Научная статья на тему 'СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ВЫПУСКНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ЛИЦЕЯ И ОПОРНОГО ВУЗА РЕГИОНА'

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ВЫПУСКНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ЛИЦЕЯ И ОПОРНОГО ВУЗА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ЦЕЛОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА / СУБМОДЕЛИ СОТРУДНИЧЕСТВА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / СЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ / ОПОРНЫЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головина Надежда Николаевна, Хабибуллина Флёра Яхиятовна

Введение. Сопровождение старшеклассников в процессе профессионального самоопределения является актуальной задачей для основных субъектов профориентации - школы и вуза. В статье раскрыта специфика сотрудничества сельского лицея и опорного вуза в организации профессиональной ориентации обучающихся 8-11 классов. Цель статьи: обобщение теоретических исследований и итогов практического опыта совместной работы ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» и МОУ «Коркатовский лицей» Республики Марий Эл по сопровождению профессионального выбора старшеклассников. Материалы и методы. Материалом для исследования послужили программные документы последнего десятилетия по вопросам профессионального самоопределения учащихся: Национальный проект «Образование» (2018), Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанные ЦПО ФГАУ «ФИРО» 2012, 2015). В работе использовались три основные группы методов: теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблематике статьи, моделирование, изучение и обобщение передового опыта управления образовательными системами. Результатом исследования стало развитие теории сопровождения профессионального выбора старшеклассников; модернизация методики сопровождения профессионального выбора выпускников на основе модели системной профориентационной работы со школьниками, основными направлениями которой являются: профессиональное информирование, обучение самоопределению, практикоориентированное сопровождение профессионального выбора; правильное ориентирование в мире современных профессий и осознанный выбор профессионально-образовательной траектории в зависимости от интересов, склонностей, способностей, призвания, возможностей, личностных особенностей, состояние здоровья и тому подобное. Обсуждение подтвердило: значимость сопровождения профессионального выбора выпускников на основе модели системной профориентационной работы, практикоориентированность методических инноваций в профориентации, проведенной в сотрудничестве опорного вуза и сельского лицея по сопровождению профессионального выбора обучающихся; значимость полученного опыта для практики сотрудничества средних общеобразовательных организаций и организаций высшего профессионального образования по сопровождению учащихся. Заключение . Обобщен многолетний практический опыт по сопровождению профессионального выбора обучающихся старших классов в условиях сотрудничества лицея и опорного вуза, определены методические подходы к организации профориентации, сделаны выводы по эффективности развития работы по комплексному сопровождению профессионального выбора и помощи в построении карьерной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головина Надежда Николаевна, Хабибуллина Флёра Яхиятовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF THE PROFESSIONAL CHOICE OF GRADUATES IN CONDITIONS OF COOPERATION BETWEEN THE LYCEUM AND THE KEY UNIVERSITY OF THE REGION

Introduction. Accompanying high school students in the process of professional self-determination is an urgent task for the main subjects of vocational guidance - schools and universities. The article reveals the specifics of cooperation between the rural lyceum and the key university in the organization of professional orientation of students in grades 8-11. The purpose of the article is to summarize theoretical research and the results of practical experience of joint work of the Mari State University and the Korkatovsky Lyceum of the Republic of Mari El to support the professional choice of high school students. Materials and methods. The material for the study was the program documents of the last decade on the issues of professional self-determination of students: the National Project “Education” (2018), the Concepts of supporting professional self-determination of students in the conditions of continuity of education, developed by the Center of the FSAU “FIROˮ 2012, 2015). Three main groups of methods were used in the work: theoretical analysis of scientific and pedagogical literature on the problems of the article, modeling, study and generalization of best practices in the management of educational systems. The result of the research was the development of the theory of support of professional choice of school graduates; improvement of the methodology of support of professional choice of school graduates based on the model of systematic career guidance work with schoolchildren, the main directions of which are: professional information, self-determination training, practice-oriented support of professional choice; proper orientation in the world of modern professions and a conscious choice of vocational and educational trajectory by students of senior classes of the lyceum, depending on their interests, abilities, vocation, opportunities, personal characteristics, health status, and the like. The discussion confirmed: the importance of supporting the professional choice of school graduates based on the model of systematic career guidance, the practical orientation of methodological innovations in career guidance carried out in cooperation between the key university and the rural lyceum to support the professional choice of students; the significance of the experience gained for the practice of cooperation between secondary educational organizations and organizations of higher professional education in supporting students. Conclusion. The long-term practical experience in supporting the professional choice of high school students in the conditions of cooperation between the lyceum and the key university is summarized, methodological approaches to the organization of career guidance are defined, conclusions are drawn on the effectiveness of the development of work on comprehensive support of professional choice and assistance in building a career trajectory.

Текст научной работы на тему «СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ВЫПУСКНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ЛИЦЕЯ И ОПОРНОГО ВУЗА РЕГИОНА»

УДК 37.048.45

DOI 10.30914/2072-6783-2022-16-1 -21 -33

Сопровождение профессионального выбора выпускников в условиях

сотрудничества лицея и опорного вуза региона

Н. Н. Головина, Ф. Я. Хабибуллина

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Сопровождение старшеклассников в процессе профессионального самоопределения является актуальной задачей для основных субъектов профориентации - школы и вуза. В статье раскрыта специфика сотрудничества сельского лицея и опорного вуза в организации профессиональной ориентации обучающихся 8-11 классов. Цель статьи: обобщение теоретических исследований и итогов практического опыта совместной работы ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» и МОУ «Коркатовский лицей» Республики Марий Эл по сопровождению профессионального выбора старшеклассников. Материалы и методы. Материалом для исследования послужили программные документы последнего десятилетия по вопросам профессионального самоопределения учащихся: Национальный проект «Образование» (2018), Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанные ЦПО ФГАУ «ФИРО» 2012, 2015). В работе использовались три основные группы методов: теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблематике статьи, моделирование, изучение и обобщение передового опыта управления образовательными системами. Результатом исследования стало развитие теории сопровождения профессионального выбора старшеклассников; модернизация методики сопровождения профессионального выбора выпускников на основе модели системной профориентационной работы со школьниками, основными направлениями которой являются: профессиональное информирование, обучение самоопределению, практикоориентированное сопровождение профессионального выбора; правильное ориентирование в мире современных профессий и осознанный выбор профессионально-образовательной траектории в зависимости от интересов, склонностей, способностей, призвания, возможностей, личностных особенностей, состояние здоровья и тому подобное. Обсуждение подтвердило: значимость сопровождения профессионального выбора выпускников на основе модели системной профориентационной работы, практи-коориентированность методических инноваций в профориентации, проведенной в сотрудничестве опорного вуза и сельского лицея по сопровождению профессионального выбора обучающихся; значимость полученного опыта для практики сотрудничества средних общеобразовательных организаций и организаций высшего профессионального образования по сопровождению учащихся. Заключение. Обобщен многолетний практический опыт по сопровождению профессионального выбора обучающихся старших классов в условиях сотрудничества лицея и опорного вуза, определены методические подходы к организации профориентации, сделаны выводы по эффективности развития работы по комплексному сопровождению профессионального выбора и помощи в построении карьерной траектории.

Ключевые слова: профессиональный выбор, профессионально-образовательная траектория, целостная модель сотрудничества, субмодели сотрудничества, профориентационные компетенции, старшеклассники, сельский лицей, опорный вуз

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Головина Н. Н., Хабибуллина Ф. Я. Сопровождение профессионального выбора выпускников в условиях сотрудничества лицея и опорного вуза региона. 2022. Т. 16. № 1. С. 21-33. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-1-21-33

Support of the professional choice of graduates in conditions of cooperation

between the lyceum and the key university of the region

N. N. Golovina, F.Ya. Khabibullina

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. Accompanying high school students in the process of professional self-determination is an urgent task for the main subjects of vocational guidance - schools and universities. The article reveals the specifics of cooperation between the rural lyceum and the key university in the organization of professional orientation of students in grades 8-11. The purpose of the article is to summarize theoretical research and the results of practical

© Головина Н. Н., Хабибуллина Ф. Я., 2022

experience of joint work of the Mari State University and the Korkatovsky Lyceum of the Republic of Mari El to support the professional choice of high school students. Materials and methods. The material for the study was the program documents of the last decade on the issues of professional self-determination of students: the National Project "Education" (2018), the Concepts of supporting professional self-determination of students in the conditions of continuity of education, developed by the Center of the FSAU "FIRO" 2012, 2015). Three main groups of methods were used in the work: theoretical analysis of scientific and pedagogical literature on the problems of the article, modeling, study and generalization of best practices in the management of educational systems. The result of the research was the development of the theory of support of professional choice of school graduates; improvement of the methodology of support of professional choice of school graduates based on the model of systematic career guidance work with schoolchildren, the main directions of which are: professional information, self-determination training, practice-oriented support of professional choice; proper orientation in the world of modern professions and a conscious choice of vocational and educational trajectory by students of senior classes of the lyceum, depending on their interests, abilities, vocation, opportunities, personal characteristics, health status, and the like. The discussion confirmed: the importance of supporting the professional choice of school graduates based on the model of systematic career guidance, the practical orientation of methodological innovations in career guidance carried out in cooperation between the key university and the rural lyceum to support the professional choice of students; the significance of the experience gained for the practice of cooperation between secondary educational organizations and organizations of higher professional education in supporting students. Conclusion. The long-term practical experience in supporting the professional choice of high school students in the conditions of cooperation between the lyceum and the key university is summarized, methodological approaches to the organization of career guidance are defined, conclusions are drawn on the effectiveness of the development of work on comprehensive support of professional choice and assistance in building a career trajectory.

Keywords: professional choice, professional and educational trajectory, integral model of cooperation, submodels of cooperation, career guidance competencies, high school students, rural lyceum, key university

The authors declare no conflict of interests.

For citation: Golovina N. N., Khabibullina F.Ya. Support of the professional choice of graduates in conditions of cooperation between the lyceum and the key university of the region. Vestnik of the Mari State University. 2022, vol. 16, no. 1, pp. 21-33. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-1-21-33

Введение

На современном этапе развития России интерес государства к осознанному профессиональному выбору выпускников закономерно повышается. В Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию от 01.03.2018 одной из задач национального проекта «Образование»1 стоит модернизация системы профессиональной ориентации, а одним из основных аспектов - повышение привлекательности региональных вузов в глазах выпускников общеобразовательных организаций: «Нам нужно выстроить современную профориентацию. Здесь партнерами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компа-нии»2. В Законе «Об образовании в Российской

1 Национальный проект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/ national-project/about/ (дата обращения: 01.09.2021).

2 Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному со-

бранию от 01.03.2018 // Федеральный портал «Российское образование» URL: https://www.edu.ru/news/eksklyuzivy/rannyaya-

Федерации» также содержатся положения о профессиональной ориентации учащихся (ст. 42.2, ст. 66.3)3. При повышении потребности в более рациональном использовании гуманитарных ресурсов и в большей эффективности и производительности деятельности каждого человека необходимо успешное профессиональное самоопределение молодежи. Социально адаптированное, обладающее востребованными профессиональными компетенциями молодое поколение - это один из главных факторов развития государства. От того, насколько ответственно выпускник подойдет к выбору учебного заведения и будущей профессии, зависит его жизненная перспектива и готовность к возможным переменам на пути овладения профессией в связи с общими социально-экономическими

proforientaciya-prostranstvo-novyh-vozmoz (дата обращения: 10.09.2021).

3 ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 г № 273. URL: https://dokumenty24.ru/zakony-ifzakon-ob-obrazovanii-v-rf.html (дата обращения: 10.09.2021).

изменениями страны. В связи с этим встает вопрос компетентного сопровождения профессионального выбора выпускников. Вместе с тем, поиск ресурсов развития территориальных систем сопровождения профессионального выбора выпускников остается актуальным в контексте изменившихся макрофакторов и внешних условий, характеризующих современный мир: высокая динамика развития технологий, непрерывное появление новых профессий, постоянная трансформация функциональной структуры и компетентностного содержания всех видов профессиональной деятельности. Обучающийся должен быть готов к перманентному профессионально-образовательному выбору, профессиональной и образовательной мобильности, овладению общими и профессиональными компетенциями в мире множественных меняющихся компетенций, поэтому целью настоящего этапа сопровождения профессионального выбора становится помощь выпускнику не столько в выборе «престижной» профессии, сколько в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального проекта, обучение способам использования этих ресурсов. Важной характеристикой современного этапа выбора профессии выступает дифференциация трудовых ролей, которая обеспечивает возможность сознательного выбора, что значительно расширяет возможный горизонт личных профессионально-жизненных карьерных траекторий. Необходимы построение и реализация персонального профессионально-образовательного маршрута, как индивидуального набора компетенций без жесткой соотнесенности и зависимости от требований определенной профессии или специальности. Значимыми элементами компетенций профессионального самоопределения выпускников образовательных организаций выступают их умения и навыки, связанные с ориентировкой и самонавигацией в профориентационно значимом информационном поле; с персональным целеполаганием и проектированием личного профессионального плана; с самостоятельным осуществлением обоснованного выбора и воплощением в жизнь принятого решения; с использованием для этого различных внутренних и внешних ресурсов; с противостоянием внешним манипулятивным воздействиям и так да-лее1. Независимо от конкретного содержания набо-

1 Блинов В. И., Сергеев И. С. и др. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» // Центр профессио-

ра профориентационных компетенций, необходимо иметь в виду базовое условие их формирования и развития: компетенции формируются в опыте практической деятельности.

Обзор литературы

Проблема сопровождения профессионального выбора коррелируется с понятиями «профориентация» и «самоопределение». В трактовке А. Ж. Раимхановой под термином «профессиональная ориентация» понимается система практических, педагогических и иных воздействий общества на личность и личности на саму себя с целью формирования профессионального самоопределения [6]. Ю. А. Сардушкина рассматривает развитие умения делать выбор как основной элемент профо-риентационной работы [9, с. 142-146].

Различные аспекты профессионального самоопределения личности исследовались на протяжении ряда этапов развития отечественной педагогической науки. Психолого-педагогические основы развития личности освещены в трудах Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, А. А. Бодалева, Л. И. Божович и других. Философские аспекты теории самоопределения нашли глубокое отражение в работах Л. М. Архангельского, Л. П. Буевой, О. Г. Дробницкого, Н. Д. Зотова, Э. В. Ильенкова и др., которые систематизирующим свойством самоопределения называют нравственную ответственность личности. В социологии понятие «самоопределение» изучается в контексте социального становления личности, вхождения ее в различные социальные сферы, освоения определенных норм, ценностей, установок, принятых в обществе (И. С. Кон, М. В. Батырева, О. И. Карпухин и другие). Нам наиболее близка точка зрения Е. А. Климова2, Л. С. Румянцевой и Н. С. Пряжникова3. Обобщив логику рассуждений авторов, можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки

нального образования ФГАУ «ФИРО». URL: https://www.-cposo.ru/federalnyj-uroven/1087-kontseptsiya-soprovozhdeniya-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayushchikhsya-v-uslov-iyakh-nepreryvnosti-obrazovaniya (дата обращения: 02.09.2021).

2 Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. 512 с.

3 Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М. : Академия, 2013. с. 501.

по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека. В этой связи неслучайно обращение исследователей к понятиям выбора профессии, профессиональной карьеры и карьерного самоопределения (Ф. Парсонс, 1909; П. Хэрриот, 2002; А. Дёмин, А. Седых, Б. Седых, 2017; Н. С. Пряжников, 2017 и другие). Карьерный контекст выходит за пределы профессии и трудовой деятельности, включая жизненные притязания и планы, а также непрофессиональные стороны жизни. Профессия и работа выступают при этом в качестве важнейших условий карьерного продвижения (Ковалевская Е. В., 2015). Подготовка к ним в отдельных странах начинается еще в детских садах, (Berufsberatung im Kindergarten) (S. N. Dreber, 1974), в ходе профессионального консультирования для молодежи (Berufsberatung von Jugendlichen) (Th. Röser, 2014), с использованием ИКТ в саморегулируемом и технологическом обучении (Self-regulated and Technology-enhanced Learning) (Ton Mooij, Karl Steffens, Maureen Snow Andrade) [11; 12] и другое. Широкое распространение получил «F-тест» (Fukuyama-тест) для оценки способности 12-14-летних подростков сознательно выбирать профессиональный путь и готовиться к профессии1.

Сопровождение выпускников в их профессиональном выборе рассматривается современными исследователями в контексте понятий «условия, модель, механизмы и формы» взаимодействия ее основных субъектов. Так, среди организационно-педагогических условий В. Н. Кузнецова выделяет ориентированность на личность в профработе; осознанность и активность учащихся в выборе профессии; полиформность работы профориентаци-онного содержания2. Т. В. Савинова и А. В. Мотина убедительно доказывают важность развития профессионального самоопределения старшеклассников во внеурочной деятельности [8]. Ряд авторов указывает на важную роль в эпоху цифровизации профильного обучения школьников средствами медиаобразования [2]. Важным вопросом остается исследование особенностей формирования профессиональной мотивации выпускников школ [4]. На преемственность между

1 Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М. : Изд-во МГУ, 1989. 105 с.

2 Кузнецова В. Н. Совместная работа школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся: авторе-

фер. дис. канд. пед. наук // Саратов, 2008. 23 с.

средним и высшим образованием указывают Л. Р. Радченко, И. И. Гуткина, Т. В. Рыжова, Н. Б. Протасова, А. А. Попов и другие. Важным условием эффективности взаимодействия школы и вуза в профориентационной работе называют партнерство, под которым предлагается понимать обоюдовыгодный обмен разнообразными ресурсами для достижения референтных для обеих сторон (высшего и среднего учебных заведений) целей.

Отдельными авторами с целью «наведения мостов» между современными подходами к становлению личностного потенциала, профессионального самоопределения личности и принципами эволюции сложных систем, анализируется природа двух базовых типов приспособлений — адаптации и пре-адаптации: если адаптации выступают как приспособления, основанные на уже приобретенном опыте, то преадаптации обеспечивают готовность к непредсказуемости будущего. Авторы, говоря о ресурсе преадаптации, т. е. готовности к будущему, описывают его как избыточное разнообразие форм, выходящее за границы адаптивной нормы. Выдвигается гипотеза, согласно которой системообразующей характеристикой человека как Ното сотр1ехш является универсальная избыточность, когда реализуется эвристичность метафоры «не человек для работы, а работа для человека» при изучении выбора субъектом профессий в условиях меняющихся рынков труда [1, с. 3—20].

Наряду с классическими теориями сопровождения профессионального выбора выпускников, методологическую базу нашего проекта составляют актуальные концепции и программные документы последних двух десятилетий: «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» (Центр профессионального образования ФГАУ «ФИРО», 2012) , «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» (Центр профессионального образования ФГАУ «ФИРО», 2015). В 2018—2019 был запущен проект ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее», направленный на профориентацию школьников 6-11 классов3. Наиболее известный

3 Проект ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» // WorldSkills Russi. URL: https://worldskills.ru/media-czentr/novosti/proekt-rannej-proforientaczii-shkolnikov-%C2%AB bilet-v-budushhee%C2%BB-startuet-v-semi-regionax-rossii.html/ (дата обращения: 07.09.2021).

прогноз относительно мира профессий реализован в документе «Атлас новых профессий», нацеленный на информирование и обучение новым отраслям, которые будут активно развиваться в будущем, новым технологиям, продуктам, практикам управления и новым профессиям1.

Обсуждение результатов

Опорный вуз Республики Марий Эл - ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» сотрудничает с МОУ «Коркатовский лицей» более пятнадцати лет. МОУ «Коркатовский лицей» -одно из динамично развивающихся инновационных сельских образовательных учреждений РМЭ. Основанная в 1886 году Коркатовская церковноприходская школа с 1973 года стала средней, а в 2009 году была преобразована в лицей. В 2006 году школа заняла первое место среди сельских школ Марий Эл в конкурсе на грант Президента Российской Федерации, а в 2008 году получила грант повторно; в этом же году ей присвоен статус ресурсного центра Моркинского муниципального района (Распоряжение № 38 от 20.02.2008 г.). В 2014 году лицей вошел в ТОП-100 лучших образовательных организаций Российской Федерации, обеспечивающих высокий уровень подготовки по биолого-химическому профилю; в 2015 году Кор-катовский лицей в числе ТОП-200 лучших сельских образовательных организаций РФ, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников. Основной миссией лицея на 2020-2025 годы является обеспечение высокого качества образования обучающихся как платформы и инструмента адаптации конкурентоспособной личности в изменяющихся социально-экономических услови-

ях [5, с. 14-16; 10, с. 61-65].

В течение последних пяти лет Марийский государственный университет и Коркатовский лицей успешно реализуют программу сотрудничества по сопровождению профессионального выбора обучающихся старших классов. Ключевая идея программы - модернизация совместной работы по сопровождению профессионального выбора лицеистов в диаде «лицей - опорный вуз» за счет создания условий для осознанного выбора обучающимися будущей профессии, основанного на индивидуальном опыте учащегося в различных видах деятельности. Условиями сопровождения профессионального самоопределения обучающихся выступают: 1) социальное партнерство и общность интересов лицея и вуза; 2) профессиональная и личностная самореализация выпускников как основная ценность сопровождения профессионального самоопределения; 3) опора на профессионализм (профессиональную квалификацию и профессиональную компетентность) педагогического коллектива, преподавателей вуза, родителей; 4) преемственность как императив сотрудничества в условиях непрерывности образования; 5) поли-формность и практикоориентированность работы профориентационного содержания.

Модель системной профориентационной работы со школьниками сосредоточена на трех основных направлениях: профессиональное информирование, обучение самоопределению, практикоориентированное сопровождение профессионального выбора. Основными субъектами сопровождения профессионального выбора выпускников выступают обучающиеся, преподаватели опорного вуза, администрация и педагоги лицея, родители детей или их законные представители (рис. 1).

Рис. 1. Целостная модель сотрудничества лицея и опорного вуза по сопровождению профессионального выбора выпускников / Fig. 1. A holistic model of cooperation between the lyceum and the key university to support the professional choice of graduates

1 Национальный проект «Атлас новых профессий» // Атлас новых профессий. URL: https://atlas100.ru/about/ (дата обращения: 02.09.2021).

Основными субъектами деятельности являются, прежде всего, обучающиеся, перед которыми стоит задача профессионального выбора и определения комплекта компетенций, необходимых для ориентации в перманентно меняющейся профессиональной сфере и построения собственной профессионально-образовательной стратегии. Дальнейшая самоактуализация выбранных старшеклассниками компетенций реализуется в ходе учебной деятельности непосредственно на уроках и внеурочной деятельности в лицее, на факультативах и кружках лицея и университета, социально-активной деятельности в волонтерских молодежных объединениях, участии в движении студенческих трудовых отрядов и так далее. С другой стороны субъектами работы по формированию профессионально значимых компетенций обучающихся выступают педагоги и психологи лицея, консультанты-преподаватели вуза, администрация лицея и опорного вуза, которые непосредственно взаимодействуют с учащимися, направляют, организуют и создают условия для эффективного построения и прохождения персонального профессионально-образовательного маршрута.

В вузе механизм сопровождения профессионального самоопределения выпускников регулирует качество набора абитуриентов, который предполагает работу профессионалов, осуществляющих профориентационную диагностику и консультирование по дальнейшему выбору старшеклассниками направления подготовки или специальности в зависимости от интересов личности и личностно-значимых компетенций в системе Soft skills и основ Hard skills, которые имеют предпосылки к формированию. Сопровождение в развитии Hard skills - это технология совместной деятельности лицея, вуза и стратегических партнеров-работодателей, реализующая сочетание профориентационных и производственных практик, начинающихся в профильных классах лицея, развивающихся в ходе обучения в вузе и дальнейшей профессиональной деятельности на производстве. Сопровождение профессионального самоопределения курируют специалисты центра карьерного консультирования опорного университета, которые имеют необходимые знания и опыт в организации этой деятельности, владеют оперативной информацией о состоянии рынка труда, его перспективных запросах и потребностях. Методический аспект

ведения профессионального сопровождения в лицее реализуется в профориентационной диагностике, формировании экскурсионных маршрутов на факультеты / институты и на производство, развитии элективных курсов по заданным направлениям, участии лицеистов в работе студенческих научных профессиональных сообществ, конференциях и так далее.

Марийский государственный университет, как опорный вуз Республики Марий Эл, обладает богатой материально-технической и научной базой для реализации профориентационных проектов не только с обучающимися лицея и педагогическим коллективом, но и с родителями. Многие из них являются выпускниками университета и чтят традиции, заложенные в студенческие годы, передают полученный опыт и знания своим подрастающим детям, изначально помогая им определиться с будущей профессией. Однако в разных семьях доминируют различные социокультурные модели профессионального самоопределения детей, связанные с особенностями семейных ценностей и традиций, поэтому работа с семьей, как значимым субъектом сопровождения профессионального выбора, имеет свои перспективы развития, начиная с адекватной информированности об инновационных программах и направлениях подготовки в вузе, востребованных современным рынком труда, в том числе, с использованием веб-сайта для родителей как формы организации педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса [7, с. 312], до совместных проектов в построении карьерной траектории ребенка и профессиональной переподготовки родителей. Важная задача в работе с семьями состоит в том, что родителей необходимо специально готовить к роли заказчика профориентационных услуг, а также к роли субъекта сопровождения профессионального самоопределения детей.

Одним из главных ориентиров проекта сотрудничества опорного вуза и лицея явилось обновление содержания и форм профориентацион-ной деятельности вуза и лицея с целью сочетания усилий и совместного использования ресурсов по развитию работы с детьми и молодежью по оказанию им поддержки в профессси-ональном выборе, начиная с 8 класса (предпро-фильная подготовка) и в 10—11 классах (профильная подготовка) (табл. 1, табл. 2).

Таблица 1 / Table 1

Субмодели сотрудничества лицея и опорного вуза по сопровождению профессионального выбора выпускников / Submodels of cooperation between the lyceum and the key university to support the professional choice of graduates

Предпрофильная подготовка / Pre-profile training Класс: 8-9 Направления подготовки: биолого-химическое, физико-математическое. Содержание деятельности: диагностика направленности личности учащихся; организация предпрофильного обучения в 8-9-х классах по направлениям подготовки; предпрофильная работа в научных кружка институтов и кафедр университета.

Профильные направления подготовки лицея (10-11 классы) / Profile areas of training of the Lyceum (grades 10-11)

Лицей / Lyceum Вуз / University Биолого-химический класс / Biology and Chemistry class Физико-математический класс / Physics and Mathematics class Гуманитарно-правовой класс / Humanitarian legal class

направление № 1 (кадетский) / direction no. 1 (cadet) направление №» 2 (педагогический) / direction no. 2 (pedagogical)

Куратор от университета Институт естественных наук и фармации; медицинский институт; аграрно-технологический институт Институт цифровых технологий Факультет физической культуры, спорта и туризма педагогического института; юридический факультет Педагогический институт; историко-филологический факультет; институт национальной культуры и межкультурной коммуникации

Научные кружки кафедр Научный кружок «Авиценна» Заочная экономическая школа Научный кружок «Будь в форме» Научные кружки: «Лингвариум», «Мир танца», «Созвездие НК», «Историко-культурное наследие»

Чтение открытых лекций, ведение факультативов и элективов, практикумов, интернет-уроков профессорско-преподавательским составом кафедр Кафедра химии; кафедра биологии; кафедра фундаментальной медицины, симуляционный центр МарГУ (МИ) Кафедра математического анализа и теории функций; кафедра экономики Кафедра уголовного права и процесса; кафедра теории и методики физической культуры, спорта и туризма Кафедра методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин; кафедра русского языка, литературы и журналистики

Волонтерские организации и студенческие трудовые отряды «Волонтеры-медики», медицинский студенческий отряд «Авиценна», сервисный отряд «Про фессионал» Студенческий трудовой отряд «Муравейник» Студенческий отряд спасателей «Акпатыр»; «Юридическая клиника» Студенческий педагогический отряд «Ералаш», поисковый отряд «Воскресение»

Спортивно-оздоровительный лагерь «Олимпиец» Образовательные тематические смены в летний период по выбору обучающихся и их родителей

Отдел научно-исследовательской работы студентов и молодежи УНИД Организация профильных олимпиад (в течение учебного года по выбору обучающихся), курирование проектной деятельности.

Центр карьерного консультирования и управления по воспитательной работе и внешним связям Профориентационное консультирование, профессиональные пробы, тест-драйвы, ярмарка профессий, форум «Карьера», день открытых дверей, университетский день.

Веб-сервис приемной комиссии вуза Профнавигационная информация на официальном сайте вуза в разделе «Абитуриенту».

Таблица 2 / Table 2

Субмодели сотрудничества лицея и вуза с педагогическим коллективом лицея, администрацией и родителями / Submodels of cooperation between the lyceum and the university with the teaching staff of the lyceum, administration and

parents

Опорный вуз / Key university Содержание работы / The content of the work

Работа с педагогическим коллективом лицея и администрацией

Администрация Заключение договоров и подписание нормативных актов, регулирующих взаимодействие лицея и вуза

Кафедры Руководство научной работой педагогов, привлечение к участию в работе научно-педагогических мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров, гранты и др.)

Институт дополнительного образования Организация переподготовки педагогов лицея

Работа с родителями (семьей)

Центр карьерного консультирования управления по воспитательной работе и внешним связям Профориентационное консультирование, участие в работе родительских собраний, организация дней открытых дверей в вузе

Институт дополнительного образования Организация переподготовки и дополнительного образования для всех членов семьи

Содержание поэтапной работы по подготовке школьников к профессиональному выбору определялось по следующим критериям: среда оптации, период, цель и задачи, формы (основные и дополнительные), преимущества для обучающегося и вуза.

I этап. «Предпрофильная профориентация».

Среда: МОУ «Коркатовский лицей».

Период: предпрофильный - 2 года (8—9 классы)

Цель:

- со стороны школьника: ориентация в мире актуальных профессий, выбор сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом предложений рынка труда; сознательный выбор профиля обучения в 10—11 классах и профильного факультета / института вуза в будущем;

- со стороны вуза: превентивная работа по качественному профессиональному отбору будущих абитуриентов для дальнейшего обучения в вузе; выработка у школьников сознательного отношения к выбору будущей профессии.

Задачи:

- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для выбора профиля обучения и будущей сферы деятельности;

- разработка критериев профессионального отбора будущих абитуриентов;

- выработка программы (плана) сотрудничества старшеклассников, студентов, педагогов

лицея и преподавателей профильных факультетов / институтов вуза для подготовки учащихся к профессиональному образованию;

- развитие способностей как потенциальной возможности достижения успеха в профильных классах в соответствии с профессиональной сферой.

Формы:

а) основные:

- комплексная психодиагностика проф-направленности лицеистов;

- профориентированное дополнительное образование (кружки и «школы» будущего медика, юриста, военного, физика, фармацевта, спортсмена и другое);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) дополнительные:

- профильные мастерские Check your capabilities;

- тематические смены в каникулярные периоды;

- профильные недели;

- профильные олимпиады;

- психологические тренинги;

- проектная и исследовательская деятельность (прогнозирование, программирование, проектирование и конструирование, моделирование по соответствующему профилю и т. п.), направленная на решение образовательных задач.

Преимущества для обучающегося: снижение риска ошибок в выборе профильного класса;

изучение структуры собственной личности и ее влияния на формирование профессиональной направленности (оценка готовности к выбору сферы будущей деятельности).

Преимущества вуза: возможность управления выбором профессии старшеклассниками в соответствии с возможностями вуза и потребностями личности; сформированные мотивы и профессиональные интересы у будущих абитуриентов как условие успешного обучения в вузе.

II этап. «Профильная профориентация».

Среда: МОУ «Коркатовский лицей» и ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».

Период: профильный 2 года (10-11 классы).

Цель:

- со стороны школьника: самоопределение в осознанном выборе профессии в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом предложений современного рынка труда; психологическая подготовка к обучению на профильном факультете / институте вуза;

- со стороны вуза: качественный профессиональный отбор будущих абитуриентов для дальнейшего обучения в вузе; выработка у школьников сознательного отношения к будущей профессии.

Задачи:

- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для выбора профиля обучения в вузе;

- разработка критериев профессионального отбора будущих специалистов;

- выработка программы (плана) сотрудничества старшеклассников, студентов, педагогов лицея и преподавателей профильных факультетов / институтов вуза, родителей для совместного сопровождения учащихся старших классов в построении ими собственного профессионально-образовательного маршрута;

- развитие способностей как потенциальной возможности достижения успеха в соответствии со сферой будущей профессиональной деятельности;

- профилактика у будущих первокурсников и / или коррекция негативных реакций или психических состояний по отношению к трудностям вузовского обучения, к возможной негативной оценке в начальный период обучения в вузе и тому подобное.

Формы:

а) основные:

- комплексная психодиагностика проф-направленности старшеклассников;

- профориентационное консультирование;

- занятия и курсы преподавателей вуза по профилю подготовки (открытые лекции, факультативные занятия, элективы, практикумы и др.);

- тьюторское сопровождение (помощь в построении и корректировке индивидуального профессионально-образовательного маршрута, курирование проектной деятельности, подготовка к профильным олимпиадам и так далее).

б) дополнительные:

- работа в волонтерских отрядах вуза совместно со студентами;

- каникулярные профильные недели (трудовые отряды, поисковые группы, спортивные объединения вуза и др.);

- профильные олимпиады;

- тематические смены в летний период на базе вузовских лагерей;

- психологические тренинги;

- профессиональные пробы, драйв-тестирование;

- проектная и исследовательская деятельность старшеклассников (прогнозирование, программирование, проектирование и конструирование, моделирование), участие в конкурсах проектно-исследовательских работ, научно-практических конференциях и т. д;

- организация профильных экскурсий в музеи, симуляционный центр, юридическую клинику и тому подобное.

Преимущества обучающегося: снижение риска ошибок в выборе профильного факультета / института и в целом профессионального самоопределения (способность к осознанному выбору); усвоение требований к будущей квалификации и в случае необходимости корректировка профессиональных планов; изучение структуры собственной личности и ее влияния на формирование профессиональной направленности на основе оценки готовности к избранной сфере деятельности; безопасная психологическая интеграция в образовательную, социальную, дидактическую среду вуза.

Преимущества вуза: возможность управления выбором профессии старшеклассников в соответствии с потребностями вуза и возможностями личности; сформированность мотивов выбора профессии и профессиональных интересов у будущих абитуриентов как условие успешного обучения в вузе; снижение количества студентов, отчисленных из вуза.

В ходе сотрудничества Коркатовского лицея и МарГУ по сопровождению профессионального выбора учащихся использованы: 1) технологии профессионального информирования (экскурсионные технологии, исследовательская деятельность учащихся и др.); 2) технологии формирования и развития компетенций профессионального самоопределения (технология проектирования личностно-профессионального маршрута, игровые технологии, социально-психологические тренинги, социальные и культурные практики и др.); 3) прак-тикоориентированные технологии сопровождения профессионального выбора (профессиональные пробы, проектная деятельность учащихся, профте-стирование и др.); 4) технологии формирующего оценивания (образовательно-профессиональное портфолио); 5) Learning journey map (букв. карта пути обучения «дорожная карта»), представляющая собой условный маршрут обучающегося по программе обучения с учетом исходного уровня, его личного опыта, возникающих трудностей и новых потребностей1; 6) дистанционная образовательная технология (ДОТ).

В практике сопровождения профессионального выбора использовались три основные группы методов: методы диагностики направленности личности обучающихся; методы ознакомительной профориентации; методы, стимулирующие личностное самоопределение будущей профессионально-образовательной траектории.

Как известно, эффективность любого процесса оценивается с помощью критериев (качественными характеристиками эффективности) и показателей (количественным выражением критериев). На различных этапах проекта использованы подходы, обоснованные Е. А. Климовым2, модификация F-теста С. Фукуямы для выявления способности к выбору профессии3, методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных

4

этапах , статистические данные.

1 Learning journey map // Skillbox Образование. URL: https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-learning-journey-map-kak-sozdat-i-ispolzovat-etot-instrument/ (дата обращения: 10.09.2021).

2 Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. С. 63-64.

3 Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М. : Изд-во МГУ, 1989. c. 18-20

4 Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах:

Как показывает статистика, на протяжении последних 5 лет выпускники Коркатовского лицея активно поступают на самые различные направления подготовки факультетов и институтов Марийского государственного университета. По данным приемных кампаний 2018, 2019, 2020 и 2021 годов, в структуре абитуриентов Моркинского района Республики Марий Эл количество абитуриентов из МОУ «Коркатовский лицей» составляет 41 % (среднее значение). По результатам поступления в МарГУ за последние 4 года выпускников города Йошкар-Олы и РМЭ Корка-товский лицей стабильно занимает второе место среди сельских школ (2018 г. - 16 чел., 2019 - 15 чел., 2020 г. - 13 чел.). В 2021 году студентами Марийского госуниверситета стали 23 выпускника Коркатовского лицея, что позволило ему возглавить ТОП-11 школ г. Йошкар-Олы и РМЭ по результатам поступления в опорный вуз республики (рис. 2).

Таким образом, лицей занимает лидирующие позиции в рейтинге выпускников образовательных организаций успешно поступивших в Марийский государственный университет. Порядка 50 % процентов выпускников лицея выбирают опорный вуз Республики Марий Эл и после обучения трудоустраиваются на предприятия и в организации региона, что сохраняет и приумножает интеллектуальный потенциал Марий Эл.

Заключение

Исследования и практики последних лет показывают, что задачами организаций общего и высшего образования по сопровождению и оказанию помощи в профессиональном выборе школьников являются:

- разработка нового качества содержания профориентационной работы, направленной на формирование готовности старшеклассника к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессионально-образовательной траектории в соответствии с личными интересами и возможностями;

- системность и моделируемость совместной работы образовательного учреждения и вуза по сопровождению профессионального выбора выпускников (наличие программы, этапность, условия, модель, механизмы и формы).

Книга для учителя / под ред. А. Я. Журкиной, С. Н. Чистяковой. Кемерово : Кемеровский обл. ИУУ, 1996. С. 181.

МОУ СОШ № 3 п. Советский МБОУ Лицей № 28 Экономико-правовая гимназия

МБОУ СОШ № 29

Гимназия № 4 им. А.С. Пушкина

МБОУ СОШ № 7 Лицей Бауманский МБОУ СОШ № 27 МОУ Гимназия № 14 МОУ СОШ № 30 Коркатовский лицей

10 10

17

18

19

20 20

23

10

15

20

25

0

5

Рис 2. Результаты поступления в МарГУ в 2021 году: топ-11 школ города Йошкар-Олы и Республики Марий Эл / Fig 2. Results of admission to MarSU in 2021: top 11 schools of the city of Yoshkar-Ola and the Republic of Mari El

Результативность сопровождения профессионального выбора выпускников в условиях сотрудничества лицея и опорного вуза обеспечивается партнерскими взаимоотношениями и взаимодействием в диаде «лицей — вуз», способствующими достижению значимыми для обеих сторон целей; предоставление старшеклассникам широты выбора содержания и форм образования; формирования у выпускников умения делать самостоятельный осознанный выбор.

Опыт реализации программы сопровождения профессионального выбора выпускников в усло-

виях сотрудничества МОУ «Коркатовский лицей» и опорного вуза - ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» признан в Республике Марий Эл успешным и активно транслируется на общеобразовательные организации городов и районов республики.1.

1 Социальное партнерство сельского лицея в системе организации профильного обучения // Марийская правда 09 октября 2021. URL: https://www.marpravda.ru/news/ obrazovanie-i-vospitanie/sotsialnoe-partnyerstvo-selskogo-litseya-v-sisteme-organizatsii-profilnogo-obucheniya/ (дата обращения: 04.09.2021).

1. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Парадокс сосуществования адаптации и преадаптации в историко-эволюционном процессе // Вопросы психологии. 2021. Т. 67. № 4. С. 3-20. URL: http://www.voppsy.ru/summ021.htm (дата обращения: 17.09.2021).

2. Корниенко Т. В., Потапов А. А., Петрова Т. Н. Профильное обучение школьников средствами медиаобразования: монография. СПб. : Наукоемкие технологии, 2020. 161 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42364659 (дата обращения: 10.09.2021).

3. Кузнецова В. Н. Критерии и показатели эффективности совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению подростков // Научные исследования в образовании. 2008. № 2. С. 42-44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-pokazateli-effektivnosti-formirovaniya-professionalnogo-samoopredeleniya-podrostkov (дата обращения: 08.09.2021).

4. Кузьмина В. М. Особенности формирования профессиональной мотивации выпускников школ // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. № 3-4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17096356 (дата обращения: 07.09.2021).

5. Михайлов С. И., Арганяков Г. В., Васильева В. Н., Хабибуллина Ф. Я. Этнокультурная направленность программы развития сельского лицея: МОУ «Коркатовский лицей» // Актуальные вопросы формирования межкультурных компетенций в современном образовании. Сборник статей и методических разработок. Йошкар-Ола, МарГУ, 2018. С. 13-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35468678 (дата обращения: 10.09.2021).

6. Раимханова А. Ж. Условия, модели, механизмы и формы взаимодействия школы и вуза как структурные элементы организационно-педагогического обеспечения процесса профессионального самоопределения старшеклассников // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/usloviya-modeli-mehanizmy-i-formy-vzaimodeystviya-shkoly-i-vuza-kak-strukturnye-elementy-organizatsionno-pedagogicheskogo (дата обращения: 03.09.2021).

7. Ржавина Н. Д., Арзамасцева Н. Г. Информационный веб-сайт для родителей как форма педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 3. С. 312-316. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-312-316

8. Савинова Т. В., Мотина А. В. Развитие профессионального самоопределения старшеклассников во внеурочной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN420.pdf (дата обращения: 04.09.2021).

9. Сардушкина Ю. А. Развитие умения делать выбор как основной элемент профориентационной работы // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. 2011. № 9 (28). С. 142-146. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17851527 (дата обращения: 04.09.2021).

10. Хабибуллина Ф. Я., Обидина Ю. С., Петрова Т. Н., Федорова С. Н. [и др.] Развитие межкультурной компетентности обучающихся в полиязыковом и поликультурном образовательном пространстве // Актуальные вопросы формирования межкультурных компетенций в современном образовании: коллективная монография. Йошкар-Ола : Марийский гос. ун-т, 2020. С. 57-120.

11. Thomas Röser. Berufsberatung von Jugendlichen. Grin Verlag, 2014. P. 88.

12. Ton Mooij, Karl Steffens, Maureen Snow Andrade. Self-regulated and Technology-enhanced Learning: a European perspective // European Educational Research Journal. 2014. Vol. 13. No 5. Pp. 519-528. URL: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.2304/eerj.2014.13.5.519/ (дата обращения: 04.09.2021).

Статья поступила в редакцию 06.10.2021 г.; одобрена после рецензирования 23.11.2021 г.; принята к публикации 28.12.2021 г.

Об авторах

Головина Надежда Николаевна

кандидат педагогических наук, Марийский государственный университет (424000, Российская

Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д.1), naduysha@inbox.ru

Хабибуллина Флёра Яхиятовна

кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д.1), khflora@yandex.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Asmolov A. G., Shekhter E D., Chemorizov A. M. Paradoks sosushchestvovaniya adaptatsii i preadaptatsii v istoriko-evolyutsionnom protsesse [The paradox of the adaptation and preadaptation coexistence in the historical and evolutionary process]. Voprosy psikhologii = Questions of Psychology, 2021, vol. 67, no. 4, pp. 3-20. Available at: http://www.voppsy.ru/summ021.htm (accessed 17.09.2021). (In Russ.).

2. Kornienko T. V., Potapov A. A., Petrova T. N. Profil'noe obuchenie shkol'nikov sredstvami mediaobrazovaniya: monografiya [Profile training of schoolchildren by means of media education: monograph]. SPb., Science-intensive technologies Publ., 2020, 161 pp. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42364659 (accessed 10.09.2021). (In Russ.).

3. Kuznetsova V. N. Kriterii i pokazateli effektivnosti sovmestnoi raboty shkoly i vuza po professional'nomu samoopredeleniyu podrostkov [Criteria and indicators of the effectiveness of the joint work of the school and the university on the professional self-determination of adolescents]. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii = Scientific research in education, 2008, no. 2, pp. 42-44. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-pokazateli-effektivnosti-formirovaniya-professionalnogo-samoopredeleniya-podrostkov (accessed 08.09.2021). (In Russ.).

4. Kuzmina V. M Osobennosti formirovaniya professional'noi motivatsii vypusknikov shkol [Features of formation of professional motivation of school graduates]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 2011, no. 3-4. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17096356 (accessed 07.09.2021). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Mikhailov S. I., Arganyakov G. V., Vasilyeva V. N., Khabibullina F. Ya. Etnokul'turnaya napravlennost' programmy razvitiya sel'skogo litseya: MOU "Korkatovskii litsei" [Ethnocultural orientation of the rural lyceum "Korkatovsky lyceum" development program]. Aktual'nye voprosy formirovaniya mezhkul'turnykh kompetentsii v sovremennom obrazovanii. Sbornik statei i metodicheskikh razrabotok = Topical issues of the formation of intercultural competencies in modern education. Collection of articles and methodological developments, Yoshkar-Ola, MarSU Publ., 2018, pp. 13-18. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35468678 (accessed 10.09.2021). (In Russ.).

6. Raimkhanova A. Zh. Usloviya, modeli, mekhanizmy i formy vzaimodeistviya shkoly i vuza kak strukturnye elementy organi-zatsionno-pedagogicheskogo obespecheniya protsessa professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov [Conditions, models,

mechanisms and forms of interaction between the school and the university as structural elements of the organizational and pedagogical support of the process of high-school students' professional self-determination]. Internet-zhurnal "Mir nauki" = Internet journal "World of Science", 2018, no 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-modeli-mehanizmy-i-formy-vzaimodeystviya-shkoly-i-vuza-kak-strukturnye-elementy-organizatsionno-pedagogicheskogo (accessed 03.09.2021). (In Russ.).

7. Rzhavina N. D., Arzamastseva N. G. Informatsionnyi veb-sajt dlya roditelei kak forma pedagogicheskogo vzaimodeistviya sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa [Information website for parents as a form of pedagogical interaction of subjects of the educational process]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2021, vol. 15, no 3, pp. 312-316. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-312-316

8. Savinova T. V., Motina A. V. Razvitie professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov vo vneurochnoi deyatel'nosti [Development of professional self-determination of high school students in extracurricular activities]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya = World of Science. Pedagogy and Psychology, 2020, no 4. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN420.pdf (accessed 04.09.2021). (In Russ.).

9. Sardushkina Yu. A. Razvitie umeniya delat' vybor kak osnovnoj element proforientatsionnoi raboty [Development of ability to make a choice as the main element of professional guidance]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta = Bulletin of Vladimir State University. Series: Pedagogical and Psychological Sciences, 2011, no. 9 (28), pp. 142-146. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id= 17851527 (accessed: 04.09.2021). (In Russ.).

10. Khabibullina F. Ya.. Obidina Yu. S., Petrova T. N., Fedorova S. N. et al. Razvitie mezhkul'turnoi kompetentnosti obuchayushchikhsya v poliyazykovom i polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve [Development of intercultural competence of students in a multilingual and multicultural educational space]. Aktual'nye voprosy formirovaniya mezhkul'turnykh kompetentsii v sovremennom obrazovanii: kollektivnaya monografiya = Topical issues of the formation of intercultural competencies in modern education: collective monograph, Yoshkar-Ola, Mari State University Publ., 2020, pp. 57-120. (In Russ.).

11. Thomas Roser. Berufsberatung von Jugendlichen. Grin Verlag, 2014. P.88. (In Germ.).

12. Ton Mooij, Karl Steffens, Maureen Snow Andrade Self-regulated and technology-enhanced learning: a European perspective. European Educational Research Journal, 2014, vol. 13, no 5, pp. 519-528. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.2304/eerj.2014.13.5.519/ (accessed 04.09.2021). (In Eng.).

The article was submitted 06.10.2021; approved after reviewing 23.11.2021; accepted for publication 28.12.2021.

About the authors Nadezhda N. Golovina

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), naduysha@inbox.ru

Flera Ya. Khabibullina

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), khflora@yandex.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.