ru

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Поступила в редакцию Received 25.03.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 05.05.22

Принята к публикации Accepted for publication 05.05.22 Опубликована Published 30.06.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Шамигулова О. А., Василина Д. С., Мусифуллин С. Р., 2022

Для цитирования

L

For citation

Шамигулова О. А., Василина Д. С., Мусифуллин С. Р. Организация психолого-педагогических классов как ресурс личностного развития и ранней профилизации обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 06. С. 58-71. URL: http://e-koncept.ru/2022/221044.htm. DOI: 10.24412/2304-120X^022-11044

O. A. Shamigulova, D. S. Vasilina, S. R. Musifullin, Organization of psychological and pedagogical classes as a resource for personal development and early specialization of students // Scientific-methodological electronic journal "'Concept". 2022. No. 06. P. 58-71. URL: http://e-kon-cept.ru/2022/211044.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11044

Аннотация

L

Abstract

Профессиональное самоопределение выпускников современных школ напрямую зависит от многих факторов: социально-экономических, социокультурных, престижности профессии среди членов общества, позиции семьи и социального окружения, географического расположения учебного заведения, состояния рынка труда, способностей и склонностей школьника. Кроме того, на основе количества выпускников высшего учебного заведения определяются потенциальные специалисты в области педагогических профессий. В этой связи особую актуальность приобретает важность правильного и осознанного выбора профессии старшеклассниками. Этот выбор необходимо делать будущим членам общества уже со школьной скамьи. Именно профильные психолого-педагогические классы позволяют дать четкие представления старшеклассникам о специфике деятельности педагога. Такие классы представляют собой не просто составляющую системы профессиональной ориентации выпускников школы, но и ресурс личностного развития, ведь современный психолого-педагогический класс способен стать важным элементом для раскрытия способностей обучающихся, выявления и развития педагогической одаренности, формирования лидерских качеств и умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности в человеко-цен-трированных сферах. Поэтому цель исследования - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность функционирования модели психолого-педагогических классов, разработанной в БГПУ им. М. Акмуллы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширено представление о направлениях и организационно-методических особенностях работы в психолого-педагогических классах, выявлены этапы осуществления образовательного процесса (предпрофильный и профильный); подобраны и разработаны учебные программы по элективным курсам психолого-педагогической направленности, обозначены оптимальные методы и формы обучения в психолого-педагогических классах, обоснованы виды эффективной профилизации. Данные разработки легли в основу модели психолого-педагогических классов, созданной в БГПУ им. М. Акмуллы. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что разработанная модель психолого-педагогических классов, ряд мероприятий и проектов могут использоваться педагогами других образовательных организаций Российской Федерации. Представленные материалы могут послужить основой для разработки методических рекомендаций для педагогов психолого-педагогических классов. Результаты, полученные в исследовании, могут найти широкое применение в деятельности общеобразовательных организаций и организаций высшего образования нашей страны.

Ключевые слова

Currently, the problem of competent professional self-determination of school graduates can be considered particularly relevant. Its solution depends on constantly changing socio-economic, socio-cultural factors and attitudes to the prestige of professions in society. An important role is also played by such reasons as: the position of family members, teachers and friends; the location of the educational institution; awareness of the condition of the labor market; the abilities and inclinations of the student. In addition, potential specialists in the field of pedagogical professions are expected according to the number of graduates of a higher educational institution. In this regard, the importance of correct and informed choice of profession by high school students is of particular relevance. This choice should be made by future members of society at school already. It is the specialized psychological and pedagogical classes that make it possible to give clear ideas about the specifics of the teacher's work to high school students. Such classes are not just a component of the professional orientation system for school graduates, but also a resource for personal development, because a modern psychological and pedagogical class can become an important element for revealing the abilities of students, revealing and developing pedagogical gift, forming leadership qualities and skills necessary for successful professional activity in human-centered spheres. Therefore, the purpose of the study is to theoretically substantiate and experimentally test the effectiveness of the of psychological and pedagogical classes model functioning, which was developed at the BSPU named after M. Akmulla. The theoretical significance of the study is in developing the idea of the directions and organizational and methodological characteristics of work in psychological and pedagogical classes, determining the stages of the educational process (pre-specialized and specialized); selecting and developing curricula for elective courses of psychological and pedagogical subjects, identifying optimal methods and forms of training in psychological and pedagogical classes, and substantiating the types of effective specializing. These works formed the basis of the model of psychological and pedagogical classes developed at the BSPU named after M. Akmulla. The practical significance of the study is due to the fact that the developed model of psycho-pedagogical classes, a number of procedures and projects can be used by teachers of other educational organizations of the Russian Federation. The presented materials can serve as a basis for working out methodological recommendations for teachers of psychological and pedagogical classes. The results obtained in the study can be widely used in the practical educational work of higher education organizations in our country.

Key words

психолого-педагогический класс, профессиональное самоопределение, профилизация, предпрофильная и профильная подготовка школьников

psychological and pedagogical class, professional self-determination, specialization, pre-specialized and specialized training of schoolchildren

Благодарности

Авторы выражают благодарность администрациям школ МБОУ «Аксаковская гимназия № 11» ГО г. Уфа и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Туймазы за тесное сотрудничество в плане реализации психолого-педагогических классов на территории Республики Башкортостан.

Acknowledgements

The authors express their gratitude to the administrations of the Aksakov Gymnasium No. 11 in Ufa and the Secondary School No. 7 in Tuymazy for close cooperation in the implementation of psychological and pedagogical classes on the territory of the Republic of Bashkortostan.

Введение / Introduction

В настоящее время проблему грамотного профессионального самоопределения выпускников школ можно считать особенно актуальной, ведь ее решение зависит от постоянно меняющихся социально-экономических, социокультурных факторов и отношения к престижности профессий в обществе. Большую роль играют и такие причины, как позиция членов семьи, учителей, педагогов и друзей; расположение учебного заведения на территории проживания; информированность о состоянии рынка труда; способности и склонности школьника. При этом меньше всего значимы способности и склонности выпускника, поэтому осознанный выбор практически исключается или он осуществляется единицами. Кроме того, уже в вузе количественный состав студентов по конкретным профессиям определяет потенциальных специалистов, претендующих через несколько лет на вакантные места в различных организациях и учреждениях. Это, безусловно, определяет важность правильного выбора профессии старшеклассниками. Подтверждением служат слова президента Российской академии образования О. Ю. Васильевой: «Система ЕГЭ дает возможность выпускнику школы подать документы на многие факультеты и специальности. При этом не всегда у него имеется четкое понимание своего профессионального будущего» [1]. Действительно, на момент окончания школы многие выпускники имеют смутные представления о будущей профессии. Поэтому уже со школьной скамьи важно готовить будущих выпускников к осознанному выбору направления профессиональной деятельности.

Осуществление этого социального заказа возможно в рамках профориентацион-ной работы в школе. Ее реализация предусмотрена целями и задачами создания психолого-педагогических классов. Именно такие классы позволяют дать четкие представления старшеклассникам о специфике деятельности педагога, и подготовить к рефлексии своей готовности выбрать сферу образования в качестве площадки для профессиональной самореализации. Поэтому цель исследования - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность функционирования модели психолого-педагогических классов, разработанной в БГПУ им. М. Акмуллы.

Обзор литературы / Literature review

Согласно Концепции профильных психолого-педагогических классов, они представляют собой объединение обучающихся образовательной организации, характерологическими признаками которого являются: избирательный принцип комплектования состава учащихся; профилирование обучения за счет включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности; обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий; наличие отлаженной структуры взаимодействия с организациями образования и другими социальными партнерами. Для понимания разнообразия возможных форм взаимодействия педагогического вуза и школы по выбору оптимальной модели создания психолого-педагогического класса

и обеспечения успешной профилизации дадим краткую характеристику основных вариантов, предлагаемых в Концепции профильных психолого-педагогических классов (далее - Концепции), разработанной коллективом Академии реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации в 2021 году [2]:

1) Внутришкольная профилизация - это создание психолого-педагогического класса внутри образовательного учреждения (школы). При такой модели все учебные предметы (базовые, профильные, факультативы, элективы) распределены среди «своих» штатных педагогов и учителей при учете имеющейся ресурсной базы. Безусловно, общеобразовательное учреждение может активно взаимодействовать с вузами и колледжами педагогической направленности, а также с организациями, ведущими профориентационную деятельность. Такая модель подходит для школ в крупных городах, где в параллели насчитывается несколько классов.

2) Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений и организаций (по кластерному принципу). По сути, это коллектив, состоящий из нескольких учебных заведений, расположенных недалеко друг от друга. При этом каждое заведение реализует базовую часть учебной программы, а дисциплины профиля преподаются на базе одной из этих школ. Возможен вариант, при котором привлекаются к сотрудничеству профильные организации и высшие учебные заведения. Это позволяет проявлять экономичность в использовании ресурсов образовательных организаций, осуществлять комплектование класса из учащихся разных школ, предусматривать реализацию индивидуального учебного плана. Такая модель характерна для малых городов, небольших микрорайонов определенного городского округа.

3) Образовательная организация как ресурсный центр. Она предполагает выделение «сильной» школы микрорайона с подходящей ресурсной базой или педагогического вуза, колледжа в качестве профориентационной площадки. Именно здесь осуществляется подготовка старшеклассников по профильным предметам. Однако ресурсный центр представляет элемент дополнительного образования, поэтому может осуществлять деятельность в очном и дистанционном форматах. Такая модель применима в случае, если школа не обладает ресурсами для создания необходимых условий для функционирования психолого-педагогического класса.

Независимо от внедрения той или иной модели взаимодействия со школой и выбора образовательной организации для создания психолого-педагогического класса согласимся со Г. Н. Скударевой и В. Л. Бениным, что такой класс является важным структурным элементом образовательного пространства школы, где осуществляется формирование допрофессионально-педагогических компетентностей школьников [3].

В последнее время страницы научных издательств наполнены статьями и публикациями, повествующими об опыте работы в этом направлении в разных регионах России. К примеру, Н. В. Горбунова поднимает вопрос о популяризации педагогического образования среди школьников [4]. Н. В. Корепанова и Е. А. Стародубова сделали анализ организации профильного образования в российской школе, в частности в области организации профильных педагогических классов. По их мнению, данная форма работы позволяет эффективно решить задачи профориентации; дает возможность узнать о разнообразии и особенностях педагогической профессии, окунуться на практике в креативную деятельность педагога [5].

Д. Стиллман (Германия) считает, что образовательная среда современной школы требует трансформации, поскольку важно обеспечить ей опережающий запрос со стороны работодателей. В этой связи профильные классы смогут обеспечить

социальный и государственный запрос [6]. Представителем высшей школы Полом Дж. Шенартсом (США) уже несколько лет идет поиск эффективных путей «вхождения» школьников в будущую профессию. По его мнению, образование - не только этап интеллектуального роста, но и подготовка к карьере [7]. Соответственно, мотиватором выбора профессии может стать востребованность получаемых в стенах школы компетенций. Упомянем, что в США психолого-педагогический уклон в обучении применяется в последние 2-3 года обучения в школе. При этом старшеклассники самостоятельно выбирают варианты обучения: академический, общий или профессиональный профиль (непосредственно сама предпрофессиональная работа).

Большое значение для нашего исследования имеют работы, описывающие уже имеющийся опыт функционирования психолого-педагогических классов на территории Российской Федерации. Так, Э. Р. Диких и Е. В. Чухина обозначают значимость организации профориентационной работы со школьниками. Они представляют долголетний педагогический опыт на базе Омского государственного педагогического университета [8]. Т. П. Хорошенина, О. В. Геранина рассматривают особенности социально-профессионального самоопределения выпускников педагогических классов на территории Костромской области [9]. Ими представлены статистические данные (количество психолого-педагогических классов, успеваемость школьников, трудоустройство выпускников по окончании педагогического вуза). Благодаря данному исследованию можно констатировать, что такие классы способствуют профессиональному самоопределению старшеклассников, а в перспективе позволяют решить проблему нехватки в регионах педагогических кадров. Е. В. Бугакова, А. В. Москвина представляют педагогов-практиков из Оренбуржья. В их исследованиях предлагаются практические материалы для эффективного функционирования психолого-педагогических классов (наиболее востребована педагогами программа «Введение в педагогическую профессию») [10].

Во многом такой интерес к психолого-педагогическим классам в современном образовании наблюдается благодаря тенденциям, пришедшим из стран зарубежья. Так, в Республике Беларусь уже много лет психолого-педагогические классы поддерживаются правительством (с 2015 года). Их опыт носит уже системный и целенаправленный характер. Данные, озвученные А. И. Жуком, поражают: 80% выпускников профильных классов становятся студентами высшей школы [11]. Добавим к этому наблюдения И. А. Буториной о том, что выпускники психолого-педагогических классов составляют около 18% от общего числа поступивших студентов [12]. Но именно они являются мотивированными людьми, осознанно сделавшими свой профессиональный выбор. Это их ярко отличает от остальных студентов вуза.

В марте 2021 года министр просвещения С. Кравцов сообщил о необходимости создания пяти тысяч педагогических классов, где планируется готовить будущих учителей уже со школьной скамьи. По его словам, это позволит России войти в топ-10 стран по качественному общему образованию [13]. Не удивительно, что и в Республике Башкортостан теперь такие классы осуществляют образовательный процесс и уже демонстрируют положительный опыт. В частности, в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы разработаны концептуальные основы организации деятельности учителей и школьников, ресурсное обеспечение и обоснованы перспективные пути развития допрофессиональной психолого-педагогической подготовки.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области функционирования психолого-педагогических

классов. Экспериментальной базой исследования выступили: ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», МБОУ «Аксаковская гимназия № 11» ГО г. Уфа и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Туй-мазы (Республика Башкортостан). В исследовании приняли участие 60 учащихся. Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2020 года и включала три этапа.

Первый этап включал в себя изучение и анализ научной, психолого-педагогической литературы, определение теоретического и практического уровней разработанности проблемы. Благодаря полученному материалу была сформулирована рабочая гипотеза, определены цель, задачи, объект и предмет исследования. На данном этапе учащиеся приняли участие в проектной деятельности, которая позволила рассмотреть все точки зрения сторон «запуска» психолого-педагогических классов в Республике Башкортостан [14].

Второй этап был связан с проведением ряда мероприятий в психолого-педагогических классах: форумов, семинаров, научно-практических конференций, научных и образовательных проектов. Наиболее важной стала научно-образовательная сессия «Психолого-педагогические классы - старт в профессию». Данная сессия объединила ученых, методистов и представителей администрации педагогических вузов, институтов развития образования и школ-партнеров, кураторов психолого-педагогических классов из разных городов Российской Федерации и ближнего зарубежья: Минска, Ярославля, Тамбова, Томска, Рыбинска, Туймазов, Уфы [15].

Третий этап позволил подвести небольшие итоги, обработать полученные результаты, осмыслить их и разработать перспективные пути дальнейшей деятельности.

В работе использовались следующие методологические подходы: системный, ас-пективный, эмпирический, деятельностный. Максимальная эффективность в процессе исследования и обучения была достигнута благодаря их комбинированию.

Результаты исследования / Research results

В последнее время страницы научных издательств наполнены статьями и публикациями, повествующими об опыте работы в этом направлении в разных регионах России. Сегодня с уверенностью можно констатировать, что аналогичный опыт есть и в Республике Башкортостан. В рамках нашей статьи рассмотрим имеющийся опыт на примере деятельности школ-партнеров Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования БГПУ им. М. Акмуллы. Это психолого-педагогические классы, открытые в 2021 году на базе МБОУ «Аксаковская гимназия № 11» ГО г. Уфа и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Туймазы В настоящее время процесс работы педагогов в психолого-педагогических классах осуществляется согласно двум этапам: пред-профильному и профильному. Охарактеризуем каждый из них.

Первый этап - предпрофильный, затрагивающий школьников 6-9-х классов. Именно в этот период они знакомятся со спецификой педагогической профессии, начинают посещать высшее учебное заведение. Обозначим основные организационные формы работы в этих классах.

Поскольку вуз ведет тесное сотрудничество с базовыми школами, то активно применяются совместные научно-воспитательные мероприятия: конкурсы, олимпиады, фестивали, конференции. В их рамках школьники получают колоссальный опыт - формируют важные профессионально значимые в дальнейшем компетенции: soft skills (качества личности); hard skills (основы профессиональных навыков); self skills (навыки «построения себя»); digital skills (цифровые навыки). Это достижимо

посредством включения рефлексивного компонента и получения опыта в использовании средств цифровых коммуникаций. Кроме того, для организации взаимодействия между педагогами и обучающимися студентами - будущими педагогами и обучающимися психолого-педагогических классов преимущество отдается интерактивным формам и методам: урокам-практикумам, совместным дискуссиям школьников и студентов университета, участию в университетских субботах (т. е. в просветитель-ско-образовательных и профориентационных проектах, ориентированных на школьников, которые проводятся силами студентов и профессорско-преподавательского состава университета).

При этом большое внимание уделено обеспечению технологического подхода для достижения высоких образовательных результатов. Назовем наиболее эффективные и популярные для педагогов и обучающихся методы и технологии: кейс-методы, методы социально-психологического тренинга, метод креативного самовыражения, метод проектов, технология развития критического мышления, игровые технологии, диалоговые технологии.

Второй этап - профильный, затрагивающий учащихся 10-11-х классов. На этом этапе профильное направление реализуется в урочной и внеурочной деятельности. Вся работа администрации и деятельности учителей заключается в следующем:

- введение в базисный учебный план специализированных элективных курсов психолого-педагогической направленности, составляющих инвариантную часть содержания профильной подготовки («ядра» психолого-педагогической направленности, курсов по выбору образовательной организации) и ориентированных на личностное развитие школьников, приобретение необходимых умений для успешного освоения в будущем человеко-центрированной профессии. Это может быть не только сфера образования, но и медицина, социальная работа;

- введение элементов самоуправления на основе организации пропедевтической педагогической практики в виде вожатской работы в подшефных младших классах (в частности, в летнем пришкольном лагере);

- организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (в рамках научно-практических конференций, форумов);

- проведение Недели педагогического класса, в рамках которой предусмотрены открытые уроки и внеклассные мероприятия, проводимые преподавателями вуза с участием обучающихся педагогического класса;

- организация образовательных событий, направленных на формирование мотивации к педагогической профессии (тематические конкурсы, олимпиады, квизы, семинары и встречи с выдающимися педагогами).

Элективные курсы, составляющие инвариантное «ядро» профильного этапа подготовки, разработаны не более чем на 16 ч каждый. Таковыми являются: «История психологии и педагогики», «Современные образовательные технологии для школьников», <^МАКГ-образование»; «Арт-психология», «Педагогическое проектирование», «Основы цифрового обучения», «Основы самопознания и саморазвития». Опыт показывает, что главным критерием подготовки выпускника школы к завершению психолого-педагогического класса следует считать умения школьников участвовать в проектной деятельности. Так, согласно полученным данным, выпускники психолого-педагогических классов только в 2021/2022 учебном году приняли участие в научно-практических конференциях регионального и всероссийского значения со 100%-м охватом школьников [16, 17].

Эффективная работа психолого-педагогических классов возможна при учете оптимального режима обучения. По нашему мнению, во-первых, это наличие пятидневной учебной недели (ведутся предметы согласно учебному плану, программы специальных курсов - для подготовки выпускников к ЕГЭ). Во-вторых, субботу следует считать проектным днем, когда осуществляется подготовка школьников к проектной деятельности в практикумах, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, университетских субботах.

На профильном этапе используемые формы, методы и технологии обучения становятся еще более разнообразными. Назовем наиболее значимые из них:

- деятельностные методы и технологии (это технологии проблемного обучения, творческие мастерские, игровые технологии, методы социального моделирования, элементы геймификации);

- участие школьников в образовательно-воспитательных мероприятиях (в частности, участие в подготовке и организации мероприятий для учащихся начальных классов школы, в вожатской работе с младшими классами);

- активное участие в проектной и исследовательской деятельности (к примеру, таковыми могут быть учебные исследования и проекты в области педагогики и психологии, а также в междисциплинарной сфере);

- получение коммуникативной практики (дискуссионные клубы, речевые практикумы, участие в вебинарах и онлайн-мероприятиях университета).

Важным элементом процесса освоения обучающимися необходимых умений является контроль и оценка образовательных достижений. Становится очевидным выбор оптимальных форм контроля, проверки и оценки результатов. Исходя из нашего опыта, эффективно использование формирующего оценивания и сочетание традиционных и нетрадиционных форм проверки:

- традиционные (реализуются в разработке учебных проектов, выполнении заданий, самопроверке и взаимопроверке заданий по дисциплинам профиля);

- нетрадиционные (заключаются в защите научных и образовательных проектов, организации чемпионатов по решению профессиональных психолого-педагогических задач, кейсов, проведении турниров и соревнований, сборе портфолио, создании условий для участия в олимпиадах и конкурсах по педагогической направленности (международных, всероссийских и вузовских), позволяющих получить дополнительные преимущества при поступлении в педагогический вуз и на программы по педагогическим направлениям подготовки).

Как мы видим, выбрать наиболее эффективную модель невозможно в силу их разного применения на практике. Можно лишь констатировать, что открытие и функционирование психолого-педагогического класса возможно в любом регионе нашей страны. Так, согласно статистике, психолого-педагогические классы внутри образовательного учреждения (первая из описанных в Концепции моделей) наиболее распространенная форма. Среди образовательных учреждений такие классы составляют 52%. При этом в 40% психолого-педагогические классы функционируют благодаря ресурсам как основной, так и дополнительной образовательной программы [18]. Будут ли в ближайшее время изменения? Возможно, но для этого будущим «новаторам» (администрации школы) важно опираться на уже имеющийся опыт организации работы в психолого-педагогических классах.

В настоящее время функционирование психолого-педагогических классов направлено на формирование у учащихся устойчивой мотивации к самосовершенствованию и развитию лидерских компетенций. Профессорско-преподавательским

составом БГПУ им. М. Акмуллы постоянно осуществляется научно-методическое сопровождение психолого-педагогических классов. С такими классами преподаватели провели ряд совместных мероприятий: выездные семинары, открытые лекции, Всероссийскую научно-методическую конференцию «Обеспечение качества исторического и обществоведческого образования в условиях реализации ФГОС», научно-образовательную сессию «Психолого-педагогические классы - старт в профессию», конкурсы исследовательских работ школьников, форум «Стиль жизни - творчество», профильный лагерь «Лидеры XXI века», проекты («Университетские субботы», «От будущих педагогов для обучающихся общеобразовательных организаций и организаций СПО», «Правовое просвещение: будущий учитель обществознания и права -детям о правах и обязанностях», «Взлет» [19]). Такая тесная и сконцентрированная работа университета и школ должна решить в перспективе проблему нехватки педагогических кадров для образовательных учреждений.

На сегодняшний день позитивные результаты уже есть. Их, конечно, не так много, но они демонстрируют эффективность разработанной модели БГПУ им. М. Акмуллы:

1. Определены методы сопровождения, поддержки и поощрения одаренных детей как будущих абитуриентов. В процессе обучения школьники психолого-педагогических классов формируют портфолио достижений, которое приветствуется при поступлении в университет. По окончании школы каждый обучающийся психолого-педагогического класса получает сертификат.

2. Привлечены первые абитуриенты в БГПУ им. М. Акмуллы, ориентированные на получение высшего образования по педагогическим специальностям.

3. Обучающиеся систематически знакомятся с образовательной средой БГПУ им. М. Акмуллы и со сверстниками, желающими выбрать профессию в педагогической сфере.

4. Усилена профориентационная работа на базах школ, на сайте университета и в социальных сетях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Проводятся мероприятия для обучающихся психолого-педагогических классов, способствующие повышению интереса к научным проблемам на факультетах БГПУ им. М. Акмуллы (предметные олимпиады, интеллектуальные турниры, профильные педагогические олимпиады, конкурсы профессиональной направленности).

Впереди дальнейшая работа, но уже первые результаты говорят о правильном направлении выбранной траектории обучения школьников психолого-педагогических классов.

Заключение / Conclusion

В последнее время научные издательства активно публикуют статьи и труды, повествующие об опыте работы в этом направлении в разных регионах России. Сегодня с уверенностью можно констатировать, что аналогичный опыт есть и в Республике Башкортостан. В рамках нашей статьи мы рассмотрели имеющийся опыт на примере деятельности школ-партнеров Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования БГПУ им. М. Акмуллы. Это психолого-педагогические классы, открытые в 2021 году на базе МБОУ «Аксаковская гимназия № 11» ГО г. Уфа и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Туймазы В настоящее время процесс работы педагогов в психолого-педагогических классах осуществляется согласно двум этапам: предпрофильному и профильному. Охарактеризуем каждый из них.

Первый этап - предпрофильный, затрагивающий школьников 6-9-х классов. Именно в этот период они знакомятся со спецификой педагогической профессии, начинают посещать высшее учебное заведение. Обозначим основные организационные формы работы в этих классах.

Поскольку вуз ведет тесное сотрудничество с базовыми школами, то активно применяются совместные научно-воспитательные мероприятия: конкурсы, олимпиады, фестивали, конференции. В их рамках школьники получают колоссальный опыт - формируют важные профессионально значимые в дальнейшем компетенции: soft skills (качества личности); hard skills (основы профессиональных навыков); self skills (навыки «построения себя»); digital skills (цифровые навыки). Это достижимо посредством включения рефлексивного компонента и получения опыта в использовании средств цифровых коммуникаций. Кроме того, для организации взаимодействия между педагогами и обучающимися студентами - будущими педагогами и обучающимися психолого-педагогических классов преимущество отдается интерактивным формам и методам: уроки-практикумы, совместные дискуссии школьников и студентов университета, участие в университетских субботах (т. е. в просветительско-образовательных и профориентационных проектах, ориентированных на школьников, которые проводятся силами студентов и профессорско-преподавательского состава университета).

При этом большое внимание уделено обеспечению технологического подхода для достижения высоких образовательных результатов. Назовем наиболее эффективные и популярные для педагогов и обучающихся методы и технологии: кейс-методы, методы социально-психологического тренинга, метод креативного самовыражения, метод проектов, технология развития критического мышления, игровые технологии, диалоговые технологии.

Второй этап - профильный, затрагивающий учащихся 10-11-х классов. На этом этапе профильное направление реализуется в урочной и внеурочной деятельности. Вся работа администрации и деятельности учителей заключается в следующем:

- введение в базисный учебный план специализированных элективных курсов психолого-педагогической направленности, составляющей инвариантную часть содержания профильной подготовки («ядра» психолого-педагогической направленности, курсов по выбору образовательной организации) и направленной на личностное развитие школьников, приобретение необходимых умений для успешного освоения в будущем человеко-центрированной профессии. Это может быть не только сфера образования, но и медицина, социальная работа;

- введение элементов самоуправления на основе организации пропедевтической педагогической практики в виде вожатской работы в подшефных младших классах (в частности, в летнем пришкольном лагере);

- организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (в рамках научно-практических конференций, форумов);

- проведение Недели педагогического класса, в рамках которой предусмотрены открытые уроки и внеклассные мероприятия преподавателями вуза с участием обучающихся педагогического класса;

- организация образовательных событий, направленных на формирование мотивации к педагогической профессии (тематические конкурсы, олимпиады, квизы, семинары и встречи с выдающимися педагогами).

Элективные курсы, составляющие инвариантное «ядро» профильного этапа подготовки, разработаны не более чем на 16 ч каждый. Таковыми являются: «История

психологии и педагогики», «Современные образовательные технологии для школьников», «^МАКГ-образование»; «Арт-психология», «Педагогическое проектирование», «Основы цифрового обучения», «Основы самопознания и саморазвития». Опыт показывает, что главным критерием подготовки выпускника школы к завершению психолого-педагогического класса следует считать умения школьников участвовать в проектной деятельности. Так, согласно полученным данным, выпускники психолого-педагогических классов только в 2021/2022 учебном году приняли участие в научно-практических конференциях регионального и всероссийского значения со 100%-м охватом школьников [16, 17].

Эффективная работа психолого-педагогических классов возможна при учете оптимального режима обучения. По нашему мнению, во-первых, это наличие пятидневной учебной недели (ведутся предметы согласно учебному плану, программы специальных курсов - для подготовки выпускников к ЕГЭ). Во-вторых, субботу следует считать проектным днем, когда осуществляется подготовка школьников к проектной деятельности в практикумах, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, университетских субботах.

На профильном этапе используемые формы, методы и технологии обучения становятся еще более разнообразными. Назовем наиболее значимые из них:

- деятельностные методы и технологии (это технологии проблемного обучения, творческие мастерские, игровые технологии, методы социального моделирования, элементы геймификации);

- участие школьников в образовательно-воспитательных мероприятиях (в частности, участие в подготовке и организации мероприятий для учащихся начальных классов школы, в вожатской работе с младшими классами);

- активное участие в проектной и исследовательской деятельности (к примеру, таковыми могут быть учебные исследования и проекты в области педагогики и психологии, а также в междисциплинарной сфере);

- получение коммуникативной практики (дискуссионные клубы, речевые практикумы, участие в вебинарах и онлайн-мероприятиях университета).

Важным элементом процесса освоения обучающимися необходимых умений является контроль и оценка образовательных достижений. Становится очевидным выбор оптимальных форм контроля, проверки и оценки результатов. Исходя из нашего опыта, эффективными являются использование формирующего оценивания и сочетание традиционных и нетрадиционных форм проверки:

- традиционные (реализуются в разработке учебных проектов, выполнении заданий, самопроверке и взаимопроверке заданий по дисциплинам профиля);

- нетрадиционные (заключаются в защите научных и образовательных проектов, организации чемпионатов по решению профессиональных психолого-педагогических задач, кейсов, проведении турниров и соревнований, сборе портфолио, создании условий для участия в олимпиадах и конкурсах по педагогической направленности (международных, всероссийских и вузовских), позволяющих получить дополнительные преимущества при поступлении в педагогический вуз и на программы по педагогическим направлениям подготовки).

Как мы видим, выбрать наиболее эффективную модель невозможно в силу их разного применения на практике. Можно лишь констатировать, что открытие и функционирование психолого-педагогического класса возможно в любом регионе нашей страны. Так, согласно статистике, психолого-педагогические классы внутри образовательного учреждения (первая из описанных в Концепции моделей) наиболее

распространенная форма. Среди образовательных учреждений такие классы составляют 52%. При этом в 40% психолого-педагогические классы функционируют благодаря ресурсам как основной, так и дополнительной образовательной программы [18]. Будут ли в ближайшее время изменения? Возможно, но для этого будущим «новаторам» (администрации школы) важно опираться на уже имеющийся опыт организации работы в психолого-педагогических классах.

В настоящее время функционирование психолого-педагогических классов направлено на формирование у учащихся устойчивой мотивации к самосовершенствованию и развитию лидерских компетенций. Профессорско-преподавательским составом БГПУ им. М. Акмуллы постоянно осуществляется научно-методическое сопровождение психолого-педагогических классов. С такими классами преподаватели провели ряд совместных мероприятий: выездные семинары, открытые лекции, Всероссийскую научно-методическую конференцию «Обеспечение качества исторического и обществоведческого образования в условиях реализации ФГОС», научно-образовательную сессию «Психолого-педагогические классы - старт в профессию», конкурсы исследовательских работ школьников, форум «Стиль жизни - творчество», профильный лагерь «Лидеры XXI века», проекты («Университетские субботы», «От будущих педагогов для обучающихся общеобразовательных организаций и организаций СПО», «Правовое просвещение: будущий учитель обществознания и права -детям о правах и обязанностях», «Взлет» [19]). Такая тесная и сконцентрированная работа университета и школ должна решить в перспективе проблему нехватки педагогических кадров для образовательных учреждений.

На сегодняшний день позитивные результаты уже есть. Их, конечно, не так много, но они демонстрируют эффективность разработанной модели БГПУ им. М. Акмуллы:

1. Определены методы сопровождения, поддержки и поощрения одаренных детей как будущих абитуриентов. В процессе обучения школьники психолого-педагогических классов формируют портфолио достижений, которое приветствуется при поступлении в университет. По окончании школы каждый обучающийся психолого-педагогического класса получает сертификат.

2. Привлечены первые абитуриенты в БГПУ им. М. Акмуллы, ориентированные на получение высшего образования по педагогическим специальностям.

3. Обучающиеся систематически знакомятся с образовательной средой БГПУ им. М. Акмуллы и сверстниками, желающими выбрать профессию в педагогической сфере.

4. Усилена профориентационная работа на базах школ, на сайте университета и в социальных сетях.

5. Проводятся мероприятия для обучающихся психолого-педагогических классов, способствующие повышению интереса к научным проблемам на факультетах БГПУ им. М. Акмуллы (предметные олимпиады, интеллектуальные турниры, профильные педагогические олимпиады, конкурсы профессиональной направленности).

Впереди дальнейшая работа, но уже первые результаты говорят о правильном направлении выбранной траектории обучения школьников психолого-педагогических классов.

Ссылки на источники / References

1. Глава Минобрнауки РФ О. Ю. Васильева заявила о необходимости вернуть в школы профориентацию // Министерство образования Новосибирской области. - URL: https://minobr.nso.ru/news/4335.

2. Организация деятельности психолого-педагогических классов / под ред. Е. Н. Леоновой. - М.: Академия Минпросвещения России, 2021. - С. 21-22.

3. Скударева Г. Н. Профессионально-педагогическая компетентность старшеклассника: понятийно-сущностный анализ. Предпрофессиональная и педагогическая компетентность старшеклассника: концептуальный и содержательный анализ // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. -2021. - № 1. - С. 82.

4. Горбунова Н. В. Популяризация педагогического образования: актуальные мероприятия и их перспективы // История, теория и методология педагогического образования. Гуманитарные науки. - 2021. - № 1. - С. 10.

5. Корепанова Н. В., Стародубова Е. А. Педагогический класс в российской школе как форма профильного образования // Cross-Cultural Studies: Education and Science. - 2021. - Vol. 6. - Is. III, October. - P. 100.

6. Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - С. 28.

7. Schenarts P. J. Now Arriving: Surgical Trainees From Generation Z // Journal of Surgical Education. - 2020. - Vol. 77. -№ 2. - P. 250.

8. Диких Э. Р., Чухина Е. В. Деятельность педагогических классов: опыт Омского государственного педагогического университета // Гуманитарные исследования. - 2019. - № 3 (24). - С. 139.

9. Хорошенина Т. П., Геранина О. В. Особенности социально-профессионального самоопределения выпускников педагогических классов // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2009. - № 1. - С. 275.

10. Бугакова Е. В., Москвина А. В. Из педагогического класса - в педагогическую профессию // Kant. - 2018. - № 1(26). - С. 30.

11. Жук А. И. Педагогические классы в Республике Беларусь - состояние и перспективы развития // Педагогические классы: опыт и перспективы: материалы III Междунар. науч.-практ. конференции, г. Минск, 5 ноября 2019 г. / под ред. А. И. Жука. - Минск: БГПУ, 2019. - С. 3.

12. Буторина И. А. Формирование профессиональных компетенций студентов-выпускников педагогических классов в проектной деятельности // Педагогические классы: опыт и перспективы: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 5 ноября 2019 г. / под ред. А. И. Жука. - Минск: БГПУ, 2019. - С. 13.

13. Минпросвещения России создаст пять тысяч педагогических классов // Министерство просвещения Российской Федерации. - URL: https://edu.gov.ru/press/3524/minprosvescheniya-rossii-sozdast-pyat-tysyach-pedagogicheskih-klassov/

14. Шамигулова О. А., Зекрист Р. И., Мусифуллин С. Р. Педагогический кванториум в системе подготовки будущего учителя истории и обществознания: от технологии - к компетенциям // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-2. - С. 312-315.

15. В Акмуллинском университете прошла научно-образовательная сессия «Психолого-педагогические классы -старт в профессию» // Башкирский государственный педагогический университет: официальный сайт. - URL: https://bspu.ru/unit/2/news/18225.

16. МАОУ СОШ № 7 г. Туймазы: официальный сайт. - URL: https://shkola7tuimazy.02edu.ru.

17. Аксаковская гимназия № 11 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан: официальный сайт. - URL: https://www.aksakov11-ufa.ru.

18. Чернявская А. П., Байбородава Л. В., Головина И. В. и др. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в современных условиях // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2021. - № 6(159). - С. 4-10.

19. Институт исторического, правового и социально-гуманитарного образования // Башкирский государственный педагогический университет: официальный сайт. - URL: https://bspu.ru/unit/2.

1. "Glava Minobrnauki RF O. Yu. Vasil'eva zayavila o neobhodimosti vernut' v shkoly proforientadyu" [The head of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation O. Yu. Vasilyeva announced the need to return vocational guidance to schools], Ministerstvo obrazovaniya Novosibirskoj oblasti. Available at: https://mi-nobr.nso.ru/news/4335 (in Russian).

2. Leonova, E. N. (ed.) (2021). Organizaciya deyatel'nosti psihologo-pedagogicheskih klassov [Organization of the activities of psychological and pedagogical classes], Akademiya Minprosveshcheniya Rossii, Moscow, pp. 21-22 (in Russian).

3. Skudareva, G. N. (2021). "Professional'no-pedagogicheskaya kompetentnost' starsheklassnika: ponyatijno-sushchnostnyj analiz. Predprofessional'naya i pedagogicheskaya kompetentnost' starsheklassnika: konceptual'nyj i soderzhatel'nyj analiz" [Professional and pedagogical competence of a high school student: conceptual and essential analysis. Pre-professional and pedagogical competence of a high school student: conceptual and substantive analysis], Vestnik Gosudarstvennogo gumanitarno-tekhnologicheskogo universiteta, № 1, p. 82 (in Russian).

4. Gorbunova, N. V. (2021). "Populyarizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya: aktual'nye meropriyatiya i ih perspek-tivy" [Popularization of pedagogical education: current events and their prospects], Istoriya, teoriya i metodologiya pedagogicheskogo obrazovaniya. Gumanitarnye nauki, № 1, p. 10 (in Russian).

5. Korepanova, N. V. & Starodubova, E. A. (2021). "Pedagogicheskij klass v rossijskoj shkole kak forma profil'nogo obrazovaniya" [Pedagogical class in a Russian school as a form of specialized education], Cross-Cultural Studies: Education and Science, vol. 6, is. III, October, p. 100 (in Russian).

6. Stillman, D. & Stillman, I. (2018). Pokolenie Zna rabote. Kak ego ponyat' i najti s nim obshchij yazyk [Generation Z at work. How to understand them and come to terms with them], Mann, Ivanov i Ferber, Moscow, p. 28 (in Russian).

7. Schenarts P. J. (2020). "Now Arriving: Surgical Trainees From Generation Z", Journal of Surgical Education, vol. 77, № 2, p. 250 (in English).

8. Dikih, E. R. & Chuhina, E. V. "Deyatel'nost' pedagogicheskih klassov: opyt Omskogo gosudarstvennogo pedagogiche-skogo universiteta" [Activities of pedagogical classes: experience of Omsk State Pedagogical University], Gumani-tarnye issledovaniya, 2019, № 3 (24), p. 139 (in Russian).

9. Horoshenina, T. P. & Geranina, O. V. (2009). "Osobennosti social'no-professional'nogo samoopredeleniya vypuskni-kov pedagogicheskih klassov" [Specific aspects of socio-professional self-determination of pedagogical classes graduates], Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova, № 1, p. 275 (in Russian).

10. Bugakova, E. V. & Moskvina, A. V. (2018). "Iz pedagogicheskogo klassa - v pedagogicheskuyu professiyu" [From the pedagogical class to the pedagogical profession], Kant, № 1(26), p. 30 (in Russian).

11. Zhuk A. I. (2019). "Pedagogicheskie klassy v Respublike Belarus' - sostoyanie i perspektivy razvitiya" [Pedagogical classes in the Republic of Belarus - state and development prospects], in Zhuk, A. I. (ed.). Pedagogicheskie klassy: opyt i perspektivy: materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii, g. Minsk, 5 noyabrya 2019 g., BGPU, Minsk, p. 3 (in Russian).

12. Butorina, I. A. (2019). Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov-vypusknikov pedagogicheskih klassov v proektnoj deyatel'nosti [Formation of professional competences of pedagogical classes graduates in project-based learning], in Zhuk, A. I. (ed.). Pedagogicheskie klassy: opyt iperspektivy: materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii, g. Minsk, 5 noyabrya 2019 g., BGPU, Minsk, p. 13 (in Russian).

13. "Minprosveshcheniya Rossii sozdast pyat' tysyach pedagogicheskih klassov" [The Ministry of Education of Russia will form five thousand pedagogical classes], Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii. Available at: https://edu.gov.ru/press/3524/minprosvescheniya-rossii-sozdast-pyat-tysyach-pedagogicheskih-klassov/ (in Russian).

14. Shamigulova, O. A., Zekrist, R. I. & Musifullin, S. R. (2021). "Pedagogicheskij kvantorium v sisteme podgotovki bu-dushchego uchitelya istorii i obshchestvoznaniya: ot tekhnologii - k kompetenciyam" [Pedagogical quantorium in the system of training a future teacher of history and social studies: from technology to competences], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 70-2, pp. 312-315 (in Russian).

15. "V Akmullinskom universitete proshla nauchno-obrazovatel'naya sessiya "Psihologo-pedagogicheskie klassy - start v professiyu" [A scientific and educational session "Psychological and pedagogical classes - a start in the profession" was held at Akmulla University], Bashkirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet: oficial'nyj sajt. Available at: https://bspu.ru/unit/2/news/18225 (in Russian).

16. MAOU SOSH № 7 g. Tujmazy: oficial'nyj sajt [Secondary school No. 7 in Tuimazy: official website]. Available at: https://shkola7tuimazy.02edu.ru (in Russian).

17. Aksakovskaya gimnaziya № 11 gorodskogo okruga g. Ufa Respubliki Bashkortostan: oficial'nyj sajt [Aksakov Gymnasium No. 11 of the Ufa city district in the Republic of Bashkortostan: official website]. Available at: https://www.aksa-kov11-ufa.ru (in Russian).

18. Chernyavskaya, A. P., Bajborodava, L. V., Golovina, I. V. et al. (2021). "Doprofessional'naya pedagogicheskaya podgotovka shkol'nikov v sovremennyh usloviyah" [Pre-professional pedagogical training of schoolchildren in modern conditions], Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 6(159), pp. 4-10 (in Russian).

19. "Institut istoricheskogo, pravovogo i social'no-gumanitarnogo obrazovaniya" [Institute of Historical, Legal and Socio-Humanitarian Education], Bashkirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet: oficial'nyj sajt. Available at: https://bspu.ru/unit/2 (in Russian).

Вклад авторов

О. А. Шамигулова - обоснование концепции и плана исследования; планирование исследования (три этапа теоретической и практической работы); сотрудничество с базами исследования, проведение мероприятий с психолого-педагогическими классами.

Д. С. Василина - анализ и обобщение данных литературы, их систематизация; обзор психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение результатов исследования.

С. Р. Мусифуллин - обобщение результатов исследования, сотрудничество с базой исследования, проведение мероприятий с психолого-педагогическими классами.

Contribution of the authors

O. A. Shamigulova - substantiation of the research concept and plan; research planning (three stages of theoretical and practical work); collaboration with research bases, work with psychological and pedagogical classes.

D. S. Vasilina - analysis and generalization of literature data, their systematization; review of psychological and pedagogical literature on the research topic, generalization of research results.

S. R. Musifullin - generalization of research results, collaboration with the research base, work with psychological and pedagogical classes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.