ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS
УДК 373.1
DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-3-0-1
Байбородова JI.В.* Груздев M.B. Ходырев A.M., Чернявская А.П. 2) Головина И.В., 2) Папуткова Г.A._
Перспективы допрофессиональной педагогической подготовки школьников в современных условиях
1) Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, ул. Республиканская, д.108/1, г. Ярославль, 150000, Россия [email protected]*
2)
' Академия Минпросвещения России, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а, г. Москва, 125212, Россия
Статья поступила 27 апреля 2021; принята 10 сентября 2021; опубликована 30 сентября 2021
Аннотация. Важный этап непрерывного педагогического образования - допро-фессиональная подготовка обучающихся. Целью статьи является определение перспективных идей и направлений развития допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Основные методы исследования - анализ, систематизация и обобщение данных опроса представителей 87 регионов Российской федерации, изучения документов, представленных на сайтах общеобразовательных организаций, колледжей и вузов, бесед с педагогами и организаторами педагогических и психолого-педагогических классов и групп. Предлагаются обобщенные результаты исследования о распространенности допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся, передовой опыт деятельности психолого-педагогических классов, объединений на примере ряда регионов России. Выявлен передовой опыт реализации комплексного подхода к подготовке кадров для системы образования, когда реализуются программы «Педагогические классы», организации психолого-педагогической подготовки школьников с привлечением педагогических вузов и колледжей региона, целенаправленной практико-ориентированной подготовки школьников по развитию способностей и умений, необходимых для деятельности в социально-педагогической сфере, обучения старшеклассников по индивидуальным учебным планам с зачетом образовательных результатов, привлечения обучающихся педагогических классов к участию в психолого-педагогических олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства. Определены основные перспективные направления допрофессиональной пе-
дагогической подготовки школьников: обеспечение согласованности целевого, содержательного и организационного компонентов на всех этапах подготовки кадров для сферы образования; разработка нормативной базы с учетом разных моделей психолого-педагогических классов, индивидуализация и персонализация допрофессиональной педагогической подготовки школьников; развитие взаимодействия образовательных и профессиональных организаций; усиление практической направленности деятельности педагогических классов; научно-методическое сопровождение допрофессиональной подготовки; стимулирование профессионального развития педагогических кадров, работающих в педагогических и психолого-педагогических классах.
Ключевые слова: психолого-педагогический класс; допрофессиональная педагогическая подготовка, общеобразовательные организации;
профессиональные организации; направления развития профессионального педагогического образования.
Финансирование: «Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в системе непрерывного педагогического образования» (№ реестровой записи 730000Ф.99.1. БВ09АА00006).
Информация для цитирования: Байбородова Л.В., Груздев М.В., Ходырев А.М., Чернявская А.П., Головина И.В., Папуткова Г.А. Перспективы допрофессиональной педагогической подготовки школьников в современных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т.7. №3. С. 3-13. DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-3-0-1.
1)
L.V. Bayborodova* е. 1}М.У. Gruzdev, Al. М. Khodyrev, А.Р. Chernyavskaya,
2)I.V. Golovina, 2) G.A. Paputkova
Prospects of pre-professional pedagogical training of schoolchildren in modern conditions
1) Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University 108/1 Respublicanskaya Str., Yaroslavl, 150000, Russia [email protected]*
2) Academy of the Ministry of Education and Science of Russia, bld. 8, 2а Golovinskoe Highway, Moscow, 125212, Russia
Received on April 27, 2021; accepted on June 10, 2021; published on June 30, 2021
Abstract. The purpose of the article is to identify some promising ideas and directions for the development of pre-professional pedagogical training of schoolchildren. The main research methods are analysis, systematization and generalization of survey data
from representatives of 87 regions of the Russian Federation, study of documents presented on the websites of educational organizations, colleges and universities, conversations with teachers and organizers of pedagogical and psychological-pedagogical classes and groups. The advanced experience of using an integrated approach to training personnel for the education system is revealed: implementation of the Pedagogical Classes Program; organization of psychological and pedagogical training of schoolchildren with the involvement of pedagogical universities and colleges in the region; development of student' skills and abilities necessary for activities in the social and pedagogical sphere; training high school students according to the individual curriculum; attracting learners of pedagogical classes to participate in psychological and pedagogical olympiads and competitions of professional skills. The main promising directions of pre-professional pedagogical training of schoolchildren are determined: consistency of the target, content and organizational components at all stages of training for the education sector; development of a regulatory framework taking into account different models of psychological and pedagogical classes; development of interaction between educational and professional organizations; stimulating the professional development of personnel working in pedagogical and psychological-pedagogical classes.
Keywords: psychological and pedagogical class; pre-professional pedagogical training; educational organizations; directions of development of professional pedagogical education.
Financing: "State Assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation № 073-00077-21-02 for scientific research on the topic "Pre-professional Pedagogical Training of Students in the Continuing Teacher Education System" (registry number 730000F.99.1. BV09AA00006).
Information for citation: L.V. Bayborodova, M.V. Gruzdev, Al. M. Khodyrev, A.P. Chernyavskaya, I.V. Golovina, G.A. Paputkova (2021), "Prospects of pre-professional pedagogical training of schoolchildren in modern conditions", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 7 (3), 3-13, DOI: 10.18413/2313-89712021-7-3-0-1.
Введение (Introduction). Педагогическое образование выдвигается в число важнейших факторов социального развития, меняются его ценностные ориентиры (Ходырев, 2020: 35-36) и содержание, отражающие новые реалии и вызовы современного общества1. Однако в последние десятилетия наблюдается снижение престижа педагогических профессий среди молодёжи. Значительная часть студентов педагогических колледжей и вузов не планирует связать свою будущую профессиональную деятельность с
1 Национальный проект «Образование». 2019. URL: https://strategy24.ru/rfeducation/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 23 апреля 2021).
образованием (Васильева, 2019). Часть абитуриентов, слабо представляя деятельность педагога, становится случайными студентами в данной сфере профессионального образования. В мире существует большое число стран, в которых профессия педагога относится к одной из престижных и не существует проблемы «удержания» человека в профессии (Данилова, 2018; Brok, Wubbels, Tartwijk, 2018; Choi, Tang, 2009; The Teaching..., 2015).
В этой связи важным этапом подготовки являются профориентационная работа и допрофессиональное педагогическое образование, выявление и развитие
школьников, имеющих склонности к педагогической деятельности (Чернявская, 2017; Brown, 2002).
Очевидно, что нужно проводить целенаправленную работу региональным органам образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным организациям по повышению престижа профессии педагога, осознанному выбору обучающимися профессиональной образовательной организации, а также по выстраиванию системы сопровождения профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных организаций (Rojkov et al., 2018).
Для решения указанных проблем необходимы современные концепции, соответствующая нормативная, научно-методическая и учебно-методическая база, которые могут обеспечить качество и результативность допрофессиональной педагогической подготовки школьников (Bay-borodova, Cherniavskaia, Serebrennikov, Yudin, 2016). В этой связи важно изучить массовый опыт данного этапа непрерывной подготовки кадров с целью выявления проблем и путей их решения, организационно-педагогических условий и средств, которые могут составить основу для дальнейшего развития профессионального образования.
Целью статьи является определение перспективных идей и направлений развития допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Полученные материалы и выводы будут учтены при разработке концепции, моделей и программ до-профессиональной педагогической подготовки школьников (Байбородова, 2015).
Материалы и методы (Methodology and methods). Группа ученых Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского под руководством авторов статьи организовала сбор информации для изучения опыта допрофесси-ональной педагогической подготовки обучающихся, предоставленных 87 регионами Российской Федерации. Были собраны результаты мониторинга этих регионов, материалы сайтов, опыта общеобразовательных организаций, изучены документы и публи-
кации, проведены беседы, фокус-группы с педагогами, участвующими в допрофессио-нальной педагогической подготовке школьников. Материал статьи подготовлен на основе анализа, систематизации и обобщения данных, полученных с помощью эмпирических методов, что позволило выявить проблемы, которые определили направления поиска идей для развития допрофессио-нальной подготовки школьников. Более глубокое исследование осуществлялось при анализе передового опыта организации деятельности психолого-педагогических и педагогических классов, созданных в общеобразовательных организациях, педагогических колледжах и вузах различных регионов России.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). В целом можно отметить, что о наличии психолого-педагогических классов (ППК), объединений социально-педагогической направленности и их деятельности собрать достаточно полную и точную информацию весьма сложно в связи с тем, что большая часть цифровых данных не всегда подтверждается нормативными документами, учебными планами. Кроме того, при выборочной проверке мы установили, что ряд регионов не дали информацию о наличии педагогических классов (групп, объединений школьников психолого-педагогической или социально-педагогической направленности), так как сегодня они создаются на базе педагогических и других вузов, о чем не всегда информированы департаменты образования регионов. Поэтому нами проведен более глубокий анализ проблемы в ряде регионов и образовательных организаций, где имеется передовой опыт организации деятельности психолого-педагогических и педагогических классов, который позволил сделать обобщенные выводы и определить перспективы развития данного этапа профессиональной подготовки педагогических кадров.
Изучение проблемы показало, что в целом по стране в 4% образовательных организаций реализуются программы допро-фессиональной педагогической подготовки
в различных формах: педагогические или психолого-педагогические классы на базе одной общеобразовательной организации, «сетевые» или «распределенные» на базе нескольких образовательных организаций общего образования, онлайн-классы. Также реализуются программы дополнительного образования детей, направленные на допро-фессиональную педагогическую подготовку, в рамках одной или нескольких образовательных организаций как общего, так и дополнительного образования.
Наиболее благоприятная ситуация по количеству образовательных организаций, реализующих программы допрофессио-нальной педагогической подготовки, по организации деятельности педагогических классов (групп, объединений) сложилась в Дальневосточном и Южном федеральных округах. Также зафиксирован оригинальный опыт в ряде регионов и образовательных организаций, изучение которого позволило определить ряд перспективных идей развития допрофессиональной педагогической подготовки, в частности:
1) имеется опыт комплексного подхода к подготовке кадров для системы образования, когда реализуются программы пред-профильной подготовки и профильного обучения «Педагогические классы», которые рассматриваются как один из этапов непрерывной и планомерной подготовки педагогических кадров. Так, например, в Республике Северная Осетия-Алания с 2018 года внедряется проект «Подготовка кадров для системы образования» (приказ Министерства образования и науки Республики Северная Осетия - Алания от 14 декабря 2018 года №1108), показывающий возможности обеспечения преемственности и непрерывности между уровнями подготовки педагогов, включение допрофессиональной подготовки в эту систему (Голикова, Ракова, Зак, 2018);
2) в Уральском государственном педагогическом университете в составе педагогического кластера Свердловской области с 2020 г. на базе МАОУ СШ №166 г. Екате-
ринбурга2 организована психолого-педагогическая подготовка школьников с привлечением педагогических вузов и колледжей региона, предлагается программа авторских программ: «Введение в профессиональную деятельность педагога» (Дорохова, Верхотурова, 2020), «Я - лидер: стратегии успеха» (Герасименко, 2020), «Основы межкультурной коммуникации» (Казакова, 2020);
3) ярким примером использования современных форм и методов обучения в процессе психолого-педагогической подготовки (метод проектов, смешанное обучение, развитие критического мышления, обучение в сообществе, дискуссии, геймификация и др.) является «Педагогический предунивер-сарий» и сетевой педагогический класс Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, основанный на принципе погружения, когда ученики школы становятся равноправными участниками студенческой жизни, преподаватели университета проводят для них лекции, тренинги, мастер-классы, консультации, общекультурные мероприятия;
4) организация психолого-педагогической подготовки школьников на основе цифровых ресурсов и платформ осуществляется в рамках сетевого образовательного проекта Томского государственного педагогического университета «Открытый педагогический класс», участниками которого являются учащиеся 8-11 классов г. Томска и Томской области, где успешно решается задача перехода от системы массового образования к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности;
5) развитие онлайн подготовки, разработка и использование цифровых образовательных платформ и ресурсов успешно организуется в Волгоградском государственном социально-педагогическом университе-
2
Педагогические классы. 2020. URL:
https://uspu.ru/projects/pedagogicheskie-klassy/doc/ (дата обращения: 19 марта 2021)
те, на базе которого реализуется онлайн педагогический класс;
6) обучение по индивидуальным учебным планам с зачетом результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, реализуемых в том числе в сетевой форме, осуществляется в Ярославской области, где 11 образовательных организаций: 6 общеобразовательных школ, 2 организации дополнительного образования детей (муниципальная и государственная), 2 организации СПО и Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушин-ского, приняли участие в реализации трёх дополнительных общеобразовательных об-щеразвивающих программ социально-педагогической направленности, программ внеурочной деятельности, элективных курсов, проектного обучения (Логинова, 2020);
7) целенаправленная практико-ориентированная подготовка по развитию способностей и умений, необходимых для деятельности в социально-педагогической сфере, организуется на базе СОШ № 28 им. А.А. Суркова г. Рыбинска Ярославской области, где действует педагогический класс для учащихся 10-11 классов, в котором уже на протяжении нескольких лет обучаются ученики из других школ города, старшеклассники проходят педагогическую практику на базе детского сада, участвуют в организации воспитательного процесса на основе Положения о помощнике классного руководителя, образовательного процесса в начальной школе, летнего школьного оздоровительного лагеря (Шальнова, Виноградова, Скоробогатова, 2017);
8) активно развивается олимпиадное движения по педагогике и психологии во многих регионах России (Байбородова, Белкина, 2015), проводятся конкурсы профессионального мастерства, имеется опыт обучения по общеразвивающей программе «Кембри Джуниор», когда впервые в России школьникам г. Ростова было предложено принять участие в демонстрационном экзамене по стандартам World Skills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание»,
который предусматривал выполнение заданий двух модулей: демонстрацию умения разрабатывать и проводить фрагмент интегрированного занятия по развитию речи с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании и разработку познавательно-творческого проекта совместно с детьми, родителями и воспитателем, а также презентацию продукта проектной деятельности на родительском собрании с использованием мультимедийной презентации. В ходе подготовки и проведения экзамена школьники продемонстрировали высокий уровень сформированности предпрофессиональных навыков в сфере дошкольного образования, зафиксированный в Skills-паспорте участника, а также нацеленность на результат, заинтересованность и стрессоустойчивость.
Мы остановились только на некоторых фрагментах разнопланового опыта допро-фессиональной педагогической подготовки школьников, который подтверждает жизнеспособность различных моделей и вариантов организации педагогических и психолого-педагогических классов, осознание важности данного этапа подготовки кадров во многих регионах России, стремление различных организаций находить новые и современные решения этой проблемы.
На основе анализа и обобщения опыта деятельности образовательных и профессиональных организаций определены перспективы и пути развития допрофессиональ-ной педагогической подготовки школьников.
Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников должна стать важным звеном в системе непрерывного педагогического образования, чтобы обеспечить согласованность ценностно-целевого, содержательного и организационного компонентов подготовки кадров для сферы образования. Для этого необходимо следующее:
- сопряжение образовательных результатов различных уровней непрерывного педагогического образования, в том числе с результатами обучения учащихся психолого-педагогических и педагогических классов;
- учет аксиологической базы школьников и развитие их ценностных представлений о педагогической профессии (Slater, 2013; Vermunt, 2016);
- включение педагогических и психолого-педагогических классов в систему непрерывной социально-педагогической подготовки на основе взаимодействия их с вузами и педагогическими колледжами региона; организацию наставничества «студент -обучающийся», «старший обучающийся -младший обучающийся» и др.;
- обеспечение преемственности содержания обучения старшеклассников в общеобразовательных и профессиональных организациях;
- определение льгот для выпускников психолого-педагогических классов при поступлении в вуз или колледж на соответствующие направления подготовки, расширение линейки инструментов отбора в вузы и колледжи за счёт учёта в качестве индивидуальных достижений обучающихся результатов обучения по профильным образовательным программам, реализованным с участием образовательных организаций среднего и высшего педагогического образования;
- оценка достигнутых результатов с использованием современных процедур оценки базового уровня профессиональных результатов, таких, например, как демонстрационный экзамен для юниоров по стандартам World Skills Russia.
Особое внимание следует обратить на ценности и согласованность содержания психолого-педагогической подготовки
старшеклассников, развитие у обучающихся педагогических классов ценностно-смысловой сферы (Czerniawski, 2009; Elton-Chalcraft, Lander, Revell, Warner, Whitworth, 2017), ориентированной на работу в педагогических социономических профессиях. В этой связи важно предусмотреть следующее:
- формирование мотивации обучающихся на овладение профессиями психолого-педагогической и социально-педагогической направленности через про-
грамму воспитательной работы на уровне основного общего образования (5-9 классы);
- раннее выявление педагогической одаренности, разработку мониторинга развития педагогической направленности школьников, программы сопровождения педагогически одаренных детей;
- определение содержания обучения в педагогических классах, исходя из основных содержательных и аксиологических идей, исключающих дублирование содержания обучения в вузе;
-организацию профориентационных, личностно и социально значимых образовательных событий.
Образовательные организации испытывают трудности в связи с недостаточным нормативным обеспечением допрофессио-нальной педагогической подготовки. В частности, было бы важно включить в учебные планы дополнительный профиль социально-педагогической направленности, что обеспечило бы комплексный и целенаправленный процесс допрофессиональной педагогической подготовки. В настоящее время предусмотрено включение лишь незначительного числа часов в психолого-педагогические дисциплины в рамках освоения профилей. В ряде регионов в допрофес-сиональной педагогической подготовке участвуют организации дополнительного образования, однако, нормативных документов, которые бы определяли достижения учащихся при реализации программ дополнительного образования нами не обнаружено.
Психолого-педагогические классы стремятся взаимодействовать с педагогическими колледжами и вузами, организациями дополнительного образования, однако возникает ряд проблем из-за отсутствия соответствующей нормативной базы, в том числе примерных типовых положений по организации психолого-педагогических классов (групп) на всех уровнях, от федерального до уровня образовательной организации, предусматривающих разные формы организации взаимодействия между образовательными организациями общего, дополнительного, высшего и среднего профессионально-
го образования; в сетевой форме; на основе цифровых образовательных платформ и др.
Психолого-педагогический класс может стать важным компонентом образовательной системы организации и взять на себя выполнение воспитательных и организаторских функций, тем самым существенно влияя на развитие личностных качеств старшеклассников, их метапредметных компетенций, важных для дальнейшей профессиональной деятельности в сфере образования.
Общеобразовательные организации разрабатывают программы воспитания. В этой связи необходимо определить место, функции допрофессиональной педагогической подготовки школьников в этой программе, рассмотреть способы интеграции психолого-педагогических классов в образовательную систему организаций.
Современное образование строится на основе индивидаулизации и персонализа-ции. Реализация этой идеи особенно важна для допрофессиональной педагогической подготовки школьников, которые имеют индивидуальные профессиональные намерения, разные образовательные достижения и способности к педагогической деятельности, различные интересы к предметной подготовке, особые социальные условия и др. Безусловно, нужно предоставить возможность каждому обучающемуся двигаться своим путем к намеченным целям. Для этого целесообразно обеспечить:
- проектирование индивидуальной образовательной деятельности обучающихся, в результате которого создаются индивидуальные учебные планы, программы, маршруты, система зачета образовательных результатов;
- разработку примерных программ обучения в психолого-педагогических классах, включающих инвариантную и вариативную части;
- выбор школьниками видов и форм учебной и внеучебной деятельности, в том числе имеющих социально-педагогическую направленность;
- использование потенциала дополнительного образования детей как вида образования, необременённого государственными требованиями к образовательным результатам и доступного образовательным организациям разных уровней, в качестве пространства для реализации обучающихся и интеграции усилий субъектов деятельности психолого-педагогических классов.
Развитие допрофессиональной педагогической подготовки связано с интеграцией и конвергенцией ресурсов всех субъектов, заинтересованных и участвующих в организации педагогического образования, что предполагает, прежде всего, взаимодействие образовательных организаций, реализующих допрофессиональную педагогическую подготовку на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это означает:
- создание федерального и региональных педагогических сообществ координаторов деятельности психолого-педагогических классов, банков данных лучших практик выявления и сопровождения педагогически одарённых школьников;
- развитие форм межрегионального сотрудничества и взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих до-профессиональную психолого-педагогическую подготовку обучающихся образовательных организаций и взаимодействия самих обучающихся: тематические смены, конкурсы, олимпиады, конференции, совместные проекты, стажировки и др.;
- разработку программ детских оздоровительных профильных лагерей (городских и загородных) социально-педагогической направленности.
Принципиальным отличием допрофес-сиональной подготовки школьников от других этапов системы педагогического образования является ее ярко выраженная практическая направленность, позволяющая раскрыть ресурсы и склонности обучающихся, развить актуальные для будущих педагогов компетенции. Особенно важно обеспечить активную деятельность старшеклассников при обсуждении и разработке
перспективных проблем обучения и воспитания. Этому будут способствовать: включение в примерные программы разделов и тем, предусматривающих развитие компетенций 4К, мягких умений; организация системы профессиональных проб; приобщение старшеклассников к деятельности в качестве помощников вожатых и классных руководителей, разработка и реализация социально-педагогических проектов; организация практики в образовательных организациях и др.
Анализ массового опыта допрофесси-ональной педагогической подготовки показал разрозненность и противоречивость подходов к содержанию и организации деятельности педагогических и психолого-педагогических классов (групп). В этой связи назрела потребность в научно-методическом сопровождении решения указанной проблемы на федеральном и региональном уровнях, что предполагает:
- создание концепции и моделей психолого-педагогических классов;
- разработку примерных программ до-профессиональной педагогической подготовки обучающихся;
- издание методических указаний по реализации программ обучения в психолого-педагогических классах;
- разработку моделей индивидуальных программ развития учащихся ППК, рабочих тетрадей по самообразованию и саморазвитию и др.
Совершенствование допрофессио-нальной педагогической подготовки школьников невозможно осуществить без обеспечения профессионального развития педагогических кадров. В этом случае особенно важно формировать у педагогов, работающих в педагогических и психолого-педагогических классах, тьюторскую компетентность, чтобы школьники имели образец новых отношений педагога и обучающихся. Личный опыт обучения на основе партнерства и тьюторства обеспечит освоение школьниками современных представлений о педагогическом взаимодействии и сопровождении, демократических отношениях
взрослых и детей. Решение данной проблемы предусматривает:
- принятие сотрудниками организации идеи тьюторства как особой педагогической культуры и практики индивидуализации, формирование у них новых мировоззренческих установок на образование с позиций интересов обучающегося;
- освоение и использование педагогами человеко-ориентированных (субъектно-ориентированных, личностно-ориентиро-ванных, индивидуально-ориентированных) технологий организации образовательной деятельности школьников, технологии тью-торского сопровождения обучающегося;
-выявление и подготовку педагогов, способных освоить и реализовать тьютор-ские функции во взаимодействии с обучающимися, их семьями;
- разработку нормативных и методических материалов по реализации тьютор-ского сопровождения деятельности школьников и детского коллектива.
В массовой практике образования, педагогическом сообществе нужно активно распространять и осваивать концептуальные идеи, принципы и способы тьюторской деятельности. Для формирования нового педагогического мышления педагогов, овладения современными технологиями в условиях цифровизации образования необходимо следующее:
- разработка и реализация программ повышения квалификации педагогов и специалистов, участвующих в деятельности психолого-педагогических классов;
- широкое привлечение к допрофесси-ональной педагогической подготовке преподавателей педагогических вузов и колледжей, лучших студентов старших курсов, организация педагогической практики лучших студентов на базе педагогических классов;
- проведение курсов повышения квалификации кадров, участвующих в организации допрофессиональной педагогической подготовки;
- создание общественных организаций, объединений педагогов психолого-
педагогических классов на федеральном и региональном уровнях.
Очевидно, что эффективность решения рассматриваемой в данной статье проблемы обеспечивается систематическим информационным сопровождением деятельности педагогических и психолого-
педагогических классов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в самих образовательных организациях, использованием цифровых образовательных ресурсов и платформ в допрофессиональной педагогической подготовке школьников.
Заключение (Conclusions). Проблема качества подготовки педагогических кадров зависит от объединения усилий всех субъектов и структур регионального и федерального уровня, причастных к обеспечению непрерывного педагогического образования, важный этап которого - допрофесси-ональная педагогическая подготовка школьников, которая является одной из целевых функций общеобразовательных и профессиональных организаций. При этом важно не только формировать у обучающихся готовность к профессиональному самоопределению на социально-педагогические профессии, но и ценностно-смысловые ориентиры, социальную компетентность.
Деятельность психолого-педагогических классов должна быть направлена на педагогизацию социальной и образовательной среды, внести в нее новые элементы и связи с учетом перспектив общественного развития и запроса субъектов образовательных отношений. Для этого обучающихся психолого-педагогических классов целесообразно приобщать к проектированию и реализации социальных и образовательных программ организации, региона, страны, нацеленных на осуществление национального проекта «Образование». Допрофессиональная педагогическая подготовка должна стать базой рождения и реализации перспективных социальных и социально-педагогических инициатив, опережающих время, актуализирующих запросы будущего поколения обучающихся и их родителей.
Список литературы
Байбородова Л.В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. 2015. №5. С. 92-99.
Байбородова Л.В., Белкина В.В. Педагогическая олимпиада школьников: история, современность, будущее. Редакционно-издательский отдел ЯГПУ, Издательство «Канцлер». 2015. 162 с.
Васильева О.Ю. Выступление на Совете при Президенте РФ по русскому языку. 2019. URL: https: //
news.rambler.ru/community/43104467-putin-provodit-zasedanie-soveta-po-russkomu-yazyku-v-moskve (дата обращения: 05.03.2021).
Герасименко Ю.А. Примерная программа по дисциплине «Я лидер: стратегии развития». 2020. URL: https: //
uspu.ru/upload/medialibrary/d0a/d0aec1d479ed1d2 ab42fddba6573d4a1.pdf (дата обращения: 19.03.2021).
Голикова Т.А., Ракова М.Н., Зак Е.М. Муниципальный проект «Успех каждого ребенка» (Ханты-Мансийский автономный округ -Югра). М.: Проспект. 2018. 415 с.
Данилова Л.Н. Образовательное лидерство Сингапура как социокультурный феномен // Ярославский педагогический вестник. 2018. №3. С. 55-62.
Дорохова Т.С., Верхотурова Ю.А. Примерная программа по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность педагогов». 2020.
URL:https://uspu.ru/upload/mediaHbrary/6df/6df51 08d565bcbac23979fcf6bebecde.pdf (дата обращения: 19.03.2021).
Казакова О.П. Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы межкультурной коммуникации». 2020. URL: https://uspu.ru/upload/medialibrary/88f/88fe5d5096 f0ad239b3bf726ec43ea34.pdf (дата обращения: 19.03.2021).
Логинова А.Н. Педагогизация актуальных социальных практик как современный инструмент допрофессиональной педагогической подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2020. №6 (85). С. 287-289.
Ходырев А.М. Проблема изучения ценностей педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2020. №2 (113). С. 34-40.
Чернявская А.П. Психологические предпосылки развития профессиональной зрелости старшеклассников // Ярославский педагогический вестник. 2017. №3. С. 166-169.
Шальнова О.Н., Виноградова М.Ю., Ско-робогатова С.Г. Организация допрофессиональ-ной педагогической подготовки школьников в условиях сетевого взаимодействия. Под ред. Л.В. Байбородовой. Издательство «Канцлер». 2017. 43 с.
Arthur J., Davison J., Lewis M. Professional Values and Practice: Achieving the Standards for QTS. Oxford: Routledge-Falmer. 2005. 192 p.
Bayborodova L.V., Cherniavskaia A.P., Serebrennikov L.N., Yudin V.V. Project of individual learning activity for future teachers. 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016. Conference proceedings. 2016. P. 789-796.
Brok P.D., Wubbels T., Tartwijk J.V. Exploring beginning teachers' attrition in the Netherlands // Teachers and Teaching. 2017. Vol. 23 (8). P. 881895. DOI: 10.1080/13540602.2017.1360859.
Brown D. Career choice and development. San Francisco, CA: Jossey-Bass Publ. 2002. 534 p.
Choi P.L., Tang S.Y.F. Teacher commitment trends: cases of Hong Kong teachers from 1997 to 2007 // Teaching and Teacher Education. 2009. Vol. 25 (5). P. 767-777. DOI: 10.1016/j.tate.2009.01.005.
Czerniawski G. Positioning the values of early career teachers in Norway, Germany and England // European Journal of Education. 2009. Vol. 44 (3). P. 421-440. DOI: 10.1111/j.1465-3435.2009.01391.x.
Elton-Chalcraft S., Lander V., Revell L., Warner D., Whitworth L. To promote or not to promote Fundamental British values? Teachers' Standards, diversity and teacher education // British Educational Research Journal. 2017. Vol. 43 (1). P. 29-48. DOI: 10.1002/berj.3253.
Rojkov M.I., Bayborodova L.V., Belkina V.V., Chernyavskaya A.P., Serebrennikov L.N. Students' self-development: the socio-pedagogical concept // 5th International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts sgem. Conference proceedings. 2018. P. 693-702.
Slater R. The Values of American Teachers: How Teachers' Values Help Stabilize Unsteady Democracy. Plymouth: R&L Education. 2014. 138 p.
The Teaching Profession in Europe: Practices, Perceptions, and Policies. Luxembourg: Publications Office of the European Union. 2015. 138 p.
Vermunt J. Secondary student teacher's personal and professional values, and the teaching as inquiry framework // New Zealand Journal of Teachers' Work. 2016 13(1). Р. 39-60.
References
Bayborodova, L.V. (2015), "Conceptual foundations and models of pre-professional pedagogical training of schoolchildren", Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. Psikhologo-
pedagogicheskie nauki: nauchny zhurnal, 5, 92-99. (In Russia).
Bayborodova, L.V. and Belkina, V.V. (2015), Pedagogicheskaya olimpiada shkol'nikov: istoriya, sovremennost', budushchee [Pedagogical Olympiad of schoolchildren: history, modernity, future]. Yaroslavl', Kantsler, Russia.
Vasil'eva, O.Yu. (2019), Vystuplenie na So-vete pri Prezidente RFpo russkomu yazyku [Speech at the Russian Language Council under the President of the Russian Federation]. URL: https://news.rambler.ru/community/43104467-putin-provodit-zasedanie-soveta-po-russkomu-yazyku-v-moskve (Accessed 05 March 2021).
Gerasimenko, Yu.A. (2020), Primernaya programma po distsipline "Yalider: strate-giirazvitiya" [Sample program for the discipline "I am a Leader: Development Strategies"]. URL: https: //
uspu.ru/upload/medialibrary/d0a/d0aec1d479ed1d2 ab42fddba6573d4a1.pdf (Accessed 19 March 2021).
Golikova, T.A., Rakova,M.N. and Zak, E M. (2018), Munitsipal'ny proekt "Uspekh kazhdogo rebenka" [Municipal project "Success of every child"], Moskva, Prospekt, Russia.
Danilova, L.N. (2018), "Singapore's educational leadership as a sociocultural phenomenon", Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 3, 55-62. (In Russia).
Dorokhova, T.S. and Verkhoturova, Yu.A. (2020), Primernaya programma po distsipline "Vvedenie v professional'nuyu deyatel'nost' peda-gogov" [Sample program for the discipline "Introduction to the professional activity of teachers"]. URL:https://uspu.ru/upload/medialibrary/6df/6df51 08d565bcbac23979fcf6bebecde.pdf (Accessed 19 March 2021).
Kazakova, O.P. (2020), Rabochaya uchebna-ya programma po distsipline "Osnovy mezhkul'turnoy kommunikatsi" [curriculum of the discipline "Fundamentals of intercultural communication"]. URL: https: //
uspu.ru/upload/medialibrary/88f/88fe5d5096fDad23 9b3bf726ec43ea34.pdf (Accessed 19 March 2021).
Loginova, A.N. (2020), "Pedagogization of actual social practices as a modern tool of pre-professional pedagogical training", Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 6, 287-289. (In Russia).
Khodyrev, A.M. (2020), "The problem of studying the values of pedagogical activity", Yaro-slavskiy pedagogicheskiy vestnik, 2, 34-40. (In Russia).
Chernyavskaya, A.P. (2017), "Psychological prerequisites for the development of professional maturity of high school students", Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 3, 166-169. (In Russia).
Shal'nova, O.N., Vinogradova, M.Yu. and Skorobogatova, S.G. (2017), Organizatsiya dopro-fessional'noy pedagogicheskoy podgotovki shkol'ni-kov v usloviyakh setevogo vzaimodeystviya [Organization of pre-professional pedagogical training of schoolchildren in the conditions of network interaction]. Pod red. L.V. Bayborodovoy. Yaroslavl', Kantsler, Russia.
Arthur, J., Davison, J. and Lewis, M. (2005), Professional Values and Practice: Achieving the Standards for QTS. Oxford: Routledge-Falmer.
Bayborodova, L.V., Cherniavskaia, A.P., Serebrennikov, L.N. and Yudin, V.V. (2016), Project of individual learning activity for future teachers. 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016. Conference proceedings, 789-796.
Brok, P.D., Wubbels, T., Tartwijk, J.V. (2018), Exploring beginning teachers' attrition in the Netherlands. Teachers and Teaching, 8, 881-895.
Brown, D. (2002), Career choice and development. San Francisco, CA: Jossey-Bass Publ., 534.
Choi, P L. and Tang, S.Y.F. (2009), Teacher commitment trends: cases of Hong Kong teachers from 1997 to 2007. Teaching and Teacher Education, 5, 767-777.
Czerniawski, G. (2009), Positioning the values of early career teachers in Norway, Germany and England. European Journal of Education. 44, 421-440.
Elton-Chalcraft, S., Lander, V., Revell, L., Warner, D. and Whitworth, L. (2017), To promote or not to promote Fundamental British values? Teachers' Standards, diversity and teacher education. British Educational Research Journal. 43, 29-48.
Rojkov, M.I., Bayborodova, L.V., Belkina, V.V., Chernyavskaya, A.P. and Serebrennikov,
L.N. (2018), Students' self-development: the socio-pedagogical concept. 5th International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts sgem. Conference proceedings, 693-702.
Slater, R. (2013), The Values of American Teachers: How Teachers' Values Help Stabilize Unsteady Democracy. Plymouth: R&L Education, 138.
The Teaching Profession in Europe: Practices, Perceptions, and Policies. (2015), Luxembourg: Publications Office of the European Union, 138.
Vermunt, J. (2016), Secondary student teacher's personal and professional values, and the teaching as inquiry framework. New Zealand Journal of Teachers' Work. 13, 39-60.
Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.
Данные авторов:
Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогических технологий, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского.
Чернявская Анна Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологий, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Головина Инна Валентиновна, кандидат химических наук, доцент, начальник отдела научно-исследовательской и проектной деятельности, Академия Минпросвещения России. Груздев Михаил Вадимович, доктор педагогических наук, доцент, ректор, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского.
Папуткова Галина Александровна, доктор педагогических наук, доцент, начальник отдела стратегии развития педагогического образования, Академия Минпросвещения России. Ходырев Александр Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории педагогики, проректор, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского.
About the authors:
Lyudmila V. Bayborodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogical Technologies, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University.
Anna P. Chernyavskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogical Technologies, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University.
Inna V. Golovina, Candidate of Sciences (Chemistry), Associate Professor, Head of the Research and Design Department, Academy of the Ministry of Education of Russia.
Mikhail V. Gruzdev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Rector of Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University.
Galina Al. Paputkova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Strategy for Development of Pedagogical Education, Academy of the Ministry of Education of Russia.
Alexander M. Khodyrev, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of Pedagogy, Vice-Rector of Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University.